Благовещенский мужской монастырь в нижнем новгороде
Содержание:
- Богослужения и другие возможности посещения
- Архитектурный ансамбль
- Архитектурный облик
- Современное состояние и режим посещения
- История Спасо-Преображенского монастыря
- Святыни
- Благовещенский монастырь на карте
- История основания
- Что посмотреть на плато Мангуп
- Реликвии Благовещенского монастыря
- История
- Монастырский комплекс
Богослужения и другие возможности посещения
В настоящее время в монастыре службы проходят ежедневно.
Расписание Богослужений в Благовещенском соборе:
- 6.00 — Братский молебен;
- 7.30 — исповедь;
- 7.40 — часы;
- 8.00 — Божественная Литургия;
- 16.00 — вечернее Богослужение.
После Литургии каждый день служатся молебны и панихиды, а также литии.
По воскресеньям и праздничным дням расписание меняется:
- 7.15 — водосвятный молебен;
- 8.00 — исповедь;
- 8.40 — часы;
- 9.00 — Божественная Литургия.
В храме св. Алексия службы проводятся ежедневно, кроме понедельника и вторника. Вечернее Богослужение проходит в 17.00, а Литургия — в 7.00. В воскресенье Литургия начинается в 8 утра.
Также в обители проводятся экскурсии для групп до 25 человек. Чем меньше человек в группе, тем выше будет цена. Время проведения обсуждается заранее по телефону. Для детей билет стоит в два раза дешевле. Иногда настоятель дает благословение на бесплатные экскурсии.
В интернете есть возможность совершить виртуальное путешествие по обители.
Архитектурный ансамбль
Сейчас в состав святой обители входят несколько церквей, а также Нижегородская духовная семинария. Здесь обучают будущих пастырей. При монастыре работает издательство интернет-журнала «Здравница», в котором печатаются слова священников, сведения о паломничествах, статьи о духовном воспитании подрастающего поколения.
Архитектурный ансамбль обители состоит из:
- собора Благовещения Пресвятой Богородицы;
- храма Успения Божией Матери;
- церкви св. митрополита Алексия;
- храма преп. Сергия Радонежского;
- Андреевской церкви;
- больничного корпуса.
Благовещенский собор
Он строился в 1370 году по благословению митрополита Алексия. После разрушения был восстановлен в период с 1647 по 1649 г. В отличие от первоначальной постройки, новая имеет пять глав с куполами. Самая основная — в форме луковицы, остальные — меньшие по размеру, шлемовидные. Главный купол покрыт черепицей, боковые — железом.
Архитектура собора имеет интересную особенность: по задумке это — шестистолпное здание, но в нем отсутствуют два столпа. Закомары тоже уникальны — в виде бочек. Особенную привлекательность собору придает открытая паперть в духе ярославских церквей. Раньше на ее стенах были росписи в виде фресок. Внутри находилось множество старинных икон, но после закрытия собора все изменилось. Реставрация несколько изменила его внешний и внутренний облик.
Ремонтные работы храма ведутся до сих пор. Он «ушел» в землю почти на два метра, это заметно даже невооруженным глазом. Внутреннее убранство вызывает в душе посетителей необъяснимый восторг. Необычайно высокий купол расписан красивыми фресками. В центре его — изображение Вседержителя. В иконостасе уникального древнерусского письма — образы святых праотцев: Авеля, Ноя, Исаака, Сифа, Авраама, Еноха.
Успенская церковь с трапезной
Этот красивый и необычный храм был возведен в 1652 году. Находится он на юго-западной территории монастыря. Стройная церковь, освященная в честь Успения Божией Матери, имеет два остроконечных купола, окрашенных в голубой цвет, как и подобает Богородичным постройкам. Здание храма соединяется с монастырской трапезной, где готовится пища для монахов и паломников.
Трапезная и церковь стоят на высоком подвале, в котором ранее располагалась кухня. Так было задумано, чтобы дым и тепло от приготовления пищи, служили обогревом для храма. К трапезной пристроена колокольня с куполами, похожими на элементы храма Успения. Интересно, что она не пострадала во время урагана в 1974 году, в то время как другие купола монастыря были снесены.
В настоящее время этот храм является только памятником архитектуры, службы в нем не проходят. Сейчас здесь проводятся реставрационные работы.
Церковь святителя Алексия
Самый известный и красивый храм монастыря, по мнению многих прихожан, — церковь св. Алексия
Она издали привлекает к себе внимание большим центральным позолоченным куполом. По бокам находятся четыре малых купола
Собор построен в духе классицизма в 1820—1835 гг. Над строительством его трудились архитекторы Леер и Межецкий. После открытия храма в 2005 году в нем был установлен уникальный фарфоровый иконостас. Подобных работ в России можно встретить совсем немного.
Фарфоровые иконостасы есть в храмах:
- Москвы;
- Валаама;
- Екатеринбурга.
Можно смело сказать, что это самый красивый храм Нижнего Новгорода. Не каждое сооружение может похвастаться таким иконостасом. Во время нахождения в храме планетария, боковые купола были снесены, а главный уменьшен. Мастерам пришлось приложить немало усилий для придания ему первоначального вида.
Храм Сергия Радонежского
Изначально церковь была названа в память митрополита Алексия и возведена за счет средств бывшего патриаршего ризничего иеродиакона Иосифа Булгакова, который пребывал на покое в Благовещенском мужском монастыре и скончался в 1710 году.
Сергиевская церковь имеет интересную архитектуру, окна украшены в стиле барокко. Сооружение имеет одну главу, построено на фундаменте старого Благовещенского храма. После постройки новой церкви в честь святого Алексия, эта была переименована в честь преподобного Сергия Радонежского, который посетил город в 14-м веке.
Храм Андрея Первозванного
В центральной части братского корпуса находится Андреевский храм, освященный в честь святого апостола Андрея Первозванного. Стены его сохранились с 17-го века, а кельи настоятеля были перестроены заново. Освятили храм в 1840 году. Он дольше всех оставался действующим, но в 1928 году его все же закрыли. Все его имущество было передано государству.
Архитектурный облик
Монастырь хорошо виден как с берега реки, так и с откоса. Ровесник самого города, он всегда был своеобразным постом, с которого можно было издалека заметить неприятеля. Обитель имеет неповторимый по красоте и стилю внешний вид. Внутри посетителей ждет также невероятно красивое зрелище. Множество зодчих и мастеров трудились над созданием этого исторического шедевра.
Гости города непременно первым делом стремятся посетить этот архитектурный ансамбль. Даже тот, кто считает себя невоцерковленным человеком, застывает в умилении перед величием и красотой Благовещенского монастыря. Во всем чувствуется дух смирения и глубокой веры. Это место по праву можно считать «намоленным», внушающим благоговение своим посетителям.
Внешний вид
Снаружи, еще подъезжая к монастырю по Канавинскому мосту через реку Оку, можно наблюдать несколько великолепных куполов храмов, колоколен и крестов. Затем становится заметно, что некоторые из верхушек наклонились набок. Видимо, причиной тому явились частые оползни, да и расчеты древних мастеров оказались неверными. Но, несмотря на это, древнейший архитектурный ансамбль выглядит замечательно.
Издалека видны белые стены и голубые купола Успенской церкви, золоченные — храма святого Алексия и темные — Благовещенского собора. Протяженность ансамбля довольно большая, он занимает немалую площадь набережной. Радует глаз старинный строгий стиль постройки. По праву монастырь является украшением Нижнего Новгорода, своеобразной визитной карточкой. Трудно себе представить город без этой обители.
Внутреннее оформление
Внутреннее убранство храмов обители является не менее поразительным по красоте и строгости стиля. Захватывают дух росписи куполов и стен. Над ними трудились лучшие мастера России.
Современное состояние и режим посещения
В наши дни Благовещенская обитель – это действующий мужской монастырь, где живут 9 насельников и настоятель. Монастырская территория открыта для посещения с 7.00 до 19.00. Утренняя литургия начинается в 8.00, а вечерняя – в 17.00. От гостей монастыря ожидают соблюдения элементарных правил общежития. Здесь не поощряют курение, нецензурную брань и шумное поведение. Фотосъемка внутри обители платная – 100 руб.
Престольный праздник отмечают здесь 7 апреля. Почитаемой всеми верующими святыней считается список с иконы Корсунской Божией Матери, который хранится в Благовещенском соборе монастыря.
Часовня Алексия, митрополита Московского
История Спасо-Преображенского монастыря
Монастырь был основан в XI столетии на базе деревянной церкви Спаса Всемилостивого, возведенной князем Муромским, Глебом Владимировичем. На тот момент это была первая православная постройка среди языческих храмов. Само слово «Спас» указывает на то, что церковь освятили во имя Господа нашего Бога, Иисуса Христа.
Спасо-Преображенский монастырь в Муроме
Начало основания
Когда великий князь Глеб стал править Муромским уделом, он начал активно проповедовать учение Христа. Однако люди не спешили изменять языческой вере, а потому ему пришлось переселиться за черту города, на окраину густого леса. Там он воздвиг церковь Спаса Всемилостивого, которая стала началом основания знаменитой ныне пустыни.
Древняя история мужской обители покрыта тайной. Известно только, что она сильно пострадала от нашествия татаро-монгольского ига 1238 года и была восстановлена только в 1351 г. князем Туровским, Юрием Ярославовичем. Именно он возродил лавру из пепла, отстроив заново все монастырские здания, а также даровав монахам церковную утварь.
Период расцвета Мурома пришелся на середину XVI столетия, когда Русью правил царь Иван Грозный. При его поддержке был построен Спасо-Преображенский храм, а монастырь пополнился новыми реликвиями, настенными росписями и праздничными облачениями для богослужений. Также пустыни были выделены дополнительные земли.
В 1616 г. мужская лавра пострадала от литовских набегов, однако очень быстро была восстановлена, а ее территория пополнилась собором Покрова Богородицы. Тогда же к архитектурному ансамблю присоединилась новая церковь Кирилла Белозерского.
В конце XIX века Спасо-Преображенская лавра обрела чудотворный богородичный образ «Скоропослушница». Икона была создана иконописцами Свято-Пантелеймоновского монастыря на горе Афон и очень быстро привлекла к Мурому тысячи паломников. В 1891 г. на территории пустыни появилось еще одно здание – жилой корпус для монашеской братии.
Реставрация святой обители
Революция и советский период
Первый год после революции монастырь еще функционировал и проводил богослужения, однако в 1918 г. большевистские власти все же закрыли обитель. Причиной этому послужило обвинение епископа Митрофана, управляющего Муромской епархией, в сговоре с Н. П. Сахаровым, организовавшим летнее восстание.
До 20-х годов ХХ столетия действовала только Спасо-Преображенская церковь, выполняя роль приходской, а в монастырском некрополе хоронили обычных городских жителей. Вскоре церковные помещения занял местный краеведческий музей, однако уже к 30-м годам сюда вселились военные и сотрудники НКВД. Тогда же было полностью уничтожено кладбище для монахов.
В конце XIX века Спасо-Преображенская лавра обрела образ «Скоропослушница»
Современный статус
В конце 1990 г. монастырь был передан под управление Русской православной церкви, а спустя пять лет территорию пустыни покинула единственно оставшаяся там воинская часть. Настоятелем назначили иеромонаха Кирилла, и уже через несколько лет лавра начала постепенно возрождаться.
Сюда вернули чудотворную богородичную икону «Скорополушница», монашеская братия стала активно расширяться, появились богатые спонсоры. Значительный вклад в восстановление обители внесла государственная Счетная палата. Именно благодаря ей к 2009 г. удалось полностью отреставрировать Спасо-Преображенский монастырь.
Святыни
До разорения монастыря в Советские годы обитель имела намного больше святынь, чем в настоящее время. Одной из самых важных была чудотворная икона Божией Матери «Корсунская». После закрытия монастыря икона бесследно исчезла. Возможно, ее перепродали или просто пустили на хозяйственные нужды.
До революции сотни людей стекались сюда за исцелением к этой чудотворной святыне. Монахи берегли и чтили эту икону. Сейчас же в монастыре имеется только современный список с нее.
Другие современные святыни монастыря:
- ковчег с частицами мощей разных святых;
- икона св. митрополита Алексия с частицей мощей;
- чудотворный образ Смоленской Божией Матери;
- икона пр. Сергия Радонежского с частицей мощей.
Чудотворная икона Божией Матери «Корсунская»
Древний список с этой иконы хранился в монастыре вплоть до Октябрьского переворота. На нем была надпись, сделанная на двух языках (греческом и славянском): «Образ написан в лето 6501 Симеоном монахом».
Надо отметить, что год указан от сотворения мира, это значит, что икона была написана в 903 году от Рождества Христова. Тип изображения ее — Елеуса, что значит «умиление». Богомладенец изображен прижавшимся щекой к щеке Своей Пречистой Матери. Подлинник иконы написан по преданию святым евангелистом Лукой.
Список с иконы хранился в монастыре очень трепетно почти с самого открытия обители. Образ пережил три пожара и смог уцелеть. От иконы были засвидетельствованы многие случаи чудесного исцеления больных, даже самых тяжелых.
После открытия монастыря был написан современный список с этой иконы и поставлен в иконостас Благовещенского собора. Образ очень умилительный и красивый.
Ковчег с мощами
Эта святыня содержит в себе также частицы Животворящего Креста Господня и покрова Пресвятой Богородицы.
В ковчеге хранятся святые мощи:
- апостола Андрея Первозванного;
- Иоанна Крестителя;
- праведного Лазаря;
- апостола Иакова, брата Господня;
- Марии Магдалины;
- апостола Фортуната.
Ковчег находится в Благовещенском соборе.
Икона святого Алексия
Хранится эта святыня в Алексеевском храме. На иконе изображен восстановитель обители — святой митрополит Алексий. Также образ содержит частичку его мощей. Время написания его — примерно начало 16-го века. Икона считается чудотворной.
Икона преподобного Сергия
Этот образ находится в храме святого Сергия Радонежского. Он был освящен в 2011 году. В икону встроена частица мощей преподобного. Многие паломники, прикладываясь к этому образу, получают исцеление и исполнение просимого. Написана икона в стиле древнего строгого письма. Святой изображен во весь рост с перстами, сложенными для благословения.
Икона Смоленской Божией Матери
В монастыре с давних пор находится чудотворный образ Смоленской Божией Матери. Эта древняя икона написана в стиле Одигитрии, что означает «Путеводительница». В правой руке Богомладенец держит свиток со словами из Писания. День празднования этого чудотворного образа — 10 августа. Многие получают от этой иконы исцеления от болезней.
Благовещенский монастырь на карте
Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:
НИЖЕГОРОДСКИЙ КРЕМЛЬ |
НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА |
УСАДЬБЫ НИЖНЕГО НОВГОРОДА |
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ |
ПЕЧЕРСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ |
СТАРОЯРМАРОЧНЫЙ СОБОР |
СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО |
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР |
ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ НА ТОРГУ |
ВСЕХСВЯТСКИЙ ХРАМ |
ХРАМ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА |
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО |
СМОЛЕНСКО-ВЛАДИМИРСКИЙ ПРИХОД |
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СТАРЫХ ПЕЧЕРАХ |
ЦЕРКОВЬ ЖЕН МИРОНОСИЦ |
ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ СВЯТИТЕЛЕЙ МОСКОВСКИХ |
ДОМИК ПЕТРА I |
ЧКАЛОВСКАЯ ЛЕСТНИЦА |
ЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА |
МУЗЕИ НИЖНЕГО НОВГОРОДА |
История основания
Нынешний Благовещенский мужской монастырь в Муроме по преданию возник на месте небольшой деревянной церквушки, названной в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Благовещенский мужской монастырь в Муроме
По информации из исторических источников, этот храм появился при содействии благоверного князя Константина Святославича, который задался целью обратить в христианство местное языческое население. Он испросил у своего отца разрешения взять к себе в удел Муром. Сыновья князя помогали ему в этом.
Но муромские жители, обожествлявшие силы природных стихий, не торопились с отречением от своих взглядов. Они оказывали сопротивление княжеской власти и даже убили его сына Михаила, давая тем самым понять, что не желают принимать христианство.
Когда разъяренная толпа подошла к палатам князя, вопреки ожиданиям, Константин вышел к народу не с оружием в руках, а с образом Божией Матери, который излучал невероятный свет. Люди были настолько потрясены увиденным, что сразу же раскаялись в своем жестоком поступке и отреклись от поклонения языческим богам.
Крещение, по утверждениям из разных источников, происходило в водах не то реки Оки, не то в озере Кстово, которое расположено неподалеку от города.
Так в Муроме появился первый храм, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, окруженный тыном и валом. Рядом с церковью возвели княжеский терем. Тело убитого княжеского сына, Михаила, погребли при храме. Со временем на том месте упокоились и все остальные члены фамилии.
На заметку! В 1547 году состоялась общецерковная канонизация князя Константина и его сыновей — Федора и Михаила. Хотя, люди их считали святыми еще при жизни.
Смутное время
В 1552 году в Муроме побывал царь Иоанн Грозный. Случилось это во время похода русского войска на Казань. Правитель земель русских горячо молился святым и просил помощи в одержании победы. Казань взяли, и сразу же в Муром приехала артель мастеров. В ходе работы произошло обретение мощей святых князей, которые с почестями перенесли в новый собор.
Мощи муромских благоверных князей в Благовещенском монастыре
Со стороны царя в Благовещенскую обитель поступали всевозможные дары, земельные угодья и денежные средства из казны. В XVII веке количество территорий, принадлежавших монастырю, стало еще больше.
В смутное время обитель подверглась разорению поляками. Многие реликвии, из пожалованных царем, похитили. Однако без помощи монастырь не остался и через некоторое время возродился.
Собор возобновили, в 1652 году к нему пристроили еще один придел — Иоанна Богослова. Шатровая колокольня появилась рядом с храмом в конце XVII века. Впоследствии надвратная церковь из дерева в честь первомученика архидиакона Стефана была разобрана. Вместо нее отстроили каменную, с тем же названием.
Во второй половине XVIII века обитель отнесли к разряду третьего класса. А в годы Отечественной войны с французами ее обнесли каменной стеной.
Иверская и Владимирская иконы Божией Матери
В тот же период Иверская икона и образ Владимирской Божьей Матери были перевезены в Благовещенский монастырь из Москвы. Такое событие местное духовенство отмечало крестным ходом вокруг города каждый год. Список с чудотворной Иверской иконы стал почитаться в Муроме с особым благоговением именно с той поры.
Памятник святым Петру и Февронии
В конце XIX века обитель уже относилась ко второму классу. В настоятелях числились епископы и викарии. Кроме Благовещенского собора, во дворе монастыря больше не было ни одной каменной постройки. Лишь к началу XX века был построен келейный корпус и дом для игумена.
Советское время
С приходом власти советов, как и многие другие культовые сооружения, Благовещенский монастырь закрыли. Однако в храме и дальше велись богослужения. Монахи расселились по частным домам города.
В 1923 году раку с мощами благоверных князей Константина, Федора и Михаила вскрыли, а сами мощи передали в качестве выставочных экспонатов в музей. Предпринималась попытка закрыть собор, но продлилось это всего два года, после чего храм вновь начал действовать. Последнего настоятеля обители, схиархимандрита Михаила в тридцатых годах репрессировали.
Интересно! В послевоенное время в приходском Благовещенском храме службы проводил иеромонах Пимен, который впоследствии стал Патриархом Всея Руси. В начале девяностых этот храм был единственным во всем городе.
Современное состояние
В сентябре 1991 года состоялось заседание Священного синода и по указу Святейшего патриарха Благовещенскую обитель возобновили.
На сегодняшний день мужской монастырь в Муроме является хранилищем древнерусской православной культуры. Здесь ежедневно совершаются божественные службы, ведется духовно-просветительская деятельность.
Что посмотреть на плато Мангуп
Многочисленные пещеры, вырубленные в скалах, служили как бы нижним ярусом городу. В них были хозяйственные и жилые комнаты. Над ними возвышались дома, имевшие более привычный вид. Все это окружали крепкие оборонительные стены. От княжеского замка в цитадели остались лишь остатки стен. Экскурсанты не уходят отсюда без фото на фоне великолепного дверного проема, украшенного восхитительной резьбой. Из причудливой двухэтажной пещеры Барабан-Коба любуются невероятными, захватывающими дух видами. С доминирующей над тремя долинами и двумя реками вершины Баба-Даг можно увидеть очень много. Другие сохранившиеся пещеры скального города не менее интересны.
Реликвии Благовещенского монастыря
Кроме мощей благоверных князей, в Благовещенском монастыре покоятся мощи епископа Василия Муромского, совершившего таинство крещения над суровыми язычниками Мурома, а также нетленные останки преподобного Иулиана (Кочукова) — подвижника XVII века. Элемент торжественности в убранство храма привносит барочный иконостас. Он состоит из шести золочёных ярусов, богато украшенных резьбой с растительными орнаментами. Здесь можно увидеть несколько старинных икон: «Благовещение» и «Святая Троица», датируемые XVI — XVII веками, «Муромские святые на фоне панорамы города» (XVIII век).
Келейный корпус Благовещенского монастыря
Муромский иконостас в Благовещенском храме напоминает своего старшего собрата из Успенского собора во Владимире, но он миниатюрнее и младше (изготовлен в 1797 году). Просторные залы собора благоухают миррой и ладаном, горят свечи, а красивые голоса женского хора прославляют Бога. Спокойная церковная атмосфера вселяет в душу умиротворение.
Рейтинг достопримечательности
← МУРОМ | РОССИЯ → |
История
В научной литературе обитель о Мангупа и описывается следующим образом: «В монастырь можно попасть по искусственному туннелю из небольшого естественного грота в подножии обрыва. Проход заканчивается на краю площадки обширного, также естественного, грота в средней части обрыва. В восточной стороне грота находится церковь, в центральной и северной части которой в полу вырублены три могилы с заплечиками… Фресковые росписи некогда покрывали апсиду, арку, окаймляющую алтарь и фриз над аркой… Рядом с входом в храм расположен пролом в прямоугольное в плане помещение. Оно скорее всего было ризницей или кельей. В западной части грота расположены четыре вырубных помещения, служивших, вероятно, кельями. Скорее всего монастырь следует датировать первой половиной XV в.» (Могаричев Ю.М. «Пещерные города» в Крыму. Сомферополь, 2005, с. 138-139).
В нач. XXI в. в обители возрождена монашеская жизнь, монастырь обрел название Благовещенского.
Монастырский комплекс
С момента постройки обитель была своего рода постом, с которого можно было увидеть неприятеля, подступающего к городу. И снаружи, и внутри ее комплекс представляет собой невероятно живописное зрелище — не зря над его созданием работали выдающиеся зодчие своего времени.
Архитектурный ансамбль Благовещенского мужского монастыря включает несколько строений.
Благовещенский собор. Храм является самой старой постройкой из камня и датируется серединой XVII в. Пятиярусный иконостас постоянно пополняется новыми иконами, написанными в иконописной мастерской Благовещенского мужского монастыря. Там же представлены списки Богоматери с предстоящими (993 г.), образа Митрополита Алексия (XIV в.) и др.
Успенская церковь. Напоминающая своим видом гробницу церковь и трапезная построены на высоком подцерковье, то есть на подвале. Свод храма, увенчанный каменными шатрами, словно цветами, украшает здание. В подвале Успенской церкви раньше размещались хлебопекарня, кладовые, кухня. Причем система вентиляции и дымоходов сделана таким образом, чтобы жар, образующийся на кухне, отапливал все помещение. Поэтому церковь всегда считалась зимней, то есть приспособленной для богослужений в зимнее время.
Служба в Успенской церкви, Официальная страница ВК
Андреевская церковь. В центральной части братского корпуса вдоль западного крыла монастыря расположена надвратная Андреевская церковь. После революции здесь располагались различные гражданские учреждения, сейчас здесь размещаются братские кельи и администрация Благовещенского монастыря.
Сергиевская церковь. Этот храм был воздвигнут на месте древней Благовещенской церкви и скрыт от посторонних глаз между современным Благовещенским собором и южной стеной обители. Архитектура Сергиевской церкви отличается элементами русского барокко: кирпичные наличники с «петушиными гребнями» — разорванными фронтонами. В первом десятилетии нового тысячелетия Сергиевская церковь была отреставрирована, были заново расписаны стены, сделан новый иконостас.
Колокольня. Каменная шатровая звонница расположена между Успенской и Андреевской церквями. В древности на ней были установлены часы с боем, которые пострадали при пожаре и так и не были восстановлены. На колокольне в разное время размещалось от 7 до 11 колоколов. Самый тяжелый весил 123 пуда.
Служба в Благовещенском соборе, Официальная страница ВК
Алексеевская часовня. Небольшая каменная восьмиугольная часовня была построена рядом с целебным источником Гремячий ключ, что расположился в овражке около Похвалинского съезда. Именно здесь, согласно летописи, останавливался Митрополит Алексий, когда направлялся в Золотую Орду. Однако в 20-е годы XX в. часовня была снесена. И только в новом тысячелетии на ее месте был установлен крест, а затем, всего за полтора месяца, построена бревенчатая часовня, напоминающая первоначальное сооружение.
Больничный корпус. В восточной части территории раньше находились Святые ворота обители с надвратным больничным храмом во имя Святого Иоанна Богослова. Непосредственно больница располагалась на северной стороне. Вся каменная постройка сильно пострадала при пожаре, поэтому до наших дней сохранились лишь элементы сводов помещений верхних этажей и узорные наличники. Само здание полностью перестроено. На нижнем этаже размещается монашеская трапезная, на верхнем — приемная наместника Благовещенского монастыря.
Монастырская лавка
При обители работает лавка, где можно приобрести православную литературу, издания Библии и Святого Евангелия с толкованиями текстов. Также можно подавать записки о здравии, об упокоении, заказывать поминальные обеды на братской трапезе, купить иконы (писаные и вышитые), ювелирные изделия — цепочки, нательные крестики, ладанки, кольца. Кроме того, в лавке всегда продаются освященные мед и молоко, привезенные из скита в Борском районе.
Больничный корпус,