Принятие христианства на руси: кратко

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ — принятие Киевской Русью христианства в качестве государственной религии.

  По летописному преданию, первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнес апостол Андрей Первозванный. И сегодня предание об апостоле Андрее продолжает оставаться официальной точкой зрения Русской православной церкви.

  В кон. IX — нач. X вв. В Киевской Руси существовали отдельные христианские общины, в Киеве был построен храм пророка Ильи. В сер. 960-х гг. в Константинополе крещение приняла княгиня Ольга. Государственной религией Киевской Руси христианство стало в кон. X в. при великом киевском князе Владимире Святославиче. По летописному преданию, в 986 г. к Владимиру пришли посольства от разных народов и стали склонять его принять их веру: волжские булгары — ислам, послы папы римского — западное (латинское) христианство, евреи — иудаизм. Расспросив послов об обычаях разных вер, Владимир отказался от них. Вскоре к киевскому князю явился греческий философ и рассказал о православии — христианской вере, исповедуемой в Византии. Тогда Владимир послал своих бояр в разные страны, чтобы узнать, чья вера лучше. Особенно поразила бояр красота греческого богослужения, и они напомнили князю о том, что в «греческую веру» крестилась его бабка княгиня Ольга.

  В 988 г. Владимир отправился в поход на византийский город Херсонес (Корсунь), расположенный в Северном Причерноморье. Захватив город, Владимир запросил от византийских императоров Василия и Константина себе в жены их сестру царевну Анну. В ответ императоры потребовали, чтобы русский князь принял крещение. Владимир согласился и, женившись на Анне, крестился в Херсонесе, а город вернул византийцам в качестве свадебного дара («вено») за невесту. Вернувшись в Киев, Владимир ниспроверг языческих идолов и крестил киевлян в водах Днепра, а затем построил главный храм Киева и всей Киевской Руси — церковь Богородицы, называвшуюся также Десятинной церковью.

  В нач. XI в. христианство распространилось по всей территории Киевской Руси. Уже в древности существовало множество мнений о том, где и как Владимир крестил Русь. В «Повести временных лет» рассказ о Крещении Руси помещен под 988 г. В качестве места крещения самого Владимира в разных источниках кроме Херсонеса названы гг. Киев и Василев.

  Наиболее распространена в современной науке «византийская версия» Крещения Руси, согласно которой христианство на Русь пришло из Константинополя (Византии): Владимир крестился сам и крестил всю Русь по византийскому обряду. Тогда же в Киев из Константинополя прислали первого митрополита, подчиненного Константинопольскому патриарху. Впрочем, ни византийские, ни древнерусские документы ничего не сообщают об этом митрополите. Ничего не сообщают византийские документы и о факте Крещения Руси в кон. X в.

  По другой, «болгарской версии», в первые годы своего существования Русская церковь подчинялась охридскому патриаршеству, находившемуся в Болгарии.

  Еще одна версия — «римская». В раннем русском христианстве было отмечено много черт, присущих Западной, а не Восточной церкви. Например, именно с Запада в русский церковный лексикон вошли такие понятия, как «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «крест». Oттудa же заимствован обычай платить налог в пользу церкви — «десятину».

  Некоторые ученые пытаются обнаружить влияние на раннее русское христианство ирландско-британской церкви — выборность, а не назначение епископов, отсутствие церковной иерархии.

  Отыскивались параллели и в западнославянском христианстве. Так, институт десятины, которого не знали в Византии, а в том виде, в котором он утвердился на Руси, не знали и в Риме, применялся у западных славян — в Чехии и Моравии. А понятия «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «Kpecт» в том же звучании имеются и в сербохорватском языке.

  В раннем христианстве обнаруживается влияние арианства: в Начальном своде в Новгородской первой летописи младшего извода и в т.н. Написании о вере — приведен арианский или близкий к нему Символ веры.

  Некоторые исследователи считают, что в кон. X в. Киевская Русь приняла христианство в кирилло-мефодиевской традиции.

  Таким образом в раннем русском христианстве были представлены черты различных христианских учений. В конечном счете, Русская церковь постепенно оказалась под покровительством Константинополя. Разделение церквей, произошедшее в 1054 г., закрепило Киевскую Русь в качестве одной из митрополий Константинопольского патриаршества.

автор статьи С. Перевезенцев

Как это было

Историки отмечают, что князь Владимир, выбирая государственную религию, рассматривал также ислам и иудаизм. Последний отпал сам собой, так как его исповедовал вечный враг древнерусского государства Хазарский каганат. Ислам как религия только формировался. А христианство с его величественной обрядностью и соборностью было наиболее близко к духовному коллективизму славян. Не последнюю роль сыграли и тесные экономические и культурные связи с Византией, являвшейся центром цивилизации европейского мира. В летописи тех времен отмечалось, что русское посольство, оказавшееся в Царьградском храме, было потрясено великолепием православного богослужения. По их словам, они не знали «на небе пребывают или на земле».

К концу Х столетия христианское вероисповедание было уже достаточно распространено на Руси. Многие купцы, бояре и представители среднего сословья считали себя христианами. Жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась в православной вере ещё в 955 году. Но в массе своей это встречало яростное неприятие со стороны языческого большинства. Появились и первые мученики за веру, обличавшие служение «глиняным божкам».

28 июля (по старому стилю 15-го) 988 года волею Владимира все население Киева собрали на берегу Днепра и крестили в его водах. Обряд проводили приглашенные специально для этого византийские священники. Эта дата считается официальным днем празднования крещения Руси. Она только положила начало процессу распространения христианства, растянувшемуся на несколько столетий. Во многих княжествах язычество оставалось ещё очень сильным, и много распрей пришлось преодолеть прежде чем новая вера полностью утвердилось как официальная религия. В 1024 году было подавлено восстание приверженцев старой веры во Владимиро-Суздальском княжестве, в 1071 — в Новгороде, только к концу ХI века принял крещение Ростов, Муром продержался до ХII века.

И до наших дней дошли многие языческие праздники — Коляда, Масленица, Иван Купала, которые естественным путем ужились с христианскими и стали неотъемлемой частью этнической культуры народа.

Разумеется, события разворачивались несколько детальнее. Но подробный разбор возможен только на наших курсах подготовки. Скажу лишь, что есть мнение, будто бы Владимир принял не христианство, а арианскую ересь, которая помещает Бога-отца — выше Бога-сына. Однако это тоже, длинная история.

28 июля — День крещения Руси: Как князь Владимир выбрал религию для страны

28 июля отмечается День крещения Руси. В 988 году киевский князь Владимир Святославович раз и навсегда изменил духовную жизнь русского народа. Как это происходило, и какие события повлек за собой переход в христианскую веру, расскажет 5-tv.ru.

Почему День крещения Руси празднуют 28 июля?

День крещения Руси отмечается ежегодно 28 июля. Почему был выбран именно этот день и когда на самом деле жители Киева приняли православие, неизвестно. Некоторые историки сомневаются даже по поводу 988 года. Июльская дата была выбрана как День памяти святого князи Владимира Святославовича.

Фото: ТАСС / Егор Алеев

Впервые День крещения Руси отметили в 1888-м. Тогда по Российской империи прошли широкие праздничные гуляния. В Российской Федерации и православных странах СНГ праздник утвердили благодаря инициативе патриарха Алексия II. Епископ обратился к руководству страны с предложением добавить День памяти святого князя Владимира в список государственных памятных дат. Документ был подписан спустя два года.

Как все начиналось?

Киевская Русь поддерживала теплые дружественные отношения с Византией. Князь Владимир имел военную договоренность с императорами Константином VII и Василием II, взамен ему была обещана женитьба на представительнице македонской династии Анне. Но жених был язычником, а невеста не могла выйти замуж за некрещеного монарха. Владимир Святославович принял решение принять православие, а вместе с ним обряд прошли некоторые его слуги, сыновья, жены (язычники могли иметь много жен) и часть боярского сословия. Кстати, от пяти жен он отказался и позволил им выйти замуж снова, либо остаться одинокими. Но как бы романтично это не звучало, такой серьезный поступок был продуманным шагом к тому, чтобы впоследствии крестить и всю Русь.

Фото: ТАСС / Владимир Медведев

Несмотря на все выполненные условия, правители Константинополя не торопились высылать Анну в Киев. Князю Владимиру Святославовичу пришлось брать невесту силой, он двинулся с войсками на город Корсунь (ныне Херсонес, Республика Крым). Византийское поселение было захвачено, а вернули его только после того, как Анна перешла на сторону Руси. Князь остался в Корсуне на какое-то время, чтобы получить уроки по христианству. Ему требовалось быть подкованным в этом вопросе.

Как крестили Русь: Из язычников в христиан

После удачной военной операции князь Владимир вернулся в Киев с невестой, также за ним последовали православные священники. Перед ним стояла задача начать операцию по крещению Руси. Ему пришлось активно бороться с языческими идолами. Началась вырубка славянских Богов по всей Руси. Главный священный центр в Киеве — Капище — разрушили. Шесть статуй славянского языческого пантеона стерли с лица города, кинув в воды Днепра.

Фото: ТАСС / Донат Сорокин

Князь Владимир начал активную пропаганду христианства среди населения. Владимир Святославович приказал русскому народу явиться в Киев, чтобы пройти массовое обращение в православную веру в Днепре. Мероприятия по крещению начались по всей стране. Вторым по счету крестили Новгород, далее Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Луцк, Псков и другие города.

В Киеве в 996 году был построен первый каменный храм Руси — Десятинная церковь или Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Но в 1240-м, когда орда хана Батыя завоевала Киев, великое строение было разрушено. Первую православную святыню восстанавливали два раза. Первый раз по инициативе митрополита Петра Могилы в 1630 году. На территории разрушенного храма была возведена небольшая церковь в память об утраченной православной святыне. В 1824-м по приказу митрополита Евгения началось второе восстановление. Было решено возвести храм полностью. Спустя почти 100 лет, когда к власти пришли большевики, в 1928 году, восстановленная Десятинная церковь была снова снесена, как и многие другие объекты архитектуры и культурного наследия России.

Предпосылки принятия христианства

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана

Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения

Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению  Руси.

Источники и дополнительный материал по теме:

  • «Утверждение христианства на Руси» — Брайчевский М.Ю. 1989
  • «Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества» — Клейн Л.С. Санкт-Петербург, 2004
  • «Крещение Киевской Руси» — Кузьмин А.Г. Москва, 2012

Синтез язычества и христианства

Древнерусский летописец («Повесть временных лет») в своих трудах сообщает, что русичи лишь формально стали христианами, в действительности они жили, как «поганые». В государстве полным ходом царило двоеверие. Поклонение Иисусу отчетливо походило на поклонение Перуну, Богородица сменила богинь Рожаниц в роли женского божества плодородия, за Георгием Победоносцем прослеживалось божество солнца Хорс и так далее. Церковь, приноравливаясь к существующим реалиям, стала связывать праздники языческих богов с культами христианских святых: день Купалы обратился днем Иоанна Крестителя, праздник Перуна заменился днем Ильи Пророка, языческий праздник урожая наложился на празднование Успения Богородицы. Сохранился и чисто языческий по своей природе праздник – Масленица. В итоге полученный синтез привел к формированию самобытной религии – русскому православию.

Христианство на Руси, каким было оно в XI-XII веках, хорошо прослеживается в похоронных обрядах. В захоронениях археологи находят соответствующую символику веры (кресты и образки), но наряду с этим умершему подкладывали и пищу, считающуюся необходимой в загробном мире. Стоит также упомянуть, что традиционные поминальные обеды после похорон, поминки по усопшим и поминальный родительский день являются ничем иным, как отголосками языческих верований о душе и потусторонней жизни.

Таким образом, мировоззрение древнерусского общества вплоть до XV века продолжало определять язычество.

Крещение Руси

Христианизация далеко не всегда протекала гладко. С X века сохранилось множество свидетельств насильственного внедрения новой веры в народные массы.

Склонить славянские племена к православию князь Владимир поручил своим воеводам, среди которых особым доверием пользовался дядя князя, Добрыня. Да-да, тот самый Добрыня Никитич, хорошо известный нам по былинам и сказаниям. «Крестил Добрыня мечом, а Путятя огнем» — эти слова весьма точно описывают процесс насильственной христианизации населения. Показательные казни язычников, отрицавших новую веру, и породили эту поговорку.

Но у сопротивления крещению есть своя подоплека: с приходом на славянские земли Церкви на крестьянские подворья и хозяйства налагался новый налог – церковная десятина. Одна десятая часть от полученной прибыли, от собранного урожая или приплода скота должна была отдаваться в пользу церковников. Многие историки полагают, что десятина стала одним из основных «камней преткновения» в процессе христианизации.

Однако сопротивление процесс внедрения христианства встречал далеко не везде. Благодаря исконной веротерпимости и миролюбию славян, а также из-за долгого соседства с христианскими проповедниками, которых Византия охотно отправляла на славянские земли, во множестве мест массовое крещение проходило достаточно мирно. Конечно, если бы на активное содействие центральной власти, не силовой нажим князя Владимира, то христианизация Руси растянулась бы, вероятно, на столетия. Русская Церковь с момента своего появления всегда опиралась на центральную власть, полагаясь на мощь государства, взамен оказывая содействие его интересам.

Причины принятия христианства

Самые первые известия о проникновении христианства на Русь относятся к первым векам нашей эры. В IX веке Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге-957; второй-при Владимире 988.

После крещения Ольги христианизация Руси пошла быстрее. Россия поддерживала хорошие отношения и с Византией, и с Римской церковью, были и мусульмане, и иудеи.

Но обратиться в христианство было необходимо по некоторым причинам:

  • Это было необходимо в интересах развития государства, во избежание изоляции от всего мира.
  • Монотеизм соответствовал сущности единого государства, возглавляемого монархом.
  • Христианство укрепило семью, ввело новую мораль.
  • Способствовал развитию культуры-философии, богословской литературы.
  • Социальное расслоение требовало новой идеологии.

Принятие христианства ввело Россию в семью европейских народов, а язычество обрекло на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, которые относятся к язычникам как к нелюдям. При этом следует иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел только в 1054 году.

Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство путем создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привело к преодолению племенного сепаратизма и укреплению княжеской власти. Надежды Владимира в данном случае были связаны, по-видимому, с тем, что бог молнии считался главным в среде дружины. Только единобожие могло объединить страну и осветить авторитет единственной княжеской власти.

И сам Владимир размышлял о своей жизни, где было братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.

С принятием христианства на Руси может стать возможным развитие культуры народа: грамотности, летописания, архитектуры и храмового строительства; все это во многом могло бы определить формирование самой русской христианской культуры.

Растущая социальная неоднородность, а также меняющиеся духовные запросы высших слоев общества создавали условия для перехода к более сложной мировоззренческой системе.

Такие причины не могли не заставить Владимира задуматься о принятии единой веры для Руси.

Крещение Владимира

Не удалось доподлинно выяснить, был ли крещён князь вместе со всем Киевом либо же это произошло годом раньше. Поводом предполагать, что сам Владимир крестился в 987 году, послужили события, сопутствующие подавлению мятежа византийского военачальника Варды Фоки. Правитель Руси предложил свою помощь Константинополю за награду в виде руки царевны Анны, но императоры отвергли унизительное требование. Тогда Владимир воспользовался слабостью Византии, занятой подавлением мятежа в собственной стране, и захватил Корсунь, угрожая в дальнейшем Царьграду.

Императорам пришлось пойти на уступки и согласиться на женитьбу Анны с русским князем. Но в ответ они выдвинули свои требования:

  • Владимир должен принять крещение с именем Василий.
  • Корсунь необходимо освободить в качестве выкупа за невесту.

Археологические данные

Нужно отметить, что данные археологии хотя и подтверждают век крещения Руси, все же говорят, что распространение христианства началось все же раньше официальной даты – 988 года. Об этом свидетельствуют находки христианских древностей, к которым, в частности, относятся кресты-привески, то есть нательные кресты, свечи и другие предметы.

В основном они были найдены в погребальных комплексах дружинников. Фиксируются они уже начиная с середины – третей четверти 10 века в узловых пунктах Древнерусского государства. Это города и погосты. Под последними в данном случае подразумеваются дружинные центры и торгово-ремесленные поселения. Например, такие:

  • Киев.
  • Гнездов – недалеко от Смоленска.
  • Шестовица – вблизи Чернигова.
  • Тимерев – под Ярославлем.

Были найдены византийские монеты с христианскими изображениями, а также среднеазиатские (саманидские дирхемы), на которых были нанесены граффити, изображающие крест. А еще византийские монеты носились в качестве икон, а из дирхемов вырезали кресты. Граффити в виде крестов изображались и на бытовых предметах.

Для середины – второй половины 10 века, периода, который, по мнению археологов, является начальной стадией христианизации Руси, характерны подвески в виде креста, которые изготавливались из листового серебра. Их обнаружили в Киеве, Гнездове, Тимереве, в Псковском некрополе, на территории Искоростеня – административного и политического центра древлян.

Нужно отметить, что на международных путях движение денег контролировалось и распределялось княжеской дружиной, где религия постепенно становилась синкретической, то есть сочетающей в себе элементы нескольких верований. Именно эта дохристианская эпоха и считается периодом «двоеверия».

В некоторых из захоронений знати, которые совершены в языческих некрополях 9 века, в имеющихся там специальных деревянных отсеках, углубленных в землю, были найдены свечи. А это свидетельствует о применении в погребальных обрядах христианских элементов. Это касается Гнездова, Тимерева и Шестовицы.

5 первых канонизаций святых на Руси

Рисунок 4. Борис и Глеб – первые святые, канонизированные русской православной церковью

  1. Борис и Глеб – дети святого князя Владимира от греческой царевны Анны. Убиты собственным братом – Святополком в борьбе за власть. Святые были первыми, кого канонизировали именно в русской церкви.
  2. Преподобный Феодосий Печерский – отец русского монашества, живший в XI веке. Один из основателей Киево-Печерской лавры.
  3. Преподобный Авраамий Смоленский – святой родился в Смоленске в XII веке. Он проповедовал покаяние и Страшный Суд.
  4. Святитель Стефан Пермский – русский епископ проповедовал христианство на территории Коми. Он перевел для местных жителей святые книги, для чего ему пришлось придумать для них алфавит.
  5. Преподобный Сергий Радонежский – иеромонах Русской церкви, основатель нескольких монастырей, в том числе подмосковного Свято-Троицкого монастыря.

Крещение Киева

Вернувшись в столицу, князь начал энергичное крещение, первыми приняли христианство его сыновья и другие приближенные. Одновременно с этим были уничтожены языческие капища (святилища), статуи языческих богов были изрублены топорами и сожжены. Идола верховного бога Перуна сбросили с постамента, привязали к хвосту лошади и отволокли к печенежским порогам, по дороги его били палками 12 воинов, чтобы избавиться от бесов.

После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение, сотни людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие с Анной из Херсонеса священники.

После Киева подобным образом были крещены жители других городов Руси. Правда, не везде крещение проходило мирно, так, например, в Новгороде местные язычники оказали яростное сопротивление, не желая принимать христианство и давать в обиду языческих идолов. Интересно, что подавлением восстания новгородских язычников руководил некто Добрыня Никитич, бывший одним из воевод на службе у князя Владимира, впоследствии он станет одним из былинных богатырей. Что же касается реального исторического Добрыни, то про него летописец написал следующее: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём». То есть не везде крещение было делом добровольным, вполне возможно, что кое где оно проходило с приставленным мечем к горлу. Но уж такие были нравы в те средневековые времена.

Постепенно христианство стало государственной религией Киевской Руси, но язычество также не сразу ушло, языческие волхвы первое время действовали подпольно, и много людей продолжали тайно соблюдать языческие обряды. Чтобы нивелировать их действия многие языческие праздники были соединены с христианскими. К примеру, чисто языческий праздник Купала был приурочен к святому Иоанну Крестителю и стал зваться Ивана-Купала, но сам этот праздник является отголоском тех далеких, еще дохристианских, языческих времен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector