Память апостола и евангелиста иоанна богослова

Откровение святого Иоанна Богослова

Глава 21.

1И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

2И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

3И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

4И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

5И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

6И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

7Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

8Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

9И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

10И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

11Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.

12Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:
13с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.

14Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

15Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены́ его.

16Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.

17И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.

18Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.

19Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,
20пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.

21А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло.

22Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец.

23И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.

24Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.

25Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.

26И принесут в него славу и честь народов.

27И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

Житие Иоанна Богослова

В самом начале своего служения, вслед за братьями Петром и Андреем, Иисус призвал и двух детей рыбака — старшего Иакова и младшего Иоанна. Призыв Христа они слышали на берегу Галилейского моря, в свой обычный трудовой день. Иоанн стал одним из любимых учеников Христа, особо приближенных к Нему. Именно он следовал за Христом, когда Его, преданного Иудой, вели из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд нечестивых пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы. Он прошел вслед за Господом по крестному пути, всем сердцем скорбя о Его страданиях. Уже со Креста, обращаясь к Богородице, Господь Иисус Христос сказал про Иоанна: «Же­но, се сын Твой» и обратился к Иоанну: «Се Ма­ти твоя» (Ин.19:26-27). Вплоть до самого Успения Богородицы, Иоанн служил Деве Марии как родной матери, и Она жила в его доме.

Иоанн же начал проповедовать веру во Христа в Ефесе и дру­гих ма­ло­азий­ских го­ро­дах. Со своим учеником Прохором он собирался пересечь море, когда случилась страшная буря. Иоанн остался в воде, а всех остальных выбросило на сушу. Прохор страшно горевал о своем учителе. Но на четырнадцатый день волны выбросили Иоанна на берег живым, несмотря на то, что он пробыл все это время в пучине волн. Так Господь явил Свое чудо. Несмотря на то, что служение Иоанна Богослова сопровождалось еще многими чудесами, император Нерон начал гонения на христиан. Апостола Иоанна судили в Риме. Привести в исполнение смертную казнь мучителям так и не удалось. Иоанн остался жив, выпив чашу с ядом, пройдя через кипящие котлы.

Свя­той апо­стол Иоанн прожил долгую жизнь, проповедуя учение Христа, и скон­чал­ся в воз­расте ста с лиш­ним лет. Когда настало его время отойти ко Господу, апостол Иоанн попросил своих учеников вырыть ему могилу за пределами Ефеса и закопать его живьем. Ученики выполнили его просьбу со скорбью и изумлением. Узнав об этом, те ученики, которые не участвовали в исполнении просьбы апостола, раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Апостол Иоанн Богослов

Преподобный Арсений Великий

Преподобный Арсений Великий жил в конце IV первой половине V вв., родился в Риме, был очень ученым человеком и отличался благочестием. Император Феодосии поручил ему воспитание своих детей, Аркадия и Гонория. «Сделай их добродетельными и мудрыми, сохрани от соблазнов юности. Хотя они и сыновья царские, но ты требуй от них полной покорности», говорил ему Феодосии, поручая детей. Арсений со всем усердием вел воспитание царевичей. Но честь и слава, которыми он был окружен, тяготили его душу, жаждавшую безмолвия и смирения иноческой жизни; он молился, чтобы Господь Сам указал ему путь спасения. «Арсений, избегай людей и спасешься», был слышан им свыше голос. Тогда Арсений удалился из дворца в Александрию, в скитскую пустынь. Тут братья поручили его руководству одного из опытнейших старцев, Иоанну Колову (память 9 ноября). Замечательно первое испытание Арсения. Когда братья сели обедать, Арсения не пригласили сесть за трапезу. Во время трапезы Иоанн бросил сухарь Арсению и сказал: «Ешь, если хочешь». Арсений смиренно поднял сухарь, отошел в угол и там съел. «Это будет великий подвижник!» сказал Иоанн об Арсении. Так и было. Скоро Арсений услышал новый голос: «Арсений, избегай людей и пребывай в безмолвии: оно начало святой жизни», — и уединился в особой келье, в нескольких верстах от скита; редко выходил оттуда и посетителей принимал к себе тоже редко и неохотно.

Однажды спросили Арсения, почему он так скрывается от всех. «Я люблю всех, но не могу быть в одно и то же время и с Богом и с людьми. Все силы небесные имеют одну волю и единодушно славят Бога; на земле же всякий человек имеет свою волю, и помыслы людей различны». Спросил один инок Арсения: «Что мне делать: я читаю псалмы и не понимаю их?» Арсений отвечал: «Во всяком случае, полезно читать их, даже если ты не понимаешь читаемого». Арсений плел корзины из финиковых листьев, причем по целому году не менял воды, где размачивал листья. «Почему ты не меняешь воды, разве не чувствуешь, как от нее плохо пахнет?» спрашивали Арсения братья. «Вместо благовоний, которыми я окружен был в миру, хочу обонять теперь этот запах, чтобы в день Страшного Суда избежать адского смрада», отвечал Арсений. 40 лет прожил он в пустыни и умер на 95 году жизни.

Сегодня православный церковный праздник: * Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (ок. 284-305). * Преподобного Лазаря Галисийского (1053) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Завтра: *** Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Ожидаются праздники:22.11.2021 — * Мучеников Онисифора и Порфирия (ок. 284-305). * Преподобной Матроны Царьградской (ок. 492). * Преподобной Феоктисты Лесбоской (ок. 881) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…23.11.2021 — * Апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Мученика Ореста врача (304) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…24.11.2021 — * Мучеников Виктора и Стефаниды (ок. 161-180). * Великомученика Мины (304). * Мученика Викентия (304). * Преподобного Феодора Студита, исповедника (826). * Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского, чудотворца (1434) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…

История праздника

Святой Иоанн был призван Спасителем вместе со своим братом по имени Иаков. Их отец был рыбак. Браться по призыву Иисуса оставил рыбацкое дело, и покинули свой дом. Они отправились вслед за Христом. Святой Иоанн был с Иисусом везде и был свидетелем многих евангельских событий. Он присутствовал, когда Христос воскресил дочь Иаира. Он шел за Иисусом, когда его вели судить и присутствовал в то время, когда Иисуса допрашивали. Иоанн был на том месте, где распяли Господа, и испытывал скорбь, стоя рядом с Богоматерью Марией.

После распятия Иисуса Иоанн заботился о Марии до конца ее дней. Когда Богородица ушла в мир иной, Иоанн со своим учеником Прохором отправились в путь, чтобы проповедовать в городе, называвшемся Ефес. Они отправились туда на корабле и потерпели крушение. Прохора выбросило на берег, а Иоанн остался в море. Ученик его направился в Эфес, но через две недели обнаружил выброшенного на берег Иоанна. По прибытию в город Иоанн проповедовал слово Божье и умножал число уверовавших с каждым днем.

За свои проповеди праведника пытались приговорить к смерти. Когда его не смогли отравить, затем не получилось его казнить, бросив в кипящее масло, решили сослать его на остров Патмос. Там Иоанну были даны откровения, которые он повелел записать своему ученику. Так появилась и книга Откровение (Апокалипсис).

Православный праздник 21 мая

В этот день православная церковь вспоминает Иоанна Богослова. Он был учеником Иоанна Предтечи. Именно в этом качестве он и встретился с Иисусом, который его полюбил.

Господь открыл имя предателя во время Тайной вечери двоим апостолам — Петру и Иоанну.

Святой был единственным из апостолов, кто был у креста Господня. Здесь он получил задание от Иисуса позаботиться о его матери. До ее успения Иоанн постоянно находился в Палестине. Позднее он перебрался в Ефес, занимался проповедями в малоазийских церквях.

Во время гонений на христиан Иоанну пришлось вытерпеть немало мук, но Господь сохранил его. Святому давали выпить яд, но тот не причинил ему вреда. Его хотели сварить в кипящем масле, однако жар не задел его.

Видя такие чудеса, много людей уверовали в могущество христианского Бога. За это святого приговорили к изгнанию на остров Патмос, который являлся своеобразной тюрьмой для самых опасных преступников. Здесь благодаря его усилиям обратились к вере почти все жители.

После возвращения в Ефес апостола уговорил написать свой вариант Евангелия. На тот момент их уже было три: от Матфея, Марка и Луки. Свое творение он начал с божественного происхождения Иисуса Христа, а не с описания его земной жизни, как это делали другие. По этой причине его и назвали Богословом.

Умер апостол в возрасте 105 лет. Он единственный из всех учеников Христа, кто избежал мученической кончины. Когда святой почувствовал, что подходит его время, попросил вырыть себе могилу, лег в нее и тихо отошел в мир иной.

После погребения его святые останки не были обнаружены в гробу. А позднее 8 мая по старому стилю или 21 мая по новому из гроба исходил прах, обладавший исцеляющими свойствами.

О чем молятся, в чём помогает

В древнехристианских источниках встречается мысль, что болезни на человека насылают бесы. А высший ангел Михаил — как главный враг нечисти — может их прогонять. В молитвах прихожане просят его ниспослать им или близким выздоровление от тяжёлых болезней, ищут его защиты и помощи.

Молитва для защиты:

Молитва

Библейское сообщение и предание об ангелах показывают, что небесные сыновья Бога очень переживают о настоящем и будущем людей. Архангелы не просто высокое начальство над духовными созданиями. Они великие труженики. Михаил оберегает христиан от зла и дьявольских соблазнов. Его основная задача — спасти как можно больше людей.

Виктор Глебов

Народные приметы на 9 октября о погоде

В день Ивана Богослова было множество знаков, по которым судили о погоде в будущие дни:

  • Если в этот день выпадает снег, то зима начнется с Михайлова дня (21 ноября).
  • Грачи, улетевшие в этот день, предвещали выпадение снега.
  • Если 9 октября заход солнца был розовый, то грядут ветра.
  • Июнь будет дождливым и холодным, если день выдался теплым и солнечным.
  • В январе будут 3 сильные оттепели, днем выпадают дожди со снегом.
  • Если на 9 октября был сильный листопад, то близиться похолодание.
  • Если внезапно подует сильный ветер среди затишья, то вскоре предстоят осадки.
  • Непогода сохраниться, если температура на протяжении дня будет одинаковой.
  • Увидеть солнце, садящиеся в белесоватую тучу, то грядет ненастная погода.
  • Если звезды на 9 октября будут яркими, то погода будет хорошей. Если они будут тусклыми, то выпадут осадки.
  • Если на заходе небо окрашивается в золотисто-желтые тона, то погода в ближайшие дни будет хорошей.
  • Выпавший снег и облетевшие листья с вишневых веток указывают на скорый приход зимы.
  • Скорый приход дождя предвещают пузыри, выступившие на дне посуды с водой.
  • На заходе солнца собираются красные тучи.

Fri, 08 Oct 2021 16:18:27 +0300

8 октября 2021 в 18:09

Чудеса, связанные с именем архангела Михаила

Чудо в Хонех

Однажды святой Михаил явился богатому, но несчастному греку и рассказал, что надобно сделать, чтобы его немая дочь заговорила. Тот, как и было велено, отвёл её к чудотворному источнику имени архистратига. Дочь выздоровела, и счастливый отец в знак благодарности крестился и пожертвовал деньги на строительство храма, посвящённого небесному вестнику.

Иконография: Чудо архангела Михаила в Хонех Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр:  Ярославская школа Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы:  высота 102 см, ширина 94 см Архангел Михаил спасает от разрушения посвященную ему церковь в Хонех, закрывая водам доступ в церковь. Перед храмом стоит молящийся Архипп Херотопский. И-893. Ярославский художественный музей. Литература: Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. М., 2009. Т. 2. Кат. № 110.

В IV в. нечестивцы города Колоссы, известного также как Хоны, направили на эту церковь воду двух горных рек. Живущий при святыне блаженный Архипп вознёс мольбу Небесному воеводе, а тот сразу перенёсся на место происшествия и пробил копьём в горах расселину. Поток устремился в неё, и беда миновала.

И храм остался невредим! И язычники в страхе бежали..

А место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина». 19 сентября — дата памяти Хонехского чуда.

Чудо в итальянском Сипонте

Явлением Михаила знаменит античный город Сипонт (он находился неподалёку от современного итальянского города Манфредония). Его жителей собирались истребить неаполитанцы, и местный епископ начал молиться о спасении. Тогда к нему явился Небесный вождь и пообещал помочь. На следующий день он прогнал неприятеля небывалой грозой. Оставшиеся в живых признали силу Бога и стали христианами.

Архистратиг МихаилБоровиковский Владимир Лукич1793–1794 гг.Медь, масло.210 × 90 смКраеведческий музей, Могилев, Белоруссия

Сипонтцы собирались построить церковь в честь спасшего их ангела, а он во время повторного явления сообщил священнику о существовании в пещере уже готового храма.

Чудо на Афоне

На Афоне архангел спас от гибели юного пастуха. Юноша нашёл на острове языческое золото, но сам его достать не сумел и тогда обратился за помощью к монахам. Однако двое их них оказались корыстными, они повесили жернов, под которым лежал клад, пастуху на шею и скинули его в пучину.

Архангел Михаил спас его: перенёс из морской воды в монастырь Дохиар. Игумен прославил Бога за чудо и обличил душегубов, а золото с дозволения юноши потратил на украшение и достройку церкви. Пастух же принял постриг и со временем сам стал игуменом.

Чудо на Руси

В жизнеописаниях святых встречается множество чудесных деяний, среди них есть и сотворённые предводителем ангелов на Руси:

  •  исцеление от заболевания сердца петербургского священнослужителя Иоанна Беляева — в награду за его заботу о ближних;
  •  спасение 3-хлетнего сына стрелочника, когда малыш выбежал навстречу паровозу (произошло это в конце XIX в. в Москве);
  • когда Батый направил войска в сторону Новгорода, святой Михаил явился ему, и хан отказался от своих намерений (позже он узнал архангела на киевской фреске);

Отдельные богословы приписывают Мечу Господа Михаилу чудо огненного столпа во время исхода евреев из Египта и утопление колесниц фараона в водах Красного моря.

«Явление Михаила Исусу Наввину», миниатюра из «Менологий Василия II»

Иоанн Богослов: Апокалипсис

Господь открывал ему тайны будущего мира и святой церкви, как впоследствии Иоанн описывал в Апокалипсисе. Именно ему было определено написать последнее Божественное откровение и передать грядущим поколениям.

Поэтому Святая Церковь, его величая, вспоминает, какая блаженная была его земная жизнь и его кончина – он позвал своих учеников, дал им благословение, положив на голову плат, и, попрощавшись с учениками, опустился в выкопанную крестообразную яму и попросил его засыпать землей.

Рада вернулась к идее, запускающей церковный передел Украины

И когда один из учеников, который не был на погребении и не попрощался со своим учителем и наставником, пришел, и когда откопали яму, то не нашли тело Иоанна Богослова. По преданию, он был взят Господом живым на небо для того, чтобы впоследствии прийти с пророком Илией, Енохом, чтобы проповедовать о Христе Иисусе. Пророки Илия и Енох свидетельствовали о пришествии, а апостол Иоанн стал свидетелем уже пришедшего в мир Христа, и они впоследствии будут вести духовную войну против антихриста, о чем описывается в Апокалипсисе.

Апокалипсис (или в переводе с греческого – Откровение) святого Иоанна Богослова – это единственная пророческая книга Нового Завета. Она предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале вечной жизни, и поэтому, естественно, помещается в конце Священного Писания.

За истекшие века появилось множество толкований Апокалипсиса самого разнообразного характера. Всех этих толкователей можно разделить на четыре разряда. Одни из них относят видения и символы Апокалипсиса к “последним временам” – кончине мира, явлению антихриста и Второму пришествию Христову. Другие – придают Апокалипсису чисто историческое значение и ограничивают его видения историческими событиями первого века: гонениями на христиан со стороны языческих императоров. Третьи – стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях своего времени. По их мнению, например, папа Римский есть антихрист и все апокалипсические бедствия возвещаются, собственно, для Римской церкви и т.п. Четвертые, наконец, – видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл. Как мы увидим ниже, эти точки зрения на Апокалипсис не исключают, а дополняют друг друга.

Апокалипсис можно правильно понять только в контексте всего Священного Писания. Особенностью многих пророческих видений является принцип соединения нескольких исторических событий в одном видении. Иными словами, духовно родственные события, отстоящие одно от другого на много столетий и даже тысячелетий, сливаются в одну пророческую картину, объединяющую в себе события различных исторических эпох.

Несомненно, что некоторые предсказания Апокалипсиса уже исполнились (например, относительно судьбы семи малоазийских церквей). Исполнившиеся предсказания должны помочь нам понять оставшиеся, которым еще предстоит исполниться. Однако, применяя видения Апокалипсиса к тем или иным конкретным событиям, надо учитывать, что такие видения содержат в себе элементы разных эпох. Только с завершением судеб мира и наказанием последних врагов Божиих все подробности апокалипсических видений будут осуществлены.

Жизнь в ссылке

Когда поняли, что ничего не работает, его сослали на остров Патмос. Там Иоанн проповедовал, творил чудеса, изгонял бесов из языческих капищ. Естественно, местные волхвы понимали, что апостол отбирает у них хлеб и всячески препятствовали просвещению народа Иоанном. Самым гордым среди всех волхвов был Кинопс, который говорил, что благодаря ему Иоанн умрет. Но не тут-то было – Бог не дал ему умереть. Более того, этот влиятельный волхв утонул.

Иоанн решил три дня попоститься пошел вместе с Прохором на гору, где было составлено Откровение. Было дело так: шла молитва, как внезапно начались гром и землетрясение. Прохор испугался, но Иоанн приказал ему встать и писать то, что он будет сейчас диктовать. Данная книга последняя в Новом Завете и раскрывает в символических образах то, как будет происходить конец мира, а также какие судьбы ждут церкви.

Праздник 6 мая — Егорьев день или Егорий Вешний

6 мая наступает день памяти великомученика Георгия Победоносца. Он был крупным военачальником, приближенным императора, но предпочел принять мученическую смерть за христианскую веру. В России он — особо почитаемый святой, охранитель воинов и всей Русской земли, почитавшийся под именем Егория.

В русской народной традиции Егорий Вешний считался покровителем всего домашнего скота, какой водился в деревенском хозяйстве. Поэтому именно в Егорьев день скотину в первый раз выгоняли на выпас лакомиться сочной весенней травкой. Чтобы до осени животные спокойно паслись на лугу, набирая вес, полагалось соблюсти ряд старинных ритуалов. Сначала каждая хозяйка должна была убедиться, что ее буренка не захворала. Для проверки здоровья скотины полагалось дать ей «соченное молоко» — разведенную водой толченую смесь конопли и льна. Та животина, что покорно ела предложенное толокно, считалась больной и в общее стадо не выпускалась. Здоровых коровок сгоняли вместе и гнали на пастбище ветками вербы, припасенными с Вербного воскресенья. Стадо обычно выводили на пастбище с рассветом, по утренней росе.

Роса на Егорьев день, как считалось, обладала удивительными целебными свойствами, и прошедшие по ней животные никогда не болели. Как людям, ответственным за сытость, здоровье и безопасность животных, особый почет в этот день вся крестьянская община традиционно оказывала пастухам. В Егорьев день еще до выгона скотины в поле пастухов окатывали ледяной водой из колодца, чтобы они «во все лето не задремывали» и бдительно следили за своими подопечными. Днем каждый хозяин нес к месту выпаса стада специально выпеченный из лучшей пшеничной муки каравай, называемый моленником. Первым кусок хлеба получал пастух, а остальное вечером скармливали вернувшимся с поля животным. Моленник должен был обеспечить Господню защиту для пастуха и его стада.

Вечером Егорьева дня для каждого «коровьего поводыря» в деревнях устраивались настоящие праздники с застольями, хороводами и пением обрядовых песен о сохранении общинного стада. Егорьевская роса имела целительную силу не только для животных, но и для людей. На Егория Вешнего наши предки обходили поля с обрядом церковного водосвятия. После обряда желающие могли «искупаться» в утренней росе, обильно покрывавшей поля, — эта процедура была незаменимой «и от сглазу, и от 77 недуг». Большая часть примет этого дня говорила о будущем урожае. Прохладный день обещал, что хорошо уродятся просо, овес и греча. Если ночью на Егория случались заморозки — они могли повторяться еще до 40 раз.

Иоанн Богослов: предсказания

Однажды поднявшись с учеником Прохором на гору, Иоанн, взяв на себя трехдневный пост, все время пребывал в молитве. И во время молитвы вдруг заколебалась гора и грянул гром. Прохор в страхе упал на землю.

Потому что невозможно было понять, как может быть то, что написано о Рождении Христа – «вида не имевший», «…Спаситель измученный восстанет на Кресте».

«Но когда мы соприкоснулись с этими событиями, тогда мы поняли сущность этих слов. Так и Апокалипсис: умный человек не станет что-то толковать, потому что он боится, чтобы то, что там написано не было истолковано неверно. Не станет ничего умалять или удалять. Однако в этой книге раскрыты тайны Судьбы Церкви и конца мира», – пояснил митрополит. 

Иоанн Богослов, евангелист

Преставление любимого ученика Спасителя, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – одно из самых загадочных событий в Священном Предании.

Общеизвестное предание таково: прожив более ста лет, он удалился из Эфеса и просил учеников своих похоронить его еще живым, накрыв лицо платом. Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Зато ежегодно, 21 мая, на могиле стал выступать тонкий слой праха (или «манны»), приносивший исцеления. В честь этого события установлено весеннее празднование памяти святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Что же это за прах и куда делось тело апостола? Мне попадалось мнение, будто спящий Иоанн так и лежит в могиле, а тонкий прах поднимается от его дыхания. Более распространен взгляд, что апостол взят на небо вместе с телом, подобно Богородице и древним праведникам – Илии и Еноху.

Успение Иоанна Богослова

Многие святые (Ипполит Римский, Андрей Кесарийский, Иоанн Кронштадтский) высказывали уверенность в том, что апостол Иоанн будет вместе с Илией и Енохом проповедовать перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа. «Св. апостол Иоанн Богослов… дивным образом преставлен и живет доселе на земле и на небесах», — говорит святой прав. Иоанн Кронштадтский.

На эту тему можно написать огромный богословский трактат или хотя бы серьезную статью.

В любом случае, Священное Предание зафиксировало изменение «чина естества» — тление не коснулось тела «апостола любви». Этой победой над тлением подчеркивается его духовное родство с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у подножия Креста Господня.

Стоит обратить внимание, что такого чуда не удостоились даже святые первоверховные апостолы Петр и Павел, хотя мученическая кончина обоих – подвиг веры, свидетельство о Христе. Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о материнской заботе, оказываемой нам Пречистой Девой

Мне кажется, близость этих двух дат не случайна или хотя бы символична. Можно даже предположить, что тайна Иоанна Богослова (и, более того, важные аспекты христианской сотериологии) раскрывается в богородичных праздниках Успения и Покрова

Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о материнской заботе, оказываемой нам Пречистой Девой. Мне кажется, близость этих двух дат не случайна или хотя бы символична. Можно даже предположить, что тайна Иоанна Богослова (и, более того, важные аспекты христианской сотериологии) раскрывается в богородичных праздниках Успения и Покрова.

Если Успение являет нам истину вечной материнской любви Пречистой Девы («Во Успении мира не оставила еси, Богородице»), то праздник Покрова нам демонстрирует осуществление этой любви – молитва как деятельное заступничество, покрывающее нас от всякого зла.

Если Покров Божией Матери был явлен единожды константинопольскому юродивому Андрею, то свидетельство заступничества «апостола любви» могли наблюдать в течение первых веков христианства все желающие – именно этому посвящен весенний день его памяти (напомним, 21 мая Церковь вспоминает ежегодное появление чудотворного тонкого праха на могиле святого апостола).

Вот перед этой деятельной любовью, берущей свое начало в Источнике Жизни – Боге – и отступают смерть и тление.

Праздник 1 мая — Кузьмин день

Пришел Кузьма, заглянул в погреба. В первый день мая христиане поминают епископа Халкидонского Косму, известного своим противостоянием иконоборцам. Эта секта боролась против почитания икон, считая их идолами, а поклонение им — идолопоклонничеством. Еретики принуждали Косму отречься от святых икон, но ничего не добились ни уговорами, ни избиением епископа.

А среди русского крестьянства святого Косму (в славянской традиции Кузьму) почитали как покровителя огородничества. К началу мая в каждом доме семена овощей готовили к севу. Для этого существовали специальные обряды. Воду для замачивания семян брали в колодцах поутру, а взамен бросали в воду медные денежки на удачу и обильный урожай овощей. В некоторых районах воду для семян брали из родников три дня подряд на утренней заре. Все это следовала проделывать тайно, без чужих глаз, чтобы обряды не потеряли силу. На Кузьмин день мужчины копали грядки, а хозяйки высевали мор­ ковь, свеклу, лук, редис, укроп и петрушку.

1 мая называлось также кукушкиным днем, потому что тогда эта птица впервые подавала голос. С незаметной птицей наши предки связывали разнообразные приметы и поверья. Самое известное из них дошло до наших дней: если спросить кукушку о сроке жизни, она прокукует столько раз, сколько лет осталось жить вопрошающему. Крестьяне считали, что с кукушкина дня наступает пора сеять лен, а если лесная птица мечется по деревне — следует опасаться пожара.

Если 1 мая шел дождь, полагалось на­ мочить дождевой водой волосы, чтобы они росли так же споро, как весенняя трава. А по приметам Кузьмина дня судили о погоде на будущее. Солнечный теплый день обещал, что весь май будет таким же, а в начале июня похолодает. Если же день выдавался холодным и дождливым — он обещал теплое лето и хороший рост хлебов в крестьянских полях.

Жизнь Иоанна Богослова и Иисус Христос

Иоанн Богослов родился в семье Зеведея и Соломии. Вместе с братом Иаковым он стал одним из учеников Иисуса Христа. Покинув семью, братья приняли решение следовать за Сыном Божьим. Спаситель очень любил Иоанна за присущую ему жертвенность и чистоту души.

Иоанн присутствовал при чуде воскрешения, совершенным Иисусом над дочерью Иаира, а также в момент Преображения Господнего на Фаворе. На Тайной Вечере он был рядом с Христом и просил назвать его имя предателя среди своих учеников. Был он и на суде на Спасителем и оплакивал его у подножья креста, на котором распяли Сына Божьего. Именно Иоанн заботился о Деве Марии, по поручению Иисуса, до конца ее дней, как о собственной матери.

После того, как Иисус Христос отправился на небеса, до Успения Богородицы Иоанн жил в Иерусалиме. А после этого отправился проповедовать, неся слово Божье, по выпавшему ему жребию в Малую Азию. Вместе с ним был его верный ученик Прохор.

Иоанн Богослов: о чем ему молятся

Покровитель школьников и студентов, ему молятся перед поступлением, экзаменами, защитой.

Кроме того, этого святого просят об умении по-настоящему любить Бога и ближних, о благополучии в семье, о совете и любви между супругами, о вразумлении маловеров и попавших в секты и расколы.

По чудодейственным молитвам Иоанна Богослова люди излечивались от болезней, бездетные женщины обретали счастье материнства. Помогают православные молитвы к Иоанну Богослову и в нынешнее время. А подтверждением чудодейственной силы является появляющееся из его гроба благовонное миро. Появляется оно каждый год 8 мая (21 мая по новому стилю) и дает исцеление болящим.

Чудотворной молитвой апостолу Иоанну Богослову просят защиты от нападения злых духов и плохих людей.

Битва: Архангел Михаил против Денницы

Иезекиль, бывший одним из главных ветхозаветных пророков, писал о Враге рода человеческого так:

«Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. … Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией. … Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего…»

(Иезек. 28:12-19)

Герб Архангельской губернии, утверждённый 5 июля 1878 года: «В золотом щите, Святой Архистратиг Михаил, в лазуревом вооружении, с червлёным пламенеющим мечом и с лазуревым щитом, украшенным золотым крестом, попирающий чёрного лежащего дьявола.

Денница был самым красивым из всех Ангелов. Имя его означало «несущий свет», и был он воплощением этого самого света. Но первые создания Божии не были безвольными рабами. Господь заложил в них как добро, так и зло. А главное – Он даровал им свободу выбора, которая есть и у людей, посему никого нельзя принудить идти правильным путем.

Мятежный ангел был херувимом, а это один из самых высоких чинов. Херувимы приближены к Богу. И все-таки они не обладают божественным совершенством. А потому Денница ступил на темный путь:

Тщеславие и гордыня заставили его пойти против Бога. Многих ангелов Денница совратил искусительными речами, и они последовали за ним. Они вознамерились свергнуть Создателя и занять Его место.

Но Архистратиг Михаил выступил против темного воинства. Он собрал армию Ангелов, оставшихся чистыми, и обратился к ним с призывом: «Никто как Бог!», утвердив, тем самым, что никто не может быть выше Господа. В тяжкой борьбе воинство Архангела Михаила одержало верх. А мятежников сбросили с Небес в Ад, где и пребывают они по сей день.

Предводителя Воинов Господних изображают с огненным мечом. И почитают его, как победителя всех ересей. Поэтому символично, что праздник во славу его и всех Ангелов установили именно в день разгрома опасной ереси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector