Григорий богослов
Содержание:
Константинополь
В тот же год и месяц, когда умер Василий Великий, императором стал Феодосий Великий, приверженец никейцев. Для борьбы с ересью нужен был хороший проповедник и убежденный противник ересей. Слава о святителе Григорие Богослове как о красноречивом и убедительном проповеднике и приверженце ортодоксальной ветви христианства достигла до Константинополя. К нему прибыли несколько христин-никейцев и просили приехать в столицу, чтобы помочь в борьбе против еретиков. Григорий Богослов согласился, и переехал в Константинополь.
Нечестивый Арий
Святитель был удручен тем зрелищем, что открылось перед ним. Ариане пребывали в городе около 40 лет, все храмы принадлежали им
С горечью святитель Григорий писал о том, что богословием теперь занимаются люди невежественные, необразованные, вчера еще занимавшиеся черным трудом, а сегодня с важностью рассуждающие о Непостижимом. Среди христиан не было единства, поведение горожан отличалось распущенностью и разнузданностью
Святитель Григорий остановился у своих родственников, и стал служить в домовом храме, который назвал “Воскресение”. Здесь он написал 5 сочинений о богословии, за которые и получил свое выдающееся прозвище.
В “Словах о Богословии” святитель дал точное определение того, кто с кем и когда может богословствовать. Согласно Григорию Богослову, право на рассуждения о Боге имеют опытные подвижники, просвещенные Иисусовой молитвой, предающиеся созерцанию, стремящиеся к очищению души, чистые телом. Святитель Григорий указывает на то, что Бога невозможно познать логическими умозаключениями, а познание приходит в том случае, когда божественное начало (ум) соединяется с родственной Сущностью — Богом. В качестве примера непостижимости Господа для человеческого разума святитель Григорий Богослов приводит патриархов, пророков, апостолов.
С самого начала служения в Константинополе его преследовали ариане, обвиняя в многобожии, и не раз пытаясь расправиться силой. По благодати Божией святитель не пострадал физически, и избежал преследования городских властей.
Осенью 380 года император Феодосий посетил Константинополь и издал указ о передаче никейцам кафедрального храма Двенадцати апостолов и Святой Софии. Однако побеседовав со святителем Григорием, император решил лично ввести епископа в храм Святой Софии.
Император Феодосий Великий
День передачи Святой Софии святитель описал в автобиографическом стихотворении. Григорий Богослов вспоминал, что в тот день город был взбудоражен, на площадь около храма непрестанно подходили люди, все дома были заполнены любопытными. Повсюду слышались крики, рыдания и вопли. Все это походило на взятие города приступом. Впечатление усиливалось от множества вооруженных воинов, оцепивших церковь по кругу.
Как только святитель Григорий вошел в алтарь, ноябрьское небо прояснилось, выглянуло солнце. Жители Константинополя восприняли это, как знак свыше, и стал требовать от императора Феодосия, чтобы Григория Богослова поставили на патриарший престол города. Такое желание вполне отвечало планам императора, святитель Григорий также дал свое согласие. Для утверждения святителя патриархом и разрешения разногласий, вызванных ересями, был созван Второй Вселенский Собор, известный также как Первый Константинопольский.
Друг и единомышленник
Крестился Григорий в 30 лет от своего отца. Стремясь к созерцательной жизни, Григорий уехал в Понт, где его друг, Василий Великий основал монастырь. Он вел подвижническую жизнь, постился, молился и размышлял о Боге, часто совместно с Василием Великим. Друзья занимались составлением труда “Филокалии”, который содержал выписки из сочинений греческого христианского богослова и философа Оригена.
В 361 году Григорий возвратился домой, выполнив настоятельную просьбу отца, и был хиротонисан им в священники в праздник Рождества Христова. Однако подвижник стремился к созерцанию, и в священстве видел препону к аскетической жизни, поэтому отбыл обратно в Понт. Спустя год Григорий все же вернулся в Назианз, и помогал отцу в управлении епархией. В первую Пасху по прибытии домой Григорий произнес первое Слово, в котором объяснил причины своего промедления и поздравил жителей Назианза со Светлым праздником, уча их быть доброй паствой, слушать голос Пастыря и стремиться во всем уподобляться Христу.
Святитель Василий Великий
Начало священнического служения Григория совпало со временем правления императора Юлиана Отступника. Гонения коснулись и христиан города Назианз, по команде императора в город ввели войска с целью занять христианские храмы. Отец Григория организовал из христиан сопротивление правительственным войскам, и этим смог предупредить захват церквей.
В то же время распространилась ариева ересь, и Григорий-старший, не вникнув в богословскую суть документа, подписал еретический Символ Веры, чем привел свою паству в замешательство и вызвал раскол среди пасомых. Григорий-сын выступил в защиту отца, который публично покаялся в своем заблуждении.
Священническое и епископское служение
В 361 году, в день торжественного празднования Рождества Спасителя, Григория, вопреки его возражениям, рукоположили во священника. По смирению он был против этого посвящения, но опять же, по смирению не решился противиться воле архиерея, отца. Опечалившись таким поворотом событий, Григорий отправился в Понт, к Василию. Тот сумел подобрать нужные слова утешения и ободрил давнего друга.
К Пасхе 362 года отец Григорий возвратился в Назианз и приступил к деятельному исполнению пастырского долга. С того времени он находился при вверенной ему пастве и по мере возможностей помогал родному отцу, Григорию старшему, в его архиерейском служении.
Когда в 370 году Василия Великого возвели в архиепископа Кесарийского, тот, в целях лучшего управления своей паствой и борьбы с арианством, стал открывать новые кафедры. В этот период он нуждался в ревностных, религиозно-образованных пастырях.
Следуя своему замыслу святитель Василий поставил своего друга, Григория, епископом в Сасим. Шёл 372 год
Григорий Богослов хотя и понимал, в чём состояла важность этого шага с позиции Василия Великого, и согласился, однако, как и в случае с рукоположением во священника, подчинился этому выбору с неохотой, а затем удалился в безлюдное, пустынное место, где предался созерцательной молитве
Через какое-то время Григорий старший уговорил своего сына прибыть в Назианз. Тот вернулся, но с условием, что не будет преемником по кафедре отцу.
В 374 году умер отец Григория Богослова, а вскоре и мать. Придя в храм, где служил и её супруг, и её любящий сын, и приблизившись к жертвеннику, она внезапно почувствовала приближение смерти, произнесла молитву и предала душу Богу. Всё это, конечно же, отразилось на внутреннем состоянии Григория. Какое-то время он продолжал дело отца, но вскоре заболел, да так тяжело, что некоторые даже и не надеялись на его выздоровление.
В 375 году, оправившись от недуга, желая предаться уединённому жительству, он удалился в Селевкию Исаврийскую. Здесь он жил так, словно бы сам себя заточил. Страшное огорчение принесла ему весть о смерти Василия Великого (379 г.).
Иконография
В каждом храме есть икона, на которой изображается Григорий Богослов. На большинстве икон святителя изображают в виде седоволосого старца с немалыми залысинами на передней части лба. У него широкая и длинная борода, усы. Одет он в крещатую фелонь, в руках держит свиток с молитвенными текстами и Евангелие. На некоторых иконах, датированных XVII веком, он изображен в митре и саккосе.
Иногда Богослова изображают как отца Церкви и величайшего автора гомилий. Первые такие иконы появились в VII веке. Он изображается фронтально в полный рост, одетый в фелони. Иногда вместе с ним изображают образ святого Василия Великого, который при жизни был близким другом священнослужителя. Чаще всего такие изображения использовались для размещения в центральной части храмов. Однако иногда их помещали и в других частях храма.
Праздник собора трех святителей
Другие защищали Григория за высоту и глубину мысли, за созерцание Божественной премудрости и изложение учения о святой Троице, за святость и чистоту жизни, за любовь к пастве и красноречие в проповеди.
Третьи стояли за Иоанна Златоуста, не менее, если не более красноречивого в своих проповедях, за его милосердие к грешникам, за евангельское служение нуждающимся, за широту милостыни, за побуждение к раскаянию и оставлению грехов, за слова, бьющие прямо в сердце и наставляющие в покаянии и исправлении жизни.
Вскоре этот спор охватил всю столицу, спорили до хрипоты в храмах и на рынках. И не видно было бы конца этим раздорам, если бы однажды ночью во сне не явились все трое святителей Евхаитскому митрополиту Иоанну Мавроподу и не сказали:
После этого все споры прекратились, была составлена общая служба Трем святителям и определен день их общего празднования – 30 января (12 февраля по-новому стилю), как день соборного чествования, завершающий воспоминание каждого из великих отцов, память которых по отдельности также совершается в январе.
Интересный фактОбщая память святителей указана в греческих богослужебных книгах уже с первой половины XII в., например, в древних рукописных минеях, а также в Уставе Константинопольского монастыря Пантократора, основанного императором Иоанном II Комнином и его супругой Ириной около 1136 г., сообщается о правилах освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома».
Таким образом, Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, торжественно отмечаемый Церковью 30 января/12 февраля вот уже скоро десять столетий является знаком единства Церкви и ее учения.
Последний период земной жизни
Некоторое время спустя Григорий Богослов прибыл в Назианз, возглавил там местную паству и руководил ею вплоть до момента, когда на кафедру Назианза взошёл епископ Евлавий. Произошло это в 383 году.
После сего святитель переселился на малую родину, в Арианз, где предался молитвенному созерцанию и писательской деятельности.
В 389 году он мирно почил о Господе.
За святость и праведность жизни, яркое, безукоризненное изложение в своих сочинениях учения о Пресвятой Троице и Лице Господа Иисуса Христа Вселенская Православная Церковь почтила его исключительным по значению именем — Богослов. С этим именем в Историю Церкви вошли всего три святых; помимо свт. Григория — апостол Иоанн Богослов и Симеон Новый Богослов.
Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».
Житие святителя
Будущий святитель появился на свет в благочестивой семье христиан около 325 года, в городе Арианзе, который находился недалеко от Назианза Каппадокийского. Его отец, Григорий старший, был епископом Назианским. Мать звали Нонна, и она была ревностной христианкой.
Святитель Григорий Богослов
До того как стать епископом, отец Григория увлекся культом, который объединил в своем учении положения из христианства, персидских учений и иудейства. Однако супруга сумела убедить его в заблуждении, и вскоре Григорий старший принял христианство и прошел обряд Крещения. Его посвятили в священники, а затем и в епископы.
На заметку! Следует отметить, что вся семья Григория была посмертно канонизирована Церковью. Поэтому Григорий Богослов в прямом смысле происходил из семьи святых.
Еще до рождения сына, Нонна усердно молилась Господу о даровании чада. Она пообещала, что, если сможет родить, то отдаст своего ребенка на служение Всевышнему. Просьба была услышана, а обет исполнен. Маленького мальчика воспитывали в любви к Богу. Он получил начальное домашнее образование, и уже в раннем возрасте принял решение посвятить себя безбрачной жизни в молитве и созерцании.
Период обучения
В более взрослом возрасте Григорий продолжил обучаться. Сначала это была Кесария Каппадокийская, затем Кесария Палестинская, Александрия и Афины. Хотя плата за обучение была немаленькой, благосостояние родителей позволяло получать юноше образование.
Об Афинах будущий проповедник отзывался в своих письменных трудах очень тепло. Он считал их сосредоточением учения, обителью наук, где он смог получить много доброго. Во время учебы Григорий познакомился с Василием Великим, который впоследствии стал епископом Кесарии Каппадокийской. Случайное знакомство переросло в настоящую крепкую дружбу.
Василий Великий и Григорий Богослов
После окончания обучающего периода Григорий какое-то время преподавал риторику в Афинах. Затем он вернулся в родной город. Здесь, будучи в возрасте тридцати лет, он принимает Крещение от отца, который уже стал епископом. Желавший уединения и монашеской жизни, Григорий удаляется в Понт, где его друг Василий основал монастырь на реке Ирис. Вместе они изучали труды Оригена и сделали из него выписки, которые вошли в труд под названием «Филокалии».
Борьба с арианством
В 360 году Григорий буквально спас своего отца от серьезной ошибки. В то время очень широкий размах набрало арианское лжеучение. Григорий старший, не слишком вникая в богословские нюансы, подписал арианский Символ Веры, тем самым вызвав бурю негодования среди своей паствы. Сын разъяснил отцу, в чем проявляется несоответствие данного Символа Веры по отношению к никейскому, после чего епископ признал свою ошибку, и дело не приняло опасный оборот.
В 361 году Григория вопреки его нежеланию посвятили в пресвитеры. Он считал это бременем, которое будет мешать вести аскетический образ жизни в постоянной молитве, но повиновался. В расстроенных чувствах он вновь уехал в Понт. Василий Великий нашел нужные слова и приободрил своего давнего друга.
Через год Григорий вернулся в Назиан. Здесь он всячески помогал своему отцу в архиерейском служении и взял под опеку паству, которая была ему вверена.
В 370 году Василий Великий стал архиепископом Кесарийским. Борясь с арианской ересью, он открывал новые кафедры, в которые требовались опытные и ревностные пастыри. Конечно же, в первую очередь, он вспомнил о своем друге и попросил Григория прибыть в Сасим для того, чтобы возглавить там церковь. Григорий принял это предложение без энтузиазма, как и в случае с посвящением в пресвитеры. В Сасиме он так и не провел ни одного богослужения.
Через какое-то время он просто удалился в пустынное место на три года и полностью предался молитве. В своих трудах он упоминал об этом периоде с укором в адрес друга, который, по его мнению, втянул его в борьбу с арианством.
Позже отец уговорил его вернуться в Назиан для оказания помощи в управлении епархией. Сын послушался, но с условием, что не выступит в качестве приемника кафедры. Григорий старший умер в 374 году. Какое-то время сын продолжал его дело. Но после смерти матери, Григорий младший сильно заболел. Уход близких людей подкосил силы святителя, и недуг оказался столь тяжелым, что приближенные к пастырю люди уже не надеялись на его выздоровление.
Григорий Богослов в монастыре
Тем не менее, Григорий восстановился и через год ушел в Селевкию Исаврийскую, добровольно заточив себя. Очередной удар ему нанесло известие о кончине Василия Великого.
Труды
Богослов известен тем, что после своей смерти он оставил немало трудов, которые актуальны и сейчас. К наиболее значимым работам святителя можно отнести следующее:
- На богатолюбцев. Здесь святитель писал о людях, которые думают только о материальных благах и совершенно забыли о духовном богатстве.
- На лицемерных монахов. Здесь поднимается проблема, связанная с тем, что некоторые монархи отвернулись от веры и начали думать только о себе и о своем благосостоянии.
- Притчи Христовы. Здесь святитель писал о наиболее известных притчах Иисуса.
- Определения. В этой работе Богослов решил поделиться определениями слов, которые должен знать каждый верующий человек.
Сын по обету
Григорий Богослов был рожден в состоятельной и религиозной семье около 325 года. Отец святителя, Григорий, происходил из аристократического рода, был епископом в городе Назианзе Капподокийском. Мать, Нонна, родилась в семье христиан, и, как писал святитель, все ее устремление было к Небесному Отечеству, и заботы ее лишь настолько касались мирского, чтобы и земную жизнь переселить в небесную. Мама была тем добрым корнем, из которого питались не только дети, но и муж.
Родители святого долго не имели детей, и непрестанно умоляли Господа даровать им ребенка. Святая обещала посвятить мальчика Богу, если просьба ее будет услышана. Во сне она увидела, что родит сына, и даже имя его было указано — Григорий. Господь услышал молитву Нонны, и обет был исполнен. Мать наставляла сына в православной вере, и во многом повлияла на его желание жить богоугодно и не вступать в брак.
У святителя были брат Кесарий и сестра Горгония. Вся семья была прославлена в лике святых, как и Боговдохновенный святитель Григорий Богослов.
Краткая биография
Григорий Назианзин (более известный как Григорий Богослов) — знаменитый христианский деятель, один из отцов церкви, соратник, друг Василия Великого. Родился примерно в 330 г. неподалеку от города Назианз Каппадокийский и был ребенком священника, впоследствии епископа Назианского, и женщины по имени Нонна, которая была причислена к лику святых.
Мальчик учился сначала дома, а затем его отправляли получать образование в Кесарию Каппадокийскую, Кесарию Палестинскую, Александрию. В 350 г. Григорий отправился изучать различные науки в Афины, где состоялось его знакомство с Василием Великим, и эта встреча сыграла немаловажную роль в его биографии.
Завершив обучение, какое-то время Григорий был преподавателем в Афинах. В 358 г. состоялось его возвращение на родину. К этому времени его отец имел сан епископа и собственноручно покрестил 30-летнего сына. Тому по душе оказалась монашеская жизнь, и скоро его новым местом жительства стал монастырь, который Василий Великий основал в собственном имении в Понте.
В 361 г. отец настоял на том, чтобы Григорий возвратился домой, где его рукоположили в пресвитеры. Ему пришлось много помогать отцу на Назианской кафедре, который в то время вел активную борьбу против захвата христианских храмов войсками императора Юлиана Отступника.
В лице святителя Григория нашел верного соратника в деле противостояния арианству и Василий Великий. Создав епархию в городе Сасим, он пригласил Григория на пост хорепископа. Его просьбу поддержал и отец, и в итоге, уступая, скорее, настояниям, чем велению сердца, Григорий в 372 г. становится епископом Сасимским. Служение было недолгим: не совершив ни одной службы, новоиспеченный епископ покинул пост в пользу пребывания в пустыне и тем самым испортил их отношения с Василием Великим. Тем не менее ему снова пришлось возвратиться в Назианз, и он помогал престарелому отцу управлять епархией до самой его кончины. Визит Василия Великого на его похороны поспособствовал потеплению отношений между двумя друзьями юности. Его смерть 1 января 379 г. стала для Григория огромным ударом.
В том же 379 г. трон императора занял Феодосий, симпатизировавший аникейцам. Григорий, к тому времени снискавший славу ярого защитника веры и талантливого проповедника, был приглашен новым императором возглавить Константинопольскую архиепископию. Именно в тот период его стали называть Богословом, его блестящие проповеди, свидетельствующие о даре оратора, никого не оставляли равнодушными. Некоторое время святитель Григорий председательствовал на Церковном Соборе, однако вынужден был покинуть Константинополь, поскольку стал жертвой клеветы.
Вернувшись на родину, он снова стал главой епархии в Назианзе, уступив просьбам горожан, но давалось ему подобное служение тяжело – и морально, и физически. После того как в 383 г. по состоянию здоровья его наконец освободили от руководства Назианзской кафедрой, Григорий Богослов проводил большую часть времени в своем фамильном имении, где активно занимался сочинительством. В то же время святитель не был затворником: он часто посещал обители, уезжал на лечение. Наряду с богословскими трудами в этот период была написана его автобиография. Всего же его наследие, глубоко почитаемое христианами всего мира, включает 45 «Слов», 245 «Посланий», более полутысячи стихотворений.
25 января 389 г. Григорий Богослов умер в родном Назианзе. Великого церковного деятеля похоронили там же, однако его мощи перевозили в Константинополь и позднее – в Рим. Сегодня они хранятся в Стамбуле, в церкви св. Георгия.
Высказывания и афоризмы
Выделяют несколько известных высказываний, которые многие используют даже после смерти Богослова:
- «Изрекать могут многие, понимать— не все».
- «Пугливый муж пугливые мысли имеет».
- «Одного невозможно избыть человеку: стремления к женщине».
- «Беседы, долго идущие, пожирают жизнь».
- «Много худого теперь говоришь обо мне ты, милейший».
- «Не заграждай источника, который готов произвести из себя большую реку».
- «Дурная жена в доме подобна злой вьюге».
- «Для чего представляешь из себя Пастыря, когда ты овца? Для чего делаешься головой, когда ты — нога? Для чего берешься предводительствовать войском, когда ты поставлен в ряду воинов?»
- «Что в нашем учении всего превосходнее и всего полезнее? Мир. А что всего гнуснее и вреднее? Разногласие».
- «Кто судит чужой порок, скорее сам подпадет обвинению, чем положит конец пороку».
- «Выказывайте благочестие менее словом, а более делом».
- «Мед, несмотря на то, что он мед, если принят в излишестве и до пресыщения, производит рвоту».
- «Безопаснее слушать, нежели говорить; вожделеннее учиться, нежели учить…»
- «От каждого человека, получившего крещение, Бог требует трех добродетелей: правой веры от всей души и от всей крепости, воздержания языка и чистоты тела».
- «Убивайте, расхищайте, злые рабы низкой корысти: никто уже не удержит вашего сребролюбия! Если ради золота и на это отважился ты, злоумышленный злодей, то на все наложишь свою хищническую руку».
- «Бог творит все, как хочет, а человек— как может».
Деятельность святителя Григория на Константинопольском Соборе
В 379 году на константинопольский престол взошел император Феодосий, который принял сторону никейцев и начал противодействовать арианам. Григорий прослыл к тому времени, как талантливый богослов, и к нему выдвинулась группа никейцев с просьбой прибыть в столицу империи и помочь побороть поднявшуюся волну арианской и апполинарианской ереси.
Внимая чувству пастырского долга, Григорий соглашается и отправляется в путь. Он застал город в плачевном состоянии, где все храмы были захвачены еретиками, в том числе святая София и храм Святых Апостолов. Святитель нашел приют в доме своих родственников, где организовал домовую церковь под названием Анастасия, что означает «Воскресение».
Трезвость рассуждения и ревностное отношение к христианской вере, дар красноречивости не могли не найти отклика в сердцах жителей Константинополя. Многие загорелись желанием услышать проповедь Григория, а слава о нем разошлась далеко за пределами столицы. В то же время это вызвало жесткое сопротивление со стороны представителей арианства. Еретики не только строили интриги против пастыря, но и покушались на его жизнь.
Однажды в домовой храм ворвалась толпа ариан и начала требовать изгнания Григория, а потом забрасывать его камнями. Городские власти, при всем своем скептицизме в адрес проповедника, не поддерживали еретиков и содействовали дальнейшему пребыванию Григория в Константинополе.
В 380 году император Феодосий, в рамках своих царских полномочий, передал никейцам Софию и храм Святых Апостолов. Григорий отдавал себе отчет в том, что его присутствие необходимо и остался в городе для участия в намеченном Втором Вселенском соборе.
На заметку! Целью Собора было поставить точку в догматических спорах разных религиозных течений.
Григорий был назначен на Константинопольскую патриаршую кафедру, а после смерти Милетия Антиохийского, который возглавлял Собор, его провозгласили председателем.
Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский
Однако египетские архиереи желали видеть на этом посту своего ставленника и нашли формальный предлог, согласно которому Григорий не мог занимать новую кафедру, так как уже был поставлен на другую. На этой почве в адрес святителя посыпались и другие обвинения от тех, кому не нравилась его снисходительность к арианам, и тех, кто не принимал его ревностной позиции в отношении чистоты веры.
Григорий не мог терпеть подобных интриг и принял решение добровольно покинуть пост предстоятеля Константинопольской церкви.
Святитель поневоле
В 365 году епископскую кафедру в Кесарии Каппадокийской занял святитель Василий Великий. Он боролся с арианством, что вызвало недовольство императора Валента. Император, в отместку за отказ святителя Василия признавать арианскую ересь истиной, разделил Каппадокию на 2 части. Это уменьшило канонические земли Василия и отрицательно повлияло на его авторитет в Церкви. Чтобы защитить истину Православия и удержать свои позиции в церковном сообществе, святитель Василий смог продвинуть на епископские кафедры в ключевых городах епархии своих друзей — Григория Нисского и Григория Богослова.
Таким образом в 371 году Григорий Богослов был хиротонисан в епископы и поставлен на Сасимскую кафедру. Григорий, как мог, старался избежать епископства, как суетной должности, не соответствующей его душевному расположению и стремлению к аскезе. Он долго колебался, однако, убежденный отцом, все-таки принял на себя сан архиерея и кафедру.
На кафедре в Сасимах святитель Григорий пробыл совсем мало, и не отслужив в городе ни единой литургии, покинул его. Он описывал Сасимы как бесплодное и дикое место, наполненное бродягами и чужеземцами, как город страданий и мук.
Три года святитель Григорий пробыл в пустыни. Он состоял в переписке со святителем Василием, и в письмах излагал свое недовольство ролью, навязанной ему святителем Василием. Он укорял друга в излишне активных мерах, признавал ненужной борьбу за распространение христианства. По мнению Григория Богослова, лучшее действие — бездействие. (письмо 32 к Василию Великому).
Святая праведная Нонна
По просьбе отца Григорий Богослов возвратился в родной город, и помогал управлять делами епархии до самой смерти Григория-старшего. На похороны приехал святитель Василий Великий и произнес погребальную проповедь, восхваляя заслуги усопшего.
Горе Григория Богослова вновь сблизило сподвижников, и славная дружба была восстановлена.
Вскоре после преставления отца почила и мать, причем совершенно внезапно, не поболев ни одного дня. Она посетила церковь, в которой ранее служил ее супруг, а теперь сын, чтобы помолиться, почувствовала вдруг дыхание смерти и, сотворив молитву, предала душу Богу.
Мать Григория Богослова прославлена в лике святых, память святой праведной Нонны Назиазинской совершается 5 августа.
Кончина родителей стала причиной настолько сильной болезни святителя Григория, что некоторые не ждали его выздоровления. Он покинул родной город, частью из-за болезни, а частью из смирения, так как считал себя недостойным занять отцовскую кафедру. Святитель ожидал, что в его отсутствие будет избран другой епископ. Жители Назианза рассудили по-своему, и просили Григория Богослова заступить на епископскую кафедру.
В 379 году умер Василий Великий. Это событие поразило святителя Григория Богослова. Позже, уже отойдя от дел, он написал “Надгробное слово”, посвященное другу.