Монастыри россии
Содержание:
- Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь
- История монастыря
- Виды православных монастырей
- Троице-Сергиева Лавра
- Женские монастыри России, куда можно приехать и пожить
- Что такое «λαύρα»
- Как стать монахом
- Соловки
- Чудотворный источник села Алешня
- Кирилло-Белозерский монастырь
- Женские монастыри России
- Монастыри (11)
- Мужские общины
- См. также
- Сколько монастырей в России
- Вологодская область
Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь
Сначала был возведен храм, в память о вмч. Никиты, по распоряжению его дочери Ирины Никитичны Годуновой (Романовой). Точнее, новую постройку присоединили к существующему Покровскому храму, в селе Свербеево. С 20-х до 50-х годов, храм был закрыт, осквернен и разграблен. Восстановление началось в 2016 году. Первая литургия проведена в 2021 году.
Компактное строение объединяло в себе 5 храмов:
- Преображенский монастырский соборный храм – ныне действующий;
- Храм Святых Царственных Страстотерпцев – ныне действующий;
- Храм святителя Фотия, митрополита Московского в монастырской колокольне – находится в аварийном состоянии, не восстанавливается;
Остальные два храма: храм святителя Фотия, митрополита Московского в монастырской колокольне и храм Успения Пресвятой Богородицы, были снесены в связи с обветшанием строений.
В ныне действующий храмах обители собрано немалое количество святынь, включая:
- Ковчеги с мощами святых;
- Выносной крест с частицей Древа Креста Господня;
- Чудотворный образ Спаса-Нерукотворного;
- Чтимые иконы Божией Матери (“Всецарица”, “Скоропослушница”, “Отрада и Утешение”, “Поставная” икона села Давыдово)
В монастыре ведется активная социальная работа, в том числе с детьми и против пьянства. На подворье работают: воскресная школа, клуб трезвости, служба милосердия, семейный клуб и молодежное братство. Братья за молитвой трудятся в столярной мастерской, в просфорне и за монастырской выпечкой.
История монастыря
В конце XIII века для обороны западных рубежей князь Олег возвёл посад в излучине Десны, который в дальнейшем преобразовался в Петропавловский монастырь.
Долгое время посад назывался Петровской обителью, и был не женским епархиальным монастырём, а мужским, выполняя двойную роль — духовную и военную. В те века монахи соседствовали с воинами дружин, вместе защищая свою землю.
Святой преподобный благоверный князь Олег, приняв наследство, отказался от престола в пользу брата. После отказа от княжения он ушёл в монахи, в тот самый основанный им же Петровский посад, где обитал до самой смерти, и там же был погребён.
В смутные времена постоянных войн монастырь несколько раз уничтожали до основания. В XVI веке его захватили литовцы, а через сто лет разграбили запорожские казаки-наёмники, нанятые на службу польским королём Сигизмундом III.
К началу 18 столетия на месте бывшего Петровского монастыря сохранилась только ветхая деревянная церковь. Её в 1702 году снесли и возвели каменную. Строительство каменного храма и послужило началом возрождения обители.
Основание и строительство
В новой церкви устроили два придела: в честь Введения Богородицы в храм, и в честь апостолов Петра и Павла. Церковь в народе называли по первому приделу, Введенской, а монастырь по названию второго придела, Петропавловским. Через несколько лет, к середине 18 века, у монастыря появилась каменная ограда, возвели надвратную церковь Пророка Илии, здесь же разместилось Духовное правление Брянска. Монастырь владел крепостными людьми, землями, мастерскими.
Процветание закончилось в 1764 году.
Указом Екатерины Великой монастырь понизили в классе до третьего, и отобрали в казну все угодья. Отныне в нём должны были находиться только игумен и одиннадцать монахов, которым полагалось из казны содержание менее одной тысячи рублей в год.
Для сбора средств на сохранение и ремонт обители, братия начала побираться по окрестным сёлам и городам. Брянские купцы выделили достаточно пожертвований для начала ремонта, но в 1830 году Николай I окончательно упразднил монастырь. Местные жители не сдались, и за три года упросили Императора отменить Указ. В 1833 году Николай разрешил восстановить обитель и поселить в нём монахинь, образовав женский монастырь. Обрадованные горожане Брянска собрали огромную сумму пожертвований и приступили к ремонту.
Становление женской обители
За три года восстановили разрушающиеся строения, построили общежитие, и осенью 1836 года в нём поселились первые монахини.
Женская обитель снова ожила.
К середине 19 века деревянную надвратную церковь снесли, возведя каменную, построили гостиницу для богомольцев. В начале 20 столетия провели водопровод, а в 1911 построили больницу.
Всё это время число насельниц обители возрастало. К началу 20 века вместо четырнадцати в монастыре проживало 200 монахинь.
Возродилось и хозяйство монастыря — при нём писали иконы, работала приходская школа для девочек. У обители снова появилась пахотная земля и недвижимость в Брянске.
Советские годы и закрытие
После прихода Советской власти часть монашеских келий забрали для поселения в них рабочих, но сократившаяся обитель продолжала деятельность до 1923 года. Затем ценности реквизировали, и монастырь закрыли. В надвратном храме открыли клуб, а затем кинотеатр, проработавший до 1974 года. В храм Введения Богородицы перенесли областной архив. В целом, монастырь без ухода постепенно разрушался.
Во время фашистской оккупации 1941-1943 годов немцы разрешили Богослужения, но после освобождения монастырь снова закрыли.
Восстановление монастыря
Только в 1989 году началась реконструкция сохранившихся сооружений обители. На монастырском храме и колокольне восстановили навершия, и ещё тринадцать лет продолжался ремонт зданий.
По ходатайству Брянского епископа Феофилакта Священный синод РПЦ возобновил деятельность женского монастыря 7 октября 2002 года.
Виды православных монастырей
В современной Православной церкви существует несколько видов мужских обителей:
Лавра – название самых крупных и значительных монастырей в православной церкви. Слово переводится с греческого как «улица» или «многолюдный монастырь». Его впервые употребили по отношению к монастырям Ближнего Востока, которые обносили оборонительными стенами для защиты от набегов. Лавры подчинялись патриарху или, в соответствующую эпоху, синоду. Во главе таких монастырей стояли влиятельные архиереи, а настоятелем Троице-Сергиевой лавры является патриарх. Но реальное управление их жизнью осуществляют наместники.
Скит – название небольшого монастыря, находящегося в стороне от крупных городов. Скитом называли жилище монаха-отшельника и монастырь, находящийся в подчинении у более крупного. Подчиненные скиты имеют Валаамский и Соловецкий монастыри. Монахи скита обычно несут более строгие обеты по сравнению с основным монастырем.
- Пустынь – монашеский скит, выведенный в незаселенные земли. Со временем пустынь могла вырасти до крупного монастыря, но сохранить это слово в своем названии.
- Подворье – монашеская община, расположенная вне своего монастыря. Обычно подворья располагаются в городах и находятся в подчинении архиерея своего монастыря. В городах подворья отвечают за сбор пожертвований и прием паломников. В сельских районах могут создаваться для сельскохозяйственной работы. Некоторые подворья становятся крупными монастырями. Крупный монастырь, подобный Троице-Сергиевой лавре, может иметь несколько подворий.
Троице-Сергиева Лавра
Статья: Троице-Сергиева Лавра – крупнейший центр русского православия, культуры и духовности
Вид на Троице-Сергиеву Лавру
Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.
Женские монастыри России, куда можно приехать и пожить
Во многие женские монастыри России можно приехать пожить на несколько недель и стать трудником или волонтером, то есть трудиться и молиться во имя Господа. Часто приезжают женщины и девушки, которые находятся в тяжелых жизненных ситуациях, стоят на перепутье или хотят помочь монастырю своей работой.
По отзывам многих волонтеров – это непередаваемый опыт, который остается на всю жизнь и оберегает от всех невзгод и трудностей.
Покровский монастырь
Покровский женский ставропигиальный монастырь, где находится мощи и чудотворная икона Старицы Матроны можно назвать самым известным в Москве.
Сюда приезжают паломники и прихожане со всей России, чтобы дотронуться до мощей и иконы Преподобной Матроны. Святая благоволит девушкам, поэтому сюда часто приезжают беременные девушки или те, кто не могут найти спутника жизни. Здесь можно остаться на несколько недель и поработать в монастыре.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Обитель сильно пострадала во времена СССР, многие монахини вынуждены были скрываться от властей, и жили монахинями в миру.
Именно здесь жил Преподобный чудотворец Серафим Соровский, где и хранятся его мощи. Многие прихожане рассказывают о чудесах, которые происходили с ними после преклонения к мощам и к иконе. После развала СССР монастырь был восстановлен и обрел славу исцеляющего от болезней. Паломники приезжают помолиться о здоровье, о силе веры, об исцелении от болезней.
Монастырь находится в городе Дивеево недалеко от Арзамаса.
Свято-Петропавловский женский монастырь
Обитель была создана в XIII веке, но позднее упразднена Екатериной Великой, позднее снова открыта.
Здесь работали различные мастерские: иконописные и чеканные, церковно-приходская школа и больница. В годы СССР монастырь был закрыт и возрожден лишь в 2002 году.
Монастырь находится недалеко от Хабаровска, куда ходит специальный автобус.
Свято-Успенский Александровский женский монастырь
Вовремя правления в России Алексея Михайловича, к нему обратились купцы Александровской слободы с просьбой о даровании разрешения организовать женский монастырь. Царь разрешил основать монастырь в 1650 году и даже передал для этого церковь Александровского дворца. В 1670-1680 годах закончилось строительство монастырских корпусов, и монастырю был передан Троицкий собор. В тех же годах была построена церковь Федора Стратилата.
С 1698 года здесь до своей смерти жила сводная сестра императора Петра Первого – Марфа Алексеевна, насильно постриженная в монахини.
Также здесь с 1718 года до своей смерти томилась в неволе Евдокия Федоровна, первая жена Петра Первого.
Весь восемнадцатый и девятнадцатый века монастырь обновлялся и хорошел, приобретал земли в дар.
Во времена советской власти в монастыре находился музей.
В 1991 году женский монастырь возродили.
Конечно, это не все и есть еще много монастырей в России, но описывать их всех никогда не хватит времени так как они все по-своему красивы и богаты историей!
Что такое «λαύρα»
Греческое «λαύρα» означает ряд домов, или узкий проход. Иногда так же именовали большое поселение. Видимо, именно в этом значении слово начали употреблять палестинские иноки, начиная с IV в.
Особенностью лавр было то, что:
- иноки жили в отдельных кельях;
- как правило, лавриоты молились уединенно всю седмицу или большую ее часть;
- при этом накануне воскресений, праздников, они регулярно собирались на совместные богослужения.
Таким образом, лавра – не обитель отшельников и не «киновия» (полностью общежительный монастырь). Она сочетает обе эти формы подвижничества.
Еще одна особенность таких монастырей – их населенность. Обычно количество монахов превышало несколько сотен или даже тысяч, что говорило о преуспеянии обители, духовном и материальном. Поэтому со временем лаврами также стали называть вообще большие, значимые монастыри.
Первые обители в истории монашества, носившие это звание
Считается, что первый монастырь, сочетающий отшельничество с традициями общего жития основан прп. Харитоном в Иудейской пустыне возле источника, именуемого Фара. Сначала авва намеревался подвизаться один, но постепенно желающие иноческого пути стали селиться рядом.
При этом прп. Харитон духовно руководил собравшейся братией. Так около 323 или 330 г. возникла Фаранская Лавра, давшая начало вообще такого рода подвижничеству. Среди других известных обителей такого типа:
- монастырь прп. Герасима Иорданского (455 г.);
- обитель прп. Саввы Освященного (VI в.); разработанный им Устав ныне именуется Иерусалимским; к нему восходит традиция совершения всенощного бдения перед воскресными и праздничными днями;
- ученики прп. Саввы основали 13 монашеских общин лаврского типа по всей Палестине.
- Великая Лавра прп. Афанасия на Афоне – первый известный здесь монастырь (X в.);
- Гареджийская (Грузия), известная с VI в., основатель ее – прп. Давид.
Как стать монахом
На данный момент есть немало мужских монастырей в России, где принимают новых послушников. Но это не так просто, как может показаться на самом деле. Прежде чем вы попадете в обитель, вам придется пройти что-то вроде испытательного срока, чтобы доказать свои светлые намерения (как настоятелю монастыря, так и себе самому). Он подразумевает следующее:
Регулярное посещение храма. Вы должны на постоянной основе посещать службы, исповедоваться, причащаться, соблюдать все посты
Также важно побеседовать с батюшкой о своем намерении.
Пребывание в монастыре в качестве трудника. Монахи не только молятся, но и работают в обители
Это тяжелый физический труд. Как правило, трудники пребывают в монастыре две-три недели в год.
Возведение в послушники. Если после пребывания трудником вы не изменили своего намерения, то должны написать прошение о том, чтобы стать послушником. При этом вы будете носить мирское имя.
Пострижение в монахи. Те, кто прошли испытательный срок, становятся монахами и начинают жить в обители, проводя время за трудом и молитвами.
Учтите, что в монахи охотнее принимают людей старше 30 лет. Поводом для отказа может послужить наличие иждивенцев, крупные долги, а также недавний сильный стресс.
Соловки
Соловецкий архипелаг – так называют это место, находящееся в Архангельской области. Там есть Святое озеро и гора Голгофа – это самая высокая гора всех Соловков. Люди приезжают сюда больше для того, чтобы отдохнуть душой. На территории острова имеется множество старинных построек и просто красивых природных мест.
Здесь открывается прекрасный вид, который может исцелить человека от любых душевных терзаний, дурных напастей. Это мистическое и одновременно загадочное место, которое обладает особой энергетикой: здесь можно увидеть такие загадочные древние сооружения, как дольмены, курганы и лабиринты из камней.
Чудотворный источник села Алешня
В Брянской области есть село под названием Алешня. В этой местности есть чудотворный источник, который собирает вокруг себя толпы туристов. Каждый человек хочет попробовать целебную воду. Говорят, что воды в этой местности способны решить проблемы с такими недугами:
- Опорно-двигательной системы.
- Сердечно – сосудистыми заболеваниями.
- Ранами, полученными во время аварий или же путешествий.
Этот источник называют Громовым колодезем. Своё название он получил из легенды: в старину на этом месте часто останавливались странники, так как здесь росло дивной красоты дерево. Но однажды в него попала молния, после чего открылся чудодейственный источник. Недавно этот колодец освятили, и он находится под присмотром церкви.
Кирилло-Белозерский монастырь
Статья: Кирилло-Белозерский монастырь: красота и величие, история и факты
Вид на Кирилло-Белозерский монастырь из национального парка Русский Север
Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.
Женские монастыри России
Среди огромного списка обителей, значимую часть занимают женские. В своё время каждый из них был открыт, дабы приютить молодых девушек и женщин в своих обителях для поиска смысла бытия, избавления от страданий, оказания помощи и поддержки в сложных жизненных ситуациях. Ведь, как правило, в монастыри уходили женщины, испытавшие множество страданий в жизни или те, для которых этот путь был призванием с самого рождения.
В храмах такого типа существует единый устав, каноны и правила. И каждая послушница, переступая порог обители, облачаясь в церковную одежду и принимая постриг, полностью отказывается от всего мирского, посвящает себя служению Богу и вверяет в его надёжные руки, дабы стать ближе, получить главное – спасение, умиротворение и вечную благодать.
Также следует отметить, что, несмотря на всю строгость данного устава, женщины ведут достаточно активный образ жизни, посвящая себя служению монастырю, а именно:
- проводят много времени в молитвах;
- участвуют в богослужениях;
- выполняют все работы по обустройству храма;
- занимаются садоводством, кулинарным делом, шитьём
- посвящают себя различным видам творчества;
- оказывают благотворительную помощь разным организациям и отдельным людям.
Достаточно часто при таких общинах открывают больницы, реабилитационные центры, интернаты, а также школы и детские дома. Послушницы работают там (многие имеют профильное образование), помогая больным и страждущим улучшить физическое здоровье и моральное состояние. Такая деятельность очень необходима для окружающих и полезна для самих монахинь, ибо первые обретают надежду на спасение, а вторые посвящают себя нужному делу – даруют свою помощь и несут слова Господа для каждого, кто в них нуждается.
Монастыри (11)
по алфавиту по популярности
Вознесенский женский монастырь в Дубовке40
Волгоградская область |
Свято-Вознесенская женская обитель была основана в 1865 году. Основал монастырь, с благословения старцев Адриана и Петра, протоиерей Иоанн Покровский. Строительство монастыря началось в трех километрах от посада Дубовка Царицынского уезда Саратовской губернии (ныне – Волгоградская область).
Свято-Духов монастырь32
Волгоград |
Свято-Духов монастырь находится в центральной части Волгограда, на небольшой возвышенности с названием Сибирь-гора. Датой основания монастыря считается 1912 год, когда он был преобразован в мужской монастырь из архиерейского подворья.
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь25
Астрахань |
Иоанно-Предтеченский мужской монастырь находится в городе Астрахань и является действующим православным монастырем. Монастырь был основан в 1688 году за пределами Земляного города, за рекой Кутум. Инициатором строительства выступил астраханский митрополит Савватий, который и выделил все необходимые для этого денежные средства.
Свято-Троицкий Белогорский монастырь в Ольховке19
Волгоградская область |
Каменнобродский Свято-Троицкий Белогорский монастырь находится в Ольховском районе Волгоградской области. Монастырь православный и имеет статус действующего. По преданиям еще во времена Киевской Руси на этом месте существовал мужской скит со строгим уставом, в 1860 году в Каменном Броде была создана Троицкая Каменнобродская женская община и через пять лет на пожертвования и личные средства Серафимы Персидской здесь возвели церковь в честь иконы «Всех Скорбящих Радость».
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь16
Волгоградская область |
С западной стороны города Серафимович Волгоградской области, на берегу Дона стоит Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, образованный в 1652 году донским казачеством для престарелых воинов. В семнадцатом веке монастырь находился под покровительством Войскового округа на правом берегу Дона, напротив Усть-Медведицкой станицы, окружённый с обеих сторон гористым берегом.
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь15
Ростовская область |
Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь – одна из достопримечательностей Ростовской области, а также действующий монастырь. Храм Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря изначально был построен Даниилом Ефремовым в середине XVIII века и назывался церковью Донской иконы Божьей Матери.
Свято-Иверский монастырь13
Ростов-на-Дону |
Свято-Иверский монастырь ведет свое начало с 1903 года, когда по прошению монахинь был отведен земельный участок для строительства женской обители недалеко от Ростова. Буквально через несколько лет здесь выросли деревянная часовня и кельи монахинь.
Часовня Николая Чудотворца Благовещенского монастыря12
Астрахань |
Часовня Николая Чудотворца Благовещенского монастыря – одна из достопримечательностей города Астрахань. На перекрестке улиц Калинина и Советской можно увидеть сохранившуюся до наших дней часть когда-то обширного комплекса Благовещенского женского монастыря.
Спасо-Преображенский монастырь11
Астрахань |
Спасо-Преображенский монастырь в Астрахани был возведен во второй половине XVI ст. в северной части города Белого. Первоначально он носил название «Спасский, что в остроге». Монастырь был основан по приказу царя Иоанна Грозного в ознаменование славной победы над армией турок и крымских татар, которая осадила Астрахань осенью 1569 г.
Троицкий монастырь Астраханского кремля10
Астрахань |
Троицкий монастырь, расположенный на территории Астраханского кремля, первоначально деревянный, был построен здесь во времена царствования Ивана Грозного, в 1568 г., благодаря инициативе православного богомольца игумена Кирилла.
Армянский монастырь Сурб-Хач8
Ростов-на-Дону |
Армянский монастырь Сурб-Хач (в переводе с армянского – монастырь Святого Креста, или Крестовоздвиженский монастырь), был заложен в 1786 году армянскими переселенцами из одноименного монастыря близ населенного пункта Старый Крым.
Мужские общины
Ещё одну достаточно важную роль в православной жизни страны играют мужские монастыри России. По своему укладу они схожи с женскими, но всё же имеют свои отличительные черты, среди которых:
- полное отречение от земной жизни и мирских утех (ведь очень часто в обитель приходят мужчины, которые в прошлом имели проблемы с законом или были зависимы от алкоголя и наркотиков);
- верное служение на благо Господа и церкви (строгое исполнение всех дисциплинарных правил);
- участие в богослужениях разной тематики;
- беспрекословное выполнение любого вида деятельности, связанного с повседневным бытом;
- активное занятие столярными работами, в частности участие в реставрации церковных построек разного типа.
При общинах такого типа нередко создают мастерские по дереву, которые становятся известными во всем мире, так как призваны помогать в строительстве разных храмов на территории России. А послушники зачастую имеют признание многих самых известных мастеров по всему миру.
Общая и самая главная черта жизни каждого монастыря, будь то мужской или женский, – чёткое соблюдение его послушниками единого устава и обозначенных правил жизни в коллективе, ибо именно это и есть верный путь к самому себе и к благословению Господа.
См. также
Портал «Монастыри и монашество»
Валаамский монастырь
Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.
Сколько монастырей в России
На сегодняшний день никто с полной уверенностью не может точно сказать, сколько же в России находится православных монастырей. Часть из них действует, часть восстанавливается, а часть, наоборот, давно разрушена или вот-вот придет в запустение.
Уже в 1997 году на территории России действовало 242 православных монастыря, то есть в 11 раз больше, чем 10 годами ранее! А если сравнивать с 2021 годом, то количество монастырей за 28 лет увеличилось в 42 раза.
Тем не менее, Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) приводит следующую отчетность по действующим православным монастырям. В феврале 2021 года в России действует 34 764 прихода, 455 мужских монастырей и 471 женский монастырь. Итого в России на февраль 2021 года действует 926 православных монастырей. Также в странах дальнего зарубежья действуют 891 приход и 56 монастырей Московского Патриархата (включая РПЦЗ). Цифра очень внушительная, так как с момента начала восстановления Православной Веры в России прошло около 25-30 лет. Например, в 1988 году РПЦ руководила всего лишь 22 монастырями на территории всего СССР! В них служили Богу 1190 монашествующих.
Уже в 1997 году на территории России действовало 242 православных монастыря, то есть в 11 раз больше, чем 10 годами ранее! А если сравнивать с 2021 годом, то количество монастырей за 28 лет увеличилось в 42 раза. Точное количество монашествующих в них установить не удалось в связи с тем, что это личное дело каждого монастыря, однако, предположительно, данная цифра составляет около 60 000 – 70 000 человек (население небольшого города в России) без послушников и паломников, которые также проживают на территории монастырей. Данный рост связан с распадом СССР, остановкой гонений в отношении верующих и появлением Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Предполагается, что в ближайшее десятилетие количество православных монастырей в России достигнет уровня 1701 года, когда в Империи насчитывался 1201 монастырь (965 мужских и 236 женских).
Именно в те далекие года в стране действовало наибольшее количество монастырей. После 1701 года их количество постоянно сокращалось в связи с различными церковными реформами, принимаемыми государством. Наименьшее количество монастырей зарегистрировано в 1964-67 годах – всего 16 действующих монастырей в СССР.
Также стоит добавить, что в России насчитывается около 1100 городов, в 163 из которых проживает более 100 000 жителей. То есть статистически (если в каждом городе в стране, что не всегда возможно в связи с разными религиями) количество монастырей в скором времени совпадет с количеством городов в стране (не считая приходы).
Самое большое количество православных храмов и монастырей находится в Центральном, Северо-Западном и Приволжском Федеральных Округах. Меньшая часть находится в СКФО и Дальний Восток.
На сегодняшний день из 146,8 млн граждан РФ исповедуют православие и принадлежат к РПЦ 59,8 млн, а еще 37 млн верят в Бога, однако конкретную религию не исповедуют. 400 тысяч называют себя старообрядцами, а еще 2,1 млн исповедуют православие, но не принадлежат к РПЦ.
Вологодская область
- Александро-Куштский монастырь
- Арсениево-Комельский монастырь (Ризположенская Сухорусова пустынь)
- Архангельский Устюжский монастырь
- Горицкий монастырь (Горицы)
- Горний монастырь (Вологда)
- Григориево-Пельшемский Лопотов монастырь
- Дионисиево-Глушицкий монастырь (Сосновецкий монастырь)
- Кирилло-Белозерский монастырь
- Кирилло-Новоезерский монастырь
- Корнилиево-Комельский монастырь
- Лальский Архангельский монастырь
- Михайло-Архангельский монастырь (Великий Устюг)
- Нило-Сорская пустынь
- Павло-Обнорский монастырь
- Свято-Духов монастырь (Вологда)
- Спасо-Каменный монастырь
- Спасо-Прилуцкий монастырь
- Спасо-Суморин монастырь
- Сямский монастырь
- Троице-Гледенский монастырь
- Череповецкий Воскресенский монастырь
- Ферапонтов монастырь
- Филиппо-Ирапский монастырь (Красноборская Троице-Филиппо-Ирапская пустынь)