Брахма мухурта: во сколько нужно просыпаться, чтобы наполниться благой энергией на весь день

Содержание:

Как проходит служба в церкви

Основным богослужением служб за сутки отмечают Божественную Литургию. Во время нее вспоминают не только о мирской жизни Христа, но и предлагают соединится с ним при прохождении Таинства Причастия. По времени ее необходимо совершать между 6-м и 9-м часом до полудня. Ее еще называют обедней.

Воскресная служба в церкви в основном проводится однократно и называется Евхаристической. Перед ней проводят утреннюю. Паузы между ними нет, одна следует за другой.

Есть определенные изменения, которые произошли в церковной жизни. Основные корректировки произошли в Уставе. Повечерие в приходских храмах проводят только во время Великого поста, а полунощницу проводят только раз в год перед Пасхой. Очень редко проводят также богослужение, которое именуется 9-й час. Прочие 6 служб объединяют в две группы по три.

Вечером проводят одну за одной сначала вечернюю, затем утреннюю и 1-й час. Накануне праздничных и воскресных дней все эти службы соединяют в одну и служат вместе, которое именуют всенощным бдением. В приходских храмах такие службы проходят от 2 до 4 часов, а в монастырях – 3-6 часов.

Обязательно к прочтению: Можно ли жениться кумовьям православным

Утром же поочередно проходит 3-й, 6-й часы и Божественная литургия. Если в храме большое количество прихожан, то может проводится две литургии: ранняя и поздняя. Длительность обеих – около часа.

В те дни, когда проводить литургию запрещено, служат изображение. Так называют богослужение, которое включает в себя несколько песнопений. Но их не принято считать самостоятельными службами.

По церковным правилам к богослужениям также относят:

чтение акафистов в храме,проведение всех обрядов и таинств,чтения утренних и вечерних молитв,оговаривание правил подготовки для проведения к Святому Причастию.

Кроме проведения утренних или вечерних служб, а также часов, могут быть проведены специальные богослужении по потребности верующих. Их называют требами. Это могут быть: Крещение, Соборование, Венчание, Отпевание.

Обычно богослужения проводятся в храмах и лишь священнослужителями. Верующие же принимают участие в них только чтением молитв и пением.

Ходить в церковь на богослужения или нет – это индивидуальное решение каждого. Многие говорят, что лучше ходить в храм на буднях. Меньше людей и священник сможет уделить больше времени прихожанам. А вот на службу в субботу в церкви, воскресенье или праздничный день количество людей увеличивается и не дает такой возможности уединения.

Господь всегда с Вами!

Составные части с пояснениями

Части службы символически изображают путь человечества, пройденную им историю от создания мира до Воплощения Христа.

Вечерня

Первый возглас священника, открывающий ее – «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…». Это прославление Бога за создание мира. Затем иерей обходит церковь с кадилом, тогда как хор поет псалом 103, посвященный красоте мира, который Бог «премудростию сотворил еси». Так верующие призываются вспомнить о Рае, где Сам находился в общении с Адамом. Недаром при каждении открыты врата в алтарь, символизируя единение Творца и Его создания.

По окончании каждения врата закрываются. Прошения, которые произносит диакон перед ними – это вопль к Богу согрешившего человека, лишенного Рая.

Поются и покаянные ветхозаветные стихи, а затем песнопения воскресные, либо празднуемого события. Последнее из них всегда посвящено Богоматери, благодаря Которой Рай снова стал возможен для людей.

После этого пения царские врата открываются и происходит вечерний вход священника и диакона при песнопении «Свете Тихий святыя славы…», посвященного Христу.

Важный момент службы – читаемые по большим праздникам паремии – отрывки из пророческих и других ветхозаветных писаний, пророчески предрекающие празднуемое событие.

Лития

Эта служба происходит по большим праздникам. Священнослужители обычно исходят из алтаря на середину храма или ближе к входу, и совершают особые моления о верующих, Церкви.

В первые века христианства принято было выходить на литию в притвор, где стояли кающиеся, не допущенные к таинствам, чтобы они могли поучаствовать в общем богослужении.

По литии священник благословляет 5 хлебов, елей, вино, пшеницу. Ныне это понимается как воспоминание о насыщении Господом 5000 человек в пустыне пятью хлебами.

Интересный фактВ древности чин имел еще и практическое значение: после литии хлеб раздавался паломникам и другим богомольцам, пришедшим издалека.

Заканчивается Вечерня чтением молитвы св. Симеона Богоприимца, произнесенной им при Сретении Господа («Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…») и молитвой «Богородице Дево, радуйся…», что знаменует Воплощение Христа.

Утреня

Эта служба вся посвящена Христу. Она начинается со слов Ангельского приветствия, возвестившего в свое время пастухам о Рождении Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Шестопсалмие

Затем гасятся светильники, все свечи. Выйдя на середину церкви, пономарь начинает 6 псалмов, которые образуют Шестопсалмие и изображают бедствие человека, ожидание помощи Божией.

Прп. Пасисий Святогорец говорит:

После Шестопсалмия диакон произносит ектению (молитвенные прошения), читается кафизма из Псалтири.

Полиелей

Затем приходит самый торжественный момент Утрени – после каждения храма читается Евангелие, а потом начинается полиелей: верующие, при чтении канона праздника или святого, помазываются елеем, освященным на литии.

Завершается служба пением «хвалитных» псалмов и стихир, прославляющих Бога. Кульминацией становится Великое Славословие, начинающееся возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет!». В древности, когда моление совершалось всю ночь, к этому времени всходило солнце, все верующие славили наступление нового дня.

Первый час

По окончании Утрени совершается последование 1 часа, во время которого испрашивается благословение Божие на новый день. В состав этой краткой службы входят:

  • псалмы 5, 89, 100;
  • молитвы, посвященные Богородице и тропари празднуемому событию;
  • заключительные молитвы.

Если церковь закрыта

Иногда, особенно в провинции, храмы закрыты большую часть времени. Это связано с тем, что священники и сотрудники храма живут на пожертвования и подработки (например, в селах батюшки подрабатывают водителями, грузчиками, трактористами), поэтому часто приходят только на богослужения.

Обычно телефон храма или священника есть или на стене, или на сайте, или в канцелярии епархии. Не стесняйтесь позвонить священнику, если у вас тяжелый вопрос или необходимо креститься, венчаться, отпеть близкого человека.

Бывает и так, что храм закрыт все время и священник приезжает в определенные дни из города или в храме идет ремонт. Если об этом нет информации на стендах у храма – звоните в канцелярию епархии.

Порядок проведение литургии святого Иоанна Златоуста

Фото: Roslavlep.ru

Литургия проводится в строгом соответствии с чинопоследованием, составленным еще самим святым. Данный порядок появился во времена раннего христианства, существует до сих пор. Единственное принципиальное изменение, которое произошло за это время, заключается в том, что много веков назад в храме не существовало разделения на клирос и народ, поэтому все присутствующие исполняли божественные песнопения вместе.

Сама литургия святого Иоанна Златоуста включает в себя три части:

  • проскомидия;
  • литургия оглашенных;
  • литургия верных.

Символический смысл службы является своеобразным олицетворением земного пути, который преодолел Спаситель.

Проскомидия

Фото: Soborbrest.by

Это первая часть Литургии, на которой осуществляется приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Для этого священнослужитель, проводящий божественную литургию, берет пять богослужебных просфор и вырезает из первой просфоры небольшой кусочек в виде кубика, который имеет название Агнец. Он олицетворяет собой тело Спасителя.

В чаше смешивается вода и вино. После этого достают символические частицы из остальных просфор:

  • в честь Божьей Матери;
  • в честь девяти чинов святых, называемая девятичинной;
  • частица за живых;
  • еще одна частица за умерших.

Все частицы, вырезанные из просфор, выкладывают на специальном блюде, называемом дискос. Их располагают в строго определенном символическом порядке вокруг Агнца. Последний покрывается звездицей, которая символизирует рождественскую звезду, появившуюся на небосклоне в ночь, когда на свет появился Спаситель. После этого чаша укрывается покровами.

На клиросе во время проведения этой процедуры не прекращается чтение третьего и шестого часов.

Литургия оглашенных

Фото: Eparhia-saratov.ru

Если священник вырезает просфоры в специально отведенном для этого месте, то на этой части богослужение допускается присутствие всех без исключения прихожан, в том числе оглашенных. Оглашенными называют тех, кто готовится принять Таинство Крещения.

Эта часть божественной литургии начинается со слов священника: «Благословенно Царство». После произносится мирная ектения, исполняются псалмы 102, 145 и гимн, посвященный Иисусу Христу «Единородный Сыне».

Когда открываются Царские врата, бывает Малый вход, который проводится под пение Блаженных. Происходящее символизирует выход Спасителя на проповедь. После исполнение тропарей праздника диакон просит о спасении благочестивых, затем хор исполняет Трисвятое.

Продолжается эта часть божественной литургии прокименом и чтением Апостола. Священник затем приступает к чтению Евангелие.

В некоторых случаях в этом месте священник произносит проповедь. Если она не запланирована, то сразу переходят к ектении. В ней упоминают прихожан, за которых молятся за здравие и упокой.

Эта часть литургии святого Иоанна Златоуста завершается ектенией об оглашенных, после чего все, кто готовится к данному Таинству Крещения, должны покинуть храм.

Литургия верных

Фото: Ump-saratov.cerkov.ru

Финальная часть литургии святого Иоанна Златоуста начинается с ектении, после которой хором исполняется Херувимская песнь. В ней прихожан призывают позабыть о земном, посвятив себя прославлению Всевышнего.

Происходит Великий вход с чашей, что символизирует крестный путь, который прошел Иисус. В некоторых случаях организуется просительная ектения с основными прошениями прихожан. Далее исполняется Символ веры, после которого начинается Евхаристический канон.

Прихожане, согласно установленному порядку, должны в этот момент положить три земных поклона. Далее звучит прославление Богородицы «Достойно есть». Когда завершается исполнение «Отче наш», священнослужитель поднимает чашу, начиная причастие со священников, собравшихся в алтаре.

Затем открываются Царские врата. Чаша выносится к прихожанам, начинается их причастие. К этому Таинству верующий должен подготовиться особым образом. Предварительно нужно исповедаться, поститься, читать особые молитвы.

Вечернее богослужение.

Согласно традициям, восходящим к ветхозаветному времени, служба Богу должна совершаться непрерывно в течение суток (богослужебный день начинается в 6 часов вечера). О следовании этой традиции в православии говорят названия служб суточного круга. Всего их девять, и они соединяются в три главные богослужения: вечернее (служба девятого часа, вечерня и повечерие), утреннее (полунощница, утреня и первый час) и дневное (третий час, шестой час и литургия).

Вечерня – служба, совершаемая в благодарность за протекший день и для освящения наступающей ночи. За ней следует повечерие. Этим богослужением церковь напутствует отходящих ко сну и молит Бога о сохранении их во время сна.

Полунощница совершается в полночь (в настоящее время – перед утреней). Ее главное содержание составляет мысль о втором пришествии Христа; всем строем этого богослужения церковь внушает верующим мысль о необходимости всегда быть готовыми к встрече Бога. Молитвы утрени призваны возблагодарить Творца за прошедшую ночь и освятить начало наступающего дня.

Часами (служба первого, третьего, шестого и девятого часа) называют краткие богослужения, состоящие из нескольких избранных псалмов и назидательных молитв. См . ЧАСЫ .

Богослужебная жизнь Церкви состоит из трех циклов:

  • Годичный круг: где центральный Праздник – это Пасха.
  • Недельный круг: где главный день – это воскресенье
  • И суточный круг: в котором центральная служба – это Литургия.

Собственно, самое важное, что и нужно знать о службах – это то, что при всем их разнообразии, главная – это Литургия. Именно ради нее существует весь суточный круг, и все службы, которые проходят в храме, являются «подготовительными» к ней

(«Подготовительными» не имеется ввиду второстепенными, а значит, что они готовят христианина к главному, что может быть в его духовной жизни – Причастию.)

Внешне богослужения отличаются друг от друга более или менее торжественным видом. Например, в Литургии принимает участие весь священнический чин, который есть в храме или монастыре, а также хор. А в служении «часов» (по сути, чтения молитв и определенных псалмов) – только чтец и священник, который в этот момент скрыт в алтаре.

Основная задача церкви – это возрождение церковной жизни страны, повышение духовности населения. Именно для проведения такой работы и были созданы храмы в которых и проводят церковные службы. Каждый день в церквях, соборах проводят:

  • утренние,
  • дневные,
  • вечерние богослужения.

Часто верующие задают вопрос о том, во сколько начинается служба в церкви? В каждом приходе может быть установлено свое время проведения данного мероприятия. Но в большинстве случаев за основу могут быть взяты такие временные рамки:

  • вечерняя – с 9 вечера, вечерни и повечерия,
  • утренняя – с полуночи, утрени и 1-го часа,
  • дневное – с 3-го, 6-го часа и Божественной литургии.

Литургия проходит, как минимум, каждое воскресенье

Когда начинается Литургия? Время начала также может меняться от храма к храму. Но, как правило, служба начинается не раньше семи утра и не позже десяти.

Например, на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве расписание Литургий такое:

  • будни и суббота — начало Литургии в 8 утра;
  • воскресенье и дни больших Церковных праздников проходят две литургии: ранняя в 7 утра и поздняя — в 9 утра.

В любом случае очное расписание богослужений можно всегда узнать на сайте храма или на его территории.

Троицкий храм. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Ночные литургии проходят в самые главные христианские праздники — на Пасху и в Рождество. Есть и другие исключения. Например, на том же Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ночная Литургия проходит в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Достойно Есть» — в храме находится эта чтимая икона Богоматери, которую привезли с Афона.

Икона Божией Матери «Достойно есть» на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Почему в храмах день начинается с вечера

Ежедневно православная церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит, в свою очередь, из трех видов, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений: вечернее — из 9-го часа, вечерни и повечерия; утреннее — из полунощницы, утрени и 1-го часа; дневное — из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии.

Церковные часы

Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб. В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня.

На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о Сотворении мира, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане в соборной молитве благодарят Господа за прожитый день.

После вечерни по церковному уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущим, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола.

В полночь полагается совершать третью службу суточного круга — полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о втором пришествии Спасителя и о Страшном суде.

Перед восходом солнца служится утреня — одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит много как покаянных, так и благодарственных молитв.

Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой православная церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

3-й час (девять часов утра) служится в воспоминание событий, происходивших в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святой, и в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор.

6-й час (полдень) — время распятия Господа, а 9-й час (три часа пополудни) — время Его крестной смерти. Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы.

Главным же богослужением православной церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия.

В отличие от остальных служб, литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной вечери. По времени литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней.

Современные общественные службы

Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания устава. Так, в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы.

Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два-четыре часа на приходах и три-шесть часов в монастырях.

Утром последовательно служатся 3-й, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии — ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы изображает ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

Богослужения в православном храме

К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко Святому причащению.

Помимо ежедневных церковных служб (таких как утреня, или вечерня, или часы), совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы. Например: Крещение, Венчание, Соборование, молебны, отпевания и другие.

Богослужения совершаются обычно в храме и только священнослужителями, верующие же участвуют в них молитвой и пением.

По материалам газеты «Донбасс православный»

Простыми словами о сложном

Значение слова в православии, чем отличается от вечернего богослужения?

В большинстве православных приходов современной России всенощная – это идущие друг за другом службы:

  • Великой Вечерни (накануне больших праздников – Повечерия);
  • Утрени;
  • Первого часа.

Такое богослужение совершается накануне воскресной службы, а также перед великими праздниками, днями памяти особо чтимых святых, престольных праздников той или иной церкви.

Кроме того, по желанию настоятеля, или по местной традиции, оно может быть совершено накануне любого другого церковного торжества, памяти особо почитаемого святого.

Отличие всенощной от вечернего богослужения по будним дням состоит в большей торжественности и продолжительности, так как во время его:

  • как правило, читаются по книге особые паремии (отрывки из Ветхого Завета) на память праздника или воспоминаемого великого святого;
  • может служиться лития и происходить освящение хлебов;
  • как правило, читается несколько канонов;
  • происходит помазание верующих елеем.

Продолжительность в субботу и другие дни

В большинстве церквей служба продолжается около 2 часов, в монастырях ее длительность может увеличиваться до 3 часов. Начало богослужения обычно с 17 или 18 часов, практика моления в течение всей ночи сейчас применяется очень редко.

Положена ли исповедь?

По установившейся практике, исповедь обычно проводится во время вечернего богослужения. Не исключение и всенощная.

Вместе с тем, на небольших приходах, где священнослужителей не хватает, таинство может быть перенесено на время после службы, либо утро перед началом литургии. Поэтому время исповеди лучше узнавать в конкретном храме.

Правила посещения храма

Существует негласный свод простых правил посещения храма, которые обычно подсказывает человеку его собственно сердце:

  1. Утром на литургию нужно прийти до начала, чтобы не спеша помолиться, приложиться к святым иконам, поставить свечи. От завтрака перед службой следует отказаться.
  2. Нельзя входить в храм в состоянии алкогольного опьянения.
  3. Женщины должны быть одеты в юбки или платья длиной не выше колен, а также покрыть голову платком или шарфом. Другие головные уборы, равно как и штаны, женщинам не полагаются. Существуют свидетельства о том, что масса женщин находится в аду из-за того, что они носили мужскую одежду.
  4. Мужчины должны снимать головной убор перед входом в храм. Следует надеть штаны, отказавшись от шорт.
  5. Нельзя просто так разгуливать по храму, празднословить, покидать храм до завершения богослужения.

Нельзя посещать храм и входить в молитвенное общение со священниками, поминающими еретиков и проповедующими ересь.
Важно!

Богослужения, совершаемые в храме – неотъемлемая часть жизни православного христианина. Домашнее молитвенное правило не заменит службы в храме.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви: расписание

Примерное время утренних и вечерних служб вы можете найти в начале статьи.

Каждый храм составляет свое расписание общественных богослужений, в том числе праздничных. Общего расписания для всех храмов не существует!

Как правило, Уставом предписывается служить в праздничные дни так называемое «всенощное бдение» — особенно торжественное богослужение, которое в современной интерпретации сохранило разделение на вечерню и утреню.

Кроме того, в дни двенадцатидесятых и других больших праздников обязательно происходит Литургия, во время которой верующие причащаются.

Вместе с тем, каждое праздничное богослужение имеет свойственные исключительно ему одному сопровождающие тексты и обряды, что не может не сказаться на длительности богослужения.

Как правильно вести себя в храме

Войдя в храм, вы увидите перед иконами особые позолоченные подсвечники на много тонких свечей и несколько толстых. Они находятся перед большинством икон, а также около иконы, лежащей по центру храма на отдельном наклонном столике – аналое (это будет икона святого или события, память которого празднуется в этот день, или икона Воскресения Христова).

Чаще всего сначала приобретают свечи в церковной лавке. Первую свечу ставят именно на центральный подсвечник в храме, говоря про себя: «Господи, благослови! Пресвятая Богородица, спаси нас!». После постановки свечи крестятся и кланяются на алтарь.

Ставят свечи также перед любыми иконами, святым, изображенным на которых, вы хотите помолиться.

  • Подойдите к избранной вами иконе на любое расстояние. Перекреститесь, скажите: «Благослови, Господи (или – Матерь Божия, или – святой…)».

Наклоните к лампадке или лучше (лампадки имеют короткие фитили и могут погаснуть от соприкосновения) к чужой свече свою, зажгите от огня. Постарайтесь не накапать в лампаду воском.

Поднесите к огню другой конец свечи, чтобы воск размягчился и сразу же поставьте свечу в выбранное место на подсвечнике.

Еще раз перекреститесь, глядя на икону, поклонитесь.

Теперь можете прочитать приготовленную молитву или помолиться перед образом своими словами

Читайте молитву со вниманием, пребывайте в общении с Богом, Богородицей или святыми, обращайтесь к ним, как к живым. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи

После молитвы можно поцеловать икону по традиции – это называется «прикладываться к иконе»: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображения на иконе, перекреститесь еще раз.

Во время богослужений свечи лучше не ставить. Смотрите по ситуации, креститесь вместе с другими людьми, кланяйтесь. В храме особо никто за вами наблюдать не будет.

Святая Матрона Московская – житие и чудеса

рекомендуем к прочтению

  1. Молебен Господу Иисусу Христу
  2. Молебен Пресвятой Богородице
  3. Молебен о даровании детей
  4. Молебен иконе Божией Матери «Нечаянная радость»

Как на многих великих святых, Господь указал на будущую святость Матронушки еще при рождении. Она появилась на свет абсолютно слепой, родители хотели даже оставить ее в приюте, но во сне ее мать увидела слепую белую птицу, севшую к ней на грудь, и решила, что это знак от Господа. С раннего детства она много времени проводила в храме, на богослужениях и в свободное время, и уже в юности у нее открылся дар прозорливости: перенося с терпением физическую слепоту, молясь ко Господу, она обрела зрение духовное. Господь открывал ей прошлое, будущее и настоящее – так, однажды ночью она внезапно сказала о смерти крестившего ее священника, жившего в соседней деревне и действительно скончавшегося в это время.

Слава о маленькой святой разошлась по многим губерния России, к ней приезжали многие, но были и завистники: в 17 лет у нее внезапно отнялись ноги. Как говорила Матронушка – Господь попустил это по злобе одной женщины. Однако святая, словно взамен от Господа, получила дар целительства.

С подругой святая Матрона много паломничала, побывала в Киево-Печерской лавре и в Петербурге, где святой Иоанн Кронштадтский (о. Иоанн Сергиев, священник Андреевского собора в Кронштадте, также прославленный в лике святых), благословил ее и назвал будущим восьмым столпом России, своей преемницей.

После революции святая вместе с подругой поехала в Москву, где много лет скиталась, живя у добрых людей, скрываясь от гонителей Православия и принимая всех, просящих ее помощи. Каждый день к ней приходили за помощью около 40 человек, ночью она проводила в молитве, дремала лишь изредка. Со смирением она несла тяжелый крест телесных немощей и не роптала, а принимала волю Божию о себе. Она принимала многих, помогала всем пророческим советом, а ночью молилась обо всех. Умерла она в 1952 году.

Зачем нужно причащаться?

Случалось ли вам полюбить всей душой кого-то, кто находится очень далеко? Если да, вы хорошо понимаете, насколько в такой ситуации сильно желание во что бы то ни стало оказаться рядом с любимым человеком, прикоснуться к нему, поговорить не только посредством интернет-сообщений, но, как говорится, вживую. Именно так душа, любящая Бога, жаждет быть с ним не только в будущем, на Небесах, но уже сейчас, в земной жизни.

Некоторые считают, что для праведной жизни достаточно всего лишь совершать добрые дела и молиться. Но это далеко не так. Никогда нельзя забывать о том, что вокруг незримо роятся сотни злых духов, внушающих нам совсем не праведные мысли. И порой мы даже перестаем замечать, что грешим, считая, что живем, «как все». Бесы цепляются, точно репьи, и чем дальше, тем их становится больше. Кого-то они толкают к унынию и депрессии, кого-то отвращают от Бога и Церкви, и вот уже человек перестает задумываться о своей душе. Такой, обросшей бесами, душе очень тяжело, она стонет и плачет, а человек порой даже не может понять, почему ему так горько, почему не ладится семейная жизнь и ничего не радует. И даже добрые дела и молитвы помогают очень слабо, потому что нравственные ориентиры оказываются смазаны, ведь без Божьей помощи не всегда возможно отличить добро от зла. Постепенно такое положение вещей становится привычным.

Сложно передать словами то ощущение, которое испытывает человек после причастия — возможно, первого в своей жизни. В душе внезапно настает покой, а тело кажется таким легким, точно внезапно помолодело. Хочется петь в унисон с хором и улыбаться каждому встречному. И потом, уже после причастия, совершенно не тянет к прошлым плотским удовольствиям, а вот духовные темы, напротив, привлекают все больше и больше. В жизни начинает ощущаться Божья воля — многие события обретают закономерность и смысл, а в том, что казалось просто чередой неприятностей, внезапно открывается духовная польза.

Что такое литургия в храме? Когда она бывает?

В переводе с греческого языка слово «литургия» означает «совместное дело» («литос» – общественный, «эргон» – дело, служба).

Божественная литургия – главное суточное богослужение православной церкви. Во время этой службы верующие приходят в храм, чтобы славить Бога и причаститься к Святым Дарам.

Истоки литургии

Пример верующим, согласно Евангелию, подали сами апостолы во главе с Иисусом Христом. Как известно, накануне предательства и казни Христа апостолы и Спаситель собрались на Тайную Вечерю, где по очереди пили из чаши и вкушали хлеб. Хлеб и вино предлагал им Христос со словами: «Это тело мое», «Это кровь моя».

После казни и вознесения Спасителя апостолы стали каждый день совершать это таинство, вкушать хлеб и вино (причащаться), петь псалмы и молитвы, читать священное писание. Этому же апостолы научили пресвитеров и священников, а те – своих прихожан.

Литургия – это богослужение, на котором совершается Евхаристия (Благодарение): оно означает, что люди благодарят Всевышнего за спасение человеческого рода и помнят о жертве, которую принес на кресте Сын Божий. Считается, что первый чин литургии составил апостол Иаков.

В больших храмах литургию проводят каждый день, в церквях поменьше – по воскресеньям. Время литургии – с раннего утра до полудня, поэтому часто ее называют обедней.

Как служат литургию?

Литургия состоит из трех частей, каждая из которых имеет свой глубокий смысл. Первая часть – Проскомидия, или Принесение. Священник готовит Дары для таинства – вино и хлеб. Вино разбавляется водой, хлеб (просфора) напоминает об обычае первых христиан приносить с собой все, что нужно для службы.

После того как вино и хлеб разложены, священник ставит на дискос звездицу, затем покрывает дискос и чашу с вином двумя покровами, а сверху накидывает один большой покров, который называют «воздух». После этого священник просит Господа благословить Дары и помянуть тех, кто их принес, как и тех, за кого они были принесены.

Вторая часть литургии называется Литургия оглашенных. Оглашенными в церкви называют не крещеных людей, которые готовятся к крещению. Дьякон получает благословение от священника, выходит из алтаря на амвон и громко провозглашает: «Благослови, Владыко!». Тем самым он просит благословения на начало службы и на участие в ней всех, кто собрался в храме. Хор в это время поет псалмы.

Третья часть службы – Литургия верных. На ней уже нельзя присутствовать не крещеным, как и тем, кому запретил присутствие священник или епископ. Во время этой части службы Дары переносят на престол, потом освящают, верующие готовятся к принятию причастия. После причащения совершается благодарственная молитва за причащение, после чего священник и дьякон совершают Великий вход – входят в алтарь через Царские Врата.

В финале службы Дары ставят на престол и покрывают большим покровом, Царские Врата закрывают и задергивают завесу. Певчие оканчивают Херувимскую песнь. Верующим в это время нужно вспоминать о добровольных страданиях и смерти Спасителя на кресте, и молиться о себе и своих близких.

После этого дьякон произносит Просительную ектенью, а священник благословляет всех со словами: «Мир всем». Затем произносит: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», в сопровождении хора. После этого все присутствующие поют Символ веры, который выражает всю суть веры, и произносится в совместной любви и единомыслии.

Литургия – это не просто церковная служба. Это возможность не спеша вспомнить земной путь Спасителя, его страдания и вознесение, и шанс соединиться с ним путем причащения, установленного Господом во время Тайной Вечери.

Храм и собор

рекомендуем к прочтению

  1. Иисусова молитва
  2. Молитва для успокоения сердца и души
  3. Молебен о работе
  4. Молебен Ксении Петербургской

Отметим, что храмы и соборы открываются в разное время в зависимости от

  • Региона, местоположения;

При монастыре ли храм или приходской;

Времени года – в малых, сельских храмах;

Когда совершаются богослужения.

В первую очередь, чаще всего открываются рано и закрываются позже других большие городские соборы. Отличие храма, церкви и собора следующее:

  • Понятие «храм» означает вместилище Бога, дом Божий – то есть здание. Также в книгах апостольских Посланий и творениях Святых Отцов тело человека именуется храмом Божиим, потому что Божия благодать и Дух Святой пребывают в верующем и благочестивом человеке, приступающем к Таинствам Церкви.

Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм – одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей – например, Русская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь.

Собор – изначально главный храм города или монастыря. Сейчас такой собор именуют «кафедральным», а слово «собор» означает просто большой храм. То есть заметные большие храмы в городах будут называться соборами. Также древнерусским словом «собор», в переводе «собрание», называют по сей день съезды епископата и христиан-мирян (например, Вселенский Собор – встреча представителей всех Православных региональных Церквей, Поместный Собор – собрание одной Церкви).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector