Григорий палама
Содержание:
- Особенности Богослужения
- Духовное возрождение Византии происходило именно благодаря людям, подобным святителю Григорию
- Учение о Божественных энергиях
- Труды
- дальнейшее чтение
- Время споров и заточений
- Роль в православии
- Краткое житие святого Григория Паламы
- Последние годы жития
- Смерть и канонизация
- Статьи на Православие.Ru
- использованная литература
- История мощей святого
- Учение о Нетварном Свете
- Молитвы и тропари святому
Особенности Богослужения
Вторая седмица Великого поста менее насыщена Богослужениями,
по сравнению, например, с Первой. В среду и пятницу служится Литургия
Преждеосвященных Даров, в понедельник, вторник и четверг литургии не положено,
читаются часы с кафизмами и паремиями. На всех службах читается молитва святого
Ефрема Сирина с поклонами.
В субботу служится литургия святого Иоанна Златоуста, в воскресенье – литургия святого Василия Великого. На всенощной воскресной, как обычно, поется после евангелия «Покаяния отверзи ми двери» при выключенном свете и зажженных свечах, коленопреклоненно. Пост на второй седмице менее строгий, разрешается горячая пища с маслом кроме среды и пятницы.
О второй неделе Великого поста — священник Константин Пархоменко
Духовное возрождение Византии происходило именно благодаря людям, подобным святителю Григорию
— Представляю себе святителя Григория Паламу в его время – такой себе блестящий молодой человек, сын крупного сановника, воспитанный при императорском дворе: талантливый, прекрасно образованный, красивый, в общем, как сегодня говорится, «упакованный по всем статьям». И вот этот перспективный юноша бросает все это ради аскетической жизни. Как-то трудно себе представить современного молодого человека, который бы бросил карьеру, все материальные блага и, не задумываясь, ушел в монастырь. Что за время тогда было такое?
— Святитель Григорий Палама жил в уникальное для Византийской империи время. Надо понимать, что во времена святителя Григория Византийская империя была государством, территория которого сократилась в размерах в разы по сравнению с классической Византийской империей, от Юстиниана до времен правления Македонской династии.
Если посмотреть на карту Византии времен святителя Григория, мы увидим, что она занимает сравнительно небольшое географическое пространство. Но даже при таком внешнем упадке, который связан с тем, что империя утратила громадные территории на востоке, это время принято считать периодом удивительного расцвета Византии, названым по имени правящей династии – «Палеологовским расцветом».
Это время характеризовалось небывалым развитием культуры, церковной культуры, прежде всего — иконографии, архитектуры и богословия. Кроме того, это было время удивительного подъема в церковной аскетической жизни. Люди проявляли повышенный интерес к тому, что называется «традицией мистической, аскетической практики». В этот период в Византии глубокое внутреннее благочестие было потребностью не только для крестьян и ремесленников, но и для аристократов самого высокого звания.
Святитель Григорий Палама происходил из семьи аристократов. Но то, что он в молодом возрасте ушел в монахи, предпочтя безмолвную жизнь блестящей карьере, было весьма в духе того времени. Многие известные монашествующие той эпохи – это именно люди благородного происхождения.
Видимо, к человечеству пришло понимание, что для возрождения империи (а тогда многие мечтали об этом) нужно возрождение духовное. И это духовное возрождение происходило именно благодаря людям, подобным святителю Григорию. Молодые аристократы, бросившие мир ради уединенной молитвы, не только совершенствовали свою душу, но и служили светильниками веры, возводящими страну на более высокий духовный уровень.
Это было особенно важно в то время, когда на фоне всевозрастающей потребности народа в духовности, некоторые аристократы и члены императорской семьи готовы были отказаться от самого важного – от православной веры — ради получения финансовой и военной поддержки со стороны Латинской Европы. . Так случилось, что основатель династии Палеологов Михаил VIII Палеолог (1224-1282) хотел заключить унию с Латинским миром на Лионском Соборе, и последние из династии — Иоанн VIІІ Палеолог (1392-1448) и Константин XII (1448-1453) — также проводили униональную политику
По сути, несмотря на наличие многих благочестивых людей в самых разных слоях, были и те, кто готов был отречься от своей веры ради финансовой и военной поддержки империи извне. Уход людей благородного происхождения в монашество служил неким напоминанием, что любовь ко Христу важнее любви ко всему иному. В числе таких людей и был святитель Григорий Палама
Так случилось, что основатель династии Палеологов Михаил VIII Палеолог (1224-1282) хотел заключить унию с Латинским миром на Лионском Соборе, и последние из династии — Иоанн VIІІ Палеолог (1392-1448) и Константин XII (1448-1453) — также проводили униональную политику. По сути, несмотря на наличие многих благочестивых людей в самых разных слоях, были и те, кто готов был отречься от своей веры ради финансовой и военной поддержки империи извне. Уход людей благородного происхождения в монашество служил неким напоминанием, что любовь ко Христу важнее любви ко всему иному. В числе таких людей и был святитель Григорий Палама.
Учение о Божественных энергиях
Св. Григорий Палама всего лишь говорит о том, что нам возможно познать Господа, но в Его энергиях или действиях или благодати. Когда мы встречаем именования Божии: Творец, Всеблагий, Вседержитель, то знаем, что они указывают на энергийные проявления Бога к своей твари.
В то время, как Варлаам доказывает, что единственно возможный способ богопознания – человеческий разум: приобретая всё новые и новые знания мы всё больше приближаемся к Богу-Творцу, Палама учит, что знания тварного мира нисколько не приближают нас к «непричастному твари и тварному миру», внешняя мудрость и ученость хороша, но надо искать высшего «любомудрия», которое появляется от восхождения души к Богу через молитву и чистоту сердца.
Богословие — не школа логических выкладок о Господе, который непостигаем рассудком, но особый дар откровения Божьего, когда чувство божественной правды достигается чистотой души.
Первую Триаду своего самого главного труда, св. Григорий посвятил вопросам богопознания. Он постулирует: если Сын Божий, придя в этот мир, спас и обновил всего человека полностью, то он и душой и телом, через молитву, получает возможность общения с Ним, просвещается божественной благодатью.
Во Второй Триаде аргументировано опровергнуты идеи Варлаама о том, что философия (или внешняя мудрость) может спасти человека. Никто не может спастись сам, без Бога. Это дар, к который Бог дает человеку, приобщиться ем можно только живя во Христе.
Третья Триада, заключительная, в ней св. Григорий Палама подробно рассматривает вопрос о Нетварном Фаворском свете, и о созерцании его с помощью практики «умного делания». Непостижимость Бога в своей сущности, не означает, что Он недоступен человеку, Его истинное познание происходит через приобщение Его Божественным Нетварным энергиям, благодати, явления которой известны нам из Священного Писания. Это не только Фаворскийсвет Преображения, но и свет Святого Воскресения Христова (вспомним фотографический отпечаток на Туринской плащанице). Именно этим благодатным энергиям и может приобщиться и просветиться человек по воле Бога.
Интересный фактВ 1347 году разгневанный Варлаам инициировал собор, на котором выступал обвинителем Григория. Далее последовало ещё несколько соборов, одним из результатов которых стала кристаллизация учения о Нетварном Свете, полное оправдание исихазма, а варлаамиты были анафемствованы.
Св. Григорий и его учение нашли себе отклик в сердцах патриарха (Филофея) и членов императорской семьи Палелогов. Позднее, Вселенский Патриарх и друг святителя поставит точку в вопросе о канонизации св. Григория.
Уже в наше время, в 2009 году, Элладской Православной Церковью были прославлены в лике святых члены семьи святителя: отец Констанций и мать Каллонис, сестры – Епихарис и Феодота, братья – Феодосий и Макарий.
Труды
- «Житие Петра Афонского», ок. 1334
- «Слова аподиктические» («доказательные») (содержат обсуждение проблемы Filioque), ок. 1335
- Несколько писем к Варлааму и к более позднему оппоненту, Акиндину (на тему Filioque, а также о вопросе богопознания)
- Три триады (9 трактатов) «В защиту священно-безмолвствующих», 1338 — 1340
- «Святогорский Томос» (манифест афонских монахов, составленный святителем Григорием), 1340
- Семь «Антирритиков против Акиндина» (полемика о божественных энергиях), 1342-1345
- Сочинение «К Ксении о страстях и добродетелях» (обширный аскетический трактат, посвященный борьбе со страстями и стяжанию христианских добродетелей), 1345-1346
- 63 гомилии (посвящены преимуществено аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике)
См. также
-
Сайт посвященный свт. Григорию Паламе
дальнейшее чтение
- Исследование Грегори Паламы ( ISBN 0-913836-14-1 ), написанное Джоном Мейендорфом в переводе Джорджа Лоуренса (1964)
- Св. Григорий Палама и православная духовность ( ISBN 0-913836-11-7 ) о. Джон Мейендорф
- Сент Григорий Палама как Hagiorite ( ISBN 960-7070-37-2 ) митрополит Иерофей (Vlachos) из Nafpaktos
- Введение в Святого Григория Паламы ( ISBN 1-885652-83-6 ) Джорджа К. Пападеметриу
- Триединый Бог: непостижимый, но познаваемый — философское и богословское значение святого Григория Паламы для современной философии и богословия К. Афанасопулоса, 2015 г. ( ISBN 978-1-4438-8055-8 )
- «Влияние Пс. Дионисия Ареопагита на Иоганна Скота Эриугена и святого Григория Паламы: добро как превосходство метафизики», К. Афанасопулос, в Агнешке Киевской, изд. « Бытие или добро?». Метаморфозы неоплатонизма , Люблин: Издательство Католического университета Люблина (KUL), 2004, стр. 319–341.
- «Схоластический и византийский реализм: абсолютизм в метафизике и этике Аквинского, Дунса Скота, Оккама и критика святого Григория Паламы», К. Афанасопулос, в Verbum (официальный журнал Института средневековой философии, Департамент философии , Санкт-Петербургский университет, Россия), Вып. 6, Тема тома: Аристотель в средневековой метафизике, январь 2002 г., стр. 154–165.
- Св. Григорий Палама, (нео-) платонизм и аристотелевская метафизика: ответ православной мистической теологии на западный тупик интеллектуализма и эссенциализма »К. Афанасопулоса в книге« Божественная сущность и божественная энергия: экуменические размышления о присутствии Бога в восточном православии » , под редакцией К. Афанасопулос и К. Шнайдер, Джеймс Кларк и Ко, апрель 2013 г. ( ISBN ), стр. 50–67.
Время споров и заточений
Образованный монах Варлаам, выходец из православного греческого рода, побудил Григория вступить в полемику, которая продолжалась шесть лет. Варлаам направлял собственные сочинения против определенных богословов и авторитетно подчеркивал, что Господь непостижим, а суждения о Нём невозможно доказать. Григорий, в свою очередь, критиковал откровенный «агностицизм» Варлаама и бесконечное его доверие учениям языческой философии.
- В 1337 г. Палама опроверг нападки против литературы исихастских отцов (тех, кто учил «умной молитве, видению»). Противоречия обострились после личной встречи Григория и Варлаама. Через четыре года последнего, обвинявшего исихастов в нетрадиционном методе устного служения, осудили на Константинопольском соборе. Варлааму пришлось просить прощения, после чего он уехал в Италию и принял католичество.
- Против Григория выступали другие противники, критиковавшие учение исихастов о благодати, энергиях Господа и несозданного света. Неожиданно для себя Палама вступил в политическую полемику, что привело к частым его заточениям.
- В 1341 г. святитель уединился в обители святого Михаила, а спустя год он выдержал обвинения на двух церковных соборах. Из византийской Ираклии Григория отправили под конвоем в столицу и заключили в тюрьму. В 1344 г. преподобного Паламу несправедливо отлучили от православия, а его противник в богословских спорах, Акиндин, получил сан священнослужителя. Однако после изменения политической обстановки Григорий получил оправдание.
- После того как патриарший престол получил преподобный Исидор, Григория избрали Фессалоникийским иерархом. В очередной раз возникла полемика, но уже с монахом Никифором. В Фессалониках начались волнения на политической почве, которые разрешились после захвата города теми, кто благоприятствовал исихастам. Находясь в городе, Палама помогал умиротворять население.
- Однако религиозные противники Григория не думали останавливаться в своей критике. К счастью, на очередном соборе, прошедшем в Константинополе, имя Паламы оправдали, назвав его «защитником благочестия». Отцы Церкви официально приняли учение Григория о единстве Бога, а 6 догм включили в Синодик Православного христианства.
На заметку! Находясь в обители святого Афанасия, Григорий демонстрировал братии великий образец духовного совершенства и жизни в благочестии. Палама явил миру дар чудес, которым его наградил Всевышний Господь. Братия говорила о том, что святитель изгонял бесов, возвращал плодородие, а также пророчествовал о будущих событиях. За свою жизнь он многое претерпел, так как был истинным последователем Христа Спасителя.
Роль в православии
Григорий Палама обрел великую славу за счёт своих богословских трактатов, где осмысляется практика исихазма («умной молитвы»), а также после чудотворений и пророчеств. Получив хорошее образование, он не остался в светском обществе, мощи и исцелиться от всякой болезни.
Внимание! В Православии преподобный почитаем в сонме святых, память ежегодно празднуется 14 ноября. Григорий составил большое количество богословских, аскетических и нравственных произведений, где рассматриваются темы исхождения на землю Святого Духа, приобщения человеческой души природной энергии, а также отражает нападки еретических воззрений
Его учения основываются на собственном духовном опыте, который он получил, будучи монахом, ведущим спасительную войну против осквернителей веры
Григорий составил большое количество богословских, аскетических и нравственных произведений, где рассматриваются темы исхождения на землю Святого Духа, приобщения человеческой души природной энергии, а также отражает нападки еретических воззрений. Его учения основываются на собственном духовном опыте, который он получил, будучи монахом, ведущим спасительную войну против осквернителей веры.
Преподобный пишет, что Всевышний Бог непостижим по своей сущности, но спасительные откровения для людей доступны и познаются через Его энергию. Неподвластная изучению Его сущность и вечные действия складываются в Божественное Бытие. Через это двойственное различие познание Всевышнего Господа становится возможным, однако, познается только его энергия. К такому восприятию способны только те люди, кто достиг определенного уровня совершенства молитвенного аскетизма. Непостижимая же сущность Всевышнего Бога полностью исключает возможность узнать Её и приобщиться.
Краткое житие святого Григория Паламы
Краткое житие святого Григория Паламы
Святой Григорий Палама известен как основатель учения о
Нетварном Свете.
Родился святой в тринадцатом веке в Малой Азии. Отец его был
видным человеком при дворе императора, поэтому мальчик получил прекрасное
образование. Ему пророчили большую карьеру, но юноша избрал для себя другой
путь. С детства он полюбил Христа всей душой и решил служить Ему. Он удалился
на Святую гору Афон в монастырь Ватопед и принял там монашеский постриг.
Мама его и сестры тоже стали монахинями. Григорий стал
иеромонахом, он усердно стяжал внутреннюю молитву. Он удалялся в пустыню на всю
неделю, где учился непрестанной мысленно-сердечной молитве Иисусовой. А по
воскресеньям выходил к пастве и служил. Таких затворников, делателей внутренней
молитвы стали называть «исихастами». В этом учении он преуспел и вскоре стал
даже учителем внутренней молитвы.
Григорий собрал вокруг себя группу монахов и учил их внутренней молитве. Вскоре его назначили игуменом Есфигменского монастыря. В то время его учение о Нетварном Свете многие осмеивали, не принимали всерьез. Тогда он написал несколько богословских трудов в защиту исихастов. На Соборе в Константинополе произошло столкновение его с Варлаамом насчет учения о Фаворском Свете. Нетварный или Фаворский Свет – это тот самый свет, который видели ученики Христа на горе Фавор при Его Преображении. Григорий утверждал, что каждый во время внутренней молитвы может сподобиться видеть этот свет.
Враг рода человеческого воздвиг на него клевету, из-за чего Григорий был осужден и посажен в темницу на три года. Когда патриарх сменился, святого освободили и возвели в сан архиепископа. В 1351-м году на Соборе было утверждено его учение о Нетварном Свете.
Скончался святой в 1359 году, перед смертью ему явился святой Иоанн Златоуст. Через девять лет он уже был канонизирован.
Последние годы жития
Пребывая на Лемносе, Григорий удивлял население знамениями и чудесными свершениями, проповедовал христианское учение. Однако вскоре Фессалоникийская паства, что осиротела без своего пастыря, призвала к себе своего любимого иерарха.
Священство и миряне с большим радушием приняли Григория, ознаменовав приход торжественными песнопениями и гимнами. Через три дня после возвращения преподобный совершил крестный ход и провел Божественную литургию.
Святой Григорий Палама
В этот период Палама исцелил больного ребенка и излечил слепоту одной монахини.
- В Фессалониках святителя подстерегла тяжелая и продолжительная болезнь, паства и священство опасались за жизнь преподобного. Однако Господь продлил время пребывания Паламы в земной юдоли. Григория вызвали в Константинополь, чтобы тот помог разрешить политическую дилемму в царской семье.
- По пути в столицу святителя схватили агаряне (магометане) и отвезли как раба в Азию. Даже в этих местах святой проповедовал истинную веру, раскрывая истины молитвы и поклонения Господу. Его противники не могли сдержать удивления при виде подобных высокодуховных наставлений.
- Многие хотели подвергнуть святителя побоям, но агарянские власти намеревались получить выкуп за Паламу. Через несколько лет святитель вернулся в Константинополь, так как похитители получили деньги. Возвращение характеризовалось большими торжествами и восхвалениями. Кроткий и смиренный, он продолжал борьбу против ереси, игнорировал клевету, проявлял великую душу и терпение.
- В течение последних лет святитель Григорий творил исцеления, распространяя величие Господа и православной веры. Почувствовав надвигающуюся смерть телесной оболочки, Палама собрал близких своих и возвестил о скором уходе в Небесные сферы. Он упомянул, что созерцал давно почившего Иоанна Златоуста, пришедшего в день последнего вздоха Григория.
- Когда святитель умирал, присутствующие видели, что его уста шептали молитву. После отделения души его лик просветлел, а комната озарилась божественным свечением. Народ наблюдал это сияние и стекался к месту последнего целования.
- И после смерти Григорий неустанно раздает благодать исцеления всем, кто приходит к его мощам и искренне просит о помощи. Православная Церковь проявляет колоссальное почтение к святителю Паламе, помня о его проповедях, учениях и чудесах.
Григорий в своих литературных трудах говорит, что существует две различные мудрости: мирская и Божественная. Когда первая беспрекословно служит второй происходит воссоздание истины. Палама утверждает, что мудрость берет начала от блага, полученного на основании чистоты жизни. Апостолы и пророки принимают её не через познание, а с помощью Святого Духа. Учение же мирское не проникает так глубоко и останавливается на борьбе против таинственных энергий этого Духа.
Смерть и канонизация
Палама умер в 1357/59 г. Его предсмертными словами были: «В высоту! В высоту!» Он был канонизирован в святой восточной православной церкви в 1368 году патриархом Филофея Константинопольского , который также написал свою Виту и сочинил службу , которая поется в его честь. Его праздник отмечается дважды в год: 14 ноября, в годовщину его смерти, и во второе воскресенье Великого поста . Причина его поминовения во второе воскресенье Великого поста состоит в том, что победа Григория над Варлаамом рассматривается как продолжение Торжества Православия (то есть победы Церкви над ересью ), которое отмечалось в предыдущее воскресенье.
Мощи Григория хранятся в Метрополитенском соборе, носящем его имя. Собор находится в Салониках, Греция.
Статьи на Православие.Ru
Почему посылаются болезни? Они посылаются для того, чтобы в нашем сердце поселилась надежда на Божественную благодать. (MP3 файл. Продолжительность 8:04 мин. Размер 7.4 Mb) |
19 февраля / 4 марта 2018 г. Неделя 2-я Великого поста. Память свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:33:10 мин. Размер 85.3 Mb) |
18 февраля / 3 марта 2018 г. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:47:42 мин. Размер 153.6 Mb) |
Кто «преобразился» на горе Фавор? Что должно произойти, чтобы человек тварным зрением увидел нетварный свет? В чем сотериологическое значение Фавора для всех христиан? Святитель Григорий дает ответы на эти вопросы, основываясь на творениях преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина. |
27 февраля / 12 марта 2017 г. Неделя 2-я Великого поста. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:24:40 мин. Размер 61 Mb) |
26 февраля / 11 марта 2017 г. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:48:48 мин. Размер 121.6 Mb) |
Это – такой дар свыше, такое снисхождение от Бога, такое явление Его, которое человека делает причастным Небу или Царствию Небесному. (MP3 файл. Продолжительность 13:02 мин. Размер 9.4 Mb) |
23 февраля / 8 марта 2015 г. Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:19:43 мин. Размер 57.4 Mb) |
22 февраля / 7 марта 2015 г. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:26:53 мин. Размер 105.8 Mb) |
Личностью и деятельностью великого Григория Паламы Церковь хочет поддержать и нашу ревность в неослабном следовании Богу. В богослужебной песни так поется: «Бодрый язык твой… ленивых души возставляет». |
Мы, люди, состоим из души и тела. Нельзя это противопоставлять друг другу, как это делали гностики-дуалисты, которые говорили, что от тела все зло исходит, а душа стремится к добру. (MP3 файл. Продолжительность 9:55 мин. Размер 7.2 Mb) |
3 / 16 марта 2014 г. Неделя 2-я Великого поста. Память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:18:19 мин. Размер 56.4 Mb) |
2 / 15 марта 2014 г. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:47:26 мин. Размер 120.6 Mb) |
И еще более высокое единение с Богом возможно. Его познали те, которые были озарены Святым Духом Утешителем и созерцали нетварный Свет. |
Вопрос этот никто не готовил специально и возник он, как бы, сам собой, постепенно обозначая подлинную пропасть между разными целями жизни внутри христианства и разными типами благочестия. Точкой приложения усилий и тем щитом, о которые ломались копья, стал праздник Преображения. Что произошло на Фаворе? Что видели апостолы, и зачем они видели то, что видели? Противники Григория говорили, что свет, виденный апостолами, есть свет особый, просвещающий, но сотворенный, подобно животворному для всей природы солнечному свету. |
Родился будущий святитель в 1296 г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти отца своего сенатора Константина, происшедшей в 1301 г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. |
С одной стороны, человек изначально предназначен к обожению; с другой стороны, своими подвижническими усилиями человек исправляет в себе то, что он, как внук Адама, совершает греховного. Он очищает себя, побеждает в себе свои страсти, искореняет дурные помыслы, просветляет свой ум, упрощает его, «сводит к Единому» и, как высшая мера просвещения ума, делается «зрителем премирных вещей». |
Когда Григорию исполнилось 20 лет, сочтя все земное худшим сновидений, желал устремиться к Богу, Источнику и Подателю всякой премудрости, и совершенным житием всего себя посвятить Ему. Затем, согласно евангельской заповеди раздав все имение нищим, великодушно презрев царскую милость, славу и дворцовые почести, последовал за Христом. |
использованная литература
- Риго, А. (1989), «Жизнь в опере Грегорио Синаиты». Cristianesimo nella storia 10 : 579–608.
- Джон Мейендорф , Исследование Грегори Паламы, пер. Джордж Лоуренс (Лондон: The Faith Press, 1964), стр. 28-41.
- Архиепископ Хризостом, Православные и римско-католические отношения от Четвертого крестового похода до исихастических противоречий (Этна, Калифорния: Центр традиционалистских ортодоксальных исследований, 2001), стр. 199–232
- ^
-
. Merriam-Webster, Inc. 1999. стр. .
Святой фолиант Паламы.
- ^
- 1. Его учение о свете на горе Фавор, которое, как он утверждал, было создано. 2. Его критика Иисусовой молитвы, которую он обвинил в том, что это практика богомилов; также обвинял его в том, что он не провозглашал Христа Богом. Григорий Палама: Историческая хронология, Приложение I: Хронология: Варлаам и Соборы 1341 года от барона Мейендорфа
- ^
- Parry (1999), стр. 231
- 1. Его учение о свете на горе Фавор, которое, как он утверждал, было создано. 2. Его критика Иисусовой молитвы, которую он обвинил в том, что это практика богомилов; также обвинял его в том, что он не провозглашал Христа Богом. Григорий Палама: Историческая хронология Приложение I: Хронология: Варлаам и Соборы 1341 года от барона Мейендорфа
- Джон Мейендорф . Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы ( Fordham University Press ; 2-е издание, 1983, ISBN 978-0-8232-0967-5 ).
- ^
- , стр. 815
- , с. 923
- , стр. 289-290.Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFJeffreysHaldonCormack2008 ( справка )
- ^
История мощей святого
Святитель скончался 14 ноября 1357 (или 1359) года в Фессалониках, в сане митрополита. Похоронен в соборе Святой Софии. Когда Византийская империя была захвачена турками-османами (1523 год), то православный храм был превращен в мечеть. Мощи святого были перенесены в монастырь Влатадон (Салоники), откуда вскоре переместили в городской собор.
В 1890 году в соборе случился пожар, но мощи святителя не пострадали от огня. Мощи обрели покой в восстановленном кафедральном соборе, который был освящен в его честь в 1914 году.
Обретение
Тело святителя после смерти было положено в соборе Святой Софии в Фессалониках. Чудесная сила мощей Григория Паламы проявилась сразу, что было отражено в Похвальном слове о житии святого, составленном патриархом Константинопольским Филофеем Коккиным.
Текущее местоположение
Частицы мощей святого, кроме соборов в Фессалониках, хранятся в монастырях Афона:
- Эсфигменском;
- Ксенофонтском;
- преподобного Дионисия;
- великомученика Пантелеимона.
Поклониться святым мощам Григория Паламы можно в лавре святого Саввы Освященного в Израиле.
Чудодейственная сила
При жизни Григория Паламы было известно, что по его молитве Бог исцелял страждущих. Сообщения датируются 1355-1357 годами. После смерти митрополита чудесная сила не исчезла. Люди стали получать облегчение от болезней после молитвы и прикосновения к серебряной раке, где упокоились останки Паламы. Слава о силе святых мощей дошла до Константинопольского патриарха Каллисты I, который сделал запрос о чудотворных исцелениях.
Учение о Нетварном Свете
Развернутое учение Паламы о Нетварном Свете считается последовательным завершением апофатической богословской традиции. Представления о некоей таинственной мистической реальности, апологетом которой выступает св. Григорий Палама, не один раз были засвидетельствованы ещё в книгах и Ветхого и Нового завета.
Преображение ГосподнеПсковская школаДерево, левкас, темпера; высота 92 см, ширина 71 см Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Это Слава Христова, благодатно просиявшая Его ученикам на горе Фавор, сила, обратившая Савла на пути в Дамаск, явленная святому первомученнику Стефану и множеству людей, которым Господь открыл себя.
В ответ на нападки Варлаама и его учеников, считавших Фаворский Свет Преображения неизвестным физическим проявлением или даже символом, св. Григорий очень ясно, четко и логично формулирует догмат о божественных энергиях, согласно которому, неприступный в своей сущности Бог, обитающий в непостигаемом мраке, являет Себя человеку, но энергийно, то есть в неотделимых от себя и, без сомнения, нетварных действиях или благодати.
Апологетику св. Григория, в хорошем смысле, нельзя назвать полностью самостоятельной, её предыстория восходит к святоотеческой традиции апофатического богословия (отрицательная или негативная теология, метод, суть которого состоит в попытке выразить словами суть божественного, путем отрицания всех его возможных определений, как несоответствующих ему).
Святители Василий Великий и Григорий Нисский – великие учителя Церкви во многом являются предшественниками св. Григория Паламы, в их трудах можно четко проследить, как различается сущность Божия, которую они часто называют непостижимой, неименуемой или неприступной с благодатными энергиями Господа, нисходящие к человеку.
Так, автор «Ареопагитик» пишет о трансцендентной любому познанию «сверхсущности» Бога, называемую им «единениями»,и о «различениях», в которых Господь показывается нам из Своей неприступности. Известный трактат Паламы, названный «О божественном единении и различении», отчасти, повторяет и интерпретирует эти высокие смыслы. Таким образом, в своих трудах святитель опытным путем развил и переосмыслил богооткровение знание, которое уже существовало ранее, но на уровне интуиции Святой Церкви.
Молитвы и тропари святому
Молитва вторая
О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Григо́рие! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от на́с гре́шных к тебе́ прибега́ющих и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны́ ми́лостивно, да́рует на́м согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит на́с от бе́д, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих на́с; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся́, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует на́м сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит на́с гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья
Все́х правосла́вных наста́вниче и Це́ркви сия́ние, о́тче Григо́рие, вся́каго обстоя́ния на́с изба́ви, боже́ственной ико́не твое́й припа́дающе ве́рою, свобожда́я от навожде́ния на на́с вра́жия, ты́ бо помо́щник на́ш явля́ешися и исполня́ешися и исполня́еши при́сно проше́ния све́тло ублажа́ющих тя́, на вся́ко вре́мя моля́ся Трисия́нной Тро́ице, Е́йже подоба́ет ве́лия сла́ва, че́сть и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропари
Православия светило, Церкви утверждение и учитель. Монахов красота, богословов защитник непреоборимый, Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала, провозвестник благодати, моли непрестанно о спасении душ наших.
Православия учитель, святителей украшение, богословов защитник непобедимый, Григорий чудотворец, Салоник великая хвала, провозвестник благодати, моли Христа Бога о спасении душ наших.