Филофей коккин
Содержание:
Третий Рим на службе староверов
Титульный лист «Повести о новгородском белом клобуке». 1861 год
Если в XVI веке Русская церковь и считала идею Третьего Рима полезной, то она переменила свою точку зрения к 1667 году, когда Церковный совет запретил «Белый клобук». Причиной запрета стало то, что секты схизматиков использовали идеи из «Белого клобука» для сопротивления реформам Никона, приведшим к церковному расколу. Эти группы (впоследствии эволюционировавшие в староверов) рассуждали следующим образом: письма Филофея и «Белый клобук» называли Россию Третьим Римом, поскольку ее церковь была чище греческой, которая «предалась агарянам» То есть туркам. От греч. «Агарь» — побочная жена Авраама, мать Измаила, от которого, по легенде, произошли арабы.. Принятие идеи Третьего Рима староверами — это важный момент в ее истории. Они были первыми, кто уже в XVII веке расценил идею Третьего Рима как «осевой момент» в русской истории. Староверы ясно продемонстрировали свою веру в идею Филофея: когда у власти в православной церкви стал «антихрист» Никон, они ушли сами и унесли идею Третьего Рима в удаленные и дикие места; эту идею они продолжали исповедовать еще в XVIII — начале XIX века.
Литература
- Смирнов С. К., История Московской духовной академии, М., 1879.
- Ковалевский А. Воспоминания в «Твер. еп. вед.», за 1882 г., № 16 и 19 и в Душеп. чтен., 1883, ч. II, кн. 6, с. 154-191.
- Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1882 г.
- Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 118.
- Токмаков И. Истор.-археолог. опис. церкви с. Оховец, Останкинского уезда, Твер. губ., 3-е изд. М., 1889, с. 68.
- Поселянин Е. На молитве. Петроград, 1916, с. 470.
- Родосский А. Слов. восп. СПб дух. акад., с. 20.
- Никонор, архиеп. (Бровкович) Минувшая жизнь, т. I. Одесса, 1913, с. 26, 27.
- Савва, архиеп. Хроника моей жизни, Св.-Тр.-Серг. Лавра, 1901, т. II и III; 1902, т. IV; 1905, т. V; 1904, т. V; 1906, т. VI; 1911, т. IX.
- Булгаков, с. 1403, 1405, 1414.
- Толстой Ю., № 323.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 458.
- Денисов, с. 295, 414, 479.
- Дмитриевский А. Еп. Порфирий Успенский. СПб, 1906, с. 111.
- Владиславский В. Из воспоминаний о почившем в Бозе митрополите Киевском Филофее. Тверь, 1882.
- Списки архиереев, № 323.
- Памяти в Бозе почившего высокопреосвящ. Филофея, митр. Киевского. Киев, 1882.
- Письма Филарета, митр. Московского к высоч. особ. и др. лицам. Изд. Саввы, архиеп. Тверь, 1888, с. 138-159, 212, пр. 2, 281, пр. 2.
- Ж. П. Б., январь, с. 164-174, 181, 225.
- Юбилейный сборник, с. 262, 319, 565, 588.
- Труды К. Д. А., 1876, сентябрь, с. 339-340; 1877, февраль, с. 2, 42-43, 46; март, с. 61, 73, 78-79, 633; июль, с. 177-178, 190-192; август, с. 227; сентябрь, с. 259-260, 290; 1878, май, с. 106-107; июнь, с. 143-148, 155, 175; 1879, январь, с. 5-6; февраль, с. 34, 36-37, 51, 62-67, 69-80, 275; апрель, с. 83, 116; май, с. 133; июль, с. 162, 173-174; август, с. 179, 185-186, 189-190; 1881, май, с. 115-118, 130, 132, 137-141, 154-155; июнь, с. 167-169, 173-174; июль, с. 186-187, 197; октябрь, с. 233; 1882, июнь, с. 156-157, 159-161.
- Приб. к Ц. В., 1904, № 7, с. 244.
- Душеп. размышл., 1884, с. 361, 366, 375; 1885, с. 328-329; 1888, II, с. 477-479.
- Рус. палом., 1909, № 21, с. 397.
- Истор. вестн., 1885, сентябрь, с. 541; 1888, ноябрь, с. 8.
- Изв. Казан. еп., 1868, № 2, с. 33; 1870, № 3, с. 71; 1876, № 14, с. 409, 410; 1880, № 11, с. 271; № 23, с. 598; 1882, № 4, с. 65-66.
- Христ. чтен., 1868, май, с. 728; 1869, июнь, с. 980; 1872, май, с. 184; июнь, с. 207; 1875, июнь-декабрь, с. 530; 1876, ноябрь-декабрь, с. 529; 1881, июль-декабрь, с. 92-95.
- Прав. собес., 1875, апрель, с. 334-461.
- Самар. еп. вед., 1867, № 17, с. 57; 1868, № 19, с. 417.
- Твер. еп. вед., 1882, № 5-8, с. 16, 17, 19, 20, 22; 1883, № 13 и 14; 1884, № 13, 14 и 18.
- Киев. еп. вед., 1882, № 3.
- Твер. губ. вед., 1876, № 52.
- Церк. вестн., 1876, № 54.
- Дух. беседа, 1876, № 21.
- Моск. ведом., 1876, № 130; 1882, № 35.
- Моск. церк. вед., 1882, № 6 и 8.
- Яросл. еп. вед., 1882, кн. XXIII, с. 70, 158; 1883, кн. XXIV, с. 192.
- Душеп. чтен., 1882, ч. I, кн. 4.
- Прав. обозрен., 1876, май, с. 203; июнь, с. 384; 1880, ноябрь, с. 707; 1882, февраль, с. 392-394.
- Рус. старина, 1888, март, с. 715.
- Рус. архив, 1889, кн. 3-я, с. 491-492 (Рассказы из недал. старины); 1893, кн. 3-я, с. 45 и 47 (Московская дух. академия 1838-1842 гг.); 1900, кн. 3-я, № 10, с. 239; 1904, кн. 1-я, № 1, с. 99, 100.
- Журнал Московской Патриархии, 1945, № 1, с. 43.
- БЭЛ, т. X, с. 609-610.
- БЭС, т. II, с. 1330, 2150, 2247.
- ЭС, т. 35-а (кн. 70), с. 857.
- РБС, т. XXI, с. 133-134.
Обретение мощей
Святитель Филофей (Лещинский).С сайта http://www.tobolsk-eparhia.ru |
25 июля года рабочие, которые вели работы по укреплению фундамента в храме на глубине 0,75 метров наткнулись на дерево, которое оказалось деревянной балкой. Глубже был обнаружен край кирпичного склепа. После вскрытия его верхней арки обнаружили деревянный гроб. Через месяц после очистки склепа от земли и раствора в присутствии архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия гроб был вскрыт. Экспертная комиссия установила, что эти перезахороненные останки принадлежат митрополиту Филофею. Наличие епитрахили и серебряного креста указывали на принадлежность останков. На рассвете 21 октября прошлого года останки митрополита Филофея перенесены из Вознесенско-Георгиевского храма на другой берег Туры — в Свято-Троицкий монастырь.
Современность
Хотя многие специалисты считают, что доктрина никогда не обладала существенным влиянием в древнерусский период, и сейчас все еще можно встретить утверждения о статусе доктрины Филофея как официальной идеологии Московского царства. Особенно часто подобные утверждения встречаются в учебниках истории. Многие русские ищут в идеях Филофея основание для развития постсоветской «русской идеи». Просоветские и русские националистические группы восприняли концепцию Третьего Рима как знак русского возрождения. На Западе доктрина приводится как исторический контекст «русского мессианизма» и «экспансионизма» в газетных публикациях, книжных обзорах и передовицах. Даже западные политические лидеры находят порой корни современной российской политики в идеях Филофея.
Маршалл По
Попытки отыскать корни современных событий в «осевом моменте» отдаленного прошлого опасны, неизменно ведут к «открытию» аналогий и приводят к анахронизмам и другим ошибкам. Со второй половины XIX века многие ученые, философы и публицисты открывали для себя в письменном наследии Филофея «корни» того, что они считали основными характеристиками «русской идеи». Владимир Ламанский обнаружил там истоки панславизма, Владимир Соловьев нашел корни христианского универсализма, Николай Бердяев открыл происхождение большевизма, а идеологи холодной войны — основания советского «экспансионизма». Но анализ ранней истории доктрины позволяет заключить, что Филофей не мог помыслить ни одной из этих поздних инкарнаций созданного им образа «третьего Рима»: «третьероманизм» — это результат проецирования современной идеи, а именно идеи «русской миссии», на внешне схожую концепцию раннего Нового времени.
Третий Рим в Советском Союзе
Кремль. Фотография Михаила Прехнера. 1930-е годы
Возрождение русского национализма в сталинские годы оказало известное влияние на понимание доктрины Третьего Рима в Советском Союзе. В серии документов 1930-х годов партийное руководство осудило Михаила Покровского Покровский Михаил Николаевич — историк-марксист, один из главных советских историков 20-х годов, член партии большевиков с 1905 года, инициатор так называемого «академического дела» — уголовного дела против членов академии наук, результатом которого стала чистка в рядах старой профессуры. «Школа Покровского» — последователи профессора, рассматривающие историю согласно марксистскому учению. «Школа Покровского» была разгромлена, в свою очередь, в конце 30-х годов. за чрезмерное пренебрежение имперским прошлым. Советские историки были вынуждены признать прогрессивной роль Московского царства в собирании русских земель и инородцев под эгидой того, чему суждено будет стать первым в мире социалистическим государством. В фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» царь завершал свою пронзительную речь об объединении земель русских высокопарной цитатой из Филофея: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». О значении доктрины для истории страны писал и историк Николай Чаев в статье «„Москва — Третий Рим“ в политической практике московского правительства XVI века». Однако советское научное руководство быстро постановило, что данное понимание этой доктрины было ошибочным: доказывалось, что доктрина имела хождение только в среде духовенства и не влияла на внешнюю и внутреннюю политику государства.
Третий Рим, о котором все забыли
В отличие от староверов, для политической элиты конец междоусобицы, присоединение Новгорода или коронование Ивана IV на царство были гораздо более важными событиями, чем формирование идеи Третьего Рима. Хотя в экспансионистской политике Петра и Екатерины многие историки были склонны видеть влияние доктрины Филофея, представляется, что она была совершенно забыта имперской элитой. Сравнение Российской империи с Римской не редкость в ту эпоху, но ссылок на доктрину Третьего Рима мы не встретим. Так, в 1697 году греки братья Лихуди поднесли Петру Великому оду, в которой описывали царя как наследника трона в Константинополе, но ни в этой оде, ни в других подобных произведениях формула «Третий Рим» не появляется.
Эта формула остается малоизвестной за пределами староверских обществ и в 1‑й половине XIX века. Даже в текстах славянофилов, ряд которых верили, что Москва превзошла и Рим, и Константинополь, нет указания на идею Филофея. В 1819 году в популярной серии исторических документов была опубликована «Грамота об учреждении в России патриаршеского престола» В 1589 году на прошение об учреждении Московского патриархата архиепископ Константипольский и Вселенский патриарх Иеремия II ответил согласием. Одобрив идею, он снадбил ее таким комментарием: «Воистину от Бога таковая благочестивый царь, великое Российское царство, Третий Рим, благочестием всех превзыде». Представляется очень вероятным, что московские иерархи вложили в его уста импонировавшую им доктрину. Патриарх, вероятно, не был знаком с посланиями Филофея, хотя бы потому, что не мог читать или говорить по-русски., сделавшая доктрину доступной читающей публике. Например, Николай Карамзин отмечал, что упоминание Третьего Рима имело целью поддержать создание патриархата, и далее в своих толкованиях не шел: в этом контексте доктрина не выглядела чем-то существенным.
Расцвет Третьего Рима: третий путь, русская идея
Доктрина Филофея становится все более влиятельной в царствование Александра III. Во время коронационного банкета новый император восхвалялся как защитник славян, продолжатель дел Константина и правитель Третьего Рима. Идея оказала определяющее влияние на формирование взглядов наследников идей панславизма и славянофильства — идеалистических философов конца XIX — начала XX века. Владимир Соловьев широко использовал данную доктрину в своих трудах, объясняя с ее помощью концепцию христианского универсализма. Центральным его аргументом была идея об особом предназначении России в деле сближения Востока и Запада и создания мирового органического единства. Доктрина Третьего Рима как нельзя более подходила к этой системе историко-философских взглядов: она утверждала исторические корни особой русской миссии и являлась метафорой «русской идеи». Согласно Соловьеву, Россия была не только третьей в числе наследников античного Рима, но также олицетворяла собой «третий принцип», в силу бескорыстия которого возможно объединение Востока и Запада. В 1914 году вышла книга Ивана Кириллова, в которой впервые описывалась история развития концепции Третьего Рима. По мнению Кириллова, эта доктрина стала свидетельством пробуждения самосознания русской нации: до Филофея Россия не имела цели, он предоставил Московскому государству и русскому народу видение собственного предназначения; раскольники, представляя собой интуитивно-народное понимание «русской идеи», боролись с чужеземными искажениями доктрины; в петровское время интеллигенция была отделена от народа, и доктрина Третьего Рима была предана забвению в образованной среде до сороковых годов XIX века, а затем была возрождена славянофилами, которые были первыми представителями образованного русского общества, понявшими «русскую идею». Кирилловская публикация завершила трансформацию доктрины Третьего Рима от смутного пророчества, высказанного псковским монахом, к «осевому моменту» в русской истории.
Что посмотреть
Филофей — камерный монастырь: его крепостная стена поднимается всего на 3 этажа, а внутренний двор исключительно компактен, здесь теснятся главный храм и 6 церквей. Как и прочие обители Святой горы, Филофей возведен из камня, лишь к последнему этажу пристроены деревянные кельи-балконы, подпираемые деревянными брусами. В монастырь попадают через небольшие ворота, над которыми построена надвратная церковь.
Кафоликон монастыря Филофей был возведен в 1746 г. на фундаменте более древней церкви, ведущей свою историю с первых дней существования обители, и освящен в честь Благовещения. Это яркий пример традиционной афонской архитектуры, следующей канонам первых византийских базилик, — строгий, сугубо утилитарный храм, аскетизм каменных стен которого разбавляет красно-белый контраст центрального купола на высоком световом барабане
Внутри стоит обратить внимание на фрески (их не назовешь древними, но они интересны тончайшей проработкой деталей), а рядом с собором — на чашу для святой воды из белого мрамора.
Главные реликвии монастыря — две чудотворные иконы Богородицы. Первая, «Сладкое лобзание», появилась в обители чудесным образом в 11 веке. Первоначально образ находился в Константинополе в семье патриция, однако с началом гонений на церковь владельцы были вынуждены избавиться от иконы, спустив ее на море. Образ начал быстро удаляться от берега и лишь двумя столетиями позже явился игумену Филофея с указанием, где его найти. Обнаружив икону на берегу моря, братия перенесла ее в храм, а на месте чудесной находки забил чудотворный источник, который и сегодня можно увидеть в Филофее. Другая икона Богоматери называется «Милостивая» и появилась в монастыре в 14 веке.
В числе других святынь Филофея нетленная десница Иоанна Златоуста, ступня целителя Пантелеимона, частица Животворящего Креста Господня и мощи многочисленных святых.
Об истинном смысле послания Филофея
Слова из письма монаха часто толкуются как триумфальная ода государю новорожденной вселенской империи. Но если интерпретировать доктрину в общем контексте письма, возникает совершенно иная картина намерений Филофея. Даже поверхностное знакомство с письмом показывает, что, хотя Филофей и упоминает «третий Рим», он не предлагает расширенного толкования этой доктрины. Его послание — детальное описание зол астрологии и католицизма «Послание на звездочетцев» Филофея было ответом на популярное в Европе астрологическое предсказание мирового потопа в 1524 году. Пропагандой астрологии и католических догматов занимался немецкий врач Николай Булев, живший при дворе Василия III. Скорее всего, именно с ним в заочный спор и вступил Филофей.. Поэтому мы вправе рассматривать письмо как преимущественно увещевательное: власти, полагал Филофей, должны уничтожить ереси и защитить Церковь. Захват греческой империи мусульманами означал лишь перемещение Рима в Россию, но упадок Русской церкви должен был означать конец света, поскольку «четвертому Риму не бывать». Филофей успешно трансформировал лесть в предупреждение.
«Осевой момент» и ошибки историков
Любой человек, обращающийся к истории Нового времени, неизбежно сталкивается c историографическим феноменом «осевого момента». Такой момент случается в «решительный час», «на перекрестке истории», когда «нация» или «эпоха» лицом к лицу сталкивается с каким-то набором исторических путей и выбирает лишь один. Поворотные события не просто возникают в потоке исторических материалов, они открываются учеными, которые порою слишком эмоционально изображают историческую драму.
Более того, хотя такие «поворотные моменты» и считают ключом к «корням» современного мира, они часто являются результатом слишком усердного поиска удаленных исторических истоков. Российская история дает превосходный пример того, к чему приводит неумеренное обращение к логике «осевых моментов». Несомненно, формирование доктрины «Москва — Третий Рим» — это один из самых известных и неверно истолковываемых эпизодов российской истории. Уже более столетия рождение доктрины Третьего Рима описывали и описывают в монографиях, обзорах и популярной литературе как фундаментальный перелом в исторической эволюции России.
Использованные материалы
«Ὁ Ἅγιος Φιλόθεος ὁ Κόκκινος, Πατριάρχης Κωνσταντινούπολης», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, —
«Свят. Филоѳея Коккина, патриарха Константинопольского (1379)» // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, —
loan. Суparis. De transgres. palamit. I 2 // PG. 152. Col. 677; Plested. 2012. P. 96. См. О. А. Родионов. «Нил Кавасила» // Православная энциклопедия, т. 51, стр. 168. Подпись святителя Филофея в конце текста томоса: «Смиренный митрополит Ираклии председатель почетнейших и экзарх всей Фракии и Македонии Филофей.» См. Καρμίρης, Ι. Τὰ δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκλησίας, τὸμ . Ά, 2η ἔκδ., Ἀθήνα, 1960, с. 406. «Τόμος της εν Κωνσταντινουπόλει Συνόδου (1351 μ.Χ.)», Μέρος Γ΄. // «Томос Константинопольского Собора (1351 года)». Ч. 3. — Греческий сайт «Ιερεύς Σωτήριος Αθανασούλιας». — , «Соборный томос, изложенный божественным и священным Собором, собравшимся против единомышленников Варлаама и Акиндина, в царствование благочестивых и православных царей наших Кантакузина и Палеолога» (1351). / Пер. с греч. и прим. А. И. Корнакова. – СПб.: Петроград, 2020, Изд. 1-е., стр. 58.
Родионов О. А., «Каллист I (патриарх Константинопольский)», Православная энциклопедия, т. 29, с. 523-527, , со ссылкой на Cantacus. Hist. 4. 38. T. 3. P. 275. 20 — 276. 2.
Монах Моисей Святогорец. Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского —
Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский // Сайт «Святой Модест»
А.А. Михайлович. «Жизнь и труды святителя Филофея Коккина». / Литургические труды. Гимны. (Переведено на славянский язык). Прохоров Г.М. «К истории литургической поэзии…» — ; проф. Ф. И. Успенский. «Синодик в Неделю Православия». Сводный текст с приложениями. Против Варлаама и Акиндина. —
А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Житие / энкомий/ Прпмц. Анисия (12.01 / 30.12) —
А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Слово. В честь прп. Онуфрия
А. А. Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Свт. Афанасий I, патриарх Константинопольский. (06.11 / 24.10; в греческих источниках 10.11 / 28.10
А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Прпмц. Феврония (08.07 / 25.06)
А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Житие /энкомий/ Сщмч. Фока (05.10 / 22.09; перенесение мощей в Константинополь 04.08 / 22.07)
О. Н. А. «Никодим Афонский». // Православная энциклопедия, Т. 49, С. 714
(Rentel. 2005. P. 368); Ath. Pantel. gr. 770, XIV в. (см.: Красносельцев. Уставы литургии. . С. 4); (Красносельцев. 1889. . С. 36-78; он же. 1896); (Τρεμπέλας. Σ. 1-16)
«Диатакис», раздел «Диатакис патриарха Филофея Коккина» // Православная энциклопедия, Т. 14, С. 628-629 —
Тропарь, кондак, величание свт. Филофею Коккину. Источник – Ακολουθια του εν αγιοις πατρος ημων Φιλοθεου του Κοκκινου, Πατριαρχου Κονσταντινοπολεως. // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n) —
Сочинения
Свт. Филофей Коккин, патриарх Константинопольский. . |
Григория ПаламыГригорий ПаламаИсидор I ВухирГерман МарулисСавва ВатопедскийНикодим НовыйАнисииДимитрии Мироточивомсвятых апостолахтрех святителяхОнуфрииАфанасии I, патриархе КонстантинопольскомФевронииФокеФеодоре ТиронеНикодиме Ватопедском
Он был глубоким богословом, автором синаксариев, в особенности на жития современных отцов-святогорцев.
Список творений свт. Филофея Коккина:
- Устав Божественной литургии (Διάταξις τῆς Θείας λειτουργίας) .
- Устав священнослужения (Διάταξις τῆς ἱεροδιακονίας); изд.: Goar. P. 1-8; Εὐχολόγιον τὸ Μέγα. Σ. 1-12 .
- Три речи к епископу Игнатию с объяснением изречения притчей: Премудрость создала себе дом / Пер. с греч.: еп. Арсений (Иващенко). Новгород, 1898.
- Житие Исидора, патриарха Константинопольского // Записки историко-филологического факультета СПб ун-та. 1905. № 76.
- Грамота патриарха Филофея к русским князьям с увещеванием повиноваться митрополии Киевской и всея Руси. Грамота к митрополиту Алексию // Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. / Пер. с англ. Paris, 1990.
- Житие и подвиги св. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникского, поборника Веры и благочестия Православной Восточной Церкви в борьбе ее с папизмом, и чудотворца… Одесса, 1889.
- Житие и подвиги святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникского / Пер. с греч. Свято-Троицкая сергиева Лавра, 2004.
- Житие и деяния преп. и богоносного о. н. Саввы Нового, на Афонской горе подвизавшегося / Пер. с греч. с введ. и прим.: свящ. Полиена Радченко. М. 1915.
- Светило иноческих добродетелей: Житие преподобного отца нашего Саввы Нового Святогорца. СПб, 2002. (Репринт).