Благовещенский собор казанского кремля как память о взятии казани
Содержание:
Описание объекта
Благовещенский собор построен в 1561-1562 годах в северо-восточной части Казанского Кремля псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем на месте небольшой деревянной церкви, созданной по указу Ивана Грозного в 1552 году.
Собор на протяжении своей истории многократно перестраивался, горел в пожарах, реставрировался, а в советский период храм был закрыт, часть архитектурных объектов было разрушено, здание собора использовалось для бытовых нужд. Реставрация собора прошла в 1977-1982 и в 1996-2005 годах.
Благовещенский собор представляет собой строение с 5 главами, 5 апсидами (полукруглый выступ здания, примыкающий к основному объёму) и 2 приделами (часть храма, выделенная для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений).
Центральный объём сложен из белого камня, опирается на 6 столпов, имеет 4 боковых барабана (цилиндрическая верхняя часть здания, которая венчается куполом) с луковичными завершением и 1 центральный барабан, выполненный в стиле украинского барокко, 3 апсиды и боковые приделы с апсидами. Внутренние столбы в храме круглые, переход к главному куполу оформлен в виде сводчатой конструкции в форме части конуса (тромп), что визуально позволяет перейти от купола к кубическому объёму помещения.
В основном объёме имеется цокольный этаж, стены и крестовые своды которого выложены из тесанных блоков известняка. Цокольный этаж XVI века использовался как отдельный храм Всех Святых.
Фасад здания украшен узорчатыми поясками, соединенными аркатурами (ложные арки). Стены имеют килевидные завершения (полуовал с внешним заострением) и позакомарные (полукруглое завершение стены) покрытия. Боковые луковичные главы голубого цвета украшены позолоченными звёздами, позолоченная центральная глава имеет барочную грушевидную форму.
С южной и северной сторон к центральному объему собора примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада – обширная двухсветная трапезная. Трапезная построена из кирпича, оштукатурена, имеет позакомарное покрытие, фасады декорированы плоскими пилястрами (вертикальный выступ). Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры (верхняя открытая галерея) с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX века).
В 1996-2005 годах под руководством архитекторов Татарского специального научно-реставрационного управления Р.Р. Раимовой и И.Б. Харисовой велись работы по реставрации Благовещенского собора. 19 июля 2005 года собор вновь был освящён архиепископом Казанским Анастасием. 21 июля 2005 года Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Алексий II.
В настоящее время Благовещенский собор является действующим православным храмом, открытым для посещения. В подклети храма находится Музей истории Благовещенского собора, открытый для посещения.
До настоящего времени не сохранилась колокольня Благовещенского собора, которая была построена в XVII веке по благословению казанского митрополита Матфея. Пятиярусная 50-метровая белокаменная колокольня была видна каждому, кто въезжал на территорию Казанского Кремля. На нижнем ярусе колокольни находился огромный колокол весом 2,5 тонны – самый большой в древней Казани. В XVIII веке на колокольне были часы с боем, а купол изначально имел шлемовидную форму. Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части Благовещенского собора. Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь святой мученицы Ирины, но конце XVIII века из-за ветхости он был закрыт. По инициативе архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 году был восстановлен и освящен во имя казанского чудотворца святого Германа. В советский период колокольня была разрушена. Сейчас на её месте находится сквер.
Колокольня
В 1630—1640 годах по благословению казанского митрополита Матфея, рядом с собором была воздвигнута белокаменная колокольня высотой более 50 метров, построенная на месте деревянной звонницы, упоминаемой в писцовых книгах XVI века: «соборная колокольница на площади деревянная, а на ней колокол благовестный большой с очапом, да два колокола средние, да два зазвонные меньшие, все колокола Государевы казны». В первом ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани, его вес составлял 1.500 пудов (около 24570 кг).
В XVIII веке колокольня имела часы с боем, а рядом с колокольней, в ограде, окружавшей собор, была надвратная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, разобранная при архиепископе Казанском и Симбирском (1785—1799) Амвросии Подобедове.
Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части собора, по высоте 5-ярусная колокольня лишь немного уступала башне Сююмбике. Три яруса огневидных кокошников восходили от последнего яруса к основанию купола (первоначально шлемовидного). По мнению М. Пинегина, колокольня представляла собой «сочетание татарского вкуса с древне-русским: первые этажи возведены под сильным влиянием архитектуры соседней Сююнбекиной башни, а у верхних — стиль колокольни Ивана Великого. Вместо крыши она живописно покрыта разными теремками…». Колокольня увенчивалась «прорезным крестом с венцом и голубицею Ноева ковчега».
В 1928 году колокольня Благовещенского собора была разрушена. Сейчас на её месте к югу от собора находится сквер.
Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь св. мученицы Ирины, в конце XVIII века из-за ветхости он был закрыт. Усердием архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 году был возобновлен на средства казанского купца, городского головы (с 1830 по 1832 г.) Никифора Осиповича Чижова и освящен во имя казанского чудотворца св. Германа.
Экскурсии
По историческим данным, в стенах собора побывало множество известных людей – практически все великие личности, когда-либо посещавшие Казань. под его сводами молились князья, монархи, известные художники, литераторы, музыканты. Здесь бывали Пушкин, Радищев, Немирович-Данченко, Шаляпин, Рахманинов. Туристы, прибывающие в Татарстан, непременно включают посещение Благовещенского собора в свою экскурсионную программу. Здесь покоятся крупнейшие иерархи православной церкви; аскетичная келья Святого Гурия сохранила свидетельства его трудной, полной ограничений жизни.
Экскурсии по собору – прекрасная возможность за короткое время увидеть мощный пласт отечественной истории и культуры; узнать больше о сложных для России временах, когда были утеряны ценнейшие сокровища ризницы. Знакомство с собором заставляет задуматься об ответственности перед будущими поколениями и о том, что последователи разных религиозных конфессий могут и должны жить в мире и согласии. Совсем недалеко от Казанского собора находится Кул-Шариф – крупнейший исламский храм в Татарстане. Это говорит о том, что Россия велика и в ней найдется место для людей различного вероисповедания. Лишь бы все они стремились к миру и согласию.
Адрес: Россия, Республика Татарстан, Казань, проезд Шейкмана, Кремль.
Карта расположения:
← Дворцовая (Введенская) церковь |
Президентский дворец → |
---|
Похожие публикации:
Комплекс Пушечный двор
Пушечный двор входит в состав музейного комплекса Казанского кремля и в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Расположен напротив Благовещенского собора, в северо-западной части городской крепости. Четыре его корпуса образуют в плане п…
Церковь Николы-Ратного
Год основания храма – ориентировочно 1558 г. Он был возведен у западной стороны Спасо-Преображенского собора, бывшего в XVI в. полностью деревянным. Новую церковь построили из камня и назвали в честь Николая Чудотворца. В народе храм называли имене…
«Кремлевская» набережная
В последние годы одной из главных достопримечательностей Казани является Кремлевская набережная на р. Казанке, протянувшаяся от моста «Миллениум» до Кировской плотины. Набережная – наглядный образец современной тенденции в ландшафтной архитектуре г…
Памятник меценату Асгату Галимзянову
Имя Асгата Галимзяновича Галимзянова – проживавшего в республике Татарстан знаменитого мецената и почетного гражданина Казани – знакомо практически каждому. Асгат Галимзянов всегда считал благотворительность своим священным долгом. Он, в частности …
Казанский кремль
Казанский кремль настолько древен по времени заселения, что его можно считать опорной точкой истории для окружающих территорий. Давным-давно не кремль, а просто холм, он был окружён водой с трёх сторон: на востоке — цепью озёр, на севере — водами р…
Поделиться ссылкой:
История храма
Самый старый православный собор Казани был заложен в октябре 1552 года по указу российского царя Иоанна IV Грозного. Всего за три дня на пустыре возле разрушенного ханского дворца и мечетей появилась деревянная церковь, и ее освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Общий вид Благовещенского собора Казанского кремля
Через три года в Казань приехал архиепископ Гурий (в миру – Григорий Григорьевич Руготин), который возглавил новую Казанскую епархию.
Число православных христиан в Казани быстро росло, поэтому вскоре маленький деревянный храм с трудом вмещал всех, кто приходил на церковные службы.
Вид на северный фасад Благовещенского собора Казанского кремля
В 1561 году из Москвы в город прибыла бригада каменщиков во главе с зодчими храма Василия Блаженного – Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. Они занялись возведением стен, башен и нового каменного собора в Казанском кремле. Белый камень для строительства добывали в известняковом карьере, на противоположном берегу Волги. Работа шла споро, поэтому уже в 1562 году первый архиепископ Казани – Гурий освятил новый храм.
В середине XVI века каменный собор был в два раза меньше того здания, которое сохранилось до наших дней. Его купола были шлемовидными. Церковь еще не имела приделов, а стены заканчивались традиционными для псковских построек килевидными закомарами.
На протяжении всей истории Благовещенский собор выполнял роль духовного центра Поволжья. Здесь молились все российские государи, которые посещали Казань, в том числе император Петр I и императрица Екатерина II.
В церковь заходил Александр Сергеевич Пушкин, когда приезжал в Казань собирать материалы по истории пугачевского восстания. В Благовещенском соборе бывали писатель Александр Николаевич Радищев и композитор Сергей Васильевич Рахманинов. В молодости в храмовом хоре пел лучший бас России – Федор Иванович Шаляпин.
До 1918 года собор выполнял роль кафедрального храма Казанской епархии, но с изменением государственного строя в России его судьба изменилась. Во время гражданской войны Казанью владели белочехи. В. И. Ленин распорядился выбить врагов из города любой ценой. Части красноармейцев осадили Казань и начали стрелять по Казанскому кремлю прямой наводкой из пушек. Снаряды попали в собор и полностью разрушили его купола.
Когда большевики овладели старыми укреплениями, они объявили кремль военным городком и не пускали горожан внутрь. Все 7 церквей были закрыты, а организации выселены из своих зданий. Роль кафедрального собора епархии стал выполнять Казанский собор Богородицкой обители.
Вид на восточный фасад Благовещенского собора Казанского кремля
Верующим удалось вынести из Благовещенского собора раку с мощами святителя Гурия и несколько старинных икон. Церковные иерархи настояли, чтобы ценные предметы из соборной ризницы не выкидывали на улицу, а передали в Губернский музей. Так были спасены золотое шитье, богослужебные сосуды, редкие предметы мелкой пластики, древние рукописи и старопечатные книги.
В 1928 году в стране проходила активная кампания против религии. В Казани уничтожили красивую колокольню собора, часовню святителя Гурия, четыре главы и крыльцо с западной стороны храма. Пятиярусная колокольня высотой более 50 м простояла почти 300 лет, но была безжалостно разобрана на кирпич. Так же поступили со многими храмами в Казани и окрестностях города.
Благовещенский собор Казанского кремля со стороны башни Сююмбике
От Благовещенского собора осталось только главное здание с центральным барабаном. Внутри него были устроены четыря ряда деревянных перекрытий, где разместился государственный архив Татарской республики. В бывшей келье святителя Гурия жили сторожа, а в просторных подвалах собора хранили овощи.
В обезображенном виде храм простоял до середины 1970-х годов, но потом его восстановили. Денег было немного, поэтому строители выполнили только самые неотложные работы.
Вид на соборные купола
Капитальную реставрацию памятника архитектуры провели в 1995-2005 годах, к 450-летию Казанской епархии. В этой реставрации принимало участие много опытных архитекторов, ученых-историков и мастеров. Специалисты вскрыли и обновили старые настенные росписи, сделали новый иконостас, паникадила и пристенные киоты. Старый собор вернул свою былую красоту и занял достойное место среди других памятников Казанского кремля.
Архитектурный облик собора
Монументальный белокаменный Благовещенский собор изначально создавался в виде пятиглавого, трёхапсидного, шестистопного храма. Строился он из волжского известняка, добываемого на другом берегу реки Волги. Купола храма сначала были шлемовидной формы, а стены оформлены закомарами (полукруглыми завершениями участков стен). Размеры храма были меньше сегодняшних в два раза.
Изображение Благовещенского собора присутствует на всех старинных гравюрах
Однако, в течение всего времени своего существования собор подвергался многочисленным строительным изменениям. Связано это было и с расширением территории храма, и с многочисленными пожарами в Кремле, бушевавшими в те времена довольно часто, нанося существенные повреждения древнему сооружению. Все многочисленные перестройки и переделки храма, реставрационные послепожарные работы, значительно изменили внешний вид и размеры Благовещенского собора относительно его первоначального образа.
К концу 17 века узкие окна были заменены на более широкие. В середине 18 века маковки его боковых глав из шлемовидных стали луковичными. Центральную же главу оформили в виде «украинского барокко» в грушевидной форме. А в начале 19 века к собору был присоединен Архиерейский дом посредством сооруженной закрытой галереи, а середина того же века ознаменовалась пристройкой мощной трапезной (арх. Петонди), которая значительно расширила площадь сооружения.
Массивная трапезная значительно увеличила площадь старинного храма
Дело в том, что первоначально с западной стороны Благовещенского собора еще с конца 17 века стояла Рождественская церковь.
К середине 18 века она была признана ветхой и подлежала разборке, а на ее месте предполагалось строительство новой церкви Рождества Христова. Но по предложению Николая Первого, посетившего в тот период Казань и, в частности, Благовещенский собор, решили вместо новой церкви пристроить к кафедральному собору большую трапезную, что и было сделано. При строительстве трапезной в расширенном помещении храма возникло также два придела, имеющих отдельные входы. Один из них освятили в память стоявшей здесь ранее Рождественской церкви, а другой – в честь Бориса и Глеба.
Так выглядит собор на рисунке знаменитого Турнерелли в середине 19 века
При создании придела Бориса и Глеба обнаружилась старинная келья, где Св.Гурий любил когда-то молиться в полном уединении. Стену коморки украшал Образ Спасителя, написанный минеральными красками. Позже вход в келью был оборудован снаружи, а затем сооружена часовня, которая стоит до сегодняшнего времени.
Вход в бывшую келью Св.Гурия
Это была последняя существенная переделка храма. Практически в том состоянии Благовещенский собор дошел до нас. А псковское авторство 16 века сохранили только аркатурные пояса, которые и сегодня можно видеть на барабанах глав и апсидах собора, да сохранившийся ярко выраженный орнамент псковских строений 16 века.
Несмотря на изменения, увидеть следы архитектуры 16 столетия вполне возможно
В начале 20 века проводится капитальная реконструкция храма, которой руководил архитектор Ф.Н.Малиновский. Частично отреставрирована была стеновая роспись, керамическая узорчатая плитка, не утраченная до сегодняшних дней, покрыла пол, в собор в духе времени провели отопление и электричество.
Внутреннее убранство храма периодически подновлялось или менялось
Внутри соборные стены вначале были покрыты фресками, но после каждого пожара они подновлялись и переписывались, а во второй половине 18 века были полностью заштукатурены. Со второй половины 19 века на стенах появилась масляная живопись.
Некрополь Благовещенского собора
Захоронения в храмах были в традициях российской религиозности Такой привилегии удостаивались церковные иерархи, цари и великие князья, храмоздатели и ктиторы (лица, пожертвовавшие крупные суммы на монастыри и храмы). Так, великие владимирские князья, начиная с Андрея Боголюбского, похоронены в Успенском соборе Владимира. В Архангельском соборе Московского кремля располагается усыпальница правителей Руси и России, начиная с Ивана Калиты (с 1340-по 1730). Усыпальница московских княгинь находилась в храме Спаса на Бору, а позднеев соборном храме Вознесенского монастыря Московского кремля. Императоры, начиная с Петра I, погребались в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В Успенском соборе Московского кремля — хоронили иерархов РПЦ (1326—1700).
Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля более 400 лет служил местом упокоения многих казанских архиереев (источники упоминают около 17 захоронений казанских митрополитов и архиепископов): первым в соборе был погребен в 1575 г. четвёртый казанский владыка Вассиан. Последним — в 1910 архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский). В 1840 году при реконструкции собора захоронения из старого Борисоглебского придела были перенесены под алтарь, имена казанских владык были обозначены надписями на каменных плитах.
В подклете Благовещенского собора, под алтарем главного храма находился храм во имя Всех святых, устроенный в 1896 году архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) и архиепископом Павлом Лебедевым на средства госпожи Еропкиной из купеческого сословия. В храм вела дверь в главной апсиде собора. В этом храме нашли упокоение митрополит Лаврентий II (†1672), принявший перед смертью схиму с именем Левкия, митрополит Маркелл (†1698), позже под алтарем были похоронены архиепископы Афанасий (Соколов) (†1868), Владимир II (Иван Степанович Петров) († 2 сентября 1897), Димитрий (Самбикин) (†1908), Никанор (Каменский) (†1910).
Вдоль северной стены главного храма похоронены архиепископ Вассиан (†1575), митрополит Матфей (†1646), митрополит Симон серб (†1649), митрополит Корнилий I (†1656), митрополит Иоасаф (†1686). Их захоронения располагались в названном порядке от трапезной к алтарю.
Вдоль южной стены — митрополит Тихон III (Воинов) (†1724)39, архиепископы Павел I (Зернов) (†1815)40 и Иона (Павинский) (†1828).
В новом Борисоглебском приделе, построенном в 1841—1843 гг. по проекту Ф. И. Петонди, упокоились архиепископы Антоний (Амфитеатров) (†1879) и Павел II (Лебедев) (†1892). Близ Борисоглебского придела был погребен кафедральный протоиерей Виктор Петрович Вишневский (1804 —30 декабря 1885).
В 1907 г. в ходе капитального ремонта собора вскрыли пол и профессор Казанского университета А. И. Александров установил точные места погребений, после чего были установлены таблички с именами архиереев.
Захоронения в подвальном храме собора и Борисоглебском приделе разорены в советское время. Захоронения в главном храме возможно сохранились.
Святыни
Много веков подряд главной святыней храма считалась рака с мощами основателя собора — Гурия, первосвятителя Казанского. После его смерти, гроб был захоронен за алтарем построенного им храма, а спустя три десятилетия его мощи обрели нетленными при очередной реконструкции.
Мощи были перенесены в новую, богато украшенную раку, на обустройство которой часто жертвовали местные купцы. Рядом с ракой находились личные вещи святого — его фелонь и деревянная палица, на которую святитель опирался во время многочасовых молитвенных воздыханий.
Рака с частью мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского
Почитание первосвятителя в Казани было столь велико, что праздничные богослужения в его честь совершались трижды в год. День обретения его святых мощей был особым праздничным — помимо обычной литургии совершался торжественный крестный ход, а сам император издал указ, объявляющий этот день в Казани выходным.
В середине XIX века, при проведении очередной реконструкции, была найдена и келия святого. Она представляет собой совсем крошечное помещение, сложенное из камня, в котором святитель проводил время в уединенной сердечной молитве.
На каменной стене келии был обнаружен эскиз Спаса Нерукотворного, который, по всей видимости, принадлежал кисти самого святителя Гурия. Интересно, что после обретения келии, потускневшие от веков краски становятся все отчетливее и ярче.
Очень скоро молва об обретении келии распространилась по всей Казани, и в храм стали стекаться паломники. Келию сделали для них доступной, прорубили дополнительную дверь, а для настенной фрески создали специальный киот. Позже к самой келии была достроена отдельная часовня, которая сохранилась и до наших дней.
Судьба собора в ХХ веке
Незадолго до прихода Советской власти собор отреставрировали: сделали ремонт в приделах и на колокольне, обновили позолоту крестов, усовершенствовали системы отопления и вентиляции. Во время Второй мировой войны часть духовенства ушла с отступающими войсками, включая и высшие чины Казанского собора. Среди них был и протоирей А. Яблоков, написавший книгу о кафедральном соборе.
Этому было свое объяснение. Когда красноармейцы подошли к Казани, Ленин приказал выбить из города беляков любой ценой, не жалея ни домов, ни людей. Кремль обстреливали из пушек крупнокалиберными ядрами. Все пять куполов собора разрушились, осталось только «коробка». Большевики заняли город и расквартировались в Кремле. Семь кремлевских храмов закрылись, настал черед Благовещенского. В 1918 г. закрылся левый придел, а в 1919 г. опечатали и правый, потому что Казанский кремль оказался на военном положении. И в этот сложный для Благовещенского собора момент судьба вновь оказалась благосклонной к нему: большевики разрешили священнослужителям вынести в надежное место наиболее почитаемые святыни и гробницы с мощами.
Всю первую половину 20-х годов в соборе продолжалось служение, но осенью 1025 г. храмовое учреждение закрыли, а ценности передали в Госархив. К счастью, в государственных хранилищах поддерживался оптимальный микроклимат, благодаря чему древние реликвии сохранились практически без изменений. Из огромного собрания икон до наших дней дошло не так уж много, и то, что сохранилось, находится сегодня в казанском Музее изобразительных искусств.
За годы советского режима собор едва не исчез в лица земли. Колокольню снесли, световые барабаны разобрали, западное крытое крыльцо частично разрушили. Правда, облик храма был полностью восстановлен в ходе реставрации в 70-80-х гг. Указом Кабинета министров Татарстана историко-архитектурный комплекс Благовещенского собора стал частью музея-заповедника «Казанский кремль». Власти республик сформировали целевой Фонд для реставрации собора. На этот раз восстановительным работам предшествовала серьезная теоретическая подготовка. При поддержке Казанской епархии разработали концепцию реставрации.
Обновленный собор освятили в торжественной обстановке 19 июля 2005 г. Это произошло за два дня до празднования 450-летней годовщины Казанской епархии. Почетным гостем юбилейных мероприятий стал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Собор открыт ежедневно, богослужения проводятся в дни религиозных праздников. Сегодня это один из важнейших культурных и историко-архитектурных объектов Казани.