И после смерти

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Художник в анатомии и хирургии

Впервые я узнала о святителе Луке во время паломнической поездки по Крыму, будучи уже взрослым человеком. Позже прочитала, что святитель Лука, по молитвам к которому до сих пор получают исцеления люди, больные самыми разными болезнями, в том числе онкологическими, родился 27 апреля (9 мая по новому стилю) 1877 года в Керчи в многодетной семье аптекаря Феликса Станиславовича, происходившего из древнего русского дворянского рода. При крещении младенца нарекли Валентином (что значит «сильный, крепкий») в честь священномученика Валентина Интерамского, получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником. Подобно своему небесному покровителю он стал и врачом, и священнослужителем.

Архиепископ Тамбовский Лука, Тамбов, 1944 г.

А Лукой будущий святитель был назван при монашеском постриге в честь святого апостола Луки – врача и художника-иконописца.

Этот удивительный человек за свою 84-летнюю жизнь спас огромное количество безнадежных больных, причем многих из них он помнил в лицо и по фамилии. Такой «человеческой хирургии» владыка учил и своих учеников. «Для хирурга не должно быть «случая», – говорил он, – а только живой страдающий человек». Ради этого страдающего человека Валентин Феликсович и пожертвовал своей юношеской мечтой – стать художником.

После окончания в Киеве гимназии и художественного училища во время вступительных экзаменов в Петербургскую Академию художеств он вдруг решил, что не вправе заниматься тем, что ему нравится, «но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», т.е. медициной, т.к. именно в медицинской помощи нуждалась российская глубинка.

Впрочем, он все же стал художником – «художником в анатомии и хирургии», как сам себя называл. Преодолев отвращение к естественным наукам, Валентин с блеском окончил медицинский факультет и получил диплом с отличием. Но карьере ученого предпочел должность простого земского лекаря – «мужицкого» врача. Иногда, не имея под рукой инструментов, он использовал перочинный нож, гусиное перо, слесарные щипцы, а вместо ниток – женский волос.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий овдовел в 1919 году, потеряв любимую жену и мать четверых детей. В феврале 1921 года, в страшное время репрессий, когда тысячи мирян и священников, отвергнувших обновленчество, сидели в тюрьмах, ссылках и лагерях, хирург Валентин Феликсович стал священником. Теперь он оперировал и читал студентам лекции в рясе и с крестом на груди. Перед операцией молился Божией Матери, благословлял больного и ставил на его теле йодовый крест. Когда из операционной однажды вынесли икону, хирург не приступил к операциям до тех пор, пока у высокого начальства не заболела жена и икону вернули на место. Он всегда открыто говорил о своей вере: «Куда меня ни пошлют – везде Бог». «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», – этому принципу он остался верен до конца своих дней.

В своей автобиографии святитель-хирург писал: «Ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9; 37-38). У меня буквально дрогнуло сердце… «О Господи! Неужели у тебя мало делателей?!» Позже, через много лет, когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что этот евангельский текст был первым призывом Божиим на служение Ему».

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май». Тверь. 2007. С. 272-386 (материал использован частично)

  • БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века» (материал использован частично)

  • Страницы сайта Русское Православие:
  • Страница календаря портала Православие.ру:

  • «Служба святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому» на Официальном сайте Издательства Московской Патриархии:

    (молитвословия)

  Празднование внесено в месяцеслов по благословению патриарха Кирилла 28 ноября 2011 года, см.:

  У о. Дамаскина — 14 апреля 1877 года.

  БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века»,

  по др. сведениям — 30 мая

  Журнал «Хирургия» 1957 г., № 8, с. 127

Контроль за росписями

– Матушка Иулиания хотела, чтобы все духовенство знало историю, теорию иконописания. Сейчас это изучают в семинариях. Почему же нередко священник заказывает росписи непрофессионалам? Кто-то должен следить за качеством благоукрашения храмов?

– Преподавание – это не панацея. Потому что, во-первых, преподаватель преподавателю рознь. А во-вторых, если преподали, это не значит, что все усвоено.

Если говорить о контроле за качеством, то сейчас пытаются его организовывать. По-хорошему должна быть общецерковная комиссия, которая разбирает принципиальные вещи и самые значимые ансамбли. В некоторых епархиях действуют епархиальные комиссии, которые рассматривают крупные проекты: росписи храмов, создание самого храма и ансамбли иконостасов. Понятно, что не каждую икону – это просто нереально. И в любом случае ответственность будет на священнике, заказчике. Кое-где есть специалисты, которые отвечают за сохранность исторических памятников и смотрят, чтобы в этих храмах-памятниках не появились такие росписи, например, которые их испортят.

Сейчас уточняются полномочия и задачи общецерковной комиссии. Но до конца эта система не выстроена.

И, конечно, важен не только проект-предложение, но и претенденты-иконописцы. Надо смотреть и предыдущие работы художников, на каком уровне они выполняют, какое у них образование, уровень культуры, смогут они с этой задачей справиться или нет.

В комиссиях, где все это более-менее работает, всегда есть духовенство с художественным образованием, которое в состоянии дать адекватную оценку, как и музейные работники, работники сферы культуры.

В этом смысле можно ориентироваться на работу Издательского совета Русской Православной Церкви. Там книги просматриваются специалистами, и совет им присваивает гриф. Если, скажем, это проверенное издательство, как, например, издательство Московской духовной академии, гриф присваивается автоматически. Мне кажется, так и должно быть. Просто проверить: мастер хорошо работает, а потом уже почти не проверять.

Другое дело, если какая-то новая бригада появилась, новые мастера, может быть даже в смысле решения появилось нечто новое, может быть тогда надо посмотреть повнимательней. Это не нужно все забюрокрачивать. Конечно, должна быть какая-то свобода и право на ошибку. Но от регулирования в разумных пределах стало бы только лучше.

– Сегодня чаще приходится слышать, что иконописцы пишут «в традиции XIV века, XV века» и так далее. А как же насчет того, чтобы создавать икону XX века, XXI?

– На самом деле как раз и получается икона своего времени. И, скажем, хорошо видно, что икона шестидесятых годов прошлого века, а не восьмидесятых. Неизбежно, когда человек, изучив и научившись, создает свое произведение.

Мы в школе даем задания на самостоятельное решение иконы, начиная с третьего курса.

Всегда было искусство своего времени. Другое дело, что уже в XVI веке есть обращенность к памяти древности и часто видно, что какая-то икона создана с оглядкой на какое-то предыдущее время.

Проект иконостаса. Задание 4-го курса. 2001. Ю.С. Елисеева (преподаватель С.Л. Тарасова)

Так происходит и сегодня – кто-то оглядывается на ранневизантийское, кто-то – на древнерусское искусство, а кто-то – на искусство XIX века или учитывает опыты начала XX века.

И сегодня создаются новые иконописные произведения. Вдохновение иконописцы ищут в древних образцах, а создают – что-то свое, новое – и в графике, и в рисунке, и в цветовом строе… Например, это можно сказать об иконах, написанных Александром Солдатовым.

Избранные святые Германии. Фреска местного ряда храма Иоанна Кронштадтского в Гамбурге. 2008. А.Н. Солдатов

А можно идти путем реконструкции предыдущих художественных решений. Например, росписи в храме Явления Божией Матери преподобному Сергию при детском доме слепоглухих в Сергиевом Посаде.

Росписи храма Явления Божией Матери преподобному Сергию. 2012

В регионах России иконописцы могут учитывать местную практику. Допустим, наш выпускник иконописец Самсон Марзоев. Во-первых, его осетинский темперамент виден в его работах, стоит хотя бы взглянуть на росписи крестильного храма в лавре. Там видно, где рука Солдатова, где рука Марзоева – его живопись пожестче, более кавказская. Когда он работает в Осетии, то создает произведения, учитывая еще и традиции своего края.

Росписи храма Явления Божией Матери преподобному Сергию. 2012

Какими были взаимоотношения святителя Луки с детьми

Святитель Лука в кругу семьи

Михаил, наиболее близкий к отцу, так вспоминал свое детство:

Работа, поглощавшая все время доктора, очевидно не давала ему возможности много общаться с сыновьями и дочерью. Не стало легче после смерти жены, а когда святитель вступил на крестный путь исповедничества, сопряженный со ссылками, заключением, он не видел детей годами, лишь изредка имея возможность помочь им небольшими деньгами. Тем не менее, все дети святителя сохранили любовь к отцу и не роптали на него за лишения, которые им пришлось пережить. 

Держаться вместе 

Майя Дмитриевна Прозоровская, внучатая племянница святителя, говорит:

Войно-Ясенецкие всегда старались держаться вместе – и в беде, и в радости. 

Такими были и дети св. Луки. Когда он возглавил Крымскую кафедру, они вместе с семьями ежегодно приезжали в Алушту, где жил владыка, снимая маленький домик.

Сюда, как вспоминают родные, часто «набивалось до 15 человек». Сыновья, занимающие видные должности, старались как можно больше помочь отцу деньгами: они точно знали, что все его архиерейское жалованье уходит на помощь нуждающимся людям.

Вопросы веры

Но, любя отца, восхищаясь его научными достижениями, сыновья чаще всего не понимали его религиозных убеждений. Особенно болезненно было для святителя противостояние со старшим сыном, которого он не раз пытался переубедить, отвратить от практически атеистических взглядов, обычных для советского человека, да еще занимающего солидный административный пост.

Михаил Валентинович вспоминает об отце

Около 1984 г. Михаил Валентинович вспоминал, что. приезжая к отцу, он иной раз прислуживал владыке в алтаре, но считал это «не более чем игрой». Скончался Михаил Валентинович в 1992 г. Есть воспоминания родных, что в последние годы жизни он все же иногда посещал богослужения.

Терпимее относились к вере другие дети святителя, однако полностью верны Церкви остались лишь немногие родственники.

Другие потомки свт. Луки

В настоящее время память святителя стараются сохранить его родные, многие из которых оставили воспоминания о встречах со святителем, его личности. Среди них:

Майя (в Крещении — Мария) Дмитриевна Прозоровская, ныне она проживает в Крыму, и не раз делилась своими воспоминаниями о владыке на страницах прессы; 

Владимир Александрович Лисичкин, доктор экономических наук, президент Фонда свт. Луки; он – один из инициаторов причисления владыки к лику святых (1995 г.), собиратель материалов о его жизни. Его перу принадлежит около десятка книг о св. Луке. 

Интересный фактВ 2000 г. именно В.А.Лисичкину через обращение к Президенту РФ удалось добиться реабилитации святого, который, несмотря на канонизацию, числился преступником. 

Ныне ценны любые воспоминания о нашем святом современнике, благодаря которым мы можем лучше понять, чем он жил, каким был. Жизнь святителя, прошедшая среди гонений, осталась в воспоминаниях его родных, каждый из которых, идя своим путем, хранит частицу опыта и личности великого подвижника.

Наталья Сазонова

Выбор профессии

Валентин Войно-Ясенецкий мечтал стать художником и, уже сдав блестяще экзамены, передумал. Строка из Библии «Жатвы много, а деятелей мало» натолкнула его на раздумья о пользе выбранной профессии и подтолкнула к осознанному выбору деятельности врача.

Кажется, что Валентин Войно-Ясенецкий всю свою жизнь искал лишь трудности:

  • отказался от профессии художника (им была написана лишь одна картина — портрет горячо любимой жены, которая рано умерла от туберкулеза);
  • погубил карьеру врача, отказавшись жить и работать за большие деньги в столице. Уехал в глухомань трудиться за гроши земским врачом, так как считал, что только так он сможет помогать людям;
  • постоянно портил отношения с властями;
  • принял сан священника в годы гонения на церковь (1921 год), что приравнивалось в то время к самоубийству.

О чем просят

К Святителю обращаются с различными просьбами.

Благословление для родителей

Лука помогает практически всем, но сфера его деятельности, прежде всего, связана с медицинской областью. Если родители уже взрослые, испытывают трудности со здоровьем, то дети могут попросить Святителя Луку о выздоровлении или облегчении мук, которые они испытывают. Молитва Луке:

«О всеблаженный исповедник и святитель Божий отче наш Луко. В умилении сердец наших, мысленно припадаем ко святым твоим мощам, и как отца нашего просим услышать нас грешных, и молитву нашу принести ко Престолу Божьему. Моли его утвердить нас в вере и благочестии, пастырям, коим вверено спасение душ людских, даровать усердие и мудрость, и каждому ниспослать то, что послужит ему во благо на путях этой временной и быстротечной жизни.

О, святитель Божий, отче Луко. Подай нам свое архипастырское благословение, и, хранимые твоим молитвенным ходатайством, избавимся от козней лукавого, избежим взаимной вражды, расколов и жизненных нестроений. Наставь нас на путь праведных, и моли о нас всесильного Бога. Да, сподобимся в жизни вечной славить вместе с тобой Единосущную и Нераздельную Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

В сложные моменты жизни

В сложные моменты жизни не лишним будет обратиться и к Луке, особенно если проблемы связаны со здоровьем. При этом молитву желательно читать не только самому человеку, но и его родственникам (икона должна прилагаться).

О здоровье детей

Самая сильная защита для ребенка — это молитва, произнесенная его матерью Луке. Для того чтобы молитва начала действовать быстрей, нужно поставить около больного ребенка свечу у изголовья, поставить за ним образ святого. После этого каждый вечер читается молитва Луке.

Счастье в личной жизни

Счастье в личной жизни может быть разное: кто-то хочет выйти замуж, другие родить ребенка, а третьи — избавиться от проблем со свекровью. Разницы нет, ведь Лука поможет каждому. Главное — грамотно просить его об этом. Для начала необходимо пройти обряд отпущения грехов. После этого нельзя не только прибегать к вредным привычкам, но и максимально сделать смиренной свою жизнь. Молитва читается каждый день до сорока раз перед иконой Луки.

Перед операцией

Перед операцией всегда возникают сомнения и страхи, ведь это рискованная ситуация, даже если есть гарантии успеха

Молятся в этой ситуации Луке, при этом важно:

  • перед операцией помолиться, поставить три свечи за здравие (если это не может делать больной, то делает его ближайший родственник);
  • три дня соблюдать строгий церковной пост, если это разрешается медицинской практикой;
  • повторить молитву Луке три дня перед операцией по сорок раз.

Если сам больной слаб и не может произносить молитву Луке, то это могут выполнить за него родственники.

Исцеление

Молитву Луке можно произносить и в домашних условиях. Потребуется зажечь 12 церковных свечей, поставить в середину стакан со святой водой. Необходимо перед каждым прочтением молитвы креститься и отпивать глоток воды. Читают до полного исцеления от болезни.

Научная деятельность

Впервые разработал регионарную анестезию при операциях, предложил методику обезболивания путем инъекции этилового спирта в стволы пораженного тройничного нерва и в тройничный узел, оригинальный способ ушивания раны, расположенной на периферии диафрагмы (способ Войно-Ясенецкого), рекомендовал в технически трудных случаях способ мобилизации селезенки и перевязки ее сосудов на уровне верхнего края по задней поверхности хвоста поджелудочной железы при спленэктомии (способ Войно-Ясенецкого); разработана техника ушивания пузырно-влагалищных и пузырно-маточных свищей со стороны мочевого пузыря, методика операций при ущемленных грыжах, осложненных флегмоной грыжевого мешка, а также методика удаления слезного мешка при лечении серпингинозных язв роговицы глаза.

В годы Великой Отечественной войны он одним из первых указал на необходимость раннего и радикального лечения остеомиелита, осложняющего огнестрельные ранения.

Описал топографо-анатомические ориентиры — проекцию седалищного нерва на кожу задней поверхности бедра (линия Войно-Ясенецкого) и оригинальный метод его блокады.

Разрабатывал вопросы гнойной хирургии. Наиболее точно и доказательно разработал принципы лечения в гнойной хирургии: 1) адекватное обезболивание; 2) определение правильных анатомо-топографических ориентиров гнойной полости и затеков; 3) широкое вскрытие гнойной полости и затеков; 4) гемостаз при проведении операции; 5) постоперационная иммобилизация.

Вера и наука

Сложно кратко показать многогранность земного пути святого – доктора медицинских наук, профессора, единственного священнослужителя Русской Православной Церкви, ставшего лауреатом Государственной (тогда – Сталинской первой степени) премии в сфере науки за 1946 год. Почти 40 лет служения в епископском сане. Десятилетия хирургической практики, тысячи спасенных жизней, в том числе – раненых воинов в годы Великой Отечественной войны. Более 100 серьезных научных работ, разработка оригинальных методов анестезии и оперирования. Около 1250 текстов проповедей, богословско-философский труд «Дух, душа и тело» и работа «Наука и религия» как кредо человека, никогда не противопоставляющего эти понятия.

Исповеднический путь владыки Луки – это 11 лет тюрем, допросов, пребывания на грани жизни и смерти, ссылки в сибирскую глушь и Заполярье по четырем сфальсифицированным уголовным делам.

Его классические труды по хирургии и сейчас изучают будущие врачи, а церковное почитание святителя ведется в Украине, России, Греции, Балканских странах. Сам святитель не одобрял попыток противопоставить свои ипостаси как архипастыря и врача: «Не пробуйте разделить хирурга и епископа, – призывал он. – Образ, разделенный надвое, неизбежно окажется ложным». В работе «Наука и религия», других трудах он аргументированно доказывал абсурдность спекулятивно-атеистического противопоставления Веры и Науки: «Наука без религии – небо без солнца. А наука, облачённая светом – это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира». Приводил примеры выдающихся ученых-естественников, чьи глубокие открытия в деле исследования природно-физического мира подвигли их к глубокой религиозности – настолько необъяснимо сложными и гармоничными представали процессы мироздания…

«Святитель Лука, – писал кандидат медицинских наук, военный врач Т.Бараев, – изначально строил мировоззренческие позиции на христианской морали, опираясь на веру в Бога и глубокую религиозность». 

Ощутила огромную любовь Святителя и врача

Иногда по ночам у меня случались приступы сильной боли в правом придатке. И вот однажды в очередной раз просыпаюсь среди ночи с болью, которая мгновенно нарастает. Что делать? Можно, скрючившись, ползти на кухню за обезболивающим. Но в нашей маленькой квартире везде спят люди – пожилые больные родители, дочка. Я горячо обращаюсь к святителю Луке. Буквально кричу про себя: «Батюшка Луко, моли Бога обо мне!» И вижу, как ко мне кто-то бросается в темной выцветшей рясе

Боль исчезает, я осторожно поворачиваюсь…

Нет, боль не прошла. Кричу опять: «Еще не всё, вернись!» Святой Лука, – а это, конечно же, был он, – так же быстро возвращается, и боль совсем проходит. Я ему очень благодарна – ведь он «забежал» ко мне, явно будучи очень занятым. И в эти мгновения, когда он был со мной, я ощутила его огромную любовь и доброту! Спасибо, батюшка!

Анна, Смоленск

Статьи на Православие.Ru

Спустя пару-тройку дней мне назначают сдать в очередной раз анализ. И вдруг результат… Инфекции нет!

Ему хотели ампутировать ноги по колено. Переводили из госпиталя в госпиталь. В Тамбове он узнал о враче «из бывших», который… служит в городском соборе.

Горячая и усердная молитва к Богу через взывание о помощи к святителю способна учащенное биение сердца перевоплотить в подлинное чудо.

«Во время болезни человек проходит путь, который может полностью очистить его душу», ‒ убежден видный нейрохирург, профессор Андрей Басков.

Верующие просят о помощи святителя Луку, прикладываются к частице его святых мощей или к чудотворной иконе — и получают исцеления.

Пальцы пришлось ампутировать: железная дверь полностью размозжила их. Мальчик помолился: «Святой Лука, я не знаю, что ты там будешь делать, но я хочу играть на фортепиано!» И святитель помог.

Заболела моя маленькая дочь пяти лет. Началась рвота, которая все не прекращалась. Решили сделать МРТ и обнаружили под черепом, за левым ухом, опухоль.

Он проснулся ночью от того, что почувствовал: вся подушка пропитана кровью. Машинально приложил руку к затылку: кровь была из опухоли, но самой опухоли не было… А на ее месте был как бы хирургический разрез длиною примерно три сантиметра!

У ребёнка Вали вдруг начал расти живот. Выдвигались предположения: водянка, рахит и даже… ложная беременность.

Что увидели в жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого) создатели фильма о нем, дав картине такое название – «Излечить страх».

Он всегда шел на обострение – никаких компромиссов, поэтому с ним было всегда очень тяжело, люди пишут об этом. И, в то же время, совершенно очевидно, что его душа была преисполнена любви. (MP3 файл. Продолжительность 16:35 мин. Размер 12 Mb)

11 июня, в день кончины, почитается память священноисповедника архиепископа Крымского и Симферопольского Луки, фактически нашего современника, почившего в 1961 году.

Главное то, что люди, приходящие к святителю Луке, потом начинают исповедоваться, причащаться, понимают, что болезнь – это один маленький эпизод в их жизни, хотя порой непростой эпизод.

В день памяти святителя Луки о его чудесной помощи рассказывают ваши письма, наши дорогие читатели!

В докладе «Этическое наследие Святителя Луки. Клятва В.Ф. Войно-Ясенецкого» я касаюсь тех этических принципов, которые Святитель Лука, с одной стороны, выработал как теоретик православной этики, а с другой стороны, выстрадал как практикующий хирург.

«Надо идти пешком к святителю Луке», – объявил я сыну, хотя уже не мог наступать на пятку – такую адскую боль вызывал каждый шаг.

Я руку его запомнила, такую большую, тёплую. И так мне его за эту руку держать уютно, что вот так бы и прижалась щекой. С самого начала я ему как-то доверилась. А он меня сразу стал называть Юлочкой, и называл так уже всё время.

Святитель Лука учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений. В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.

«Письма советского Баламута» – так можно назвать эту книгу, куда вошли секретные донесения уполномоченных в Совет по делам религий. Их пристальный недоброжелательный взгляд был направлен на деятельность святителя Луки (Войно-Ясенецкого), Крымского архиепископа, выдающегося хирурга, лауреата Сталинской премии. Выход сборника документов «Разработку Луки продолжаем…» приурочен к 50-летию со дня кончины святителя.

Какого числа день рождения святого

Биографы святого называют днем его рождения 27 апреля 1877 г., или 9 мая по новому стилю. Ранее применявшийся в России юлианский календарь «отстает» от современного летоисчисления на 13 дней. Поэтому иногда происходит путаница датами рождения святого называют 14 апреля или 10 мая нового стиля, что ошибочно.

Дни памяти святителя – точно вехи его пути врача и христианина. Тут работал за всех врачей сразу, там победил тиф, сделал уникальную операцию. А самое главное – везде, всегда был верующим человеком, не скрывавшим своих убеждений. Поэтому он – не просто врач, но тот, через кого Господь совершал чудеса исцеления тела и души.

Наталья Сазонова.

Трудовая деятельность

В 1904 г. добровольцем ушел на русско-японскую войну, в 1917 г. получил место главного врача и хирурга городской больницы Ташкента. В г. Чите заведовал хирургическим отделением военного госпиталя.

В 1905-1908 гг. работал хирургом в земских больницах Симбирской, Саратовской, Курской и Ярославской губерний. В 1910-1916 гг. заведующий больницей в Переславле-Залесском Владимирской губернии. В начале Первой мировой войны одновременно заведовал госпиталем для раненых в Переяславле-Залесском.

В 1917-1923 гг. главный врач и хирург кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии Ташкентского университета.

В 1921 г. принял сан диакона, затем священника.

В 1923 г. принял обет монашества (был наречен именем Апостола, Евангелиста, врача и художника Луки) и стал епископом Туркестанским и Ташкентским. Был арестован и обвинен в антигосударственных сношениях с оренбургскими казаками. В 1923 году выслан на два года в административную ссылку в Туруханский край, где продолжал врачебную деятельность. По возвращению из ссылки в начале 1926 г. был епископом Ташкентским и Туркестанским до сентября 1927 г. В апреле 1930 г. вторично арестован и сослан в административную ссылку на 3 года в «Северный край».

По освобождении 20 декабря 1933 г. из ссылки работал хирургом в г. Андижане и г. Ташкенте до 1937 г.

В 1936 г. возглавил самый большой хирургический корпус Института неотложной помощи. В 1937 вновь был арестован.

Весной 1941 приехал в Томск. Помимо лечения профессора П.С. Федорова, он в течение двух месяцев изучал литературу по гнойной хирургии на немецком, французском и английском языках, имевшуюся в Научной библиотеке ТГУ. В апреле 1941 – профессор-консультант ТМИ.

30 сентября 1941 г. был переведен в Красноярск, где проработал до 28 января 1944 г. хирургом-консультантом эвакуационных госпиталей, оставаясь при этом ссыльным.

В 1942/43 читал курс военно-полевой хирургии в Красноярском медицинском институте.

В октябре 1942 г. епископ Лука был возведен в сан архиепископа и в марте 1943 г. возглавил Красноярскую Епархию. В январе 1944 г. был назначен архиепископом Тамбовским, где одновременно трудился хирургом-консультантом эвакуационных госпиталей. В 1952 г. оставил практическую хирургическую деятельность, в мае 1946 г. был назначен архиепископом Крымским и Симферопольским.

С 1949 по 1951 гг. – консультант военного госпиталя.

Читал лекции в госпиталях и проповеди в церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector