Шамординский монастырь: старинный женский монастырь с красивой архитектурой и природой
Содержание:
- Содержание
- Оптина Пустынь
- Паломнику[править]
- Как добраться
- Доклады:
- Вещий сон
- Советы посетителям
- Святые источники обители
- Исторические личности в Шамордино
- История женской пустыни
- О полунощнице, или как укреплялся дух любви к богослужениям
- Начало существования обители
- «Послушания даются в основном по потребности монастыря»
- Чудотворные иконы и святые источники
- Возрождение
- Другая Россия
Содержание
- 1 Пафнутьев-Боровский мужской монастырь
- 2 Казанский женский монастырь (Калуга)
- 3 Крестовский мужской монастырь
- 4 Успенский Лихвинский Гремячев женский монастырь
- 5 Мещовский Георгиевский мужской монастырь
- 6 Спаса Нерукотворного пустынь
- 7 Оптина Пустынь
- 8 Калужская Тихонова пустынь
- 9 Николо-Черноостровский монастырь
- 10 Лаврентьев мужской монастырь
- 11 Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь
- 12 Казанская Амвросиевская женская пустынь (Шамординский монастырь)
- 13 Шаровкин Успенский женский монастырь
- 14 Свято-Успенский Ферапонтов мужской монастырь
- 15 Успенская Феклина женская пустынь
- 16 Богородично-Рождественская девичья пустынь
- 17 Архиерейское подворье святых Жен-Мироносиц (Клыково)
Оптина Пустынь
Дата основания
: кон. XIV — нач. XV вв.
Статус
: действуюший
Адрес
: Калужская обл., Козельский р-н, г. Козельск, монастырь Оптина Пустынь
Телефон
: (48442) 5-01-15
: https://www.optina.ru/
Основан в кон. XIV — нач. XV вв. Согласно преданию, основатель — покаявшийся разбойник Опта, в монашестве — Макарий. Первоначально был общим — мужским и женским, затем — мужской. В 1724 приписан к Белевскому Преображенскому монастырю, но в 1726 вновь обрел самостоятельность. Начиная с 2-й четв. XIX в. и вплоть до закрытия крупнейший в России центр старчества, посещался многочисленными паломниками, многими выдающимися деятелями культуры и искусства. Закрыт в 1918, подавляющая часть братии репрессирована. К 1924 закрыты все храмы. Территория и здания в разное время использовались под краеведческий музей, детдом, санаторий, лесопильную артель, лагерь НКВД, лазарет, воинские части, ПТУ, жильё. После ликвидации музея в 1928 началось постепенное разрушение и разграбление обители. Четырёхъярусная каменная колокольня 1802-1804, фланкированная братскими кельями, была разрушена до нижнего яруса, ныне восстановлена без строгого соблюдения прежних форм. Ограда сер. XIX в. с семью башнями была разрушена частично, ныне восстановлена. В 1974 территория взята под государственную охрану, началась медленная реставрация зданий. Монастырь передан РПЦ в 1987, в 1988 возобновлен. К настоящему времени восстановлен, активно посещается паломниками.
В настоящее время имеет статус ставропигиального. Вблизи монастыря святые источники Амвросия Медиоланского, Пафнутия Боровского и Серафима Саровского.
Паломнику[править]
Территория Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордине открыта для посещения с 8.00 до 20.00.
Где остановиться
Паломники принимаются на ночлег по предварительной записи через форму «Заявка на посещение обители»
. Ваша заявка должна быть отправлена не позже чем за неделю до приезда группы.
В монастыре не размещаются на ночь мужчины, а также женщины с маленькими детьми (для них нет необходимых условий).
Группы размещаются на ночлег в монастыре только в период с 1 мая по 30 ноября: в будние дни до 20.00 (до закрытия монастыря); по субботам и в канун праздничных дней до 14.00.
Паломники размещаются в домиках на 40 человек с двухъярусными кроватями. Постельное белье имеется, но, если у вас есть желание, можете взять свое личное.
Руководитель обязан подготовить паломников к посещению монастыря, заранее ознакомить их с общими правилами поведения на территории обители.
Он несет ответственность за всю группу в течение всего времени пребывания в монастыре.
Сестры обители будут благодарны паломническим группам, желающим помочь сестрам и потрудиться во славу Божию в монастыре. Возможные послушания в обители:
- уборка храмов и помещений, территории монастыря;
- работы в огороде (посадка, прополка, поливка, сбор урожая);
- в трапезной и на кухне.
Подробную информацию о правилах поведения, распорядке дня, экскурсиях Вы можете узнать на сайте обители
Расписание богослужений
В будние дни:
03:00 — молебен прп. Амвросию Оптинскому, утренние молитвы, полунощница, утреня, 1-й час
06:00 — акафист дня, 3-й и 6-й час, Божественная литургия
18:00 — 9-й час, вечерня, повечерие с правилом
В субботу (в Казанском соборе):
03:00 — молебен прп. Амвросию Оптинскому, утренние молитвы, полунощница, утреня, 1-й час
06:00 — акафист дня, 3-й и 6-й час, Божественная литургия
15:00 — 9-й час, малая вечерня, повечерие с правилом
18:00 — всенощное бдение, 1-й час
В воскресенье:
03:00 — утренние молитвы, воскресная полунощница (с чтением акафиста Пресвятой Троице), 3-й и 6-й час, Божественная литургия (в храме прп. Амвросия)
07:00 — утренние молитвы, 3-й и 6-й час, Божественная литургия (в Казанском соборе)
18:00 — 9-й час, вечерня, повечерие с правилом (в храме прп. Амвросия)
Как добраться
Адрес
: 249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, Шамордино, монастырь
Телефон справочной службы:
, звонить с 10.30 до 16.30 (кроме воскресенья).
Электронная почта:
https://www.shamordino-m.ru/
Проезд:
На автомобиле:
Козельск расположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два: первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186-м километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину пустынь. В конце моста будет висеть указатель — Козельск. Далее все время прямо и прямо, до монумента г. Перемышль, там по указателю, направо. Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу.
Можно выехать как по Киевскому, так и по Калужскому шоссе. Они пересекаются в районе Обнинска около 100 км, далее еще 140 км по Киевскому шоссе.
Своим ходом:
Своим ходом: от метро «Теплый стан» рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский или г. Хвастовичи
Автостанция ст.м. Теплый Стан: 427-9077 (справки), 101-3536 (справки, заказ мест)
Как добраться: выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому проспекту.
С расписанием движения автобусов из Москвы вы можете ознакомиться на сайте автостанции м.Теплый Стан.
С расписанием движения автобусов из Калуги вы можете ознакомиться на сайте автостанции.
С расписанием движения автобусов на Москву вы можете ознакомиться на сайте г. Козельска.
Перед поездкой рекомендуем позвонить на автостанцию для уточнения расписания движения автобусов, так как возможны сезонные изменения расписания, а так же перенос и отмена рейсов по техническим причинам. Автостанция Козельск: (код 48442)22502 Козельское АТП: (код 48442)22240
Электричкой:
Также можно доехать электричкой с Киевского вокзала до Калуги, далее рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский, г. Ульяново или г. Хвастовичи.
С расписанием движения автобусов из Калуги вы можете ознакомиться на сайте автостанции.
Не доезжая до Козельска, остановиться в пос. Каменка возле указателя на Шамордино и далее 1 км направо до монастыря.
Доклады:
Иеромонах Лаврентий (Собко)
Монашество и лженаука. Зачем нужно ученое монашество
/Доклады
Игумения Евпраксия (Инбер)
Насколько актуальна для монастырей проблема привязанности современных людей к новым технологиям, виртуальному общению
/XXVII Международные Рождественские образовательные чтения
Архиепископ Верейский Амвросий
Почему монахам нужно образование
/XXVII Международные Рождественские образовательные чтения
Игумения Иулиания (Каледа)
Дух всеобъемлющей любви – воплощение принципов древних отцов в современных монастырях Египта
/«Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Епископ Гостомельский Тихон
Молитва и внутреннее делание монаха: проблемы и возможности применения древних традиций в современных монастырях
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях»
Игумения Сергия (Щербакова)
Монастырская богадельня
/XXIV Международные Рождественские образовательные чтения
Иеромонах Лаврентий (Собко)
Монашество и лженаука. Зачем нужно ученое монашество
/Доклады
Игумения Евпраксия (Инбер)
Насколько актуальна для монастырей проблема привязанности современных людей к новым технологиям, виртуальному общению
/XXVII Международные Рождественские образовательные чтения
Архиепископ Верейский Амвросий
Почему монахам нужно образование
/XXVII Международные Рождественские образовательные чтения
Игумения Иулиания (Каледа)
Дух всеобъемлющей любви – воплощение принципов древних отцов в современных монастырях Египта
/«Преемство монашеских традиций в современных монастырях. Духовное наследие египетских отцов и его актуальность для современного монашества»
Епископ Гостомельский Тихон
Молитва и внутреннее делание монаха: проблемы и возможности применения древних традиций в современных монастырях
/«Преемство монашеской традиции в современных монастырях»
Игумения Сергия (Щербакова)
Монастырская богадельня
/XXIV Международные Рождественские образовательные чтения
Вещий сон
Тогда он обратился к одному хорошо знакомому священнику за советом. Тот порекомендовал пойти в Оптину пустынь, что до сих пор стоит в Калужской области. Там в 1842 году мужчина был пострижен и взял имя Амвросий.
Монах часто и тяжело болел, но не прекращал помогать людям. Одни шли к нему за благословением, другие — за помощью, третьи — за советом. Сегодня такого человека назвали бы талантливым психологом, но тогда он просто исцелял души.
Так к нему попал человек по фамилии Калыгин. Это был добрый и верующий мужчина, который планировал уйти в монахи. Всю жизнь он стремился к Богу. Однажды ему приснился странный сон. Над его землей, которая была неподалеку от Оптиной пустыни, в облаках стоял храм удивительной красоты. Тогда он не знал, но в виденье Всевышний ему показал Шамординский монастырь.
Помещик рассказал об этом Амвросию, а тот увидел во сне хороший знак. Старец предложил ему продать свои земли. Калыгин согласился, а вскоре после этого принял постриг.
Советы посетителям
Осмотр Шамординского монастыря займет много времени. Но Вы не пожалеете. Если планируете экскурсию более 1 дня, заранее продумайте о ночлеге, питании. В Казанско-Амвросиевской пустыни есть гостиница при монастыре. В ней можно остановиться только по предварительной заявке организованной группе. В обители трапезная работает только для жительниц монастыря.
Путешественникам необходимо самим позаботиться о еде заранее. Можно перекусить в чайной на территории пустыни. Возле Шамординского монастыря имеются палатки. В них можно приобрести продукты.
Туристы для удобства обычно совмещают посещение обители с Оптиной пустынью, расположенной в 20 километрах.
Территория пустыни достаточно обширная. Использование схемы расположения зданий будет вам в помощь.
Святые источники обители
Казанская Амвросиевская пустынь также широко известна благодаря священным родникам. До революции они бережно сохранялись монахинями. После закрытия монастыря многие ключи пришли в запустение и постепенно заболачивались. Часть из них вообще исчезла. После возрождения монастыря монахини расчистили оставшиеся источники и привели в порядок ближайшие из них. Сейчас наибольшей популярностью пользуются два родника, вода из которых имеет целебные свойства. Расскажем о них подробнее.
«Живоносный источник» находится неподалеку от монастыря. Чтобы дойти до него, достаточно пройти немного по дороге и повернуть налево, следуя информации указателя. Температура воды в колодце составляет +4 градуса по Цельсию. Воду можно использовать для питья.
Казанский источник находится неподалеку. Чтобы дойти до него, необходимо спуститься по лестнице и свернуть затем влево. Далее придется идти по узкой тропинке, что после дождя представляет определенные неудобства из-за раскисшей почвы. Желающим посетить родник необходимо надеть подходящую обувь. Нужно учесть, что у источника отсутствует оборудованная купальня. Паломники часто забирают воду из родника с собой, поскольку считается, что она помогает при глазных заболеваниях.
Исторические личности в Шамордино
Лев Толстой
Шамординский монастырь связан с именем Льва Николаевича Толстого. Единственная и любимая родная сестра писателя Мария Николаевна постриглась в монахини в 1891 году. Ее духовником был преподобный отец Амвросий. Он сам подобрал место для ее кельи в Шамординском монастыре и нарисовал ее план.
Граф часто приезжал к сестре в Шамордино. После того, как Толстой навсегда ушел из дома, он последний раз приехал к сестре повидаться, через несколько дней он умер в дороге, на железнодорожной станции Астапово в Липецкой области.
Толстой не одобрял духовный путь сестры, сам он был отлучен от церкви в 1901 году. После его смерти монахине Марии не разрешили молиться за него. Только незадолго до ее смерти было дано благословение молиться за брата.
Булат Окуджава
После окончания литературного факультета Тбилисского института Булат Окуджава по распределению попал в Шамординскую среднюю школу, работать учителем русского языка и литературы.
Окуджава жил на территории монастыря вместе с первой женой Галиной и братом-школьником Виктором. Два годы работы здесь стали для Окуджавы испытанием: отсутствие дорог, электричества, водопровода, а также трудные отношения с директором школы. Был переведен в школу села Высокиничи, а потом в город Калугу.
История женской пустыни
Создание
Александра Николаевна Ключарева, вдова богатого помещика, приняла постриг под именем Амвросии. Она пожертвовала своё имущество и землю, где сейчас находится Шамординский монастырь, на создание небольшой монашеской общины. Шамординская обитель создавалась с 1891 года старцем отцом Амвросием Оптинским. Амвросий принимал в обитель женщин независимо от сословия, возраста, без денежного внесения.
Чтобы прокормить обитателей пустыни развивалось монастырское хозяйство: гончарные, швейные, обувные, ткацкие мастерские, типография, иконописцы писали иконы, работали мастера по золочению, изготавливали чеканку.
Благодаря пожертвованиям Сергея Васильевича Перлова, купца, торговавшего чаем, и многих других знатных богатых людей, в Шамординском монастыре возводились здания:
- в 1901 году возвели пятнадцатиголовый Казанский собор;
- построили больничную церковь;
- богадельню;
- водонапорную башню;
- трапезную.
Все постройки возводились в псевдорусском стиле 19–20 века одними мастерами и династиями. Поэтому получился достаточно слаженный комплекс. Он сохранил красоту в наше время.
В 1917 году в Казанской Амвросиевской женской пустыне проживало около 700 монахинь и послушниц. Руководила ими игуменья Валентина. В монастыре хранились чудотворные иконы «Спорительнице хлебов» и «Казанской божьей матери». К ним приходили со всей России паломники.
Период застоя
После революции монастырь в Шамордино закрыли. Все ценности: драгоценные оклады икон, храмовые сосуды, одежда священников — вывезено и разграблено. Земельные угодья пустыни национализировали. Из послушниц и монахинь сделали сельскохозяйственную артель.
В здании Казанского собора разместили сельскохозяйственный техникум. При этом уничтожили росписи и изменили планировку помещений. В алтаре, в качестве учебного пособия, установили комбайн. Трапезную превратили в клуб и кинозал. В богадельне сделали общежитие. Некоторые здания, в том числе усыпальницу настоятельниц и келью старца вовсе сломали. Даже надгробные плиты кладбища приспособили под строительный материал. Все это привело к быстрому обветшанию зданий. Не пожалели и фруктовый сад — вырубили.
Во время войны устроили госпиталь для солдат. Случались настоящие чудеса: пациенты выздоравливали очень быстро после серьезных ранений.
Возрождение обители
Возрождение начало происходить в 1990 году. Сюда пришли 10 монахинь. Работа предстояла очень серьёзная. Первым делом отремонтировали богадельню с домовой церковью «Утоли моя печали». По традиции старины духовником обители стал игумен из Оптинской пустыни Поликарп.
К настоящему времени восстановили большую часть строений обители:
- мастерские, где монахини вышивают золотыми нитями и бисером, пишут иконы, чеканят;
- пасека;
- содержится скот;
- возделывается земля;
- собирается урожай;
- открыта воскресная школа для детей;
- построена маленькая церковь преподобного Амвросия Оптинского на месте его кельи.
Строится скит и церковь за кладбищем, планируют построить приют для девочек – сирот, восстановить усыпальницу настоятельниц и часовни возле святых источников.
В обители хранятся мощи Оптинских преподобных старцев, покровительствовавших монастырю и чудотворные иконы:
- Божия Мать «Спорительница хлебов» (1890г.) – копия образа с чудотворной силой (оригинал обнаружен в Литве);
- Казанская Божия Матерь – чудотворная икона с длинной историей.
О полунощнице, или как укреплялся дух любви к богослужениям
Матушка, меня поразили многие факты из жизни будущей первоначальницы вашей обители. И в первую очередь то, что когда она, вдова из древнего благочестивого дворянского рода, стремилась к монашеству, ее духовник отец Амвросий неожиданно благословил ей выйти замуж за пожилого козельского помещика. Лишь после его смерти батюшка облек свою преданную духовную дочь в иноческое одеяние. Чуть позже он совершил ее постриг в мантию с оставлением прежнего имени, а незадолго до кончины матушки – постриг в великую схиму.
Со своей стороны скажу, что жизнь есть жизнь, и в ней всякое бывает: самые неожиданные примеры подвижничества, великого смирения или противления воле Божией. Вот и Софья Михайловна из послушания духовному отцу соединилась с человеком, обремененным многими болезнями. Ухаживая за ним с христианским терпением, она училась отречению от своей воли. Для нее этот период стал своего рода подготовительной школой перед поступлением в монастырь, в котором матушка за столь короткий срок своего настоятельства (чуть более трех лет) смогла не только отстроить зарождавшуюся обитель, но и под руководством преподобного Амвросия создать крепкую духовную основу для монашеской жизни.
Начиная наш разговор об обители, нельзя не вспомнить Вашу предшественницу – приснопамятную матушку Никону (Перетягину), много сделавшую для того, чтобы в возрождающейся в 90-е годы обители «прижился» наиболее полный богослужебный устав, включающий ночные полуношницу и утреню. Вы ведь из числа первых сестер и, наверное, все это помните?
Есть примечательный эпизод, рассказанный самой матушкой Никоной в ее последнем интервью, которое опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» за октябрь-ноябрь 2011 года. Когда, еще будучи монахиней Рижского Свято-Троицкого Сергиева монастыря, она, получив назначение, весной 1990 года приехала в Шамордино, первым кого здесь встретила матушка, был игумен (ныне архимандрит) Поликарп (Нечипорук), незадолго до этого назначенный в обитель духовником и строителем. После взаимных приветствий отец Поликарп ее спросил: «Как думаете, матушка, когда нам начинать полунощницу? Что если в двенадцать ночи?». Она ответила, что именно об этом всегда мечтала: читать полунощницу, как положено, в полночь. То есть с первых минут у них возникло взаимопонимание, которое в течение двадцати двух лет, что матушка стояла во главе обители, лишь укреплялось. А митрополит Евлогий (Смирнов), находящийся сейчас на покое, а в те годы – наместник Оптиной пустыни, рассказывал, как матушка Никона и отец Поликарп приехали к нему из Шамордина за благословением на совершение ночной полунощницы. Он сначала возмутился: монастырь лежит в руинах – до ночных ли служб? Однако «ходатаи» стали его убеждать, что это необходимо для возрождения монашеского духа в разрушенной обители, и, в конце концов, он сдался, только спросил: «А вы потянете?» Потянули… Суть в том, что это был не просто горячий порыв – это закрепилось. Дух любви к богослужениям, присущий нашим руководителям, передавался от них как первоначальным сестрам, так и тем, кто приходил в обитель в последующие годы. У нас любят службы. В основном это заслуга отца Поликарпа, потому что богослужение все на нем. Матушка поддерживала – говорила, чтó в каком порядке следует совершать по уставу. Батюшка все осуществлял.
Теперь Вам Господь судил все поддерживать
Матушка Сергия, нельзя обойти вниманием еще одну дату: пять лет назад Святейшим Патриархом Кириллом Вы были возведены в сан игумении. Получилось ли у Вас за это время установить добрый контакт с духовником обители, какой был у Вашей предшественницы и наставницы? Не случается ли такого, что сестра не знает, кого слушаться: духовника или игумению?
Наш батюшка архимандрит Поликарп не просто духовно опытный пастырь. Он настоящий Божий человек, а с такими людьми, как правило, бывает легко. Я поступила сюда в декабре 1990 года, и с той самой поры батюшка является моим духовным отцом. Когда меня назначили игуменией, то увидела в действии тот его принцип, что был ему присущ при матушке Никоне, а именно: главный человек для сестер – это игумения, и с ее мнением духовник считается
Он может в чем-то помочь, что-то подсказать, но делает это осторожно, тактично, никогда не идет наперекор. Я в свою очередь тоже стараюсь к нему прислушиваться
Видимо, Господь так управляет, что мы с батюшкой имеем на многое похожие взгляды. В важных вопросах монастырской жизни расхождений у нас практически нет.
Начало существования обители
Шамординский монастырь был основан в 1884 году. Землю предоставила известная своим благочестием помещица Ключарева. Она взяла на попечение несколько сирот и вдов, а позже сама приняла постриг под именем Амвросия. Все свое имущество она пожертвовала церкви. Первая настоятельница Шамординского монастыря — София. При основании монастыря старцем Амвросием было установлено правило о приеме женщин независимо от возраста, сословия и без внесения денежного взноса.
В монастыре велась разнообразная хозяйственная деятельность. В обители функционировали гончарная, швейная, ткацкая мастерская. Кроме того, работала типография, печатались фотографии, а работы золотошвеек были известны по всей России.
«Послушания даются в основном по потребности монастыря»
Матушка, в монастыре более ста насельниц. Удается ли помнить имя каждой сестры?
И имя, и фамилию, и год рождения! Поскольку с 1993 года я стала исполнять обязанности благочинной, мне уже тогда пришлось лично знакомиться с поступающими сестрами, назначать им послушания. В какой-то момент я получила в распоряжение их личные дела, в которых содержались их прошения в монастырь и биографии. К тому времени у нас насчитывалось около 50 насельниц, затем в довольно короткий период (2-3 года) собралось уже более 100 сестер. Всех их я знала лично, кроме одной, чье дело оставалось в общей папке, но самой ее уже не было. Спросила о ней у старшей сестры монахини Амвросии, приехавшей вместе с матушкой Никоной из Рижского монастыря: мол, кто такая? Личное дело есть, а кто это, где она? Услышала в ответ, что Ирина поступила в самом начале, но пробыла здесь недолго. Впоследствии я с ней все же познакомилась, когда она вновь стала посещать обитель, и я узнала, что в свое время она входила в московскую инициативную группу, которая отстаивала место для монастыря в 1988 году. Тогда руководство Московского научно-производственного объединения им. Лавочкина хотело создать на монастырской территории санаторий для своих сотрудников. Костяк протестующей группы составили представители ученого мира, в их числе специалист по квантовой механике Фаддей Яковлевич Шипунов. У него в соседней деревне был летний домик, куда он часто приезжал с семьей. Собирая сведения о Шамордино, Фаддей Яковлевич общался с местными жителями, что-то с их слов записывал. В общем, инициативная группа москвичей свою работу сделала – территория монастыря в 1990 году была передана Русской Православной Церкви. Так что после личного знакомства с Ириной я могу сказать, что теперь знаю всех сестер, которые когда-либо были связаны с монастырем.
А каков принцип распределения послушаний? Учитываются ли при этом задатки, склонности к той или иной работе, образование?
Послушания даются в основном в соответствии с потребностями монастыря. Мы не сразу начинаем выяснять, кем человек был в миру, какое у него образование. Потому что не раз случалось, что кто-то из прибывших сразу объявлял о своем намерении остаться в обители навсегда, но при встрече с первыми трудностями уезжал довольно скоро. Поэтому все приходящие к нам обычно проходят свое первое послушание или в трапезной, или на кухне, или на скотном дворе. Если же сестра по возрасту или по состоянию здоровья не может понести одно из этих трех послушаний, ей назначается что-то более легкое: работа в овощном цехе, дежурство и уборка в храме, помощь в богадельне. В это время мы, конечно, наблюдаем за новой сестрой, смотрим, любит ли она монастырские труды, уединение и молитву, насколько исполнительна и послушна
Примерно через четыре-пять месяцев, если видно, что сестра-кандидат утвердилась в своем намерении остаться в монастыре, я знакомлюсь с ней лично: точнее узнаю ее возраст, семейное положение, с тем чтобы выяснить, нет ли препятствий к ее уходу из мира, обращаю внимание на образование и специальность. Например, может случиться так, что в пошивочной не хватает рабочих рук, и если эта сестра по профессии – швея, тогда мы можем послать ее туда на подмогу
По-разному бывает. Но все-таки, особенно в последнее время, мирская профессия в обители чаще всего остается невостребованной. Поэтому сестра делает ту работу, которая нужна монастырю сегодня, а это может быть что угодно, в том числе и то, чем она никогда не занималась в миру. Помню, как в 2010 году оказалось, что на скотном дворе в Переделкино все, посланные нами туда сестры имели высшее образование, на что первым с удивлением обратил внимание Святейший Патриарх.
В Переделкино?
Да, в Патриаршей резиденции. Еще при Святейшем Патриархе Алексии там обустроили скотный двор, и несколько наших сестер было туда командировано.
Какие еще у нас есть традиционные для монастыря послушания, кроме вышеперечисленных? Уборка храмов и благоустройство территории, огороды, курятник, пасека. Также имеются мастерские церковных ремесел.
Среди профессий, которые действительно могут пригодиться в монастыре, стоит назвать профессию медика. Такие сестры могут работать в монастырской больнице или богадельне, но общие послушания у них тоже бывают. Или другой пример востребованной мирской профессии: одна из сестер, имея высшее образование, два года преподавала в православной гимназии, в монастыре она пригодилась в том же качестве и обучает сестер.
Чудотворные иконы и святые источники
Иконы и источники в Шамордино являются неотъемлемой частью достопримечательностей монастыря. Чудотворные иконы установлены в Казанском соборе. К сожалению, оригиналы этих икон утеряны, но об истории их появления в монастыре и чудотворной силе помнят до сих пор.
Икона Спорительница хлебов
Икона была написана по видению преподобного старца Амвросия монастырским иконописцем Даниилом. В миру — Дмитрий Михайлович Болотов, известный русский живописец, который в 1866 году принял постриг в Оптиной пустыни и прожил там до конца своей жизни (умер он в 1907 году). Он много работал и над росписью внутренних помещений разных построек монастыря, в частности, трапезной.
Преподобный Амвросий установил день празднования «Спорительницы» — 15 (28) октября, а через год он умер и в этот день был похоронен.
До сих пор, в этот день православные верующие отмечают праздник: совершаются праздничные молебны во славу образа Богородицы, сидящей на облаках с распростертыми руками над полями и урожаем.
По свидетельствам очевидцев, записанных в хронике монастыря, иконе приписывалась сила защищать поля от вредителей, давать богатые урожаи и оберегать людей от природных стихий.
После закрытия монастыря оригинал иконы исчез. Позже он был обнаружен в литовской деревне Михново под Вильнюсом, но до настоящего времени икону не вернули.
Икона Казанская Божья Матерь
Эта икона имеет удивительные свойства, о которых имеются записи в хронике монастыря: от святого образа исходил яркий свет, а лампадное масло, взятое от нее, излечивало недуги. Оригинал иконы был выкраден в 1960-х годах и с тех пор о ней ничего не известно.
Теперешняя икона написана монахом Арсением, настоятелем скита на горе-Афон. Осенью 1999 года она была передана в дар монастырю.
Возрождение
После 70 лет гонений Русская православная церковь начинает постепенно возвращать потерянное. 15 мая 1990 г. в ведение Московского патриархата передают и Шамординскую обитель. В том же году возобновляется монашеская жизнь и начинается реставрация построек. Самой трудной задачей было восстановление Казанского собора — в алтаре стоял проржавевший комбайн, стены закрывала огромная карта СССР, а пол было сложно разглядеть из-за груд мусора и битого кирпича. Лишь к 2005 г. собор удалось возродить в былом великолепии.
Реставрация обители во многом осуществлялась силами самих монахинь. Когда будете разглядывать великолепное убранство Казанского собора, вспомните о том, что иконы, витражи и вышитые бисером оклады — все это сделано в мастерских обители женскими руками.
Другая Россия
Коптящие трубы заводов и мануфактур, рев фабричных гудков — вот образ России конца 19 века. Но совсем рядом с промышленной Москвой, в тихой Калужской губернии незаметно происходит то, что в православии называют «духовным деланием». По благословению оптинского старца Амвросия в 1884 г. основывают новый монастырь — Казанскую женскую пустынь. За считанные годы обитель быстро разрастается, принимая даже самых бедных и обездоленных женщин — тех, кому дорога в другие обители была закрыта. Благодаря щедрым пожертвованиям московского чаеторговца С. В. Перлова возводятся многочисленные мастерские, монастырская трапезная, больница и главное украшение пустыни — Казанский собор. Перед первой мировой войной пустынь стала домом для почти тысячи монахинь и принимала паломников со всей России.