Вознесенский печерский мужской монастырь в нижнем новгороде
Содержание:
- Чем храм привлекает?
- Из истории обители
- История Печерского монастыря
- Расписание Печерского монастыря в Нижнем Новгороде
- Информация для посетителей
- Основание монастыря и первые подвижники
- Архимандрит Нектарий (Марченко)
- Крестовоздвиженский женский монастырь
- Оползень 1597 года и перенос монастыря
- Истоки монашеского подвижничества
- Достопримечательности монастыря
- История монастыря
- Основание монастыря и первые подвижники
- В единственном экземпляре
- Как добраться до Вознесенского Печерского монастыря
Чем храм привлекает?
Для туристов особой притягательностью обладают чтимые верующими объекты, святые источники и крестопаломнические подробности. Что касается святынь-реликвий, то Владимирско-Оранская икона Богоматери мало с каким творением рук человечьих может сравниться по силе воздействия на больных и мятущихся
В одноименном соборе ее хранят с надлежащими для хрупких экспонатов предосторожностями – за стеклом, под охраной датчиков температуры и влажности
С Владимирским Оранским образом Богородицы-матери связана давняя традиция крестного хода, приобретшая с возрождением духовничества значительный размах. Крестоходцы нижегородских земель несколько раз в год преодолевают расстояние в сотни километров – обычно в первой трети июня, в сентябре (начиная с Престольного праздника) и весной. Большую же часть года чудотворный лик ожидает гостей в родной обители.
Это не единственный объект с чудодейственными свойствами. Два других: источник на территории обители и лесной чудо-ключ за ее пределами – вызывают нешуточный интерес. Ближайший из родников с минеральной водой отлично обустроен. На открытой площадке-крыльце наполняют водицей емкости. Есть и закрытая купальня со ступенями и поручнями, удобная для погружения. Рядом пруд со стайкой уточек, тихий и умиротворяющий.
За селом, в лесу – дальний родничок, отличающийся замечательным вкусом очень холодной живоносной воды. Над ним часовенка-купальня поскромнее, наподобие бревенчатой избушки. Местечко глуховатое, но уютное и зеленое, в центре соснового бора.
Оба водотока врачуют спину и конечности, но ради эффективности лечения надобно соблюдать правила:
- в купель окунаться без одежды, в простом и чистом нижнем белье;
- нательный крестик положено оставлять, а украшения снимать;
- макияж смывать, не сорить, не стирать, ноги и обувь не мыть;
- не сквернословить, не создавать шума, не смеяться и не курить.
Требований гораздо больше – выше изложены лишь основные.
Из истории обители
В 1229 году Благовещенский монастырь вместе с окружающими селами разорил и сжёг мордовский князь Пургас. Святитель всея Руси митрополит Алексий во время поездки остановился у ручья на берегу Оки отдохнуть и увидел сожжённый и разрушенный храм.
Святитель Алексий отправлялся в Золотую Орду, чтобы исцелить от слепоты супругу татарского хана Джанибека. Митрополит дал обет: если миссия закончится благополучно, на месте разрушенного храма построят монастырь.
Жена хана прозрела, святителя отпустили из Орды с «великой почестью», так что он избавил Русь от нового разорительного набега и сдержал обещание, построив в 1370 году одноглавую белокаменную церковь Благовещенского монастыря.
Расцвет обители
По распоряжению митрополита Алексия монастырь получил статус митрополичьего. Опека и богатые дары преобразили Благовещенский монастырь и сделали крупным хозяйством на просторных нижегородских землях.
Обитель расцвела и пользовалась покровительством не только церковных властей. На монастырские нужды жертвовали купцы, помещики и простолюдины. В XVII веке храм перестроили, а к началу XVIII века в обители жили 5000 человек.
Тяжелые времена
В 1919 году новая власть монастырь закрыла. В жилых помещениях устроили школу и коммунальные квартиры. В хозяйственных постройках хранило провиант военное ведомство. На территории строили лодки, ремонтировали экипажи и подковывали лошадей.
В 1922 году из храмов вывезли 136 кг ценностей: золотые и серебряные ризы с икон, напрестольные кресты и дарохранительницы, сосуды, лампады и кадила.
Прогнали монахов, разобрали каменную часовню, монастырские строения национализировали – церковная жизнь замерла. В 1948 году в храме устроили планетарий, частично перестроив его.
Возрождение монастыря
В 70-80 годах XX века началась частичная реконструкция Благовещенского мужского монастыря. Время возрождения – 1991 год, когда древнюю обитель вернули нижегородской епархии. 25 сентября 1995 года возобновилась церковная жизнь.
В обители работали курсы катехизаторов и духовное мужское училище, преобразованное в 1995 году в духовную семинарию. Возрождение духовной жизни в Благовещенском монастыре продолжается по сей день. В действующем монастыре ныне живут 9 насельников и настоятель. Престольный праздник – 7 апреля.
История Печерского монастыря
Основателем одной из древнейших христианских обителей на Нижегородской земле считают святого Дионисия Суздальского. Он прибыл в город из Киевско-Печерского монастыря в 1320-х годах. С тех далеких времен сохранилось очень мало исторических сведений, но считается, что новый монастырь был создан по благословению Дионисия и появился в 1328-1330 гг.
Печерский монастырь с высоты птичьего полёта
Обитель началась с нескольких пещер, выкопанных иноками в крутом известняковом берегу Волги. Молва о Дионисии быстро распространялась, и в небольшой монастырь приходили новые монахи. Вскоре места в пещерах стало не хватать, на береговом уступе принялись возводить деревянные кельи и храмы.
Дионисий пользовался большим авторитетом у верующих. Для церковных приходов Нижнего Новгорода и Суздаля этот христианский проповедник играл такую же роль, как Сергий Радонежский в землях Московии. Не меньшим почтением стали пользоваться и ученики Дионисия – монахи Евфимий и Макарий, за подвижнические подвиги причисленные Церковью к лику святых.
Общий вид на Печерский монастырь со стороны улицы Печерский съезд
Печерская монастырская братия жила по строгому уставу. Монахи не имели личной собственности, а все имущество, принадлежащее обители, считалось общим. Каждый, кто находился в стенах монастыря, включая его настоятеля, ежедневно работал для своего пропитания, стараясь следовать принципам трудолюбия, милосердия и нестяжательства. Выйти из обители можно было только с разрешения игумена.
Созданный из пещер монастырь постоянно укреплялся и развивался, несмотря на набеги, которые временно лишали его материальных ценностей. В 1378 и 1379 гг. татаро-монголы сожгли монастырь дотла, и практически ничего не осталось от Печерской обители и в 1550 году.
Восстанавливаться монастырю помогали князья или состоятельные нижегородцы, которые вносили богатые вклады в казну Печерской обители. Монастырь получал не только деньги на новое строительство или ремонт обветшавшего хозяйства. Ему отписывали целые селения, охотничьи угодья, пахотные земли и пасеки. В середине XV века обитель получила право беспошлинной торговли и провоза рыбы по реке. А к концу XVI века в монастыре выстроили шесть храмов из камня. Это говорит о большом богатстве обители, так как в это время в центральной части Нижнего Новгорода стояли всего три каменных церкви.
Летом 1597 года в Печерский монастырь пришла большая беда. И причиной ее были ни неприятели, а сама природа — гигантский оползень уничтожил практически все монастырские постройки. Частичные подвижки грунта, произошедшие за неделю до оползня, стали для настоятеля обители явным признаком грозящей беды. Поэтому он заранее вывел в безопасное место всех насельников, а также распорядился, чтобы из монастырских построек вынесли все самое ценное – иконы, церковную утварь и хозяйственный инвентарь. На глазах у изумленных монахов, кусок горы сошел вниз к реке, полностью разрушив все храмы и кельи.
Западные ворота монастыря
После природной катастрофы монастырь пришлось отстраивать заново. Но сделали это уже на выровненной площадке выше по реке. До 40-х годов XVII века здесь возводили только деревянные церкви и хозяйственные постройки. Каменные храмы, башни и стены появились в монастыре позже. Они составили удивительный по красоте архитектурный ансамбль, отличный обзор на который открывался и с горы, и от Волги.
Печерская обитель славилась своей благотворительностью. Много раз монастырь выделял деньги и провиант для русской армии. Во время войн в его стенах жили беженцы. Кроме того, монахи помогали раненым и убогим.
Вид на церковь Евфимия Суздальского (справа), собор Вознесения Господня (слева)
После прихода новой власти в 1917 году старый монастырь, как и большинство христианских обителей, ждало осквернение и запустение. Спустя год после революции настоятеля монастыря епископа Лаврентия (Князева) арестовали и расстреляли. Монастырскую ризницу разграбили, а древние колокола, металлические части ограды и кресты отдали на переплавку.
Реставрационные работы здесь начались только в 1970-е годы. А Церковь получила монастырскую территорию в 1994 году. С этого времени началось возрождение старинной Печерской обители, как духовного центра и места, где хранится история Нижегородской епархии.
Общий вид на постройки монастыря
Расписание Печерского монастыря в Нижнем Новгороде
Обитель работает каждый день без перерывов и выходных: с понедельника по четверг, в субботу и воскресенье 07:00—18:00; в пятницу с 07:00 до 18:30. Лавка открыта с 07:30 до 18:30, в религиозные праздники до 19:30. Музей каждый день с 09:00 до 17:00, перерыв с 12:00 до 12:30. Расписание богослужений:
- среда и пятница в 12:00 — молебны о болящих;
- четверг в 12:00 — молебен прп. Макарию Желтоводскому о благодатном покровительстве и благополучии в делах;
- пятница в 19:00 — покаянный канон для матерей, загубивших детей во утробе своей.
Узнайте подробнее о службах в честь религиозных праздников на сайте Печерского монастыря в Нижнем Новгороде.
Вознесенский Печерский мужской монастырь, Наталья Ильина
Информация для посетителей
Расписание богослужений
Обитель открыта для паломников ежедневно с 07:00 до 18:00, а в пятницу до 18:30. Церковная лавка открывается в 7:30. В течение многодневных постов в субботу после литургии совершается Таинство Соборования. В Будние дни совершается заупокойная лития, а в субботу – панихида. Кроме этого, служатся литургии, а также другие богослужения:
- Пятница в 19:00 – покаянный канон для родителей, погубивших нерожденных детей (при родительском грехе аборта, совершенного любым методом). Молебен совершается у раки со святыми мощами Вифлеемских младенцев-мучеников.
- Среда и пятница в 12:00 – молебен о здравии.
- Четверг в 12:00 – совершается молебен прп. Макарию Желтоводскому, испрашивая покровительства и помощи в делах.
Как добраться
Обитель находится по адресу: Нижний Новгород, ул. Приволжская Слобода, 108. Чтобы туда попасть, нужно воспользоваться такими видами транспорта:
- автобусы №2, 28, 40, 45, 52, 62, 74;
- троллейбус №1;
- маршрутные такси №2, 16, 28, 40, 45, 62, 102, 123, 140, 145, 182 до ост. «Сенная».
Обитель имеет интересную особенность – не только колокольня, но и стены некоторых других зданий стоят под наклоном. Это особенно хорошо видно в ясный день, когда белоснежные стены выделяются на фоне ясного неба.
Основание монастыря и первые подвижники
Святитель Дионисий
Основателем монастыря считается святитель Дионисий, Митрополит Киевский и всея России в 1383-1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года. Родился он около 1300 года на киевской земле, подвизался в Киево-Печерерском монастыре, где принял постиг и священнический сан. Около 1328-1330 гг. он с несколькими иноками прибыл в окрестности Нижнего Новгорода, в холме в трех верстах от кремля выкопал пещеру, где и поселился. В Степенной книге (составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем, будущим митрополитом Афанасием между 1560 и 1563 годами) об этом событии сказано:
С собой святитель Дионисий привез список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 или 1105 году. Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием (Киево-Печерских подвижников) стал святыней не только монастыря, но и всего Нижнего Новгорода.
Вскоре вокруг подвижника стали селиться другие монахи, росло число пещер, которые вскоре уже не могли вместить всех желающих. И выше по склону началось строительство деревянной обители и заложена церковь во имя Вознесения Господня. Дионисий перенес сюда из Киева принцип строгого общежительства: все имущество было общим, монахи, включая и настоятеля, работали для своего пропитания и не имели права без благословения игумена выходить за монастырские ворота.
Лаврентьевская летопись
Вскоре монастырь стал духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества, образованного в 1341 году и просуществовавшего с перерывами до 1425 года. В стенах Вознесенского печерского монастыря была создана Лаврентьевская летопись — древнейшая датированная русская летопись, которая дошла до наших дней. Она была написана с 14 января по 20 марта 6885 (1377) года монахом Лаврентием (отсюда ее название) для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, по благословению епископа суздальского Дионисия. В составе Лаврентьевской летописи до нас дошел самый древний из сохранившихся список «Повести временных лет».
Преподобные Макарий Унженский и Желтоводский и Евфимий Суздальский, Павел Высокий
В обители также подвизались двое уроженцев Нижнего Новгорода, впоследствии причисленные к лику святых и основатели различных обителей: преподобный Макарий Унженский и Желтоводский (1349-1444) и преподобный Евфимий Суздальский (1316-1404). В Нижнем Новгороде, у стен церкви Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц можно увидеть памятник, установленный в их честь — по преданию, они родились поблизости от этого храма (об этой церкви читайте в посте «Прогулка по району Започаинье и Ильинской слободе» (ссылка в разработке)).
Среди известных иноков монастыря того времени также нужно отметить Павла Высокого (умер в 1383/1382 по старому стилю), философа, духовного писателя, прославившегося иноческой жизнью, учителя Евдокии (св. Евфросинии Московской, 1353-1407), супруги великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389).
Монастырь быстро рос и развивался. В 1360-1425 годах монастырь на пожалования и вклады смог приобрести земельные угодья, князья даровали монастырю многочисленные привилегии: грамоту на беспошлинную торговлю и провоз рыбы по Волге (рубеж 1450-1460-х), бессудную грамоту о монастырском иммунитете (1512) и др.
Архимандрит Нектарий (Марченко)
Незаурядность нынешнего руководителя общественно-духовной и экономической жизни Оранковского Богородицкого мужского монастыря-скита вызывает желание поклониться мудрости и терпению человека, осознавшего глубокий смысл разумного устройства мира по замыслу Божьему. Всепрощение и требовательность, неконфликтность и воля сочетаются в нем удивительным образом. Отец Нектарий Печерский – прекрасный оратор и наставник, умеющий понять, убедить и вселить надежду.
Организатор он талантливый, врачеватель душ редкостный. Пообщаться с ним, услышать его мнение по животрепещущим вопросам дня сегодняшнего стоит каждому. Уму, опыту, совести мужа столь праведного, готового делиться с окружающими позитивной энергией, доверять можно. Таково мнение как пребывающих с ним под единой крышей схимников, прихожан или прибывших из различных уголков России соотечественников, так и паломников-иноземцев.
Крестовоздвиженский женский монастырь
Статья: Крестовоздвиженский монастырь – история женского монашеского подвига
Общий вид Крестовоздвиженского монастыря
Первый женский монастырь появился возле устья Почайны в XIV веке. Его основала вдова нижегородского князя Анастасия. Несмотря на высокий титул и богатства, этой женщине не суждено было познать радости материнства. Когда ее мужа не стало, княгиня прожила миру четыре года, а потом приняла монашеский постриг под именем Феодора и стала жить в новом Зачатьевском монастыре.
Обитель была небольшой и деревянной и часто горела на пожарах. Кроме того, возле устья Почайны било много ключей, и подземные воды разрушали основания монастырских построек. Наконец, в середине XVIII века монахиням разрешено было переехать ближе к Нижегородскому кремлю. Монастырь стали называть Георгиевским, так как он стоял близко от Георгиевской башни.
В 1764 году, после масштабной церковной реформы, затронувшей практически все российские храмы и монастыри, в одну обитель объединили сразу несколько малочисленных нижегородских женских монастырей. Новую монашескую общину стали называть Крестовоздвиженской.
Крестовоздвиженский собор Крестовоздвиженского монастыря
В начале XIX века монастырь переехал от кремля на новое, более удобное место, располагавшееся неподалеку от Казанского кладбища. Городские власти позаботились и о том, чтобы старую монастырскую церковь разобрали, перевезли к новому месту и возвели заново. В течение двух лет здесь построили еще несколько каменных зданий, где стали жить насельницы и их игуменья. После того, как основное обустройство было завершено, в монастыре возвели красивый собор, напоминающий знаменитый Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Возрождение женской обители началось в начале 2000-х годов. Сегодня здесь проходят ежедневные богослужения, работает воскресная школа и пункт медицинской помощи для монахинь, священнослужителей и местных жителей.
Расположен монастырь в доме 2 по Окскому съезду.
Оползень 1597 года и перенос монастыря
18 июня 1597 года, в три часа ночи Вознесенский Печерский монастырь был разрушен гигантским оползнем. Благодаря заблаговременным действиям архимандрита Трифона (признаки оползня появились еще за неделю до катастрофы), удалось избежать жертв и спасти церковное имущество. В «Нижегородском летописце» (составлен в Нижнем Новгороде в XVII веке и повествует о ранней истории города) так описывается обвал:
Поскольку оползни могли еще повториться, было принято решение перенести монастырь вверх по течению на одну версту. На старом месте в память об обители была поставлена церковь Преображения Господня. А оползень тот многие посчитали предвестием несчастья — так оно и случилось: 1598 год знаменует собой начало Смутного времени.
Истоки монашеского подвижничества
В 1221 году воины Владимирского князя завоевали крепость Обран Ош, располагавшуюся в устье Оки. Она была форпостом и таможней средневекового мордовского государства Эрзянь Мастор. Придя в эти места, русские основали здесь собственное укрепление, положившее начало Нижнему Новгороду.
Благовещенский монастырь с высоты птичьего полёта
В те времена православная вера уже достаточно широко распространилась по русским селам и городам. И, естественно, что на новых землях поселенцы стали обращать местных жителей в христианство. К тому времени у эрзя сложились представления о мироустройстве, сходные со многими другими народами.
Они верили, что душа является носительницей жизни, и были убеждены, что после смерти она отправляется в загробный мир – «тоначи». Поэтому, во многом, привитие христианских ценностей на Нижегородских землях происходило естественно, ненасильственным путем. Хотя нередки были и военные столкновения между русскими и мордвой за обладание теми или иными территориями.
Вид на Благовещенский монастырь от отеля AZIMUT
На начальном этапе развития православия на Руси странствующие иноки были обычным явлением. По дорогам ходили те, кто в прямом смысле искал веру «в миру» и проповедовал, как мог, основы христианства. В некоторых местах они объединялись в монашеские общины. Так началась история мужского Печерского монастыря.
Но чаще всего православные обители основывали местные князья. Их использовали как крепости, которые бы могли помочь обороне новых городов от набегов неприятелей, и одновременно как центры по распространению христианской веры. Так появился Благовещенский монастырь, построенный, прежде всего для того, чтобы укрепить оборону города со стороны реки.
Достопримечательности монастыря
Ныне существующий комплекс Вознесенского монастыря построен в 1640-1650-х годах нижегородским зодчим Антипой Константиновым (Возоулиным), который также построил шатровый Архангельский собор в Нижегородском кремле.
Пятиглавый Вознесенский собор с галереей был возведен в 1631-1632 годах. В 1640-е годы рядом были возведены две шатровые церкви — надвратная Евфимия Суздальского (1645) и Успенская с трапезной (1648). В 1630-х годах была возведена шатровая колокольня, местная «Пизанская башня».
Также были возведены настоятельские покои и братский корпус с храмом преподобного Макария. В 1765 году появились монастырская ограда и надвратный храм Покрова Богородицы.
История монастыря
Обитель пережила Смуту, видела нападения монголо-татар и внутренние междоусобицы. Но при этом всегда оставалась уединенным местом молитвы и христианской любви.
Основание монастыря
Название пустыни произошло от первого храма (Вознесенского). Печерской же она стала из-за иноческих пещер, вырытых на берегу Волги и послуживших началом всей обители.
Вначале XIV ст. на мирный берег реки Волга из Киево-Печерской лавры по благословению своего старца пришел игумен Дионисий. Он собирался основать здесь обитель для монахов – еще один столп русского православия. С собой из родной обители отец взял образ Пречистой «Печерская», который был обретен в Успенском соборе в 1085 г. Со временем эта икона стала главной святыней новой пустыни и всего города.
Вознесенский Печерский монастырь в Нижнем Новгороде
Отец Дионисий поселился в выкопанной им на берегу пещере. Там он вел аскетическую жизнь в посте и молитве. Когда об отце узнали люди, к нему стали стекаться монахи, желавшие поселиться в благодатном месте рядом с игуменом. Постепенно росла численность братии, появилась необходимость расширения пустыни. Первым храмом обители стала церковь в честь Вознесения Господня. Настоятелем мужского монастыря стал сам отец Дионисий. Он учил братию иночеству, смирению, подвижничеству, и сам живым примером являл аскетическую жизнь. Со временем двое из его учеников создали пустыни в Суздале и Макарьеве. Они были канонизированы в лике святых.
Кроме молитвы, постов и бдения, братия и сам игумен ежедневно трудились физически. Пожертвования на монастырь фиксировались во вкладных книгах. Жизнь и устройство обители строились по принципу Киевской лавры. Когда в XIV в. Руси угрожали монголы, отцы обители поддерживали родину усердной молитвой.
Настоятель обители отошел ко Господу в 1385 г. Но монастырь не пошатнулся, потеряв любящего отца, а продолжил расти и укрепляться. Почитающие обитель купцы и бояре поддерживали братию материально, одаривали землей, угодьями. В XVI в. царь Василий III своим указом сделал Вознесенскую обитель неприкосновенной, имеющей особенные привилегии.
Неоднократно в течение своей истории монастырь разорялся и сжигался. В XVI ст. начали активно возводить постройки именно из камня, чтобы они не боялись огня. К концу века были готовы колокольня, братские кельи, больница и ряд хозяйственных помещений. Монастырь обнесли деревянным забором.
Перенос
Весь монастырский комплекс был сметен с лица земли сильным оползнем в 1597 г. Еще за неделю до произошедшего несчастья появились признаки близкой катастрофы, поэтому насельники смогли позаботиться о хранящихся в монастыре святынях, вынести их и церковные принадлежности в безопасное место. Гибель обители произошла на глазах братии, благо никто не пострадал. Однако практически весь монастырь был уничтожен.
У многих в тот период сложилось мнение, что это трагическое событие является указанием на грядущие потрясения. В самом деле, спустя несколько лет началась Смута.
Сохранившаяся роспись на стенах
Через непродолжительное время после оползня монахи обрели нетленные мощи прп. Иоасафа, который почил 30 лет назад. На том месте установили гробницу, а затем поставили деревянную церковь в честь Преображения Господня.
Сам склон над обителью признали опасным в плане оползней. Поэтому в том же году новый монастырь начали возводить не на прежнем месте, а выше по реке на версту, ближе к черте города. Но и старое место не осталось пустовать – там возвели храм Преображения Господня. В конце XVIII в. главный храм из дерева заменили каменным. По преданию, вклад в восстановление обители делал отец известного Кузьмы Минина.
Современное состояние
Обитель была закрыта советской властью в 1924 г. На территории святого места были устроены жилищные корпуса, кинотеатр, создана архитектурно-реставрационная мастерская. Восстановить разоренную обитель удалось лишь в 1994 г. Спустя 10 лет в монастыре жило 14 насельников. В 2010 г. в монастыре был совершен первый за 80-летний перерыв постриг. Сейчас в обители действует музей. Несколько раз в монастырь приезжал с визитом патриарх Кирилл.
Основание монастыря и первые подвижники
Святитель Дионисий
Основателем монастыря считается святитель Дионисий, Митрополит Киевский и всея России в 1383-1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года. Родился он около 1300 года на киевской земле, подвизался в Киево-Печерерском монастыре, где принял постиг и священнический сан. Около 1328-1330 гг. он с несколькими иноками прибыл в окрестности Нижнего Новгорода, в холме в трех верстах от кремля выкопал пещеру, где и поселился. В Степенной книге (составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем, будущим митрополитом Афанасием между 1560 и 1563 годами) об этом событии сказано:
С собой святитель Дионисий привез список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 или 1105 году. Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием (Киево-Печерских подвижников) стал святыней не только монастыря, но и всего Нижнего Новгорода.
Вскоре вокруг подвижника стали селиться другие монахи, росло число пещер, которые вскоре уже не могли вместить всех желающих. И выше по склону началось строительство деревянной обители и заложена церковь во имя Вознесения Господня. Дионисий перенес сюда из Киева принцип строгого общежительства: все имущество было общим, монахи, включая и настоятеля, работали для своего пропитания и не имели права без благословения игумена выходить за монастырские ворота.
Лаврентьевская летопись
Вскоре монастырь стал духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества, образованного в 1341 году и просуществовавшего с перерывами до 1425 года. В стенах Вознесенского печерского монастыря была создана Лаврентьевская летопись — древнейшая датированная русская летопись, которая дошла до наших дней. Она была написана с 14 января по 20 марта 6885 (1377) года монахом Лаврентием (отсюда ее название) для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, по благословению епископа суздальского Дионисия. В составе Лаврентьевской летописи до нас дошел самый древний из сохранившихся список «Повести временных лет».
Преподобные Макарий Унженский и Желтоводский и Евфимий Суздальский, Павел Высокий
В обители также подвизались двое уроженцев Нижнего Новгорода, впоследствии причисленные к лику святых и основатели различных обителей: преподобный Макарий Унженский и Желтоводский (1349-1444) и преподобный Евфимий Суздальский (1316-1404). В Нижнем Новгороде, у стен церкви Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц можно увидеть памятник, установленный в их честь — по преданию, они родились поблизости от этого храма (об этой церкви я писала в посте «Прогулка по району Започаинье и Ильинской слободе»).
Среди известных иноков монастыря того времени также нужно отметить Павла Высокого (умер в 1383/1382 по старому стилю), философа, духовного писателя, прославившегося иноческой жизнью, учителя Евдокии (св. Евфросинии Московской, 1353-1407), супруги великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389).
Монастырь быстро рос и развивался. В 1360-1425 годах монастырь на пожалования и вклады смог приобрести земельные угодья, князья даровали монастырю многочисленные привилегии: грамоту на беспошлинную торговлю и провоз рыбы по Волге (рубеж 1450-1460-х), бессудную грамоту о монастырском иммунитете (1512) и др
В единственном экземпляре
На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!
- Иные люди
- Брак или монастырь – только два пути для христианина?
Как добраться до Вознесенского Печерского монастыря
Находится монастырь в черте города на берегу реки Волги. Рядом проходят автомобильные дороги, поэтому проезд не будет затруднён. Удобно доехать до конечной точки на общественном транспорте:
- на автобусе № 5 до остановки «Монастырь» или до «Сенная» на № 2, 16, 17, 28, 40, 45, 52, 58, 62, 64, 90;
- на маршрутном такси до остановки «Сенная» на маршрутах № т24, т40, т45, т57, т74, т83, т97, т98, 304;
- ближайшая трамвайная остановка — «Сенная площадь», маршрут № 2.
Общественный транспорт Нижнего Новгорода
На автомобиле двигайтесь к GPS-координатам — 56.323237, 44.049719. Подъехать возможно по улице Печерский съезд или по Слобода Печеры. Затем поверните к пекарне — там будет бесплатная автостоянка. Такси заказывайте через приложение Везёт или Яндекс. Дойти пешком будет легко с набережной Гребного канала.
Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь: аэросъёмка