Интересные факты о свято-троицком женском монастыре в муроме

Муромские святыни

Вот уже четвертый раз 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Этот день приурочили к празднику св. блгв. князей Петра и Февронии Муромских, покровителей семейного благополучия. Но кроме этих всем известных святых, в Муроме так же покоятся мощи другой удивительной подвижницы — св.прав. Иулиании Милостивой, благочестивой жены и многодетной матери. А за городом у реки сохранился «тот самый холм, где Илья Муромец метал бревна, чтобы измерить глубину Оки». Наш корреспондент побывал в Муроме, смотрите фоторепортаж:

В центре Мурома – там где начинается улица Московская и расположен местный «арбат» – россыпь облупленных и по своему привлекательных домиков XIX века – можно недорого поесть в одном из многочисленных кафе, а потом отправиться к местным святыням. Ориентиры – памятник Ленину и необычного вида башня – это первый водопровод в Нижегородской области

За ними, если свернуть налево, два монастыря. Первый из них Троицкий женский. Здесь в центральном нефе Троицкого храма покоятся мощи свв. Петра и Февронии – православных покровителей семьи и брака

Житийная икона святых Петра и Февронии, из муромского краеведческого музея

Утопающая в цветах территория монастыря преисполнена паломниц женского пола, приезжающих сюда помолиться о семейном благополучии

Шитый покров на мощах святых

Церковная лавка пестрит брошюрами о православном браке, и молитвенными проследованиями «о даровании супружества». На фото: фреска на входе в храм — Страшный Суд

Через дорогу от Троицкого – мужской Благовещенский монастырь

Здесь хранятся мощи муромских благоверных князей и подвижников: святителя Василия, первого епископа Муромского, равноапост­ольных Константина, его супруги Ирины и чад Михаила и Феодора, муромских чудотворцев

Житийная икона муромских благоверных князей

Если спуститься от монастыря к Оке, на обрывистом берегу можно увидеть желтый храм Николая-Чудотворца. Местные зовут его «Никола-мокрый».

Здесь хранятся мощи святой Иулиании Муромской – еще одной муромской подвижницы, покровительницы семьи и брака

Если вы едете с детьми, возможно, им будет интересно посмотреть «место, где родился Илья Муромец». Этот былинный персонаж многими теперь ассоциируется с преподобным подвижником Ильей Киево-Печерским, чьи мощи почивают в Ближних Пещерах Киевско-Печерской лавры. На фото: модель ладьи, на которой, возможно, ходил по Оке Илья Муромец

Русло Оки – древняя граница Владимирского княжества. Через речку – некогда враждебная Нижегородская Земля, а там мордва, марийцы и волжские булгары…

Добраться до «места рождения» не просто, но местные жители, гордые «великим земляком» с удовольствием покажут вам «тот самый холм, где Илья метал бревна, чтобы измерить глубину Оки», улицу Приокскую в пригороде Мурома – Корочарове, где « родился и провел детство Илья Муромец».

Собственно на этой улице уже стоит поклонный крест, купальня и ларек сувениров (абсолютно не церковный). «Только вот крест не на том холме поставили! – жалуются Карачаровцы. – На самом деле, он левее стоял» – и деловито показывают пальцем в соседний холм, который ничем не отличается от первого

В Муроме остановиться практически негде, несколько гостиниц, предлагающих свои услуги крайне дороги, но при Спасо-Прео­браженском монастыре существует паломнический центр и гостиница. Найти ее можно по адресу Владимирская область, г. Муром, ул. Лакина, дом 1. Подробности по телефону 8-(49234) — 3-14 -76

Текст Дмитрий РЕБРОВ Фото Екатерина СТЕПАНОВА

Версия для печати

Тэги:

Церковные праздники Святые Святыни

Новое в блогах

В 2008 году появился всероссийский праздник День семьи, любви и верности. Отмечают его 8 июля, как это принято по церковному календарю. Праздник посвящен святым Петру и Февронии. Но почему? С каких пор повесть о блуде, шантаже и бездетности связана с семейными ценностями?

Икона «Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские», 19 век.

Напомню, что доподлинно неизвестно, были ли вообще Петр и Феврония в действительности. Церковь их отождествила с муромским князем Давыдом Юрьевичем и его женой Ефросинией, которые жили в 13 веке. Их канонизировали в середине 16 века после того, как инок Ермолай-Еразм написал сказочную «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в 1540-х. Именно из этой повести мы сегодня знаем о Петре и Февронии.

Старообрядческая рукопись повести, 19 век.

Более вероятно, что Петр и Феврония — это собирательный образ, вокруг которого была построена сказочная муромская легенда. Даже если Петр и Феврония действительно были, то это не отменяет абсурдности того, что их пример стал образцом православного брака. Приведу краткий пересказ повести.

В Муроме правил князь Павел. К его жене периодически залетал «огненный змей» для блуда, пока Павел был в разъездах. Павел узнал, что убить змея сможет только его брат Петр. Петр пошел к снохе и убил змея, но чудище болело проказой и заразило Петра. От проказы никто не мог его вылечить.

Два клейма с иконы муромских святых и житием Петра и Февронии, 17 век. Видно, как к жене князя Павла залетает красный змей и превращается в самого Павла.

Петру явился сон, в котором он узнал, что его сможет вылечить дочь сборщика меда — Феврония. Он позвал ее к себе, но та дала ему условие, что вылечит только в том случае, если он пообещает взять ее в жены.

Слева — Петр убивает змея. Справа — больной Петр.

После исцеления Петр как «благочестивый христианин» не сдержал своего слова. Но Феврония, предвидев это, оставила незалеченным один струп и Петр снова заболел. Во второй раз князь сдержал слово. Хитрость, шантаж, холодный расчет — и свадьба в кармане.

Петр и Феврония на покрове 1593 г.

По всей видимости примером супружеской верности послужил эпизод, когда бояре попросили Петра отказаться от жены-простолюдинки, но князь остался верен Февронии и покинул Муром с женой. Через некоторое время в городе началась смута и бояре просили вернуться пару. Православная семья из двух человек вернулась назад и начала править.

В конце жизни они приняли монашеский постриг и умерли в один день. Их похоронили в двойном гробу с тонкой перегородкой.

1) Двухместный гроб Муромских святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы, Владимирская губ., г. Муром, дата съемки: 1890-е. 2) Вскрытая рака с мощами святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы, 1923 г. 3) Интерьер собора Рождества Богородицы. Резная сень над ракой с мощами святых Петра и Февронии, 1940 г.

Вот такая интересная история. Согласно повести, у них не было детей.

Что имеем? Семья из двух человек, в которой жена путем угрозы смерти завладела мужем, а муж даже после свадьбы боялся ее настолько, что не решился бросить жену по просьбе бояр.

Редактор сайта «Православие и мир» Анна Данилова в одной из статейприводит более достойный образец «семьи, любви и верности»: Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского. Но далее Анна подмечает, что идеал семьи может быть и без детей, потому что бывает, что дети не появляются. А главное в семье — верность, что и продемонстрировали Петр и Феврония.

Святые Петр и Феврония

Наверное, именно эти обстоятельства их жизни послужили тому, что святые Петр и Феврония стали покровителями семьи и брака. Действительно, какое красивое завершение жизни, как в сказке: «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Кто из молодоженов не мечтает о таком?

Чудо о Петре и Февронии. Художник Георгий Юдин

Однако, подобную кончину надо еще заслужить. Вырастить прекрасных детей: сыновей-патриотов, дочь – супругу великого князя. Не предать друг друга в годину испытаний, оставаться всегда вместе, в радости и горе. Твердо хранить веру православную. Только тогда можно надеяться на ту милость, которая была оказана Муромским святым.

В сказании о Петре и Февронии есть много красивого. Вспомнился тот случай, когда ненавистники князя желали разлучить его с супругой. Однако святой князь избрал изгнание, лишь бы не разлучаться с любимой женой. Многие ли сейчас готовы последовать примеру святого?

День Семьи и Верности нужен нашему обществу как воздух, как вода. Браки разрушаются с легкостью, как никогда раньше, о супружеской верности не каждый готов и помнить. Но все же, вступая в брак, большинство молодоженов мечтают о счастье, о любви до гробовой доски.

Избирая покровителями брака Муромских святых, брачующиеся закладывают в фундамент своего брака пусть и один, но краеугольный камень. Если в этом доме будет фундаментом твердая вера, супружеская верность, любовь и взаимоуважение, если дети в этом браке будут воспитаны в христианских традициях, то ничто не сможет разрушить такой брак.

Любые невзгоды, испытания, бедствия могут лишь немного раскачать такой дом, но от этого каждый камушек еще плотнее приляжет к соседнему, и в результате дом такового брака станет лишь прочнее.

Не знаю, как много супружеских пар соединили за этот год святые Петр и Феврония. Я знаком лишь с одной. Вероника и Андрей, глубоко верующие христиане, познакомившись в дивном граде Муроме, увидели друг в друге ту единственную половинку, которую они искали всю свою, довольно продолжительную жизнь.

Ныне они муж и жена, несмотря на все препоны, которые возникали при рождении этого брака. Несомненно верую, что именно святые Петр и Феврония молились о заключении этого брака.

Троицкий женский монастырь в Муроме мало чем отличается от прочих обителей такого рода. Запрет на съемку (что уж там запрещать-то), четкие таксы на записки (монахини высчитывают количество имен в записке и сообщают цену), зеркальные стекла покоев не вызывают благорасположения.

Троицкий женский монастырь. Фото smileplanet.ru

Но когда подходишь к мощам дивных Муромских святых, все это напрочь забывается. Здесь молящийся остается наедине с Вечностью. Но наедине — не значит в одиночестве.

Именно у мощей чувствуется, что там, за порогом Вечности, предстоят святые Петр и Феврония, которые с любовью готовы поделиться с нами той радостью, которая некогда соединила их вместе, соединила неразлучно даже и по смерти.

Несколько раз монахи, недоумевая, как мощи благоверных князя и княгини оказывались в одном гробе, разлучали их, и каждый раз чудесным образом тела святых оказывались вместе. Так и погребли их – вместе монаха и монахиню.

И вот, преодолев своей верой оковы смерти, Петр и Феврония Муромские вновь с нами, и телесно в мощах, и духом пребывая в Боге, не оставляют и нас своим попечением.

С праздником, дорогие мои!

Храмы и святыни монастыря

Святые храмы – ценность для любого православного монаха и мирянина. В монастыре их три:

  • Свято-Троицкий собор. Это основной храм монастыря, давший ему свое название. Он был возведен в 1642-1643 гг. В нем освящено три престола. В этом соборе находятся такие святыни обители, как св. мощи князей Петра и Февронии и Виленский крест-мощевик.
  • Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы 1648 года.
  • Храм прп. Сергия Радонежского 1715 года. Это деревянный небольшой храм из сруба. В 1975 году его перевезли сюда из с. Красное Меленковского уезда.

Свято-Троицкий собор

Надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Казанская»

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского

Где находятся мощи сегодня

К большому сожалению, после революции (в 1921 г.) мощи Петра и Февронии в Муроме были изъяты и выставлены на всеобщее обозрение в местном краеведческом музее, в антирелигиозной экспозиции. В 70-х годах святыня была перенесена в хранилище. Возвратили эту почитаемую всеми православными реликвию Церкви только в начале 90-х годов. Как раз в это время в Муроме на территории одного из мужских монастырей был возведен новый храм — собор Святого Петра. Сюда и решили положить вновь обретенную реликвию.

В 1992 г. мощи Петра и Февронии в Муроме перенесли в Свято-Троицкую женскую обитель. Отсюда их часто вывозили по многим городам в России. В 2012 г. по отношению к этой реликвии было совершено кощунство. В тот год часть реликвии привезли на поклонение в Санкт-Петербург, в храм на Васильевском острове. Отсюда она и была бессовестно украдена.

В настоящее время верующие, таким образом, могут почтить только оставшиеся в Свято-Троицком женском монастыре (г. Муром) святые мощи Петра и Февронии. Ежедневно поклониться этой реликвии в храм обители приходит сотни православных. Еще одна небольшая частичка мощей этих святых имеется также в московской церкви Вознесения Господня.

Мощи Петра и Февронии в Муроме: адрес Троицкой женской обители

Поклониться этой реликвии сегодня верующие имеют возможность в любое время. Из Москвы до Мурома проще всего доехать на поезде, отправляющемся с Казанского вокзала. По прибытии на место следует сесть на любую маршрутку, идущую в центр города. Расположен Свято-Троицкий женский монастырь неподалеку от рынка, рядом с площадью 1100-летия. Точный его адрес: г. Муром (Владимирская область), пл. Крестьянина, д. 3 А.

Основана Свято-Троицкая женская обитель была в 1643 году на месте стоявшей здесь ранее деревянной церквушки. После революции, как и многие другие религиозные центры, монастырь был закрыт (в 1921 г.). В советские годы его территорию отдали в ведение военных.

В непосредственной близости от Свято-Троицкой обители расположен и Благовещенский мужской монастырь, в котором мощи Петра и Февронии хранились до 1992 г. На территории комплекса, помимо всего прочего, можно посетить экспозицию на тему старорусского дворика и набрать святой воды.

Святыни монастыря

Женский монастырь с момента его основания хранил Виленский крест-мощевик, являвшийся одной из первых святынь обители. 15 мая 1996 года к круглой дате, пятилетию основания монастыря, древнюю святыню вернули из городского исторического музея.

Но главной святыней для этого женского монастыря стали мощи благоверных святых Петра и Февроньи. Из местного музея их передали 19 сентября 1992 года. Историческая справка указывает на то, что до 1921 года они находились в местном Рождественском соборе. Монастырь также хранит посох добродетельной Рипсимии (Слюняевой), которая стала последней игуменьей перед закрытием обители в 1923 году.

Возвращаясь к теме «Муром: монастырь Петра и Февронии», необходимо отметить, что в честь великих святых Петра и Февроньи на территории обители была построена часовня.

В женском монастыре действуют три храма: Сергиево-Троицкий собор, Церковь Казанской иконы Божьей Матери (1648 г.), Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.).

Главный — Сергиево-Троицкий собор. И он, в свою очередь, делится на три престола: центральный – в честь святой Великой Троицы, правый – в честь святых праведных жен матери Богородицы Анны, Тавифы и Ульянии Лазаревской, и левый – в честь святых Петра и Февроньи, где хранятся их святые мощи и Виленский крест-мощевик.

Возрождение монастыря

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Стелла Петру и Февронии у стены монастыря

В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205 — 1228 гг.), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).

Воскресенский женский монастырь

— православный женский монастырь, расположенный в северо-восточной части Мурома (в Июльском переулке) на Фруктовой горе. По легенде возник на месте загородного дворца князей Петра и Февроньи Муромских. Первое упоминание о монастыре датируется XVI веком. Архитектурный комплекс монастыря сохранился до наших дней. Представлен постройками 17 века — пятиглавой Воскресенской церковью с трапезной и обходной галереей с шатровыми крыльцами и одноглавой надвратной Введенской церковью с шатровой колокольней.

Благовещенский монастырь.

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города.

Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного.

Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке.

В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

Мощи святых

Умерли Феврония и Петр действительно в один день, по легенде, 25 июня 1228 года. Однако исполнить их завещание монахи так и не решились. Ведь хоронить в одном гробу принявших иночество было не принято. Мощи Петра и Февронии в Муроме даже несколько раз разносили по разным храмам. Однако, по воле Господа, чудесным образом они всегда оказывались рядом. В конечном итоге святых положили вместе в одном гробу с тонкой перегородкой так, как было завещано ими самими.

Канонизировали Петра и Февронию в 1547 году. Причислив их к лику святых, Церковь запечатлела достоинство и святость брака, обеты которого в случае этих чудотворцев оказались не ниже иноческих. Погребены святые были в родном городе Муроме. На месте их последнего успокоения через некоторое время был возведен храм Рождества Богородицы.

Свято-Троицкий женский монастырь

Статья: Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме — обитель, где молятся о любви и браке

Общий вид Спасо-Преображенского монастыря

С XII века в старой части города стояла деревянная церковь, освященная в честь святых Бориса и Глеба. Этот храм обветшал, и на его месте в середине XVII века поставили новый каменный Троицкий собор. Ктитором этого строительства стал муромский купец Тарасий Борисович Цветнов. Горожане звали его по прозвищу – Богдан Цветной.

Пятиглавый храм, созданный в традициях русского узорочья, дошел до наших дней, и он поистине замечателен. Над главами возвышаются удивительные по красоте позолоченные кресты, выкованные в XVII веке муромскими кузнецами. А особый колорит древнему храму придают полицветные изразцы, расписанные разными орнаментами.

На территории Спасо-Преображенского монастыря

В середине XVII века в обители появились новые постройки. На одном каменной фундаменте возвели многоярусную шатровую колокольню и красивую надвратную церковь с ложным шатровым завершением, которую освятили в честь Казанской иконы Богоматери. Вместе с собором они составили один из самых красивых архитектурных ансамблей древнего Мурома.

Во время советской власти с 1923 по 1991 год обитель была закрыта. Потом начался период ее непростого восстановления. Из музеев города в монастырь перенесли почитаемые верующими мощи святых Петра и Февроньи – муромских князей, считающихся покровителями брака и любви, а также старинный крест-мощевик.

Вид на деревянную церковь Сергия Радонежского Спасо-Преображенского монастыря

При обители открыт приют для девочек-сирот и женщин пожилого возраста — «Надежда». Кроме того, монастырь занимается социальным служением в нескольких тюрьмах, колонии, где содержатся несовершеннолетние правонарушители, среди солдат воинской части и в городском обществе инвалидов. Перед обителью установлен монумент Петру и Февронье, ставший настоящим местом паломничества среди влюбленных и молодоженов Мурома. Православная церковь отмечает день памяти этих святых 8 июля.

Женский монастырь расположен в центральной части Мурома, рядом с городской администрацией, на площади Крестьянина (бывшей Троицкой), 3А.

Информация для паломников

Святые князья Петр и Феврония, чьи мощи хранятся в монастыре, считаются покровителями семьи. Поклониться мощам часто приезжают люди, желающие создать семью или родить ребенка.

Обитель посещают жители города и многочисленные паломники изо всех уголков страны. По всем вопросам, касающимся расписания богослужений, возможности участия в Таинствах и заказа треб, можно обратиться по телефону (8-49234) 2-26-48.

Праздники и чтимые даты

Главный праздник Муромской Свято-Троицкой обители – День Святой Троицы. Он празднуется каждый год на пятидесятый день после Пасхи, поэтому у него нет определенной даты.

Кроме этого, особо почитаемыми являются следующие праздники:

  • Казанской иконы Пресвятой Богородицы – 21 июля, 4 ноября;
  • благоверных Петра и Февронии – 8 июля;
  • преподобного Сергия Радонежского – 18 июля, 8 октября.

Праздничные службы, проводимые на престольные праздники, особенно торжественные. Двор монастыря заполняется паломниками, на богослужении присутствует много священников из других храмов.

Расписание богослужений

Богослужения проводятся в обители каждый день. В будние дни литургия начинается в 6:30, а вечернее богослужение – в 16:00. По завершении литургии служатся панихиды и молебны. По воскресеньям литургии начинаются в 7:00.

По окончании службы у раки со святыми мощами благоверных Петра и Февронии служится водосвятный молебен с чтением акафиста.

Важно

Богослужения проводятся в обители каждый день

Как добраться

Обитель несложно найти по карте и на местности. Она расположена в черте города Муром Владимирской области по адресу: площадь Крестьянина, дом 3-а г. Возле монастыря находится городская администрация – это хороший ориентир для приезжих паломников. Добраться к месту можно, двигаясь по улице Коммунистической.

Комплекс монастыря неизменно вызывает восхищение у современных архитекторов. Эта уникальная обитель не подверглась сильным разрушениям во время советской власти, ей удалось хорошо сохраниться до наших дней и передать дух XVII ст. В стенах обители находится сразу несколько архитектурных памятников, включая и сами стены строения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ-КОРЧЕМНАЯ»

О ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ — КОРЧЕМНАЯ

Название «Корчемная» эта икона Пресвятой Богородицы «ЗНАМЕНИЕ» получила после того, как одна вдова, проживающая в Рязани, страдающая пристрастием к вину, заложила в корчемнице свою домашнюю икону «Знамение». Богобоязненный корчемник взял у вдовы икону и поставил в свою божницу. Наутро протрезвевшая вдова, ужаснувшись своим деянием, собрала деньги и выкупила у корчемника икону Божией Матери.

Однако на следующий день икона Богоматери из дома вдовы исчезла. В то же время корчемник с удивлением увидел эту икону Богородицы в своей божнице. Раскаявшаяся вдова с этих пор неожиданно для всех бросила пить, а икона так и осталась в корчемнице, получив в народе такое необычное название. По молитвам перед иконой «Корчемная» Божия Матерь часто оказывала помощь многим, к Ней обращающимся.

После того, как корчемница в 1850 году прекратила существование, икону Богородицы передали в церковь преподобного Симеона Столпника. Здесь икона Божией Матери простояла вплоть до закрытия храма в советские времена. После закрытия церкви чудотворный икона Божией Матери «Знамение» «Корчемная» сохранялся в одном благочестивом рязанском семействе. В настоящее время находится в Свято-Иоанно-Богословском монастыре Рязанской епархии. Нашему монастырю от Свято-Иоанно-Богословского монастыря в 2021 г. в дар был передан список с этой чудотворной иконы, к которому у нас сразу же потянулись люди.

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес /стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, /сопротивных ополчения низлагаем. /Темже молим Тя: //мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Честнаго образа Твоего знамение празднующе,/ людие Твои, Богородительнице, /имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. /Темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва

О, Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице! Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастях сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти. Ты бо Едина еси паче всех святых и паче всех Горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на Пречистый Твой образ «Знамения» взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердая Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь.

Храмы Свято-Троицкого монастыря

Свято-Троицкий монастырь основан в 1643 году богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте так называемого «старого городища»

, где в XII веке стояла деревянная церковь во имя Бориса и Глеба — первых русских святых. «Тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова был построен Свято-Троицкий собор, сохранившийся до наших дней.

На фоне аскетически строгих муромских храмов Троицкий собор выделяется изящными пропорциями и богатым декором. Некогда его стены украшали поливные изразцы с изображениями диковинных растений, птиц и зверей. Резные барабаны собора обрамлены кокошниками.

Слева направо: Церковь Казанской иконы Божией Матери, колокольня Троицкого монастыря

Главы увенчаны коваными золочёными крестами, выполненными лучшими муромскими кузнецами XVII века. В 1648 — 1652 годах к Троицкому собору была пристроена Церковь Казанской иконы Божией Матери с шатровой многоярусной колокольней. Благодаря прорезным граням шатра и «ажурной» отделке архитектура колокольни совершенно лишена тяжеловесности. Неповторимую прелесть храму придают резные детали из камня. Окна на фасаде обрамлены фигурными наличниками с завершением в виде высоких кокошников. Дополнительным украшением служит широкий карниз в верхней части фасада, на который опирается ряд глубоких кокошников.

Фонтан монастыря

В советское время (в 1975 году) на территории монастыря появилась Церковь преподобного Сергия Радонежского, привезенная сюда из села Красное Меленковского района. Купола этого деревянного храма увенчаны лемехом из ольхи, отливающей на солнце серебром. В настоящее время при монастыре действуют несколько подворий и пансионат «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых. На Богородицком подворье, расположенном в 16 км от Мурома, в 1955 году была освящена деревянная церковь в честь Муромской иконы Божией Матери.

Часовня Петра и Февронии

История обители

На территории России сохранилось множество древних построек, рассказывающих об истории страны и ее народа

Нельзя обойти вниманием удивительную обитель в старом городе Муроме. Пройдя 300-летнюю историю, она полностью восстановлена и продолжает функционировать

Свято-Троицкий монастырь в Муроме

Начало строительства

Считается, что место, на котором стоит монастырь, в XII ст. занимала церковь в честь св. Бориса и Глеба. Ее возвел князь Константин, крестивший город. В те времена этот район назывался Старое Вышнее. Согласно другому преданию, там был деревянный Троицкий храм, построенный в 1351 г. князем Юрием Ярославичем. В 1643 г. городской купец Тарасий Цветнов основал здесь обитель, а на месте старой деревянной церкви был возведен Троицкий собор, который стоит до сих пор. Средства на работы предоставлял сам купец. Новое каменное здание было щедро украшено изразцами.

Спустя несколько лет строительные работы начались снова. Около собора была возведена Казанская надвратная церковь, а вместе с ней башня-колокольня. Шатровые постройки возводились в течение нескольких лет, их строили в 1648-1652 гг. Полностью композиция монастыря была завершена только к концу XIX ст. Кроме храмов, на территории появился корпус с монашескими кельями, церковно-приходская школа и каменная стена, защищающая обитель.

В 1975 г. обитель освятилась еще одним храмом, но произошло это не совсем обычно. Новое здание было не построено на территории монастыря, а перевезено из населенного пункта, расположенного неподалеку. Деревянный рубленый храм в честь прп. Сергия Радонежского частями привезли и сложили в монастыре. Его купола обшиты лемехом из ольхи, и когда стоит ясная погода, они сияют серебряным светом. Богослужения в нем совершаются только в теплое время года.

Несмотря на произошедшую революцию, спокойная жизнь обители продолжалась до 1921 г., после чего было вынесено решение о закрытии монастыря. Здания и помещения на его территории стали использовать для нужд города.

Архивное фото святой обители

Возобновление обители

После распада СССР в 1991 году началось восстановление многих храмов и монастырей. Настало время возрождения и Троицкой обители. Это радостное событие было приурочено к празднику перенесения мощей св. Бориса и Глеба.

Настоятельницей восстанавливающейся обители стала игуменья Тавифа, приехавшая из Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря. Уже в 2006 году в стенах монастыря спасалось порядка 70 сестер. Монастырь остался истинно православной обителью.

Современное состояние

В 2001 году начал работу пансионат для детей и пожилых людей. Под опекой комплекса числится ряд объектов:

  • некоторые тюрьмы;
  • армейская часть;
  • городское общество инвалидов-колясочников.

При монастыре существует три подворья, все они расположены во Владимирской области. В самом монастыре действует три храма. Композиция обители была дополнена часовней и источником в честь св. Петра и Февронии.

Современное состояние

По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. В монастырь приехала монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Тавифа (Горланова), возглавившая позднее обитель по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в сане игумении.

При монастыре действуют несколько подворий: Крестовоздвиженское (в Муроме), Богородицкое (с. Мишино, Муромского района), Богородицкое (Камешковского района, Владимирской области).

С 2001 года при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних, где девочки получают среднее образование,.и престарелых.

Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс».

На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии.

В монастыре три действующих храма.

Воскресная школа

При храме с 2014 г. работают 2 воскресные школы: для детей и взрослых. Для маленьких прихожан занятия проходят по субботам.

Есть 2 группы:

  • Для детей от 7 до 12 лет.
  • Для подростков с 12 до 16 лет.

Тематика занятий следующая:

  • Рукоделие.
  • Изучение Законов Божиих.
  • Церковная история и пение.
  • Библейские истории Нового и Ветхого Заветов.

Для детей проводят различные мастер-классы и активные игры-соревнования на свежем воздухе. Взрослые могут посещать воскресную школу по воскресеньям.

Для них тематика занятий следующая:

  • Нравственное богословие.
  • Литургика.
  • Новый завет.

Записаться на занятия может любой желающий. Посещение воскресной школы осуществляется на безвозмездной основе.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм имени Петра и Февронии имеет 2-этапную фазу возведения. На сегодняшний день это временное строение, которое вмещает в себя от 50 до 70 прихожан. Со временем тут планируют возвести уже каменный храм, который будет действовать постоянно. Временное строение возвели очень быстро. Сверху его форма схожа с крестом. Скорому возведению способствовал каркас из металлических профилей.

Крыша и стены храма сделаны посредством современных сендвич-панелей, выполненных из минеральной ваты. В интервью священник храма Павел Гумеров говорил, что из-за недостаточного финансирования пришлось строить как можно дешевле. Поэтому был выбран план модульного строительства. Крышу сделали из металлочерепицы. Ее украшают 3 купола.

Храм Петра и Февронии в Марьино украшает 3 купола.

Проект постройки подсказал Иоанн Коваль – священник из Люблино (приятель настоятеля храма Петра и Февронии). Окна в храме стандартные – ПВХ со стеклопакетом. Наружная часть здания имеет блокхаузную обшивку. Примечателен тот факт, что церковь сделана из дерева, которое имеет противопожарную пропитку. По этой же причине храм имеет 2 выхода, а также современную пожарную сигнализацию.

Снаружи здание представляет собой постройку в древнерусском стиле. Временный храм установлен на бетонных плитах – это дает возможность при необходимости переместить здание куда угодно, сохраняя его целостность.

Изнутри храм имеет следующие параметры площадей:

  • Притвор – 14 м².
  • Общий зал – 108 м².
  • Алтарная часть – 17 м².

В дальнейшем храм планируют расширить и изменить его внешний вид. Количество прихожан вмещающихся в общий зал должно быть увеличено до 500 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector