Благовещенский собор

Иконы

Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие. С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Дорожные покрытия

В самом начале застраивания территорий Красной площади, в этих местах уже прокладывались мощеные улицы и площади. Тогда это были покрытия из белого камня, булыжника. В местах застройки соборов и храмов обнаруживаются следы мостовых из песчаных монолитов.

Во все времена особенному облику главной площади и прилегающих пространств уделялось повышенное внимание, что конечно же понятно, поскольку Красная площадь и Кремли издавна являются средоточием власти и священных реликвий. Покрытие из камня, присутствующее до сих пор начало закладываться в начале XX века, еще во времена императорского правления

И просуществовало оно до 30-ых годов прошлого столетия. Тогда площадь была заасфальтирована. Асфальтом было покрыто все вплоть до 60-ых годов, когда было принято решение вернуть первоначальный облик — то есть восстановить покрытие из камня

Покрытие из камня, присутствующее до сих пор начало закладываться в начале XX века, еще во времена императорского правления. И просуществовало оно до 30-ых годов прошлого столетия. Тогда площадь была заасфальтирована. Асфальтом было покрыто все вплоть до 60-ых годов, когда было принято решение вернуть первоначальный облик — то есть восстановить покрытие из камня.

Соборы

Архитектурный ансамбль формируют три храма, в центре находится Успенский собор. История собора началась в 1475 году. Он является старейшей полностью сохранившейся постройкой среди всех кремлевских зданий.

Изначально строительство проходило в 1326-1327 годах под руководством Ивана I. После завершения строительства собор служил домашней церковью митрополита Московского, который поселился в предшественнике нынешнего Патриаршего дворца.

К 1472 г. ныне разваленный собор был разрушен, а затем на его месте было построено новое здание. Однако оно рухнуло в мае 1474 года, возможно, из-за землетрясения или из-за ошибок в строительстве. Новую попытку возрождения совершил великий князь Иван III. Именно в этом соборе служили молебны перед важными походами, короновали царей и возводили в сан патриархов.

Архангельский собор посвящен Архангелу Михаилу, покровителю русских правителей, был построен в 1505 г. на месте одноименной церкви 1333 года. Он построен итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтиньяна. Архитектурный стиль сочетает традиционную древнерусскую религиозную архитектуру и элементы итальянского Возрождения.

Благовещенский собор расположен на юго-западном углу площади. В 1291 г. здесь была построена деревянная церковь, однако спустя столетие сгорела и была заменена каменной церковью. Собор из белого камня на фасадах имеет девять луковых куполов и предназначается для семейных церемоний.

Время работы соборов: 10:00 до 17:00 (выходной – четверг). Единый билет для посещений обойдется в 500 рублей для взрослых и 250 рублей для детей.

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА

Иван III пригласил итальянских инженеров Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари для строительства княжеского дворца, какого еще не было на Руси. Уже в 1485 г. Марко Руффо начинает возводить Казенную палату, которая предназначалась для хранения казны, затем Марко заканчивает Набережную палату, которая становится первым зданием на княжеском дворе. Но венцом всего замысла должна была стать Грановитая палата, задуманная как один огромный парадный зал.

Здание должно было производить ошеломляющее впечатление и на иностранных послов, и на подданных. Расписали Грановитую палату только при царе Федоре Иоанновиче, на стенах есть посвященная ему композиция. Главная идея — прославление царской власти, напоминание о предках и религии. Входили в палату через Святые сени, в которые государь поднимался по Красному крыльцу. Когда был введен обряд царского венчания, именно по его устланным коврами ступеням поднимался царь, приняв в Успенском соборе корону из рук патриарха. Отсюда кланялся в пояс народу.

Имелась особая потайная комната для цариц, которым запрещалось присутствовать на церемониях, но они могли следить за происходившим через специальное окошко. В Грановитой палате проходили все торжественные церемонии и государственные мероприятия: объявлялось имя престолонаследника, заседали земские соборы, отмечались победы русского войска. В 1552 г. Иван Грозный праздновал здесь взятие Казани, в 1709 г. Петр I — полтавскую победу и в 1721 г. — заключение Ништадтского мира, означавшего конец Северной войны.

В красном углу палаты стоял резной царский трон из темного дуба, на котором монарх восседал во время официальных торжеств. Начиная с XVIII в. нижний этаж палаты использовался в качестве караульного помещения, а в XIX в. стал гауптвахтой. Сейчас в нем размещается резиденция патриарха Московского и всея Руси.

Фрески

Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора. Дионисий и его артель писали эти изображения в первые годы существования построенного Фьорованти храма. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения образы спасло то, что они были долго скрыты иконостасом, а нашли их только к концу XIX века.

Julia Alisova

Фрески центральной части собора создавались в середине XVII века. Они делятся по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столпы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных образов Бога. На столпах изображены 135 мучеников, которых почитают «столпами церкви».

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

История возведения собора

В 1326 году в Кремле при Иване Калите был заложен первый Успенский собор – скромный одноглавый храм. В 1337 году после крупного пожара Успенский собор уже не соответствовал новому статусу Москвы как столицы Всея Руси. Князь Иван III и митрополит Филипп решили возвести на месте старого величественный собор, достойный того, чтобы стать духовным центром государства.

Строили новый собор всем миром: объявили сбор средств. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования, все монастыри обложили налогами. Русские зодчие Кравцов и Мышкин построили собор до сводов, но в мае 1474 года во время землетрясения почти возведенный собор рухнул.

Для строительства нового собора князь Иван III обратился к итальянским зодчим. На приглашение откликнулся прославленный архитектор и инженер из Болоньи Аристотель Фиораванти.

У себя на родине архитектор наслаждался славой. Под его началом впервые в мире за 2 дня перенесли на другое место колокольню высотой 24 метра, которая мешала строительству здания администрации. Городской совет Болоньи, оценив заслуги мастера, назначил ему щедрое пожизненное обеспечение.

Безбедную жизнь архитектора нарушили козни завистников: Фиораванти по доносу бросили в тюрьму, лишив привилегий. Вскоре выяснилось, что обвинение было фальшивым, но обида побудила Фиораванти принять приглашение русского царя, и архитектор навсегда покинул Италию.

Как возник праздник Ризоположения

Истоком этого церковного торжества стал 471 год, когда два византийских сановника, братья Гальбий и Кандид, совершали паломничество по святым палестинским местам. Они решили переночевать в Назарете, в доме одной женщины. У нее они случайно обнаружили ковчег с одеждами Девы Марии.

Вид на церковь со стороны Соборной площади

От хозяйки дома паломники узнали историю происхождения этой святыни, хранимую многими поколениями этой семьи, и о том, что, благодаря одеждам Богоматери, в доме несколько веков совершаются разные чудеса и исцеления.

По одной версии, император и патриарх Константинополя упросили передать святыню церкви. По другому, более распространенному церковному преданию, братья сами тайно похитили Ризу. Они измерили ковчег с одеждой Богородицы, в Иерусалиме изготовили его копию и на обратном пути, возвращаясь из Палестины в Константинополь, подменили святыню.

Так Одежды Божьей Матери попали в столицу. И для Ризы был выстроен специальный храм во Влахернах — северо-западном пригороде Константинополя, расположенном на берегу одноименного залива. Здесь святыня хранилась вместе с поясом Богородицы и почитаемой иконой с Ее ликом.

Церковные предания рассказывают, что во влахернском храме совершалось столько чудес, что ни один храм мира не мог бы вместить все книги, в которых эти чудеса были бы описаны. Самое необычное чудо произошло в 860 году, когда после крестного хода с Ризой Божьей Матери и молитвы императора Михаила III большая армия во главе с княжившим в Киеве варягом Аскольдом отступила от Константинополя и заключила с ним мирный договор. Более того, Аскольд позднее сам крестился под именем Николай и способствовал распространению христианства на Руси.

Вид церкви с севера

В 1434 году в Константинополе был большой пожар, Влахернская церковь была уничтожена, и дальнейшие сведения о ризе теряются. По церковным преданиям, известно лишь о небольших ее частичках, расположенных по всему миру. Так, в конце XV века частичка Одежд Богородицы была приобретена для Русской Церкви Дионисием, архиепископом Суздальским.

Чуть позже, в праздник Положения Ризы Богородицы на Руси также произошло чудо. Это случилось 2 (или 15) июля 1451 года, во времена царствования Василия II Темного. Именно в этот день были отогнаны степные кочевники, под предводительством нагайского царевича Мозавши направившиеся для захвата русских земель. Татары внезапно осадили город. Царь бежал за Дубну. Были сожжены все посады. Осажденные в Кремле задыхались от дыма. Но первый приступ отбили. А на утро, когда дым развеялся, вдруг оказалось, что татары неожиданно ушли, оставив всю награбленную добычу.

Здание Арсенала

Пушка у здания Арсенала / фото автора

Когда вы пройдете через Троицкие ворота, слева будет лимонное здание Арсенала. До пожара 1701 года на его месте были амбары, в которых хранили запасы хлеба на случай осады.

Считается, что план Арсенала — тогда его называли Цейхгаузом — нарисовал Петр I. Он хотел сделать оружейный склад и музей военных трофеев. Вдоль здания стоят пушки всех мастей. Всего на территории Кремля их 875.

Подойти близко, чтобы рассмотреть архитектуру, не позволит охрана: внутри сейчас казармы Комендатуры Кремля. Дальше находится действующая Резиденция Президента, поэтому вход также запрещен.

Все остальные объекты находятся по правую руку.

Верхоспасский собор Московского Кремля с фото

  1. Представляет комплекс, который объединяет возведенные в различные исторические отрезки домовые церкви членов монаршей семьи.
  2. Название происходит от церкви Спаса Нерукотворного, возведенной в 1636 году. Также включает в себя церкви великомученицы Екатерины (1627 года), Воскресения Словущего (1654 года) и Распятия Христова (1681 года).
  3. В 80-х годах XVII века эти храмы были заключены под общую крышу, над которой надстроили одиннадцать мелких глав. С течением времени неоднократно перестраивался, включался в новое здание, а в результате реставрационных работ, проводившихся уже в новейшее время, ему частично был возвращен прежний облик.
  4. В настоящее время службы в соборе не проводятся, доступ для посетителей внутрь закрыт.

МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

Московский кремль считается главной достопримечательностью столицы. Со времен Дмитрия Донского Москву украшал белокаменный кремль (построен в 1368 г.). За прошедший век его стены успели так износиться, что иностранцы из-за обилия зияющих проплешин, которые закладывались бревнами, случалось, принимали их за деревянные. Да и строился этот кремль в те годы, когда об итальянских мастерах на Руси еще не слышали. Имея при дворе мастера Аристотеля Фиораванти, Иван III вполне мог призадуматься, как переделать крепость так, чтобы никто не только не смог ее взять, но и не посмел даже приблизиться к ней.

Впрочем, имя Аристотеля Фиораванти среди строителей Московского Кремля никогда и нигде не фигурировало. Однако многие историки склонны считать подлинным создателем генерального плана именно Аристотеля, который очерчивал общую линию кремлевских стен, намечал положения башен, закладывал тайные подземелья и лабиринты, а его соотечественники трудились над отдельными участками.

Работы над Московским Кремлем велись так, как не строилась на Руси еще ни одна крепость. На площади радиусом 100 саженей не оставили вокруг ни единого здания. Сносились даже церкви, которые простояли там несколько веков. Очищалась от построек и местность за Москвой — рекой напротив будущих кремлевских стен. Подобного подхода к строительству требовали правила фортификации тех времен, пришедшие из Европы.

После смерти Фиораванти строительством занимались другие архитекторы. Так, над возведением кремлевских стен начал трудиться некий Антон Фрязин, он построил Тайницкую башню, с которой и начались работы, а также Водовзводную и Благовещенскую башни. Строители последних четырех башен — Петровской, Первой и Второй Безымянных, Царской — неизвестны. Последняя, правда, появилась уже при царе Алексее Михайловиче в 1680 г. Возведение последних кремлевских укреплений было завершено при сыне Ивана III — Василии III.

При нем был также вырыт огромный ров, окруживший кремль со стороны торга и Красной площади. Его дно выложили каменными плитами, а затем прорыли канал, соединивший две реки — Москву и Неглинную. Московский Кремль превратился в остров.

Соборы Московского Кремля

В архитектурный ансамбль Московского Кремля входят восемь соборов. Один из главных храмов русского государства — Успенский. В нем проходила коронация императоров, венчание на царство, избрание глав русской православной церкви и погребение митрополитов и патриархов. Сейчас здесь можно видеть моленное место Ивана Грозного, особо ценные иконы, некрополь и величественный иконостас.

Благовещенский собор служил личным храмом великих князей и царей Москвы. Считается, что часть икон храма создана Андреем Рублевым, а также Феофаном Греком.

Архангельский собор был родовой усыпальницей великих князей и царей. В нем 47 надгробий и 2 раки. Здесь покоятся великие князья Иван Калита и Дмитрий Донской, Иван III и Иван Грозный, царевич Дмитрий и цари Михаил и Алексей Романовы. Созданный во время Куликовской битвы образ «Архангела Михаила с деяниями» можно увидеть в иконостасе храма.

Домовый храм русских митрополитов и патриархов — небольшая церковь Ризоположения. В нем в едином ансамбле представлены четырёхъярусный иконостас в серебряном окладе и настенная живопись.

К северу от Успенского храма и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый храм Двенадцати апостолов, построенный русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым.

Десятиглавый собор Василия Блаженного много раз подвергался опасности сноса. Наполеон в 1812 году мечтал его увести в Париж, а позже хотел взорвать. В Советское время собор мешал прохождению демонстраций и его также хотели уничтожить.

К востоку от Теремного Дворца расположены четыре домовые церкви: св. Екатерины и Верхоспасский собор, церковь Распятия Христа и церковь Воскресения Словущего.

Примечания

  1. 12 Реестр, 2010.
  2. 123456 Успенский собор Московского кремля(неопр.) . Православие.ru. Проверено 15 мая 2020.
  3. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель под ред. И. Ю. Юдакова. — Национальное географическое общество, 2013. — C. 37
  4. ПСРЛ. — Т. 18. Симеоновская летопись. — СПб., 1913. — С. 90.
  5. Смирнова, 2020.
  6. Выголов, 1988, с. 181.
  7. 12 Толстая, 2009, с. 12—17.
  8. Зодчество, 2003.
  9. Иконы Успенского собора, 2007, с. 18.
  10. 12 Молева, 2003.
  11. Забелин, 2007, с. 115.
  12. Успенский собор Московского кремля (неопр.) . Мослента (4 января 2018). Проверено 15 мая 2020.
  13. Выголов, 1988, с. 191—192.
  14. Толстая, 2009, с. 19.
  15. Качалова, 2003, с. 9.
  16. Школьник, 2010, с. 101.
  17. Трифон, 2008.
  18. Иконы Успенского собора, 2007, с. 23.
  19. 12 Кавельмахер, 1995, с. 214—235.
  20. Юдаков, 2013, с. 37.
  21. Домшлак, 1989, с. 319.
  22. Толстая, 2009, с. 51.
  23. 12 Успенский собор Московского кремля(неопр.) . Русский город. Проверено 15 мая 2020.
  24. 123 Исаева, 2008, с. 94—100.
  25. Иконы Успенского собора, 2007, с. 30.
  26. Император Павел I обнародовал акт о престолонаследии (неопр.) . Президентская библиотека. Проверено 28 октября 2020.
  27. 1234 Владимировна, 2012, с. 12—15.
  28. Качалова, 2003, с. 52.
  29. 123 Собор старейшей Богоматери(неопр.) . Газета.ru (24 августа 2017). Проверено 15 мая 2020.
  30. Чечулин Н. Д. Константин Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  31. Иконы Успенского собора, 2007, с. 39.
  32. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 175.
  33. Нащокина, 2005, с. 382—387.
  34. 12 Звонарёв, 1988, с. 36—45.
  35. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 179.
  36. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 180.
  37. Бусева-Давыдова, 1997, с. 92.
  38. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 69.
  39. 123 Московский Кремль: Патриарший Успенский собор(неопр.) . Patriarchia.ru. Проверено 15 мая 2020.
  40. Директор музеев Кремля: при реставрации Успенского собора возможны открытия (неопр.) . РИА Новости (17 мая 2017). Проверено 15 мая 2020.
  41. Толстая, 2009, с. 43.
  42. Толстая, 2009, с. 78.
  43. Домшлак, 1989, с. 316.
  44. Бусева-Давыдова, 1997, с. 29.
  45. Романюк, 2013, с. 89.
  46. Заграевский, 2020.
  47. Бусева-Давыдова, 1997, с. 32.
  48. 12 Толстая, 2009, с. 36.
  49. Бусева-Давыдова, 1997, с. 35—36.
  50. Бусева-Давыдова, 1997, с. 38.
  51. Толстая, 2009, с. 118.
  52. Толстая, 2009, с. 202.
  53. Бусева-Давыдова, 1997, с. 39.
  54. Успенский собор Московского Кремля, 1985, с. 77.
  55. Романюк, 2013, с. 94.
  56. Успенский собор и Успенские колокола Московского Кремля (ФОТО) (неопр.) . Татьянин день (27 августа 2012). Проверено 15 мая 2020.
  57. Бусева-Давыдова, 1997, с. 47.
  58. Толстая, 2009, с. 95—96.
  59. Толстая, 2009, с. 101.
  60. Бусева-Давыдова, 1997, с. 48—49.
  61. Романюк, 2013, с. 92.
  62. Бусева-Давыдова, 1997, с. 58.
  63. Бусева-Давыдова, 1997, с. 63.
  64. Мономахов трон, 2001, с. 7—8.
  65. Соколова, 2006, с. 24—25.
  66. Мономахов трон, 2001, с. 27.
  67. Мономахов трон, 2001, с. 11.
  68. Толстая, 2009, с. 83.
  69. Бусева-Давыдова, 1997, с. 84.
  70. Бусева-Давыдова, 1997, с. 73.
  71. Толстая, 2009, с. 87.
  72. 123456 Бусева-Давыдова, 1997, с. 77—86.
  73. Толстая, 2009, с. 192.

Собор Успения Господня

Пожалуй самый древний из храмов Соборной площади. По облику своему достаточно скромен, и претерпел за свою историю немало разрушений и переделок. Первоначальные постройки храма восходят к XII веку, однажды был разрушен землетрясением.

В XV веке царем Иваном Васильевичем был отстроен заново, для чего был приглашен зодчий из Италии — Аристотель Феорованти. Строительство было завершено в 4-х летний срок.

Практически сразу после обряда освящения, храм местом захоронения российского духовенства. Захоронения располагаются в глубоком подполе собора, а мемориальные доски с их именами расположены по стенам храма.

Являясь главным храмом Москвы, он видел в своих стенах практически все церемонии возведения на престол Российского двора.

В настоящее время собор выполняет функции государственного музея страны и действующего храма для проведения всех церковных праздников и богослужений.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Архитектурные особенности Архангельского собора

Собор высотой 21 метр из белого камня итальянский архитектор построил в традиционном древнерусском стиле – пятиглавый крестовокупольный храм с узкими щелевидными окнами.

Венчает собор пять глав на барабанах различного диаметра, расставленных асимметрично, что создает впечатление воздушной легкости храма и устремленности вверх Главный вход – в широком углублении. В шестистолпном пятиаспидном сооружении с 8 приделами переплелись итальянские и византийские архитектурные традиции.

Внешний вид храма

Внешний облик собора особенный, это достигается декоративными формами отделки. Фасад собора архитектор разделил на два яруса горизонтальным карнизом. Каждый ярус смотрится как законченный, самостоятельный этаж – собор выглядим двухэтажным. Нижний ярус, высокий и мощный, с декоративными арками, – своеобразный постамент для более легкого верхнего яруса меньшей высоты, украшенного филенками.

Вертикальные прямоугольные выступы стены также разделены по горизонтали. Их архитектор превратил в пилястры. По средней линии каждого яруса – высокие узкие окна. В архитектурную отделку храма включены и округлые окна-медальоны, и
большие арочные окна, сближающие русский собор с венецианским дворцом.

Ниши, расположенные по периметру верхней части фасада, – традиционно русское украшение, сделанное в виде морских раковин с жемчужинами, изящно и необычно для русской архитектуры.

По вертикали фасада – пилястры, увенчанные затейливым растительным орнаментом с резными капителями. Огромное двойное окно фасада с группой небольших круглых окон смотрится торжественно и строго. Удивительное украшение собора – резьба, насыщающая белокаменным узором порталы. Декор розеток и капителей нигде не повторяется.

Интерьер храма

Пышному, нарядному и торжественному декору фасада противопоставлен интерьер собора. Цилиндрические своды храма опираются на традиционные для русских церквей крещатые столбы. Интерьер сводов светлый и свободный, при взгляде вверх ощущается восторг.

Торжественно-сумеречное настроение возникает при взгляде на темно-синие настенные росписи и саркофаги внизу собора, где господствует полумрак.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector