Святая русь: тернистый путь христианства

Причины принятия христианства, летописные и не очень.

Согласно многим летописям он рассылает послов к различным вероисповеданиям. Как красиво заворачивают христианские летописцы, он, мол, почувствовал стремление к их вере, или же ему понравилась внешняя помпезность и глубина идей. Некоторые совсем наивные верят, что Владимир решился увидев картину с страшным судом или же описывают любовную историю (что смешит, ведь на этот момент у него было 5 жен и около 600 наложниц, а Анну он и в глаза не видел). С какого перепугу он пришёл к идее принятия новой веры достоверно не известно.

Возможно, на него подействовали булгары с их исламским посольством к Владимиру, мусульмане часто пытались склонить в ислам соседей.

Или же здесь подействовали неудачи с княжеским пантеоном.

Возможно тут мировой черномагический заговор.

Или виной всему хитрый план, который он привёл в действие. Ведь в 988 году Владимир захватил Корсунь, и потребовал от Царьграда царевну Анну в жёны. Женившись на Анне, Владимир стал бы равен европейским правителям. Византийцы потребовали принятия христианства князя, что для Владимира не являлось проблемой.

Существовали ли цивилизации на земле до христианства, египтян и иудеев?

Вообще не исключено, что когда-то ведические знания на территории современной Индии и на славянских землях были едиными или переданными от одних другим. Да и последние генетические исследования показывают, что в крови у большинства людей из высших каст в Индии до сих пор содержится именно славяно-арийский генотип.

А у низших каст и людей с более темной кожей, как утверждают эти же современные ученые, этого гена практически не содержится, поэтому очень даже вероятно, что некие более разумные и сильные Арии ранее были в верхах власти и там, и там.

Но главное, что на этих землях какие-то постоянные войны и движения не очень понятно кого и не очень понятно куда, но точно были. Даже археологи уже давно признали, что есть в Индии храмы и развалины, насчитывающие тысячи лет, как самые старые египетские пирамиды, если не старше их.

Более того, есть там даже некие признаки присутствия более развитых культур и каких-то глобальных «разборок», вплоть до ядерных войн. Не секрет, что они относительно детально описаны в некоторых древнеиндийских священных ведических текстах еще до появления даже намека о подобных технологиях на западе.

Так что пусть даже если не с ядерными войнами и сражающимися многотысячными армиями, но некая цивилизация, и далеко не самая отсталая, там была. Причем была она там и во время расцвета Египта, а скорее всего даже и до него. Возможно, еще до времен начала написания Ветхого Завета из современной христианской Библии.

И не будем уже, опять же для краткости и простоты повествования, затрагивать, как конкретно с религиями обстояло дело в древнем Египте и во времена написания Старого завета, так как, по сути, к современным мировым религиям они имеют опосредованное отношение.

Ведь понятное дело, что египетским богам в наше время уже практически никто в трезвом состоянии не поклоняется, кроме некоторых приверженцев мировых заговоров, но, опять же, о них достоверно мы знаем не так много.

В любом случае, если верить старому завету Библии, то история жизни обычных людей была в то время в этой части света довольно темная и жестокая. Люди постоянно воевали, обманывали, грабили, продавали в рабство и убивали друг друга. Хотя одновременно с ними еще и существовали какие-то более разумные и продвинутые египетские и подобные им жрецы, которые занимались некой наукой, и возможно даже некой «магией».

В общем, если вам скучно, почитайте сами старый библейский завет или Тору, но нам интереснее, что происходило далее, ведь после времен Ветхого завета вроде бы пришел некий Великий пророк Иисус.

По какой-то известной только ему причине Иисус отменил все основные законы и традиции, существовавшие до него в старом завете, а главное, призвал всех пользоваться именно его вариантом учения и поменьше руководствоваться тем, что было до него, так как это уже не очень-то было и актуально в то время. За что его, правда, возможно затем и убили.

И вот если пойти чуть дальше от времен, описанных в Старом завете Библии, но ещё немного до написания Нового завета, то первым более или менее всем известным человеком, основавшим свою супермировую религию, дошедшую и до наших дней, был Будда…

Но это тема для следующей статьи, в которой мы обсудим, какой была История Буддизма: кто такой Будда на самом деле? А сегодня мы коснулись самых истоков истории мировых религий, Ведической культуры славян до прихода христианства на Русь, а также провели параллель между древними славянской и индийской культурами.

Ну, и конечно, не забывайте чаще заходить на наш видеоканал обучения и саморазвития на ютуб, смотреть видео и на другие интересные и полезные для самообразования темы…

Общая информация о Руси 9 века

Племена славян, когда-то бывшие одним целым, расселились на территории от Дуная до Волги, от Балканского полуострова до Ладожского озера. Остались позади общие походы на Рим, совместные войны с германскими племенами и другими. Племена уже не кочуют, а ведут оседлый образ жизни. Постепенно отдаляются друг от друга и объединяются в племенные союзы по принципу проживания. То, что раньше было родом, становится племенем. Примером тому Вятичи и Радимичи, вышедшие из одного рода Ляхов.

    Восточные источники говорят о славянах как о воинственном народе. Так, арабский писатель Абу-Обеид-Аль-Бекри в своих трудах отмечает, что если бы славяне, этот могущественный и страшный народ, не были разделены на множество поколений и родов, никто в мире не мог бы им противостоять. Об этом же пишут и другие восточные авторы. Воинственность славянских племен отмечают почти все византийские писатели.

От оседлого образа жизни и воинственности, начинаются соседские разборки. Из-за земли и различных благ. Кроме того изменяются и религиозные мировоззрения, появляются заимствования культов от соседних не славянских племён. В результате возникают различия между пантеонами севера и юга, запада и востока.

В то время Русь была объединением различных славянских племен, подчинённых одному вождю. Поляне с центром в Киеве, Кривичи (центры Смоленск, Полоцк, Изборск), Волыняне (центры в городах Волынь и Владимир-Волынский), и другие не менее достойные. У каждого племени были свои крепости и города-крепости. Крепости приходилось делать из-за постоянных междоусобных разборок между князьями и племенами, близости с соседями. Помимо славянских племен на территории занятой славянами жили различные не славянские племена. К северу и северо-востоку — финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др.). К западу — Литва, к югу и юго-востоку — тюрки (хазары, печенеги, половцы). У них тоже были свои города и центры. Огромное количество городов и крепостей, которое скандинавы называли Гардарикой.

Население страны не было однородным, племена, борющиеся между собой. То древляне полянам навешают, то поляне вятичам. Кроме того, различные степняки пользовались разобщённостью, нападая на отдельные племена и делая их своими данниками. Иногда племена объединялись, чтобы отразить нападение врагов или совершить набег.

Общество ведической Руси

Изначально у русов образовались центры развития – город Киев на юге и город Новгород на севере.

Русы всегда проявляли к другим народам доброжелательность и уважение, отличались душевностью.

До крещения Руси были в славянском обществе и рабы – челядь из пленённых иноземцев. Русославяне торговали челядью, но считали их младшими членами семьи. Невольники находились в рабстве определённый срок, после которого становились свободными. Такие отношения назывались патриархальным рабством.

Местом жительства словянорусов были родовые и межродовые поселения, в больших домах проживало до 50 человек.

Общинное общество возглавлял князь, подчинявшийся народному собранию – вече. Княжеские решения всегда принимались с учётом мнения военачальников, «дидов» и старейшин родов.

Общение на основе равенства и справедливости учитывало интересы всех членов общины. Живя по законам ведов, русы обладали богатым мировозрением и большими знаниями.

О ВНЕШНИХ ЗНАКАХ ВЕРЫ

Согласно нашим древнейшим традициям, Священным писаниям и преданиям во время обращений и гимнов, а так же при вхождении во Капища и Святилища наши мы осеняем себя Святым знамением . Для сотворения Святого знамения три перста правой руки (большой, безымянный и малый) концами соединяются вместе в честь Великого Триглава Мира Яви – Сварога, Перуна и Свентовита, которые есть суть – Совесть, Свобода (Воля) и Свет, а два перста (указательный и средний) соединяются прямыми вместе и означают Род Небесный и Ладу-Богородицу. Затем сложенные таким образом два перста налагаем сначала на чело наше, после на очи (на левое око, потом на правое око), а затем на уста. Сим Святым знамением мы освещаем нашу Святую Старую Веру – Инглиизм, повторяя Святую молнию Бога Перуна, которая освятила благостную жизнь всех Предков наших и которая освящает во дни сии нашу повседневную жизнь. Святое знамение мы налагаем на чело, дабы освятить ум, постигающий Мудрость Богов и Предков наших; на очи, чтобы освятить зрение наше и видеть истинное Творение Богов и Предков наших; на уста, чтобы освятить речь нашу, особенно когда произносим слово Божие и Мудрость Божию, кои исходят из уст наших, и сберегаем от хулы уста свои. Преклонение головы своей во время обращений и гимнов выражает наше уважение к Древним и Родным Богам нашим, и к Святомудрым и Великим Предкам нашим в благодарность за их помощь во всех деяниях и созиданиях наших.

Во время прославления Древних Светлых Богов и всех Предков Родов наших во Капищах и Святилищах, в Куммирнях возле древних Куммиров и возле жертвенников на Городищах во время Празднования Светлых дней в Священных Рощах и Дубравах, на берегах Священных рек и водоемов, мы сотворяем Знамение Славы. Для его сотворения, изначально мы полагаем открытую правую ладонь на сердце свое, а после поднимаем ее выпрямляя по направлению к Небесам Сварожьми (рис. 1) и изрекаем:

«Слава Богам и Предкам Наша!» Православные Староверы-Инглинги в повседневной жизни носят на теле своем особые защитные символы, отлитые из белого металла или изготовленные из священного Древа (Дуб, Кедр, Береза, Ясень, Вяз, Липа и др.), которые называются Оберег Родовой Общины (рис. 2), Родовой Оберег (рис. 3), Оберег меж-Родовой Славянской или Арийской Общины (рис. 4).

Каждый нательный Оберег, который носит Православный Старовер-Инглинг, так или иначе постоянно находится во взаимосвязи с древними Духовными Источниками Старой Веры. Кроме того, материал, из которого изготовлен тот или иной Оберег, сам по себе является постоянным источником Природной целительной силы. Большинство Славянских и Арийских Оберегов изготавливаются из серебра. Сей благородный металл является Священным для верующих Инглингов, так как издревле было известно весьма благотворное влияние серебряных изделий на организм любого белого человека. Очень часто используются Рунические Обереги, т.е. Обереги, на которых начертаны древние охраняющие Руны или Рунические тексты с оберегающими заговорами, а также Обереги, изготовленные в виде какой-либо Руны. Нательные Обереги, изготовленные из Священных Деревьев, также оказывают весьма благотворное влияние на человека, т.к. каждый Оберег наделен особой Природной целительной силой. Жрецы-Священнослужители, Старейшины и Старосты Общин, кроме нательного Родового или Общинного Оберега, имеют наперсные Обережные Символы, т.е. носимые на груди (перси) поверх праздничных или Священных одеяний. Размеры Нательного Оберега были различными, но не меньше Ноктя (1,11125 см.) и не больше Вершка (4,445 см.), а средние размеры Наперсного Оберега находились в пределах от 1 ½ Вершка (6,6675 см.) до 2 ¼ Вершка (10 см) — см. Пядевую систему.

Становление церкви на Руси

История русского православия довольно неоднозначная. Судить о том, какое влияние имела на его становление языческая культура, можно по сохранившимся до сегодняшнего дня традициям. Благодаря симбиозу двух вер, христианской и ведической, Киевская Русь возглавила восточное направление Вселенской церкви, а также стала главным двигателем национальной мысли.

Уход от идолопоклонничества оказался менее болезненным, чем предполагал князь Владимир. Поскольку ведическая вера так и не смогла до конца заполнить сознание наших предков, отмена старых богов не повлекла за собой особо крупных мятежей.

Язычество оказалось благодатной почвой для взращивания веры в Иисуса Христа. Церковные богослужения русского православия с первых дней отличались невероятной пышностью и духовностью. У славян особенно сильно ощущалась близость к Всевышнему, а также божественное присутствие Его во всем, что их окружает.

Этапы развития Православной Церкви

Однако становление православной церкви на Руси не обошлось без трагедии. Так, жертвой борьбы двух вер стали сыновья киевского князя – Глеб и Борис, позже возведенные в святые великомученики. Набиравшая оборот чуждая религия отодвигала Святополка – еще одного сына Владимира – от заветного престола. Такая родственная ненависть заставила его избавиться от конкурентов, которые не пожелали отвечать агрессией на агрессию.

Монастырь – новый вид организации людей, появившийся на Руси

Монашество появляется на Руси сразу по Крещении – то были приехавшие из Византии греческие иноки. А с начала XI в. прп. Антоний основывает Успенский Печерский монастырь под Киевом – первый, устроенный русскими подвижниками, и, конечно, самый влиятельный.

Мощи прп. Агапита Печерского в Ближних пещерах

Почему? Ответ дает Киево-Печерский Патерик, описывающий жития подвижников. Безмездный врач Агапит, великий иконописец Алипий, мудрый настоятель Феодосий, святой князь Никола, оставивший славу, богатство, бывший дружинник погибшего князя Бориса Моисей Угрин, десятки других подвижников – поражает не одна их святость, но также то, что все они – современники! Неудивительно, что на Руси формируется представление о монашеском идеале жизни, о том, что благо роду, где есть инок…

Книги о крещении Руси

Вокруг крещения Руси много домыслов и спекуляций — как со стороны его противников, так и со стороны его сторонников.

Поэтому стоит обратить внимание на следующие книги о крещении Руси, где авторы работают с настоящим историческим материалом:

Голубинский, Е. Е. «История Русской Церкви» — авторитетный труд по истории церкви. Автор, профессор Голубинский, пользуется авторитетом не только в научных, но и в православных кругах.

Алексеев С. В. «Крещение Руси: Источники против интерпретаций» — работа доктора исторических наук, специалиста в истории России. В ней он пытается доказать, что вооружённые столкновения в Новгороде были исключительным событием в христианизации Руси.

Гордиенко Н. С. «Крещение Руси: факты против мифов и легенд. Полемические заметки» — в труде доктора философских наук и профессора обстоятельно рассмотрены все достоверные свидетельства, связанные с крещением Руси. Гордиенко Н.С. Развенчивает мифы и заблуждения вокруг этого события.

А.Г. Кузьмин «Крещение Руси: концепции и проблемы» — в этом труде затронуто колоссальное количество источников и обобщена информация о крещении Руси, накопленная за много веков нашей истории.

Какая вера была в древней Руси до христианства?

Обычно ее определяют как «язычество». Именно так называли веру славян летописцы. Термин происходит от славянского «язык», или «народ», то есть язычество буквально «народная религия». О том, какой она была, известно немного. Уже к XVI в. от нее оставались «обломки»: отдельные «народные традиции», «приметы», впрочем, дожившие даже до наших дней. Судя по ним, славянское язычество имело общие черты с подобными верованиями других народов. Оно было, по слову священника Павла Флоренского, «всечеловеческой религией природы», что подтверждается словами русских летописцев о «поклонении» славян «камням и деревьям», а также «богам».

Понятно, что «боги» язычников в христианском понимании – бесы, падшие ангелы. Именно поэтому летописцы вовсе не стремятся «оставить для потомков» нечестивые имена, называя лишь некоторые – Хорс, Макошь, Сварог, и, конечно, Перун – «бог» воинов, княжеских дружинников.

Религия западных славян

Бог Перун, у западных славян, был более известен под именем Перкунас. Но, до наших дней, об этом мало дошло информации. Существует мнение, что всадник Витис, который изображен на современном гербе Литвы, является Перкунасом. У западных славян не было открытых святилищ, они строили языческие храмы, в которых стояли все известные идолы, которым они поклонялись, а не один из них. Само капище было отделено перегородкой, к нему мог приблизиться только жрец. У восточных славян доступ к капищу, для всех верующих, был свободным. В древние времена, у западных славян, каждое племя считало своим прародителем какое-либо животное, и оно почиталось как священное. Например, племя лютичи поклонялись волкам и считали их священными животными. Во время ритуалов, в этом племени, надевали волчьи шкуры. Считали, что дух волка защищает их племя от злых духов. Есть мнение, что благодаря таким поклонениям, появились мифы об оборотнях. В древних сказаниях говорится о том, что колдуны превращались в волков и о том, что волки помогали тем, кто им поклонялся (в сказке «Иван Царевич и Серый Волк» волк помогал царевичу).

Лекарство от раздоров

«Праздник Крещения Руси дает нам повод обратиться к истории, к корням, ко всему тому, что было выворочено и выморочено в нашем народе, – говорит священник, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий Кочетков. – Это не просто торжественная дата, но настоящее событие, связанное с истоками нашего православия и русского народа, русской культуры, русского менталитета и даже русского языка, который появился из славянского, оплодотворенный Евангелием, святоотеческим наследием и первыми русскими христианскими летописями, наставлениями и словами мудрости, такими как «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати» и другие».

К XX веку в христианском мире выросла уникальная традиция русской духовной культуры со своей исторической и богословской школами, давшая миру религиозную философию, «святую русскую литературу», уникальные иконы и храмы, многие из которых, правда, были уничтожены в советское время.

И в дальнейшей русской истории любимый в народе преподобный Сергий Радонежский учил преодолевать «ненавистную рознь мира сего», а преподобный Серафим Саровский говорил: «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Эта мирность – первое, что было утрачено в XX веке в результате революции, гражданской войны, уничтожения церквей, репрессий.

По словам священника, вспоминая сегодня крещение Руси, нужно разглядеть, что именно с покаянием и примирением, с возвращением к христианским основаниям жизни связан и исторический шанс для русского народа.

Картина: Крещение Руси(конец 19 века)/Клавдий Лебедев

По мнению священника, наше время останется в исторической памяти как время разделения, создающее образ врага из своего ближайшего родственника. Стало выгодно держать в забвении, что мы один народ, происходящий из Руси. Именно поэтому сегодня День крещения Руси воспринимается церковью и обществом как возможность отказаться от вражды, вспомнить о родстве, примириться.

Торжественные мероприятия, богослужения и крестные ходы, приуроченные к годовщине Крещения Руси, пройдут 28 июля в России, Украине, Беларуси, Молдове.

Хорс

Хорс и Даждьбог считались богами солнца. Если Даждьбога признавали славянским богом солнца, то Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние.

Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце».

Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учеными. Так, Евгений Аничков писал о том, что Хорс — не бог солнца, а бог месяца, луны.

Этот вывод он сделал на основании текста «Слово о полку Игореве», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал: «Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал».

Ясно, что Всеслав перебегал путь Хорсу ночью. Великим Хорсом, по мнению Аничкова было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне.

Русские веды

Учёные говорят о двух ветвях ведических знаний – индийской и славянской.

Русские веды сохранились меньше из-за влияния различных религий.

При помощи сравнения лингвистики и археологии Руси и Индии можно увидеть, что их исторические корни похожи и могут быть общими.

В качестве доказательств можно привести следующие примеры:

  • Название и археологические особенности города Аркаима, останки которого обнаружены в России на Урале, похожи на индийские города.
  • Сибирские реки и реки Центральной России имеют созвучные санскриту названия.
  • Схожесть произношения и особенностей русского языка и санскрита.

Учёные делают вывод, что расцвет единой ведической культуры происходил на территории от берегов северных морей и до самой южной точки Индийского полуострова.

Русскими принято считать славяно-арийские веды — так называют сборник документов, отражающий жизнь человека на Земле более, чем за 600 000 лет. К славянским ведам относят и «Велесову книгу». По словам учёных Н. Николаева и В. Скурлатова, книга содержит картину прошлого русско-славянского народа. В ней русские представлены как «внуки Даждьбога», описаны праотцы Богумир и Ор, рассказывается о переселении славян на территории Подунавья. Рассказывается в «Велесовой книге» о ведении хозяйства славяно – руссами и о системе своеобразного миропредставления и мифологии.

Кто был самым первым верующим на Руси

Группа специалистов из Российской Федерации уверена в том, что первым христианином на Руси был Аскольд. Первыми христианами также можно назвать соправителя Аскольда — Дира — и их дружину. Это первое Крещение Руси византийские источники называют Фотиевым в честь Константинопольского предстоятеля, при котором оно произошло. В 882 году князь Олег, который был известен как язычник, захватил Киев и убил Аскольда и Дира.

Стоит отметить, что о вере Аскольда и Дира говорится во многих священных книгах, которые до сих пор можно отыскать на территории Российской Федерации. В одной из них сказано, что над могилой Аскольда в XI веке боярин Олма воздвиг огромную церковь, которая стала носить имя святого Николая. Это лишь подтверждает тот факт, что Аскольд и Дир приняли христианство, став первыми христианами на Руси.

Пока солнце высоко

Казалось бы, после крещения Руси князем Владимиром, должно было бы установиться трехдневное погребение. Однако этого не произошло. Правда, погребать стали более или менее однообразно, взяв за пример византийский обряд, когда тело покойника заключалось в гроб (корсту) и погребалось в землю.

Покойника обмывали, одевали в чистую одежду, священник читал отходную молитву, а затем распоряжались с телом по-разному: иногда хоронили в день кончины до захода солнца (возможно, переняв этот обычай у язычников) или оставляли лежать несколько дней.

Обычай хоронить, когда солнце высоко, объясняли тем, что де покойник в последний раз должен его увидеть, ведь в следующий раз он его увидит нескоро – лишь по воскресении.

Когда в 1123 году в Чернигове скончался князь Давид, то его внесли в храм Бориса и Глеба, чтобы отпеть и сразу похоронить, но епископ Феоктист, понимая, что гроб еще не готов, решил отложить похороны на следующий день, сославшись на то, что «солнце уже заходит».

И тут случилось чудо: время шло, а солнце не заходило. Удивившись такому, Феоктист восхвалил Бога и повелел работникам готовить каменный гроб. И лишь тогда, когда каменный свод могилы был возложен на подобающее ему место, солнце скатилось за горизонт.

В конце XV века однодневное погребение стало обычным. Митрополит Филипп отказывался погребать князя Юрия, брата Ивана III, мотивируя это тем, что де раз он не похоронен в день кончины, то и смысла не имеет. И действительно – по какой-то причине тело Юрия пролежало в храме четыре дня. Василию III пришлось вмешаться лично, чтобы тело брата было предано земле.

Терещенко свидетельствует, что в XVI веке русские хоронили покойников на третий день, отчитывая над ними псалмы и «обвивая» голову полотном. Происходило это без излишней пышности.

История Крещения Руси в 988 году

Но все же первоначально Владимир принимал решение о Крещении как политик – и как политик же его оттягивал.

Русь и Византия

Летописец свидетельствует: крестить Русь было решено еще с 986 г. Но два года дело не двигалось. Византийцы обставляли Крещение страны требованиями уступок, мечтая заполучить контроль над русскими торговыми путями. Разумеется, отдавать его Владимир не собирался.

В 988 г. ситуация, наконец, повернулась иным образом: начался мятеж, подавить который императоры Василий II и КонстантинVIII не могли. Как часто бывало, нанять для военной поддержки решили «русов». Но их князь неожиданно запросил не деньги, а… Крещение на своих условиях и жену – византийскую принцессу! Последнее требование, выдать ромейку замуж за «варвара», было практически оскорбительным для гордых греков. Именно поэтому Владимиру пришлось по подавлении мятежа еще брать город Херсонес, демонстрируя свою жесткость императорам, затягивавшим исполнение обещанного.

О самом главном

О том, что случилось дальше, мы знаем множество внешних подробностей и… почти ничего о том, что произошло с самим князем во время Таинства.

Летописец говорит, что накануне Крещения Владимир ослеп – а прозрел во время Таинства. Исторический ли это факт, метафора? Достоверно известно одно: принимать веру пришел добившийся своего политик. А из купели вышел Владимир Святой.

Прибытие епископа в Киев. Гравюра Ф. Бруни.

Как проходило в Киеве

Летописец говорит, что стремительно: горожане уважали успешного князя, христианство жителям было известно, поэтому на призыв откликнулись:

Распространение на территории других русских земель

Дальше было сложнее. На Руси известно несколько городов с именованием Владимира – на Клязьме, Владимир-Волынский. Предполагается, это –миссионерские «пункты», основанные лично князем. Воистину, бывшего язычника было не узнать: теперь он совершал поездки по разным местам страны, убеждая принять Христа!

Проблемы, связанные с насильственным введением христианства

Историки советских лет, опираясь на повествование летописца о крещении Новгорода «огнем и мечом», говорили вообще о насаждении христианства силой оружия. При этом, разумеется, «забывая», что Владимир-политик выбрал веру именно для того, чтобы духовно объединить племена разваливающегося государства.

Так каковы возможности «насадить» веру оружием у князя, деда которого древляне убили просто за попытку увеличить подати? Ответ очевиден. Какой бы неофитской ревностью ни пылал Владимир, его Крещение было только первым шагом на очень долгой дороге.

Илья Глазунов. «Крещение Новгорода»

Что до Новгорода – нет правил без исключения. Здесь не любили Киев, конкурента за лидерство. И отказывались понимать Владимира, воевода которого, Добрыня, еще за два года перед тем заставлял жителей поклоняться Перуну, а теперь он же (!), уже христианин, приказал бросить идола в воду.

Кто был до князя Владимира

До Владимира, которого в народе прозвали Красным Солнышком, были на Руси и другие правители, заинтересованные в смене конфессии. Самой известной из них является бабка князя — Ольга. Одни летописцы упоминали, что княгиня, которая родилась язычницей, со временем начала проявлять истинную христианскую добродетель. Также упоминается, что у правительницы было отвращение к языческим идолам. Но историки больше склоняются к версии, что Ольга решила сменить веру в качестве грамотного политического хода.

Многие современники княгини с восторгом отзывались о ее уме и прозорливости. Тем не менее Ольга приложила немало усилий в деле распространения христианства на Руси, хотя ее сын Святослав остался ярым язычником.

Памятник княгине Ольге в Киеве

Однако княгиня была далеко не первой на Руси, положившей начало христианскому учению. До Ольги в эту веру обращались еще в 800-х годах. Это были варяги, служившие в Византии. Они постоянно контактировали с носителями этой религии, поэтому со временем перенимали ее. Кроме того, нет однозначного мнения, когда состоялось так называемое «первое крещение Руси», поскольку существует очень много версий о первых принявших христианство русичах.

Владимир Святославич и крещение Руси

Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. Верховным богом был объявлен Перун, возводились языческие капища. Но желаемого результата реформа не достигла: объединению земель мешало разнообразие культов, не все из которых признавали верховенство Перуна. Именно тогда Владимир задумался об обращении в одну из монотеистических религий.

В летописных хрониках эти раздумья (или, скорее, представления о них) отразились в легенде об «Испытании вер». Конечно, в действительности посольств клириков ко двору Владимира в короткий промежуток времени не происходило, однако сказание достаточно достоверно передаёт атмосферу, в которой Владимир был вынужден принимать решение о духовном будущем своих подданных. Выбор пал на христианство византийского образца — с Восточной Римской империей Русь уже давно имела довольно тесные контакты.

Относительно конкретного времени крещения Владимира и киевлян в исторической науке до сих пор ведутся споры. Общепринятая дата оспаривается учёными: многие исследователи датируют обращение князя в христианство 987 годом, а события в Киеве — 990-м. Тем не менее основные события не вызывают споров. Поддержка Владимиром Константинополя в борьбе с восстанием Варды Фоки, сватовство к принцессе Анне и осада Корсуни действительно были. Как и отправка в столицу Руси миссионеров.

Идиллическая картина крещения киевлян также вызывает сомнения. Так, исследователь истории церкви Олег Рапов указывает, что не все жители столицы согласились с изменениями в духовной жизни государства. Многие сторонники язычества в знак протеста против княжеской политики ушли из города в леса и активно сопротивлялись насаждению христианства. События в Киеве отчётливо показали, что христианизация Руси растянется на долгие годы и будет сопровождаться жестокими столкновениями в попытке защитить языческие капища и право на исповедание языческих культов.

Славянский обряд венчания

Одним из свадебных обрядов было венчание. Оно олицетворяло божественное благословение молодых на союз. Обязательным условием для венчания была чистота невесты (девственность). Во время этого обряда молодые надевают друг на друга венки (отсюда и название – венчание). Венчание проводилось в храме (чаще Сварога или Лады, ведь они покровители семьи).

Наиболее благоприятными днями для проведения обряда были пятница, суббота и воскресенье. Будущие муж и жена готовили к венчанию два кольца, два полотенца, две свечи, две кружки из глины, горшочек с медом. Обряд проводили волхвы. Перед началом необходимо было выстроить всех гостей и важных участников по определенным правилам. Кстати, невесту и жениха называли княгиней и князей соответственно. Для чего необходимы были заранее приготовленные атрибуты?

Полотенца. На одном молодые стояли, а вторым им перевязывали руки.
Кружки. Из них пили особый напиток (сурицу) из меда и трав. Затем их разбивали, что олицетворяло конец прошлой жизни и начало новой. Осколки обязательно нужно было бросить в воду. Верили, что тогда семейная жизнь будет благополучной (так как вода сточит все острые углы).
Мед. Им волхв смазывал губы невесте. Это было символом сладкой будущей жизни.

Еще молодоженов обсыпали зерном. Это делали, чтобы в семье родилось много детей. Затем молодые три раза перепрыгивали через костер –для очищения и благословения Сварогом. Славянский обряд венчания предполагал также прохождение через какие-либо водоемы (реку или даже ручей). Это символизировало начало новой жизни, преодоление всех трудностей вместе. И вообще обычаи, так или иначе связанные с природными стихиями (вода, огонь), очень характерны для всех славянских обрядов и традиций.

Заключение

Вот так наши предки проводили свои свадьбы: весело и очень интересно. Для них свадебный обряд был одним из самых важных в жизни каждого человека. К нему тщательно готовились. Интересно, что многие традиции сохранились до сих пор. Например, девичник, разбивание кружек (бокалов) на счастье, обсыпание молодых зерном или крупой, выкуп невесты. Венчание также сохранилось, но сегодня в рамках христианства, а не язычества. Для славян свадьба была событием, которое происходило лишь раз в жизни. Ведь союз заключался не только на земле, но и на небесах.

Заключение

Религиозные верования славян неоднородны и имеют много различий. Но, при более детальном рассмотрении культуры и религии древних славян  , мы видим много общих факторов и общих божеств в разных племенах.

Религия славян до появления христианства  , была очень многогранна и интересна, она обожествляла все природные явления, показывала насколько человек связан с природой. Поэтому, даже в наши дни, есть люди, придерживающиеся языческой веры. Благодаря им, мы можем увидеть: древние обряды, услышать славянские мифы. Тема языческой религии наших предков очень популярна и в наше время.

Еще больше интересного о язычестве славян здесь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector