Описание и значение иконы божией матери донская и в чем помогает образ, тексты молитв

Двусторонняя икона

Школа Феофана Грека

1390-е годы

  • Выставка 1960: 1392 г.
  • Алпатов 1974: Конец XIV в.
  • Лазарев 2000/1: 1390-е годы
  • Иконопись ГТГ 2019: 1390-е годы

86 × 67 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14244

<?xml version=»1.0″ encoding=»UTF-8″?>

Оборот иконы — Богоматерь Донская (там же см. дополнительные сведения).

По сторонам «славы» стоят два святителя, обращенные к Христу, с полураскрытыми Евангелиями в руках. Слева — Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский, справа — Иерофей Афинский, ученик апостола Павла.

По сторонам ложа Богоматери двумя группами располагаются скорбящие апостолы. Слева, впереди группы апостолов, стоит Петр (голубой хитон, желтый гиматий). За фигурой Петра — апостол Иаков Алфеев (?) в темно-вишневом плаще. В просвете между фигурами едва видна голова молодого апостола (Фома ?). За ложем — голова Иоанна Богослова. За ним, левее, — апостолы Варфоломей в красном и Матфей в зеленом гиматии.

Справа у ложа стоит апостол Павел (пурпурно-лиловый гиматий и синий хитон). За ним, правее, фигура безбородого апостола в красном плаще (Филипп ?). Левее, за ложем, — Андрей в светло-синем хитоне и гиматии зеленого цвета. Сзади правую группу апостолов замыкают фигуры склоняющихся друг к другу чернобородого Марка в пурпурном плаще и Луки в голубом, за ними справа — Симон в коричневом плаще.

См. в «Галерее»:

Успение

Детали
Иисус Христос с душой Богоматери Апостол Петр Апостол Павел Иаков и группа апостолов
Апостолы Марк и Лука Светильник со свечой Группа апостолов у ложа Богоматери
Дополнительные изображения
Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства»

Литература:


Древнерусская живопись 1958.
Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 29, 30.

Выставка 1960.
Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева: . — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. — Кат. № 35, стр. 33.

Антонова, Мнева 1963.
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 216, стр. 255-257, илл. 174, 175 (цв.).

Лифшиц 1970.
Лифшиц Л. И. Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. . — М.: Наука, 1970. — С. 87–114.

Демина 1971. // Андрей Рублев и его эпоха : Сб. статей. — М.: Искусство, 1971. — Илл. 20-21.

Алпатов 1974.
Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — №№ 16, 18, 19.

Onasch 1977.
Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 27.

Алпатов 1978.
Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №17, 62, стр. 294, 303.

Алпатов 1979.
Алпатов М. В. Феофан Грек = Theophanes the Greek. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — Стр. 122-130, №№ 102, 104, 106-108.

Вздорнов 1983.
Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М.: Искусство, 1983. — Кат. № XII, стр. 262-266, илл.

ГТГ 1995.
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 61, стр. 141-145.

Бетин 2000.
Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 138–150.

Лазарев 2000/1. . — М.: Искусство, 2000. — Стр. 51-52, 239-240, № 32.

Солнцев 2007/1.
Солнцев Ф. Г. Древности Российского Государства: Отделение I: Святые иконы и образа. Кресты. Утварь храмовая. Облачение сана духовного. — М.: Престиж Бук, 2007. — Стр. 70-71, № 19.

Иконопись ГТГ 2019.
Иконопись. — М., 2019. — Стр. 98-103.

ПОЧИТАЕМЫЙ ХРАМ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ПЕРЛОВКЕ

В честь Донской иконы есть немало храмов по всей России, особенно же в Подмосковье – вокруг города, особенно охраняемого благодатью Богородицы через эту икону. Почитаемый храм в честь Донского образа Богородицы находится в Перловке – поселке в Мытищах.

Он был построен в 1894-1897 годах усердием ктитора, дворянина Николая Перлова: в его владении было несколько дач с земельными участками, и одну из них, Перловку, он отдал во владение Церкви. Также эту местность назвали Донской слободой: благодаря попечению Перлова здесь появился храм, куда дачники, находящиеся продолжительное время на отдыхе, вдали от городских храмов, могли ходить на богослужения.

Архитектура храма характерна и узнаваема: в конце XIX века любили строить необычные церкви. Само здание квадратной формы, над ним шатер с «кокошниками» – заостренными полукругами, которые использовались в московском церковном зодчестве XVI-XVII веков, а на рубеже XIX-XX стали приметой неорусского стиля.

Храм закрывался несколько раз, но благочестивые жители и отважное духовенство церкви много ходатайствовали перед властями, и он вновь открывался. Перед самой Великой Отечественной войной его отдали под школу, а потом под квартиры

Возрождение церкви началось осенью 1994 года, во главе общины встал священник Анатолий Проскурня, ныне известный и маститый московский пастырь. В храме хранится чтимый список чудотворного Донского образа, каждый может приехать сюда в небольшое паломничество и поклониться Богородице

КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ДОНСКОЙ ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Донская икона Божий Матери имеет особую благодать помогать молящимся:

Читать молитву Донской иконе Божией Матери можно ежедневно или единожды, в любое время суток. Часто ей молятся военнослужащие – в мирное ли или военное время. Чтобы исцелиться и преодолеть жизненные трудности, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву или тропарь Донской иконе Божией Матери.

КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ДОНСКОЙ ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ

Молитву пресвятой Богородице перед Донской иконой можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

Пресвятая Владычица, Богородица Дева, Заступница наша благая и скорая Помощница! Поем Тебе благодарную молитву за чудесные дела Твои, вспоминаем молитвенно и древнее заступничество Твое о городе Москве и всей стране нашей, всегда хранимых чудотворным образом Твоим Донским: в бегство обращаются войска вражеские, города и селения остаются невредимыми, люди же от страшной смерти избавляются. Твоей сильной помощью осушаются слезы и рыдания, умолкают стоны людей православных, плач каждого в радость общую превращается. Будь же нам, Пресвятая Богородице, утешением в бедах, возрождением надежды, примером мужества, источником милости, а в горестях и скорбях терпение нам подай. Посылай же и каждому необходимое по просьбам и нуждам его: младенцы воспитывай, молодежь сделай целомудренной и научи страху Божьему, унывающих ободри и немощную старость поддержи. Посети всех, находящихся в болезнях и печали, злые сердца умягчай, братскую любовь укрепляй, наполни всех людей православных миром и любовью. Примири, Матерь Божия, милостивая ко всем, враждующих и оправдай оклеветанных. Уничтожь пороки наши, чтобы грехи наши не обратили на нас гнев Божий, и не постиг нас наказанием Суд строгий Господа, Предвечного Судьи всех. Твоими молитвами, покровительством Твоим всесильным охраняй нас от нашествий врагов, голода, погибели, пожаров, убийств и всех бед, горестей и страданий. Надеемся же мы молитвами Твоими получить от Бога Всевышнего прегрешений наших прощение и уничтожение, с Господом и ближними нашими примирение. Попроси Его, да получим мы место жительства в Царстве Небесном, чтобы по окончании жизни нашей земной рядом с Престолом Божиим встать вместе с Тобой, прославляемой всеми поколениями людей Девой, в вечной славе быть. Помоги же нам с ликами Ангелов и святых и с Тобой вечно восхвалять Имя Великое Сына Твоего, со Безначальным и Бесконечным Его Отцом, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом. Аминь.

Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!

ПОЧИТАЕМЫЙ ХРАМ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ПЕРЛОВКЕ

В честь Донской иконы есть немало храмов по всей России, особенно же в Подмосковье — вокруг города, особенно охраняемого благодатью Богородицы через эту икону. Почитаемый храм в честь Донского образа Богородицы находится в Перловке — поселке в Мытищах.

Он был построен в 1894-1897 годах усердием ктитора, дворянина Николая Перлова: в его владении было несколько дач с земельными участками, и одну из них, Перловку, он отдал во владение Церкви. Также эту местность назвали Донской слободой: благодаря попечению Перлова здесь появился храм, куда дачники, находящиеся продолжительное время на отдыхе, вдали от городских храмов, могли ходить на богослужения.

Архитектура храма характерна и узнаваема: в конце XIX века любили строить необычные церкви. Само здание квадратной формы, над ним шатер с «кокошниками» — заостренными полукругами, которые использовались в московском церковном зодчестве XVI-XVII веков, а на рубеже XIX-XX стали приметой неорусского стиля.

Храм закрывался несколько раз, но благочестивые жители и отважное духовенство церкви много ходатайствовали перед властями, и он вновь открывался. Перед самой Великой Отечественной войной его отдали под школу, а потом под квартиры

Возрождение церкви началось осенью 1994 года, во главе общины встал священник Анатолий Проскурня, ныне известный и маститый московский пастырь. В храме хранится чтимый список чудотворного Донского образа, каждый может приехать сюда в небольшое паломничество и поклониться Богородице

Переезд святыни из Коломны в Москву

Со слезами провожали жители Коломны любимую Богородицу Милостивую, перед которой молились их отцы и деды. Видя скорбь народа, Иоанн Грозный приказал сделать два точных списка, которые установили в Успенской церкви и на воротах города.

О других святых местах Москвы:

  • Церковь Лазаря и Рождества Богородицы
  • Церковь Покрова Богородицы в Филях
  • Храм Троицы в Никиткинах

В Благовещенском соборе Кремля икона пребывала только в мирное время, постоянно участвуя в походах с русским воинством против ливонцев, половцев, Казы-Гирея, уже стоявшего под стенами Москвы и по неизвестным причинам бежавшего, не вступив в бой. Победы князя Голицына и взятие Азова также связывают с заступничеством Божией Матери, перед образом Которой молились воеводы.

Благовещенский собор

Ежегодно в память победы на Куликовом поле устраивались торжественные крестные ходы, когда чудотворный образ в драгоценной ризе шествовал из Благовещенского собора в Донской монастырь. Эта обитель была построена на том самом месте, откуда бежал крымский хан Казы-Гирей. Для монастыря был сделан еще один дошедший до настоящего времени список с Донской иконы. Два святых образа встречались при торжественном богослужении и большом стечении народа.

Интересно. В знамение щедрот Божией Матери, оклад иконы был украшен множеством драгоценных камней, наперсных крестов и панагий, но самым лучшим украшением были мощевики — хранилища для частиц святых мощей, прорезанных в прикладе образа.

Донская и её списки

Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.

Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.

Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.

Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».

В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.

Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.

Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.

Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря

Списки

До настоящего времени дошло несколько ранних списков Донской иконы :

  • Древнейший из них, близко повторяющий оригинал и датируемый конца XIV в., в серебряном золоченом окладе был вложен в Троице-Сергиев монастырь, возможно, князем Владимиром Андреевичем Храбрым .
  • Икона неизвестного происхождения московского письма начала XV в. .
  • Список 2-й пол. XVI в., созданный для Успенского собора Коломны, был на «беле» (светлом фоне), оклад на эту икону сделан при Коломенском епископе Давиде (1571–1580).

В XIX в. почитались чудотворными следующие списки:

  • сохранившаяся и ныне почитаемая Донская икона (в размер оригинала) 1591–1598 гг. в Донском монастыре в Москве;
  • икона  г. письма Симона Ушакова из Малого собора Донского монастыря, с летописью ;
  • икона в Стародубе;
  • образ в скиту св. Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни;
  • икона в приходском храме (бывшей Паройской пустыни) Липецка Тамбовской епархии .

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — ПОМОЩЬ В ТРУДНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ЖИЗНИ

Существует множество чудотворных икон Божией Матери, почитаемых Православной Церковью. Традиционно перед разными иконами Богородицы молятся в разных обстоятельствах, разных житейских трудностях. Помните о том, что Божия Матерь одна, однако каждый человек может избрать любимый образ Божией Матери и обращаться с молитвой к Царице Небесной перед ним.

Образ Донской Божией Матери — одна из известных чудотворных икон, не просто помогающей молящимся пред ней, но и сыгравшей большую роль в истории России. Искусствоведы свидетельствуют, что она создана знаменитым на весь мир иконописцем XIV века Феофаном Греком, автором фресок и икон в храмах Керчи, Новгорода, Переславля-Залесского и икон из Благовещенского собора Московского Кремля — того самого, где многие века венчались на царство государи Руси и Российской Империи.

Это интересно: Владимирская икона Божией Матери: изучаем суть

КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ДОНСКОЙ ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ

Молитву пресвятой Богородице перед Донской иконой можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

Пресвятая Владычица, Богородица Дева, Заступница наша благая и скорая Помощница! Поем Тебе благодарную молитву за чудесные дела Твои, вспоминаем молитвенно и древнее заступничество Твое о городе Москве и всей стране нашей, всегда хранимых чудотворным образом Твоим Донским: в бегство обращаются войска вражеские, города и селения остаются невредимыми, люди же от страшной смерти избавляются. Твоей сильной помощью осушаются слезы и рыдания, умолкают стоны людей православных, плач каждого в радость общую превращается.  Будь же нам, Пресвятая Богородице, утешением в бедах, возрождением надежды, примером мужества, источником милости, а в горестях и скорбях терпение нам подай. Посылай же и каждому необходимое по просьбам и нуждам его: младенцы воспитывай, молодежь сделай целомудренной и научи страху Божьему, унывающих ободри и немощную старость поддержи. Посети всех, находящихся в болезнях и печали, злые сердца умягчай, братскую любовь укрепляй, наполни всех людей православных миром и любовью. Примири, Матерь Божия, милостивая ко всем, враждующих и оправдай оклеветанных. Уничтожь пороки наши, чтобы грехи наши не обратили на нас гнев Божий, и не постиг нас наказанием Суд строгий Господа, Предвечного Судьи всех.  Твоими молитвами, покровительством Твоим всесильным охраняй нас от нашествий врагов, голода, погибели, пожаров, убийств и всех бед, горестей и страданий.  Надеемся же мы молитвами Твоими получить от Бога Всевышнего прегрешений наших прощение и уничтожение, с Господом и ближними нашими примирение. Попроси Его, да получим мы место жительства в Царстве Небесном, чтобы по окончании жизни нашей земной рядом с Престолом Божиим встать вместе с Тобой, прославляемой всеми поколениями людей Девой, в вечной славе быть. Помоги же нам с ликами Ангелов и святых и с Тобой вечно восхвалять Имя Великое Сына Твоего, со Безначальным и Бесконечным Его Отцом, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом. Аминь.

Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!

Иконография и описание образа

Икона «Донская» двусторонняя. С внешней стороны изображены лики Богоматери с Богомладенца. Отчетливо просматриваются характерные для иконографического типа «Умиление» черты. Лики Сына Божьего и Богородицы соприкасаются. Правая рука Иисуса Христа сложена в благословляющем жесте, левая – опущена на колено и прикрыта одеждой. Сквозь гиматион просматривается свернутый и перевязанный золотым шнуром свиток.

Черты лица Богоматери – мягкие, во взгляде просматривается смирение и печаль. Мафорий выполнен в вишнево-золотых тонах. Со временем золотой фон святыни и вызолоченные нимбы стерлись.

Внешняя сторона святыни посвящена Успению Богородицы. Центральная фигура – Иисус Христос. Тело усопшей Богоматери покоится на скоромном ложе, которое окружают 12 апостолов и 2 епископа.

Тыльная сторона иконы посвящена Успению Божией Матери

Дары чудотворному Образу

В 16 веке специально для этой иконы был выполнен уникальный оклад с жемчугом, золотом, сапфирами, изумрудами и другими самоцветами. По числу размещавшихся там мощевиков, оклад не имел себе равных. Все они были посвящены памяти царской семьи.

Обратная сторона святыни, где описано Успение Богородицы, была закрыта роскошным серебряным окладом с золотыми восхитительными венцами. Икона была помещена в деревянный киот, который был обложен золотом, серебром и украшен Образами Деисуса, пророков и других почитаемых святых.

В конце 17 века икона находилась в личных покоях сестры Петра 1. Оклад с неё сняли, мощевики отдали в Благовещенский собор. А драгоценности использовали для создания нового изысканного оклада, по своей роскоши не уступавшему старому. Он состоял из 600 изумрудов, крупного жемчуга, изящного рубина и других изумительных ценных камней-самоцветов.

Вскоре Донской Образ Богоматери возвратился в Благовещенский собор. Во время войны с войсками Наполеона французские солдаты вынули из оклада большинство украшений. А после революции пропала и сама риза.

ИКОНА ДОНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ – КАК УЗНАТЬ ЭТОТ ОБРАЗ

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

  1. МОЛИТВЫ МАТРОНЕ МОСКОВСКОЙ РАЗНЫЕ
  2. МОЛИТВЫ ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ И ИСПОВЕДЬЮ
  3. ИКОНА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
  4. ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Множество изображений Богородицы было написано в течение веков. Первые Ее иконы, по Священному преданию, создал святой апостол и евангелист Лука, врач и иконописец. Он написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский – Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип – это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры – то есть позировала для икон Сама Богоматерь – и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последний ужин Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия.

Вероятнее всего, что иконописец и евангелист Лука создал лишь несколько икон Божией Матери, но на их на основе и появилось множество иконографий Богородицы: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью.

Донская икона принадлежит к типу Умиление или Милостивая. Узнать образы этого типа легко по тому, что Богородица нежно прижимает Младенца к Себе, обнимая Ребенка, и Сам Младенец обнимает Мать. Пречистая Дева кротко, с милостью и жалостью ко всем людям, взирает на предстоящего перед Ней. Легко сравнить образ Донской Божией Матери с принадлежащей к типу Одигитрии Смоленской или Тихвинской иконой: обе они изображают Богородицу по пояс, на последних видно, что Младенец сидит на руке Богородицы, не обнимая Ее, а благословляя молящихся правой рукой и держа свиток – символ Своего предназначения – в левой.

На обратной стороне Донской иконы изображено прекрасно сохранившееся «Успение Богоматери». Успение, в переводе с церкновнославянского – тихое засыпание. Священное Предание Церкви передает, что, умирая, Богородица словно уснула – и тут же с небес спустился Ее Божественный Сын, приняв чистую душу Своей Матери на Руки. Тело Богородицы также исчезло, то есть также было взято на Небо Господом. Там сейчас и находится, заботясь обо всех людях, Царица Небесная.

Икона Донской Божией Матери принадлежит кисти Феофана Грека (1340-1410 гг.). Этот иконописец действительно родился в Византии, на территории современной Греции и работал в итальянских колониях того времени – Кафе и Галате. Сейчас на их месте – крымский город Феодосия. Видимо, именно там Феофан и узнал о русском Возрождении: в то время, как в Италии начинался Ренессанс, в центре которого стоял человек и его стремление к наслаждениям, а на Руси поднималось с колен загнанное татаро-монголами Православие. Начинали строиться храмы.

Как человек благочестивый и, судя по фрескам, обладающий большим духовным опытом, Феофан начал развивать искусство фресковой иконописи на Руси. Первой его работой на наших землях стали фрески храма Спаса на Ильине улице, затем – роспись ряда московских храмов и иконостас Благовещенского собора Московского Кремля.

На иконе Донской Божией Матери Небесная Владычица изображена обнимающей и прижимающей к себе Младенца Христа. Такая поза называется иконографическим типом «Умиление», поэтому и образ иногда называют «Богоматерь Донская Умиление».

Донская и её списки

Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.

Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.

Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.

Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».

В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.

Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.

Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.

Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря

Происхождение и название образа

Доподлинно неизвестно, кто создал чудотворный лик Богоматери. Существует предположение о том, что его автором является Феофан Грек – легендарный мастер, живший в Византии в XIV столетии и прославившийся большим талантом к иконописи. По другой версии, Донскую икону Божией Матери сотворил кто-то из учеников этого художника. Многие исследователи считают, что первоначально образ создавался для Успенского храма села Коломны.

Свое запоминающееся название религиозная картина получила благодаря участию в памятных событиях. Согласно старинной легенде, икона была преподнесена казаками в дар князю Дмитрию Донскому и некоторое время пребывала среди древнерусских воинов. Считается, что благодаря заступничеству Царицы Небесной была одержана славная победа над грозным ханом Мамаем, а Русь получила долгожданное освобождение от жестокого татаро-монгольского ига.

В память о победоносной битве, произошедшей на Куликовом поле, князь Дмитрий Донской дал иконе ее нынешнее имя. Разгромив монголо-татарские войска, он привез реликвию в столицу и объявил чудотворной. После этого образ Богоматери стали почитать на всей русской земле. В 1592 г. в месте, где пребывал Божественный лик во время боя, была построена Донская обитель.

С какими просьбами приходят к иконе

Издавна сложилась традиция, по которой перед Донской иконой молятся воины, стоящие за правое дело, спасающие свою Отчизну. Богородичный образ считается сильным покровителем России, к которому обращаются за поддержкой во время войн или вооруженных конфликтов, с просьбами о защите границ государства. Святыня помогает тем, кто осваивает воинские профессии, позволяет достигать лучших результатов в учебе.

Православные христиане приходят помолиться перед святыней и попросить помощи в различных жизненных ситуациях:

  • при желании исцелиться от тяжкой болезни, попросить здравия для своих детей или ближних;
  • в случае возникновения конфликтов в семье, отсутствия взаимопонимания между супругами, родителями и чадами;
  • при угрозах со стороны недоброжелателей, опасении за собственную жизнь или безопасность родных;
  • при ослаблении веры, душевных смятениях, неспособности устоять перед искушениями.

Молитву Донской иконе Божией Матери читают в любое время суток. При особо сложных обстоятельствах обращаться к Пречистой Деве следует ежедневно утром и вечером.

Богородицу просят о помощи своими словами или читают акафисты, имеющиеся в православных молитвословах. По возможности следует регулярно посещать молебны в храме.

Про Димитрия Донского и Феофана Грека

По особенностям иконографии икона Донской Божией Матери представляет собой один из вариантов Богоматери «Умиление». Скорее всего, этот образ имеет греческие корни.

Считается, что самый древний образ Донской Божией Матери был создан Феофаном Греком около 1392 года для возведённой Дмитрием Донским Успенской церкви в Коломне. В середине XVI столетия коломенскую икону, якобы, перенесли в Москву. По другой версии, Феофан Грек писал икону в Москве с несохранившегося коломенского оригинала.

Однако проследить раннюю историю этого образа на Руси очень непросто – ведь нынешнее название икона обрела сравнительно поздно. Дело в том, что привычное нам сейчас прозвище «Донской» великий князь Димитрий Иванович получил только в официальной историографии середины XVI столетия. Лишь после этого так же стали называться и построенная им Успенская Коломенская церковь, и хранившаяся там икона. А посему понять, какой же именно богородичный образ имеется в виду в более ранних летописях и записях, зачастую не представляется возможным.

Донская икона из Большого собора Донского монастыря

История иконы

Точных данных о том, когда и кем была написана икона, не сохранилось. Во вкладной книге Донского монастыря, составленной в 1692 году, имелась запись, что икона Богоматери была поднесена донскими казаками из Сиротина городка московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы:

Однако большинство исследователей расценивает это сообщение не более чем как романтическую легенду и считает, что икона написана после Куликовской битвы. Существует несколько версий о том, где первоначально она могла находиться, согласно которым — к примеру, по мнению Олега Ульянова, — она была написана для Успенского собора Симонова монастыря (основанного в 1370 году племянником преподобного Сергия Радонежского — святителем Федором), откуда икона могла быть перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля, восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года. Свои доводы Ульянов подкрепляет «Жалобницей» протопопа Благовещенского собора Сильвестра митрополиту Московскому Макарию, что после пожара «перевод у Троицы имали иконы с чего писати да на Симанове», а также другими примерами. По мнению Валентины Антоновой, Донская икона первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне, построенном по указанию князя Дмитрия Ивановича, в котором, предположительно, работал Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас.

Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместили в полковой церкви. На следующий день — 19 августа — русские войска одержали победу, которую приписали заступничеству Богородицы. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого времени икону стали почитать как защитницу от иноверных и иноплеменных врагов.

В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына. В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада.

В 1919 году Донская икона, раскрытая от записей Григорием Чириковым (работа была начата им в 1914 году), поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи.

В чем помогает икона

Донская икона — одна из старинных почитаемых на Руси образов. Традиционно молиться перед ней благословлялось воинам, защитникам Отечества, солдатам. Этот образ считался защитным для Руси, к нему прибегали в любых войнах или конфликтах. Тем не менее, это вовсе не означает, что обычные православные христиане не могут обратиться за помощью к Богородице перед Донской иконой.

Помощь в любых наших вопросах, с которыми мы обращаемся через молитву ко Господу, исходит не от самих по себе икон, а непосредственно от Пресвятой Богородицы, образ которой мы видим на той или иной иконе. Перед каким бы ликом мы не молились, все наши прошения идут к самой Царице Небесной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector