Благовещенский монастырь в муроме: князья константин, михаил и феодор муромские
Содержание:
- История[править]
- Святители города
- Муромские святыни
- Николо-Набережная церковь
- Краткая история
- Обет Ивана Грозного
- Архитектура
- История
- Современное состояние[править]
- Мощи Петра и Февронии в Муроме: адрес Троицкой женской обители
- Как лучше добираться до Спасо-Преображенского монастыря
- Описание и архитектура
- Территория монастыря
- Чудеса сквозь столетия
- Краткая история Свято-Троицкого монастыря
- Часовня-костница
История[править]
Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу.
Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города.
Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.
Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.
Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке.
В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.
В 1655 г. вместо деревянной надвратной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана построили скромный каменный храм того же наименования (в последствии она неоднократно перестраивалась). В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса. Управлял им архимандрит. В 1811-1812 годах обитель обнесли каменной оградой.
В 1812 г. в стенах храма нашли приют чудотворные иконы Божией Матери Владимирская и Иверская, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября 1812 г. В память об этом знаменательном событии городским духовенством ежегодно совершался крестный ход вокруг города. Список с Иверской иконы Божией Матери, хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий.
В 1866 г. монастырь отнесли к разряду второго класса. В 1867-1882 гг. им управляли епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.
Монастырь был закрыт в 1919 году. Братия поселилась в городе, продолжая служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей св. благоверных князей Константина, Михаила и Федора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.
Последний настоятель монастыря схиархимандрит Михаил был арестован и подвергнут репрессиям в конце 1930-х годов.
В 1940 году Благовещенский собор закрыли, но два года спустя вновь открыли, уже как приходской храм, до 1991 г. он оставался единственным действующим храмом в городе.
В сентябре 1991 года указом святейшего Патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.
Святители города
Подобных примеров можно привести немало, так как чудесная плита помогла многим посетителям храма. Вот только происхождение реликвии до сих пор остаётся загадкой. А появление её связывают с именами крестителей Мурома — святого князя Константина и его сыновей Михаила и Фёдора, день памяти которых в городе отмечают 3 июня. На долю этих святых выпало много испытаний. Муром очень долго не принимал крещения. И вот, узнав об этом в 1097 году, прибыл в город православный правитель — князь Константин. Он приехал вместе с женой Ириной и сыновьями Михаилом и Фёдором, а также привёз икону Богородицы, полученную из Византии. Но жители языческого Мурома не хотели православного правителя, не пустили его в город и начали осыпать бранью со стен. Константин не испугался столь «ласкового» приёма и послал к муромлянам для переговоров старшего сына Михаила. Но горожане убили знатного парламентёра, а тело выкинули за стены города. Такое злодейство вынудило Константина решиться на штурм Мурома. Войдя в город, князь основал в центре подворье и первую православную церковь в его черте — Благовещенский храм, что впоследствии положило начало одноимённой обители. Константин сразу же показал себя добрым и справедливым правителем, но язычники Мурома так и не желали признавать его своим князем. Вскоре в Муроме вспыхнул бунт, во время которого княжеское подворье было окружено восставшими. Муромляне требовали, чтобы Константин покинул город. Константин вышел к ним один без оружия с иконой Богородицы в руках. И тут заветный образ засиял ярким светом, который вразумил язычников и заставил их раскаяться в своих прегрешениях.
Муромские святыни
Вот уже четвертый раз 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Этот день приурочили к празднику св. блгв. князей Петра и Февронии Муромских, покровителей семейного благополучия. Но кроме этих всем известных святых, в Муроме так же покоятся мощи другой удивительной подвижницы — св.прав. Иулиании Милостивой, благочестивой жены и многодетной матери. А за городом у реки сохранился «тот самый холм, где Илья Муромец метал бревна, чтобы измерить глубину Оки». Наш корреспондент побывал в Муроме, смотрите фоторепортаж:
В центре Мурома – там где начинается улица Московская и расположен местный «арбат» – россыпь облупленных и по своему привлекательных домиков XIX века – можно недорого поесть в одном из многочисленных кафе, а потом отправиться к местным святыням. Ориентиры – памятник Ленину и необычного вида башня – это первый водопровод в Нижегородской области
За ними, если свернуть налево, два монастыря. Первый из них Троицкий женский. Здесь в центральном нефе Троицкого храма покоятся мощи свв. Петра и Февронии – православных покровителей семьи и брака
Житийная икона святых Петра и Февронии, из муромского краеведческого музея
Утопающая в цветах территория монастыря преисполнена паломниц женского пола, приезжающих сюда помолиться о семейном благополучии
Шитый покров на мощах святых
Церковная лавка пестрит брошюрами о православном браке, и молитвенными проследованиями «о даровании супружества». На фото: фреска на входе в храм — Страшный Суд
Через дорогу от Троицкого – мужской Благовещенский монастырь
Здесь хранятся мощи муромских благоверных князей и подвижников: святителя Василия, первого епископа Муромского, равноапостольных Константина, его супруги Ирины и чад Михаила и Феодора, муромских чудотворцев
Житийная икона муромских благоверных князей
Если спуститься от монастыря к Оке, на обрывистом берегу можно увидеть желтый храм Николая-Чудотворца. Местные зовут его «Никола-мокрый».
Здесь хранятся мощи святой Иулиании Муромской – еще одной муромской подвижницы, покровительницы семьи и брака
Если вы едете с детьми, возможно, им будет интересно посмотреть «место, где родился Илья Муромец». Этот былинный персонаж многими теперь ассоциируется с преподобным подвижником Ильей Киево-Печерским, чьи мощи почивают в Ближних Пещерах Киевско-Печерской лавры. На фото: модель ладьи, на которой, возможно, ходил по Оке Илья Муромец
Русло Оки – древняя граница Владимирского княжества. Через речку – некогда враждебная Нижегородская Земля, а там мордва, марийцы и волжские булгары…
Добраться до «места рождения» не просто, но местные жители, гордые «великим земляком» с удовольствием покажут вам «тот самый холм, где Илья метал бревна, чтобы измерить глубину Оки», улицу Приокскую в пригороде Мурома – Корочарове, где « родился и провел детство Илья Муромец».
Собственно на этой улице уже стоит поклонный крест, купальня и ларек сувениров (абсолютно не церковный). «Только вот крест не на том холме поставили! – жалуются Карачаровцы. – На самом деле, он левее стоял» – и деловито показывают пальцем в соседний холм, который ничем не отличается от первого
В Муроме остановиться практически негде, несколько гостиниц, предлагающих свои услуги крайне дороги, но при Спасо-Преображенском монастыре существует паломнический центр и гостиница. Найти ее можно по адресу Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, дом 1. Подробности по телефону 8-(49234) — 3-14 -76
Текст Дмитрий РЕБРОВ Фото Екатерина СТЕПАНОВА
Версия для печати
Тэги:
Церковные праздники Святые Святыни
Николо-Набережная церковь
Благодаря своим красивым куполам Николо-Набережная церковь видна издалека. У нее есть второе название – «Никола Мокрый», которое она получила благодаря тому, что в период разлива реки воды доходят до самых стен! Посвящена церковь Николаю Чудотворцу, который является покровителем путешественников. Так что обязательно сюда загляните.
Создана церковь в стиле «московское барокко». Главной реликвией являются мощи Иулиании Лазаревской. Неподалеку есть исцеляющий родник, возле которого многие посетители святых мест видели святого духа. Паломничество
сюда считается чуть ли не обязательным для каждого православного.
Храм Смоленской иконы Божьей Матери
Краткая история
Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить в христианскую веру местных язычников. В этом богоугодном деле князю помогали его верные чада — Михаил и Фёдор.
Благовещенский монастырь с высоты птичьего полёта
Воспротивившись новой религии, муромцы убили младшего сына Михаила. Узнав об этом, Константин вышел к заговорщикам не с мечом в руках, а с иконой. Позднее эта икона получит название Муромской Божией Матери.
Чудотворный образ засиял, и язычники, поражённые божественным знамением, раскаялись в злодеянии, и сами стали просить совершить над ними крещение. Вскоре после этого Константин воздвиг в Муроме первый деревянный храм — Благовещенский.
Вид на Благовещенский монастырь со стороны площади Крестьянина
Обет Ивана Грозного
Князь Константин и его сыновья были причислены к лику святых Макарьевским собором в 1547 году, а уже спустя пять лет Иван Грозный молился новым чудотворцам накануне похода на Казань. Царь дал обещание Богу, что если возьмёт Казань, то построит в Муроме каменный храм и учредит монашескую обитель. Так и случилось: сразу после победы Иван Грозный прислал в Муром артель зодчих.
Памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронье на фоне Благовещенского монастыря
В основанном царём Благовещенском соборе нашли приют мощи благоверного князя Константина и его сыновей. И поныне их нетленные тела покоятся в одной раке, символизируя верность единому делу. С первых дней своего существования Благовещенский монастырь пользовался царскими милостями. Царь прислал из Москвы богатую церковную утварь, даровал братии «милостыню неоскудну» и несколько деревень
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
Архитектура
Главные здания выполнены в традициях пятиглавых церквей, внешне напоминающих Успенский храм московского Кремля. Постройки создавались с использованием белого и красного камней, без лишних изысканий, но привлекательно. Храмы и часовни обители охраняются государством как уникальные памятники архитектуры.
Надвратная церковь Кирилла Белоезерского
Центральным строением считается Преображенский собор, возведенный при Иоанне IV. Внешний облик здания формировался на протяжении нескольких исторических периодов. Изначально собор представлял собой строение на четырех столпах с пятью шлемовидными главами, имел узкие окна и широкие порталы. Стены разделялись на сегменты благодаря плоским пилястрам. Барабанные карнизы украшались зубчиками в два ряда, основание центра — кокошниками. К боковому фасаду была пристроена каменная колокольня.
В середине 1839 г. Преображенская церковь утратила первоначальный вид. Архитектору Я. Петрову поставили задачу пристроить с западной стороны здания широкую трапезную. К тому же свою форму изменили главы, отныне они стали луковичными, а не шлемовидными. В этот же период расширили оконные проемы, а широкие порталы сузили до обычных дверных проемов. В конце XIX столетия заменили деревянные внутристенные связи металлическими, трещины закрыли кирпичом и положили новую штукатурку.
В середине XX века в Преображенском соборе прошли реставрационные работы, цель которых было восстановление первоначального облика. Однако решить эту задачу мастера не смогли.
Остальные строения
Вторым по значимости религиозным зданием монастыря является двухэтажный храм Покрова Богородицы. В середине XVIII столетия он имел пять престолов, три из которых располагались на втором ярусе.
- Западный фасад строения обладает некоторой асимметрией, происходящей от смещения основного восьмигранного столба на северную сторону. Покровский собор потерял первоначальный облик и важные архитектурные элементы из-за постоянных перестроек. Храм отчасти выполняет функции хозяйственного корпуса. В отличие от центрального собора, выделяющегося монументальностью и строгостью, он отличается простотой и хрупкостью.
- В середине XIX столетия Покровскую церковь из холодной переделали в отапливаемую. В 1881 г. на втором ярусе здания соорудили два иконостаса, куда поместили новосозданные лики святителей. Вскоре завершили отделку нижнего этажа. Сегодня в соборе Покрова хранится ковчег с чудотворными останками И. Муромца.
Фрагмент мощей Ильи Муромца в Спасо-Преображенском мужском монастыре
- Со времен создания Преображенской обители на западной стороне Покровского собора стояла колокольня, которую заменили новой в середине XVIII столетия. В 1885 г. обветшалую пристройку исправили и отштукатурили, процессом руководил епархиальный зодчий.
- В конце XVII столетия на территории монастыря воздвигли настоятельские палаты — двухъярусный дом с каменными сводами. В 1885 г. строение было отреставрировано полностью: заменили потрескавшиеся своды, грозившие обрушением и пропускающие холод в зимнее время; переделали печи, оконные проемы, полы, а стены оштукатурили. Таким же образом восстановлению подвергся и нижний ярус.
- В 1885 г. братия пыталась восстановить монастырскую ограду, совершенно обветшалую и разваливающуюся. Однако денег хватило только на реставрацию западной стороны. К концу XVIII в. в обители появились несколько каменных строений: каморка для привратника, помещения для конюха и простых рабочих.
- Часовня-костница использовалась в качестве некрополя, где более 900 лет хоронили русских князей, представителей духовенства и богатых помещиков. После закрытия обители на месте монастырского кладбища поместили воинскую часть с двумя казармами и платцем. В период с 1998 по 2005 гг. при восстановлении территории обнаружили множество останков, поруганных во времена советской власти. Чтобы похоронить эти мощи и была построена часовня-костница, внутри которой можно разглядеть черепа и другие фрагменты скелетов.
История
Зафиксированные исторические факты свидетельствуют о том, что воспоминания о Спасо-Преображенском монастыре в Муроме берут своё начало со времён правления Муромского князя Глеба Владимировича (1015 год). Ранее всех именно это строение упоминается в известнейшем летописном источнике – «Повести временных лет».
В XVI веке по приказу царя Ивана Грозного было воздвигнуто несколько каменных храмов, среди которых был и Спасо-Преображенского мужской монастырь в Муроме.
Обитель часто перестраивалась, но, несмотря на это, в своей основе она сохранила первоначальный вид. Отличительной ее чертой является соответствие традиции пятиглавых соборов. Сам же монастырь имеет достаточно скромную орнаментацию и строгие пропорции, что придают ему облик суровой простоты, характерный для православного строения такого типа.
Расцвет храма также связан с именем Ивана Грозного. Но в 1616 году он значительно пострадал от нашествия вооружённых литовских отрядов.
Полезные статьи:
Бог – поругаем не бывает! Бог – поругаем не бывает! Вот примеры из жизни о людях, которые — посмели поднять свои грязные руки и поганые языки — на Бога и Церковь.Когда в селе Селявны Воронёжской области ломали церковь, председатель сельсовета и двое его помощников разбили уникальную огромную �… Читайте далее
Он не будет больше пить Один молодой мужчина совершенно спился, все таскал из дома. Жена не выдержала такой жизни и ушла с ребенком. Друг его узнал, что в Вырице живет старый монах, который лечит алкоголиков, и начал уговаривать поехать: может быть, старец поможет исцелиться.Тот долго отказыва�… Читайте далее
Как молиться Ангелу-хранителю Мудрые поучения старца — схиамандрита ИанникияЕще в постели, с утра, призывайте, молитесь — Ангелу-хранителю: 50 раз «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне». На десятке: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, наставь и вразуми меня». В этот день плохой человек — �… Читайте далее
Список архангелов Архангелы: Михаил — Евр. «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник); на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми д… Читайте далее
Во времена церковных реформ (XVII век) собор стал одним из символов старообрядчества. Были построены новые корпуса, проведены реконструкционные работы, открыта первая в Муроме школа для обучения детей священнослужителей.
Монастырь потерпел множество изменений – и после революции 1917 года был закрыт. С 1918 года он продолжал функционировать как приходской храм. 1990 год – начало возрождения собора. С 2000 года строение было капитально реставрировано.
Современное состояние[править]
Сегодня в монастыре совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.
Главной церковью монастыря является Благовещенский собор (начало строительства — XVI век, перестроен в 1660-е годы). Внешняя отделка собора является одним из хрестоматийных примеров узорочья. Благовещенский собор был единственным зданием, пережившим разорение монастыря в Смутное время. К собору пристроена шатровая колокольня. Надвратная Стефаниевская церковь традиционно датируется 1716 годом. В 1811 году была сооружена монастырская ограда с башенками.
Мощи Петра и Февронии в Муроме: адрес Троицкой женской обители
Поклониться этой реликвии сегодня верующие имеют возможность в любое время. Из Москвы до Мурома проще всего доехать на поезде, отправляющемся с Казанского вокзала. По прибытии на место следует сесть на любую маршрутку, идущую в центр города. Расположен Свято-Троицкий женский монастырь неподалеку от рынка, рядом с площадью 1100-летия. Точный его адрес: г. Муром (Владимирская область), пл. Крестьянина, д. 3 А.
Основана Свято-Троицкая женская обитель была в 1643 году на месте стоявшей здесь ранее деревянной церквушки. После революции, как и многие другие религиозные центры, монастырь был закрыт (в 1921 г.). В советские годы его территорию отдали в ведение военных.
В непосредственной близости от Свято-Троицкой обители расположен и Благовещенский мужской монастырь, в котором мощи Петра и Февронии хранились до 1992 г. На территории комплекса, помимо всего прочего, можно посетить экспозицию на тему старорусского дворика и набрать святой воды.
Как лучше добираться до Спасо-Преображенского монастыря
- Прежде всего необходимо попасть в Муром. Сделать это можно из Москвы поездом (отправление с московского Казанского вокзала), электричкой – в этом случае необходимо будет сделать несколько пересадок.
- Достаточно удобное автобусное сообщение: рейсы отправляются от Щелковского вокзала, причем от автовокзала Мурома можно дойти пешком, поскольку расстояние немногим превышает 3 километра.
- Можно доехать автобусом и до Владимира, где пересесть на рейс до Мурома (на том же автовокзале).
- Попасть в город автобусом несложно и из Нижнего Новгорода, Рязани, Иваново, Гусь-Хрустального.
- Если вы предпочитаете путешествовать автомобилем, из Москвы следуйте по Горьковскому шоссе в направлении города Владимира. После этого необходимо повернуть в сторону Мурома (ориентируйтесь по указателю, расположенному перед въездом в город).
Описание и архитектура
Центральным элементом монастырского ансамбля, конечно же, является Благовещенский собор — единственное строение, пережившее разорение польскими захватчиками. Этот храм — яркий пример древнерусского узорочья. Пятиглавое здание с чередой кокошников, идущих по верхнему поясу сооружения, выглядит нарядно и празднично.
Рядом возвышается шатровая колокольня, ко входу ведет красивое крыльцо. Интерьер собора украшает прекрасный иконостас XVIII века, выполненный в стиле барокко и сохранивший много древних икон XVI-XVIII веков.
Стефаниевская надвратная церковь — еще одно каменное здание, которое дошло до наших дней практически в своем первоначальном облике. Его архитектура отличается особым изяществом: подкупольный барабан искусно украшен тонкой резьбой, а четверик венчается рядом кокошников.
Надвратная Стефаниевская церковь монастыря
Территория обители невелика, но ухожена. Здесь царит особая атмосфера, о чем говорят все паломники, посетившие монастырь.
Территория монастыря
До 10 часов утра все многие часовни и храмы на территории монастыря еще закрыты. Просто гуляем по пустынной территории.
Восхищаемся возле пруда шикарными бутонами лотосов.
Прогуливаемся мимо местного огорода с красивыми кочанами капусты, удивляемся воздушным мокрым паутинкам.
Монастырская колокольня
После окончания службы открывается часовня св.Сергия Радонежского с колокольней. Здесь (как написано на табличке) всякий желающий может позвонить в колокола-била. Аккуратно начинаем пробовать бить молоточками по металлическим пластинам.
Затем смелеем, переходим на более тяжелые ноты.
Из колокольни часовни преп. Сергия Радонежского открывается очень красивый вид на Оку и пристань, а также на храмы монастыря.
Монастырская пекарня
Ознакомившись с территорией монастыря, побывав во всех его храмах, решаем что-нибудь перекусить. Эту задачу в Спасо-Преображенском монастыре решить легко. Конечно же, калачи и прочая сдобная выпечка! Ведь запахи из местной пекарни сопровождали нас все утро.
Покупаем возле часовни Божьей Матери «Спорительница хлебов» ароматный калач (60 руб.) и булочки с разными начинками (по 10 руб.). Как же хорошо выпить с утра чая вприкуску с монастырским хлебом!
Живоносный источник и купальня
С новыми силами отправляемся в часовню «Живоносный Источник», чтобы окунуться в купели. Но по дороге снова задерживаемся у монастырского пруда. Какое чудо! Бутоны лотосов, которые мы наблюдали утром раскрылись! И вот перед нами цветы самой разнообразной окраски.
Ну а теперь можно и продолжить путь в купальню. На двери висит расписание работы: каждый день (кроме вторника) с 10 до 17 часов. Женщинам благословляется окунаться в рубашках. Заходим внутрь.
Купальня сделана в виде небольшого бассейна. Удобные ступеньки, поручень. Если опуститься на самое дно, то достаточно глубоко. Водичка артезианская, холодная и очень бодрящая.
В этой купальне в стене вмонтирован камень, привезенный из реки Иордан (Израиль). Но мы так увлеклись окунанием в ледяную воду, что все вчетвером совершенно забыли об этом и не прикоснулись к нему.
В самой часовне можно набрать освященной воды. Есть много краников, откуда очень удобно заполнять бутылки.
Что ж, солнышко уже высоко, планов на сегодня очень много, поэтому решаем пообедать и отправляться в путь.
Трапезная
На территории Спасо-Преображенского монастыря есть паломническая трапезная, где можно пообедать и поужинать. Заказываем себе обед: первое (постные щи), второе (рыба с рисом или гречкой), салат (капустный) и компот. Стоит этот комплекс 95 руб. Все съесть не получается, поэтому остатки забираем с собой в номер, чтобы доесть их вечером.
Паломническая гостиница
Ну и еще хочется немного рассказать про наши номера, где мы жили. Паломническая гостиница предоставляет номера разного уровня:
1. В общей комнате. Номер на 12-14 человек, удобства на этаже. Стоимость 300 руб. с человека.
2. Отдельные номера 2-х, 3-х и 4-х местные с удобствами, евроремонтом. Стоимость 1000 руб. с человека.
3. VIP-размещение (правительственный уровень). Мы не «пробовали», даже не видели, что это такое. Пока это был не наш уровень.
Мы же себе позволили 2-й вариант: отдельные номера с удобствами. В целом, номер неплохой (по российским меркам): пластиковые окна с сеткой от комаров, шторы, ковер на полу, деревянные кровати, ванна с туалетом. Но… Матрасы на кроватях и подушки очень неудобные. В номере нет ни полочки, ни шкафчика. Сантехника «отечественная»: расшатанная, облупленная.
На унитаз в нашем номере можно было сесть только бочком, иначе коленки упирались в стену. Но это еще ничего, т.к. в другом номере сесть вообще было нельзя, т.к. при вставании унитаз поднимался вместе с тобой, а потом с грохотом возвращался на свое первоначальное место, т.к. просто не был прикручен к полу. Но мы старались не обращать внимания на эти мелочи. Ведь мы в России… а значит у себя дома.
Опять же, если сравнивать с ценами по городу Муром, то самые дешевые номера в гостиницах города были от 2500 руб. (на двоих), да и то на ночь с субботы на воскресенье их не было в наличии. Были только от 3000 руб. Но эти номера (судя по описанию проживавших там) были тоже «отечественные». Мы выбирали недорогой номер, чтобы можно было принять душ и переночевать. Минусы же есть всегда, но плюсов в нашей ситуации было гораздо больше. Пожить хоть пару дней на территории такого удивительного монастыря — это просто счастье!
Чудеса сквозь столетия
Однако совершить кощунство им помешало чудо. Обретение мощей решили отметить молебном, на который собрались все жители Мурома. В числе прочих была и глухонемая женщина — Феодосия. Она хотела приложиться к мощам, но, продвигаясь к святыне, споткнулась, чтобы не упасть, облокотилась о стоявшую рядом плиту и… тут же обрела голос и слух. Старица поведала, что исцелило её исходившее из камня благодатное тепло, после чего мощи князей и их плита-хранительница были помещены в храм, построенный московскими зодчими. Надо сказать, что и по сей день камень, покрытый загадочными волнами, не перестаёт удивлять посетителей Благовещенской обители. Он даже не пытается «соперничать» с именитыми и широко известными святынями монастыря (коих здесь немало), а по-прежнему скромно стоит у стены в притворе у входа в придел Иоанна Богослова. Однако же к плите ежегодно приезжает множество паломников. Считается, что если искренне верующий человек, страдающий болями в спине, прислонится к камню на несколько минут, то он непременно получит исцеление. Кроме того, плита прекрасно снимает усталость, прибавляет сил и убирает тяжесть в ногах. Известно немало случаев, когда она излечивала от артритов и артрозов. Хотя в основном плита помогает людям, страдающим болезнями ног и спины, но иногда она выручает и тех, кто долгие годы мучается от иных недугов. Главное, чтобы у человека в сердце была горячая вера. О чудесных свойствах плиты из Благовещенской обители хорошо известно как в Муроме, так и далеко за его пределами. Вот только загадка происхождения этого «волнистого» камушка до сих пор не раскрыта.
Метки: камень, плита, Тайны 20 века, храм, могила, монастырь, Муром
Краткая история Свято-Троицкого монастыря
В середине XIV века на месте бывшей деревянной церквушки князь Юрий Ярославович приказал построить новый храм, освященный в честь святой Троицы. Спустя почти 300 лет деревянную церковь заменили каменной. Во второй половине XVII века здесь основан мужской монастырь, которым руководил настоятель Тарасий Цветнов. Вокруг православного сооружения построены церковь святой Божьей Матери Казанской, выполняющая функции надвратной, а также колокольня.Монастырь попал под покровительство династии Романовых, подаривших обители земли, дворы, деревни. В XVIII столетии Спасо-Троицкий монастырь обустроили деревянным забором, который сгорел в пожаре в начале XIX века. На его месте появилась каменная ограда, средства на которую выделила жительница Мурома — А. Нейманова. В середине 1860-х гг. А. Ермаков профинансировал строение часовни, возведенной из камня. В нее была проведена вода, что в значительной степени облегчило проведение служб.После Октябрьской революции монашеский комплекс попал в немилость руководителям советской власти. Обитель была закрыта, корпуса монахов переделаны в квартиры для рабочих. Позже на территории находилось военное ведомство, склады, городской архив. Во время войны тут работала мастерская по ремонту сапог, которая в 60-х гг. XX века была выселена. Бывшие кельи снова были превращены в квартиры.Буквально через десять лет Троицкий монастырь признали архитектурным памятником, благодаря чему сюда перенесена небольшая деревянная церковь. Она была построена в 1715 г. и освящена в честь преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на то, что до войны обитель была мужской, в самом начале 1990-х гг. ее открыли как женскую. При храмовом комплексе также основали детский приют, где монахи воспитывают девочек с трудной судьбой.На территории монастыря находится подворье Пресвятой Богородицы, где в 1995 г. основали деревянную церковь Божьей Матери Муромской.
Особенности архитектуры
Главный собор монастыря еще в XVII в. вызывал удивление, поскольку его архитектура отличалась от привычной, строгой. Он имеет черты русского узорочья, которое отличается богатым декором и орнаментом. Особенно это было применено зодчими в оформлении стен, на которых появились уникальные резные фигуры, изразцы, изображающие птиц, растения, драконов и воинов.Храм является пятиглавым, барабаны куполов покрыты резьбой и кокошниками. В течение XVIII — XIX вв. он постоянно изменялся в сторону расширения. Сначала значительно увеличены галерея и паперть, а позже достроен придел Божьей Матери Скорбящей (начало XIX века). При соборе святой Троицы освящены три престола – левый (св. Петра и Февронии), центральный (Троицкий), правый (в честь праведных жен Тавифы, Ульянии, Анны).Церковь и колокольня, возведенные рядом, органично вписались в архитектуру монастырского комплекса. По своей форме они являются шатровыми, а внутри и снаружи – богато декорированы.
Монастырские святыни
После открытия Свято-Троицкий монастырь стал местом хранения мощей святых Петра и Февронии, княжеской четы, покровительнице семьи и брака. Считается, что Петр и Феврония долгие годы с достоинством преодолевали все невзгоды, устояли перед многими искушениями. За это они в XVI столетии были причислены к лику святых.
Часовня-костница
Часовня-костница была возведена на месте монастырского кладбища, на котором около 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати.
После закрытия монастыря, при размещении здесь воинской части, на месте кладбища были построены 2 казармы и размещен платц.
В 1998-2005 годах, при благоустройстве территории монастыря были обнаружены многочисленные останки людей из поруганных захоронений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница.
Внутри в небольшом углублении за стеклом можно увидеть черепа и кости погребенных здесь когда-то людей. Можно спуститься по лестнице поближе. Зрелище, прямо скажем, не для слабонервных.
А сверху над останками располагается надпись, которая заставляет задуматься о Вечном всех сюда входящих: