Важеозерский монастырь

Использованные материалы

  • Страница официального сайта епархии:

  • Страница епархии на официальном сайте Русской Православной Церкви:

  • Щипков, Александр, «Православная провинция. Петрозаводск», 28 февраля 2006 (статья написана в апреле 1994 года, опубликована в Religion, State and Sosiety, Oxford, 1997, vol. 25, 2:

  • Кожевникова Ю. Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII-начале XX в. : Дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 СПб., 2006

  Дмитриев А. П., «История Корельской (Кексгольмской) епархии» // Приозерский краеведческий альманах «Вуокса», Приозерск. 2000-2001,

  РГИА. Ф. 796. Оп. 68. Д. 94 (Указ Святейшего Правительствующего Синода от 15 марта 1787 г.). Л. 22

  Святители Новгородской земли XVIII век. Гавриил (Петров), митрополит Новгородский // Сайт Новгородской епархии РПЦ МП,

  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

  Щипков, Александр, «Православная провинция. Петрозаводск», 28 февраля 2006 (статья написана в апреле 1994 года, опубликована в Religion, State and Sosiety, Oxford, 1997, vol. 25, 2,

  По данным официального сайта епархии,

  «Краткие сведения о епархии», страница официального сайта епархии:

  От назначения отказался, в Петрозаводск не поехал. Был уволен на покой.

  Продолжал именоваться епископом Олонецким до июля 1927 года.

Фото и описание

Спасо-Преображенский монастырь был основан учениками Александра Свирского Геннадием и Никифором. Старец Геннадий, живший на берегу озера Важе, в небольшой пещерке, своими подвигами, чудесам и исцелениями подготовил и освятил это место к приходу другого последователя Александра Свирского — преподобного Никифора. Уже в 1520 году на берегу Важеозера была выстроена Преображенская церковь, полностью сделанная из дерева. Первым игуменом Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря стал преподобный Никифор, который служил своему делу вплоть до своей кончины в 1557 году.

Иван Грозный составил грамоту, по которой основанная обитель получила некоторую часть землевладения. Кроме этого, царь повелевал проводить очистительный работы в близлежащем лесу и вспахивать свои земли без помощи наемной рабочей силы. Таким образом, по этой грамоте монастырю полностью запрещалось владеть крестьянами, деревнями, а работы должны выполняться только руками самих монахов. После того, как умер преподобный Никифор, настоятелем монастыря был назначен игумен Дорофей, при котором была поставлена часовня прямо над могилами основателей церкви.

Смутное время, которое настигло Русь в 17 веке, не могло не коснуться и Спасо-Преображенского монастыря. Толпы шведов разграбили и опустошили Никифоровскую пустыню, уничтожив, опустошив и разграбив все ее имущество. Отшельники просто не могли оказать сопротивление нападающим. Могилы монахов еще долгое время являлись местом паломничества.

После беспощадного разорения церкви, она еще очень долгое время не восстанавливалась. По свидетельствам исторических книг 1619 и 1623 годов становится ясно, что церковная братия была слишком мала. В 1640 году настоятелем монастыря стал игумен Антоний, который в значительной мере пожертвовал ценное Евангелие и который выстроил церковь на собственные деньги. Антоний назначил казначея, келаря, 4-х старцев и 6 служанок, хотя состояние обители все еще оценивалось как очень скудное.

Продолжателем деяний Антония стал старец Варлаам, которого в 1680 году сменил старец Савватий. По итогам вновь проведенной описи видно, что монастырское имущество значительно приумножилось, а скотоводческая деятельность стала намного прибыльнее. Количество рабочих и иноков к тому моменту увеличилось до 22-х человек. Но наиболее лучшее положение обитель приобрела в 1685 и 1697 годы, когда церковная утварь и монастырское имущество стали достаточно ценными.

В 1800 году церковь была приписана к Александро-Свирскому монастырю и состояла в его составе до 1846 года. В 1885 году сокрушительный пожар уничтожил практически все монастырские деревянные постройки. Церковная братия разошлась по оставшимся монастырям.

После пожара Спаси-Преображенский монастырь был отстроен не только с материальной, но и духовной помощью «Всероссийского батюшки», которым был Иоанн Кронштадский. Подлежал восстановлению храм Всех Святых, а также был выстроен пятиглавый храм из дерева, названный в честь Преображения Господня. Была восстановлена надвратная церковь, гостиничные и игуменские корпуса. В начале 20 века монастырь уже полностью был обложен кирпичной оградой. В монастыре стали действовать сапожная и портняжная мастерские, а также мукомольная мельница и завод, где получали смолу, скипидар и деготь.

Литература

  • Бацер М. И. Олонецкая епархия и карельские староверы : (по страницам «Олонецких епархиальных ведомостей»)// Вопросы истории Европейского Севера : Проблемы развития культуры : вторая половина XIX—XX вв. : Сб. ст. — Петрозаводск, 2002. — С. 33-46.
  • Детчуев Б. Ф., Макуров В. Г. Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990). — Петрозаводск: СДВ-Оптима, 1999. — 206 с. — ISBN 5-201-07841-9.
  • Каргопольский Спасопреображенский, викариатский ныне монастырь//Олонецкие епархиальные ведомости. 1915. 11 июля. № 20 — с.372-373.
  • Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII — начале XX в. Петрозаводск, 2009.
  • Олонецкая епархия. Страницы истории. / ред. Басова Н. А. и др. — Петрозаводск, 2001. — 253 с. ISBN 5-7378-0044-X
  • Памятная книжка Олонецкой губернии на 1904 год.
  • Петрозаводск. Путеводитель по православным святыням Карелии. Петрозаводск, 2003.
  • Пулькин М. В. Сельские приходы Олонецкой епархии во второй половине 18 в. : Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. ист. наук (07.00.02-отечественная история). СПб., 1995.

История

Важеозерский монастырь (Задне-Никифоровская, Спасская Важеозерская Геннадиево-Никифоровская пустынь) основан около 1500—1520 гг. преподобным Геннадием и продолжен преподобным Никифором, учениками святого Александра Свирского. Изначально был мужским.

Первым храмом монастыря была деревянная церковь в честь Преображения Господня. В XVII веке монастырь серьёзно пострадал от литовско-польских захватчиков. В июле 1723 году обитель была приписана к Сяндемской пустыни, а в конце XVIII в. упразднена с сохранением штата священнослужителей церковного прихода.

В 1800 году Важеозерская пустынь восстановлена в качестве приписной к Александро-Свирскому монастырю.

В 1830 году по благословению Санкт-Петербургского митрополита Серафима монастырь возглавил монах Коневецкого монастыря Исайя (в миру Иоанн Софронов, 1780—1852). Ему удалось наладить хозяйственную жизнь монастыря. В 1846 году пустынь стала самостоятельной. В 1849 году отец Исайя принял схиму с именем Игнатий. Погребён под алтарём храма Всех Святых, почитается как подвижник благочестия.

В 1918 году пустынь закрыта, а имущество передано местному совхозу.

В 1991 году монастырь был возрождён как женский. Были восстановлены Преображенский храм, колокольня, каменный зимний храм Всех Святых и надвратная церковь преподобного Иоанна Рыльского.

В ноябре 2000 года монастырь преобразован в мужской.

28 июля 2000 года в монастырь из Санкт-Петербурга были перенесены мощи блаженного инока Владимира (в миру Владимир Алексеев, 1862—1927), чудотворца, постриженника Важеозерской пустыни. 30 ноября епископ Выборгский Назарий передал благочинному Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря иеромонаху Иоанну мощевик с частицами мощей святого благоверного князя Александра Невского.

К юбилею монастыря в 2020 году планируется восстановление исторического корпуса братии монастыря.

Настоятели монастыря

  • Никифор, игумен (1520—1557)
  • Дорофей, игумен (1588—1612) (убит литовцами)
  • Антоний, игумен (1640)
  • Тарасий, игумен (по 1764)
  • Исайя (1830)
  • Митрофан, строитель, иеромонах (1846—1853)
  • Даниил (1853—1870), во время его командирования в Палеостров в 1853—1856 гг. управляющим обителью был иеромонах Феофан.
  • Сильвестр (1871—1877), игумен с 1875 г.
  • Азарий (с 1877)
  • Геннадий (Борисов) (1885)
  • Вениамин (1886)
  • Вениамин, иеромонах (1880-нач. 1890-е гг.)
  • Филарет, иеромонах (1894).
  • Иона (1898)
  • Иоанн, иеромонах (1890-е гг.)
  • Митрофан (Воезерский), игумен (1899—1901).
  • Георгий (1902—1910)
  • Василий, игумен, иеромонах (1911—1912)
  • Владимир, игумен, с 1915 — архимандрит (1912—1917)
  • Паисий, игумен (1917— ?)
  • Серафима (1992-1995)
  • Мария (1997-2000)
  • Паисий (Ковалев) (2000-2003)
  • Иларион (Кильганов) (с 2003)

Епископы

Корельская епископия (кафедра в городе Корела)

  • Сильвестр (1598—1612)
  • Павел (1613—1616)

Олонецкие и Каргопольские (кафедра в Троицком Александро-Свирском монастыре)

  • Иоанн (Никитин) (15 июля 1764 — 9 июня 1767)
  • Антоний (Феофанов) (12 августа 1767 — 7 июня 1774)
  • Вениамин (Румовский-Краснопевков) (13 июля 1774 — 1 апреля 1775)
  • Иоанникий (Микрицкий) (2 апреля 1775 — 10 марта 1782)
  • Виктор (Онисимов) (3 июля 1782 — 22 сентября 1783)
  • Амвросий (Серебряников) (26 декабря 1783 — 28 ноября 1786)

Олонецкая и Архангельская епархия (управлялась из Архангельска)

Вениамин (Румовский-Краснопевков) (1787—1798)

Олонецкая и Петрозаводская епархия
  • Игнатий (Семёнов) (22 мая 1828 — 17 октября 1842)
  • Венедикт (Григорович) (14 ноября 1842 — 7 декабря 1850)
  • Дамаскин (Россов) (19 декабря 1850 — 7 февраля 1851) в епархию не приезжал
  • Аркадий (Фёдоров) (29 марта 1851 — 7 июля 1869)
  • Ионафан (Руднев) (29 августа 1869 — 28 февраля 1877)
  • Палладий (Пьянков) (28 февраля 1877 — 7 января 1882)
  • Павел (Доброхотов) (23 января 1882 — 21 октября 1897)
  • Назарий (Кириллов) (21 октября 1897 — 20 января 1901)
  • Анастасий (Опоцкий) (20 января 1901 — 7 декабря 1905)
  • Мисаил (Крылов) (24 декабря 1905 — 21 ноября 1908)
  • Никанор (Надеждин) (28 ноября 1908 — 6 ноября 1916)
  • Иоанникий (Дьячков) (30 ноября 1916—1919)
  • Вениамин (Казанский) (1919) в/у
  • Евгений (Мерцалов) (17 ноября 1919 — 7 мая 1920)
  • Евфимий (Лапин) (июнь 1920 — конец 1927)
  • Венедикт (Плотников) (1924—1925) в/у еп. Кронштадтский
  • Григорий (Лебедев) (1926) в/у
  • Гавриил (Воеводин) (1926—1927) в/у
  • Василий (Дохторов) (1927—1928) в/у, еп. Вытегорский
  • Сергий (Гришин) (16 апреля — 18 мая 1928)
  • Артемий (Ильинский) (19 мая 1928 — 3 апреля 1930)
  • Феодор (Яковцевский) (4 апреля 1930 — 30 ноября 1935)
  • Борис (Шипулин) (январь (?) — 26 февраля 1936) в управление не вступал
  • Палладий (Шерстенников) (31 марта 1936—1936)
Петрозаводская и Олонецкая епархия
  • Григорий (Чуков) (28 августа 1944 — 29 июня 1947) в/у, архиеп. Псковский, с 7 сент. 1945 — митр. Ленинградский
  • Нектарий (Григорьев) (29 июня 1947 — 3 июня 1948)
  • Венедикт (Пляскин)

    в 1949—1990 годах епархия находилась в управлении митрополитов Ленинградских

    (3 июля 1948 — 4 марта 1949)

  • Мануил (Павлов) (14 августа 1990 — 17 июля 1996)
Петрозаводская и Карельская епархия

Мануил (Павлов) (17 июля 1996 — 29 мая 2013)

Петрозаводская епархия в составе Карельской митрополии
  • Мануил (Павлов) (29 мая 2013 — 7 марта 2015)
  • Лев (Церпицкий) (7 марта 2015 — 5 мая 2015) в/у, митр. Новгородский
  • Константин (Горянов) (с 5 мая 2015)

Монастырь сегодня и его достопримечательности

Паломники, другие верующие и обычные туристы на территории монастыря могут прикоснуться сразу к нескольким христианским святыням, в числе которых щепки Креста Господнего, частички Мамврийского дуба, мощи многих почитаемых христианами святых.

Кроме этого, можно посетить древние храмы, часовню на воде и святой источник им. пр. Геннадия, помолиться перед древнейшими иконами, насладиться безмятежной и уютной атмосферой обители, а также увидеть местных котов, которые являются полноправной частью аутентичного колорита.

Как добраться

Благословенная, омоленная миллионами земля находится всего в 50 км от Олонца. Добраться до монастыря можно несколькими способами. Первый – это организованный экскурсионный тур, второй – личный автотранспорт и третий – общественный транспорт. Выезжая из Санкт-Петербурга на своем авто, необходимо 340 км следовать по направлению из Мурманска к указателю «Интерпоселок», а затем свернуть по указателю и проехать еще 12 км до монастыря. На общественном транспорте из Петрозаводска нужно доехать любым маршрутом, направляющимся к Олонцу, к указателю «Интерпоселок», затем преодолеть еще 12 км на попутках.

Монастырь проводит организованные информативные экскурсии по многим своим святыням и по большинству территории. Он открыт для посещений с 4.00 до 20.00.

Подворье монастыря в Санкт-Петербурге

Подворье Важеозерского монастыря Петрозаводской епархии в Санкт-Петербурге. Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Подворье в Санкт-Петербурге открыто в 1895 г., в это же время была на его территории была возведена деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.
19 мая 1897 г. на подворье был заложен каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и Святого Пророка Осии в память спасения Императора Александра III с семьей при крушении поезда близ станции Борки в 1888 г.

В 1899—1903 годах инженером Н. Н. Никоновым была построена большая двухэтажная каменная церковь. Храм имел приделы во имя Евангелиста Иоанна Богослова и Преподобного Иоанна Рыльского, во имя Успения Божией Матери, во имя Святой Марии Магдалины, Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, во имя Святого Серафима Саровского и Великомученицы Екатерины. Под правым приделом нижней церкви был похоронен основатель подворья иеромонах Геннадий (Борисов; † 14.12.1898)

Летом 1929 года храм закрыт, в здании поместились цех завода электробытовых приборов, а затем военкомат, в настоящее время суд Невского района, для которого построили новое здание в апреле 2014 года. .
С 28 августа 2014 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в нижнем храме Подворья, храме прор. Осии, возобновлены службы. Решается вопрос о передаче монастырю зданий исторического подворья на улице Крупской.

История обители

Монастырю, что находится на берегу карельского озера Важа, более пяти веков. Примерно в 1500 году в этих скалистых, безлюдных, покрытых густым лесом и обдуваемых северными ветрами местах поселился последователь Александра Свирского – инок Геннадий. Для своего бытия он выбрал небольшую пещеру в скале, чтобы ничто мирское не отвлекало его от молитв. Благодаря своей неистовой вере и молитвенному просветлению еще при жизни Геннадий сыскал славу провидца. Однако прожил преподобный в таких условиях всего 16 лет.

Через 4 года после его смерти в эти суровые края пришел еще один ученик Свирского – отец Никифор со своими соратниками. Они построили несколько келий и простой деревянный храм Преображения Господня. Позже это подворье и стало называться Важеозерским монастырем, а преподобный Никифор получил звание его иегумена. Еще при его жизни царь Иван Грозный своим указом подарил обители пахотные земли вокруг нее. Отец Никифор умер в 1557 году, но степенная жизнь монастыря продолжалась.

Смутные времена для Никифировской обители начались в XVII веке. Литовские разбойники, орудующие на севере Российской империи, не пощадили монастырь. Зверски убив тогдашнего настоятеля отца Дорофея и еще нескольких монахов, они полностью разграбили монастырское подворье и храмы. С тех пор и до 1830 года обитель была в запустении, пока в ней не поселились выходцы Коневского монастыря – отец Исайя и три его сподвижника.

К 1846 году здесь проживали уже 22 монаха, которые, кроме богослужений, активно занимались реконструкцией монастыря. Их усилия увенчались успехом к 1858 году, когда было закончено строительство каменного Храма Всех Святых, в котором хранились мощи преподобных Геннадия и Никифора, чудом уцелевшие после набега литовцев. Но, к сожалению, масштабный пожар 1885 года уничтожил практически все постройки обители, а братьям-монахам пришлось разойтись по разным монастырям. Однако уже через полгода Иоанн Кронштадтский инициировал процесс восстановления пустыни и первым внес пожертвование на это благое дело.

Общими усилиями монахов и других верующих удалось быстро восстановить каменную церковь. Ее прихожане щедро жертвовали на реконструкцию обители, и уже к концу столетия в монастыре была достроена колокольня, полностью восстановлена древнейшая деревянная церковь, возведены еще несколько храмов, иегуменский корпус, постоялое помещение для паломников, здания мастерских, мукомольного цеха и небольшой деревообрабатывающей фабрики по производству скипидара и дегтя.

После революции жизнь монастыря и всего Олонецкого района кардинально изменилась. Все имущество обители национализировали, создав на ее территории совхоз. В 1935 году большая часть помещений пустыни была полностью разорена, а в храмах организованы спортзал и клуб. После войны на территории бывшего монастыря создали колонию для несовершеннолетних преступников и психиатрическую больницу. И только в 1992 году обитель постепенно начала возвращаться к своему первозданному облику.

Церкви пустыни были восстановлены, площадь вокруг них облагорожена. Кроме этого, были найдены и возвращены в собственность монастыря древние иконы, утерянные во времена, когда в церковных помещениях организовывали конюшни. К слову, до 2001 года Важеозерский монастырь был женским, и именно женщины приложили максимум усилий для возрождения древних построек и традиций. Через несколько лет обряды пустыни возродились практически полостью, и его иноками стали мужчины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector