V вселенский собор

Список соборов

Соборы, признаваемые Православной и Католической церквями

  • Пятый Вселенский собор 553 г. — II Константинопольский (Признание Богородицы Приснодевой, осуждение платонизма, оригенизма, несторианских сочинений и, повторно, монофизитства).
  • Шестой Вселенский собор 680—681 гг. — III Константинопольский (осуждение монофелитства) (Трулльский собор, «Пято-шестой собор», 691 года в православии рассматривается как продолжение Шестого Вселенского Собора, изначально не признан за пределами Византийской империи, Римо-Католической Церковью не признан до настоящего времени).
  • Седьмой Вселенский собор 787 г. — II Никейский (осуждение иконоборчества). Собор отмечает, что поскольку Христос был человеком, имеют право на существование иконы с его изображением.

Соборы, называемые Вселенскими некоторыми богословами и иерархами Православной церкви

Эти соборы не имеют официального статуса Вселенских и считаются поместными, но в литературе встречается именование их Вселенскими. Тем не менее, предсоборные совещания, проводимые при подготовке нового Всеправославного собора, не признали эти соборы Вселенскими.

8.Большой Софийский собор 879—880 гг. — IV Константинопольский (восстановление Фотия на Константинопольском престоле, осуждение филиокве и анафематствование любых изменений Никео-Константинопольского Символа веры). В греческих Церквях единодушно признаётся фактическим Восьмым Вселенским. 9. 1341—1351 гг. — V Константинопольский (подтвердил богословие исихазма св. Григория Паламы и осудил противостоявших ему философа Варлаама и других антипаламитов).

Соборы, признаваемые только Католической церковью

8. 869—870 гг. — IV Константинопольский (другой) (осуждение Константинопольского патриарха Фотия). Собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквями; различные церкви оценивают собор различно: Католическая церковь признаёт его VIII Вселенским, Православная — не признаёт. 9. 1123 г. — I Латеранский (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за инвеституру). 10. 1139 г. — II Латеранский (осуждение Арнольда Брешианского). 11. 1179 г. — III Латеранский (осуждение вальденсов, катаров, установление порядка избрания папы римского). 12. 1215 г. — IV Латеранский (осуждение альбигойцев, вальденсов, санкционирование инквизиции). 13. 1245 г. — I Лионский (отлучение Фридриха II Гогенштауфена). 14. 1274 г. — II Лионский (уния с Православной Церковью). 15. 1311—1312 гг. — Вьеннский (упразднение ордена тамплиеров). 16. 1414—1418 гг. — Констанцский (положил конец «великому расколу», казнь Яна Гуса, осуждение Джона Уиклифа). 17. 1438—1445 гг. — Ферраро-Флорентийский (рассмотрение вопросов, препятствующих воссоединению (унии) западных и восточных церквей, догмат о чистилище). 18. 1512—1517 гг. — V Латеранский (церковная реформа). 19. 1545—1563 гг. — Тридентский (контрреформация, литургическая реформа). 20. 1869—1870 гг. — I Ватиканский (догмат о папской безошибочности в вопросах веры и морали). 21. 1962—1965 гг. — II Ватиканский (литургическая реформа, отмена обязательности латинского языка в богослужении).

Разбойничьи соборы

Разбойничьи соборы — соборы, которые претендовали называться Вселенскими, но были отвергнуты всеми историческими церквями.

  1. 341 г. — Антиохийский собор (Признание арианства официальным учением).
  2. 355 г. — Миланский собор (репрессии ариан против их противников. Собор не признан ни одной из современных церквей).
  3. 449 г. — Эфесский «Разбойничий» собор.
  4. 754 г. — Первый Иконоборческий собор.
  5. 815 г. — Второй Иконоборческий собор (отмена решений Второго Никейского собора).

Шестой собор

Данному международному собранию предшествовала история. Византийское правительство приняло решение присоединить течение монофизитов к православной церкви. Это повлекло за собой появление нового течения – монофелитов.

В начале VII столетия императором Византийской империи был Ираклий. Он был против религиозных разделений, а потому все силы прикладывал для того, чтобы объединить всех в одну веру. Даже имел намерение собрать собор для этого. Но до конца вопрос так и не решился.

Когда на трон взошел Константин Пагонат, вновь стало ощутимым разделение между православными христианами и монофелитами. Император решил, что православие должно восторжествовать.

В 680 году в городе Константинополе был собран шестой Вселенский собор (названный еще III Константинопольским или Трулльским). А до этого Константин низложил патриарха Константинопольского по имени Феодор, который принадлежал к течению монофелитов. А вместо него назначил пресвитера Георгия, который поддерживал догматы православной церкви.

На шестой Вселенский собор всего приехало 170 епископов. В том числе представители папы Римского, Агафона.

Христианское учение поддерживало идею о двух волях Христа — божественной и земной (а монофелиты имели другое видение на этот счет). Это и было утверждено на соборе.

Длилась встреча до 681 года. Всего было 18 заседаний епископов.

Вселенские соборы в Православии и католицизме

В Восточном и Западном христианстве сложились различные взгляды на Вселенские Соборы и их количество. Все 7 признаваемых Православием Соборов проводились в течение 9 веков после Рождества Христова. То есть они проходили до разделения единой Церкви на православную и католическую. Соответственно, все эти Соборы признаются и на Западе.

Однако впоследствии католики созывали ещё множество других Соборов, которые не признаются Православием. Так, согласно Западному христианству, общее количество Вселенских соборов – 21. Причём последний из них проводился в 60-х годах прошлого столетия (II Ватиканский).

Отдельно стоит упомянуть о Соборе, который католики считают Вселенским, именуя Четвёртым Константинопольским. Он был созван в 869 году силами византийского императора Василия I и папы римского Адриана II. С одной стороны, это собрание проходило до официального разделения Церквей, в столице православной Византии. Более того, местом собрания был главный православный храм империи (Собор Святой Софии).

С другой же стороны, съезд проводился императором в целях угождения Римскому престолу. Его результатами стали недопустимые уступки Западу. Например, низложение патриарха Фотия и признание первенства Папы Римского в ключевых церковных вопросах. Однако вскоре церковная политика Василия I изменилась и деяния Собора были подвергнуты забвению. Таким образом, он не был принят в Православии.

Разделение христианской Церкви на Восточную и Западную является одной из причин настороженного отношения в Православии к потенциальному проведению Восьмого Вселенского Собора. Догматических запретов на это нет. Ведь Соборы являются одной из форм самоуправления и самоорганизации Церкви. Они созываются, когда возникает необходимость принятия важных общецерковных решений.

Третий собор

Данное официальное христианское мероприятие международного масштаба состоялось летом, в 431 году, — в городе Эфесе (а потому называется Эфесским).

Проходил третий Вселенский собор под руководством и с разрешения императора Феодосия Младшего.

Главной темой собрания стало лжеучение патриарха Константинопольского Нестория. Было раскритиковано его видение относительно того, что:

  • Христос имеет две ипостаси – божественную (духовную) и человеческую (земную), что Сын Божий родился изначально человеком, а затем с ним соединилась Божественная сила.
  • Пречистую Марию необходимо называть Христородицею (вместо Богородицы).

Этими смелыми уверениями Несторий в глазах других священнослужителей восставал против утвержденных раннее мнений о том, что Христос родился от непорочного зачатия и что искупил грехи человеческие своей жизнью.

Еще до созыва собора этого строптивого патриарха Константинопольского пробовал образумить патриарх Александрийский — Кирилл, но тщетно.

На Эфесский собор прибыло порядка 200 священнослужителей, среди которых: Ювеналий Иерусалимский, Кирилл Александрийский, Мемон Эфесский, представители святителя Целестина (папы Римского) и другие.

По окончании данного международного мероприятия ересь Нестория была осуждена. Это облачилось в соответствующие записи – «12 анафематизмов против Нестория» и «8 правил».

Заговор молчания

Стыдно сказать, но по мере чтения этих докладов во мне росло чувство разочарования и даже уныния. Я искал хлеба, а мне дали шесть серых холодных камней. Живое горение Святого Духа отсутствовало напрочь. В этих докладах не было и намека на новое видение места Православия в современном мире, новую надежду, живительную силу. Они никаким боком не затрагивали те наболевшие проблемы, которые во всей своей неприглядности стоят перед современным Православием.

На обсуждение выносятся либо отвлеченные, теоретические вопросы (Божественное Откровение, Домостроительство), либо узкоспециальные предметы (правила поста, препятствия к браку, календарь). И только доклад о роли мирян еще хоть как-то касается насущной проблемы; но это – самый короткий, на удивление скучный доклад, в нем и слова нет о реальных трудностях.

Впрочем, возможно, что я сгущаю краски. В конце концов, проекты докладов для Второго Ватиканского Собора тоже были далеко не идеальны – сухие и абстрактные, написанные с использованием устаревшей терминологии, не затрагивающие насущных проблем. А уже на самом Соборе в процессе личного общения его делегатов, первоначальные документы изменились до неузнаваемости. Может, с Божией помощью, то же произойдет и на православном «Святом и Великом Соборе».

Пока же слишком очевидно, что Подготовительная комиссия еще даже по-настоящему не приступила к своей работе. Сегодня в православном мире со всей очевидностью существуют две больших темы, которые просто вопиют о рассмотрении: рассеяние и объединение. Читатели колонки «Новости и комментарии» знают о неприятных юридических недоразумениях между православными общинами на Западе.

Проблема еще больше усугубилась, когда в 1970 году Московский патриархат даровал автокефальность бывшей Русской митрополии в Северной Америке, которую большая часть православного мира до сих пор отказывается признавать. Совершенно очевидно, что эту проблему можно решить только на межправославном уровне.

Эти мелкие, подчас до смешного доходящие споры о подчиненности дезорганизуют внутреннюю жизнь Церкви и мешают ее служению во внешнем мире. Вот по-настоящему насущная проблема; однако делегаты на совещании в Шамбези даже не вспомнили о ней.

Столь же безотлагательного решения требует и вопрос об объединении христиан. В 1960-х отмечалась резкая поляризация внутри Православия «прогрессистов» и «традиционалистов», и если позволить ситуации развиваться в том же направлении, то может возникнуть реальная угроза раскола. С одной стороны, Московский патриархат официально разрешил католикам причащаться в православном храме ; совместное причащение также открыто поддерживал патриарх Афинагор, хотя официального разрешения на это Священный Синод Константинопольского патриархата не давал.

С другой стороны, Греческая Церковь недвусмысленно дала понять, что осуждает решение Московского патриархата. Половина Афонских монастырей и три епископа Северной Греции прекратили общение с Константинопольским патриархатом; и в среде греческой, сербской и русской эмиграции найдется много христиан, которые рассматривают Москву и Фанар как отступников, предавших истинное Православие и de facto униатов. И это тоже необходимо обсудить на межправославном уровне.

Гора Афон

Эти два вопроса – рассеяние и объединение – следует решать не только на уровне высшего духовенства или ученых-богословов. Эти проблемы затрагивают жизнь простых православных, они не дают покоя бессчетному количеству приходских священников. Интересно, скольких верующих сейчас волнует вопрос о Божественном Откровении и способах его проявления, о статусе второканонических книг или точном отношении между Священным Писанием и Священным Преданием?

Хотя все эти вопросы имеют непреходящее значение для православной богословской науки, и к их рассмотрению следует постоянно обращаться, они не являются насущными проблемами, не требуют сиюминутного решения. Нет большой нужды обсуждать их на «Святом и Великом Соборе». В то же время тысячи православных на Западе возмущены конфессиональным формальным разделением, иногда это разделение даже мешает им участвовать в церковной жизни; им непонятно, как относиться к другим христианам.

Сколько им еще ждать, когда делегаты в Шамбези придут им на помощь?

Первое святое собрание

Первый Вселенский собор проходил в 325 году. Среди присутствующих на святом собрании отцов самыми известными были Спиридон Тримифунтский, архиепископ Мирликийский Николай, епископ Низибийский, Афанасий Великий и другие.

На соборе было осуждено и предано анафеме учение Ария, который отвергал божественность Христа. Были утверждены неизменная истина о Лице Сына Божия, его равенстве отцу Богу и сама Божественная сущность. Церковные историки отмечают, что на соборе определение самого понятия веры было объявлено после длительных испытаний и исследований, чтобы не возникало никаких мнений, дающих повод к раздвоению мыслей самих христиан. Дух Божий привёл епископов к согласию. После завершения Никейского собора еретика Ария постигла тяжёлая и неожиданная кончина, но его лжеучение живо до сих пор среди сектантских проповедников.

Все постановления, которые принимали Вселенские соборы, не были выдуманы его участниками, но утверждались церковными отцами посредством участия Святого духа и исключительно на основании Священного Писания. Для того чтобы всем верующим было доступно истинное учение, которое несёт христианство, оно было изложено ясно и кратко в первых семи членах Символа веры. Эта форма сохраняется и поныне.

Примечание переводчика

Последняя фраза владыки Каллиста оказалась пророческой. Со времени написания этой статьи прошло почти полвека. Давно канули в лету коммунистические режимы и в России, и в странах Восточной Европы. Однако Святой и Великий Собор все еще не состоялся.

С тех пор было проведено множество мероприятий, направленных на то, чтобы все же осуществить этот грандиозный замысел. Всего было проведено четыре Всеправославных предсоборных совещания (Шамбези, 1976, 1982, 1986, 2009) и несколько межправославных подготовительных комиссий, кроме тех, что уже описаны владыкой Каллистом (Шамбези, 1986, 1990, 1993, 1999 и 2009). На десять лет работа подготовительных комиссий была прервана в связи с осложнением в отношениях между Московским и Константинопольским Патриархатами из-за разногласий по вопросу церковного устройства в Эстонии.

В октябре 2008 года состоялась встреча предстоятелей и представителей поместных Православных Церквей в Стамбуле, и таким образом возобновилась подготовка к проведению собора. В мае 2010 года Патриарх Варфоломей заявил, что он и Патриарх Московский Кирилл приняли решение ускорить процесс созыва собора.

6-9 марта 2014 года в Стамбуле состоялось Совещание глав Православных Поместных Церквей, созванное Патриархом Константинопольским Варфоломеем для обсуждения деятельности подготовительного комитета Всеправославного собора. Присутствовали делегации от 13 Поместных Православных Церквей. На нем было принято решение, помимо прочего, создать специальную Межправославную комиссию, в которую вошло бы по одному архиерею и одному советнику от каждой автокефальной Церкви.

Работа комиссии проходит с сентября 2014 года до Святой Пасхи 2015 года. В ее задачи входят пересмотр ряда подготовленных в ходе предсоборного процесса документов, редактирование, если это будет необходимо, текстов уже принятых документов, касающихся таких тем повестки дня Святого и Великого Собора, как «Календарный вопрос», «Препятствия к браку», «Значение поста и его соблюдение сегодня».

Также принято решение о созыве в первой половине 2015 года Предсоборного Всеправославного Совещания с целью принятия документа «Автономия в Православной Церкви и порядок ее провозглашения».

Результатом Совещания стало Послание Предстоятелей Православных Церквей.

В приглашениях, разосланных Патриархом Варфоломеем предстоятелям Поместных православных Церквей, указано десять основных тем будущего Всеправославного Собора:

  1. Православная диаспора. Определение юрисдикции православных объединений за пределами национальных границ.
  2. Процедура признания статуса церковной автокефалии.
  3. Процедура признания статуса церковной автономии.
  4. Диптих. Правила взаимного канонического признания Православных Церквей.
  5. Установление общего календаря праздников.
  6. Правила и препятствия для совершения таинства брака.
  7. Вопрос поста в современном мире.
  8. Связь с другими христианскими конфессиями.
  9. Экуменическое движение.
  10. Вклад православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы

Следует отметить, что намечающийся в 2016 году Всеправославный собор не позиционируется как Вселенский, хотя диспуты по этому поводу не умолкают до сих пор.

‘Towards the Great Council?’, Kallistos Timothy Ware.

Опубликовано в Eastern Churches Review, Volume IV, Number 2, autumn 1972. 

Перевод – Александр Шперл

1. Некоторые православные считают Восьмым Вселенским Константинопольский Собор (879-880), созванный святым Фотием Великим; а Исихастский Собор в Константинополе в 1341 году иногда называют девятым Антилатинским. Соборы в Константинополе в 1054, 1283 и 1484 годах греческими авторами также называются «Вселенскими». Но в общепринятой православной практике принято говорить лишь о семи Вселенских Соборах.

2. Заявление было сделано в рамках обмена посланиями, можно даже сказать, во время диалога Папы Римского со Вселенским Константинопольским Патриархом.

3. В 1969 году такое событие действительно имело место, однако затем эта возможность была упразднена в 1980-х. В 2005 году Ватикан разрешил католикам причащаться в православных храмах.

  • Бог сокрытый и явленный
  • Православие и Запад: богословие разделения
  • Монах и мирянин: Кто ближе к спасению?

Святые отцы

Кроме Вселенских (международных) встреч духовных лиц, также организовывались поместные собрания епископов – из какой-то конкретной области.

Решения и постановления, которые утверждались на таких соборах (локального значения) также впоследствии были восприняты всей православной церковью. В том числе и мнения святых отцов, которых еще называли «Столпами Церкви».

К таким святым мужам относятся: мученик Петр, Григорий Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский.

А их положения относительно православной веры и всего учения Христова были сведены в «Правила Святых Отцов» Вселенских соборов.

Согласно предсказаниям этих духовных мужей, официальная восьмая международная встреча будет носить не истинный характер, это будет скорее «сборищем антихриста».

Признаки Вселенских соборов[править | править код]

Христианство
Библия
  • Ветхий Завет
  • Новый Завет
  • Евангелие
  • Десять заповедей
  • Нагорная проповедь
  • Апокрифы
Троица
  • Бог Отец
  • Иисус Христос
  • Святой Дух
История христианства
  • Апостолы
  • Хронология христианства
  • Раннее христианство
  • Гностическое христианство
  • Вселенские соборы
  • Разделение церквей
  • Крестовые походы
  • Реформация
  • Народное христианство
Христианское богословие
  • Сотворение мира
  • Грехопадение
  • Грех
  • Ипостасный союз
  • Искупительная жертва
  • Христология
  • Спасение
  • Благодать
  • Церковь
  • Добродетели
  • Эсхатология
Христианское богослужение
  • Евхаристия
  • Духовенство
  • Типикон
Направления в христианстве
основные

  • Православие
  • Католицизм
  • Протестантизм
  • Древние восточные церкви
  • Несторианство

маргинальные

  • Антитринитаризм
  • Духовное христианство
  • Эзотерическое христианство
  • Ереси
Критика христианства
  • Критика Библии
  • Возможные источники текста Библии
Другое
Портал:Христианство

Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.

К внешним признакам Вселенских соборов относятся:

  • участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;
  • каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;
  • признание собора Вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нём, так и теми, от которых на нём не было представителей.

Внутренние признаки Вселенских соборов:

  • соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам Вселенской Церкви всех предшествующих веков;
  • единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;
  • свойственная в церкви только Вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).

В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения Вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской Церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны Вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».

История события

Однако созыв данного собора выделяется на этом фоне. Здесь главной темой стало взаимодействие государственного и церковного права, в том числе в имущественной сфере.

Разделить сферы влияния духовной и государственной власти при одновременном укреплении иерархической вертикали обеих в целях усиления и централизации Российского государства — именно это стало общим знаменателем вопросов и решений собора.

Предпосылки и причины проведения

Избавившись в конце XV века от ордынского ига и начав собирание земель вокруг Москвы как столичного города, страна активно укрепляется. Династия Рюриковичей породнилась с византийскими Палеологами, крепнет концепция России как Третьего Рима и последнего суверенного оплота православия. Внук греческой принцессы Иван Грозный принимает царский титул — впервые в русской истории.

Однако на этом фоне становится актуальным и византийский по своей сути вопрос — «симфония» церкви и государства при политическом доминировании последнего. Особенно сильно и остро он проявлялся в имущественных вопросах — монастыри на Руси были в числе крупнейших землевладельцев. Церковное право также нуждалось в доработке и урегулировании, особенно в контексте светских вопросов. Все эти проблемы выносятся на собор.

Место проведения и участники

Собор был созван по инициативе Ивана Грозного и проходил в Москве с февраля по май 1551 года. Впрочем, дата проведения оспаривается. Есть версия, что 23 февраля мероприятие не началось, а уже завершилось, а далее шла лишь подготовка материалов — до мая включительно. Государственные органы представлял сам царь, князья и члены Боярской думы.

Также присутствовали и основные иерархи Русской православной церкви на тот момент:

  1. Макарий, митрополит московский и глава РПЦ.
  2. Акакий, епископ Тверской.
  3. Гурий, епископ Смоленский.
  4. Кассиан, епископ Рязанский и Муромский.
  5. Киприан, епископ Пермский и Вологодский.
  6. Никандр, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский.
  7. Савва, епископ Крутицкий, Сарский и Подонский.
  8. Трифон, епископ Суздальский и Тарусский.
  9. Феодосий, архиепископ Новгородский и Псковский.
  10. Феодосий, епископ Коломенский и Каширский.

Структура собора

Как принято считать, заседание открылось вступительным словом царя, зачитавшего участникам свое послание. В нем самодержец сетовал на непростое детство и каялся в грехах. Далее речь пошла о Судебнике, принятом еще на первом земском соборе 1549 года. Сей документ теперь утверждался окончательно.

Судебник стал одним из важнейших светских нормативно-правовых документов в отечественной истории.

Он содержал 100 статей и отражал следующие изменения в юридической практике:

  • ограничивалась власть на местах;
  • расширялись права представителей служилого сословия;
  • упорядочивание отношений между феодалом и крепостным, права крестьянской общины на самоуправление;
  • «прогрессивная» шкала штрафов — в зависимости от социального положения истца;
  • регламентация правил судебного поединка.

Сборник принятых решений, известный как Стоглав (назван по количеству включенных в него глав), показывает в общих чертах программу и спектр обсуждаемых тем. В целом схема следующая — участники отвечают на вопросы, предложенные царем.

По главам же распределение такое:

  1. Открытие собора, участники и тематика (гл. 1-4).
  2. Первая часть царских вопросов (гл. 5).
  3. Ответы (гл. 6-40).
  4. Вторая часть царских вопросов (гл. 41).
  5. Ответы (гл. 42-98).
  6. Упоминание о посольстве в Троицкий монастырь (гл. 99).
  7. Ответы митрополита Иоасафа, замечания и дополнения (гл. 100).
  8. Приговор о вотчинах (гл. 101, добавлена позднее к основному списку).

Основные положения

Анализ материалов Стоглава показывает, что на соборе были комплексно рассмотрены все основные стороны церковной жизни, а действующее право Русской церкви — собрано воедино и систематизировано.

При этом помимо собственно Писания и священного канона использовался церковный устав князя Владимира, Кормчие книги, более ранние распоряжения иерархов и постановления церковного собора 1503 года.

В целом же положения касались следующих тем:

  • унификация церковных обрядов и богослужения;
  • дисциплина и моральный облик духовенства;
  • работа церковных судов;
  • уклад жизни монастырей;
  • укрепление веры в народе и борьба с остатками язычества.

Решаемые вопросы

В материалах собора — 69 вопросов, заданных царем собравшимся.

Они разбиты на два списка, пронумерованы и могут быть разделены на следующие группы:

  • фискальные вопросы и пополнение государственной казны;
  • управление делами в монастырях;
  • упорядочение богослужения;
  • предрассудки и пережитки языческих верований среди народа.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector