Новгородская епархия
Содержание:
География благочиний
- Новгородское (ГО Великий Новгород, Новгородский, Батецкий, Крестецкий, Чудовский р-ны):
- г. Великий Новгород , п. Батецкий, п. Бронница, с. Васильевское, с. Вороново, с. Городня, с. Грузино, с. Гудалово, с. Захарьино, п. Крестцы, с. Курицко, с. Кшентицы, с. Лесная, с. Мроткино, с. Наволок, с. Новоселицы, с. Оскуй, п. Панковка, с. Рышево, с. Сабле, с. Савино, с. Сельцо, с. Теребони, п. Тесово-Нетыльский, с. Трубичино, с. Успенское, с. Холова, с. Холынья, д. Хутынь, г. Чудово
Старорусское (Старорусский, Парфинский, Поддорский, Холмский р-ны):
г. Старая Русса, с. Аполец, с. Бакочино, с. Белебелка, с. Борисово, с. Взвад, с. Залучье, с. Леохново, с. Марково, п. Парфино, п. Поддорье, с. Пола, с. Селеево, с. Ужин, г. Холм
Солецкое (Солецкий, Волотовский, Шимский р-ны, ):
г. Сольцы, с. Велебицы, с. Верехново, п. Волот, с. Дерглец, с. Коростынь, с. Любыни, с. Медведь, с. Молочково, с. Мшага, с. Подгощи, с. Порожки, с. Речки, с. Уторгош, с. Учно, п. Шимск
Демянское (Демянский р-н):
г. Демянск, с. Ильина Гора, с. Кневицы, с. Лычково, п. Марево, с. Полново
Валдайское (Валдайский р-н, ):
г. Валдай, с. Большое Городно, с. Быково, с. Загорье, с. Лучки, с. Любница, с. Плав, с. Шуя
Маловишерское (Маловишерский р-н):
г. Малая Вишера, с. Бор, с. Оксочи
Монастыри
- Аркадиев Успенский (недейств.)
- Валдайский Иверский (мужской)
- Верендовский Никольский (недейств.)
- Варлаамо-Хутынский (женский)
- Деревяницкий Воскресенский (недейств.)
- Клопский (мужской)
- Короцкий Тихонов (недейств.)
- Леохновский Преображенский (недейств.)
- Николо-Вяжищский (женский, ныне ставропигиальный)
- Николо-Косинский (женский)
- Новгородский Антониев (недейств.)
- Новгородский Арсениев Богородице-Рождественский (недейств.)
- Новгородский Юрьев (мужской)
- Перынский скит (женский)
Отенская пустынь (недейств.)
Рдейский (мужской, возрождается)
Черноозерская Антониева пустынь (недейств.)
Ранее подчинённые епархии
- Антониев-Дымский (мужской, ныне в пределах Тихвинской епархии)
- Трифоно-Печенгский (мужской, ныне в пределах Североморской епархии)
Литература
- Кафедра новгородских святителей (со времени введения христианства в Новгороде в 992 г. до настоящего времени): Жития, сведения и биографические очерки в 4 томах. — 2-е изд., испр. и доп. — Великий Новгород : Издательский отдел Новгородской епархии, 2014. — Т. 1 : 992—1575 гг. — ISBN 978-5-9915-0811-7
- Кафедра новгородских святителей (со времени введения христианства в Новгороде в 992 г. до настоящего времени): Жития, сведения и биографические очерки в 4 томах. — 2-е изд., испр. и доп. — Великий Новгород : Издательский отдел Новгородской епархии, 2014. — Т. 2 : 1576—1900 гг. — ISBN 978-5-9915-0813-1
- Кафедра новгородских святителей (со времени введения христианства в Новгороде в 992 г. до настоящего времени): Жития, сведения и биографические очерки в 4 томах. — 2-е изд., испр. и доп. — Великий Новгород : Издательский отдел Новгородской епархии, 2014. — Т. 3 : 1900—1945 гг. — ISBN 978-5-9915-0814-8
- Кафедра новгородских святителей (со времени введения христианства в Новгороде в 992 г. до настоящего времени): Жития, сведения и биографические очерки в 4 томах. — 2-е изд., испр. и доп. — Великий Новгород : Издательский отдел Новгородской епархии, 2014. — Т. 4: 1945—2014 гг. — ISBN 978-5-9915-0814-8
- Сивеня Д. С. Приходское духовенство Новгородской епархии во второй половине XIX в. — Москва : Частное издательство «Золотое сечение», 2019. — 753 с. — ISBN 978-5-6041256-6-3
Примечания
- Фролов А. А. О конфискациях вотчин новгородского владыки и монастырей в последней четверти XV века //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 4 (14). С. 76-77.
- Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
- Галкин А. К. Приходы и духовенство Московской Патриархии в пределах современной Новгородской области накануне 950-летия крещения Руси // Новгородика — 2012: у истоков российской государственности: материалы IV междунар. науч.-практ. конференции, 24—26 сент. 2012 г./ сост. Д. Б. Терешихина . Великий Новгород, 2013. Ч. 1. С. 97—-108
- ЖМП. 1990, № 10, стр. 4.
Архиереи
- Свт. Иоаким Корсунянин (992 — 1030)
- Ефрем (1030 — 1035) в/у, не архиерей
- Свт. Лука Жидята (1036/1037 — 15 октября 1059)
- Стефан I (1060 — 1068/1069)
- Феодор (1069 — 1077/1078)
- Свт. Герман (1078 — 1095/1096)
- Свт. Никита Затворник (1096 — 30 января 1108)
- Иоанн I (Папин) (1108/1110 — 1130)
- Прп. Нифонт (ноябрь-декабрь 1130 — 1156)
- Свт. Аркадий (1156 — 9 сентября 1162)
- Свт. Илия, в схиме Иоанн II (ок. 1162 — 1186) до 28 марта 1165 — избранный
- Свт. Григорий (1186 — 24 мая 1193) до 1187 — избранный
- Свт. Мартирий (19 октября 1193 — 24 августа 1199) до 10 декабря — избранный
- Митрофан (1199 — 3 июля 1223) до 3 июля 1201 — избранный, в 1211-1219 — изгнан с кафедры новгородцами
- Свт. Антоний (1212 — 1219)
- Арсений Чернец (1223 — 1225)
- Свт. Антоний, 2-й раз (1225 — 1228)
- Арсений Чернец, 2-й раз (1228)
- Свт. Антоний, 3-й раз (1228 — 1229)
- Спиридон (1229 — 1249)
- Далмат (1250 — 21 октября 1273/1274)
- Климент (1274 — 22 мая 1299)
- Свт. Феоктист (1300 — 1307)
- Давид (5 июня 1309 — 5 февраля 1325)
- Свт. Моисей (1325 — 1330)
- Свт. Василий Калика (25 августа 1331 — 3 июля 1352)
- Свт. Моисей, 2-й раз (1352 — 1359)
- Алексий (1359 — апрель 1388)
- Иоанн III (7 мая 1388 — 20 января 1415)
- Свт. Симеон (22 марта 1416 — 15 июня 1421)
- Феодосий I (1 сентября 1421 — 30 августа 1423)
- Евфимий I (Брадатый) (1423 — 1 ноября 1429)
- Свт. Евфимий II (Вяжицкий) (13 ноября 1429 — 10 марта 1458)
- Свт. Иона (май 1458 — 5 ноября 1470) до 1459 — избранный
- Прп. Феофил (1470 — июль 1482) до 15 декабря 1472 — избранный, с 19 января 1480 — изгнан и заточен
- Сергий (4 сентября 1483 — 27 июня 1484)
- Свт. Геннадий (Гонзов) (12 декабря 1484 — 26 июня 1504)
- Свт. Серапион I (15 января 1506 — май 1509)
- 1509 — 1526 — междуархиерейство
Свт. Макарий Московский (4 марта 1526 — 19 марта 1542)
Феодосий II (18 июня 1542 — 21 декабря 1550)
Серапион II (Курцев) (14 июня 1551 — 29 октября 1552)
Свт. Пимен (Черный) (20 ноября 1552 — 25 сентября 1571)
Леонид (6 декабря 1571 — 20 октября 1575)
Александр (12 сентября 1576 — 26 июня 1591)
Варлаам (Белковский) (20 февраля 1592 — 15 апреля 1601)
Исидор (6 февраля 1603 — 10 апреля 1619)
Макарий II (22 июля 1619 — 12 сентября 1626)
Киприан (Старорусенников) (20 октября 1626 — 17 декабря 1634)
Свт. Аффоний (8 марта 1635 — 7 января 1649)
Никон (11 марта 1649 — 25 июля 1652)
Макарий III (8 августа 1652 — 14 ноября 1662)
Питирим (6 августа 1664 — 7 июля 1672)
Иоаким (Савелов) (22 декабря 1672 — 26 июля 1674)
Корнилий (6 августа 1674 — 3 марта 1695)
Евфимий III (Рылков) (14 апреля 1695 — 6 декабря 1696)
Иов (6 июня 1697 — 3 февраля 1716)
1716 — 1721 — междуархиерейство
Феодосий III (Яновский) (31 декабря 1720 — 11 мая 1725)
Феофан (Прокопович) (25 июня 1725 — 8 сентября 1736)
1736 — 1740 — междуархиерейство
Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745)
Стефан II (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753)
1753 — 1757 — междуархиерейство
Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767)
- 1767 — 1775 — междуархиерейство
- 1 января 1775 — 16 октября 1799 — объединена с Санкт-Петербургской епархией
Гавриил (Петров) (16 октября 1799 — 19 декабря 1800)
19 декабря 1800 — 26 марта 1818 — объединена с Санкт-Петербургской епархией
Амвросий (Подобедов) (26 марта — 6 апреля 1818)
26 июня 1818 — 4 ноября 1848 — не сливаясь с Санкт-Петербургской епархией находилась под управлением Санкт-Петербургских митрополитов
Никанор (Клементьевский) (4 ноября — 20 ноября 1848)
20 ноября 1848 — 18 октября 1892 — не сливаясь с Санкт-Петербургской епархией находилась под управлением Санкт-Петербургских митрополитов
Феогност (Лебедев) (21 ноября 1892 — 13 августа 1900)
Гурий (Охотин) (13 октября 1900 — 17 октября 1910)
Арсений (Стадницкий) (5 ноября 1910 — 11 августа 1933)
- Серафим (Велицкий) (1922 — 1924) в/у, еп. Мало-Вишерский
- Иоанникий (Сперанский) (1923 — 1924) в/у, еп. Старорусский
- Венедикт (Плотников) (1924 — 1925) в/у, еп. Кронштадтский
- Иосиф (Петровых) (1925) в/у, архиеп. Ростовский
- Алексий (Симанский) (1926 — 11 августа 1933) в/у, архиеп. Тихвинский, Хутынский, митр. Старорусский
Алексий (Симанский) (11 августа — 18 октября 1933)
Венедикт (Плотников) (18 октября 1933 — 5 сентября 1936)
- Николай (Ярушевич) (1936 — 1940) в/у, архиеп. Петергофский
- не позднее 4 сентября 1943 — 26 мая 1944 — объединена с Ленинградской епархией
- Григорий (Чуков) (26 мая 1944 — 7 сентября 1945) в/у, архиеп. Псковский
- 7 сентября 1945 — 1956 — объединена с Ленинградской епархией
- Сергий (Голубцов) (22 ноября 1956 — 23 августа 1959) в/у, еп. Старорусский
Сергий (Голубцов) (23 августа 1959 — 7 октября 1967)
1967 — 1990 — объединена с Ленинградской епархией
Лев (Церпицкий) (с 20 июля 1990)
Николай Церпицкий проделал долгий путь до становления митрополитом
Лев (Церпицкий) является митрополитом Новгородским и Старорусским
Николай Церпицкий родился 13 апреля 1946 года в Белоруссии, село Залужье. Отец и дед будущего митрополита были священниками, свой путь отрок продолжил по стопам предков. С ранних лет он был погружен в атмосферу храма, часто помогал отцу во время богослужений. Заметив его усердие, мама сшила его первый в жизни маленький стихарь.
Не смотря на тяжелые времена борьбы с церковью, в семье Церпицких всегда царило благоговение и религиозная среда. Родители воспитывали своих чад (всего у них было трое детей) согласно православным канонам, вместе читали молитвы, посещали монастыри и храмы.
В душе Николая посещение древней русской обители, сохранившей старые монашеские традиции, оставило наиболее глубокий след. Окончив среднюю школу, будущий митрополит отдал свой гражданский долг, отслужив три года в советской армии. Служба никоим образом не сказалась на мыслях и мировоззрении.
Свой дальнейший путь Николай решил продолжить в Ленинградской духовной семинарии, где познакомился со своим будущим покровителем и наставником — митрополитом Никодимом (Ротовым).
Никодим (Ротов) повлиял на судьбу будущего митрополита Льва
В течение обучения Николай часто посещал Новгородские земли, где видел полуразрушенные монастыри и храмы, потухшую духовную жизнь. Подобного рода поездки и разговоры с митрополитом Никодимом послужили принятию окончательного решения отречься от мирской жизни и посвятить себя служению Церкви Христовой.
В 1971 году Николай принял монашеских постриг, выбрав себе имя папы Римского Льва I. В этом же году он получил сан иеродиакона, и через две недели — иеромонаха.
1971
в этом году Николай принял монашество с именем Лев, получил сан иеродиакона, а после — иеромонаха
На протяжении 4 лет Лев (Церпицкий) занимал пост личного секретаря своего наставника митрополита Никодима (Ротова). Почетную службу иеромонах совмещал с обучением в Ленинградской духовной академии.
Он активно изучал не только православие, но также другие христианские религиозные направления, что претворилось в его выпускной работе «о Ватиканском Соборе» и нашло отражение в будущей деятельности по налаживанию межконфессионных отношений.
В 1975 году Лев (Церпицкий) окончил Ленинградскую духовную академию
Свою службу Богу Лев Церпицкий продолжил в качестве настоятеля в разных церквях: в Петрозаводске, Марокко, Выборге, после чего получил сан епископа.
В 1982 году архимандрит Лев (Церпицкий) работал настоятелем церкви в г. Рабат (Марокко)
Однако служение этого великого человека не заканчивалось в храме, свои просветительские взгляды он направлял на обретение и развитие нравственных и духовных ценностей человека, а также под его руководством было создано несколько воскресных школ.
Серьезный вклад был сделан в возрождение множества приходов и церквей.
С 1990 года, когда была выделена Новгородская епархия, начинается новая страница в духовной жизни Великого Новгорода. Владыка Лев стал главным церковным лицом и деятелем города и области.
1990
в этом году была выделена Новгородская епархия, ее возглавил Владыка Лев
Несмотря на материальные трудности епархии, с момента вступления на ответственную должность, епископ серьезно взялся за церковное образование в Новгороде.
Под его руководством были организованы катехизисные курсы, проводились просветительские чтения, конференции, открылись воскресные школы и приходы.
По инициативе епископа издавалась газета «София», преобразованная позже в одноименный журнал. Помимо огромного вклада в духовную жизнь новгородцев, Лев Церпицкий занимался изучением истории, сохранением и возрождением древнерусского наследия.
Владыка Лев вместе с президентом В.В. Путиным проводит осмотр в одном из новгородских монастырей
Его усилиями были вновь открыты несколько храмов, в числе которых Софийский собор — сердце православного Новгорода.
Также был создан консультационный совет в составе московских, петербургских и новгородских ученых искусствоведов, архитекторов, историков, археологов и реставраторов, который всячески помогал возрождению древнерусского города.
1991 году, спустя 25 лет, был наконец открыт Софийский собор
Огромные усилия были приложены, чтобы возобновить пасторскую деятельность в Новгородских тюрьмах, милиции и армии. 8 января 2012 года Лев Церпицкий удостоился сана митрополита Новгородского и Старорусского. А за свой неоценимый вклад в культурную, православную и духовную жизнь митрополит получил множество орденов и наград.
Патриарх Кирилл возвел архиепископа Новгородского и Старорусского Льва в сан митрополита
В тяжелые советские годы в Новгороде проводились богослужения
Время войны и революции оставило печальный след в истории Великого Новгорода. Были закрыты монастыри, практически все храмы, а духовные лица подверглись расстрелу. В 30-е годы на территории города действовала одна церковь — Михаила Архангела, в которой проходили богослужения даже в первое время оккупации.
После захвата немцами, Новгород был практически руинирован: под пеплом оказались все деревянные постройки, исторические памятники были поруганы и разрушены, а крест Софийского собора похищен.
Война не щадила церквей, а главному Софийскому собору был нанесен колоссальный ущерб
Война закончилась, и настало время восстановления утраченного достояния; повсеместно проходили реставрационные и строительные работы. Однако советские власти не благоволили русской православной Церкви, и до 1962 года в Новгороде был один действующий собор — Никольский.
В послевоенные годы богослужения проводились только в Николо-Дворищенском соборе
Новгородская митрополия была образована в 2011 году
В 2011 году из давно сложившейся Новгородской епархии выделилась новая — Боровичская. В результате чего была создана Новгородская митрополия в составе Новгородской и Боровичской епархий. Сейчас митрополия является мощным духовным институтом, объединяющим вокруг себя множество церквей, монастырей и учебных заведений.
На протяжении своего становления, Новгородская епархия претерпела немало трудностей и проблем.
Боровичская епархия была создана путем ходатайств и прошений Патриарху духовными лицами города во благо поддержания православия и укрепления веры. Основали ее относительно недавно — в 1934г. Новгородская же епархия является одной из самых ране созданных на Руси и послужила основой, благодаря которой была в дальнейшем создана митрополия.
Монастыри Новгородской епархии
Свято-Юрьев мужской монастырь
Свято-Юрьев мужской монастырь, посвященный одному из самых почитаемых христианских святых – святому великомученику Георгию Победоносцу, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но и всей России. Название монастыря происходит от древнерусской диалектной формы имени Георгий – Юрий. Обитель при истоке реки Волхов из озера Ильмень была основана прославленным русским князем Ярославом Мудрым в 1030 году.
И.о. наместника: епископ Юрьевский АРСЕНИЙ(Перевалов Денис Юрьевич)
Адрес монастыря: 173007, г. Великий Новгород, Юрьево, Юрьевское шоссе, 10, Свято-Юрьев мужской монастырь.Тел: (8162) 77-30-20.
Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь
Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь, находится в десяти километрах от Новгорода, к северу, вниз по течению реки Волхова, на правом его берегу. Он основан в 1192 году прп. Варлаамом. Вместе с основанием монастыря, прп Варлаам построил каменную Спасо-Преображенскую церковь.
Настоятельница: Игумения АЛЕКСИЯ (Симдянкина Анна Викторовна)
Адрес монастыря: 173011, г. Великий Новгород, д. Хутынь, Варлаамо-Хутынский женский монастырь.Тел: (8162) 749-602.
Иверский Валдайский мужской монастырь
Иверский Валдайский Святоозерский Богородицкий монастырь был основан Святейшим Патриархом Никоном на одном из островов Валдайского озера по образцу Иверского монастыря на Афоне. Первыми насельниками обители на Валдае были монахи Оршанского Кутейнинского монастыря (Белоруссия), привезшие с собой типографию.
Настоятель: Митрополит Новгородский и Старорусский Лев
Адрес монастыря: 175400, Новгородская область, г. Валдай, Остров.Тел: (81666) 222-11 или 268-68.
Свято-Троицкий Михаило-Клопский мужской монастырь
Дата основания Клопского монастыря точно неизвестна, она теряется в веках. Можно только сказать, что до XV столетия этот монастырь был очень беден и мало кому известен, но в указанное время он широко прославился, благодаря праведной жизни и дивным чудесам прп. Михаила. К приходу блаженного Михаила (1408 г.) в Клопской обители уже имелись две деревянные церкви и трапезная.
Наместник: Игумен ИАКОВ (Ефимов Александр Васильевич)
Адрес монастыря: 173516, с. Сельцо, Новгородский район, Новгородская область. Свято-Троицкий Михаило-Клопский монастырь.
Николо-Косинской женский монастырь
Возникновение Косинского Свято-Николаевского монастыря относится к глубокой древности. Основан монастырь учениками прп. Варлаама Хутынского Константином и Косьмою еще в первой половине XIII в. В 1220 г. силами умножившейся братии был воздвигнут каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского; первым его игуменом был прп. Константин, который им и оставался до своего успения в 1240 году. Его приемником стал прп. Косьма.
Настоятельница: —
Адрес монастыря: 175200, Старорусский район, Новгородская область, Николо-Косинской женский монастырь.
Антониево-Леохновская пустынь
Спасо-Преображенский Антониево–Леохновский мужской монастырь находится в с. Леохново, в 20 км от г. Старая Русса Новгородской области. Основным источником сведений об основании монастыря является житие прп. Антония Леохновского в нескольких редакциях, содержащих разные даты жизни преподобного: по одним сведениям — конец XV — начало XVI в., по другим- конец XVI — начало XVII в. Согласно старейшему списку жития монастырь был основан прп. Антонием в конце XV в.
Настоятель: Архимандрит МИТРОФАН(Письменский Василий Михайлович)
Адрес монастыря: 175213, с. Леохново, Старорусский район, Новгородская область.