Десятинная церковь в киеве: фото, история, архитектура, интересные факты

Содержание:

Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории

Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.

Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси.

Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.

В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль.

В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.

Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле.

От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.

Золотые Ворота.

XII в. Владимир

Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей. Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений.

Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.

Церковь Покрова на Нерли. XII в.

Боголюбово

Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.

Первые шатровые храмы были деревянными. Это связано с тем, что формы церковной архитектуры перенимались Древней Русью из Византии. Но в дереве было очень трудно передать форму купола византийского типа. Поэтому на Руси он и был заменен в деревянных храмах шатровыми завершениями. Их построить было значительно легче

Использование белого камня

С XI века получило распространение каменное строительство. Сначала возводили только церкви, но потом из этого материала стали создавать дворцы и дома богатых жителей городов. Первым архитектурным памятником того времени считается Софийский крестово-купольный тринадцатиглавый собор Киева.

Русь тогда была раздроблена на мелкие княжества, и столица не всегда занимала ведущее место. По всему государству открывались новые архитектурные школы. В XIII веке главным стало Владимиро-суздальское княжество, где зодчие обогатили византийский стиль западными элементами.

Европейскую технику впервые опробовал Юрий Долгорукий, который возглавлял строительство храмов в Переславле, Суздале, Юрьеве-Польском и Владимире. С тех пор до сегодняшнего дня сохранились Золотые ворота и Успенский собор. Хотя многие знатоки истории первый памятник отказываются причислять к какому-либо европейскому стилю.

Во время строительства свод ворот обрушился, но никто не пострадал. Князь Андрей Боголюбский из-за этого заказал благодарственный молебен и заменил всю архитектурную бригаду. Новые зодчие прибыли из Италии, их прислал Андрей Фридрих Первый Барбаросса. Работа мастеров понравилась русскому князю, поэтому он оставил команду при себе. Они возвели еще несколько сооружений:

  • церковь Покрова на Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитриевский храм.

Но нашествие татаро-монгольского войска положило конец белокаменной архитектуре. Было разрушено много церковных шедевров.

Церковь Николы Доброго на Подоле

Церковь Николы Доброго

Эта церковь, посвящённая Николаю Чудотворцу,  была основана гетманом Самойлой Кошкой в  XVI веке в знак благодарности за то, что ему удалось спастись из турецкого плена. Эпитет «добрый», вероятно, появился в названии из-за соседства с лечебницей для стариков и немощных.

Оба здания пострадали при пожаре и были перестроены. В результате появилось два храма – Святого Симеона Столпника и Святой Варвары.

Церковь Николы Доброго

В 1822 году Церковь Николы Доброго была восстановлена. На протяжении 25 лет её настоятелем был протоиерей Александр Глаголев, ректор  Киевской духовной академии. В 1937 году он был арестован, а вскоре погиб в Лукьяновской тюрьме. Он признан новомучеником.

В числе прихожан этого храма, расположенного по улице Покровской, 6, был отец Михаила Булгакова, профессор духовной академии Афанасий Булгаков.

Колокольня Симеона Столпника — всё, что осталось от храма Николы Доброго. Ныне — греко-католическая церковь.

В 1935 году церковь была снесена, а на её месте построили школу. Уцелели только колокольня и малый храм. Сохранившуюся колокольню часто принимают за храм Николы Доброго.

Десятинная церковь

Десятинная церковь, возведенная в Киеве по инициативе святого и равноапостольного князя Владимира в 988-996 годах, стала первым каменным храмом Киевской Руси. Первоначально на постройку и содержание этого здания, его служителей и причта князь определил десятую часть своего годового дохода, за что Собор Рождества Богородицы (официальное название этого сооружения) и получил свое название. В настоящее время этого храма не существует, но он располагался на Старокиевской возвышенности, в непосредственной близости от верхней части Андреевского спуска, спускающегося к Подолу.

Историческая справка

Десятинная церковь (ее первое здание) была построена в первые годы после Крещения Киевской Руси на месте гибели христиан, растерзанных толпой язычников и освящена уже в 996 году. Первое здание по типу византийской базилики было построено из местного камня – оно имело размер 32 на 42 метра. В нем было устроено шесть ярусов, а само строение имело форму византийского креста. В первом храме было устроено три предела – главный престол был посвящен Рождеству Богородицы, а два других — св. Николаю и св. Владимиру. Именно в этом храме первоначально был похоронен Святой Владимир (его могила была обнаружена в ходе археологических раскопок). За время существование первое здание храма, несмотря на то, что оно было построено из камня, несколько раз горело (в 1017 году, 1203 году). Именно этот храм стал последним пунктом обороны Киева во время осады города ордой Батыя и рухнул в ходе штурма, погребя под своими стенами защитников города в 1240 году. За годы своего существования, до постройки собора Святой Софии, этот храм оставался усыпальницей великокняжеской семьи – уже после постройки храма в него были перенесены останки святой Ольги, бабки Владимира Великого, его жены греческой царевны Анны и некоторых других потомков Крестителя Руси.

Здание Десятинной церкви стало образцом для постройки многих христианских храмов Киевской Руси – кафедрального собора Чернигова, Софии Киевской.

Первая попытка восстановления храма была предпринята под руководством Петра Могилы, и на месте Десятинной церкви был построен небольшой деревянный храм Успенья Богородицы, в котором митрополит был и похоронен и он просуществовал до средины 18 века

Второе здание Десятинной церкви было построено только через 600 лет – в 1824 году на месте его постройки были начаты первые в Киеве археологические раскопки, которые находились под патронатом Церкви Во время этих изысканий были найдены фрагменты мозаичного пола, фрески и мозаики стен, практически весь фундамент. Непосредственно возле фундамента были найдены руины дворца великого князя, домов его бояр, ремесленные мастерские, первое христианское кладбище на территории Киева.

Возведение второго здания Десятинной церкви заняло период от 1828 до 1842 годов и во многом финансировалось царской семьей. В ней был установлен иконостас, который был точной копией иконостаса Казанского собора Санкт-Петербурга — его иконы были точной копией работ Боровиковского.

Здание Десятинной церкви, как и Владимирский собор Киева, были разрушены в период массовых гонений на церковь в 1936 году и полностью разобрано на кирпич, использованный для построек в городе. Несмотря на то, что в голы независимости Украины было принято решение о восстановлении Десятиной церкви, после нескольких научных конференций было принято решение отказаться от восстановления здания. Комплекс археологических раскопок находится, как и весь комплекс Софии Киевской, под защитой ЮНЕСКО.

Церковь Дмитрия Солунского или Николо-Иорданская (улица Кирилловская, 51)

Коллаж Андрея Германа

История этой церкви берёт начало ещё в Киевской Руси. Первоначально храм был посвящён Святому Николаю Иорданскому. Вероятно, это культовое сооружение было первой православной церковью ещё до официального крещения Киевской Руси. Есть и более смелое предположение: именно этот храм (а не Пустынно-Николаевский монастырь), был построен над могилой Аскольда.

Николо-Иорданский храм

При храме существовал женский монастырь, в котором принимала постриг мать Феодосия Печерского. В середине XIII века, во время монголо-татарского нашествия, святая обитель прекратила своё существование.

С 1616 года женский монастырь и его главный храм Святителя Николая были восстановлены. Вторым монастырским сооружением был трапезный храм, возведённый в честь великомученика Дмитрия Солунского. Рядом находился мужской монастырь – Кирилловский, в честь которого и названа улица.

Акварель Федора Солнцева. Кирилловский монастырь, 1843 год.

В 1787 году монастырь был упразднён, Иорданский храм Св. Николая стал приходским, а в 1821 году погиб при пожаре.

Иорданская церковь

В 1884 году на Подоле при поддержке городских меценатов и на пожертвования простых прихожан была возведена Церковь Дмитрия Солунского. Храм был построен в поздней версии русско-византийского стиля, характерном для того времени.

В память о храме-предшественнике его также именовали Николо-Иорданским. При церкви работали приходская школа и хирургическая лечебница Зайцева.

В 1935 году церковь была уничтожена, а вместо неё построена школа, где во времена Второй мировой войны размещался немецко-фашистский концлагерь.

Исторические сведения о происхождении

Главный исторический документ, который называется «Повесть временных лет», кратко говорит о том, что князь Владимир решил возвести храм Пресвятой Богородицы в 989 году. Точно никто не может сказать, когда началось строительство и почему она так названа, но все историки берут за основу 990 или 991 год. В 996 году произошло освящение новой церкви. Некоторые свидетельства указывают, что собор возведён на месте, где язычники казнили первомучеников Иоанна и Фёдора.

Через 40 лет князь Ярослав Мудрый построил Собор Святой Софии или Софийский Собор, из-за чего значение Десятинной церкви значительно снизилось. Информации о её дальнейшей судьбе практически нет. Есть подтверждения фактов нападения:

  1. Князь Мстислав Андреевич в 1169 году разграбил храм.
  2. То же самое сделал Рюрик Ростиславович в 1203 году.

Церковь с трудом перенесла землетрясение, перестройку и пожар. Полное разрушение произошло после нападения армии хана Батыя при осаде Киева в 1240 году. Городские жители спрятались в соборе в поисках спасения от вражеских войск. Стены сооружения не выдержали под натиском стенобитных орудий и упали, похоронив всех, кто был внутри.

Кроме своего основного назначения, храм использовался в качестве усыпальницы. На его территории покоились мощи Климента, Анны, Владимира и Ольги, которую перенесли позже.

Археологические исследования

Исследования Петра Могилы

Первые раскопки руин храма были проведены в 1635 году по инициативе митрополита Петра Могилы. При раскопках в руинах были обнаружены саркофаги, по мнению Петра Могилы, принадлежавшие князю Владимиру и его супруге Анне. Княжеский череп захоронили в храме Спаса на Берестове, потом перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Другие останки были захоронены в Софийском соборе. В своём завещании Пётр Могила оставил тысячу золотых на восстановление Десятинной церкви.

Первая половина XX века

В —1914 годах член Императорской археологической комиссии Д. В. Милеев провел раскопки вокруг храма постройки 1828—1842 гг., вновь открыв остатки восточной, апсидной части древнего храма, а также обнаружив остатки фундаментов двух больших гражданских построек конца X века поблизости от стен храма. К сожалению, материалы раскопок начала XX века не были полностью опубликованы.

В —1939 годах научная группа Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальные исследования остатков Десятинной церкви. Во время раскопок снова были найдены фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы, остатки фундаментов и т. д. Кроме Десятинной церкви были найдены руины княжеских палат и боярских жилищ, а также мастерские ремесленников и многочисленные захоронения IX—X века. Археологические находки хранятся в заповеднике «Софийский собор», Национальном музее истории Украины, Государственном Эрмитаже.

Раскопки 2005—2010 годов

Фундамент Десятинной церкви

3 февраля 2005 года президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о проведении археологических исследований Десятинной церкви. В 2005—2010 годах под руководством Г. Ю. Ивакина (Институт археологии НАН Украины) фундаменты Десятинной церкви были исследованы вновь. Были доследованы ранее не раскопанные участки, составлен уточнённый план остатков фундаментов, определены этапы их возведения, собрана значительная коллекция фрагментов фресок и строительных деталей. В 2012 году был создан Музей истории Десятинной церкви.

Архитектура Десятинной церкви

Сохранившиеся под землёй фундаменты первоначальной Десятинной церкви свидетельствуют о том, что архитектура её центрального ядра может быть отнесена к типу крестово-купольных храмов на четырёх опорах, классической архитектурной модели византийского искусства после иконоборческой эпохи. Детали объёмно-пространственного решения церкви на основе археологических данных не могут быть восстановлены, и существуют две равноправные версии реконструкции: в виде центричного храма, подобно Софии Киевской (Г. Н. Логвин), и в виде храма с продольно-осевой композицией, подобно Спасо-Преображенскому собору в Чернигове (Н. В. Холостенко, А. И. Комеч). Типологическая схема, особенности кирпичной кладки, выполненной в технике с утопленным рядом, техника мозаичных полов, элементы резного мраморного декора, греческие клейма на некоторых кирпичах однозначно говорят о происхождении мастеров из Константинополя. Вместе с тем, наличие кириллических граффити на отдельных кирпичах из первоначальных кладок, а также мощение некоторых участков храма поливными керамическими плитками свидетельствует об участии в строительстве южных славян (болгар).

Десятинная церковь. Первый на Руси каменный храм

Итак, первый храм к Крещению Руси в Киеве уже был. Но он явно не мог соответствовать статусу главного храма христианского государства, каковым при равноапостольном Владимире стала Русь. Уже на следующий год после крещения киевлян, как пишет летопись: «Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек». Новый храм, называемый Десятинной церковью, был построен в 996 году как кафедральный собор Русской Церкви византийскими мастерами из камня, что в ту пору для Руси считалось новшеством. Стоял он неподалеку от княжеского дворца. Название «Десятинный», скорее всего, связано с тем, что первым настоятелем нового храма был вывезенный из Херсонеса священник Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, князь Владимир поручил сбор церковной десятины.

Храм во многом разделил судьбу самого Киева — в 1242 году он был разрушен монголами.

В 30-х годах XVII века по инициативе киевского святителя Петра Могилы на руинах древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

А в XIX веке возвели новый грандиозный собор, который просуществовал до 1928 года, когда по приказу безбожной власти он, как и при монголах, был разрушен.

В настоящий момент от первого храма Киевской Руси сохранились только фрагменты древних фундаментов. Недалеко от них действует маленький монастырь, основанный в память о поруганной святыне.

Церковь Сретения Господня на Львовской площади

Церковь Сретения Господня

Проект храма был разработан Владимиром Николаевым. Это культовое сооружение было построено в 1861 году в поздневизантийском стиле.

Будучи духовным центром Киева, Сретенская церковь объединяла городскую элиту. Её прихожанами были доктора, учителя, предприниматели, люди искусства. Многие из них занимались благотворительностью.

Церковь Сретения Господня Коллаж

При церкви действовало несколько приходских школ и столовая для малоимущих. Здесь же, при Сретенском храме, возникла первая в городе организация «Красный Крест». Церковь Сретения Господня находилась между Сретенской и Большой Житомирской, 33.

Описание храма (996—1240)

Реконструкция северного фасада.

Реконструкция П. Толочка и В. Харламова.

Реконструкция Десятинной церкви. Вид на восточный фасад.

988 – 996 Князь Владимир I Святославич  Князь Владимир I Святославич (ок. 960 – 15 июля 1015). Также известен как Владимир Креститель, Владимир Святой, Владимир Красное Солнышко (как персонаж былин), Василий (в крещении). Внебрачный сын князя Святослава Игоревича и ключницы княгини Ольги Малуши, что считалось вполне нормальным при языческих обычаях и традиции многоженства, поэтому Владимир был законным сыном. Владимир стал новгородским князем в 970 году, а в 978 с помощью войска варягов захватил и киевский престол, выгнав из Киева своего старшего брата, князя Ярополка Святославича. Позже, заманив Ярополка на переговоры, Владимир убивает его. Жену Ярополка он взял себе в наложницы. Владимир также захватил Полоцк, перешедший ранее на сторону Ярополка. Он убил семью правителя города Рогволода, а его дочь Рогнеду, просватанную за Ярополка, обесчестил на глазах ее родителей, а потом как честный человек взял ее в жены.
Известно, что до крещения у Владимира было одновременно несколько жен и сотни наложниц. После крещения у него было две жены (в разное время), а от бывших языческих жен и наложниц он отказался. От своих многочисленных жен у князя было несколько десятков детей – не менее 13 сыновей и больше 10 дочерей.
В начале своего правления Владимир пытался укрепить языческий культ, построил большой пантеон основных языческих богов и возобновил практику человеческих жертвоприношений. По некоторым данным, также боролся с, начинавшим устанавливаться при Ярополке, христианством.
Но позже, Владимир, видимо из политических соображений, решил принять одну из мировых религий. В 988 году князь выбрал православие в качестве государственной религии, центром которого в то время была Византия. В 988-989г., с целью захвата христианских святынь, Владимир взял город Корсунь, после чего он потребовал себе в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая захватить Константинополь. Императоры согласились при условии крещения Владимира. По некоторым данным, Владимир и часть его дружины приняли крещение в Корсуне (хотя это точно неизвестно) и там же он женился на Анне Византийской, после чего вернулся в Киев. В это время князь провел массовое насильственное крещение обычных людей, своих подданных.
трехмерную модель древнего храма1,33 Mb Плинфа Плинфа (от греч. plinthos — кирпич), широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии. Плинфа применялась также в древнерусском храмовом зодчестве 10 — начала 13 вв. (Софийский собор, 1037, и церковь Спаса на Берестове, 1113-25, — в Киеве), являлась нередко основным материалом для возведения конструктивных элементов зданий.) Размеры плинфы в Десятинной церкви – 31х30х2,5 см. При строительстве также использовался в основном желтый песчаник.
1017

Реконструкции

Церковь, построенная митрополитом Петром Могилою

Второй храм (1630-е—1828)

По инициативе митрополита Петра Могилы в 1630-х годах над юго-западным углом древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память об утраченной святыне, в которой была выставлена одна из древнейших икон с образом св. Николая, по преданию, привезённая Владимиром из Корсуня.

Третий храм (1842—1928)

Десятинная церковь в XIX веке

В 1824 году митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви. Киевским археологом-любителем К. А. Лохвицким, а затем петербургским архитектором Н. Е. Ефимовым был впервые открыт план фундаментов, найдены остатки мраморов, мозаик, фресок. 2 августа 1828 года освятили начало строительства новой церкви, которое доверили другому петербургскому архитектору Василию Стасову. Храм был построен в русско-византийском стиле и не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви. В ходе строительства была полностью разобрана церковь митрополита Петра Могилы XVII в., а также около половины сохранившихся к тому моменту фундаментов храма X века. Строительство храма обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь Успения Богородицы освятили митрополит Киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.

В 1908—1911 гг. фундаменты оригинальной Десятинной церкви (там где они не были повреждены стасовским зданием), были раскопаны и исследованы. Остатки фундамента были изучены лишь в 1938—1939 годах после окончательного сноса новой церкви.

При советской власти, в 1928 году, вторая Десятинная церковь, как и множество других памятников культуры и искусства, была снесена, а в 1936 году её остатки окончательно разобрали на кирпичи.

26 ноября 1996 года Национальный банк Украины ввёл в оборот две юбилейные монеты «Десятинная церковь» (из серебра и из медно-никелевого сплава), посвящённые тысячелетию возведения Десятинной церкви в Киеве.

Планы строительства нового храма

Серебряная монета, посвящённая тысячелетию возведения Десятинной церкви в Киеве

В 2006 году на музейной территории около Десятинной церкви был установлен храм-скиния, в законности которого высказывались сомнения. В 2007 году на месте временного храма-скинии был установлен деревянный храм, который 25 июля того же года освятил предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан). 9 июля 2009 на заседании Священного Синода УПЦ МП было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря и назначении его наместником архимандрита Гедеона (Харона). В январе 2010 года начальник Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Киева Сергей Целовальник сообщил, что на руинах Десятинной церкви построят платформу, на которой будет новая церковь, принадлежащая Украинской православной церкви Московского патриархата. Позже, однако, им было заявлено об отказе от строительства новых объектов на фундаментах в связи с подписанными Украиной конвенциями. При этом конкурсная комиссия по определению дальнейшей судьбы остатков фундамента Десятинной церкви огласила победителями конкурса два проекта, один из которых предусматривает восстановление храма, а другой — сохранение фундаментов как археологического памятника с постройкой часовни неподалёку. Инициатива УПЦ МП не нашла полной поддержки общества и подвергалась критике в связи с тем, что информации о внешнем виде храма не сохранилось и аутентичная реконструкция невозможна.

24 июня 2011 года Международная комиссия ЮНЕСКО, а также ИКОМОС выступили против планов строительства храма на фундаменте Десятинной церкви.

С 2011 года фундамент Десятинной церкви открыт для просмотра всеми желающими.

Технология строительства

Принято считать, что храм раньше имел впечатляющие размеры. При этом он выступал в роли композиционного центра всего города.

Сооружение возведено по византийской технологии. Главный её принцип заключается в перекрытии свободного пространства здания сводами.

Определённые нюансы, например, применяемые материалы, кирпичная кладка фундамента наталкивают на мысль, что для строительства привлекались самые умелые византийские мастера. Также на некоторых кирпичах нанесены кириллические буквы, что может свидетельствовать об участии в возведении южных славян. Историки считают болгар наиболее вероятными кандидатами.

Ильинская церковь. Первый на Руси православный храм и самый древний приход, действующий до сих пор

В том, что Киев во многом был «первым» городом в нашей истории, нет ничего удивительного — все-таки столица есть столица. Одним из примеров такого «первенства» можно назвать киевский храм св. пророка Илии на Подоле.

Первый ильинский храм на этом месте был построен еще до Крещения Руси. Упоминание о нем можно встретить в «Повести временных лет» прп. Нестора Летописца в записи о событиях 945 года. Там, в частности, говорится о договоре, заключенном князем Игорем Святославичем с византийским императором Романом I Лакапином:

«Послы, посланные Игорем, вернулись к нему с послами греческими и поведали ему все речи царя Романа. Игорь же призвал греческих послов и спросил их: «Скажите, что наказал вам царь?ˮ. И сказали послы царя: «Вот послал нас царь, обрадованный миром, хочет он иметь мир и любовь с князем русским. Твои послы приводили к присяге наших царей, а нас послали привести к присяге тебя и твоих мужейˮ. Обещал Игорь сделать так. На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото, и присягали Игорь и люди его — сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем… это была соборная церковь, так как много было христиан — варягов».

Как можно заключить из текста, часть Игоревой дружины исповедовала христианство, и, очевидно, довольно давно, если для ее религиозных потребностей пришлось построить свой храм.

Таким образом, можно считать, что этот храм был первым или одним из первых на Руси.

Само здание изначально было деревянным, неоднократно перестраивалось, и только в конце XVII века на месте деревянной церкви была построена каменная, которая с определенными изменениями дошла до наших дней. Богослужения в Ильинской церкви совершались постоянно, только в 30-х годах она была закрыта и использовалась киевским элеватором как склад зерна, но уже во время Великой Отечественной войны богослужения возобновили. С тех пор храм не закрывался. Подробнее об этой церкви читайте здесь.

Первый храм (996—1240)

История

Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года (иногда описывается как копия работы А. ван Вестерфельда, что ставится под сомнение историками) Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чём в летописи сообщалось:

В иных летописных списках годом заложения церкви называют также 990 и 991 годы. Строилась русскими и греческими зодчими 6 лет в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Неподалёку археологами найдены остатки здания, считающегося домом церковного причта, построенным одновременно с церковью (так называемый терем Ольги). Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром.

Фундамент церкви во время раскопок в 2008 году

Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». Перед западным входом Ефимовым были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых коней, привезенных из Херсонеса. Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, в 996 году князь Владимир поручил сбор церковной десятины.

Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи священномученика Климента, папы Римского, утопленного в Корсуни. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где похоронили христианскую супругу Владимира — византийскую царевну Анну, умершую в 1011 году, а затем и самого Владимира, умершего в 1015 году. Также сюда перенесли из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского. Во время нашествия монголов княжеские мощи были спрятаны. По преданию, Пётр Могила их отыскал, но в XVIII веке останки вновь исчезли.

В первой трети XII века церковь перенесла неупомянутый в летописи значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти меры, вероятнее всего, представляли собой восстановление храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под тяжестью забравшихся на своды местных жителей, пытавшихся спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий.

Второе освящение

Причины повторного освящения, проведённого митрополитом Феопемптом в 1039 году, доподлинно неизвестны. В XIX веке высказывались предположения, что после пожара в Киеве в 1017 году церковь претерпела значительную перестройку. Некоторые современные историки оспаривают их, считая это недостаточной причиной. М. Ф. Мурьянов полагал, что основанием второго освящения мог послужить еретический или языческий акт, но более достоверной причиной в настоящее время считают установление празднования ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции и включавшего обряд освящения (эта версия была предложена А. Е. Мусиным). Существует и иное мнение, что повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого освящения.

Война и восстановление

Глядя на этот храм, трудно поверить, что он был почти полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны и восстановлен из руин трудами археологов и реставраторов.

В августе-октябре 1941 года уникальный памятник архитектуры оказался на линии огня и неоднократно подвергался ожесточенному артиллерийскому обстрелу.

Церковь была разрушена более чем наполовину, уцелели только те части здания, которые оказались под завалами рухнувшего купола, сводов и верхних стен. Погибла и почти вся роспись храма. Полностью была сожжена деревня Нередица.

Руины храма после войны. (Фотографии с сайта novgorodmuseum.ru)

«Казалось, в этой груде камней погибло все, что было в этом уникальном памятнике драгоценного для истории и искусства» — писала архитектор-реставратор Л. М. Шуляк, приступившая к разборке щебня и археологическим раскопкам остатков здания.

В марте 1944 года началась разработка плана восстановительных работ по архитектурным памятникам Новгорода. В Новгородский музей Всероссийской Академией Художеств была направлена экспедиция археологов, живописцев и искусствоведов для выполнение обмеров и фиксации состояния памятников. Храм Спаса Преображения на Нередице был включен в первоочередной список памятников, подлежащих восстановлению.

В первые послевоенные годы руины Нередицы были полностью освобожден от завалов. Стало ясно, что уцелело примерно 50% кладки и 15% живописи. В процессе работ было собрано более 70 корзин фрагментов фресок.

Храм Спаса на Нередице был восстановлен в 1950-х гг. Благодаря сохранившимся обмерным чертежам П. П. Покрышкина и другим исследовательским материалам стало возможно восстановить верхние части стен, своды и купол здания, причем реставрация выполнена уникально точно. (Разрушенную колокольню 18 века, как не соответствующую стилю и времени, решили не восстанавливать.) Но фресковые росписи были, казалось, безвозвратно утрачены.

В конце 60-х гг. были предприняты первые попытки реставрации фрагментов живописи. К сожалению, корзины с фрагментами фресок несколько раз перемещали из одного места в другое, и их осталось чуть больше половины. Сохранившиеся фрагменты были поставлены на учет в музее в отделе хранения памятников архитектуры и монументальной живописи. Значительная часть материалов утрачена безвозвратно. Но сохранившиеся бесценные фрагменты фресок дают возможность ученым осуществить работы по реставрации и возвращению хотя бы отдельных композиций на стены храма.

В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Под полом из каменных плит, уложенных в 18 веке, археологи нашли много интересного: участки первоначальной живописи 1199 года, погребение князя Афанасия Даниловича, внука Александра Невского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году, два первоначальных престола.

Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году. Работы по восстановлению и реставрации уникального фрескового ансамбля продолжаются.

Ктиторская фреска 2021 г.

Реставрацией фресок занимаются специалисты МКРХУ (Межрегионального Научного Реставрационного Художественного Управления) под руководством Т. А. Ромашкевич.

Уцелевшие на стенах после разрушений военных лет росписи укреплены и отреставрированы. Значительная часть ансамбля в виде тысяч разрозненных фрагментов разной степени сохранности находится в мастерской реставрации монументальной живописи в Новгородском музее. Реставраторы подбирают уцелевшие кусочки фресок, как паззлы, чтобы восстановить изображения. Это кропотливая и невероятно сложная работа — определить, откуда какой фрагмент. Собранные композиции затем должны быть закреплены на стенах с помощью особого клея.

Периодически реставраторы приезжают и добавляют подготовленные фрагменты к уже имеющимся фрескам. И, возможно, спустя время все уцелевшие фрагменты займут свое место.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector