Что такое ектения

Малая ектения

Малая ектения является предельно сокращённым вариантом великой ектении (без потери основного смысла). 1-е, 2-е и 3-е прошение её совпадают с 1-м (с прибавкой «Паки и паки»), 11-м и 12-м прошением великой ектении соответственно. Это вторая по значимости и первая по частоте появления на богослужении ектения.

Малая ектения читается после кафизм при чтении Псалтири; на полиелее после каждения; по 3, 6, 9 песни канона утрени; после 1-го и 2-го антифона (точнее, сразу после «Единородный Сыне») на литургии.

Таблица 2. Малая ектения.
Священнослужитель Хор
Диакон или священник:

1. — Паки и паки миром Господу помолимся.2. — Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

— Господи, помилуй.Поёт на каждое прошение
3. — Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. — Тебе, Господи.
Священник даёт возглас (см. ниже).
— Аминь.
Возглас после кафизмы
  • По первой кафизме: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков».
  • По второй кафизме: «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков» (как после просительной ектении).
  • По третьей кафизме: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
Возглас на полиелее

«Яко благослови́ся Имя Твое, и просла́вися Царство Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков».

Возглас после песен канона на утрене

На утреннем каноне малая ектения читается преимущественно три раза: по 3-й, 6-й и 9-й песне. Однако на Пасхальной утрене малая ектения читается после каждой песни канона, каждая со своим возгласом. Здесь приводятся все 8 возгласов. Выделены наиболее употребительные возгласы.

  • После 1 песни: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков».
  • После 3 песни: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
  • После 4 песни: «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
  • После 5 песни: «Яко святи́ся и просла́вися пречестно́е и великоле́пое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков».
  • После 6 песни: «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
  • После 7 песни: «Буди держава Царствия Твоего благослове́на и препросла́влена, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков».
  • После 8 песни: «Яко благослови́ся Имя Твое, и просла́вися Царство Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков».
  • После 9 песни: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков».
Таблица 2a. Совпадения некоторых возгласов служб суточного круга с возгласами на Пасхальном каноне
Возглас по 1-й по 3-й по 4-й по 5-й по 6-й по 7-й по 8-й по 9-й
По 1-й кафизме +
По 2-й кафизме +
По 3-й кафизме +
На вечерне (по преподании мира после просительной ектении) +
На полиелее +
Возгласы на литургии
  • После 1 антифона: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков» — как после 1 кафизмы.
  • После 2 антифона с «Единородный Сыне»: «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков» (как после просительной ектении).

Сугубные прошения и молебны

Особая молитва-просьба, обращенная к Богу во время литургии, называется сугубым прошением. Она касается нужд конкретных людей.

Молитвенные обращения могут быть:

  • о любви;
  • удачной женитьбе или замужестве;
  • поиске работы;
  • решении материальных проблем;
  • здоровье детей;
  • прощении греха искусственного прерывания беременности;
  • людях, подверженных злым духам;
  • об исцелении от болезни;
  • успехе в учебе.

Просьба подается в церковной лавке в виде записки, подписанной «сугубое прошение». Подать ее можно только за крещеных в православие. Записки передаются на алтарь, где их зачитывает священник во время молитвы на проскомидии. Когда дьякон выходит на сугубую ектенью, он призывает всех мирян в храме присоединиться к молитве о поданных прошениях.

Попросить Бога о помощи можно также, заказав частное богослужение (молебен). Молебны заказывают по тем же причинам, что и сугубые прошения. Совершаются они после Литургии или в дневное время, между богослужениями. Священник выходит к аналою и читает вступительные молитвы. Затем следуют чтение канона Богу, Богородице, святым или православному празднику в этот день. В завершении молебна священник зачитывает записки с именами, окропляет всех святой присутствующих в храме святой водой.

Текст молебна

Сугубая ектения состоит из следующих прошений:

Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).

Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услышь и помилуй.

Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве.

Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.

Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.

Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.

Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.

Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; – о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.

Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.

(В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба).

Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.

Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме, а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости).

Правила чтения

Особенность богослужения заключается в том, что ектения всегда читается в перекличке с хором, ответы которого на обращения диакона/священника называются аккламациями и могут звучать, как:

  • «Господи, помилуй»;
  • «Подай, Господи»
  • «Тебе, Господи»;
  • «Аминь».

Начиная с древних богослужений и до настоящего времени, произносится молитва диаконом (священник читает молитву в том случае, если в штате клира нет диакона). Молитвословия произносятся медленно и протяжно, каждое сопровождается крестным знамением и поясным поклоном.

Диакон или священник:

1.     Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем.

2.     Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Тис я, услыши и помилуй.

Этих двух прошений нет на вседневной вечерне и утрене всех видов (кроме утрени Великой субботы).

 

Го́споди, поми́луй (1 раз). Поет на каждое прошение.

3.Поми́луй нас, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, мо́лим Ти ся, услы́ши и поми́луй.

4.Еще́ мо́лимся о вели́ком господи́не и отце́ на́шем Святе́йшем Патриа́рхе (имярек), и о Господи́не на́шем Преосвяще́ннейшем епи́скопе (имярек) и о всей во Христе́ бра́тии на́шей.

5.Еще́ мо́лимся о Богохрани́мей стране́ на́шей, власте́х и во́инстве ея́, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́.

6. Еще́ мо́лимся о блаже́нных и приснопа́мятных созда́телех свята́го хра́ма сего́ (а́ще во оби́тели: святы́я оби́тели сея́), и о всех преждепочи́вших отце́х и бра́тиях, зде лежа́щих и повсю́ду, правосла́вных.

7.Еще́ мо́лимся о ми́лости, жи́зни, ми́ре, здра́вии, спасе́нии, посеще́нии, проще́нии и оставле́нии грехо́в рабо́в Бо́жиих, бра́тии свята́го хра́ма сего́ (а́ще во оби́тели: святы́я оби́тели сея́).

8. Еще́ мо́лимся о плодонося́щих и доброде́ющих во святе́м и всечестне́м хра́ме сем, тружда́ющихся, пою́щих и предстоя́щих лю́дех, ожида́ющих от Тебе́ вели́кия и бога́тыя ми́лости.

— Го́споди, поми́луй (3 раза).
Поёт на каждое прошение.
Священник даёт возглас.

На вечерне, утрене и литургии:

Я́ко ми́лостив и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

На моле́бне:

Услы́ши ны Бо́же, Спаси́телю наш, упова́ние всех конце́в земли́, и су́щих в мо́ри дале́че: и ми́лостив, ми́лостив бу́ди, Влады́ко, о гресе́х на́ших, и поми́луй ны. Ми́лостив бо и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

 Ами́нь.

Советы церкви

К молитвам великой, сугубой, малой и просительной ектений могут быть добавлены специальные просьбы:

  • о больных;
  • о спасении от стихийных бедствий или техногенных катастроф;
  • по случаю начала учебы;
  • освящения воды;
  • наступления Нового года;
  • погребения;
  • поминовения усопших.

Но текст таких прошений не может быть произвольным: он должен быть взят из молебных пений или получить одобрение высшего клира. Ектению нельзя «перегружать» чрезмерным количеством прошений, а также длинным поименным списком о здравии и спасении.

Православная литургическая практика позволяет после сугубой прочесть заупокойную ектению с молитвой «Боже духов…». Между ектениями недопустимо читать кондак «Со святыми упокой».

Понятие ектении

В состав большей части православных богослужений входит ектения (молитвенные прошения к Богу). Содержание и последовательность обращений установлена Типиконом.

В православной традиции приняты 8 разновидностей ектении (в зависимости от характера службы):

  • великая – 12 прошений;
  • сугубая – 8 прошений;
  • малая – 3-х;
  • просительная – 9;
  • заупокойная;
  • об оглашенных – 3-х;
  • о выходе оглашенных – 1;
  • благодарственная – 3-х.

Сугубая означает, что ее прошения к Богу читаются с особой проникновенностью.

Малая – это сокращенный вариант великой, в которой содержится призывы:

  • помолиться Господу;
  • заступничества, спасения, милости от Бога его благодатью;
  • после воспоминания Пресвятой Богородицы и всех святых предать себя воле Господа.

Просительная читается в 2-х вариантах. Каждое прошение заканчивается словами «…у Господа просим».

Заупокойная ектения бывает великая, малая и тройная. В великой заупокойной читаются 13 прошений, в малой и тройной – по 3 прошения, произвольно взятые из текста великой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector