Цивильский монастырь в чувашии –загадочная история появления, святыни, интересные факты

Расписание богослужений в Тихвинском монастыре

Монастырь открыт для посещения ежедневно. Вход свободный, однако к требованиям относятся соблюдение тишины и приличия. В летнее время ворота монастыря открыты с 6 часов утра до 9 вечера, в зимнее время с 6 утра до половины восьмого вечера. По воскресеньям и праздникам вход в монастырь доступен после 8 утра. Богослужения проходят в монастыре ежедневно, два раза в день. Актуальное расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте Тихвинского монастыря.

Расписание богослужений Тихвинского Успенского монастыря

Следует помнить, что нахождение на территории монастыря в пляжной или спортивной одежде, а также в шортах и мини-юбках священнослужители считают неприемлемым.

Здания и сооружения монастыря

  • Храм Введения Богородицы с приделами Святителя Николая и Преподобного Кирилла Белозерского (1645 год)
  • Надвратный храм с колокольней (1645 год) святых великомученицы Екатерины и мученицы Царицы Августы. (Перестройка и реконструкция 1834—1836 гг.) архитектор И. И. Шарлемань. В начале ХХ века, колокольня содержала 9 колоколов, самый большой весил 2,5 тонны, второй по величине (1280 кг) отлит в 1652 году
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, трапезный храм, (1645 год), архитектор П. Баранов
  • Игуменский корпус
  • Монашеский корпус («Леушинский»)
  • Жилые дома (2 деревянных и 1 каменный)

История Тихвинского монастыря

Согласно старинному преданию, в 1383 году в небе над Ладожским озером чудесным образом явилась сияющая икона Божьей Матери. Незримо поддерживаемый ангелами, святой образ долго носился над окрестностями, пока не остановился возле города Тихвин. Там икона спустилась к молящимся людям. Тем самым она указала место, где вскоре был возведён деревянный храм в честь Успения Богородицы.

Церковь несколько раз уничтожалась пожарами, но икона всегда оставалась невредимой. В начале 16 века храм был перестроен в каменный по примеру одноименного кремлёвского собора Москвы. Святой образ Богоматери прославился чудотворениями и привлекал множество паломников.

Впоследствии вокруг Успенской церкви выросла монашеская обитель. Её, как и икону, стали именовать Тихвинской. В монастырь щедро жертвовали как знать, так и простые люди. Он стал православным сердцем северо-западной Руси, а также служил важным приграничным рубежом. Обитель была хорошо укреплена и служила крепостью. Монастырь обнесли мощными стенами и частоколом. Были обустроены дозорные башни, а звонница использовалась в качестве порохового склада.

С Тихвинским монастырём и его иконой Богоматери связано множество славных страниц русской истории. Чудесное явление святого образа посчитали знаком Божьего благоволения к России в период её борьбы против татаро-монгольского ига. Вскоре началось объединение княжеств вокруг Москвы и зарождение русской государственности. Многие русские правители совершали паломничества к чудотворному образу, видя в нём символ покровительства Богородицы русской земле. Иоанн Грозный поклонялся святыне накануне своего похода на Казань и венчания на царство.

В начале 17 века Тихвин и его обитель были чудесным образом спасены от шведских захватчиков. Вражеское войско своим числом значительно превосходило количество защитников монастыря. Однако, когда осаждённые вынесли из храма чудотворный образ Богородицы, шведам причудилось, что к русским идёт многочисленная подмога. Видение обратило захватчиков в бегство, а Тихвинская икона стала знаменитой на всю Россию. Также один из списков (копий) иконы сопровождал русские войска в Отечественной войне 1812 года.

Интересные факты

  • В Веденском монастыре был крещён Николай Андреевич Римский-Корсаков: «27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына действительного статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли младенца Николаем». Сейчас на территории монастыря располагается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова.
  • Во время настоятельстваигумении Серафимы в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского образа Богоматери. На протяжении многих, около 10 лет, выполняла своё послушание, а также обучала детей в монастырской школе. Во Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именем Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия назвала Введенский Тихвинский монастырь «своей монастырской колыбелью».
  • При Игуменье Рафаиле во Введенском монастыре был открыт приют для девочек-сирот в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году насчитывалось уже 23 воспитанницы.
  • 19 июня 1859 года монастырь посетил император Александр II. Государь посетил Введенский собор и настоятельские кельи. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игумении из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря — монахини Софии.
  • Монастырь посещали сестры Лохвицкие: Надежда (Тэффи) и Мария (Мирра), приезжавшие из Петербурга к своему дяде — тихвинскому купцу второй гильдии, городскому голове Иосифу Владимировичу Лохвицкому, похороненному около Введенского собора. 23 августа 1892 года, во Введенском соборе состоялось венчание Марии Александровны Лохвицкой и выпускника юридического факультета императорского Санкт-Петербургского университета Евгения Эрнестовича Жибера.

Как добраться

Компания “Семейный чемодан” организует экскурсии по монастырям

Поехать из Йошкар-Олы
Поехать из Чебоксар
Поехать из Казани

Доехать до обители просто, ее точный адрес – Чувашская Республика, г.Цивильск, ул. Пролетарская, 1. Удобнее воспользоваться автобусом или личным автомобилем. Также в 5-7 км от города есть железнодорожная ветка Канаш – Чебоксары (ст. Михайловка).

Часто люди приезжают сюда на несколько дней, в основном это паломники. Остановится на ночлег можно в отелях «Савал» или «Саванас». Номерной фонд небольшой, но условия проживания комфортные. Перекусить можно в кафе «Анастасия», «Brown», «Свои люди». Не дорогая столовая находится по ул. Терешковой, 5б, тут достаточно вкусно готовят.

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Для начала, дадим совет, что можно припарковаться на Советской улице, почти у главного входа в святую обитель. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — обязательно к посещению каждому туристу, который посещает Петербург. Пусть это произойдёт не в первую поездку в Северную столицу. Но монастырь в Тихвине заслуживает внимания, и вы останетесь довольны.

Войти в монастырь можно не через ворота, а через магазин, стилизованный под церковь. В нём продаются мёд и травы, сувениры и другой мелкий товар. Заодно приобретёте подарки на память себе и своим близким. Проходя мимо витрин, попадаешь на территорию монастыря. Немного истории о старинном монастыре не помешает.

Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся.

Немедля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И о, чудо! — икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица. А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св. Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI веке был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы. Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 году по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь — пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской.

В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, Заступницы земли русской и Путеводительницы православных христиан. Над арками святых врат сохранился фрагмент надписи:

Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день.

Торжественные службы по этому поводу прошли в присутствии царской семьи в московском Успенском и новгородском Софийском соборах. Весной-летом того же года срублен был монастырь, деревянный сначала, но добротный и вместительный «по чину великих обителей».

Монастырю суждено было стать домом для величайшей православной святыни, пережить времена и славные и смутные, служить рубежом обороны от иноземных захватчиков, всегда при этом оставаясь источником чистого духовного сияния, на который стремились паломники со всей православной России.

Тихвинская икона пользовалась и продолжает пользоваться такой славой, что списки с нее разошлись по России в огромном количестве. Мало в России храмов, где не было бы Тихвинской иконы Богородицы.

Сейчас к иконе выстраивается большая очередь из желающих поцеловать её. Успенский собор невероятно красив внутри и даже красивее, чем снаружи. Стены и потолок внутри храма полностью покрытыми фресками. Монастырский двор небольшой, но уютный и чистый.

День памяти

Днем почитания иконы является 9 июля. Церковь настоятельно рекомендует иметь эту святыню у себя дома, чтобы ежедневно возносить молитвы во имя улучшения своего положения. На заметку! Родившиеся в промежутке между 23 ноября и 21 декабря просят помощи у Иконы Божией Матери «Тихвинской» и «Знамения». Небесными покровителями для этих людей являются Николай Угодник и Варвара Святая. Образ «Знаменской» прославился перед Богом в XII веке, он помогает прекратить бедствия и усмирить врагов.

Молитвы перед Тихвинской иконой

Существует два варианта священного текста, которые предлагаются в православии к прочтению перед Тихвинской иконой Божьей матери. Слова были написаны еще в те времена, когда икона только появилась на Руси, и доселе остаются неизменными.

Текст первой молитвы читается немощными и их родными, молящими об избавлении от недугов, а вторую молитву применяют, ища защиты у Богородицы от врагов.

О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас недостойных раб Твоих и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет не­правдам нашим и пробавит бла­гость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему.

Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомнен­ней и скорой Заступнице нашей; услыши нас молящихся Тебе, осе­ни нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправи­телем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, настав­ником разум и смиреномудрие, супругам любовь и согласие, ча­дам послушание, обидимым тер­пение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радую­щимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды.

Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь пра­вый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри,  младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем су­де Сына Твоего: преставльшыяся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных. Ты по Бозе наша Надеждо и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Тихвинская

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога наше­го, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, на­ипаче же нам, христоименитым людем российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, яко и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным само­пришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну; темже и мы, грешнии, со стра­хом и радостию покланяющеся, вопи­ем Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй вся люди, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пре­святому образу Твоему: яко благо­словенна еси с Рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе / всечестная икона Твоя, Владычице, / лучами милости мир просвещающи, / юже великая Россия, / яко некий дар Божественный / свыше благоговейне восприймши, / прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, / и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. / Емуже молеся, о Госпоже Царице Богородице, / да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих / и спасет верою поклоняющихся / Его Божественному и Твоему пречистому образу, / Дево Неискусобрачная.

Как добраться

Монастырь расположен в городе Тихвин Ленинградской области по адресу Тихвинская улица, 1. Добраться сюда из Санкт-Петербурга можно несколькими способами.

Электричка до Тихвина ходит ежедневно с Московского вокзала. С Ладожского вокзала отправляется множество междугородних поездов, следующих через Тихвин. Время в пути составит чуть больше 3 часов.

Расписание поездов Санкт-Петербург — Тихвин

Если ехать из Санкт-Петербурга на машине, то необходимо двигаться по Мурманскому шоссе (трасса Е-105, М-18) 130 км до Новой Ладоги. После моста через реку Волхов следует повернуть направо и продолжать движение по трассе А-114 еще 100 км до кольца, где будет указатель на Тихвин. Проехав 5 км по Р-36 вы окажетесь прямо у входа на территорию Тихвинского мужского монастыря.

Автобус № 860, следующий по маршруту Санкт-Петербург — Тихвин, отправляется от автовокзала, расположенного на набережной Обводного канала, несколько раз в день. Также существует рейс № 860Л до Тихвина, который отправляется от ТК «Ладожские ряды» два раза в день по будням, и один раз в день по выходным.

Проходящие через Тихвин автобусы на Череповец и Вологду отправляются от ТК «Невский», в районе ст.м. Дыбенко. На эти автобусы чаще всего необходимо предварительное бронирование.

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь на видео

История монастыря

Основание монастыря

Введенский женский монастырь считается «сестрой» Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, с которым был основан одновременно, по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.

«Введенский монастырь всегда имеет неразрывное — духовное отношение с Большим Тихвинским монастырём, составляет с ним как бы одну обитель. Крестные ходы, совершаемые в обители в храмовый праздник введения и на Светлой неделе в Четверг, всегда бывают с иконой Тихвинскою и честными крестами из большого монастыря. Посещение Высочайших Особ Царствующего дома, Архипастырей и других важных лиц после большого монастыря, также бывают и для Введенской обители».

Досинодальный период

История монастыря становится известной с начала ХVII века, когда сюда в 1604 году переселились из Горицкого Воскресенского монастыряинокиня-царица Дария — четвёртая супруга Ивана Грозного, и две её племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.

Игуменья Дария «местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре».

Во время польско-шведской интервенции Введенский монастырь подвергся разорению со стороны литовцев и шведов: по сравнению с Успенским монастырём он был слабо укреплён, что позволило шведским войскам под предводительством Якоба Делагарди в ходе Тихвинской осады занять обитель, расположить здесь свой штаб и, уходя, сжечь все деревянные постройки (14 сентября 1613 года). По преданию, во время нападений неприятельских войск инокиня-царица Дарья со своими сподвижницами «скрывались в глуши непроходимых болот, а по прекращении бедствий, собирались для богослужения и молитвы в полуразрушенную обитель». По другому рассказу, после пожара и до Столбовского мира монахини проживали в землянке на небольшом озере в шести верстах от обители, названном в память о тех событиях «Царицыным». Однако никаких прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.

Настоятельницы

  • Евпраксия — 1608 г.
  • (Дария (Колтовская), царица-инокиня — предположительно)
  • Агафия (упом. 1613 и в духовной грамоте Дарии (Колтовской), датированной 31 марта 1626)
  • Еврония — 1632 г.
  • Евраиса — 1656 г.
  • Платонида (княжна Гагарина), племянница Игуменьи Дарии — 1642
  • Платонида — 1669 г.
  • Измарагда — 1675 г.
  • Марфа — определена в мае 1675 г. и уволена на покой 16 августа того же года
  • Таисия — 1677 г.
  • Евдоксия — 1678 г.
  • Параскева — 1686 г.
  • Евдоксия — 1691 г. (вторично)
  • Юлиания — 1692 г.
  • Еврония — 1696 г.
  • Евдоксия — 1700 г.
  • Капитолина — 1703 г.
  • Еврония — 1705 г. (вторично)
  • Ольга — 1722 г.
  • Дорофея — 1738 г.
  • Александра — 1743 г.
  • Ельпидифора — уволена на покой 12 марта 1761 г.
  • Нимфодора — переведена из Сыркова монастыря (1761); уволена на покой
  • Наталия — переведена из Десятинского монастыря; в 1780 г. уволена на покой
  • Мария († 1805)
  • Таисия (Чертова) (1805—1823) из дворян, бывшая казначея этого монастыря
  • Августа (Свешникова) (1823 — 21 февраля 1858) из Новгородского Зверина монастыря
  • Серафима (Тимковская) (1858—1876) из дворян
  • Рафаила (Варнот) (14 октября 1876 — 18 ноября 1900) из дворян
  • Аполлинария (Владыкина) (1901 — 14 мая 1918)
  • Иоанникия (Кожевникова) (1918—1929) канонизирована в 2002 году
  • Тавифа (Фёдорова) (c 25 декабря 2009)

Чудотворная тихвинская икона

Вся история монастыря начиная от его создания и до наших дней, неразрывно связана с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии, что на греческом языке значит «указывающая путь». По преданию, икону написал Св. Апостол евангелист Лука еще при жизни Девы Марии и подарил правителю Антиохии Феофилу. Позже святыня была перемещена в Константинополь, где специально для нее возвели Влахернскую церковь-реликварий. Согласно летописи, в 1383 г., за 70 лет до распада Византии, икона чудесным образом переместилась в окрестности города Тихвин.

Здание музея на территории монастыря, Александр Смирнов

Здесь, на берегу реки Тихвинки, усердно молились священники и простые люди, и во время молитвы икона сошла на руки молящихся. В тот же день было принято решение о строительстве церкви на месте явления. Но к вечеру успели построить только три нижних венца. Было принято решение продолжить работу утром. Однако когда утром строители пришли на место, то никаких следов от постройки не обнаружили. Пропала не только икона и остов церкви, но даже щепки. Пропажа внезапно нашлась на другом берегу реки. Все было перенесено сюда в том виде, в котором оставили стройку вечером. Таким образом, по преданию, икона сама выбрала себе место. Было решено возводить храм здесь.

Первая Успенская церковь была построена из дерева и простояла всего 7 лет, после чего сгорела при пожаре, но икона чудесным образом уцелела

С тех пор храм горел еще два раза, и каждый раз икона Божией Матери Одигитрии оставалась невредимой, чем привлекла внимание русского царя Василия III, который постановил заложить на этом месте каменный храм вместо деревянного. Церковь возвели в 1510—1515 гг

по образу Успенского Собора в Москве. А икона с той поры носит название Тихвинская.

В 1547 г. Иван Грозный, чтивший икону не меньше своего отца Василия III, приезжал в Тихвин молиться образу, чтобы получить благословение на царствование, а в 1560 г., уже будучи царем, велел построить два монастыря — мужской на левом берегу реки Тихвинка и женский на правом берегу.

Таким образом, Тихвинская икона стала не только главной реликвией Богородичного Успенского монастыря, но и являлась основной причиной для его создания.

Пятишатровая звонница, Ольга Разумова

Введенский монастырь: что рядом?

Введенский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова ~ 0,3 км

Тихвинский Успенский монастырь ~ 0,7 км

Мемориальный комплекс и Музей «Астрача, 1941» ~ 8,6 км

Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь ~ 13,0 км

Свято-Троицкий скит Успенского Тихвинского монастыря ~ 26,6 км

Бокситогорский центр истории и культуры родного края ~ 27,3 км

Пикалевский краеведческий музей ~ 39,8 км

Музей истории Пикалевского глиноземного завода ~ 40,5 км

Настоятельницы

  • Евпраксия — 1608 г.
  • (Дария (Колтовская), царица-инокиня — предположительно)
  • Агафия (упом. 1613 и в духовной грамоте Дарии (Колтовской), датированной 31 марта 1626)
  • Еврония — 1632 г.
  • Евраиса — 1656 г.
  • Платонида (княжна Гагарина), племянница Игуменьи Дарии — 1642
  • Платонида — 1669 г.
  • Измарагда — 1675 г.
  • Марфа — определена в мае 1675 г. и уволена на покой 16 августа того же года
  • Таисия — 1677 г.
  • Евдоксия — 1678 г.
  • Параскева — 1686 г.
  • Евдоксия — 1691 г. (вторично)
  • Юлиания — 1692 г.
  • Еврония — 1696 г.
  • Евдоксия — 1700 г.
  • Капитолина — 1703 г.
  • Еврония — 1705 г. (вторично)
  • Ольга — 1722 г.
  • Дорофея — 1738 г.
  • Александра — 1743 г.
  • Ельпидифора — уволена на покой 12 марта 1761 г.
  • Нимфодора — переведена из Сыркова монастыря (1761); уволена на покой
  • Наталия — переведена из Десятинского монастыря; в 1780 г. уволена на покой
  • Мария († 1805)
  • Таисия (Чертова) (1805—1823) из дворян, бывшая казначея этого монастыря
  • Августа (Свешникова) (1823 — 21 февраля 1858) из Новгородского Зверина монастыря
  • Серафима (Тимковская) (1858—1876) из дворян
  • Рафаила (Варнот) (14 октября 1876 — 18 ноября 1900) из дворян
  • Аполлинария (Владыкина) (1901 — 14 мая 1918)
  • Иоанникия (Кожевникова) (1918—1929) канонизирована в 2002 году
  • Тавифа (Фёдорова) (c 25 декабря 2009)

Здания и сооружения монастыря

  • Храм Введения Богородицы с приделами Святителя Николая и Преподобного Кирилла Белозерского (1645 год)
  • Надвратный храм с колокольней (1645 год) святых великомученицы Екатерины и мученицы Царицы Августы. (Перестройка и реконструкция 1834—1836 гг.) архитектор И. И. Шарлемань. В начале ХХ века, колокольня содержала 9 колоколов, самый большой весил 2,5 тонны, второй по величине (1280 кг) отлит в 1652 году
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, трапезный храм, (1645 год), архитектор П. Баранов
  • Игуменский корпус
  • Монашеский корпус («Леушинский»)
  • Жилые дома (2 деревянных и 1 каменный)

Чудесные события

Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы неоднократно горела, но пожар чудесным образом не трогал святую икону.

В городе Тихвине по указу отца Ивана Грозного был выстроен каменный храм для размещения иконы – Успенский собор. По окончании стройки случайное обрушение оставило под завалом двадцать рабочих. Их уже считали погибшими, разбирали завалы со слезами, но люди абсолютно не пострадали.

Сюда перед походом на Казань приезжал молиться Иван Грозный в 1547 году. Он же основал здесь мужской монастырь. Спустя полвека монастырь безуспешно атаковали шведы. Несмотря на малочисленность монахов-защитников, атаки захлебывались: то шведам мерещилось русское подкрепление, то они видели небесных воинов над святыней. Позже мир со шведами был заключен перед ликом Богородицы – иконы, списанной с Тихвинского образа.

С просьбой о благоволении приезжали молиться в Успенский монастырь многие русские самодержцы. Здесь были Петр I, императрица Елизавета и Екатерина II, икону почитал весь дом Романовых.

Когда в 1924 году монастырь ликвидировали, икона перекочевала в краеведческий музей Тихвина.

С Тихвинской Богоматери было сделано несколько списков, также обладающих чудесной силой. Одна из таких икон сейчас находится в Кыргызской Республике в Свято-Троицком храме города Каракол. Епископ Туркестанский Аркадий привез ее в Свято-Троицкий монастырь на берега Иссык-Куля в 1897 году. Монастырь был разграблен, в икону стреляли в упор. Но металл отскакивал от доски, пули не вредили чудесному образу, оставляя только легкие следы на краске.

Существует легенда о божественной помощи Одигитрии Москве, окруженной в 1941 году германским войском. Согласно ей Сталин велел облететь вокруг столицы вместе с иконой, списанной с образа Тихвинской Богоматери. Москву немцам не удалось захватить, а 9 декабря был освобожден Тихвин.

Немецко-фашистские захватчики вывезли икону в Псков. Оттуда она, попутешествовав по оккупированной немцами зоне, перекочевала за океан, найдя пристанище в чикагском Свято-Троицком соборе. Архиепископ Иоанн, бывший настоятелем собора, завещал вернуть икону в Россию после восстановления Тихвинского мужского монастыря на то место, которая Пречистая Дева сама выбрала. Новое обретение чудотворной иконы состоялось в 2004 году. Тихвинский Богородице-Успенский монастырь вновь стал центром православного богомолья.

День памяти иконы 9 июля по новому стилю.

Тихвинский Введенский женский монастырь

Основан по указу Ивана Грозного в 1560  году на правом берегу реки Тихвинки. Руководил строительными работами новгородский мастер Фёдор Дмитриевич Сырков.

В конце XVI века в Тихвин приехала четвёртая жена Ивана Грозного Анна Алексеевна Колтовская, постриженная в монахини в Горицах под именем Дарьи. Дарья стала настоятельницей Введенского монастыря, что обусловило его быстрое развитие: правительство выделило в собственность обители земли и деревни с крестьянами. Появление Дарьи повысило статус Тихвина, власти мужского монастыря и местные дворяне очень ценили новое знакомство с бывшей царицей.

В 1613 году в ходе боевых действий на территории Тихвина монастырь был сожжён. После изгнания интервентов монахини вернулись и под руководством Дарьи восстановили обитель. Скончалась царица Дарья в 1626 году и была погребена во Введенском соборе монастыря.

27 марта 1844 году во Введенском соборе крещён  Н. А. Римский-Корсаков — известный русский композитор.

В 1861 году в монастырь поступила выпускница Павловского института Мария Солопова, известная как игуменья Таисия Леушинская, духовная дочь святого Иоанна Кронштадского.

Мария Лохвицкая — поэтесса, известная под именем Мирра Лохвицкая венчалась во Введенском монастыре 23 августа 1892 года с Евгением Жибером.

В 1920-е года монастырь был закрыт, его последняя настоятельница – игуменья Иоанникия (Кожевникова) была репрессирована в 1937 году, и ныне причислена к лику святых.

В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря размещался один из госпиталей. В послевоенные годы на территории обители располагались учебные заведения и склады. Комплекс монастыря постепенно разрушался. В конце 1980-х годов был подготовлен проект комплексной реставрации обители.

Сегодня в монастырском ансамбле сохранились: Введенский собор (постройки 1620 года), трапезная с теплой церковью Рождества  Богородицы (постройки 1645 года), надвратная церковь Святой великомученицы Екатерины и мученицы Августы (постройки 1834-1836 годов, архитектор И. И. Шарлемань), настоятельский и сестринский корпуса, участки кирпичной стены ХIХ века.

В 1998 году во дворе монастыря со стороны алтаря Введенского собора установлен поклонный крест. С 2005 года на многих зданиях архитектурного ансамбля ведутся восстановительные работы под руководством настоятельницы обители – игуменьи Тавифы.

Посмотреть на интерактивной карте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector