Архангельский собор московского кремля

Некрополь у Кремлёвской стены (Москва)

Некрополь у стен Московского Кремля начал складываться в ноябре 1917 года, когда там появились первые братские могилы. В 1919 году у Кремлёвской стены похоронили Якова Свердлова. В начале 1920-х в некрополе погребли многих известных деятелей партии и правительства, в том числе Михаила Фрунзе, Феликса Дзержинского, Михаила Калинина.

Некрополь у Кремлёвской стены. (Wikimedia Commons)

В 1924 году в Мавзолее, ставшем центром Кремлёвского некрополя, похоронили Владимира Ленина и Иосифа Сталина, однако тело последнего в 1961 году перезахоронили у стен Кремля. Вынос останков Сталина состоялся в обстановке строжайшей секретности: Красную площадь оцепили поздним вечером 31 октября, под предлогом репетиции парада 7 ноября. Вырытую могилу и вход в Мавзолей укрыли фанерными щитами. Свидетелями переноса тела были только охрана, комиссия по перезахоронению и похоронная команда.

Леонида Брежнева похоронили у Кремлёвской стены в 1982 году. Через два года в некрополе появилась могила генсека Юрия Андропова Последним лидером СССР, похороненным у Кремлёвской стены, стал Константин Черненко, погребенный там 13 марта 1985 года.

Земля – не для помазанника Божьего

Всем известно, что любого русского царя в народе почитали как святого. Такое отношение к власти помогало простым людям осознавать себя не безвольными рабами, а служителями помазанника Божьего.

Согласно христианской религии, человек был создан из земли, в нее он и должен смиренно вернуться после своей смерти: «Прах к праху, тлен к тлену». Но такая скромная позиция не подходила царю. Поэтому ряд историков полагают, что традиция хоронить правителей в склепах, восходит к архетипическому представлению, что и в загробном мире царь не может быть равен простолюдину, удел которого – кладбищенская земля.

Многие русские правители возводили храмы, в том числе, и как будущие усыпальницы для себя и своих потомков. О том, что цари ставили своеобразный знак равенства между своей властью и духовной святостью, свидетельствует и вышеупомянутая книга Т. Д. Пановой. Автор подчеркнула, что захоронения русских правителей, расположенные в Архангельском соборе, обустраивались и оформлялись аналогично могилам глав русской православной церкви, находящимся в Успенском соборе Московского Кремля.

Московские князья и великие князья (1263–1547)

В период феодальной раздробленности во главе войск все чаще оказывались московские князья. Им удавалось выходить из конфликтов с другими странами и соседями, добиваясь положительного решения собственных политических вопросов. Московские князья изменили историю: свергли монгольское иго, вернули государству былое величие.

Правитель

Годы правления

Примечание

номинально 1263, фактически с 1272 (не позднее 1282) – 1303

Юрий Данилович

1303 – 1325

1325 – 31 марта 1340

Семен Иванович Гордый

31 марта 1340 – 27 апреля 1353

Иван II Иванович Красный

27 апреля 1353 – 13 ноября 1359

1359 – 1389

1389 – 1425

Василий II Васильевич Темный

27 февраля 1425 – 25 апреля 1433

Юрий Дмитриевич

весна – лето 1433

Василий II Васильевич Темный

лето 1433 – 31 марта 1434

Юрий Дмитриевич Звенигородский

31 марта – 5 июня 1433

Василий Юрьевич Косой

5 июня – начало июля 1434

Василий II Васильевич Темный

начало июля 1434 – 7 июля 1445

Дмитрий Юрьевич Шемяка

7 июля – 26 октября 1445

Василий II Васильевич Темный

26 октября 1445 – 12 февраля 1446

Дмитрий Юрьевич Шемяка

12 февраля 1446 – 17 февраля 1447

Василий II Васильевич Темный

17 февраля 1447 – 27 марта 1462

соправитель

Василия II

Иван Иванович Молодой

1470 (по другим данным – 1477) – 7 марта 1490

соправитель

Ивана III

Дмитрий Иванович Внук

4 февраля 1498 – 1502

соправитель

Ивана III

1502 – 27 октября 1505

соправитель Ивана III

27 октября 1505 – 4 декабря 1533

4 декабря 1533 – 16 января 1547

Как появился этот обычай?

Обычай помещать тела знатных особ в усыпальницы пришел к нам из Византии. С развитием христианства всех покойников принято было закапывать в землю. Однако император Констанций этот обычай изменил. Именно он первым не стал хоронить своего отца Константина I в земле, а поместил гроб с его телом в храме Святых Апостолов. То же самое Констанций проделал с мощами некоторых святых апостолов.

В Византии император считался наместником Бога на земле. Церемония коронации, разработанная церковью, только способствовала подобному отношению. Император Константин закрепил его окончательно. Так он запретил носить пурпурные одежды и определенную обувь всем, кроме членов своей семьи. Кроме того, каждый обязан был падать ниц при виде императора. Причем, единственным, кому делать этого было не нужно, стал патриарх Константинопольский.

Не мудрено, что при таком высоком положении император должен был иметь соответствующую усыпальницу. Ведь император – помазанник божий.

К тому же закапывание тела в землю указывало на низкое социальное происхождение, в то время как покойный император помещался над всеми умершими, ближе к небесам.

Кроме того зачастую обычные могилы можно было запросто раскопать и поживиться, к примеру, одеждой усопшего. А склепы, как правило, надежно запирались, а потому роскошные наряды, ювелирные украшения и другие дорогие предметы знатных покойников оставались при них навсегда.

Схема захоронений Архангельского собора

Схема захоронений Архангельского собора Московского Кремля

      1. Афанасий (Ярослав) Владимирович, князь малоярославецкий;
      2. Иван Владимирович, князь серпуховский;
      3. Андрей Васильевич (Меньшой), князь вологодский;
      4. Борис Васильевич, князь волоцкий;
      5. Георгий (Юрий) Васильевич, князь дмитровский;
      6. Симеон Иванович, князь калужский;
      7. князь Иван Васильевич (Большой), сын Василия I;
      8. Пётр Димитриевич, князь дмитровский;
      9. Андрей Димитриевич, князь можайский;
      10. великий князь Юрий Димитриевич; великий князь Василий Юрьевич Косой; Димитрий Юрьевич Красный, князь галицкий;
      11. Владимир Андреевич Храбрый, князь серпуховский;
      12. Андрей Иванович (сын Ивана Калиты), князь серпуховский;
      13. Димитрий Иванович, великий князь (сын Ивана Молодого);
      14. Иван Иванович Молодой, великий князь тверской;
      15. Василий I Димитриевич, великий князь;
      16. Димитрий Иванович, великий князь угличский;
      17. Димитрий Иванович Донской, великий князь;
      18. Иван II Иванович Красный (сын Ивана Калиты);
      19. Георгий (Юрий) Васильевич, князь угличский;
      20. Симеон Иванович Гордый, великий князь (сын Ивана Калиты);
      21. Иван Даниилович Калита, великий князь;
      22. Василий III Иванович, великий князь; царевич Димитрий Иванович;
      23. Иван III Васильевич, великий князь;
      24. Василий II Васильевич, великий князь;
      25. Фёдор Иванович, царь;
      26. Иван Иванович, царевич, сын Ивана IV;
      27. царь Иван Васильевич IV Грозный;
      28. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, князь;
      29. Рака с мощами св. царевича Димитрия Ивановича, сына Ивана IV;
      30. царь Алексей Михайлович;
      31. Алексей Алексеевич, царевич, сын царя Алексея Михайловича;
      32. царь Михаил Фёдорович; царевич Василий Михайлович, сын Михаила Фёдоровича;
      33. царевич Иван Михайлович, сын Михаила Фёдоровича; царевич Симеон Алексеевич, сын Алексея Михайловича;
      34. царевич Димитрий Алексеевич; царевич Илья Фёдорович;
      35. царевич Александр Петрович, сын Петра I;
      36. царь Василий Иванович Шуйский;
      37. Владимир Андреевич, князь старицкий; Василий Владимирович, князь дмитровский
      38. Андрей Иванович, князь старицкий; 
      39. Георгий (Юрий) Иванович, князь дмитровский;
      40. Андрей Владимирович, князь радонежский;
      41. Андрей Васильевич Большой, князь угличский;
      42. царь Иван V Алексеевич (сын Алексея Михайловича);
      43. царь Фёдор Алексеевич (сын Алексея Михайловича);
      44. император Пётр II;
      45. Василий Ярославич, князь боровский;
      46. Рака с мощами св. князя Михаила Черниговского;
      47. царевич Пётр Кудайкул, сын царя казанского;
      48. Александр (Утямыш-Гирей) казанский хан;

Гроб Господень

Безусловным примером для русских царей могла послужить и одна из главных святынь христианского мира – Гроб Господень, который расположен в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. По мнению Т. Е. Самойловой, эта реликвия выступала архетипическим образцом для захоронений средневековых монархов.

«Сам Гроб представал перед глазами верующих в виде саркофага простой прямоугольной формы, собранного из тесаных плит и закрывающегося сверху отдельной плитой… Пустота Святого Гроба для христиан всего мира также была знаковым понятием. Она, с одной стороны, свидетельствовала о непреложности факта Воскресения Христа, а с другой – являлась предзнаменованием воскресения каждой христианской души», – написала искусствовед в работе «Священное пространство княжеского гроба».

После принятия христианства русские паломники стали посещать Святую землю, увидели Гроб Господень, и поэтому, возможно, царей стали хоронить в каменных усыпальницах – в знак особого к ним почтения.

Иван Грозный: детство и венчание на царство

Будущий царь родился в 1530 году в семье Московского князя Василия III Рюриковича и княжны литовской Елены Глинской. Уже в 3 года после смерти отца он номинально стал царем. В 1538 умерла и его мать. Его детские годы прошли в период борьбы между кланами бояр Шуйских и Бельских, из-за чего у ребенка в характере развилась подозрительность и мнительность, а также сформировалось недоверие к боярам.

В 1547-м 16 января Иван Грозный венчается на царство. Во время церемонии митрополит Макарий возложил на юношу царские регалии: шапку Мономаха, барму и крест Животворящего Древа. Вначале царя именовали Иоанном I, затем Н. Карамзин в своей книге «История Российского государства», где был сделан отсчет от Ивана Калиты, присвоил ему титул IV. Прозвище «Грозный» царь Иоанн получил еще в подростковом возрасте за самоличное зверское убийство одного из бояр в Москве.

Через 2 года Иван Грозный формирует Избранную Раду, состоящую из единомышленников, которая помогла ему при проведении многих реформ в государстве. В 1549-м впервые прошел созыв Земского собора, в который входили представители всех сословий России (кроме крестьян).

В 1550-м он формируется стрелецкое войско, целью которого было повышение обороноспособности России. Одним из полезных документов стал судебник, который позволил упорядочить существующие нормативно-правовые акты в стране.

История склепов

История захоронения людей в специальных помещениях насчитывает тысячи лет. Многие царские семьи Месопотамии, Вавилона, Персии помещали тела своих умерших родственников в ритуальных пещерах.

Одними из первых специально сооружать подобные помещения стали египтяне. Конечно, роскошные усыпальницы — пирамиды – предназначались исключительно для знатных особ. Дело в том, что согласно древним поверьям, фараон мог продолжить жизнь в другом мире только при условии, что его телесная оболочка останется нетронутой. Именно поэтому жители Египта практиковали мумифицирование и гробницы, а не закапывали тела правителей в землю.

Несмотря на искоренение язычества и появление христианства, в средневековой Европе традиция помещать тела не в почву, а над нею продолжилась. Так в базилике Сен-Дени до сих пор покоятся тела 25 французских монархов и 10 королев, не считая принцев и принцесс. А в Вестминстерском аббатстве нашли свой последний приют многие английские короли.

Где похоронили Ивана Грозного

Перед смертью Иван IV принял постриг в монахи под именем Иона. Он всю жизнь был весьма религиозен и часто удалялся замаливать свои грехи. Ивана Грозного, как ни странно, крайне волновал тот факт, что все его деяния после смерти воздадутся ему. Поэтому даже в почти беспамятном состоянии он повелел непременно совершить обряд пострига и отпущения грехов. В гроб тело государя было положено в монашеском одеянии.

Похоронен Иван Грозный в Архангельском соборе Московского Кремля, рядом с могилой его старшего сына Ивана, погибшего от руки отца. В некрополе Архангельского собора были захоронены многие царские особы. Эту традицию учредил отец Ивана Грозного Василий III.

Где похоронены русские цари?

Храмовой усыпальницей для представителей двух правящих династий в России – Рюриковичей и Романовых – стал Архангельский собор Московского Кремля. После смерти тела покойных помещали в саркофаги из белого камня, украшенного резьбой. На сегодняшний день в Архангельском соборе имеются 54 захоронения. Там похоронены Иван Грозный, и его сыновья, а также императоры Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич и многие другие.

Позже, а именно со времен Петра I, царственных особ стали хоронить Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Исключением стал только внук Петра Великого, который скончался от оспы в Москве, где и обрел свой покой в Архангельском соборе. В Санкт-Петербурге покоятся тела 52 членов императорских семей и их близких.

Древнеегипетская традиция

Некоторые исследователи обращают внимание на такой факт: русских царей не погребали в землю, точно так же как и фараонов Древнего Египта, многих правителей Малой Азии и Западной Европы. Не стоит забывать и Владимира Ильича Ленина (умер в 1924 году), чей мавзолей расположен на Красной площади в Москве

Не исключено, что традиция хоронить правителей в склепах или каменных усыпальницах, предварительно забальзамировав тело покойного, существовала на Руси испокон веков, а вовсе не была позаимствована в Византии или на Святой земле. Вероятно, это одно из проявлений архетипического сознания народа, уходящее в глубину веков.

На тот факт, что умерших русских правителей обязательно бальзамировали, вынимая из тела внутренности и сердце, указали доктор исторических наук Игорь Викторович Зимин и профессор Сергей Викторович Девятов. Ученые совместно написали двухтомник «Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта». Во втором томе этого издания соавторы пишут, что внутренности правителей России помещались в особые серебряные ковчеги, которые доверенные лица устанавливали в специальной нише склепа, рядом с гробом. И происходило это еще до начала официальной церемонии прощания с монархом.

Характер и здоровье царя

Согласно заключению историка Н. Карамзина, царствование Ивана Грозного отличалось мудрым правлением в первой половине и беспощадной тиранией во второй. Из-за необъяснимого постоянного предчувствия смерти государь проявлял ужасную жестокость и даже садистские наклонности. Он часто был несправедливым, предпочитал устраивать суд и пытки самостоятельно.

Царь осознавал свою жестокость и многочисленные грехи, поэтому принял решение принять посмертный постриг и заранее выбрал место своей могилы, где и похоронен Иван Грозный. Согласно заключениям историков, его характер стал более жестоким после смерти первой жены Анастасии, от которой у него было 2 сына: Иван и Федор. Во второй половине 16 века в России и в Москве в частности началась эпидемия сифилиса, которая охватила перед этим и все европейские государства. Многие ученые приписывали царю черты сластолюбия и похотливости. Он еще много раз женился и при этом постоянно прелюбодействовал. По свидетельствам современника Дж. Гарсея, Иван Грозный хвастался тем, что «растлил много девиц и лишил жизни многих своих детей».

Поэтому многие ученые высказывали подозрения, что у царя был сифилис, акцентируя внимание на некоторых данных летописей и на свидетельствах его современников. Лечение данной болезни в те годы проводили при помощи сулемы, содержащей ртуть

Она оказывает негативное влияние на весь организм, включая нервную систему, вызывая состояние тревожности, психического перевозбуждения, пугливости. Такое лечение способствует появлению припадков эпилепсии, внезапных вспышек ярости. Все эти данные мог подтвердить или опровергнуть анализ останков из погребения, где похоронен Иван Грозный.

Убранство Архангельского собора

В интерьере собора преобладает торжественно-сумеречное настроение. Считается, что Архангел Михаил, в честь которого и построен храм, был проводником душ в царство вечности. Также, он считался и покровителем князей, отличившихся на поле брани. Исследователи предполагают, что при первоначальном оформлении храма при Василии III роспись не предполагалась. Впервые, видимо, храм был расписан в 1564–1565 гг. при Иване IV. Доказательство этому — сохранившиеся фрески над западным входом и в южном предалтарии. Те фрески, которые мы видим сейчас были созданы в середине 17 века. По указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев — Симон Ушаков и Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев сделали тщательные прориси. Всего 92 мастера принимали участие в росписи стен храма. Интересна галерея из условных портретов князей и царей, похороненных здесь. В роспись стен включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с иноземными захватчиками и легендарные страницы жития Архангела Михаила.

Иконостас, сооруженный при строительстве храма (1508 года) сгорел во время пожара в 1547 году. В настоящее время в храме установлен иконостас, выполненный царскими резчиками в 1679–1680 гг. Большинство икон были выполнены тоже в это время. Главная достопримечательность — храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями», относится к 14–15 вв. Ее можно назвать вершиной в истории иконописи на Руси. Также примечателен список чудотворной иконы Благовещение Устюжское. Некоторые иконы верхних ярусов иконостаса написаны на старых досках, принадлежащих иконам 1547 года и старше. Верхний ряд венчает Распятие Господне, выполненное Ф. Зубовым и М. Милютиным.

Где они покоятся

Усыпальницы большинства московских князей и царей находятся, что естественно, в столице нашей страны, в Архангельском соборе Кремля. А почти все российские императоры и императрицы, начиная с Петра I Алексеевича (умер в 1725 году), нашли вечный покой в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Известный историк, Татьяна Дмитриевна Панова, в своей книге «Некрополи Московского Кремля» указала, что специалисты насчитали в Архангельском соборе 56 могил высочайших особ. Первым из них здесь еще в 1340 году похоронили великого князя Ивана Калиту, а последним в 1730 году – императора Петра II. После того как 14-летний правитель скончался в Москве от оспы его тело не стали перевозить в Петербург.

Кандидат исторических наук Марина Олеговна Логунова – автор книги «Печальные ритуалы императорской России» – отметила, что в эпоху правления Петра I церемония похорон русских монарших особ претерпела изменения в сторону «европеизации». Государь-реформатор взял за основу погребальный обряд, принятый в Западной Европе.

Впрочем, реформам подверглись лишь внешние атрибуты и ритуалы. Сама же традиция хоронить правителей в каменных склепах и усыпальницах осталась неизменной со времен Древней Руси.

«Единого подвала под Петропавловским собором нет, поэтому в назначенном месте снимали плиты пола, выкапывали яму глубиной около трех аршин (около двух метров) и выкладывали «крещатым» кирпичом – на каждом кирпиче был начертан крест. Так получался склеп, на дне которого в головах делали продолговатое углубление для помещения урны и ящика с внутренностями, изымаемыми из тела при бальзамировании», – написала М.О. Логунова.

После официальной церемонии прощания гроб с телом покойного опускали в склеп и прикрывали сверху каменной плитой. Над могилой сооружалось надгробие.

Архангельский собор Московского кремля в XIII-XV веках

Первая деревянная церковь в честь святого Архистратига Михаила появилась на Соборной площади кремля во второй половине XIII века. Ученые склоняются к версии, что произошло это во времена, когда Великим князем Московским был Михаил Хоробрит, брат всем известного Александра Невского. Если насчет первых упоминаний историки еще ведут споры, то дальнейшая история собора хорошо отражена в летописях и сомнений почти не вызывает.

В 1333 году на месте старого ветхого храма Иван Калита приказал возвести каменную церковь, в которой, согласно его завещанию, просил похоронить его. Новый каменный храм простоял на Соборной площади 172 года, а затем по приказу царя Ивана III церковь была разобрана из-за ветхости. Как только разбор был закончен началось строительство нового собора, на это время все захоронения были перенесены в другой храм.

Архангельский собор в Кремле

Царская усыпальница в Архангельском соборе Кремля (Москва)

На Руси храмы-усыпальницы строили для представителей великокняжеской династии. Один из таких некрополей — Архангельский собор Московского Кремля. Здесь покоятся останки представителей Рюриковичей и Романовых.

Белокаменную церковь на месте деревянной построили в 1333 году по приказу Ивана Калиты. Он же стал первым князем, которого похоронили в Архангельской церкви в 1340 году.

В 1505 году, при Иване III, началось строительство нового собора, который сохранился до наших дней. На время работ прах князей перенесли в церковь Иоанна Лествичника. Через четыре года их возвратили в новую, более просторную усыпальницу Архангельского собора. Строительство полностью закончили уже при Василии III, сыне Ивана III.

Архангельский собор Московского Кремля. (Wikimedia Commons)

Великие московские князья погребены вдоль южной стены; у западной — их близкие родственники; вдоль северной — Рюриковичи, которые впали в немилость или были убиты. В Архангельском соборе похоронены и представители татарской знати, которые приняли православие и служили при русском дворе — их останкам определили место у северо-западного и юго-западного столпов.

Когда Иван Грозный принял царский титул, в дьяконнике (южной части алтарного помещения) собора была устроена усыпальница. Там похоронен сам Иван IV, а также его сыновья Иван, Федор и Дмитрий. В 1606 году раку со святыми мощами царевича Дмитрия поместили у юго-восточного столпа собора.

Гробницы царской династии Романовых расположены у столпов в центральной части собора. Здесь похоронены основатель династии царь Михаил Федорович, а также Алексей Михайлович, Федор Алексеевич и Иван Алексеевич.

Усыпальница Архангельского собора, 1917. (Wikimedia Commons)

Останки Петра I покоятся в Петропавловском соборе в Петербурге. В Архангельском похоронены Петр II, внук Петра I, умерший в Москве в 1730 году от черной оспы.

Погребения совершали в белокаменных саркофагах, их опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали надгробия с белокаменными плитами, украшенными резным растительным орнаментом и эпитафиями, выполненными славянской вязью. Всего в соборе находится 56 захоронений.

Жизнь в неволе

Для большевиков, когда они пришли к власти в ноябре 1917 года, Романовы стали одновременно козырем и головной болью. России нужно было договориться о выходе из Первой мировой войны, а также избежать иностранного вторжения. В. Ленин понимал, что враги страны будут следить за тем, что случилось с бывшими правителями. При этом вождь революции видел, что если Романовы останутся живы, они навсегда останутся символом монархического движения. Некоторые хотели, чтобы их отправили в изгнание, некоторые хотели, чтобы их предали суду за предполагаемые преступления, а некоторые хотели, чтобы они исчезли навсегда.

Сначала семью отправили во дворец в Царском Селе. Затем из соображений безопасности их отправили в Тобольск, к востоку от Уральских гор. С ними не плохо обращались, и казалось, что жизнь семьи Николая Второго была размеренной. Сам бывший император любил сельскую жизнь на природе.

У семьи была многочисленная прислуга – всего 39 человек. У Романовых много личного имущества, в том числе любимые семейные альбомы с фотографиями в кожаном переплете. В эти первые дни заключения еще можно было мечтать о том, что оно счастливо закончится. Они могли бы добраться до Англии и жить в изгнании со своим британским кузеном королем Георгом V. Еще одним вариантов, который рассматривали большевики, было возможное удаление членов династии в свое поместье в Крыму. Они не понимали, что постепенно все пути отхода закрывались, пока не оставался только один – дорога в Екатеринбург.

Екатеринбург, самый радикальный город России, был сильно коммунистическим и фанатично антицарским. «Я бы поехал куда угодно, только не на Урал», — сказал Николай, когда поезд приближался к его последнему месту жительства. Семья жила в большом доме, известном как Ипатьевский дом, в честь его бывшего хозяина. Вокруг дома был построен высокий деревянный частокол, отрезавший его жителей от внешнего мира.

За забором находился сад, который Романовы использовали для прогулок и физических упражнений. Главный человек, Авдеев, был коррумпирован (его люди свободно воровали у Романовых), но не жестоким. Охранники были обычными людьми, набранными с работников местных заводов. Со временем они познакомились и даже подружились со своими подопечными.

Это не могло продолжаться долго. Местные большевики заменили Авдеева Яковом Юровским, человеком, который организовал их убийства. Он прекратил мелкое воровство, которое оставалось безнаказанным его предшественником, но установил гораздо более жесткий режим и нанял более строгих и дисциплинированных охранников. Он поддерживал профессиональные отношения с Николаем и Александрой, даже когда планировал их смерть.

Петропавловский собор в XX — XXI веках

Всех коронованных особ династии Романовых хоронили в Петропавловском соборе, но к началу двадцатого века этих площадей уже не хватало. В 1908 году по проекту архитекторов Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа для захоронения членов императорской семьи построили Великокняжескую усыпальницу в стиле историзма, соответствующего стилю петровского барокко, перекрытую большим четырехгранным куполом с башенкой сложной формы и главкой с крестом. Новое архитектурное сооружение соединили с собором коридором.

Убранство Петропавловского собора, признанного памятником архитектуры, после революции 1917 года сохранилось. Однако когда собор в 1919 году был отдан Музею истории города, ценности из него были вывезены, военные трофеи переданы в другие музеи. В Великокняжеской усыпальнице долгое время размещался склад. Во время вражеских бомбардировок в период блокады Ленинграда ангел был закрыт мешковиной, шпиль закрашен для маскировки. После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были восстановлены.

В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был похоронен Великий князь Владимир Кириллович Романов. В 1998 году в Екатерининский придел Петропавловского собора были перенесены останки последнего Императора России Николая II и его семьи. Последней в соборе упокоилась в 2006 году супруга Императора Александра III Императрица Мария Федоровна, останки которой были перевезены в Санкт-Петербург из Дании.

С 1990 годов в Петропавловском соборе стали проводиться панихиды по Российским Императорским особам. В 1999 году состоялось первое архиерейское богослужение в светлый праздник Рождества Христова. В 2009 году в Петропавловском соборе в престольный праздник было совершено богослужение Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В 280-летие со дня освящения Петропавловского Императорского собора – выдающегося памятника архитектуры в день святых апостолов Петра и Павла 12 июля 2013 года состоялся праздник. Божественную литургию в этот праздничный день провел Святейший Патриарх Кирилл.

В 1990- е годы голландские мастера устроили на одном их ярусов колокольни карильоны – особые голландские колокола, обладающие тонким мелодичным льющимся звоном. Эти звоном восхищался еще царь Петр I при посещении Голландии в 18-м веке. Мелодии, специально придуманные для исполнения на карильонах радуют петербуржцев и гостей города на Неве и сегодня.

Влияние Распутина

Григорий Распутин, уроженец Западной Сибири, был самопровозглашенным святым человеком. У него была смешанная репутация распутного поведения, целительных сил и способности видеть будущее. Романовы определенно верили ему, он имел сильное влияние на семью, особенно на Александру.

Когда Распутин впервые встретился с Романовыми в 1905 году, царица была в отчаянии. Революция 1905 года почти привела к свержению монархии. Рождение Алексея в годом ранее подарило им наследника, на которого она так надеялась, но его гемофилия была не только личной трагедией, но и угрозой для династии.

Эта ситуация политического кризиса и материнской агонии позволила Распутину проникнуть в семью. В 1908 году у Алексея случилось сильное кровотечение, и Распутин смог облегчить боль мальчика. Мистик якобы предупредил Николая и Александру, что здоровье ребенка будет связано с силой династии. Способность Распутина сохранить здоровье ребенка обеспечила бы ему место во дворце и возможность влиять на царя.

Эти отношения, возможно, и помогли царевичу, но они подорвали репутацию Александры и еще больше отдали ее от русского народа. Ходили слухи, что распутное поведение Распутина включало соблазнение царицы. Хотя он почти наверняка не был ее любовником, у него были романы с бесчисленным количеством женщин при дворе Романовых. Николай проигнорировал призывы придать Распутина суду, что еще больше разозлило россиян. Сохранение счастья его жены и ребенка не позволило Николаю устранить угрозу.

В сентябре 1915 года, во время Первой мировой войны, Николай II отправился на фронт, чтобы лично командовать русскими войсками. Царица заботилась о внутренних делах, и влияние Распутина на нее проявилось в ее выборе некомпетентных министров. Потери на фронте и поведение Распутина дома настроили русский народ против своего царя и его семьи. Пришло время революции.

Заключение

Результаты вскрытия могилы Ивана Грозного, а также его саркофагов сыновей и князя Скопина-Шуйского дали ученым множество интересных материалов. Исследования останков показали, что ни один из этих четырех великих мужей не был отравлен мышьяком. Сын Федор и князь Скопин-Шуйский также не были отравлены препаратами с ртутью. Механические повреждения на костях всех четырех скелетов не зафиксированы. Вопрос о смерти сына Ивана в результате нанесения черепно-мозговой травмы его отцом остался открытым. Ясно, что молодой царевич умер не в момент удара, а значительно позже, когда рана уже зажила. Но сыграла ли она какую-либо роль в последующей болезни, установить не удалось.

По поводу обнаруженного многократного превышения ртути в останках Ивана Грозного и царевича Ивана нет единой версии. Такие результаты исследований могут свидетельствовать об отравлении. Также они могут говорить о лечении этих людей препаратами, содержащими ртуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector