«способствовала расколу»: какую роль в истории сыграла украинская грекокатолическая церковь

Понятие термина «кафоличность» церкви

В богословии существует несколько толкований термина «кафоличность».

Русское же догматическое толкование, даваемое православными богословами в XIX веке, следующее: «…она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов.

Таким образом, Соборной, Кафолической или Вселенской Церковь православные в России определяют по:

  • пространству. Она обнимает собой всех людей, где бы они ни находились на земле;
  • времени. Церковь специально предназначена Господом для того, чтобы приводить к вере во Христа всех людей и существовать до скончания века;
  • устройству. Церковь не связана ни с какими условиями гражданского устройства общества. Она не считает их необходимыми для себя. Кроме того, она не связывает себя ни с каким языком или же народом.

Святой Павел проповедовал в Афинах. Рафаэль, 1515 год. Церковь Нового Завета имеет вселенский характер

Новозаветная Церковь имеет вселенский характер. Об этом сказано:

(Еф. 4:4-5)

Обратившиеся к Христу, кто бы они ни были — иудеи или эллины (1 Кор. 1:24) — образуют вселенскую семью народов. В ней

(Рим. 10:12)
Поместные церкви создаются для защиты и попечения над верующими в той или иной местности.

Как священники, так и верующие не должны раздирать Церковь, но созидать «единое Тело Церкви» (Еф. 4:4-5).

Глава Христианской Церкви — Христос. Состоит она из людей, находящихся в любом уголке земли, которые искуплены и омыты Кровью Иисуса Христа (Откр. 5:9-10).

Человек становится членом Вселенской церкви через рождение, но он должен присоединиться к той или иной поместной церкви для своего духовного роста, попечения и защиты.

Епископ Феодор служит праздничную Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре г. Переславля-Залесского. В каждой местно церкви должен имеется хотя бы один епископ и один прихожанин-христианин

Если Вселенская Церковь находится на попечении Христа, то в каждой местной церкви есть епископ или несколько епископов. Они управляют ею и рукополагают священников. Священники же руководят приходами или же районами той или иной страны, где имеются христианские общины.

При этом Богослужения Вселенской церкви совершаются везде, по предсказанию Господнему, а не только по одному колену одного народа, как это есть в иудейской церкви.

Позиция греко-католиков в Украине сегодня

Сегодняшняя позиция Греко-католической церкви в Украине мало чем отличается от тех далеких времен: «… папство по-прежнему старается заманить православие в свои сети методами униатства» (5).

В этом контексте мне вспоминается выпуск программы Шустер-LIVE от  04.05.2012 г., посвященный проблеме раскола в украинском православии. Как это не покажется странным, но на передаче присутствовал и представитель УГКЦ. Он мало говорил и, скорее, всего активное участие в обсуждении не входило в его планы, но главного он все же добился, а именно — его присутствие на передаче, посвященной проблемам украинского православия, со всей очевидностью, продемонстрировало факт того, что в умах обычных (невоцерковленных) украинских граждан УГКЦ воспринимается исключительно как – самая настоящая «украинская, православная церковь». Что и подтвердил, в самом конце передачи, политолог В.Карасев, который без тени смущения назвал УГКЦ «истинной украинской церковью», на основе которой только и может произойти объединение всех православных церквей. Он, видимо, даже не понял того, что сказал очевидную глупость, как и не понял того, что само присутствие представителей УГКЦ в процессе урегулирования раскола между православными в Украине является нонсенсом, абсурдом и может быть объяснено исключительно как провокация или откровенный подлог, т.к. объединившись на основе греко-католической церкви мы автоматически станем католиками и отпадем от полноты Вселенского Православия. Правда, нам могут возразить – мол, на передаче греко-католиков представлял обычный священник, т.е. даже не епископ и тем более не предстоятель церкви, а религиозную программу общественной организации могли составлять люди некомпетентные в богословских вопросах и вопросах межконфессионального диалога. Однако очень часто действия высшего руководства УГКЦ только подтверждают сделанные выше оценки.

Так, например, глава УГКЦ Святослав (Шевчук)  в своих обращениях по поводу празднования для Крещения Руси неоднократно заявлял о том, что это и их праздник, т.к. схизма между восточной и западной церквями возникла уже после крещения Киевской Руси.Странно, но он почему-то упорно не помнит (или не хочет помнить) о том, что святой равноапостольный князь Владимир отверг предложение западных миссионеров и принял крещение от Византии. Причем, великий князь принял не просто обрядовую сторону православия, а именно проникся православным, святоотеческим и потому истинным пониманием Евангелия и христианства в целом.

Конечно, может случиться и так, что наши греко-католики плохо знают историю, но к 988 году (т.е. ко времени Крещения Руси), при отсутствии формального разделения, христианский Запад и христианский Восток уже значительно разошлись в области сотериологии (учения о спасении) и экклесиологии (учения о Церкви Христовой). А в дальнейшем это разделение, как принято говорить, только набирало обороты.

Организация

Территориальная организация

Украина

Львовский греко-католический собор .

  • Крупнейшая митрополитная архипархия Киевская в Галиции (и Каменец-Подольская епархия, эти две епархии были объединены в 2004 году)
    • Донецкий Архиепископский Экзархат
    • Луцкий Архиепископский Экзархат
    • Одесский Архиепископский Экзархат
    • Архиепископский экзархат Крыма
    • Архиепископский Экзархат Харькова
  • Митрополит Львовская Архипархия

    • Стрыйская епархия
    • Самборская и

    Дрогобычская епархия

  • Епархия Сокаля и Йовквы
  • Митрополит Ивано-Франковская / Станиславовская Архиепархия
    • Коломийская епархия
    • Черновицкая епархия
  • Митрополит Тернопольская и Зборовская Архиепархия
    • Бучачская епархия
    • Каменец-Подольская епархия

Планируется, что епархии с двойными именами, обозначающие епархии с двумя крупными городскими центрами, будут разделены на две отдельные епархии, как только количество практикующих там священников станет достаточным для этого. Архиепископские экзархаты — это миссионерские структуры, основанные главным архиепископом Киева и призванные стать епархиями, когда они наберут достаточное количество священников и верующих.

Россия

Различные приходы Русской Греко-Католической Церкви .

Польша

  • Архепархия Пшемысля и Варшавы

    Епархия Вроцлава и Гданьска

Франция

Епархия Сен-Владимир-ле-Гран Парижа

Британия

Епархия Святого Семейства в Лондоне

Германия

Апостольский экзархат Германии и Скандинавии

Италия

Апостольский Экзархат Италии

Канада

Церковь Сен-Жан-ле-Батист в Оттаве (Канада) .

  • Виннипегская столичная архепархия

    • Эдмонтонская епархия
    • Торонтская епархия
    • Саскатунская епархия
    • Нью-Вестминстерская епархия

Соединенные Штаты

  • Филадельфийская митрополит Архепархия

    • Епархия Сен-Жозефат де Парма
    • Чикаго Пергамент Святого Николая
    • Стэмфордская епархия

Бразилия

  • Митрополит Архипархия Святого Иоанна Крестителя Куритибский

    Епархия в Непорочного Зачатия в Прудентополис .

    (латинская церковная провинция Куритиба)

Аргентина

Епархия Покрова Пресвятой Богородицы в Буэнос-Айресе (часть латинской церковной провинции Буэнос-Айрес)

Австралия

Епархия Святых Петра и Павла в Мельбурне (часть латинской церковной провинции Мельбурн)

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Структура [ править ]

В связи с религиозной свободой, возникшей после падения коммунизма, небольшое количество русских католиков стали призывать назначить экзарха на давно существующую вакансию. Такой шаг вызвал бы резкие возражения со стороны Русской православной церкви, из-за чего Святой Престол не действовал из соображений экуменизма. Однако в 2004 году Ватикану пришлось приложить руку, когда собрание русских католических священников на территории вакантного экзархата использовало свои права по каноническому праву для избрания отца Сергея Голованова временным администратором. Затем Ватикан быстро заменил отца Сергея епископом Иосифом Вертом , латинским церковным апостольским администратором Сибири, базирующимся в Новосибирске . Он был назначенПапа Иоанн Павел II , как Обыкновенная для всех восточных католиков в Российской Федерации . По состоянию на 2010 год в Сибири в органах государственной власти зарегистрировано пять приходов , а в Москве два прихода и пастырский центр действуют без официальной регистрации. Есть также общины в Санкт-Петербурге и Обнинске . К 2018 г. было зарегистрировано 13 приходов и пять пастырских пунктов в Сибири, семь приходов и три пастырских пункта в европейской части России. Некоторые приходы обслуживают украинскую общину. Ординариата имеет минимальную структуру. Византийский Католический служит секретарем ординарного. Есть священник-координатор для приходов в Сибири, литургическая комиссия и катехизическая комиссия.

За пределами России есть русские католические приходы и религиозные общины в Сан-Франциско , Нью-Йорке , Эль-Сегундо , Денвере , Мельбурне , Буэнос-Айресе , Дублине , Медоне , Париже , Шеветоне , Лионе , Мюнхене , Риме , Милане и Сингапуре . [ необходима цитата ]Все они находятся под юрисдикцией соответствующих местных епископов римского обряда. Общины в Денвере, Дублине и Сингапуре не имеют русского национального характера — они существуют для местных католиков, желающих поклоняться в русско-византийском стиле. [ необходима цитата ]

По состоянию на 2014 год , два Экзархатов из России и Харбина до сих пор числятся в Annuario Pontificio как сохранившиеся, но они до сих пор не восстановлены, ни у новых русско-Rite епископы были назначены возглавить их.

  • 1997 — 2004 Протопресвитер Сергей Голованов
  • 2004 — Настоящий епископ Йозеф Верт (временно)

Термин «кафолическая церковь» содержится в Апостольском Символе Веры

Рассматриваемый термин содержится в тексте Апостольского Символа веры. Он написан не позже II века.

Точная же дата написания документа неизвестна. В 381 году Второй Вселенский Собор дополнил Никейский Символ веры словами: «… Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

После этого Название Церкви Божией кафолической стало признанным экклисиологическим термином, как на Востоке, так и на Западе.

Икона, изображающая святых отцов Первого Никейского собора, держащих Никео-Цареградский Символ Веры

В связи с этим преподобный Викентий Ларинский говорил о том, что для Церкви в ее вселенской ипостаси необходимо заботиться о том, чтобы поддерживать чистоту веры.

Кстати, до формирования формулы Константинопольского собора (381 года) христианская Церковь называлась просто святой.

В те времена вся Церковь называлась кафолической, в Русской Православной Церкви применялся термин «соборная» в качестве перевода с греческого. Это закрепили в церковнославянском тексте Символа веры.

Состав

Русинская греко-католическая церковь имеет четыре епархии в Соединенных Штатах и одну епархию плюс в Европе . По состоянию на 2016 год ее членство оценивалось примерно в 419 500 верующих, из них семь епископов, 664 прихода, 557 священников, 76 дьяконов и 192 верующих мужчин и женщин .

Митрополия Питтсбурга (одна архепархия, три епархии суфраганов, около 22 500 верующих)

  • Русинская католическая архепархия Питтсбурга (основана в 1924 году)
  • Русинская католическая епархия Пармы (1969)
  • Русинская католическая епархия Пассаика (1963)
  • Русинская католическая епархия Феникса (основана в 1981 году в Ван-Найсе , переведена в 2010 году)

Непосредственно подчиняется Святому Престолу : (приблизительно 397 500 верующих)

  • Русинская католическая епархия Мукачево в Украине (1771 г.)
  • Русинский Апостольский Экзархат Чешской Республики (1996)

Одной из проблем, препятствующих организации Русинской католической церкви в рамках единого синода, является желание некоторых священников и верующих Мукачевской епархии, чтобы она была частью Украинской греко-католической церкви .

Структура

В связи с религиозной свободой, возникшей после падения коммунизма, немногочисленные русские католики призвали назначить экзарха на давно существующую вакансию. Подобный шаг вызвал бы резкие возражения со стороны Русской православной церкви, из-за чего Святой Престол не действовал из соображений экуменизма. Однако в 2004 г. рука Ватикана была вынуждена, когда собрание русских католических священников на территории вакантного экзархата использовало свои права по каноническому праву для избрания отца. Сергей Голованов как временный администратор. Затем Ватикан быстро заменил отца Сергея епископом. Джозеф Верт, то Латинская церковь Апостольский администратор Сибири, базирующийся в г. Новосибирск. Он был назначен Папа Иоанн Павел II как обычный для всех Восточные католики в Российская Федерация. По состоянию на 2010 год в органах власти зарегистрировано пять приходов. Сибирь, пока в Москва два прихода и пастырский центр действуют без официальной регистрации. Есть также сообщества в Санкт-Петербург и Обнинск. К 2018 году было зарегистрировано 13 приходов и пять пастырских пунктов в Сибири, семь приходов и три пастырских пункта в европейской части России. Некоторые приходы обслуживают украинскую общину. Ординариата имеет минимальную структуру. А Византийский католик митральный протоиерей служит секретарем ординарного. Есть священник-координатор для приходов в Сибири, литургическая комиссия и катехизическая комиссия.

За пределами России есть русские католические приходы и религиозные общины в Сан-Франциско, Нью-Йорк, Эль Сегундо, Денвер, Мельбурн, Буэнос айрес, Дублин, Meudon, Париж, Chevetogne, Лион, Мюнхен, Рим, Милан, и Сингапур.[нужна цитата] Все они находятся под юрисдикцией соответствующих местных епископов римского обряда. Общины в Денвере, Дублине и Сингапуре не имеют русского национального характера — они существуют для местных католиков, желающих поклоняться в русско-византийском стиле.[нужна цитата]

По состоянию на 2014 год два экзархата Россия и Харбин все еще перечислены в Annuario Pontificio сохранились, но они еще не восстановлены, и новые епископы русского обряда не были назначены во главе их.

  • 1997 – 2004 Протопресвитер Сергей Голованов
  • 2004 — Настоящий епископ Джозеф Верт (временный)

Ссылки [ править ]

  1. ^ Пол Роберт Мэгочи. .
  2. ^ . Католическая ассоциация благосостояния Ближнего Востока. Архивировано из 6 августа 2007 года . Проверено 20 апреля 2010 года .
  3. Папа Иоанн Павел II (18 апреля 1996 г.). . EWTN . Проверено 20 апреля 2010 года .
  4. . Восточно-католическая пастырская ассоциация Южной Калифорнии . Проверено 20 апреля 2010 года .
  5. . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украиноведения.
  6. «Collectanea». п. 1966 г.
  7. . 24 . S. Congr. de Propaganda Fide. 1891–92: 390–391.
  8. КЕВИН Р. ЮРКУС. .
  9. Католическая церковь (Второй Ватиканский собор) (21 ноября 1964 г.). . Святой Престол.
  10. Византийская католическая архепархия Питтсбурга. . Византийская католическая архепархия Питтсбурга.
  11. Рональд Роберсон. . Католическая ассоциация благосостояния Ближнего Востока.
  12. Пол Роберт Мэгочи, Иван Поп. .

Различия между терминами «соборная» и «кафолическая»

В Древней Руси Христианская Церковь называется «соборной» или вселенской. Такой прямой перевод распространился в XI веке. Именно тогда в качестве полноты Церкви себя объявила одна поместная церковь — Римская.

В результате в 1054 году произошёл раскол, поставивший другие поместные церкви в положение схизматических обществ. Тогда же Римская церковь присвоила себе название Католическая, то есть стала назваться тем названием, которым могли называться все другие поместные церкви.

Герб папства: тройная тиара и ключи. В XI веке в качестве полноты Церкви себя объявила одна поместная церковь — Римская

Перед переводчиками церковных книг в России стал вопрос: как в этом случае переводить термин «кафоличность»? Православным требовалось сохранить чистоту того постулата, что каждая поместна Церковь выражает полноту вселенской Церкви.

При этом кафолической уже назвалась Константинопольская церковь. Именно поэтому решили воспользоваться словом «соборность», хотя оно и не тождественно слову «кафоличность».

Соборной может быть названа любая поместная церковь. Церковь же вообще в христианстве именуется вселенской. Называть поместную церковь вселенской невозможно, как нельзя назвать часть общим. Кафоличность или вселенскость проявляется даже в самой малой общине.

Для того чтобы собрание стало церковью, необходимо присутствие Христа, а для этого, в свою очередь, нужен епископ — залог присутствия Христа среди Своего стада. Именно поэтому все поместные церкви равны и идентичны друг другу. Их прообраз — Небесная Церковь, описанная в «Откровении» святого Иоанна Богослова.

Что же касается термина «соборность», который используется в русском православии, то его необходимо понимать так, что каждая поместная церковь — часть Единой Кафоличной Церкви. Несмотря на то что поместные церкви самостоятельны и самоценны, они едины как Тело Христово.

Таким образом, в русском православии «соборность» — это попытка вернуть термину «соборность» тот его смысл, который в него вкладывался до раскола церквей в 1054 году.

Организация

Расположение конкретных церквей Румынской греко-католической церкви

В 29 мая 2014 г.Румынская греко-католическая церковь включает семь отдельных церквей  : шесть из них находятся в Румынии; и один в Соединенных Штатах.

Фамилия Сиденье Тип Церковная провинция Ref.
Фэгэраш ши Алба Юлия Blaj главная архепархия Фэгэраш ши Алба Юлия
Клуж-Герла Клуж-Напока суфражистская епархия Фэгэраш ши Алба Юлия
Лугож Лугож суфражистская епархия Фэгэраш ши Алба Юлия
Марамуреш Бая-Маре суфражистская епархия Фэгэраш ши Алба Юлия
Орадя Маре Орадя суфражистская епархия Фэгэраш ши Алба Юлия
Святой Василий Великий Бухарест суфражистская епархия Фэгэраш ши Алба Юлия
Святой Георгий Кантон ( США ) освобожденная епархия

Примечания и ссылки

  1. (ro) , в Institutul Național de Statistică din România (по состоянию на 8 марта 2016 г. ) .
  2. 1 — го декабря 1948 года Президиум Великого Национального Собрания Румынской Народной Республики обнародован Указ № 358/1948 , по которому поклонение греко — католической было запрещено в Румынии и во всей его отчужденного имущества.
  3. Свод канонов восточных церквей (CCEO), кан. 151: «  Главный архиепископ — это митрополит Престола, определенный или признанный высшим авторитетом Церкви, который сам по себе возглавляет всю Восточную Церковь, не наделенную патриархальным титулом  ».
  4. CCEO, кан. 153, § 2: «  После принятия избранного, Архиерейский Синод Большой Архиепископской Церкви должен уведомить Римского Понтифика синодическим письмом о канонически произведенных выборах: избранный сам должен запросить, письмом, подписанным его собственная рука, от римского понтифика, подтверждающего его избрание  ».
  5. CCEO, кан. 153, § 4: «  Если в подтверждении будет отказано, новые выборы состоятся в срок, установленный римским понтификом  ».

История

Византийский католицизм был незаконным в царской Российской империи на протяжении 1800-х годов и до 1905 года, когда Царь Николай II предоставлена ​​религиозная терпимость. После этого возникли и стали организованы общины греко-католиков.Старообрядцы были видны в первые годы движения. В 1917 г. митрополит Андрей Шептицкий назначил первый Апостольский экзархат для русских католиков с Преосвященным Леонид Федоров, ранее Русский православный семинарист, так как Экзарх. Тем не менее Октябрьская революция вскоре последовало, рассредоточив католиков русского обряда в Сибирский лагеря для военнопленных и центры Русская диаспора По всему миру. Весной 1923 г. Экзарх Леонид Федоров был привлечен к ответственности за контрреволюция к Николай Крыленко и приговорен к десяти годам в советской концентрационный лагерь в Соловки. Освобожденный в 1932 году, он умер через три года. Он был блаженный в 2001 г. Папа Иоанн Павел II.

В 1928 году второй Апостольский Экзархат был создан для русских католиков в Китай, основанный в Харбин, то Русский Католический Апостольский Экзархат Харбина.

После краха Советский союз, некоторые русские католики стали появляться в открытую. В статье 2005 года русский католический священник Сергей Голованов заявил, что три русских католических священника служили русский почва для совершения русской византийской Божественной литургии. Двое из них использовали рецензия России Литургия как реформированный Патриарх Никон Москвы в 1666 году. Другой священник использовал средневековый обряд Старообрядцы, то есть как русская литургическая рецензия существовал раньше Патриарх НиконРусские реформы русской литургии. Все восточные католики в Российской Федерации строго придерживаются Церковнославянский, несмотря на то что просторечный Литургии чаще встречаются в Русская диаспора.

Униатская церковь в Российской империи

В 1807 г. Российская империя продолжал назначать собственных предстоятелей Русинской униатской церкви, не согласовывая их с Папой.

Киевские митрополиты:

  • Ираклий Лисовский (1808–1809)
  • Григорий Коханович (1809–1814)
  • Джосафат Булхак (1818–1838)

Вслед за Полоцким синодом (1838 г.) Русинская униатская церковь была насильственно упразднена на территории Российская империя, а его имущество, духовенство и миряне были насильно переданы в Русская Православная Церковь.

Апостольский Экзархат России

Он пустует с 1951 года, поскольку у него было всего два представителя, оба принадлежали к Украинские монахи-студиты (M.S.U., византийский обряд Украинская Греко-Католическая Церковь монашеский орден):

  • Блаженный Леонтий Леонид Федоров, M.S.U. (1917.05.28 — 1935.03.07)
  • Благословенный Климентий Шептицкий, M.S.U. (1939.09.17 — 1951.05.01); также первый Игумен украинских монахов-студитов (1919 — 1944. 11), затем Архимандрит украинских монахов-студитов (1944.11 — 1951.05.01)
Имя Срок Заказ Примечания Ссылки
Фабижан Абрантович 20 мая 1928 — 1939 гг. Марианские отцы Прибыл в Харбин в сентябре 1928 года. Отозван в Рим в 1933 году. Умер в 1946 году.
Vendelín Javorka  1933–1936 Иезуит Апостольский администратор Sede Plena
Анджей Чикото  20 октября 1939 г. — 13 февраля 1952 г. Марианские отцы 1933–1939 генерал-начальник Марианских отцов в Риме. Позже сделал архимандрит. Умер при исполнении служебных обязанностей в тюрьме

Имя

Мелките , от сирийского слова malkā, означающего «король», и арабского слова Malakī ( арабский : ملكي , что означает «королевский», и, в более широком смысле, «имперский»), изначально был уничижительным термином для христиан Ближнего Востока, которые принимали власть Халкидонские (451) , и византийский император , термин , применяемый к ним , не являющемуся Chalcedonians. Из халкидонских церквей греко-католики продолжают использовать этот термин, а православные — нет.

Греческий элемент означает византийский обряд наследие церкви, литургию , используемую все Восточные Православные церкви .

Термин « католик» означает общение с Римской церковью и подразумевает участие во всемирной христианской церкви. Согласно церковной традиции, Мелькитская церковь Антиохии является «старейшей непрерывной христианской общиной в мире».

На арабском языке , официальном языке церкви, он называется ар-Рам аль-Катхулик ( арабский : الروم الكاثوليك ). Арабское слово « Rūm » означает римский, от греческого слова « Romaioi », которым грекоязычные восточные (на современном языке называемые «византийскими») римляне продолжали идентифицировать себя даже после того, как Римская империя перестала существовать где-либо еще. Название буквально означает «римский католик», что сбивает с толку современного англоговорящего человека, но это относится не к латиноязычной Западной католической церкви Рима, а, скорее, к грекоязычным восточно-православным «византийским» римским традициям, центру католицизма. по тяжести которого был город «Новый Рим» (лат. Nova Roma, греч .: Νέα Ρώμη), то есть Константинополь.

Православная церковь признается кафолической по 3 признакам

Православная церковь соответствует названным выше признакам и признаётся кафолической или соборной потому, что:

  • имеет иерерахию, обладающую апостольским преемством благодати;
  • сохраняет неизменными символы и догматы, утверждённые на Вселенских Соборах;
  • соблюдает принятые на Вселенских Соборах обязательства «преподавать догматы» и «врачевать всякого рода заблуждения» только соборно.

Во время пребывания на земле Иисус Христос говорил о том, что придет Царство Небесное — Царство Божие. Оно невидимо и духовно. Для достижения этого царства Им на земле основана Святая Церковь.

Она имеет две природы: Божественную и человеческую. Божественность Церкви проявляется, в том числе через её кафоличность как Тела Господня. Внешнее же проявление — это церковные обряды и иерархия.

Тайная вечеря. Икона. Наше время. Кафоличность Христианской Церкви проявляется в таинстве евхаристии, которое установили Иисус Христос на тайной Вечери

К сожалению, люди часто грешат и ставят на место видимую часть Церкви. Проявляется это в выдвижении на первый план национальных принципов в церковной жизни. Именно по этой причине провозглашена, например, автокефалия в Болгарской и Грузинской Церквах.

В этой связи необходимо отметить, что Церковь Христова не знает национальных и государственных границ.

Она кафолична, то есть едина и деление её на поместные церкви не может нарушить этот принцип, ведь он зиждется на евхаристической апостольской преемственности. Отпадение от этого принципа означает отпадение от Христа.

Именно поэтому необходимо всегда помнить о том, что любая национальная автокефальная Церковь должна действовать не как совершенно обособленная единица, а как часть единой Святой, Кафолической, Апостольской Церкви.

Три признака истинной Церкви

Свойствами истиной Церкви являются единство, святость, апостоличность. Одним из проявлений свойства единства Церкви признана её «кафоличность» или «соборность».

Соборность Церкви дана свыше, от Христа и передаётся всем поместным церквям исключительно через таинство евхаристии. Внешний критерий соборности — принятие совместных решений на Вселенских Соборах.

Святой Кирилл Философ. Икона 1654 год. Святой Кирилл обнаружил три свойства кафоличности Церкви

Именно на Вселенских Соборах приняты все христианские догматы и каноны. Святой Кирилл указывает три свойства кафоличности Церкви:

  • ее универсальность;
  • всеобщее, или соборное преподание догматов;
  • всеобщее же, или соборное, врачевание грехов и приобретение добродетелей.

Святой Кирилл выделил три свойства кафоличности Церкви.

Если какая-то поместная церковь не признаёт кафоличность (соборность) церкви, она не может признаваться христианской, ведь тем самым она отрицает таинство евахаристии. Например, святой Поликарп учил, приходя в другой город необходимо спрашивать о том, где находится Соборная Церковь.

Дело в том, что еретики свои молельные дома часто также называются церквями, но молиться в них истинным христианам нельзя. В этом реализуется универсальность принципа кафоличности.

Поликарп на гравюре XVII века. Святой Поликарп Смирнский, приходя в другой город необходимо спрашивать о том, где находится Соборная Церковь

Все догматы Кафолическая Церковь преподает соборно, то есть на Вселенских Соборах. Еретики же так не делают, принимая решения самостоятельно. Соборно же врачуются или осуждаются грехи.

Кафоличность делает невозможным тот случай, когда еретиком может быть признан человек по решению главы одной поместной церкви или же общины. Лжеучения должны осуждаться всеми Отцами Церкви, всем клиром и народом.

История термина «кафолический», «кафоличность»

Термин «кафолический», «кафолическая церковь» первым в христианском богословии стал использовать священномученик Игнатий Богоносец. В Послании к Смирнской Церкви он заявил:

При этом данный термин в церковнославянской традиции всегда толковался как «соборная» церковь.

Святой Игнатий Богоносец. Икона. Монастырь Осиос Лукас, Беотия, Греция. Святой Игнатий Богоносец первый в своих сочинениях употребил термин «кафоличность»

Учение святого Игнатия Богоносца о Церкви имеет в своей основе высказанные апостолом Павлом идеи о существовании и пребывании Церкви Божией в каждой местности на земле. Такая идея реализуется через евхаристическую экклесиологию.

Согласно ей в Евхаристическом собрании всегда пребывает Христос во всей полноте и единстве Своего тела.

В кафоличной церкви есть хотя бы один епископ и один христианин-мирянин.

Таким образом, во время таинства Евхаристии Он находится в любой местной церкви, в результате чего она становится частью вселенской Христовой Церкви.

Сам термин «кафолический» обозначает полную церковь. Под полной понимают ту церковь, в которой есть хотя бы один епископ и один христианин-мирянин. Таким образом, кафолическая церковь — церковь епископальная.

Евхаристия, фреска, XIV век. Монастырский храм священномученника Георгия, Старо-Нагоричане, Македония. Полнота и единство кафолической церкви определяется таинством евхаристии

Рассматриваемый термин возник во 2-м веке н.э. среди наследников апостолов. Поставленные ими епископы разделились на две части. Первая настаивала на епископальном устройстве Христианской Церкви.

Вторая же говорила о пресвитерианской, так как якобы пресвитеры — это последователи и преемники апостолов. От этого спора до нашего времени дошли лишь термины —  кафолическая (епископальная) и пресвитерианская церкви.

Численность христиан по направлениям христианства

Направления млн. человек
Католики 1200
Протестанты 800
Православные 300
Маргинальные христиане 33

КатолицизмБольшая половина всех христиан (более 1,2 млрд) является католиками. При этом, подавляющее большинство католиков относится к Римско-католической церкви (1,214 млрд). В это число входят и католики восточных обрядов (17,4 млн).

ПротестантизмВторым (по числу верующих) направлением христианства является протестантизм. В настоящее время в мире насчитывается ок. 800 млн протестантов. В 92 странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства, в том числе в 49 странах протестанты составляют большинство населения. К протестантам обычно относят:исторические протестантские церкви (англикане, лютеране, реформатские церкви);протестантские конфессии, возникшие в рамках постреформационных движений (баптисты, методисты, адвентисты, пятидесятники);прихожан объединённых протестантских и не-деноминационных церквей;верующих независимых африканских движений;другие деноминации (Новоапостольская церковь и некоторые другие, принадлежность которых к протестантизму является спорным вопросом).

Православные и древневосточные церквиТретье крупное направление внутри христианства условно объединяет верующих православных и древневосточных церквей. Данную группу можно разделить на три подгруппы: каноническое православие (180—227 млн), иные православные группы (17 млн) и дохалкидонские церкви (70 млн).

15 православных автокефальных церквей по числу верующих

N Церковь По данным энциклопедии «Религии мира» (2010 год) По данным сайта St John’s Orthodox Church, Colchester
1. Русская православная церковь 90—120 000 000 164 000 000
2. Румынская православная церковь 18 800 000 18 800 000
3. Элладская православная церковь 9 000 000 10 000 000
4. Сербская православная церковь 8 000 000 8 000 000
5. Болгарская православная церковь 6 350 000 6 500 000
6. Грузинская православная церковь 3 600 000 3 500 000
7. Константинопольская православная церковь 3 500 000 2 800 000
8. Православная церковь в Америке 1 000 000 100 000
9. Антиохийская православная церковь 750 000 900 000
10. Кипрская православная церковь 654 000 650 000
11. Польская православная церковь 555 000 600 000
12. Албанская православная церковь 400 000 300 000
13. Александрийская православная церковь 250 000 1 500 000
14. Иерусалимская православная церковь 200 000 130 000
15. Православная церковь Чешских земель и Словакии 75 000 110 000

Прочие православные группы Примерно 17 млн православных верующих входят в церкви и движения, не признанные мировым (каноническим) православием. Условно, их можно разделить на: Древлеправославные течения (старообрядцы всех согласий и толков, 2,5 млн;) Старостильные церкви (4 млн, более 30 течений); Непризнанные национальные и независимые автокефалии (10 млн, 75 течений); Реформированные православные церкви (харизматические, либеральные, эсхатологические и эзотерические группы). Древневосточные церкви В настоящее время древневосточные церкви делятся на две различные группы: 1) Несториане, отказавшиеся признать Третий Вселенский Собор и, соответственно, все последующие Вселенские соборы. Современные несториане представлены двумя организациями:Ассирийская церковь Востока — 500 тыс.. Древняя Ассирийская церковь Востока — 55 тыс. 2) Монофизиты и миафизиты, отказавшиеся от догматических определений Четвёртого Вселенского Собора — Халкидонского Собора. Поэтому их именуют дохалкидонскими церквами. В эту группу включены: Армяно-григориане: Армянская апостольская церковь — 9,3 млн (в том числе Эчмиадзинский католикосат — 8 млн и Киликийский католикосат — 1,3 млн); Яковиты: Маланкарская православная сирийская церковь — 2 млн); Независимая Якобитская Церковь Малабара — 21 тыс.; Сиро-яковитская православная церковь — 1,43 млн; Копты, эфиопы и эритрейцы: Коптская православная церковь — 12 млн; Эритрейская православная церковь — 2 млн; Эфиопская православная церковь — 39 млн. Реформированные монофизиты: Церковь святого Фомы — 1,5 млн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector