Расписание богослужений в троице-сергиевой лавре
Содержание:
- Святыни
- История Троице-Сергиевой лавры
- Архитектура, внешний вид
- Расписание богослужений
- Как отец Герман стал монахом
- Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад
- Экскурсии в подземелье
- Архитектура, внешний вид
- История экзорцизма
- Музеи в Сергиевом Посаде
- Подворья Троице-Сергиевой лавры
- Расписание богослужений
- Храмы и часовни
Святыни
Черниговский скит в Сергиевом Посаде обладает удивительной мощной энергетикой. Место, намоленное несколькими поколениями монахов, имеет ауру святости, здесь возникает чувство умиротворения и спокойствия. Все проблемы вдруг теряют свою остроту, и возникает уверенность в помощи свыше.
Здесь нет суеты и показной набожности, сюда еще не проник дух бизнеса от веры, которым грешат, к сожалению, многие знаменитые Храмы.
В Черниговском скиту хранятся святыни:
- В соборе хранится главная святыня монастыря – мощи святого преподобного Варнавы, причисленного к сонму радонежских святых. С древнееврейского «Варнава» переводится как «сын утешения». В Черниговском ските он прожил 47 лет, из них 33 в образе святого старца. К нему приезжали, ищущие утешения и укрепления веры, паломники со всей России. В день он мог принять и исповедать до 500 чел. В частности, сам император Николай II приезжал к нему в 1905 г. вместе со всей семьей. Наместник Троице-Сергиевой Лавры назвал Варнаву «народным духовником».
- В нижней церкви Боголюбской киновии захоронены мощи Блаженного Филиппушки. Когда-то Филипп Хорев, крестьянин, родом из Владимирской губернии, имел семью и детей. Но посетившее его однажды озарение заставило бросить налаженный быт, семью и отправиться странствовать по Руси. До поселения в скиту он много лет юродствовал. Зимой и летом он ходил босым, голодал, носил нищенские обноски, мучил себя ношением вериг. Филиппушка питался подаянием, отличался необыкновенно кротким нравом и даром предсказания, его называли «прозорливым».
- На территории Скита находится захоронение Александры Григорьевны Филипповой, когда-то передавшей обители икону Черниговской Божьей матери. Свои последние годы она прожила в доме престарелых при ските, много молилась, свято соблюдала все церковные каноны.
- К двум главным чудотворным иконам Храма постоянно подходят и подолгу стоят люди, истово крестясь и шепча свои молитвы, многие стоят на коленях. Кандило (подсвечники) перед ними всегда полны горящих свечей: список с чудотворной иконы Черниговской Божьей Матери (14 сентября — Престольный праздник). Впервые икона явила чудо в 1869 г., исцелив парализованную женщину еще в Пещерной церкви Черниговской обители. Старинная икона неоднократно являла чудеса исцеления, их было зафиксировано свыше 100; список с Иконы «Нерушимая стена» защищает от сглаза, порчи, проклятия, от потери имущества, спасает во время стихийного бедствия, эпидемии, вражеского нашествия.
- Важнейшей святыней скита, чтимой и бережно охраняемой, является один из 2 священных камней, с иссеченными на них православными крестами, привезенных в дар скиту из Иерусалима русским историком и писателем А.Н.Муравьевым. Сохранившийся камень взят был Муравьевым в Гефсиманской пещере, от гроба Богородицы. Камень вставлен в киот, под ним поясняющая надпись: «на благословение Новой Гефсимании».
- В специальной раке в пещерном храме хранятся мощи святых Киево-Печерской Лавры. Приложиться к ним приходят паломники, одолеваемые болезнями и несчастьями.
- У входа в храм находится икона Божьей Матери «Молящаяся». Перед ней молятся для обретения и укрепления веры.
- На север от главного Собора на территории обители находятся захоронения монахов, попечителей и благотворителей. Здесь же лежат останки знаменитых русских публицистов и философов:
- Константина Николаевича Леонтьева (врач, дипломат, писатель и философ, принявший монашество под именем Климент);
- Василия Васильевича Розанова, русского религиозного философа, мыслителя и писателя.
История Троице-Сергиевой лавры
Если возвращаться к истокам, то можно упомянуть пару вещей. На месте пустыни, где сейчас расположена Лавра, после пары лет своего основания обзавелась новыми насельниками, которые превратили это место в монастырь (особножительный).
В итоге, в Средневековой Руси важную политическую роль сыграл тот самый храм
Он являлся опорой всей власти и важной частью политики при татаро-монгольском иге, Лжедмитриях и Семибоярщине. В Смутное время монастырь тоже был некой защитой, играл важную роль при поддержке Петра I
Видео: история лавры
Архитектура, внешний вид
Черниговский скит в Сергиевом Посаде сегодня представляет собой архитектурный ансамбль, имеющий своим центром 5-главый каменный Черниговский Храм. Большая церковь была возведена во имя Богородицы Черниговско-Гефсиманской в период с 1886 по 1889 гг. Пещерная церковь, давшая начало скиту, располагается прямо под Храмом.
Проектирование и строительство каменного надпещерного Храма производилось под руководством Н.В. Султанова. Гениальный зодчий сумел спроектировать мощный фундамент во влажной, зыбкой почве, и возвести стены храма, не повредив алтарь, находящийся под ним. Пещерная церковь была действующей весь период строительства.
В скитский комплекс, помимо Храма, входят:
- часовня во имя преподобного Владимира Сербского, устроенная над святым источником;
- 5-ярусная колокольня высотой 71 м, над главным входом в скит;
- церковь во имя Николая Чудотворца (на северо-западе от часовни);
- храм во имя благочестивых Константина и Елены (позади часовни, справа от нее);
- 2-этажный Южный келейный корпус;
- 1-этажный келейный корпус вдоль восточной ограды;
- 2-этажная трапезная вдоль западной ограды;
- Боголюбская киновия, как место погребения братьев-схимников, была основана еще блаженным Филиппушкой в 1858 г., на западе от скита, на берегу ближнего пруда. Позже над ней была возведена 2-этажная каменная церковь.
Весь ансамбль скита выдержан в псевдорусском стиле, сохраняющем классические традиции древнерусского зодчества.
Расписание богослужений
- Главная
- >
- Богослужения
Открыть расписание богослужений на текущую седмицу >>
УСПЕНСКИЙ СОБОР
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Ранняя Литургия – 06.00 | 05.30 |
Поздняя Литургия – 08.30 | |
После ранней и поздней Литургии служатся панихиды. | |
В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 14.00 без водоосвящения. |
ТРОИЦКИЙ СОБОР
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 | Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30 |
Средняя Литургия – 06.30 | 06.30 |
Молебны с акафистом преподобному Сергию – 08.30–20.30 Начало молебнов в 08.30; 10.30; 12.30; 14.30; 16.30; 18.30 | |
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения). В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения). Освященное масло можно получить за свечным ящиком. |
Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00. Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00. Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00. На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок.
НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Исповедь 1-я смена – с 06.00 | с 05.00 |
Исповедь 2-я смена – с 08.00 | с 07.30 |
ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 | 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.45 |
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20 |
ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ (вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповеди в притворе храма нет | Исповедь в притворе храма – 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.30 |
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20 |
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
Ежедневно | |
Вечернее богослужение | 17.00 |
Литургия | 08.10 |
Таинство соборования | 12.00 (кроме воскресных и праздничных дней) |
Молебен с водосвятием у чтимых святынь: икон «Неупиваемая чаша» и Свт. Спиридона Тримифунтского | Каждую пятницу |
Открыть расписание богослужений на текущую седмицу >>
Как отец Герман стал монахом
В духовном центре России Свято-Троицкой Сергиевой лавре будущий архимандрит, подвижник наших дней отец Герман оказался так.
Родился он в городе Лабинске, что на Кубани. Семья родителей была многодетная, верующая. Он появился на свет на третий день праздника Успения Пресвятой Богородицы, в период попразднства – 30 августа. А год был 1941-й… Уже началась война. В этом году его и окрестили. Нарекли крещаемого Александром – в честь святого благоверного князя Александра Невского, даровавшего русскому народу многие победы.
В школу Александр пошел в 1948 году, окончил ее в 1959-м. Потом служил в армии, в пограничных войсках. Демобилизовавшись, трудился в родном городе на заводе, заочно обучаясь там же в сельскохозяйственном техникуме.
А после поехал поступать в Московскую духовную семинарию. По окончании обучения в 1973 году сразу же был зачислен послушником в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. 16 августа 1976 года в Троицком соборе, у раки со святыми мощами преподобного Сергия Радонежского, наместник обители архимандрит Иероним (Зиновьев) постриг его с наречением имени Герман – в честь преподобного Германа Аляскинского.
Этому предшествовал удивительный случай, о котором батюшка часто рассказывал…
Как и все выпускники семинарии – Александр Чесноков задумался, какой жизненный путь избрать? И вот, вернувшись после молебна преподобному Сергию в келью, по благословению лаврского духовника сказал себе так: «Если кто-нибудь придет сейчас ко мне, буду монахом».
Через короткое время стук в дверь:
– Молитвами святых отец наших…
– Аминь.
На пороге стоит послушник и протягивает соль… Сам Александр ни о чем таком не просил… Так что увидел в этом явное указание Божие – еще и подтверждаемое словами Евангелия: вы – соль земли (Мф. 5:13).
Так и выбрал монашеский путь.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад
Год включения в Список всемирного наследия: 1993
Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. – город Загорск) – это небольшой город, расположенный в 70 км к северо-востоку от Москвы. Он сформировался вокруг древнего монастыря Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких веков играла большую роль не только в религиозной, но и в политической и культурной жизни Руси.
Уединенная пустынь (место моления) была основана в середине XIV в. в глухих подмосковых лесах сыном ростовского боярина Варфоломеем, который после стал известен как Сергий Радонежский. В XV–XVI вв. пустынь стала превращаться в большой и влиятельный монастырь
Расположение на важной стратегической дороге к русскому Северу способствовало его укреплению и включению в общую систему обороны Москвы. Героической страницей истории монастыря стала его многомесячная оборона в начале ХVII в. от осаждавших его польских интервентов
от осаждавших его польских интервентов.
Монастырь постепенно становится крупнейшим феодалом-землевладельцем. В 1744 г. ему присваивается почетное наименование лавры. В 1782 г. населенный пункт, образовавшийся вокруг монастыря, объявляют городом под названием Сергиев Посад.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался постепенно на протяжении почти шести столетий, и включает более 50 различных строений.
Первое каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в 1422–1423 гг. над гробом Сергия Радонежского, на месте прежней деревянной церкви. Для его постройки пригласили выдающихся зодчих, придавших собору все характерные черты ранней московской архитектуры. Это четырехстолпный крестово-купольный храм, сложенный из тесаных белокаменных блоков, он отличается небольшими размерами и скромным резным декором.
Для росписи интерьера Троицкого собора были приглашены выдающиеся художники того времени Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили артелью иконописцев. Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу», которая находилась здесь до 1929 г., а затем была передана Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится ее копия). Андрей Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда иконостаса. К сожалению, впоследствии росписи и интерьеры собора были очень сильно разрушены.
Во второй половине XVI в. ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился Успенским собором, а также крепостными стенами и башнями. Успенский собор на центральной площади монастыря строили на средства Ивана IV Грозного, и по его указанию он должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но в несколько увеличенных размерах. Получился массивный пятиглавый храм, в отличие от кремлевского образца сложенный не из камня, а из кирпича. В XVII в. он был расписан ярославскими мастерами, и эта роспись сохранила до наших дней свой первоначальный вид. В дальнейшем собор также неоднократно перестраивали. В 1606 г. здесь были погребены русский царь Борис Годунов с женой и сыном.
Каменные крепостные стены с башнями, придающие монастырю вид неприступной крепости, были построены всего за десять лет (1540–1550 гг.). Позднее их неоднократно реконструировали. Ныне они достигают общей длины 1120 м при высоте от 7 до 15 м.
В XVII в. архитектурный ансамбль монастыря продолжал усложняться за счет появления новых сооружений. К их числу относятся больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и Царские Чертоги, т.е. каменный царский дворец в лавре. Это также замечательная трапезная – этот зал был предназначен для праздничных обедов и торжественных приемов царя и высшего духовенства. Эксперты считают это здание прекрасным образцом «московского барокко».
В XVIII в. здесь появилась изящная пятиярусная колокольня, проект которой был создан выдающимся московским зодчим Д.В. Ухтомским. Белая 88−метровая колокольня – своего рода объединяющий центр всего монастырского ансамбля, придающий ему логическую завершенность.
В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была объявлена музеем, с 1940 г. – это государственный историко-художественныймузей-заповедник. Помимо архитектуры, огромную ценность представляет уникальное собрание древнерусской живописи и прикладного искусства XIV–XVII вв. Здесь творили многие русские писатели того времени, составляли летописи, вели переписку и коллекционирование древних книг, здесь развивались иконопись, художественные ремесла. Большую ценность представляют также произведения русского искусства XVII–XIX вв. На территории лавры располагается Московская духовная академия и духовная семинария.
Социальные комментарии Cackle
Экскурсии в подземелье
Сотрудники монастыря, монахи очень доброжелательны, смиренно-кроткие и как-то особенно спокойно-внимательные. Экскурсии проводят семинаристы из Троице-Сергиевой Лавры. Они подробно, с любовью и почтением, рассказывают историю Скита, показывают все реликвии, с готовностью ответят на любой вопрос, касающийся самых частных деталей.
Экскурсия по пещерам Скита влечет всех, большая часть туристов едут сюда именно за этим. Всего под землей, на глубине 6.5 м, было вырыто 14 маленьких келий и два больших зала. Самая маленькая келья имеет всего 2 м в длину и 1 м в ширину. Сейчас пещеры полностью восстановлены.
Стоимость групповой экскурсии по пещерам для россиян:
численность группы (чел.) | взрослые, до 10 | взрослые, свыше 10 | школьники, до 10 | школьники, свыше 10 |
стоимость (руб.) | 800 (за группу) | 80 (с 1 человека) | 800 (за группу) | 40 (с 1 чел.) |
Стоимость группового тура для иностранных граждан:
численность группы (чел.) | взрослые, до 10 | взрослые, свыше 10 | школьники, до 10 | школьники, свыше 10 |
Стоимость (руб.) | 1000 (за группу) | 100 (с 1 чел.) | 1000 (за группу) | 50 (с 1 чел.) |
Если в группе есть инвалиды-колясочники, просьба сообщить об этом заранее, братья-монахи помогут в передвижении инвалида по территории Скита. После экскурсии можно самостоятельно пройтись по скиту, зайти в Храм, помолиться у чудотворных икон, подать записки за здравие и за упокой, поставить свечи.
Святой подземный источник, бьющий с глубины 20 м, наполняет небольшое подземное озеро (Гефсиманский кладезь). Рядом с ним купель со святой водой. Считается, что, искупавшись в ней, можно снять с себя все грехи и исцелиться от болезней.
Однако вода настолько холодная (+4 градуса), что немногие решаются окунуться в нее. Купель разделена на мужскую и женскую половину. Часовня во имя преподобного Владимира Сербского, рядом с купелью, открыта ежедневно с 5.00 до 21.00.
Архитектура, внешний вид
Черниговский скит в Сергиевом Посаде сегодня представляет собой архитектурный ансамбль, имеющий своим центром 5-главый каменный Черниговский Храм. Большая церковь была возведена во имя Богородицы Черниговско-Гефсиманской в период с 1886 по 1889 гг. Пещерная церковь, давшая начало скиту, располагается прямо под Храмом.
Проектирование и строительство каменного надпещерного Храма производилось под руководством Н.В. Султанова. Гениальный зодчий сумел спроектировать мощный фундамент во влажной, зыбкой почве, и возвести стены храма, не повредив алтарь, находящийся под ним. Пещерная церковь была действующей весь период строительства.
В скитский комплекс, помимо Храма, входят:
- часовня во имя преподобного Владимира Сербского, устроенная над святым источником;
- 5-ярусная колокольня высотой 71 м, над главным входом в скит;
- церковь во имя Николая Чудотворца (на северо-западе от часовни);
- храм во имя благочестивых Константина и Елены (позади часовни, справа от нее);
- 2-этажный Южный келейный корпус;
- 1-этажный келейный корпус вдоль восточной ограды;
- 2-этажная трапезная вдоль западной ограды;
- Боголюбская киновия, как место погребения братьев-схимников, была основана еще блаженным Филиппушкой в 1858 г., на западе от скита, на берегу ближнего пруда. Позже над ней была возведена 2-этажная каменная церковь.
Весь ансамбль скита выдержан в псевдорусском стиле, сохраняющем классические традиции древнерусского зодчества.
История экзорцизма
Изгнание нечистой силы — часть церковной науки. В современное время, возможно стать профессиональным экзорцистом, окончив католический университет.
Изгнание бесов из человека — обряд очень древний, его истоки идут к моменту появления христианской культуры. Первым экзорцистом в истории был сам Иисус Христос. В Библии рассказывается, что сын Бога прогнал нечистую силу из человека и поселил ее в свиней. Тогда околдованные бесами свиньи кинулись в пропасть.
Изначально, умением избавлять от нечисти обладал лишь Иисус Христос. Затем такая способность была дарована его ученикам. Это произошло тогда, когда на них снизошел Святой Дух. Считается, что современные монахи, наделенные даром изгнания бесов, являются последователями Христа и его апостолов.
Если вдруг Вы еще не знали, то советуем прочитать о том, когда можно открывать зеркала после похорон.
Людей, умеющих изгонять дьявола, всегда было очень мало. Отчитки от злых духов были очень распространена в Средние века, когда была популярна мученица Марина Антиохийская. Известно несколько случаев ритуалов экзорцизма с трагическим концом — гибелью одержимого или священника, они даже легки в основу фильмов.
В 14 веке на Руси появилась первая литература с советами по изгнанию бесов. Ее автором был митрополит Петр Могила. Спустя столетия, экзорцизм не менее актуален, чем в прошлом, случаи одержимости злыми духами все еще существуют.
Экзорцизм в современности
Изгнание бесов не является пережитком прошлого. О современных ритуалах избавления от нечистого духа, известно следующее:
Проводить отчитки, чаще всего имеют право, священники из древних монастырей. В России существует только одно место, где до сих пор проводят обряды экзорцизма — Троицко-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад (не так далеко от Москвы). Раньше бесов изгоняли в Оптинской пустыне, но сейчас монахам запретили это делать. На территории Украины таких мест, гораздо больше — это Киевско-Печерская лавра, Почаевская лавра и еще несколько монастырей; Самый известный экзорцист в России — отец Герман, являющийся насельником в Троице-Сергиевой лавре. Отец Герман — единственный человек, имеющий благословение на проведение обрядов изгнания бесов. Он проводит массовые отчитки. Известно много случаев, когда в процессе его служб, происходили исцеления;
Некоторые критики, уверяют, что работа отца Германа — это настоящая симуляция и в роли одержимых присутствуют приглашенные актеры. Это мнение также сложилось из-за того, что чаще всего необходимо несколько обрядов экзорцизма для достижения результата. А на отчитках у иеромонаха Германа Чеснокова люди исцеляются сразу же, даже те, кто давно прикован к постели; На Украине самым популярным экзорцистом был Василий Вороновский из церкви Святого Михаила в городе Львове. К несчастью, он уже отошел к Богу; Изгнание дьявола проводится во многих монастырях Украины. Огромной известностью пользуется церковь в селе Колодиевка Тернопольской области. В сельской местности также есть местные экзорцисты, работающие даром. Они считают это своим святым долгом, но на расспросы о ритуалах ничего не отвечают, как и те, кто был ими исцелен; К игумену храма Благовещенья Пресвятой Богородицы — отцу Варлааму, приезжает множество людей не только из России и Украины, но и из-за границы. Уже более 30 лет, он проводит личные и групповые сеансы. Отец Варлаам считает, что отчитка необходима только одержимым бесами, но никак не подверженным порче и проклятиям; По словам отца Варлаама, были случаи, когда ребенок через неделю после рождения становился бесноватым. Таким образом, дети платят за грехи родителей;
Музеи в Сергиевом Посаде
Широкой известностью пользуются два музея города – Историко-художественный и Музей игрушки.
Государственный историко-художественный музей-заповедник
Историко-художественный музей действует с 1920 г. Сначала в нём демонстрировались сокровища закрывшейся до 1946 г. Троице-Сергиевой лавры. В дальнейшем коллекция пополнялась экспонатами краеведческих музеев и столичного Музея народных промыслов.
Сейчас Историко-художественный музей-заповедник – одно из крупнейших собраний русского искусства. Он состоит из четырёх корпусов. Главный находится по адресу пр. Красной Армии, 144. В его выставочном зале демонстрируются живописные, графические и декоративно-прикладные работы российских художников.
Корпус «Ризница» располагается непосредственно в Лавре, в монастырской Ризнице и Наместничьих покоях. Самые старые экспонаты датируются XIV веком. В экспозиции можно увидеть иконы, средневековые рукописи и книги, золотые и серебряные изделия, художественную вышивку. Многие компоненты коллекции – пожертвования монархов и знатных семейств.
Краеведческий корпус занимает одно из самых известных зданий города по адресу Овражный переулок, 9А. Оно было построено в 1937 г. в неоклассическом стиле с элементами конструктивизма. Шесть десятилетий в нём был детский сад. Сейчас здесь находятся Археологический отдел и Отдел истории и культуры XX–XXI вв.
Название корпуса «Конный двор» по адресу ул. 1-ой Ударной Армии, 2, связано с некогда существовавшим обширным конюшенным хозяйством Лавры. После реставрации здания здесь разместились древние археологические находки, предметы быта XIX в, крестьянские костюмы и головные уборы, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства.
Единый билет на все экспозиции и выставки обойдётся в 600 RUR. Стоимость индивидуального билета на одну экспозицию или выставку – 100 RUR, с экскурсионным обслуживанием – 150 RUR, а семейного – 250 RUR.
Музей игрушки в Загорске
Художественно-педагогический Музей игрушки был основан в 1918 г. коллекционером, художником, и искусствоведом Николаем Бартрамом в Москве. Основу экспозиции составила его коллекция игрушек, а также портретов детей русских и западноевропейских живописцев XVIII–XIX вв. С 1931 г. Музей переехал в Загорск, где расположился в старинном особняке напротив Лавры. Город был выбран не случайно. В нём издавна изготовлялись матрёшки, а деревянные игрушки для детей мастерил ещё Сергий Радонежский.
Сейчас в Музее хранятся 30 тысяч разных игрушек. Они подразделяются на разделы русских народных игрушек, восточных игрушек (преобладают японские куклы), новогодних и рождественскых, русских и западноевропейских XIX–XX вв. Демонстрируются игрушки детей последнего русского императора, первая матрёшка, которой исполнилось 110 лет. Здесь, на своей родине, обосновался и знаменитый Мишка – символ московской Олимпиады.
При Музее действует кукольный театр, причём дети вовлекаются в его представления. Можно поучаствовать и в мастер-классах по изготовлению игрушек.
Адрес – пр. Красной Армии,123. Музей работает в среду – воскресенье с 10 до 17 часов, Стоимость билета для взрослых – 150 RUR, школьного и студенческого – 80, а дети до 7 лет могут пройти бесплатно.
Подворья Троице-Сергиевой лавры
Ближайшее к Лавре подворье находится — Пятницкое — в нескольких шагах от монастырского комплекса, в него входят древнейшие в городе храмы за пределами лавры — храм Параскевы Пятницы и Введенская церковь. В Сергиевом Посаде статус подворья Лавры имеют также Спасо-Вифанский монастырь, Храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, Всехсвятское подворье.
Большинство представительств лавры располагается в малых населенных пунктах Сергиево-Посадского района: подворья имеются в селах Благовещение, Деулино, Радонеж, поселках Богородское и Лоза, городе Пересвет.
Действующие подворья монастыря за пределами Сергиево-Посадского района:
- Троице-Сергиев Варницкий монастырь (поселок Варницы, Ярославская область)
- Владимирское подворье (село Тучково, Владимирская область),
- Подворье «Куликово Поле» (село Иваново, Тульская область),
- Свято-Успенский женский скит-подворье (пос. Епифань, Тульская область),
- Черниговское подворье (город Геленджик).
Подробно о подворьях и скитах, контакты храмов — на официальном сайте Троице-Сергиевой лавры.
Подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве
Московское подворье создано еще при жизни Сергия Радонежского. С этой обителью оказались связаны важнейшие события российской истории XVI–XIX веков: в монастыре крестил своего сына великий князь Василий III, к обители приходили на покаяние горожане, признавшие Лжедмитрия. Сейчас самая почитаемая святыня Московского Троицкого подворья — икона Божией Матери «Достойно есть».
Расписание богослужений
- Главная
- >
- Богослужения
Открыть расписание богослужений на текущую седмицу >>
УСПЕНСКИЙ СОБОР
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Ранняя Литургия – 06.00 | 05.30 |
Поздняя Литургия – 08.30 | |
После ранней и поздней Литургии служатся панихиды. | |
В крипте Успенского собора ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны: в 09.00 с водоосвящением и в 14.00 без водоосвящения. |
ТРОИЦКИЙ СОБОР
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница – 05.30–06.30 | Молебен с акафистом преп. Сергию – 05.00–06.30 |
Средняя Литургия – 06.30 | 06.30 |
Молебны с акафистом преподобному Сергию – 08.30–20.30 Начало молебнов в 08.30; 10.30; 12.30; 14.30; 16.30; 18.30 | |
В воскресенье соборный молебен с акафистом преподобному Сергию – 17.00 (если нет всенощного бдения). В пятницу соборный молебен Божией Матери с акафистом – 17.00 (если нет всенощного бдения). Освященное масло можно получить за свечным ящиком. |
Накануне воскресных, двунадесятых и великих праздников после всенощного бдения с литией совершается исповедь (около 21.00), а в сам день праздника – дополнительная средняя Литургия в Трапезном храме в 07.00. Надкладезная часовня открыта ежедневно с 08.00 до 20.00. Пятницкая часовня открыта ежедневно с 09.00 до 17.00. На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужения совершаются по особому расписанию. Телефон для справок.
НАДВРАТНЫЙ ХРАМ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Исповедь 1-я смена – с 06.00 | с 05.00 |
Исповедь 2-я смена – с 08.00 | с 07.30 |
ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповедь в исповедальне Академии – 06.00 | 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.45 |
По средам совершается акафист Покрову Божией Матери (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) – 18.20 |
ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕП. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В СЕМИНАРИИ (вход с западной стороны Лавры только во время богослужения)
Будние дни | Воскресные и праздничные дни |
Вечернее богослужение (9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом) – 16.45 | Всенощное бдение – 17.00 |
Исповеди в притворе храма нет | Исповедь в притворе храма – 07.00 |
Литургия – 06.20 | 07.30 |
По средам (кроме дней, когда совершается всенощное бдение) чередуются акафист Иисусу Сладчайшему и параклисис Божией Матери – 18.20 |
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
Ежедневно | |
Вечернее богослужение | 17.00 |
Литургия | 08.10 |
Таинство соборования | 12.00 (кроме воскресных и праздничных дней) |
Молебен с водосвятием у чтимых святынь: икон «Неупиваемая чаша» и Свт. Спиридона Тримифунтского | Каждую пятницу |
Открыть расписание богослужений на текущую седмицу >>
Храмы и часовни
- Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
- Троицкий собор (1422-23 гг.): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
- Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
- Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
- Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
- Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.
- Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.
- Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
- Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
- Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.
- Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.