Проникновение христианства на русь

Первая попытка князя Владимира ввести новую религию

Князь Владимир принимает решение ввести единую религию с той целью, чтобы объединить народ своего государства. Для этого он ставит на холме в столице Киеве шесть идолов во главе с Богом громовержцем Перуном и объявляет, что отныне должно поклоняться только этим шести богам. Однако, вскоре Владимир понимает, что те цели, которые он преследовал, ставя киевских идолов, достичь не удалось. Ему необходима единая религия с одним богом, которая могла бы действительно что-то изменить на землях Руси.

Для того, чтобы выбрать новую религию, князь приглашает священников различных вер. К нему прибывают из Западной Европы священники католические, из Византии — православные. Также, в Киеве в этот момент побывали и мусульманские мувы из Волжской Булгарии, и иудейские раввины из Хазарского царства. Взвесив все за и против, Владимир решил остановиться на христианстве византийского образца.

История крещения Руси

Видя все это, князь Владимир со своей дружиной в конце 980-х годов принял решение о смене веры. Летопись рассказывает нам об «испытании вер» которое якобы предпринял князь Владимир. В ходе этого «испытания» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, с латинского Запада, и разумеется из Византии. Сам князь Владимир также в свою очередь отправлял посольства «в булгары», «в греки», «в немцы», чтобы «испытать их службу».

Согласно все той же летописи больше всего князю Владимиру понравилась пышная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять христианство восточного, византийского, православного обряда, а не западного, католического.

Хотя вряд ли практичный князь сделал такой выбор из одних лишь эстетических побуждений, все-таки Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем отдаленные католические западноевропейские государства.

Интересный факт: согласно преданию (то есть это не точно) одно время князь Владимир сильно заинтересовался Исламом, особенно его прельстило то, что мусульманская вера разрешала многоженство. А князь Владимир «ненасытен был в блуде», – так писал о нем даже христианский летописец, благосклонно относившийся к князю. Или, говоря простым языком, Владимир был еще тем Дон-Жуаном и имел большой гарем из жен и наложниц, как какой-нибудь турецкий султан. Но вот полный запрет на алкоголь в Исламе наоборот отвернул князя Владимира от принятия Ислама (как не крути, а у славян издревле были сильные алкогольные традиции). Так что возможно благодаря ему (алкоголю), Вас дорогой читатель зовут Иван или Михаил, а не Мустафа или Исмаил.

Принятие Русью христианства: значение в истории

Значение принятия Русью христианства было максимально разнонаправленным: принятие новой веры в качестве официальной религии кардинальным образом изменило быт, нравы, культурные особенности и многие другие аспекты жизни простого русского человека, бывшего язычника и дикаря по мнению европейских государств-соседей Руси.

  • Принятие христианской веры в значительной степени повлияло на русскую архитектурную культуру. Русское зодчество перенимало у византийских мастеров технологии строительства храмов и монастырей, так, например, в России появились купола в форме луковицы, ставшие в дальнейшем тем архитектурным символом, который ассоциируется у иностранцев именно с нашей страной.

  • Большие изменения произошли и с изобразительным искусством — на Руси возникло такое традиционное художественное направление как иконопись.

  • Благодаря принятию христианства, на Руси появилась своя письменность на основе кириллического алфавита. Монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, чтобы священные писания можно было переводить на языки славянских народов. Началось распространение грамотности, монастыри превратились в настоящие образовательные центры своего времени.

  • Христианство сильно повлияло на нравы и традиции жителей Руси той эпохи. Новая вера запрещала проведение языческих обрядов жертвоприношения, многоженство, веру в старых богов и суеверия. Запрещались также языческие обряды и праздники, но некоторые из них, так или иначе, сохранились и до наших дней, например, масленица.

Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности

Приняв одну из мировых религий — христианство, Киевская Русь окончательно определилась частью какого культурного пространства она желает быть. С этого момента наша страна могла считать себя полноправным членом европейской христианской семьи государств. Благодаря этому русским правителям стали доступны династические браки с представителями королевских семейств Западной и Центральной Европы.

  • Приняв общеевропейскую религию, Русь, по мнению крайне религиозного мирового сообщества того времени из дикого и варварского государства превратилась в державу, ставшую на путь истинный. Международный авторитет Древнерусского государства сильно возрос.

  • Христианство способствовало укреплению княжеской власти и сплочению народов и разрозненных племён Киевской Руси. Новая вера говорила, что любая власть — от Бога, а, следовательно, князь — это своеобразный божественный наместник, и поэтому ему следует беспрекословно подчиняться. Таким образом, народ сплотился вокруг киевского князя и общей веры.

Но помимо положительных аспектов принятия Древнерусским государством христианства по восточному образцу, историки выделяют и некоторые негативные последствия крещения Руси. В процессе христианизации русского народа, которая часто происходила насильственным образом, княжеские дружины и священники намеренно уничтожали всё, что было связано с дохристианской славянской религиозной культурой.

Как известно, история не терпит сослагательного наклонения, но мы бы всё-таки хотели предложить вам представить, как могла бы выглядеть сегодняшняя Россия, если бы в конце X века князь Владимир не крестил Русь по восточному образцу, а выбрал другое религиозное направление. Оставляйте комментарии со своими идеями под этим постом, для этого не требуется регистрация.

Вклад князя Владимира в русскую историю

Покорные воле князя большинство русичей стали христианами. Однако, стоит заметить, что в тайне, в тихомолку, многие из них продолжали использовать языческие обряды. Те, кто решительно отказывался от христианства уходили в глухие леса, где жили по собственным законам и обычаям. Пока же Русь крестилась, статуя свергнутого Перуна плыла по Днепру, и люди, полные старых суеверий, видя его, бросали монетки, пытаясь, таким образом, умилостивить обиженного бога.

Впрочем, особо с ним пообщаться Владимир людям не дал. Он нанял специальных людей, которые стояли вдоль реки с шестами и отталкивали идола, если он приставал к берегу. От былых богов было принято решение избавиться окончательно. Вместе с Перуном ушли в прошлое и многие старые языческие обычаи, такие, как многоженство, кровавые жертвоприношения и многое другое. Вместо этого Владимир начал строить храмы, монастыри, школы. Он пригласил из Византии ученых, и они знакомили русичей с новейшими достижениями западной культуры и техники. Крещение Руси стало, наверное, главным деянием Владимира и навеки вписало его имя в русскую историю.

Социальные предпосылки

После смерти Игоря княжество было разделено между его сыновьями – Олегом, Ярополком и Владимиром — на три неравные части. В результате вспыхнувшей междоусобицы Олег и Ярополк погибают, на престол киевского княжества восходит Владимир.

Новое объединенное княжество нуждалось не только в единой власти, но и в единой вере, способной стать стимулом для объединения народа. Владимир предпринял первую попытку такого объединения. Всех языческих богов, которым поклонялись разные славянские племена – Даждьбога, Велеса, Стрибога, Макошь и прочих, — князь собрал в единый пантеон, поставив во главе Перуна. В Киеве было сооружено огромное капище, где возвышались идолы всех значимых персонажей славянского язычества. Жертвоприношения, поклонения, обряды – все это было решено проводить на одном месте. Однако эта попытка превращения языческих верований в монотеизм потерпела неудачу – отдельные племена по-прежнему ставили во главу только «своего» бога-покровителя.

Принятие крещения князем Владимиром

Византия была самым могущественным соседом Руси. Князь Владимир, как мудрый тактик, захотел сделать византийского императора своим союзником. Для этого было решено жениться на сестре императора, принцессе Анне. В качестве принуждения к браку Владимир осадил Корсунь (Херсонес), город в итоге был взят. Византийскому императору пришлось принять условия Владимира и выдать за него принцессу Анну. Но с условием: Владимир должен принять христианство, за язычника она выйти замуж не может. Так оформилось окончательное решение о крещении Руси князем Владимиром.

Князь крестился в Херсонесе 26 апреля 988 года, в великую субботу. Сейчас на месте крещения располагается собор святого Владимира. Перед совершением таинства произошло чудо: князь Владимир сильно заболел перед крещением и практически ослеп. Но после троекратного омовения в купели прозрел не только физически, но и духовно. До принятия христианства князь Владимир был темпераментным язычником, приносивший жертвы богам. Жестоким воином, который всегда брал то, что пожелает, любил пиры и имел много наложниц. Его сложно было назвать добродетельным человеком в христианском понимании этого слова. 

После крещения в личности князя Владимира произошел серьезный перелом. Он распускает своих многочисленных наложниц. Устраивает пиры для бедных, приказывает еженедельно развозить обозы с едой тем, кто сам не мог прийти на пир, подает щедрую милостыню. Владимир до конца жизни строго выполняет христианские заповеди, отказываясь казнить людей, боясь нарушить заповедь: “Не убий”. Начинает строить в Киеве церкви, выделяя на эти цели десятину из своих доходов. Благодаря своей деятельности Владимир остался в народной памяти под прозвищем “Красное солнышко”.

Вслед за князем Владимиром христианство принимает его дружина, а затем и жители Киева, Новгорода и других славянских земель. Лишь племена вятичей не приняли христианство, в их землях сильно укоренилось язычество. Почти 300 лет потребовалось для искоренения язычества в этих местах.

Крещение Руси

Христианизация далеко не всегда протекала гладко. С X века сохранилось множество свидетельств насильственного внедрения новой веры в народные массы.

Склонить славянские племена к православию князь Владимир поручил своим воеводам, среди которых особым доверием пользовался дядя князя, Добрыня. Да-да, тот самый Добрыня Никитич, хорошо известный нам по былинам и сказаниям. «Крестил Добрыня мечом, а Путятя огнем» — эти слова весьма точно описывают процесс насильственной христианизации населения. Показательные казни язычников, отрицавших новую веру, и породили эту поговорку.

Но у сопротивления крещению есть своя подоплека: с приходом на славянские земли Церкви на крестьянские подворья и хозяйства налагался новый налог – церковная десятина. Одна десятая часть от полученной прибыли, от собранного урожая или приплода скота должна была отдаваться в пользу церковников. Многие историки полагают, что десятина стала одним из основных «камней преткновения» в процессе христианизации.

Однако сопротивление процесс внедрения христианства встречал далеко не везде. Благодаря исконной веротерпимости и миролюбию славян, а также из-за долгого соседства с христианскими проповедниками, которых Византия охотно отправляла на славянские земли, во множестве мест массовое крещение проходило достаточно мирно. Конечно, если бы на активное содействие центральной власти, не силовой нажим князя Владимира, то христианизация Руси растянулась бы, вероятно, на столетия. Русская Церковь с момента своего появления всегда опиралась на центральную власть, полагаясь на мощь государства, взамен оказывая содействие его интересам.

Возникновение русского народа

Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.

«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.

По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.

До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.

Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.

«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.

Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность

Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.

  • Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади Евгения Новоженина
  • РИА Новости

«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.

По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она

Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.

Предпосылки

Византия, которая приняла христианство задолго до X века, стремилась обратить в свою веру язычников. Это было необходимо для снижения риска военных конфликтов с иноверными государствами.

В IX веке попытки влиять на правителей через религию предпринимались в отношении Моравии и Болгарии, а также Киевской Руси после её нападения на Константинополь. Итогом похода русов стало отступление, но не желавшая новых конфликтов Византия отправила в Киев миссионеров, проповедовавших христианство. Это предприятие принесло первый успех — «Аскольдово крещение», то есть принятие христианства некоторым количеством народа и бояр во главе с князьями Диром и Аскольдом.

Это было первым шагом государства в сторону принятия христианства. После этого в середине X века крещение приняла княгиня Ольга, получив при этом новое имя — Елена. В 957 году она вместе со священником Григорием отправилась в Царьград к императору Константину Порфирородному. Целью визита было официальное принятие правительницей христианства по константинопольскому обряду с тем, чтобы Русь могла считаться империей, равной Византии. Крещение состоялось, но союзные отношения установились не сразу.

Спустя два года Ольга отказала Византии в военной помощи и стала устанавливать связи с Германией. Константинополь увидел в действиях правительницы угрозу и поспешил заключить договор на выгодных для обеих сторон условиях. Прибывшее впоследствии германское посольство было вынуждено вернуться безрезультатно.

Таким образом, христианизация на Руси началась задолго до 988 года. Отдельные правители приняли эту религию (Дир и Аскольд, Ольга) либо проявляли симпатии к ней (Ярополк Святославович). Во время археологических раскопок были найдены древние захоронения начала X века, в которых обнаружились нательные кресты, а также элементы погребальных обрядов, принятых в христианстве.

Первые сведения о христианах

Первые данные о достаточно массовом обращении славян относятся к середине IX в. Тогда они особенно часто нападали на греческие колонии Северного Причерноморья, наконец около 860 или 866 г. добрались до Константинополя. Это нападение под предводительством варяжских князей Аскольда и Дира, правивших тогда Киевом, зафиксировано Византийскими хрониками. Согласно им:

  • город практически остался без защиты, славянские отряды уже бесчинствовали по окрестностям;
  • тогда патриарх Фотий погрузил в воды пролива Босфор святыню – Ризу Пресвятой Богородицы; началась страшная буря, полностью уничтожившая корабли врагов;
  • результат поражения оказался неожиданным: вразумленные чудом, князья, их дружины… попросили Крещения; более того: попросили прислать на Русь епископа, иереев.

Аскольд и Дир в Царьграде (летописная миниатюра)

В 867 году в своем Окружном послании к восточным архиерейским престолам константинопольский патриарх Фотий, извещал о крещении болгар, сообщал довольно интересную информацию:

«Ибо не только этот народ (болгары- авт.) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя с любовью! поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере (вновь восклицает Павел: «Благословен Бог» во веки! ), что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»

Кто самый первый христианин на Руси

С высокой вероятностью – один из князей, вероятно, Аскольд. Первыми христианами можно назвать также его соправителя Дира, их дружины. Это первое Крещение Руси (866-867 гг.) византийские источники именуют «Фотиевым», по имени Константинопольского Предстоятеля, при котором оно произошло. Однако в 882 г. новгородский князь Олег, скандинав-язычник захватил Киев, убив Аскольда и Дира.

Интересный фактО том, что Аскольд и Дир после греческого похода  приняли христианство свидетельствует тот факт, что над могилой Аскольда в XI веке благочестивый боярин Олма воздвиг церковь св. Николая.

В каком году христианство приняла княгиня Ольга

Впоследствии христианство осталось довольно заметной силой: верующих немало было среди дружины князя Игоря, сам он благоволил к христианству. В 945 г. князя убили славяне-древляне. Его супруга, княгиня Ольга, жестоко расправилась с ними, как велели царившие тогда языческие обычаи.

Ольга вступает в храм св Софии, Константинополь. Художник И. Машков

О том, какой духовный перелом произошел впоследствии, известно мало. Подвигла ли ее к обращению скорбь о супруге? Повлияли ли христиане Киева? Во всяком случае через 12 лет по убиении Игоря, в 957 г., она приняла веру в Константинополе. Но это событие тоже не стало «отправной точкой» массового Крещения:

  • сын княгини, Святослав, оставался ревностным язычником;
  • попытка образовать на Руси епархию закончилась бунтом; за последние годы жизни Ольга смогла лишь попытаться дать христианское воспитание внукам.

Процесс крещения

Вернувшись в Киев, Владимир заставил принять крещение своих сыновей и приближенных к нему людей. Затем все остальные жители приняли христианство в водах Днепра. При этом князь прочитал молитву, образец которой сохранился в древних летописях.

На территории русских земель христианство насаждалось силой. Многие не хотели креститься. Были места, где оказывалось яростное сопротивление. В итоге этот процесс растянулся на длительное время.

И все же христианство постепенно стало основной религией на Руси. В этих условиях языческие сторонники стали действовать скрытно, продолжая молиться своим богам. В дальнейшем для облегчения ситуации некоторые языческие праздники были объединены с христианскими.

Последствия внедрения на Руси христианства

Последствия религиозной реформы Владимира оказались действительно масштабными. Принятие Русью христианства имело как положительные, так и отрицательные аспекты.

  1. Смена веры проходила насильственно, сопровождалась масштабными репрессиями и жертвами внутри страны.
  2. Введение христианства увеличило темпы и скорость подчинения рядовых общинников знати, утраты ими влияния на общественную жизнь.
  3. Христианская церковь почти сразу превратилась во «вторую власть» в княжестве и оставалась таковой еще много веков. Это имело как положительные, так и отрицательные последствия в отдаленном будущем.
  4. Принятие христианства действительно улучшило восприятие русского государства его соседями и способствовало развитию международных отношений.
  5. Христианство способствовало культурному прогрессу – введению письменности, созданию школ и скрипториев для переписывания книг, возникновению летописания. Однако оно же жестко искореняло все предшествующие культурные традиции (что удалось не полностью).
  6. Христианизация усилила экспансию Киевского государства в Северо-Восточной Руси. Теперь колонизация обретала характер своеобразного «крестового похода» ради обращения язычников.

Общая религия стала одним из факторов формирования древнерусской народности. Но ее потенциала было явно недостаточно для предотвращения феодальной раздробленности – как и везде в мире.

В целом религиозная реформа Владимира и принятие Русью христианства имели огромное значение для дальнейшего развития государства. Изменение веры сделало Русь полноправной частью средневековой Европы.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Древняя Русь

  • Как образовалось Древнерусское государство?
  • Причины распада Древнерусского государства
  • Слои населения Древней Руси
  • Принятие христианства на Руси: причины и последствия
  • Самое главное о культуре Древней руси
  • Литература Древней Руси, дошедшая до наших дней

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выводы и результаты

Как бы там ни было, принятие новой монотеистической религии было неизбежно просто как историческая необходимость. Аналогично тому, как язычество в свое время обеспечило объединение людей в родовые и племенные общины, сплотив их в рамках своей популяции, так и христианство сыграло роль связующего звена для племен в единое государство.

Общий результат, тем не менее прежде всего положителен для Руси, как для государственного образования, а отрицательные последствия едва ли перевешивают его. Если же окинуть взглядом весь период, последовавший в течение следующих десяти с лишним веков за 988 годом, то становится очевидным, что смена религиозной парадигмы с язычества на монотеизм явилась не только наилучшим, но и единственно верным решением для сохранения и процветания государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector