Свято-благовещенский и свято-троицкий монастыри в муроме

Новое в блогах

В 2008 году появился всероссийский праздник День семьи, любви и верности. Отмечают его 8 июля, как это принято по церковному календарю. Праздник посвящен святым Петру и Февронии. Но почему? С каких пор повесть о блуде, шантаже и бездетности связана с семейными ценностями?

Икона «Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские», 19 век.

Напомню, что доподлинно неизвестно, были ли вообще Петр и Феврония в действительности. Церковь их отождествила с муромским князем Давыдом Юрьевичем и его женой Ефросинией, которые жили в 13 веке. Их канонизировали в середине 16 века после того, как инок Ермолай-Еразм написал сказочную «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в 1540-х. Именно из этой повести мы сегодня знаем о Петре и Февронии.

Старообрядческая рукопись повести, 19 век.

Более вероятно, что Петр и Феврония — это собирательный образ, вокруг которого была построена сказочная муромская легенда. Даже если Петр и Феврония действительно были, то это не отменяет абсурдности того, что их пример стал образцом православного брака. Приведу краткий пересказ повести.

В Муроме правил князь Павел. К его жене периодически залетал «огненный змей» для блуда, пока Павел был в разъездах. Павел узнал, что убить змея сможет только его брат Петр. Петр пошел к снохе и убил змея, но чудище болело проказой и заразило Петра. От проказы никто не мог его вылечить.

Два клейма с иконы муромских святых и житием Петра и Февронии, 17 век. Видно, как к жене князя Павла залетает красный змей и превращается в самого Павла.

Петру явился сон, в котором он узнал, что его сможет вылечить дочь сборщика меда — Феврония. Он позвал ее к себе, но та дала ему условие, что вылечит только в том случае, если он пообещает взять ее в жены.

Слева — Петр убивает змея. Справа — больной Петр.

После исцеления Петр как «благочестивый христианин» не сдержал своего слова. Но Феврония, предвидев это, оставила незалеченным один струп и Петр снова заболел. Во второй раз князь сдержал слово. Хитрость, шантаж, холодный расчет — и свадьба в кармане.

Петр и Феврония на покрове 1593 г.

По всей видимости примером супружеской верности послужил эпизод, когда бояре попросили Петра отказаться от жены-простолюдинки, но князь остался верен Февронии и покинул Муром с женой. Через некоторое время в городе началась смута и бояре просили вернуться пару. Православная семья из двух человек вернулась назад и начала править.

В конце жизни они приняли монашеский постриг и умерли в один день. Их похоронили в двойном гробу с тонкой перегородкой.

1) Двухместный гроб Муромских святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы, Владимирская губ., г. Муром, дата съемки: 1890-е. 2) Вскрытая рака с мощами святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы, 1923 г. 3) Интерьер собора Рождества Богородицы. Резная сень над ракой с мощами святых Петра и Февронии, 1940 г.

Вот такая интересная история. Согласно повести, у них не было детей.

Что имеем? Семья из двух человек, в которой жена путем угрозы смерти завладела мужем, а муж даже после свадьбы боялся ее настолько, что не решился бросить жену по просьбе бояр.

Редактор сайта «Православие и мир» Анна Данилова в одной из статейприводит более достойный образец «семьи, любви и верности»: Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского. Но далее Анна подмечает, что идеал семьи может быть и без детей, потому что бывает, что дети не появляются. А главное в семье — верность, что и продемонстрировали Петр и Феврония.

Свято-Благовещенский мужской монастырь

Согласно церковному преданию, деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была сооружена на этом месте еще в конце XII века святым благоверным князем Константином (Ярославом Святославовичем, умер в 1205 году), внуком Ярослава Мудрого. Главной святыней храма была икона Богоматери, привезенная князем из Византии — впоследствии она стала называться Муромской.

В 1552 году, во время казанского похода, Муром посетил Иван Грозный. В 1553 году по его указу был основан Благовещенский монастырь. В Благовещенском соборе покоились мощи князя Константина, канонизированного в 1547 году.

В 1616 году поляки разграбили и разрушили монастырь. В 1664 году на средства муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова Благовещенский собор был вновь отстроен, а на колокольне установлены часы. В отечественную войну 1812 года в монастыре хранились русские святыни — Иверская и Владимирская иконы Божией Матери.

В 1919 году монастырь был закрыт, однако богослужения в соборе продолжались. В 1923 году мощи благоверных князей Константина, Михаила и Феодора были перевезены в краеведческий музей, где находились до 1989 года. В 1940 году собор был закрыт, однако два года спустя вновь открыт как приходской храм. В 1946 году в нем служил иеромонах Пимен, будущий Патриарх Московский и всея Руси (1910-1990, патриарх с 1971 года). В 1991 году в Благовещенском монастыре была возобновлена монашеская жизнь.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре

Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь, 1716 год

Благовещенский мужской монастырь, надвратная Стефаниевская церковь

Строения на территории Благовещенского мужского монастыря

Колокольня Благовещенского мужского монастыря

С территории Благовещенского монастыря видны купола храмов соседнего Свято-Троицкого женского монастыря, расположенного рядом — их разделяет только небольшая дорога.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицком женском монастыре

Благовещенский монастырь и стены Свято-Троицкого монастыря

Где перекусить

Вновь начну с самого-самого: первым делом нужно идти в ресторан «Чайка», потому что тут классный вид на Оку, авторская кухня и специальное меню из свежего улова муромских рыбаков! 

Трапезная «У Ильи, у Муромца» порадует аутентичным интерьером. Стилизованное кафе-музей с русской кухней расположено в самом центре. Накормят здесь вкусно по приятным ценам, ещё и классных фотографий наделаешь. 

Любителей котеек ждут в котокафе «Мурчелло»чай, кофе, печеньки, настольные игры, мастер-классы, творческие вечера и котики, конечно!

Паб «Эль и Стаут» предлагает лучшее пиво в городе на Оке. Бар с неплохим выбором напитков и обстановкой.

Ну и самое интересное напоследок: вкусно, бюджетно и неординарно (в плане локации) тебя накормят в монастырской трапезной! Средний чек — 200 руб., впечатления — бесценны. 

История монастыря

Приступая к теме: «Муром: монастырь Петра и Февронии», окунемся немного в древнюю историю Руси. Этот монастырь был основан муромским купцом Цветновым Тарасием Борисовичем в 1643 году. Раньше в период XI-XIII века на этом месте располагалось старое городище с деревянным кафедральным собором святых князей Бориса и Глеба, немного позже здесь был построен из дерева Свято-Троицкий храм.

Благодаря стараниям и упорному труду купца Цветнова, получившего благословение у епископа Рязанского и Муромского, в 1643 году вместо деревянного храма на этом месте возвели Свято-Троицкий белокаменный собор, который сохранился и до сегодняшних дней.

Время забытья

При советской власти о святых чудотворцах Петре и Февронии мало кто знал, даже в церковных кругах они были мало популярны. Требовались большие усилия, чтобы раздобыть их иконку или акафист. Но в Муроме православные жители не могли не знать и не почитать своих святых земляков. Когда мощи находились в советском религиозном музее, так сказать, «под спудом», верующие старались любыми способами приложиться к святому месту, где покоились преподобные Петр и Феврония. Мощи действительно помогали всем, кто приходил со своими добрыми и искренними молитвами, ведь в этом Богом сотворенном мире все связано незримыми узами.

Сегодня на торжество, посвященное памяти святого семейства, съезжается много гостей в Муром. Петр и Феврония – святые, которые во всем дополняли друг друга, поэтому и для верующих они стали великолепным примером идеальной супружеской пары. Их покровительство сейчас, как никогда, необходимо для всех нас, немощных, ведь семья – это остаток рая на нашей грешной земле.

Святыни монастыря

Женский монастырь с момента его основания хранил Виленский крест-мощевик, являвшийся одной из первых святынь обители. 15 мая 1996 года к круглой дате, пятилетию основания монастыря, древнюю святыню вернули из городского исторического музея.

Но главной святыней для этого женского монастыря стали мощи благоверных святых Петра и Февроньи. Из местного музея их передали 19 сентября 1992 года. Историческая справка указывает на то, что до 1921 года они находились в местном Рождественском соборе. Монастырь также хранит посох добродетельной Рипсимии (Слюняевой), которая стала последней игуменьей перед закрытием обители в 1923 году.

Возвращаясь к теме «Муром: монастырь Петра и Февронии», необходимо отметить, что в честь великих святых Петра и Февроньи на территории обители была построена часовня.

В женском монастыре действуют три храма: Сергиево-Троицкий собор, Церковь Казанской иконы Божьей Матери (1648 г.), Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.).

Главный — Сергиево-Троицкий собор. И он, в свою очередь, делится на три престола: центральный – в честь святой Великой Троицы, правый – в честь святых праведных жен матери Богородицы Анны, Тавифы и Ульянии Лазаревской, и левый – в честь святых Петра и Февроньи, где хранятся их святые мощи и Виленский крест-мощевик.

Московский храм Вознесения Господня: адрес

Таким образом, чаще всего верующие посещают мощи Петра и Февронии в Муроме. Адрес Свято-Троицкой обители был указан выше. Жителям столицы, однако, ехать в Муром для поклонения святым Февронии и Петру необязательно. Помолиться чудотворцам можно и непосредственно в Москве. Для этого нужно посетить храм «Малое Вознесение». Эта церковь, помимо религиозной, представляет и историческую ценность. Первые упоминания о ней встречаются еще в летописях 1548 года. Построен этот храм был предположительно как духовный центр московской слободы устюжан и новгородцев.

Итак, совершенно не обязательно для поклонения святым посещать город Муром. Где мощи Петра и Февронии находятся в столице, знают многие верующие. Точный адрес храма «Малое Вознесение»: ул. Большая Никитская, д. 18. Работает эта церковь с 10 утра и до 8 вечера. Добраться до нее можно на метро. Выходить следует на станции «Театральная». В честь святых Февронии и Петра в храме еженедельно по воскресениям вечером в пять часов служится акафист.

История монастыря

Приступая к теме: «Муром: монастырь Петра и Февронии», окунемся немного в древнюю историю Руси. Этот монастырь был основан муромским купцом Цветновым Тарасием Борисовичем в 1643 году. Раньше в период XI-XIII века на этом месте располагалось старое городище с деревянным кафедральным собором святых князей Бориса и Глеба, немного позже здесь был построен из дерева Свято-Троицкий храм.

Благодаря стараниям и упорному труду купца Цветнова, получившего благословение у епископа Рязанского и Муромского, в 1643 году вместо деревянного храма на этом месте возвели Свято-Троицкий белокаменный собор, который сохранился и до сегодняшних дней.

Святыни монастыря

Основными святынями монастыря, конечно же, являются мощи святых благоверных князей Петра и Февронии. Их чудесное житие до сих пор вдохновляет и утешает множество семейных пар, да и одиноких людей.

Другая святыня, хранящаяся здесь с самого основания монастыря в 1642 году, это Виленский крест-мощевик с частицами мощей 20 вселенских святых. В него помещены также часть мощей святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, убитых в Литве в 40-х годах XIV века. В настоящее время эта святыня находится в монастыре, но доступа простым паломникам к ней нет. Как нам сказала монахиня, что так благословила игумения.

Территория Свято-Троицкого женского монастыря очень ухожена, вся утопает в цветах. Везде чувствуется забота и потрясающий труд монахинь по созданию такой красоты. В это раннее утро здесь очень тихо, немногочисленные паломники собрались на водосвятный молебен возле монастырского источника.

Ну а мы, конечно же, первым делом идем в храм. Наконец-то, только в 3-й день нашего путешествия мы оказались возле нашей основной цели: раки с мощами преподобных князей Петра и Февронии! Троицкий храм, где находится эта святыня, расположен в самом центре монастыря.

Именно здесь в одном гробу покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии.

Сам храм внутри небольшой. Гроб, где рядом лежат мощи Петра и Февронии, находится справа, если смотреть на алтарь.

Внутри храма почти никого нет. В это время здесь еще не началась служба, и не приехали многочисленные экскурсионные группы. Только несколько монахинь неспешно вели подготовку храма к утренней службе. И это было так здорово, что нам удалось в спокойной обстановке остановиться, помолиться и прикоснуться к великим покровителям всех семейных пар!

Конечно же, трудно описать все те чувства и переживания, который каждый из нас испытал здесь. Да это и не к чему. Ведь у каждого были свои просьбы и молитвы к этим чудесным святым, и каждый получил только свои ответы.

Праздник семьи и любви

Затрагивая тему: «Муром, монастырь Петра и Февронии: отзывы», можно сказать, что молва о чудесах этого монастыря разнеслась не только по всей России, но и далеко за ее рубежами. Сюда каждый год съезжается огромное количество паломников. Они хорошо знают историю великих святых, прославивших город Муром. Монастырь Петра и Февронии бережно хранит ее и не устает передавать ее из уст в уста, в чем очень явно прослеживается Божье повеление.

Самое интересное, что в православном календаре сегодня можно найти удивительный праздник семьи и любви, который празднуется 8 июля. В это день отмечается память святых князей Петра и Февроньи. Эту дату официально утвердили на Совете Федерации России в 2008 году. Инициатором выступила жена тогдашнего президента РФ Медведева Светлана. Символом праздника стала ромашка.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм имени Петра и Февронии имеет 2-этапную фазу возведения. На сегодняшний день это временное строение, которое вмещает в себя от 50 до 70 прихожан. Со временем тут планируют возвести уже каменный храм, который будет действовать постоянно. Временное строение возвели очень быстро. Сверху его форма схожа с крестом. Скорому возведению способствовал каркас из металлических профилей.

Крыша и стены храма сделаны посредством современных сендвич-панелей, выполненных из минеральной ваты. В интервью священник храма Павел Гумеров говорил, что из-за недостаточного финансирования пришлось строить как можно дешевле. Поэтому был выбран план модульного строительства. Крышу сделали из металлочерепицы. Ее украшают 3 купола.

Храм Петра и Февронии в Марьино украшает 3 купола.

Проект постройки подсказал Иоанн Коваль – священник из Люблино (приятель настоятеля храма Петра и Февронии). Окна в храме стандартные – ПВХ со стеклопакетом. Наружная часть здания имеет блокхаузную обшивку. Примечателен тот факт, что церковь сделана из дерева, которое имеет противопожарную пропитку. По этой же причине храм имеет 2 выхода, а также современную пожарную сигнализацию.

Снаружи здание представляет собой постройку в древнерусском стиле. Временный храм установлен на бетонных плитах – это дает возможность при необходимости переместить здание куда угодно, сохраняя его целостность.

Изнутри храм имеет следующие параметры площадей:

  • Притвор – 14 м².
  • Общий зал – 108 м².
  • Алтарная часть – 17 м².

В дальнейшем храм планируют расширить и изменить его внешний вид. Количество прихожан вмещающихся в общий зал должно быть увеличено до 500 человек.

Святыни монастыря

Женский монастырь с момента его основания хранил Виленский крест-мощевик, являвшийся одной из первых святынь обители. 15 мая 1996 года к круглой дате, пятилетию основания монастыря, древнюю святыню вернули из городского исторического музея.

Но главной святыней для этого женского монастыря стали мощи благоверных святых Петра и Февроньи. Из местного музея их передали 19 сентября 1992 года. Историческая справка указывает на то, что до 1921 года они находились в местном Рождественском соборе. Монастырь также хранит посох добродетельной Рипсимии (Слюняевой), которая стала последней игуменьей перед закрытием обители в 1923 году.

Возвращаясь к теме «Муром: монастырь Петра и Февронии», необходимо отметить, что в честь великих святых Петра и Февроньи на территории обители была построена часовня.

В женском монастыре действуют три храма: Сергиево-Троицкий собор, Церковь Казанской иконы Божьей Матери (1648 г.), Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.).

Главный — Сергиево-Троицкий собор. И он, в свою очередь, делится на три престола: центральный – в честь святой Великой Троицы, правый – в честь святых праведных жен матери Богородицы Анны, Тавифы и Ульянии Лазаревской, и левый – в честь святых Петра и Февроньи, где хранятся их святые мощи и Виленский крест-мощевик.

Тарас Цветнов

В XVI веке городской кремль передвинули к ближе к Оке. С этого момента Вышнее Городище стало частью городского поселения. Прошло еще немного времени, и вместо Борисоглебского храма здесь уже стояла деревянная Свято-Троицкая церковь.

В 1642 году, когда церковь уже изрядно обветшала, купец Т. Б. Цветнов решил построить на этом месте красивую и величественную каменную церковь со всевозможными декоративными нарядами, с тем же названием, с крестами кованными и золоченными, представляющими шедевры кузнечной работы того века.

Когда собор был готов, Цветнов обратился к епископу Рязанскому и Муромскому с прошением об основании на этом месте девичьего монастыря. Для монастырского хозяйства он даже пожертвовал свой участок земли, находящийся рядом с церковью, и вдобавок выкупил соседские. Новой обители он подарил драгоценные вклады: крест, напрестольное Евангелие, водосвятную чашу, кадило и т.д.

Возрождение монастыря

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Стелла Петру и Февронии у стены монастыря

В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205 — 1228 гг.), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).

Воскресенский женский монастырь

— православный женский монастырь, расположенный в северо-восточной части Мурома (в Июльском переулке) на Фруктовой горе. По легенде возник на месте загородного дворца князей Петра и Февроньи Муромских. Первое упоминание о монастыре датируется XVI веком. Архитектурный комплекс монастыря сохранился до наших дней. Представлен постройками 17 века — пятиглавой Воскресенской церковью с трапезной и обходной галереей с шатровыми крыльцами и одноглавой надвратной Введенской церковью с шатровой колокольней.

Благовещенский монастырь.

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города.

Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного.

Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке.

В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ-КОРЧЕМНАЯ»

О ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ — КОРЧЕМНАЯ

Название «Корчемная» эта икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ» получила после того, как одна вдова, проживающая в Рязани, страдающая пристрастием к вину, заложила в корчемнице свою домашнюю икону «Знамение». Богобоязненный корчемник взял у вдовы икону и поставил в свою божницу. Наутро протрезвевшая вдова, ужаснувшись своим деянием, собрала деньги и выкупила у корчемника икону Божией Матери.

Однако на следующий день икона Богоматери из дома вдовы исчезла. В то же время корчемник с удивлением увидел эту икону Богородицы в своей божнице. Раскаявшаяся вдова с этих пор неожиданно для всех бросила пить, а икона так и осталась в корчемнице, получив в народе такое необычное название. По молитвам перед иконой «Корчемная» Божия Матерь часто оказывала помощь многим, к Ней обращающимся.

После того, как корчемница в 1850 году прекратила существование, икону Богородицы передали в церковь преподобного Симеона Столпника. Здесь икона Божией Матери простояла вплоть до закрытия храма в советские времена. После закрытия церкви чудотворный икона Божией Матери «Знамение» «Корчемная» сохранялся в одном благочестивом рязанском семействе. В настоящее время находится в Свято-Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии. Нашему монастырю от Свято-Иоанно-Богословского монастыря в 2021 г. в дар был передан список с этой чудотворной иконы, к которому у нас сразу же потянулись люди.

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес /стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, /сопротивных ополчения низлагаем. /Темже молим Тя: //мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Честнаго образа Твоего знамение празднующе,/ людие Твои, Богородительнице, /имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. /Темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва

О, Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице! Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастях сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти. Ты бо Едина еси паче всех святых и паче всех Горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на Пречистый Твой образ «Знамения» взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердая Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь.

Время забытья

При советской власти о святых чудотворцах Петре и Февронии мало кто знал, даже в церковных кругах они были мало популярны. Требовались большие усилия, чтобы раздобыть их иконку или акафист. Но в Муроме православные жители не могли не знать и не почитать своих святых земляков.

Когда мощи находились в советском религиозном музее, так сказать, «под спудом», верующие старались любыми способами приложиться к святому месту, где покоились преподобные Петр и Феврония. Мощи действительно помогали всем, кто приходил со своими добрыми и искренними молитвами, ведь в этом Богом сотворенном мире все связано незримыми узами.

Сегодня на торжество, посвященное памяти святого семейства, съезжается много гостей в Муром. Петр и Феврония – святые, которые во всем дополняли друг друга, поэтому и для верующих они стали великолепным примером идеальной супружеской пары. Их покровительство сейчас, как никогда, необходимо для всех нас, немощных, ведь семья – это остаток рая на нашей грешной земле.

Современное состояние

По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. В монастырь приехала монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Тавифа (Горланова), возглавившая позднее обитель по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в сане игумении.

При монастыре действуют несколько подворий: Крестовоздвиженское (в Муроме), Богородицкое (с. Мишино, Муромского района), Богородицкое (Камешковского района, Владимирской области).

С 2001 года при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних, где девочки получают среднее образование,.и престарелых.

Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс».

На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии.

В монастыре три действующих храма.

Мощи святых

Умерли Феврония и Петр действительно в один день, по легенде, 25 июня 1228 года. Однако исполнить их завещание монахи так и не решились. Ведь хоронить в одном гробу принявших иночество было не принято. Мощи Петра и Февронии в Муроме даже несколько раз разносили по разным храмам. Однако, по воле Господа, чудесным образом они всегда оказывались рядом. В конечном итоге святых положили вместе в одном гробу с тонкой перегородкой так, как было завещано ими самими.

Канонизировали Петра и Февронию в 1547 году. Причислив их к лику святых, Церковь запечатлела достоинство и святость брака, обеты которого в случае этих чудотворцев оказались не ниже иноческих. Погребены святые были в родном городе Муроме. На месте их последнего успокоения через некоторое время был возведен храм Рождества Богородицы.

Мощи святых

Умерли Феврония и Петр действительно в один день, по легенде, 25 июня 1228 года. Однако исполнить их завещание монахи так и не решились. Ведь хоронить в одном гробу принявших иночество было не принято. Мощи Петра и Февронии в Муроме даже несколько раз разносили по разным храмам. Однако, по воле Господа, чудесным образом они всегда оказывались рядом. В конечном итоге святых положили вместе в одном гробу с тонкой перегородкой так, как было завещано ими самими.

Канонизировали Петра и Февронию в 1547 году. Причислив их к лику святых, Церковь запечатлела достоинство и святость брака, обеты которого в случае этих чудотворцев оказались не ниже иноческих. Погребены святые были в родном городе Муроме. На месте их последнего успокоения через некоторое время был возведен храм Рождества Богородицы.

Святые благоверные Пётр и Феврония

Опубликовано 07.07.2018

Образцом богоугодной семейной жизни святая Церковь являет праведную супружескую жизнь святых благоверных Петра и Февронии Муромских.

Однажды князь Пётр тяжело заболел. Господь устроил так, что исцеление он смог получить от Февронии, с которой он сочетался браком.

В 1203 году Пётр вступил на Муромский престол. Но враг рода человеческого постоянно стремится отдалить человека от Бога. Младший брат и племянник князя, претендовавшие на княжение, стали подстрекать бояр, чтобы те надавили на князя. Тогда бояре выдвинули князю ультиматум: «или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром».

В XIII веке элита была особенно властолюбива и корыстна. Родные братья убивали друг друга, чтобы присоединить земли. Правители заточали своих супруг в монастыри, чтобы жениться ещё раз.

Князь же твердо помнил слова Господа о нерасторжимости брака: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучит. Кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодей» (см.: Мф. 19: 6, 9).

Пётр поступил вопреки обычаям того времени. Он «достояние свое к навозу приравнял, чтобы заповеди Божией не нарушить». Верный христианскому супружескому долгу, Пётр отказывается от княжества, хотя это и означает дополнительные испытания. Феврония была мудрой женой и не то, что не помышляла оставить мужа в период испытаний и лишений, но и всячески его укрепляла его.

За эти подвиги любви Господь вскоре возвращает Петру княжество. В городе начались кровавые распри, и бояре были вынуждены просить князя обратно.

После возвращения в Муром правление Петра и Февронии «было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости». Не это ли образец для семейного устроения?

У Петра и Февронии детей было трое: старший сын Юрий, унаследовавший после смерти отца его престол, Святослав и дочь Евдокия.

Пётр и Феврония просили Бога, «чтобы в одно время умереть им». Господь исполнил их прошение. Они упокоились в один день и были погребены вместе в одном гробе. Перед смертью они приняли монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния.

По приказу Ивана Грозного над могилой святых была построена церковь Рождества Богородицы. Позднее мощи святых открыли и перенесли в сам храм. Сейчас они почивают в Свято-Троицком женском монастыре Мурома, куда были перенесены уже в наше время.

(С 17 по 21 сентября 2020 г. состоится паломническая поездка с посещением Троицкого монастыря, где можно будет помолиться у мощей святых благоверных Петра и Февронии.)

Церковь приняла праздновать память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских 25 июня по старому стилю (8 июля по-новому).

В день празднования памяти святых благоверных Петра Февронии читается Евангелие от Матфея зачало 10, о Евангельских Блаженствах. Многие из этих заповедей Пётр и Феврония исполнили на деле.

В XIX веке святитель Филарет писал, что святые князья «в жизни своей были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак.»

Опубликовано в рубрике Публикации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector