Обновленчество
Содержание:
- Нововведения обновленцев на Втором Поместном Всероссийском соборе пошатнули его позиции
- Лидер обновленцев — Александр Введенский: незаурядный, но честолюбивый священник
- Его славные деяния будут жить в веках
- Ликвидация контрреволюционных элементов в церкви
- Образование «Живой Церкви»
- Антирелигиозная кампания
- организации
- Примечания и использованная литература
- Благоволение коммунистов к церковным консерваторам
- Значение «Обновленчество» в словарях
- Библиография [ править ]
- Революция 1917 года
- Лидерство и администрация [ править ]
- Обновленчество постепенно угасало, а традиционное православие возвращало влияние, пока Церковь снова не объединилась в 1946 году
- влияния
Нововведения обновленцев на Втором Поместном Всероссийском соборе пошатнули его позиции
На нём обновленцы вынесли решение об извержении из сана патриарха Тихона. Также введены следующие изменения:
1923
в апреле этого года прошел Второй Поместный Всероссийский Собор который стал первым обновленческим
- упразднено патриаршество;
- вынесена резолюция о поддержке Советской власти;
- церковь перешла на григорианский календарь;
- узаконено второбрачие клириков;
- монастыри закрыли;
- женатых и безбрачных епископов стали считать равнозначными;
- высшее церковное управление преобразовали в Высший Церковный Совет;
- участники Собора в Сремских Карловцах отлучены от Церкви.
Собор в Сремских Карловцах — также известен как Первый Всезарубежный собор.
Его организовали в 1921 году после того, как Белое движение проиграло в Гражданской войне.
Это было по большей части политическое мероприятие, где озвучивались призывы к свержению нового режима мировыми державами для восстановления прежней власти на русских землях.
Эти решения не способствовали укреплению позиции обновленцев среди верующих. Курс нового руководства разочаровывал всё больше людей и вызвал критику среди управляющего духовенства. Например, архимандрит Палладий (Шерстенников) отмечал следующие негативные стороны новой церковной политики:
Палладий (Шерстенников)
архимандрит
Другие священнослужители тоже замечали, что саны, награды и титулы раздают, кому попало. Исчезло всякое представление о постепенном восхождении по службе. Новоиспечённые священники не хотели ждать годы.
Им позволяли «перескочить» через сан епископа сразу в архиепископы, лишь бы потешить самолюбие. В итоге представителей высшего духовенства накопилось до безобразия много.
Но образ жизни этих людей далеко не соответствовал обычному представлению о священниках. Напротив, всюду в рясах ходили пьяницы, которые не то, что слушать Бога, но даже долг свой перед паствой выполнять не умели.
Обновленцы раздавали церковные саны и титулы кому попало.
В 1923 году патриарх Тихон вышел из заключения. Его власть всё ещё признавалась Церковью, а он, в свою очередь, не признавал обновленчество. В итоге многие священники начали каяться.
Православная Церковь возрождалась в привычную, патриаршую. Советская власть не приветствовала это, не признавала, но и остановить не могла. Максимум, что смогли большевики, — объявить старую Церковь нелегальной.
Однако, позиция Советской власти — это не так страшно, как та участь, которая постигла обновленчество. Оно стало терять приверженцев и переживало кризис.
Лидер обновленцев — Александр Введенский: незаурядный, но честолюбивый священник
Советской власти даже не пришлось ничего изобретать, так как на примете уже имелись священники, недовольные текущим положением дел в Церкви. Главным идеологом раскола стал священник Александр Введенский.
Александр Введенский — идеолог и лидер обновленческого движения
При всём том, что он сыграл негативную роль в истории православной Церкви, нужно отдать ему должное — это был выдающийся человек. Вот интересные факты о его личности:
- умный и харизматичный;
- отличный оратор;
- талантливый актёр, способный расположить к себе;
- обладатель шести дипломов о высшем образовании.
Александр Введенский мог цитировать целые страницы на чужих языках. Однако современники отмечали, что этот священник страдал от честолюбия.
Он был радикально настроен против патриаршества, хотя со сторонниками составлял меньшинство. В своём дневнике он как-то сделал запись:
Александр Введенский
церковный деятель
Введенский — не единственный противник патриаршества, у него хватало сторонников среди духовенства. Однако обновленцы не спешили устраивать раскол. Кто знает, какое развитие получила бы вся история, если бы не вмешалась большевистская власть.
Его славные деяния будут жить в веках
Давайте посмотрим, как современники оценили его деятельность. Вот слово патриарха Алексия I перед панихидой по И. В. Сталину: здесь несложно увидеть, что патриарх говорил ровно то же, что нынешние строители главного храма Вооруженных Сил:
Публикация в Журнале Московской Патриархии, апрель 1953 г.
В том и проблема. Можно убрать Сталина из храма, но нельзя
убрать его из истории Российской Православной Церкви. Нельзя отделить дерево от
плодов.
Но никакого переосмысления так и не было сделано. Тогда в чем подвиг новомучеников, если правильным ответом было полностью подчиниться большевикам?
Ликвидация контрреволюционных элементов в церкви
Таким образом, приверженность экономической справедливости, о которой заявлял Введенский, оборачивалась необходимостью помочь органам госбезопасности физически уничтожить и изолировать черносотенные элементы в церкви.
В уставе «Живой Церкви» прямо было прописано: «Борьба с контрреволюционными элементами в церкви». Или еще более выразительно: «ликвидация контрреволюционных элементов в церкви, независимо от того, под каким бы флагом они не выступали».
Соответственно, на ключевые позиции в расколе выдвигались деятели, готовые всемерно вести подобного рода борьбу. Например, один из членов обновленческого ЦУ, священник Борис Дикарев писал в донесении в ГПУ: «Во всем обновленческом движении меня интересует теперь лишь одна его сторона, общественно-политическая борьба. Мягкость своего характера я теперь изжил и линию на сокрушение церковной черной сотни веду беспощадную».
Надо сказать, что вся деятельность обновленцев была наполнена подобного рода борьбой. Даже спустя 20 лет, уже на исходе обновленческого раскола, в существенно изменившейся исторической обстановке один из последних раскольничьих руководителей митрополит Ставропольский Василий Кожин откровенно говорил местному уполномоченному совета по делам РПЦ, что своим двадцатилетним существованием обновленческая церковь вела работу, сводящуюся в конечном итоге к изъятию реакционных элементов тихоновской церкви.
Как видно из этого признания, и не только из него, главным содержанием деятельности обновленцев был повод поиска контрреволюционеров в церкви и изъятие реакционных элементов из нее. Иными словами, сущностью обновленческого раскола было непрерывное доносительство. Все остальное – разговоры о необходимости церковных реформ, об оживлении церкви и так далее, было не более чем прикрытием.
Конечно, данный вывод может выглядеть несколько упрощенным, не все обновленцы были записными доносчиками, как Дикарев или Кожин. Среди них встречались и те, в искренней религиозности которых трудно усомниться, однако такие люди, в действительности стремившиеся внутренне обновить церковь, оказывались в расколе чужеродными элементами и зачастую не уживались в нем.
С другой стороны, и в тихоновской церкви находились те, кто шел на сотрудничество с органами госбезопасности. Были такие даже в ближайшем окружении Патриарха Тихона, например, Серафим Александров, носивший в церковных кругах выразительное прозвище Лубянский митрополит. Можно предположить, что с годами процент сексотов и «осведомов» на ответственных постах в Московской Патриархии возрастал.
Даже упомянутый выше Василий Кожин которого в 1945 году принудили принести «покаяние», вполне вписался в послевоенную структуру Московской Патриархии, и сменив имя на Гермоген, дослужился до сана митрополита уже в патриаршей церкви.
Однако есть разница между сообществом, которое инкорпорировали доносчики, пусть даже со временем и многочисленные, и организацией, которая изначально создавалась с целью доносительства, у которой даже в уставе была прописана как цель ликвидации контрреволюционных элементов в церкви.
То, что для тихоновской церкви оказывалось печальным побочным следствием многолетнего пребывания в условиях враждебной государственной власти, для обновленческого раскола было исконной сущностной характеристикой.
Видео: Виталий Корнеев
Образование «Живой Церкви»
«Церковная революция» началась весной
1922 года после февральского декрета об изъятии
церковных ценностей и последовавшего за ним в течение
весны заключения под арест Патриарха Тихона.
16 мая обновленцы послали письмо
Председателю ВЦИК с сообщением о создании Высшего
Церковного Управления. Для государства это была
единственная зарегистрированная церковная власть , и
обновленцы превратили указанный документ в акт передачи
им церковной власти.
18 мая группа петроградских священников
— Введенский, Белков и Калиновский — были допущены в
Троицкое подворье к содержащемуся под домашним арестом
Патриарху (это событие он сам описал в своем послании от
15 июня 1923 года). Жалуясь на то, что церковные дела
остаются нерешенными, они просили вверить им патриаршую
канцелярию для устройства дел. Патриарх дал согласие и
передал канцелярию, но не им, а Ярославскому митрополиту
Агафангелу (Преображенскому), официально сообщив об этом
в письме на имя председателя ВЦИК. Но митрополит
Агафангел прибыть в столицу не смог — после отказа
присоединиться к обновленчеству, в Москву его не
пустили, а позднее взяли под стражу .
«Как и было запланировано, обновленцы
используют кампанию изъятия церковных ценностей в целях
дискредитации Патриарха».
19 мая Патриарх был вывезен из Троицкого
подворья и заключен в Донской монастырь. Подворье заняло
обновленческое Высшее Церковное Управление. Для
видимости, что управление законно, был склонен к работе
в ВЦУ епископ Леонид (Скобеев). Обновленцы встали у руля
церковной власти.
Не теряя времени, ВЦУ (Высшее Церковное
Управление) рассылает по всем епархиям воззвание
«Верующим сынам Православной Церкви России». В нем, как
и было запланировано, обновленцы используют кампанию
изъятия церковных ценностей в целях дискредитации
Патриарха. Вот выдержки из него: «Пролилась кровь, чтобы
не помочь Христу — голодающему. Отказом помощи голодному
церковные люди пытались создать государственный
переворот.
Святитель Тихон Беллавин, Патриарх
Московский и всея Руси
Воззвание Патриарха Тихона стало тем
знаменем, около которого сплотились контрреволюционеры,
одетые в церковные одежды и настроения. Мы считаем
необходимым немедленный созыв поместного Собора для суда
над виновниками церковной разрухи, для решения об
управлении церковью и об установлении нормальных
отношений между нею и Советской властью. Руководимая
высшими иерархами гражданская война должна быть
прекращена» .
29 мая в Москве прошло учредительное
собрание, на котором в ВЦУ были приняты следующие
священнослужители: председатель — епископ Антонин, его
заместитель — протоиерей Владимир Красницкий,
управляющий делами — священник Евгений Белков и еще
четыре члена. Были сформулированы основные положения
живоцерковников: «Пересмотр церковной догматики с целью
выделения тех особенностей, которые были внесены в нее
бывшим в России строем. Пересмотр церковной литургии с
целью выяснения и устранения тех наслоений, которые
внесены в православное богослужение пережитым народом
союза церкви и государства, и обеспечение свободы
пастырского творчества в области богослужения, без
нарушения совершительных обрядов таинств» . Стал также
выходить журнал «Живая Церковь» под редакцией сначала
священника Сергия Калиновского, а затем Евгения Белкова.
Началась агиткампания. Везде
объявлялось, что Патриарх передал ВЦУ церковную власть
по собственной инициативе, и они являются законными ее
представителями. Для подтверждения этих слов им
необходимо было склонить на свою сторону одного из двух
названных Патриархом его заместителей: «Ввиду крайней
затруднительности в церковном управлении, возникшей от
привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным
для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора,
во главе церковного управления или Ярославского
митрополита Агафангела (Преображенского) или
Петроградского Вениамина (Казанского)» (Письмо Патриарха
Тихона Председателю ВЦИК М. И Калинину) . Были
предприняты попытки войти с Владыкой Вениамином в
переговоры.
Антирелигиозная кампания
Во второй половине 20-х гг. авторитет обновленцев стремительно падал. Они практически не проводили реформ. В начале 30-х гг. советская власть взяла курс на полное искоренение религии в стране. Правительство уже не делало различий между обновленцами и «тихоновцами». Ни одним, ни другим не удалось избежать репрессий. Их обвиняли в контрреволюции, монархизме.
В 1943 году Сталин принял новый курс в отношении Церкви. Обновленчество подлежало ликвидации, признание получил Московский патриархат. Митрополит Сергий, став патриархом Московским, упразднил обновленческие приходы и епархии. Летом 1946 года обновленчество прекратило свое существование.
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
организации
- Голгофские христиане.
- Группа 32-х.
- Живая церковь.
- Крестовоздвиженское трудовое братство.
- Религия в сочетании с жизнью.
- Священнический союз (Свещенически съюз) ( — ).
- Союз демократического православного духовенства и мирян.
- Союз общин Древле-апостольской церкви.
- Союз религиозно-трудовых общин.
- Союз церковного возрождения.
- Союз Церковного обновления.
- Христианское братство борьбы.
- Христианское содружество учащейся молодежи мужских учебных заведений (1903 — 1916).
- Христианское содружество учащейся молодежи женских учебных заведений (1905 — ).
- Церковь и перестройка.
- Секта священника Георгия Кочеткова.
- «Группа исследований относительно обновления Церкви» (Grupul de Reflecţie pentru Înnoirea Bisericii) .
- учебные заведения
- Киевская высшая богословская школа.
- Ленинградский богословский институт
- Московская богословская академия.
Примечания и использованная литература
1. Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 86.
2. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки
по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое
патриаршее подворье, 1996. — С. 305-306.
3. Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 86.
4. Одинцов М.И. Власть и религия в
годы войны. Государство и религиозные организации в годы
Великой Отечественной войны. 1941-1945. — М.: Российское
объединение исследователей религии, 2005. — С. 110-111.
5. Регельсон Л. Трагедия Русской
Церкви. — М.: Издательство Крутицкого подворья, 2007. —
С. 289.
6. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки
по истории русской церковной смуты. — М.: Крутицкое
патриаршее подворье, 1996. — С. 324.
7. Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 87.
8. Русская Православная Церковь XX век.
— М.: Сретенский монастырь, 2008. — С. 178.
9. Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 88. / ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 4. Л. 151.
10. Виноградов В., протопресвитер. О
некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона
(1923-1925) // Церковно-исторический вестник. 1998. №1.
С. 11. // Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006.
11. Там же. С. 12.
12. Там же.
13. Следственное дело. С. 731-741 и др.
// Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и обновленческий
раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад, 2006. — С. 109.
14. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 565а. Л.
58 // Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и обновленческий
раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад, 2006. — С. 110.
15. Там же. Л. 54 // Там же.
16. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т. 13. Л.
127-127 об; Опубл.: следственное дело. С. 369.// Там же.
С. 112.
17. Там же. Л. 127 об // Там же.
18. ЦА ФСБ. Д. Р-35561. Т. 1. Л. 10 //
Там же. С. 113.
19. ЦА ФСБ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 372. Л. 201
// Там же.
20. Следственное дело. С. 775 // Там
же. С. 114.
21. ЦА ФСБ. Д.Н-1780. Т. 5. Л. 175-177
об; Опубл.: Следственное дело. С. 733-736 // Там же.
22. Там же. Л. 173-174; Опубл.:
Следственное дело. С. 733 // Там же.
23. Виноградов В., протопресвитер. О
некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона
(1923-1925) // Там же. С. 29.
24. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т.13. Л.124;
Опубл.: Следственное дело. С. 741-742 // Там же. С. 123.
25. Известия ЦИК. № 117. 24 мая 1924 г.
26. Следственное дело. С. 777 //
«Патриаршая Церковь и обновленческий раскол в 1922-1925
гг.», с.124.
27. ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т.5. Л.161;
Опубл.: Следственное дело. С.379.// Сафонов Д.
В. Патриаршая Церковь и обновленческий раскол в
1922-1925 гг. — Сергиев Посад, 2006. — С. 124.
28. Шкаровский М.В. Обновленческое
движение в Русской Православной Церкви XX века. — СПб.,
1999. — С. 38.
29. Кузнецов А.И. Обновленческий
раскол в Русской Церкви. — М.: Издательство Крутицкого
подворья, 2002. — С. 401.
30. Шишкин А.А. Сущность и критическая
оценка «обновленческого» раскола Русской Православной
Церкви. — Казанский университет, 1970. — С. 279.
31. Кузнецов А.И. Обновленческий
раскол в Русской Церкви. — М.: Издательство Крутицкого
подворья, 2002. — С. 380-382.
32. ЦА ФСБ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 291;
Акты. С. 418-420 // Сафонов Д. В. Патриаршая Церковь и
обновленческий раскол в 1922-1925 гг. — Сергиев Посад,
2006. — С. 133.
33. ЦА ФСБ. Д. Н-3677. Т. 4. Л. 293 //
Там же.
34. Совершенно секретно: Лубянка —
Сталину о положении в стране (1922-1934гг.) // Там же.
С. 135.
35. Санкт-Петербургская епархия в
двадцатом веке в свете архивных материалов. 1917-1941 /
Сост. Черепнина Н. Ю., Шкаровский М. В. — СПб., 2000. —
С. 138. // Там же. С. 135.
36. Русская Православная Церковь XX
век. — М.: Сретенский монастырь, 2008. — С. 201.
37. Левитин-Краснов А., Шавров
В. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.:
Крутицкое патриаршее подворье, 1996. — С. 513-514.
38. Кузнецов А. И. Обновленческий
раскол в Русской Церкви. — М.: Издательство Крутицкого
подворья, 2002. — С. 435.
39. Русская Православная Церковь XX
век. — М.: Сретенский монастырь, 2008. — С. 202.
40. Левитин-Краснов А., Шавров
В. Очерки по истории русской церковной смуты. — М.:
Крутицкое патриаршее подворье, 1996. — С. 455.
41. Совершенно секретно: Лубянка –
Сталину о положении в стране (1922-1934гг.) // Сафонов
Д. В.Патриаршая Церковь и обновленческий раскол в
1922-1925 гг. — Сергиев Посад, 2006. -С. 138.
42. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 775. Л.
41 // Там же. С. 138.
43. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 113. Д. 353. Л.
9 // Там же.
44. Шкаровский М.В. Обновленческое
движение в Русской Православной Церкви XX века. — СПб.,
1999. — С. 41.
Благоволение коммунистов к церковным консерваторам
Между тем, большевики видели, что обновленческая церковь пользуется довольно большой поддержкой верующих (на Соборе 1923 года было представлено больше 12 тысяч приходов) и, вместо того, чтобы убить, как они рассчитывали, церковь как таковую, придаёт ей новую жизнь. Обновленческую церковь было сложно обвинять в ретроградстве и косности, а ведь именно это и было теми болевыми точками, по которым била антицерковная пропаганда. Поэтому руководство большевиков принимает решение частично легализовать традиционную церковь с её консервативной иерархией и застойными обычаями.
Уже в июне 1923 года они освободили из заключения патриарха Тихона и разрешили служение его клирикам. Многие верующие стали возвращаться к традиционалистам. Какое-то время большевики разжигают конкуренцию между обеими церквами. Обновленцы пытаются заручиться поддержкой Константинопольского патриархата, созвать Вселенский собор православных церквей в Иерусалиме, отсуживают (при помощи советской дипломатии) ряд зарубежных приходов, созывают, наконец, в октябре 1925 года свой последний поместный собор. На нём уже виден упадок обновленческой церкви. С конца 20-х годов она влачит жалкое существование. В конце 30-х годов развёртываются репрессии против многих её иерархов, особенно тех, кто ранее сотрудничал с большевистской тайной полицией – НКВД убирает свидетелей. Обновленческие храмы в массе закрываются.
С началом Великой Отечественной войны обновленческая церковь, как и традиционная, переживает подъём. Но в 1943 году Сталин делает окончательный выбор в пользу традиционалистов. Усилиями государства в 1946 году обновленческая церковь исчезает, её уцелевшие клирики и прихожане переходят в РПЦ МП или отходят от религии.
Главной причиной краха обновленческого движения следует считать то, что оно оказалось тесно связано с большевистской охранкой и не могло дать людям духовной альтернативы установившейся над Россией диктатуре. В то время приверженность традиционному православию стала одной из форм пассивного сопротивления большевизму. Те же, кто лояльно относился к советской власти, в большинстве своём не нуждались в религии. При иных же условиях обновленчество могло иметь большой потенциал.
Значение «Обновленчество» в словарях
Обновленчество
–
Философский словарь
— оппоэиц. движение внутри рус. православия на почве недовольства верующих и части духовенства контррсволюц. политикой патриарха Тихона. Начало движения относится к маю 1922, в 1946 перестали существовать последние его очаги. С самого начала О. было неоднородным, разделилось на «Живую церковь», «Церк. возрождение», «Союз общин древлеапостольской церкви» и др. мелкие образования. В период наивысш. подъема (середина 20-х гг.) оно пользовалось поддержкой почти половины правосл. приходов и половины (37 из 73) «правящих» архиереев. Осудив контрреволюционность тихоновщины, обновленцы заявили о политич. поддержке нового, социалистич. общества, демократизировали церк. управление, потребовали пересмотра догматики, этики, литургии и др. сторон религ.-церк. жизни. Новая политич. ориентация об-новлснч. движения отражала требования времени и была с одобрением воспринята верующими и той частью духовенства, особенно приходского, к-рая приняла социалистич. революцию. О. во многом впервые сформулировало те принципы функционирования религии и церкви в условиях социализма, к-рые затем станет разрабатывать и практиковать преодолевшая обновленч. раскол Рус. правосл. церковь.
Обновленчество
–
Исторический словарь
движение в русском православии, оформившееся после Октябрьской революции 1917. Его последователи выступали за модернизацию религиозного культа, усиление выборного начала во всех органах церковного управления, расширение прав мирян в приходе и т. п. В 1922 оформились реформаторские группы («Живая церковь», «Союз церковного возрождения» и др.), создавшие в 1923 Высшее церковное управление. Под знаком идей О. прошел Поместный собор 1923, который высказался за поддержку советской власти и заявил о низложении патриарха Тихона. В конце 1923 создан синод обновленческой церкви во главе с митрополитом. После смерти обновленческого митрополита А. И. Введенского (1946) обновленцы вернулись в лоно Русской православной церкви.
Обновленчество
–
Исторический словарь
— оппозиционное движение в Русской православной церкви, возникшее в 1922 г. Несколько реформаторских групп («Живая церковь», «Союз церковного возрождения», «Союз общин древнеапостольской церкви» и др.) разработали программу церковных преобразований, рассчитанных на радикальное обновление Русской православной церкви. Поместный собор 1923 г., созванный обновленцами, высказался в поддержку советской власти, низложил патриарха Тихона, санкционировал проведение частичных преобразований церковной жизни. В 1925 г. обновленцы созвали следующий Поместный собор, на котором рассчитывали помириться со сторонниками Тихона. Собор официально отказался от проведения реформ не только в области догматики и богослужения, но и в укладе церковной жизни, что явилось практически отказом от обновленчества.
Библиография [ править ]
- А. Левитин-Краснов и В. Шавров. Очерки по истории русской церковной смуты. Первое издание — Цюрих: Institut Glaube in der 2. Welt, 1977; Второе изд. — Материально по истории Церкви (= MPIC) 9. Москва — Künsnacht, 1996. Online .
- А. Левитин-Краснов. Лихие годы , 1925-1941 [ Бурные годы , 1925-1941]. Париж: YMCA-Press, 1977; доступно в Интернете . Анатолий Левитин (1915–1991) — бывший обновленческий диакон и друг Введенского; в 1970 — е годы он стал хорошо известный советский права человека активист.
- , Mistyka i rewolucja. Александр Wwiedeński i jego koncepcja roli cerkwi w państwie komunistycznym, Nomos, Kraków 1995
- М. В. Шкаровский. Obnovlencheskoe Движение в русской Pravoslavnoi Cerkvi XX века . Санкт-Петербург, 1999.
- Соловьев И.В., изд. Обновленческий Раскол: Материально для церковно- исторической и канонической характеристики. MPIC 27. Москва, 2002.
- Л. Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917–1953 [ нужен лучший источник ]
Революция 1917 года
После Февральской революции 1917 года обновленчество приобрело большую силу и популярность, но действовало пока в рамках единой церкви. Иные из обновленцев сочувствовали революции из идейных побуждений, считая нужным совместить христианство с его заповедью «не трудящийся да не ест!» и социализм. Другие надеялись сделать с помощью новых властей карьеру в церковной иерархии. Отдельные лица стремились прямо к политической карьере. Так, протоиерей Александр Введенский организовал «Рабоче-крестьянскую христианско-социалистическую партию», которая даже выставила свой список на выборах в Учредительное собрание осенью 1917 года.
Те и другие возлагали большие надежды на Поместный собор Православной Российской церкви, открывшийся в августе 1917 года в Успенском соборе Московского кремля. Обновленцев поддерживал член Временного правительства, обер-прокурор Синода В. Львов.
Большинство Собора заняло консервативную позицию. Восстановлением патриаршества Собор разочаровал обновленцев. Зато им понравился декрет Совета народных комиссаров об отделении церкви от государства. В нём они увидели возможность осуществления церковных преобразований при новой власти.
Во время гражданской войны большевикам было не до системной борьбы против традиционной церкви. Когда упомянутый Александр Введенский (будущий глава обновленческой РПЦ в сане митрополита) в 1919 году посетил председателя Петросовета и Коминтерна Г.Е. Зиновьева и предложил ему заключить «конкордат» между обновленческой церковью и советской властью, авторитетный большевик ответил, что это пока неуместно. Но если обновленцам удастся создать сильную организацию, она получит поддержку власти, заверил Зиновьев.
Лидерство и администрация [ править ]
Центральный административный орган обновленческой церкви, как и вся ее администрация, находился в состоянии постоянного изменения и несколько раз менял названия за 28-летний период своего существования. Первоначально она называлась Высшее Церковное Управление ( Высший церковное управление ), затем Высший Церковный совет (1922-23). Впоследствии он принял более традиционный стиль: Священный Синод Православной Церкви в СССР (1923–1933). Его президент обычно считался верховным иерархом церкви, независимо от того, какую кафедру он занимал.
В более поздние годы обновленческая администрация начала больше склоняться к более «традиционалистским» названиям. В 1933 году была введена должность Первоиерарха ( Первоиерарх ) в противовес «Тихонитской» Церкви, у которой не было Патриарха до 1943 года. Эта должность была предоставлена тогдашнему Председателю Синода , однако с тех пор В середине 1920-х годов вся власть обновленческой церкви сосредоточилась в руках ее фактического лидера митрополита Александра Введенского . Во второй половине 30-х годов у А. Введенского возник весьма своеобразный конгломерат придуманных специально для него титулов: Митрополит — Апологет — Евангелизатор и Заместитель Первоиерарха.. Осенью 1941 года он сам принял титул Первоиерарха и предпринял неудачную попытку объявить себя Патриархом всех Православных Церквей СССР . Попытка не была воспринята его сослуживцами, и в декабре 1941 года он вернулся к своим прежним титулам.
Первоиерархи обновленческой церкви
Иерархи в должности официальных руководителей обновленческой церкви в 1922–1946 гг. Были:
- Митрополит Московский — 15 мая 1922 — 25 июня 1923 (+ 1927)
- Митрополит Одесский — 26 июня 1923 г. — февраль 1925 г. (+ 1935)
- Митрополит Московский и Коломенский — февраль 1925 г. — 6 мая 1930 г.
- Митрополит Тульский — председатель Синода 10 мая 1930 — 1933 гг .; Первоиерарх 5 мая 1933 г. — 6 октября 1941 г. (+ 1950)
- Митрополит Александр (Введенский) — заместитель Первоиерарха апрель 1940 г. — октябрь 1941 г .; Первоиерарх 10 октября 1941 г. — 8 августа 1946 г .; «Патриарх» (?) Октябрь – декабрь 1941 г.
Обновленчество постепенно угасало, а традиционное православие возвращало влияние, пока Церковь снова не объединилась в 1946 году
В том же году большевики придумали новую стратегию — объединить все обновленческие организации, сделать их управляемой структурой, поддерживать её, поработать над привлекательностью обновленчества для верующих.
1924
в этом году Патриарх Тихон запретил в служители представителей Обновленческой Церкви
ВЦС переименовали в Священный Синод, поставили нового митрополита во главу. Но суть осталась прежней. Организацией всё так же управлял Александр Введенский, а Обновленческая Церковь более не желала идти на поводу у власти.
В 1924 патриарх Тихон пошёл на ещё более суровые меры, чем раньше. Отныне он запрещал в служители представителей Обновленческой Церкви.
Советская власть попыталась распространить обновленчество за границу, но смогла лишь немного преуспеть в США.
Лидеры обновленцев: Виталий (Введенский), Филарет (Яценко), Андрей (Расторгуев) и Александр Введенский
Даже смерть патриарха Тихона не смогла исправить дела Обновленческой Церкви.
1927
в этом году патриаршая церковь была легализована
1927 году патриаршая церковь была легализована. С этого момента советская власть уже не нуждалась в обновленцах. Их стали подвергать арестам и преследованиям. Уменьшалось и их территориальное влияние.
Постепенно Обновленческая Церковь разрушалась, какие бы шаги не предпринимала. Но, тем не менее, она смогла даже пережить Великую Отечественную войну. И всё же никакие потуги не помогли обновленцам вернуть власть.
После смерти Александра Введенского в 1946 году русская православная Церковь снова стала единой. Лишь единичные архиереи отказались принести покаяние. Но они уже не имели достаточно ресурсов, чтобы спасти положение. Последний обновленческий лидер, митрополит Филарет Яценко, умер в 1951 году.
влияния
Обновленчество оказало и продолжает оказывать значительное влияние на церковную реформу, распространение модернизма и экуменизма в Русской Православной Церкви. Отношения с советскими и постсоветскими властями также выстраиваются по образцу, показанному обновленцами в дореволюционное и революционное время.
Многие обновленцы в разные годы перешли в Русскую Православную Церковь и сыграли там большую роль: митр. Сергий (Страгородский), митр. Сергий (Ларин), о. Сергий Желудков, А. Ф. Шишкин, Анатолий Левитин и др.
Разработки обновленцев стали основой для возрождения модернистского богословия и экуменизма в послевоенные годы. В этом отношении мирология является прямой идейной наследницей обновленчества. Модернистские секты в Русской Церкви также испытали значительное и в некоторых случаях определяющее влияние обновленчества: например, секта священника Георгия Кочеткова.
Наследникам обновленчества близка секуляризационная повестка дня обновленцев, которые, как и современные реформаторы, пытаются дать ответы на вызовы, которые ставит перед ними массовое общество, либеральное или тоталитарное.
Положительным опытом обновленцев считается их сотрудничество с Советской властью, и в том числе с репрессивными органами: «Раскол имел и позитивные итоги, так как обновленцы первыми выстроили взаимоотношения с советской властью… Вскоре примеру обновленцев последовал митрополит Сергий (Страгородский), легализовавший свой Синод и отдаливший, хоть и на короткое время, репрессивные меры в отношении большинства духовенства». Сотрудничество обновленцев с ВЧК-ОГПУ-НКВД считается наследниками обновленцев нормой для православного духовенства в 1920-1940-е годы.