19 мая. память праведного иова многострадального
Содержание:
- Книга Иова
- Священное Писание
- Пророчество монаха Авеля о царе Николае II
- Иов в западной и русской философии
- Друзья страдальца
- Жизнь Иова
- В каких случаях читают акафист, канон
- Как изображают на иконах
- Самая знаменитая картина
- Церковь на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге
- Храмы в Брюсселе и Сарове
- ***
- Праведник из земли Уц
- За что страдал Иов Многострадальный
- С такими друзьями врагов не надо
- «Позорная» болезнь
- Слово Святейшего Патриарха Кирилла
- День рождения государя-страстотерпца Николая Александровича
- Иов в исламской традиции
Книга Иова
Глава 1.
1Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
2И родились у него семь сыновей и три дочери.
3Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.
4Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.
5Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их . Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.
6И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
7И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
8И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.
9И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
10Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
11но простри руку Твою и коснись всего, что у него,- благословит ли он Тебя?
12И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
13И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.
14И вот, приходит вестник к Иову и говорит:
15волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
16Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
17Еще он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
18Еще этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;
19и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.
20Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился
21и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!
22Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
Священное Писание
Деян., 19 зач., VIII, 18-25
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
Ин., 21 зач., VI, 35-39
35 Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
Пророчество монаха Авеля о царе Николае II
Император Павел Петрович попросил монаха Авеля рассказать, кому будет передано царское правление после его правнука, Александра III.
Авель отвечал:
Современные историки и православные исследователи крайне осторожно относятся к пророчествам Авеля. Так, они отмечают, что в своих предсказаниях он выражал еретические суждения и даже говорил, что его видения могли иметь бесовское происхождение
Еретическим, к примеру, считается заявление о Николае II как искупителе земли русской. В то время как Писание и Церковь говорят лишь об одном искупителе — Христе. Кроме того, нет доказательств, что пророчества о ХХ веке, приписываемые Авелю, были высказаны им.
Интересный факт
Николай II родился в день памяти святого Иова Многострадального.
Иов в западной и русской философии
Сёрен Кьеркегор видел в речах Иова больше мудрости, чем во всех трудах Гегеля. Он противопоставлял интуитивное постижение божественной воли Иовом рациональным построениям Сократа и других философов, верящих в силу разума. Под углом иррационализма трактуют фигуру Иова и некоторые другие современные философы, например, Лев Шестов.
По словам Николая Бердяева, история Иова опровергает распространённое у древних евреев представление о том, что за добродетельную жизнь человеку должно быть воздано при жизни, а несчастья — свидетельство Божьего гнева и признак отклонения страждущего от праведного пути. Эти расхожие воззрения воплощают утешители Иова. Как пишет Бердяев,
Петербургский философ Татьяна Шоломова указывала на ещё одну морально-философскую проблему, связанную с историей Иова: это судьба его детей, определённая Богом не по их собственным деяниям, а исключительно как атрибут судьбы их отца.
Друзья страдальца
Слухи о страданиях праведника дошли до трех друзей его, которые жили вдалеке. Они решили отправиться к Иову и утешить. Увидевши его, они ужаснулись, так страшно болезнь изменила тело страдальца. Друзья сели на землю и безмолвствовали семь дней, потому что не смогли найти слов, чтобы выразить свое сострадание. Иов заговорил первый. Он выразил скорбь о том, что родился на свет и был подвергнут ужасным страданиям.
Тогда друзья Иова начали разговаривать с ним, высказывая свои мысли и убеждения. Они искренне верили, что Господь посылает праведникам добро, а грешникам — зло. Поэтому считали, что у страдальца есть скрытые грехи, о которых он не хочет рассказывать. И предложили друзья покаяться Иову перед Богом. На это страдалец ответил, что речи их еще больше отравляют его страдания, ибо воля Господа непостижима и только одному ему известно, почему одним он посылает блага, а другим — тяжелые испытания. И нам, грешным людям, не дано знать помыслы Всевышнего.
Жизнь Иова
И́ов или Ио́в (ивр. אִיּוֹב, , , ) — главное лицо библейской книги Иова. Как праведник упоминается и в других библейских книгах: например, у Иезекииля (Иез. 14:14), в послании апостола Иакова (Иак. 5:11), а также в псевдоэпиграфе «Завещание Иова».
Ни книга Иова, ни какая-либо другая книга Библии не даёт прямого ответа на то, когда жил на земле Божий слуга Иов. Более того, нет библейских родословий с хронологическими сведениями, подобно тем какие встречаются в Бытие 5 и 11 главах, которые бы помогали установить хотя бы век, в котором жил Иов.
Тем не менее, различные намёки в книге Иова похоже указывают на то, что Иов жил где-то после потопа, но задолго до времён Моисея.
Когда жил Иов? 2 факта: после потопа, во времена патриархов
Открыть в большом разрешении — ссылка.
После потопа
Во-первых, после-потопный статус Иова можно усмотреть в вопросе Елифаза, заданном им в своей заключительной речи.
Обвиняя Иова в нечестии, Елифаз спросил:
Как заметил Уэйн Джексон: «С тем, что это является указанием на потоп согласны практически все исследователи» (1983 г., стр 58).
Иов патриарх
Во-вторых, то, что Иов был патриархом, который жил ещё до времён Моисея и, вероятно, ближе ко времени Авраама, похоже, явствует из следующих фактов:
1. Подобно прочим патриархам древности (Бытие 8:20; 12:7,8; 31:54) Иов как глава своего семейства совершал жертвоприношения Богу (Иов 1:5; ср. 42:8).
В книге Иова нет упоминаний о Левитском священстве, скинии, храме, законе Моисея и т.п.
2. В отличие от израильского закона, по которому наследство переходило к дочерям только при отсутствии в семье сыновей (Числа 27:1-11; 36:1-13), Иов дал своим дочерям «… наследство между братьями их» (Иов 42:15).
3. Богатство Иова исчислялось не в деньгах, а в количестве скота, которым он владел (Иов 1:3; 42:12), что более характерно для патриархальных времён.
4. И, наконец, на то, что Иов жил задолго до Моисея, похоже, указывает то факт, что продолжительность его жизни сопоставима с продолжительностью жизни патриархов живших примерно в 2200 годах до н.э.
Книга Иова открывает нам, что Иов прожил достаточно долго чтобы жениться, стать «знаменитее всех сынов Востока» (1:3), увидеть как его 10 детей достигнут совершеннолетия (1:5) и даже более того (см. 1:13,18).
Затем, сильно пострадав, потеряв всех своих детей и материальное богатство, Бог благословил Иова ещё 10 детьми и вдвое большим богатством (42:10-13).
Книга Иова заканчивается тем, что:
Это свидетельствует о том, что Иов, вероятно, дожил до 200 или более лет.
Когда жил Иов? 2 факта: после потопа, во времена патриархов
Любопытно, что Септуагинта свидетельствует о том, что Иов умер в возрасте 240 лет – возрасте который более подходит предкам Авраама (например, Серух прадед Авраама дожил до 230 – Бытие 11:22,23).
В каких случаях читают акафист, канон
Акафист и канон святому Иову читают в день его памятования 19 мая. В этот день во многих храмах их читают на общем богослужении. Это можно делать и в любой день дома перед иконой.
О чем молятся праведнику
Иову молятся по разным причинам. Среди них можно выделить:
- ослабление веры из-за сомнений в Божьих любви и справедливости;
- недостаток терпения и стойкости в тяжёлых обстоятельствах;
- физические и духовные недуги;
- борьба с вредными привычками, например, курением.
Как изображают на иконах
Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
На некоторых иконах Иов держит в руке белый свиток. Другой рукой он благословляет тех, кто смотрит на икону. На других иконах Иов благословляет двумя руками.
На голове Иова видна царская корона. Он одет в драгоценные одежды. Всё это указывает на его знатное происхождение и высокий статус в обществе.
Самая знаменитая картина
Одной из самых известных картин с изображением великого страдальца является полотно «Иов и его друзья» Ильи Репина. Мастер создавал шедевр в то время, как получал звание свободного художника в 1869 году.
Иов и его друзья — Илья Ефимович Репин. 1869. Холст, масло. 133 x 199
На картине показаны друзья Иова, пришедшие, чтобы выразить ему соболезнование. Хотя ни у кого не видны слёзы, но страх и печаль явно ощущаются у каждого.
- Художник запечатлел Иова, сидящим на руинах своего некогда шикарного дома.
- Плечи Иова поникли. На его лице — горесть и обречённость.
- На лицах друзей — растерянность и недоумение.
- За Иовом видна его жена, которая держится за голову и побуждает его к покаянию в грехах.
Церковь на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге
Данный храм является одной из самых знаменитых святынь культурной столицы России. Также это единственная действующая церковь на территории Волковского кладбища, одного из самых крупных в Санкт-Петербурге.
Храмы в Брюсселе и Сарове
Брюссельская церковь, созданная в честь Иова, принадлежит Русской Православной Церкви за рубежом. Её воздвигли в память об императоре Николае II. Годы строительства: 1936—1950. Архитектор — Николай Исцеленнов.
Храм Иова Многострадального в Сарове
В городе Саров храм во имя Иова был заложен в 2008 году, у входа на городское кладбище. Освятили его в 2011 году. Только в этом храме Сарова есть звонница и обученные звонари.
***
Книга Иова была написана не для того, чтобы ответить на все наши вопросы о зле, царящем в нашем мире. Её главный герой являет собой пример человека, не мыслящего жизни без единения с любящим и справедливым Творцом. Если бы счастье Иова было лишь материальным, то он не задумываясь, отрёкся бы от Бога. Но Иов был сказочно богат духовно и нравственно. И потому не сгорел в огненном испытании.
Удивительная книга Иова учит нас тому, что если мы живём святой и праведной жизнью, то наши страдания дают возможность прославить Бога и человека. Бога — как того, кто всегда любит нас и достоин ответной любви, и человека — как его лучшее творение на земле, подлинный образ и подобие.
Виктор Глебов
Праведник из земли Уц
Книга Иова — одна из самых загадочных книг Ветхого Завета не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения истории создания. Когда этот текст был написан? Кто его автор? Когда и где жил праведный Иов? К какому народу он принадлежал? Всё это доподлинно не известно. Древние церковные писатели полагают, что создателем книги Иова могли быть пророк Моисей либо царь Соломон. Но существует мнение, что Книга Иова старше Пятикнижия Моисеева и автор ее неизвестен. Что касается времени и места жизни Иова, большинство толкователей считают, что он жил в эпоху ветхозаветных патриархов. Святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит Кирский и блаженный Августин Иппонийский полагали, что Иов жил в стране Авситидийской, находящейся в пределах Идумеи и Аравии, и являлся прямым потомком Исава, а значит, принадлежал к языческому народу, хотя и имел в своем роду самого Авраама. Другая точка зрения, которой придерживался, например, блаженный Иероним Стридомский, гласит, что Иов был сыном Нахора — брата Авраама.
Иов происходил из языческого народа, но при этом верил в единого истинного Бога и был праведен и непорочен, чужд всякого зла. В такой же чистоте и праведности он воспитал своих многочисленных детей. Прибавьте к этому богатство, которым он обладал, и мы увидим воплощенную мечту каждого человека — настоящий рай на земле.
За что страдал Иов Многострадальный
Почему же на самом деле страдал Иов? Библия приоткрывает завесу тайны, о которой Иов знать не мог. В самом начале повествования об Иове сказано, что на небесах произошёл удивительный спор о личности этого праведника:
«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?
Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;
но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?
И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня».
(Иов.1:6-12)
Может показаться, что праведники для Бога всего лишь расходный материал, а не любимые и драгоценные дети. Но Библия не даёт никаких оснований считать, что Богу легко далось его решение.
Святой праведный Иов Многострадальный Миниатюра. Византия
Всё Божье откровение восстаёт против мысли о том, что Бог бесстрастно взирает на страдания ни в чём не повинных людей.
«Мне без любви даже рая не надо»
Тот вопрос, что поднял сатана, касался не только Иова и людей в целом, но и самого Создателя человека. С одной стороны, дьявол сказал, что Иов вовсе никакой не праведник, но обычный своекорыстный человек, служащий Богу только из соображений материальной выгоды.
И дьявол знал, о чём говорил. Он много раз видел, как из-за преклонения перед материальными благами создаются и рушатся семьи, дружеские коллективы, города, страны и целые империи.
В наши дни также нередко происходит то, о чём сказал дьявол. Человек, ставший обладателем баснословного наследства или лотерейного выигрыша, моментально обзаводится целой армией родственников и друзей, о существовании которых он не подозревал ещё за сутки до этого.
С другой стороны, сатана намекнул на то, что Бог прекрасно знает о том, что Иов его нисколько не любит. Именно поэтому он благословляет и защищает Иова. Ведь без всех его богатств Бог никому не нужен. На самом деле никто его по-настоящему не ценит и не любит за личные качества. Бог просто боится остаться в одиночестве, потерпеть моральное фиаско как Создатель и Отец, потому и покупает любовь щедрыми подарками.
Святой праведный Иов Многострадальный. Миниатюра. Византия.
Выходит, что во Вселенной нет любви. Совсем. Все, включая Бога, занимаются лицедейством. А люди не более чем говорящие животные, но не образ и подобие Бога. Но если настоящая любовь — иллюзия, то и вечная счастливая жизнь в раю представляется весьма сомнительной.
«Мне без любви
Даже рая не надо.
Рай без любви
Называется адом,
В нем так горько
И безотрадно».
Алексей Глызин
Так выглядит заявление сатаны в развёрнутом виде. Иов пострадал для того, чтобы показать, насколько далёк от истины враг Бога и всего рода человеческого. Он не был расходным материалом. Как раз напротив:
Бог доверил Иову отстоять святость своего имени. Иов был его лучшим воином и пророком на земле. Дьявол говорил, что Иов — фальшивая драгоценность, кусок ничего не стоящего стекла, что разобьётся даже от лёгкого удара. Бог же был уверен, что он алмаз, который нужно всего лишь огранить. А потому и допустил его испытания, зная, что он их выдержит. Бог поставил на кон свою репутацию всеведущего и любящего Творца, проявив доверие ему.
Примечательно, что друзья Иова рассматривали Бога как подобие механизма, не имеющего личной привязанности, благословляющего праведных и наказывающего нечестивых. Но Иов восстал против этой идеи. Он не был богохульником. Но он не позволил навязать ему веру в иного, фальшивого, Бога: бесчувственного и бездушного. Ему нужен был не просто защитник и благодетель, а Бог, с которым можно дружить; настоящий Отец, которым можно и нужно восхищаться.
Даже то, что он хотел вызвать Бога на суд, говорит о том, что Иов не мог поверить в злого, жестокого, равнодушного и безответственного Творца. Все его сетования, сомнения и излияния гнева происходили из личной привязанности к Богу. Эгоист, убеждённый материалист и лицемер, лишившись материальных благ, давно бы отрёкся от Бога.
Но для Иова самым невыносимым была жизнь без взаимоотношений с любящим небесным Отцом. Он не отрёкся от Бога не только как от реально существующей личности, но и как от любящего и справедливого Владыки Вселенной. Так он доказал, что любит Бога по-настоящему и предпочитает смерть жизни без единения с Господом.
С такими друзьями врагов не надо
Друзья Иова — Елифаз, Вилдад и Софар — сначала утешители, потом совопросники, а потом обвинители праведника. Именно их слова переполнили чашу терпения страдальца.
Вначале эти люди пытаются проявить и любовь, и милосердие. Они не побоялись прийти к месту пребывания больного собрата, они разделили с ним скорбь, утешили его своим приходом. Семь дней и семь ночей они просто сидели рядом со страдальцем, не говоря ни слова.
Однако, в отличие от Иова, который был непорочен и праведен, его друзья были обыкновенными людьми, и их представление о Боге было весьма умозрительным. Не имея духовного стержня, они всё же не могли не задаваться вопросом: почему Бог покарал праведника? Отвечая на этот вопрос по своему ограниченному разумению, они впадают в двойной тяжкий грех: клевещут и на Бога, и на Иова.
Спор Иова и его друзей — важнейшая богословская часть книги, в ее монологах отражены ключевые догматические темы, касающиеся учения о Боге. Святые отцы — толкователи книги Иова — говорят о том, что отнюдь не всё в словах горе-богословов является ложью. В частности, для них очевидно, что Бог не может ошибаться, и потому происходящее не может быть случайностью.
Ложным является их отношение к Богу, в основе которого лежит чисто языческий страх перед могущественным существом, которое может покарать неугодного. Конечно, они не видят в жизни своего друга не только никакого злодеяния, но даже более или менее укоризненного проступка. Но если признать правоту Иова, тогда что же получится? Надо признать неправоту… нет, даже подумать об этом страшно… И друзья уговаривают Иова признать свою вину, покаяться в ней перед Богом, и тогда Он, может быть, его простит.
Пытаясь «защитить» Бога, Который, конечно, ни в какой защите не нуждается, друзья Иова в конце концов возводят на него настоящую клевету: Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою? <…> Не превыше ли небес Бог? посмотри вверх на звезды, как они высоко! (Иов 22, 3–4, 12).
И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак? Облака — завеса Его, так что Он не видит, а ходит по небесному кругу (Иов 22, 13-14). Мы видим здесь, что все показное благочестие друзей праведника основано на страхе перед жестоким божеством, которому нет никакого дела до праведности человеческой, его интересует только «выгода». И самое страшное: оно слепо и бесконечно далеко от земных дел.
«Позорная» болезнь
И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его (Иов 2, 7).
Проказа — страшная болезнь, весьма распространенная в ветхозаветную эпоху на Ближнем Востоке. Лечить ее тогда не умели, да и сейчас она поддается излечению с большим трудом. В древние времена этот недуг считался признаком духовной нечистоты человека — карой, которую Господь насылает на грешников. Человек, больной проказой, должен был покинуть пределы города, чтобы не заражать других, и жить в специально отведенных для этого местах.
Вот и Иов покинул свой дом и оказался «на гноище». Начался новый виток его испытаний. Не только боль и стыд из-за «позорной» болезни терзали праведника, но и слова самых близких для него людей. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри (Иов 2, 9). Святые отцы отмечают, что эта женщина — невольно, конечно, будучи пораженной страшным горем матери — действует как Ева, некогда соблазнившая Адама, становится инструментом сатанинской провокации. Однако Иов, в отличие от Адама, остался верен Богу. Он ответил несчастной женщине: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов 2, 10).
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Как же может сочетаться сила с кротостью? А сочетаться она может очень прямым и правильным образом: потому что кротость это и есть сила. Кротость есть способность свою человеческую силу не употреблять во зло. Даже самый могучий богатырь может быть кротким человеком. Кроткий – это тот, кто сознает свои грехи пред Богом, кто никогда не кичится своей силой перед ближним, кто считает свою силу слабостью пред Богом и кто только в Боге видит подлинную силу. Такой человек всегда духовно красив и подлинно силен. Он всегда является помощником слабому, он употребляет свои силы и возможности только во благо.
День рождения государя-страстотерпца Николая Александровича
Николай II родился в 1868 году в Царском Селе. С младенчества он проявлял удивительные выдержку и ровность характера, был послушным и в то же время веселым ребенком. В отрочестве полюбил физические упражнения и во все время жизни не мыслил дня без зарядки и физического труда. Получил многостороннее образование. Обладал большим личным мужеством. Его считали безвольным — это было клеветой. Николай II каждодневно трудился ради России, оказывал всему попечение. Его семья — образец взаимной любви, благочестия и верности Богу. Непреложно следовал чувству долга, всегда поступал по совести. В любых обстоятельствах сохранял приветливость, доброжелательность, бодрость духа и способность сообщать ее другим. В заточении все держалось на нем. Его считали упрямым — это означало самостоятельность и волю. Принял желание лишить его трона как попущение Божие и, не желая пролития крови, согласился на отречение. Всех простил и оставил нам завещание: «Зло будет еще больше, но не зло победит зло, а только любовь».
Иов в исламской традиции
В Коране, священной книге мусульман, Иов фигурирует как пророк Айюб (араб. أيّوب , удручённый, гонимый). Некоторые толкователи Корана считали Айюба прародителем древних римлян. В исламском мире существует много мест, которые в то или иное время выдавались за гробницы Иова: город Дайр-Аййуб в Сирии и одноимённая деревня неподалёку от Рамлы, бывшая Эдесса в Турции, Салала в Омане, мавзолей Чашма-Аюб в Бухаре и т. д. Подробнее см. список гробниц Иова (Айюба).В Коране приводится история Иова и его клятва. Коран38.41 «Ударь в землю ногой твоей. Вот вода для омовения, прохлаждения, питья». 38.42 И Мы дали ему семейство, и равное тому, какое было у него прежде, по милости нашей и в наставление людям рассудительным.
Коран 38.43 «Возьми в руку свою пук свежей травы, и ею ударь ее, чтобы не остаться тебе нарушителем твоей клятвы!» Мы нашли его терпеливым.