Архиерей под наблюдением

Епископы

Петрозаводская и Олонецкая епархия
  • Григорий (Чуков) (28 августа 1944 г. — 29 июня 1947 г.) Архиепископ Псковский, с 7 сентября 1945 г., Митрополит Ленинградский
  • Нектер (Григорьев) (29 июня 1947 г. — 3 июня 1948 г.)
  • Бенуа (Пляскин) (3 июля 1948 г. — 4 марта 1949 г.

    1949-1990 годы под управлением блокадного Ленинграда.

    )

  • Мануэль (Павлов) (14 августа 1990 г. — 17 июля 1996 г.)
Епархия Петрозаводска и Карелии

Мануэль (Павлов) (17 июля 1996 г. — 29 мая, 2013)

Петрозаводская епархия
  • Мануэль (Павлов) (29 мая, 2013 — 7 марта 2015 г.)
  • Леон (Церпицкий) (7 марта 2015 г. — 5 мая 2015) метр. из новгорода
  • Константин (Горянов) (с 5 мая 2015)

Епископы

Корельская епископия (кафедра в городе Корела)

  • Сильвестр (1598—1612)
  • Павел (1613—1616)

Олонецкие и Каргопольские (кафедра в Троицком Александро-Свирском монастыре)

  • Иоанн (Никитин) (15 июля 1764 — 9 июня 1767)
  • Антоний (Феофанов) (12 августа 1767 — 7 июня 1774)
  • Вениамин (Румовский-Краснопевков) (13 июля 1774 — 1 апреля 1775)
  • Иоанникий (Микрицкий) (2 апреля 1775 — 10 марта 1782)
  • Виктор (Онисимов) (3 июля 1782 — 22 сентября 1783)
  • Амвросий (Серебряников) (26 декабря 1783 — 28 ноября 1786)

Олонецкая и Архангельская епархия (управлялась из Архангельска)

Вениамин (Румовский-Краснопевков) (1787—1798)

Олонецкая и Петрозаводская епархия
  • Игнатий (Семёнов) (22 мая 1828 — 17 октября 1842)
  • Венедикт (Григорович) (14 ноября 1842 — 7 декабря 1850)
  • Дамаскин (Россов) (19 декабря 1850 — 7 февраля 1851) в епархию не приезжал
  • Аркадий (Фёдоров) (29 марта 1851 — 7 июля 1869)
  • Ионафан (Руднев) (29 августа 1869 — 28 февраля 1877)
  • Палладий (Пьянков) (28 февраля 1877 — 7 января 1882)
  • Павел (Доброхотов) (23 января 1882 — 21 октября 1897)
  • Назарий (Кириллов) (21 октября 1897 — 20 января 1901)
  • Анастасий (Опоцкий) (20 января 1901 — 7 декабря 1905)
  • Мисаил (Крылов) (24 декабря 1905 — 21 ноября 1908)
  • Никанор (Надеждин) (28 ноября 1908 — 6 ноября 1916)
  • Иоанникий (Дьячков) (30 ноября 1916—1919)
  • Вениамин (Казанский) (1919) в/у
  • Евгений (Мерцалов) (17 ноября 1919 — 7 мая 1920)
  • Евфимий (Лапин) (июнь 1920 — конец 1927)
  • Венедикт (Плотников) (1924—1925) в/у еп. Кронштадтский
  • Григорий (Лебедев) (1926) в/у
  • Гавриил (Воеводин) (1926—1927) в/у
  • Василий (Дохторов) (1927—1928) в/у, еп. Вытегорский
  • Сергий (Гришин) (16 апреля — 18 мая 1928)
  • Артемий (Ильинский) (19 мая 1928 — 3 апреля 1930)
  • Феодор (Яковцевский) (4 апреля 1930 — 30 ноября 1935)
  • Борис (Шипулин) (январь (?) — 26 февраля 1936) в управление не вступал
  • Палладий (Шерстенников) (31 марта 1936—1936)
Петрозаводская и Олонецкая епархия
  • Григорий (Чуков) (28 августа 1944 — 29 июня 1947) в/у, архиеп. Псковский, с 7 сент. 1945 — митр. Ленинградский
  • Нектарий (Григорьев) (29 июня 1947 — 3 июня 1948)
  • Венедикт (Пляскин)

    в 1949—1990 годах епархия находилась в управлении митрополитов Ленинградских

    (3 июля 1948 — 4 марта 1949)

  • Мануил (Павлов) (14 августа 1990 — 17 июля 1996)
Петрозаводская и Карельская епархия

Мануил (Павлов) (17 июля 1996 — 29 мая 2013)

Петрозаводская епархия в составе Карельской митрополии
  • Мануил (Павлов) (29 мая 2013 — 7 марта 2015)
  • Лев (Церпицкий) (7 марта 2015 — 5 мая 2015) в/у, митр. Новгородский
  • Константин (Горянов) (с 5 мая 2015)

Использованные материалы

  • Страница официального сайта епархии:

  • Страница епархии на официальном сайте Русской Православной Церкви:

  • Щипков, Александр, «Православная провинция. Петрозаводск», 28 февраля 2006 (статья написана в апреле 1994 года, опубликована в Religion, State and Sosiety, Oxford, 1997, vol. 25, 2:

  • Кожевникова Ю. Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII-начале XX в. : Дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 СПб., 2006

  Дмитриев А. П., «История Корельской (Кексгольмской) епархии» // Приозерский краеведческий альманах «Вуокса», Приозерск. 2000-2001,

  РГИА. Ф. 796. Оп. 68. Д. 94 (Указ Святейшего Правительствующего Синода от 15 марта 1787 г.). Л. 22

  Святители Новгородской земли XVIII век. Гавриил (Петров), митрополит Новгородский // Сайт Новгородской епархии РПЦ МП,

  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

  Щипков, Александр, «Православная провинция. Петрозаводск», 28 февраля 2006 (статья написана в апреле 1994 года, опубликована в Religion, State and Sosiety, Oxford, 1997, vol. 25, 2,

  По данным официального сайта епархии,

  «Краткие сведения о епархии», страница официального сайта епархии:

  От назначения отказался, в Петрозаводск не поехал. Был уволен на покой.

  Продолжал именоваться епископом Олонецким до июля 1927 года.

Архиереи

  • Вениамин (Краснопевков-Румовский) (13 июля 1774 — 1 апреля 1775)
  • Иоанникий (Микрицкий) (17 мая 1775 — 10 марта 1782)
  • Виктор (Онисимов) (3 июня 1782 — 22 сентября 1783)
  • Амвросий (Серебренников) (26 декабря 1783 — 28 ноября 1786)
  • Вениамин (Краснопевков-Румовский) (15 марта 1787 — 26 октября 1798)
  • Аполлос (Байбаков) (26 октября 1798 -16 октября 1799)

С 1799 по 1828 — кафедра упразднена, территория епархии поделена между Архангельской и Новгородской епархиями

Игнатий (Семенов) (22 мая 1828 — 17 октября 1842)

Венедикт (Григорович) (14 ноября 1842 — 7 декабря 1850)

Дамаскин (Россов) (19 декабря 1850 — 7 февраля 1851)

Аркадий (Феодоров) (29 марта 1851 — 7 июля 1869)

Ионафан (Руднев) (29 августа 1869 — 28 февраля 1877)

Палладий (Пьянков) (28 февраля 1869 — 7 января 1882)

Павел (Доброхотов) (23 января 1882 — 21 октября 1897)

Назарий (Кириллов) (21 октября 1897 — 20 января 1901)

Анастасий (Опоцкий) (20 января 1901 — 7 декабря 1905)

Мисаил (Крылов) (24 декабря 1905 — 21 ноября 1908)

Никанор (Надеждин) (28 ноября 1908 — 6 ноября 1916)

Иоанникий (Дьячков) (30 ноября 1916 — 27 апреля 1918)

Евгений (Мерцалов) (17 ноября 1919 — 7 мая 1920)

Евфимий (Лапин) (июнь 1920 — 1924)

Венедикт (Плотников) (1924 — ?), в/у еп. Кронштадтский

Сергий (Гришин) (16 апреля — 18 мая 1928)

Артемий (Ильинский) (19 мая 1928 — 3 апреля 1930)

Феодор (Яцковский) (3 апреля 1930 — 30 ноября 1935)

Софроний (Арефьев) (3 марта — 11 мая 1934)

Палладий (Шерстенников) (31 марта 1936 — 10 декабря 1937)

Григорий (Чуков) (кон. 1944 — 1947) в/у, архиеп. Псковский, митр. Ленинградский

Венедикт (Пляскин) (3 июня 1948 — 4 марта 1949)

Григорий (Чуков) (4 марта 1949 — 5 ноября 1955) в/у, митр. Ленинградский

Мануил (Павлов) (14 августа 1990 — 7 марта 2015)

Лев (Церпицкий) (7 марта — 5 мая 2015), в/у, митр. Новгородский

Константин (Горянов) (с 5 мая 2015)

Протоиерей Иоанн: служение

С тех пор прошло 20 лет. Разоренный когда-то храм вновь наполнили святынями. Иконы художника Чижова пропали, так что для собора написали новые: образы Ксении Петербургской, Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, Матроны Московской и других святых.

«Когда собор восстановили, ко мне пришел директор Онежского тракторного завода и спросил: «Что мы можем сделать для храма как преемники Александровского завода?» — рассказывает настоятель собора протоиерей Иоанн. — Я предложил заказать икону Александра Невского. Рабочие собрали деньги, торжественно эту икону привезли, а я им сказал: «Помните, этот храм не мой, не епископа. Этот храм — всех нас, и ваш в том числе. И вы для него сделали великое дело».

Отец Иоанн (Тереняк). Фото: “Республика” / Леонид Николаев

Икона святого благоверного князя Александра Невского. Фото: “Республика” / Леонид Николаев

Совершенно уникальна и находящаяся в одноименном приделе храма икона «Собор Карельских святых»: здесь  запечатлены фигуры 34 карельских подвижников, хотя в карельских землях их было гораздо больше: Олонецкий край много веков считался местом особенных молитвенных подвигов для монахов-отшельников, его даже называли Северной Фиваидой, по аналогии с египетской пустыней, где зародилось монашество. Кстати, образ «Собор Карельских святых» владыка Мануил заказал специально к открытию восстановленного собора Александра Невского в 2000 году, и, более того, 3 июня, день освящения храма, стал одним из главных православных праздников республики — Днем Карельских святых.

Одна из особо почитаемых святынь Собора —  образ Фаддея Петрозаводского — покровителя карельской столицы. И не только образ: возле храма стоит плита с могилы святого, когда-то находившейся в часовне на Соборной площади (сегодня — площадь Кирова). В ближайшее время  эту утраченную часовню планируют  восстанавливать: фундамент ее уже нашли, а после празднования Дня республики можно будет начинать строительные работы, говорят в управлении по охране объектов культурного наследия.

Отец Иоанн совершает службу. Фото: Леонид Николаев

Певчие собора. Фото: Леонид Николаев

В праздники собор посещают сотни горожан. Фото: Леонид Николаев

Фото: «Республика»/Николай Смирнов

Приходят люди и не в праздничные дни: помолиться за близких, попросить помощи, поблагодарить Господа. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Убранство собора. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

У иконы карельских святых всегда горят свечи: на ней — сразу 34 покровителя нашего края. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Икона Божией Матери «Казанская». Фото: «Республика» / Леонид Николаев

«Собор Карельских святых», кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского, Петрозаводск. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

В соборе Александра Невского. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

«Сегодня храм живет той жизнью, которой жил до закрытия. Удалось восстановить то, что было прервано после революции, — говорит отец Иоанн. — Богослужения совершаются каждый день, крещения, венчания, отпевания. При храме есть воскресные школы — детская и взрослая, миссионерский отдел».

Сколько у храма прихожан, никто не считает. Да и как посчитать, говорит отец Иоанн: одни ходят на службы каждую неделю, другие — по великим праздникам, третьи заходят изредка — посидеть в тишине и подумать. Прихожане они? Прихожане, уверен настоятель собора.

Отец Иоанн стал священником около 40 лет назад: сначала служил в храме в Сортавале, потом был настоятелем Екатерининской церкви в Петрозаводске. Он был одним из священнослужителей, начинавших в Карелии дело социального служения.

«Ко мне как к священнику люди всегда приходили с проблемами, и я старался помочь: исправить семейные отношения, определиться с целью в жизни, спасти от излишнего винопития, — рассказывает отец Иоанн. — Но в советское время церковь не имела права заниматься социальной помощью. А в 90-х это изменилось, и владыка Мануил назначил меня руководителем отдела социального служения: мы стали помогать нуждающимся».

Наладить работу помогли иностранные партнеры: финские церкви православная и лютеранская, священнослужители из Дании. Причем помогли не только советом, но и деньгами.

«На эти средства мы покупали продукты и раздавали сотням людей, которые в тяжелые 90-е нуждались в помощи. Кормили на эти деньги детей в школах, и некоторые ребята, которые часто прогуливали уроки, специально приходили на занятия, чтобы как следует пообедать».

Использованные материалы

  • Страница официального сайта епархии:

  • Страница епархии на официальном сайте Русской Православной Церкви:

  • Щипков, Александр, «Православная провинция. Петрозаводск», 28 февраля 2006 (статья написана в апреле 1994 года, опубликована в Religion, State and Sosiety, Oxford, 1997, vol. 25, 2:

  • Кожевникова Ю. Н. Православные монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII-начале XX в. : Дис. … канд. ист. наук : 07.00.02 СПб., 2006

  Дмитриев А. П., «История Корельской (Кексгольмской) епархии» // Приозерский краеведческий альманах «Вуокса», Приозерск. 2000-2001,

  РГИА. Ф. 796. Оп. 68. Д. 94 (Указ Святейшего Правительствующего Синода от 15 марта 1787 г.). Л. 22

  Святители Новгородской земли XVIII век. Гавриил (Петров), митрополит Новгородский // Сайт Новгородской епархии РПЦ МП,

  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

  Щипков, Александр, «Православная провинция. Петрозаводск», 28 февраля 2006 (статья написана в апреле 1994 года, опубликована в Religion, State and Sosiety, Oxford, 1997, vol. 25, 2,

  По данным официального сайта епархии,

  «Краткие сведения о епархии», страница официального сайта епархии:

  От назначения отказался, в Петрозаводск не поехал. Был уволен на покой.

  Продолжал именоваться епископом Олонецким до июля 1927 года.

Литература

  • Бацер М. И. Олонецкая епархия и карельские староверы : (по страницам «Олонецких епархиальных ведомостей»)// Вопросы истории Европейского Севера : Проблемы развития культуры : вторая половина XIX—XX вв. : Сб. ст. — Петрозаводск, 2002. — С. 33-46.
  • Детчуев Б. Ф., Макуров В. Г. Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990). — Петрозаводск: СДВ-Оптима, 1999. — 206 с. — ISBN 5-201-07841-9.
  • Каргопольский Спасопреображенский, викариатский ныне монастырь//Олонецкие епархиальные ведомости. 1915. 11 июля. № 20 — с.372-373.
  • Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII — начале XX в. Петрозаводск, 2009.
  • Олонецкая епархия. Страницы истории. / ред. Басова Н. А. и др. — Петрозаводск, 2001. — 253 с. ISBN 5-7378-0044-X
  • Памятная книжка Олонецкой губернии на 1904 год.
  • Петрозаводск. Путеводитель по православным святыням Карелии. Петрозаводск, 2003.
  • Пулькин М. В. Сельские приходы Олонецкой епархии во второй половине 18 в. : Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. ист. наук (07.00.02-отечественная история). СПб., 1995.

Память павших

 -Над нашим городом тяготеет еще один грех, который мы до конца еще не искупили — это лежащие на окраинах города среди мусора и городской грязи солдаты, погибшие в 41 –м за нашу свободу. Мы не хотим знать историю их гибели, наших поэтов, писателей и кинорежиссеров не вдохновляет, что эти отряды смертников штурмовали «в лоб» пятикратно превосходящего противника. Историки не хотят серьезно изучать 3-х дневные бои за Петрозаводск даже после того, как Петрозаводску присвоили звание Города Воинской Славы. Самый крупный исследователь в этой области Юрий Михайлович Килин вынужден выпускать свои книги в Финляндии на финском языке. 30 сентября городские власти захоронили на Зареке 3-х, найденных ПО «Феникс», в котором я состою, на Древлянке — 5 бойцов 41-го года. Но на захоронении никто из городских властей не пришел. А между тем, это должно выглядеть примерно так, как мы недавно встречали «олимпийский»огонь. Солдаты на орудийных лафетах, впереди — военный оркестр, жители вдоль дорог — все провожают своих героев в последний путь. Увы… А поисковики ( в том числе и я) продолжают искать и находить новых героев обороны города, про которых мало кто хочет что-то знать.

Священники бывают разные

-Скандальные и трагические истории, связанные со священнослужителями ( например, смертельное ДТП в Петрозаводске), в последнее время будоражат общественность. Как вы справляетесь с этим негативом? Как реагируете?  

 — Насчет того ужасного случая, когда погибла женщина. Просто жуть берет. Женщину жалко очень. Ее звали Мария, я буду за нее молится пока жив. О.Иоанна я знал, но не очень хорошо. Когда он был дьяконом, то постоянно учился где-то заочно. Я консультировал его, когда он писал историческое исследование про Петрозаводск, знаю, что он хорошо себя проявил в воскресной школе, в работе с приходскими детьми. Что с ним случилось, когда он стал священником, я не знаю. Увы, вино победило многих. Такие случаи были по России — за это очень стыдно. Но священники бывают разные. Их специально не выращивают в пробирках, они — часть общества. В отличие от католиков, в православии в обращении к священнику не используется термин «святой отец», т.к. все понимают, что священник — тоже человек, только степень ответственности его перед Богом во много выше. Однако, в глазах людей священник должен быть образцом. Мне кажется, что можно исключить подобные случаи, если полностью прекратить употребление алкоголя в среде священнослужителей, да и не только. Женщину жалко очень. Ее звали Мария, мы молимся за нее, чтобы она попала в Рай. И молимся за Иоанна Петунова, чтобы он не попал в ад.

Библиография

  • (ru) Бацер М. И. Олонецкая епархия и карельские староверы (по страницам «Олонецких епархиальных ведомостей») // Вопросы истории Европейского Севера: Проблемы развития культуры: вторая половина XIX-XX вв. : Сб. ст. — Петрозаводск, 2002. — С. 33-46.
  • (ru) Детчуев Б. Ф., Макуров В. Г., Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990), Петрозаводск, СДВ-Оптима, 1999, 206 с. ( ISBN  5-201-07841-9 )
  • Каргопольский Спасопреображенский, викариатский ныне монастырь // Олонецкие епархиальные ведомости. 1915. 11 июля. № 20 — с.372-373.
  • Кожевникова Ю. Н., Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII — начале XX в. Петрозаводск, 2009.
  • Олонецкая епархия. Страницы истории. Петрозаводск, 2000.
  • Памятная книжка Олонецкой губернии на 1904 год.
  • Петрозаводск. Путеводитель по православным святыням Карелии. Петрозаводск, 2003.
  • Пулькин М. В., Сельские приходы Олонецкой епархии во второй половине 18 в. : Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. ист. наук (07.00.02-отечественная история). СПб., 1995.

И святыня, и туризм

Марина Бедорфас, «АиФ-Карелия»: о.Константин, расскажите об идее найти и провести раскопки «пещерной церкви»  Святодуховского собора на площади Кирова в Петрозаводске? Как она возникла и почему?

 о. Константин Савандер: То, что Святодуховский собор и его нижняя часть — «пещерный храм» был между памятником и театром, известно давно. Еще покойный архитектор Николай Кузпак сделал наложение карт старых на современную застройку. При реконструкции театра обнаружились фундаменты часовни Св. Фаддея как раз на том месте, где их указывал Кузпак. Идея восстановления подземной церкви не нова. Давно считали, что страшные репрессии-расстрелы петрозаводских жителей в 37-38 годах, страшная «зимняя» русско-финская война, 41-й год — штурм города, финские концлагеря — это наказание за уничтоженный храм Святого Духа и другие Святыни нашего народа. Проклятие до сих пор тяготеет над нашим городом. «Подземную» церковь восстановить технически можно и нужно.

Взорванный после революции Святодуховский собор находился на том месте, где сейчас расположен Музыкальный театр РК Фото: пресс-служба карельской епархии

— На какой стадии сейчас находится эта работа?   

 — Судя по пресс-релизу  раскопки можно будет начать после 2020 года. Сейчас выполнено геосканирование двумя независимыми специалистами, которые указывают на четко фиксируемый объект, верхняя часть которого находится в метре от поверхности земли и уходит на глубину 5-6 метров. Оба исследования указывают на область, расположенную в 13-13.5 метрах от оси памятника Кирову (слева, если стоять лицом к театру). Идет проектное оформление раскопок и дальнейшего восстановления подземной церкви Архитектор Л.М. Ушакова написала целую концепцию восстановления подземного храма. Архитектор А.П. Гречкин готовит сейчас предложения на градостроительный совет для согласования,как будет выглядеть раскопки на местности. Для властей города и республики раскопки подземного храма – это, прежде всего, появление в городе культурно-исторического объекта, который привлечет туристов. Это будет археологический раскоп 6м*6м и глубиной 2.5 м (на первое время). В середине раскопа — Православная Святыня — северо-западный угол храма, сверху — стеклянный павильон с подсветкой и лестницей внутрь. Паломники обязательно захотят спуститься к Святыне, взять Святой земельки и камешков из раскопа — останков собора Святого Духа. В раскопе в дальнейшем планируется место, где можно будет поставить «покаянную» свечу. Позже раскоп будет перекрыт плоскими перекрытиями, со стеклянными «окнами», по которым можно будет ходить и смотреть внутрь — свет будет зажигаться при приближении людей.  

На окраинах Петрозаводска поисковики до сих пор находят незахороненные кости солдат Великой Отечественной Фото: пресс-служба администрации Владимирской области

Литература

  • Бацер М. И. Олонецкая епархия и карельские староверы : (по страницам «Олонецких епархиальных ведомостей»)// Вопросы истории Европейского Севера : Проблемы развития культуры : вторая половина XIX—XX вв. : Сб. ст. — Петрозаводск, 2002. — С. 33-46.
  • Детчуев Б. Ф., Макуров В. Г. Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990). — Петрозаводск: СДВ-Оптима, 1999. — 206 с. — ISBN 5-201-07841-9.
  • Каргопольский Спасопреображенский, викариатский ныне монастырь//Олонецкие епархиальные ведомости. 1915. 11 июля. № 20 — с.372-373.
  • Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII — начале XX в. Петрозаводск, 2009.
  • Олонецкая епархия. Страницы истории. / ред. Басова Н. А. и др. — Петрозаводск, 2001. — 253 с. ISBN 5-7378-0044-X
  • Памятная книжка Олонецкой губернии на 1904 год.
  • Петрозаводск. Путеводитель по православным святыням Карелии. Петрозаводск, 2003.
  • Пулькин М. В. Сельские приходы Олонецкой епархии во второй половине 18 в. : Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. ист. наук (07.00.02-отечественная история). СПб., 1995.

Литература

  • Бацер М. И. Олонецкая епархия и карельские староверы : (по страницам «Олонецких епархиальных ведомостей»)// Вопросы истории Европейского Севера : Проблемы развития культуры : вторая половина XIX—XX вв. : Сб. ст. — Петрозаводск, 2002. — С. 33-46.
  • Детчуев Б. Ф., Макуров В. Г. Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990). — Петрозаводск: СДВ-Оптима, 1999. — 206 с. — ISBN 5-201-07841-9.
  • Каргопольский Спасопреображенский, викариатский ныне монастырь//Олонецкие епархиальные ведомости. 1915. 11 июля. № 20 — с.372-373.
  • Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII — начале XX в. Петрозаводск, 2009.
  • Олонецкая епархия. Страницы истории. / ред. Басова Н. А. и др. — Петрозаводск, 2001. — 253 с. ISBN 5-7378-0044-X
  • Памятная книжка Олонецкой губернии на 1904 год.
  • Петрозаводск. Путеводитель по православным святыням Карелии. Петрозаводск, 2003.
  • Пулькин М. В. Сельские приходы Олонецкой епархии во второй половине 18 в. : Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. ист. наук (07.00.02-отечественная история). СПб., 1995.

Примечания

  1. Православие в Карелии // (Материалы 2-й международной научной конференции, посвященной 775-летию крещения карелов). Петрозаводск. 2003
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июля 2009.
  3. Калинина Е. А. Духовное образование в Олонецкой губернии в XIX-начале XX века. — Петрозаводск, 2019. — 561 с. ISBN 978-5-904704-71-1
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июля 2017.
  5. Бовкало А. А., Галкин А. К. Религиозная жизнь в Карелии в первое десятилетие после «Большого террора» // Финно-угры и соседи: проблема этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах. Сб. научн. трудов. СПб., 2002. С. 263—277
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 июля 2010.

Утраченные

Петрозаводск. Соборная улица. Начало ХХ века. Фото из виртуального музея арбитражного суда РК

Главным украшением дореволюционного Петрозаводска была Соборная площадь. Сегодня она носит имя Кирова и об ансамбле из трех древних храмов здесь напоминает немногое.

Петропавловская церковь в Петрозаводске, 1916 год. Фото: С. М. Прокудин-Горский

Петропавловский собор

Деревянный собор в любимом Петром Первым «новоманерном штиле» построили в первые годы существования Петровского завода — в начале XVI века. В храме молился император в дни своих визитов в Петровскую слободу. Из его походного храма в Петропавловский собор передали древние иконы. В темноте на 40-метровом шпиле зажигали фонарь — маяк для судов с рудой, древесным углем и известью.

В 1916 году церковь запечатлел царский фотограф Сергей Прокудин-Горский.  А в 1924 году храм, простоявший на берегу Онеги более двух веков, неожиданно сгорел. На месте храма — в современном парке культуры и отдыха — установлен поклонный крест.

Собор во имя Воскресения Господня

Первый каменный храм с колокольней в Петрозаводске построили на пожертвования горожан в 1800 году.

В 1924 году Воскресенский храм сильно пострадал от пожара, уничтожившего Петропавловский собор. После чего здание разобрали.

Год назад во время археологических раскопок  на площади Кирова специалисты обнаружили фундамент храма. Раскоп оставили открытым для всеобщего доступа как памятник дореволюционной истории города.

Кафедральный Святодуховский собор. Фото Прокудина-Горского из книги «Три века Петрозаводска»

Кафедральный собор во имя сошествия Святого Духа

Большой каменный собор в Петрозаводске начали строить в 1860 году по типовому проекту архитектора Константина Тона под руководством губернского архитектора Василия Тухтарова.

Часть денег на строительство выделили из казны, остальное пожертвовали горожане. Освятили собор через 12 лет — в 1872 году. Он на долгие годы стал главным храмом Олонецкой и Петрозаводской епархии.

В 1930 году власти города приняли постановление: «Петрозаводский кафедральный собор и находящуюся при нем часовню закрыть. Здание собора… передать ленинскому комсомолу под юношеское кино». Спустя шесть лет собор взорвали.

Проект «Православная Карелия» выходит по благословению главы Карельской митрополии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина

Автор проекта: Анастасия ЗалазаеваРедактор проекта: Мария Лукьянова

Проект «Православная Карелия» посвящен истории православия в Карелии. Традиции, культура и весь уклад жизни современной Карелии неотделимы от веры, в которой они формировались. Узнав, как жили православные на карельской земле, кем были здесь подвижники и святые, каким был быт православной веры в обычных семьях и каких высот эта вера достигала в кельях монахов-отшельников, мы лучше поймем себя и людей, находящихся рядом.

Примечания

  1. Православие в Карелии // (Материалы 2-й международной научной конференции, посвященной 775-летию крещения карелов). Петрозаводск. 2003
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июля 2009.
  3. Калинина Е. А. Духовное образование в Олонецкой губернии в XIX-начале XX века. — Петрозаводск, 2019. — 561 с. ISBN 978-5-904704-71-1
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июля 2017.
  5. Бовкало А. А., Галкин А. К. Религиозная жизнь в Карелии в первое десятилетие после «Большого террора» // Финно-угры и соседи: проблема этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах. Сб. научн. трудов. СПб., 2002. С. 263—277
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 июля 2010.

Примечания

  1. Православие в Карелии // (Материалы 2-й международной научной конференции, посвященной 775-летию крещения карелов). Петрозаводск. 2003
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июля 2009.
  3. Калинина Е. А. Духовное образование в Олонецкой губернии в XIX-начале XX века. — Петрозаводск, 2019. — 561 с. ISBN 978-5-904704-71-1
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 июля 2017.
  5. Бовкало А. А., Галкин А. К. Религиозная жизнь в Карелии в первое десятилетие после «Большого террора» // Финно-угры и соседи: проблема этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах. Сб. научн. трудов. СПб., 2002. С. 263—277
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 июля 2010.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector