Арзамасский николаевский женский монастырь

История монастыря

Долгую и красочную историю монастыря знают многие горожане. А само здание является замечательным украшением улиц Арзамаса.

Основание, архитектура

Свято-Николаевский женский монастырь был основан и впервые построен еще в 1580 году на этапе правления царя Ивана IV Грозного. Строителем первого здания считают горожанина Феофилакта Яковлева, который позднее был назван святым. Тогда первым был построен деревянный храм, позднее на месте выстроилась и женская обитель.

Никольская деревянная церковь была подвержена пожарами несколько раз за период своего существования. Чтобы предотвратить новый пожар, на ее месте сложили каменное здание в 1683 году. Однако в 1723 году храм снова пришлось восстанавливать после очередного разрушения.

Позднее на месте храмов была сложена Церковь Богоявления Господня из камня, освященная в 1813 году, а в 1878 году реставрировали и Никольский. В таком виде постройки функционировали вплоть до 1924 году, в период прихода к власти революционеров обитель, как большинство в те времена, закрыли.

Свою работу храм возобновил только в 1994 году. Позднее к нему был достроен и верхний, зимний, отдел.

Современное состояние

Сегодня в монастыре действует два храма: в честь иконы Божией Матери и в честь Святого Богоявления. Последний располагается на цокольном этаже. Кроме того, на этапе строительства находится храм во имя Николая Чудотворца.

У монастыря действует скит в честь Сергия Радонежского (село Новый Усад) и скит Рождества Иоанна Предтечи (деревня Новая Слобода). Все они располагаются в Нижегородской области. В самой обители проживает около сорока насельниц. Ее сестры сегодня опекают Арзамасскую воспитательную колонию. При храме функционирует библиотека.

Светский Арзамас и его достопримечательности

Исторический центр города практически сплошь занимают узкие улочки. От соборной площади идут торговые ряды, где почти каждое здание – памятник архитектуры или отголосок той, купеческой эпохи.

С 1802 году Профессор живописи А.В.Ступин основал в Арзамасе первую и единственную в России провинциальную школу живописи. В ней могли учится представители всех сословий, включая крепостных. Именно в этой школе учился замечательный русский художник В.Г Перов. Ученики Ступинской школы живописи принимали участие в росписи арзамаских храмов, писали картины.

Но город хранит и другие тайны. Здесь находился в ссылке писатель Горький. Отсюда родом Гайдар, и в Арзамасе есть музей его имени, где можно узнать историю семьи советского писателя и вехи его творчества.

Часть городского парка занимает дендрарий с разнообразными видами растений средней полосы.

В Арзамасе есть свой театр, причем очень хороший для провинциального города. В трупе играют настоящие артисты и энтузиасты. И горожане любят свой театр, практически все спектакли проходят при полных залах благодарных зрителей.

Как и в любом современном городе, в Арзамасе соседствует прошлое и настоящее. Новые районы разрастаются и поглощают историческую часть. И сейчас здесь можно встретить весь набор большого города: кинотеатр, торговые центры, кафе и гостиницы, центры развлечений. Все, как и везде. Но – удивительная вещь – атмосфера в Арзамасе особенная, как будто город окутан молитвой его прошлых насельников. Он уютный и добрый, гостеприимный.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Из Арзамаса в Саровскую пустынь

Самая главная связь Арзамаса с Дивеевом не в основных туристических и паломнических маршрутах, ведущих из города в Дивеевскую обитель. Дело в том, что благодаря Арзамасу, а точнее, иноку Арзамаского Введенского монастыря, и зародилась Саровская пустынь, где впоследствии подвизался преподобный Серафим Саровский.

Вышеупомянутый инок, Иоанн Федоров, решил уединится в саровском лесу, где и подвизался в молитвенном подвиге 7 лет. Впоследствии он построил храм, в 1706 году основал монастырь, стал его настоятелем и в 1711 году написал общежительный устав.

Спустя столетие из Арзамаса вновь пришел в Саровскую пустынь человек, но на этот раз художник Осип Семенович Серебряков. За пять лет до кончины преподобного Серафима Саровского он нарисовал его портрет.

Родом из Арзамаса была и великая дивеевская подвижница – блаженная Пелагея Ивановна. Свой подвиг она начала еще в городе. Но в 1837 году ее забрали с собой в монастырь дивеевские монахини, чем и исполнили батюшкино пророчество о блаженной. В обители она прожила 46 лет, а ныне причислена к лику местночтимых святых. Ее мощи покоятся в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря.

Арзамасский православный Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Арзамасе — это православный мужской монастырь в честь Спаса Преображения.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Арзамасе

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Арзамасе

История монастыря

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Арзамасе основан в 1555 (по другим сведениям в 1556) году, все постройки монастыря того времени были деревянными.

Первым храмом монастыря стал холодный собор в честь Преображения Христова. Он же стал первым каменным храмом, к постройке которого приступили в 1638 году. Позже была построена Богородице-Рождественская церковь, а в 1684-1685 годах — третья церковь во имя великомученика Георгия над Святыми вратами. Тогда же была построена и новая колокольня.

В 1815 году в монастыре основано Арзамасское Духовное Училище, для которого срециально был выстроен каменный корпус.

К началу XX века в монастыре было три храма и колокольня.

Монастырь был общежительный III класса, при монастыре находились духовное училище и приют.

В 1927 году Спасо-Преображенский монастырь был закрыт и разграблен. После закрытия в нем располагалась швейная фабрика, затем вплоть до настоящего времени филиал Государственного архива Нижегородской области. Сохранившиеся корпуса с кельями были отданы под жилье.

Монастырь был возобновлен 20 апреля 2005 года решением Священного Синода. Обители была передана восстанавливаемая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, до которая до революции была приходской.

Восстановление Благовещенского храма началось зимой 2004—2005 годов. На Рождество 2006 года была отслужена первая Божественная литургия.

22 июля 2015 года была проведена первая после почти 90-летнего перерыва Божественную литургия в главном храме монастыря — Спасо-Преображенском соборе.

Храмы монастыря

В состав обители входя следующие храмы:

  • Собор Спаса Преображения
  • Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Часовня Спаса Нерукотворного Образа
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  • Надвратная церковь Георгия Победоносца

Использованные материалы

  • «Спасо-Преображенский мужской монастырь. Арзамас город,» сайт Русские Церкви:

  • История монастыря на официальном сайте обители

  • Страница официального сайта Нижегородской епархии:

  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, СПб., 1877, с. 616-617, 666.

  «Спасо-Преображенский мужской монастырь. Арзамас город,» сайт Русские Церкви,

  Ист. Iep.

  Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819-1920-е гг. Т.1: А-Й. Киев, 2014, с. 436-437,

  «Наместником Спасо-Преображенского мужского монастыря города Арзамаса назначен иеромонах Паисий (Яцко)» // Сайт Нижегородской митрополии —

Сколько церквей в Арзамасе: главные храмы и монастыри

Спасо–Преображенский монастырь

Первый мужской монастырь в Арзамасе был основан царем Иоанном Грозным как миссионерский форпост на земле, где подавляющее большинство населения составляла языческая мордва. На территории монастыря построили Спасо-Преображенский собор (1638-1643), сохранившейся до наших дней. Это чуть ли не первое каменное строение в городе.

Воскресенский собор

Этот храм возведен в честь победы в войне 1812 года и является памятником героизму русских воинов. Интересно, что собор полностью построен на энтузиазме и на пожертвования горожан без каких-либо указаний сверху. Примечателен и тот факт, что люди жертвовали не только деньги. Почти каждый дееспособный гражданин старался поучаствовать в строительных работах: лепил или обжигал кирпичи, плавил руду, перевозил грузы.

Закладка собора произошла в 1814 году по проекту арзамасца Михаила Петровича Коринфского, талантливого архитектора. Он был слушателем Художественной Академии Петербурга и принимал участие в строительстве Казанского и Исаакиевского соборов. Неудивительно, что Воскресенский собор в Арзамасе так похож на храмы Петербурга.

Воскресенский собор – не отапливаемый и церковные службы там справляют в летний период – с Пасхи до Покрова. В зимнее время приход переходит в теплый храм – церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник».

Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник»

Церковь возведена в 1794 году на месте старого храма. Внешне лишенный пышных украшений, храм удивляет внутренней отделкой. Особенно поражает изящный резной иконостас, выполненный мастерами – братьями Мирящевыми.

Свято-Николаевский монастырь

Свято-Николаевский женский монастырь располагается рядом с Воскресенским собором. Его основание датируется 1580 годом. В XIX монастырь прославился женскими рукоделиями. Около 1840 года там появился необычный промысел: вязаные ботинки и сапожки из разноцветной шерсти с узорами в виде цветов и листьев. Городские модницы были покорены новой обувью, в монастырь посыпались заказы. Но монастырь с ними не справлялся и вскоре горожанки сами освоили новый промысел.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Это белый храм, построенный в стиле барокко в 1775-1784 годах. Высокая колокольня составляет единое целое с церковью.

Храм Рождества Христова

Церковь Рождества Христова является еще одним детищем «золотого века» Арзамаса. В 1845-1852 годах ее построили благодаря пожертвованиям арзамазского купца Заяшникова. Проект храма был составлен архитектором Константином Тоном. После долгих лет запустения в 1990 году церковь вновь была открыта.

На данный момент эту церковь, а также храм в честьСмоленской иконы Божией Матери, отдали Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. С 1998 монастырь восстанавливает разоренные церкви и устроил здесь свое подворье.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Церковь Владимирской иконы Божией Матери была построена в 1802 году вместо пришедшей в негодность Зосимовской церкви. Выполненный в стиле классицизма, храм заметно отличается от церквей того же времени постройки. Он увенчан ротондой с круглыми окнами и высокой колокольней с широким шпилем.

Церковь святого Духа

Храм заложен в 1752 году, в 1766 году основные работы были завершены. Но несмотря на то, что спустя год освятили главный алтарь, отделочные работы продолжались еще 11 лет.

Арзамас – город Церквей

Город Арзамас был основан в 1578 году. Иван Грозный проходил здесь со своим войском, когда шел походом на Казань.

Развивался город – по тем временам – стремительно, и уже в XVII столетии имел огромное торговое значение. Интересный факт, что даже для дореволюционного города, Арзамас был своего рода чудом. В нем было возведено более 30 церквей и открыто 4 монастыря! И это были не просто маленькие церквушки! Строительство велось с поистине столичным размахом. Вот что об этом говорят писатели.

– это изречение принадлежит князю Владимиру Соллогубу, современнику Пушкина, который был покорен Арзамасом. А вот что писал о городе в 1916 году К. Паустовский.

Настоятели и наместники

  • Сергий (1585 — 1588)
  • Геронтий (1589)
  • Тихон (1593 — 1594)
  • Никифор (1596)
  • Тихон (15 марта 1604)
  • Иов (1607 — 1614)
  • Иосиф (1615 — 1621)
  • Иона (1624 — 1631)
  • Феодосий (1633 — 1644)
  • Иона (упом. 1638)
  • Корнилий (1646 — 1661)
  • Иона (1665 — 1676)
  • Нифонт (1677 — 1681)
  • Афанасий (1682 — 1693)
  • Павел (9 февраля 1694 -1698; вероятно, гораздо дольше)
  • Афиноген (25 августа 1713 — 1716)
  • Лаврентий (1717 — 1727)
  • Иоасаф (1727 — 1744)
  • Давид (1746 — 1748)
  • Амвросий
  • Каллистрат (? — 24 апреля 1757)
  • Каллистрат, 2-й раз (1759 — 1767)
  • Иоасаф (1767 — ?)
  • Иоасаф II (17 декабря 1790 — 13 июля 1791)
  • Иоанн (1798)
  • Галактион (1800)
  • Евграф (1800 — 11 ноября 1807)
  • Амфилохий (1846 — 1851)
  • Никодим (Кошиц) (1851 — 1859)
  • Иоаким (1860 — 1866)
  • Макарий (Малиновский) (1869 — упом. 1879)

  • Алексий (Соболев) (1892 — 1893)
  • Евфимий (Счастнев) (1893 — 1895)
  • Василий (Лузин) (15 ноября 1896 — ?)
  • Алексий (Соболев), 2-й раз (1906 — 2 февраля 1911)
  • Гавриил (Голосов) (18 февраля — 26 апреля 1911)
  • Владимир (Филантропов) (25 июня 1911 — 4 июля 1914)

С 1927 по 2005 год монастырь был закрыт

Свято-Николаевский женский монастырь в Арзамасе

Свято-Николаевский монастырь — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви.

Свято-Николаевский женский монастырь в Арзамасе

Арзамасский Николаевский женский монастырь

История монастыря

Точная дата основания монастыря неизвестна, однако считается, что основан он ещё при Иване Грозном в 1580 году. Изначально был построен деревянный Никольский храм, при котором позднее основана женская обитель.

Дважды за свою историю, в 1650 и 1726 годах, монастырь выгорал дотла.

В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь Святителя Николая Чудотворца.

В 1764 году после церковной реформы правительства Николаевский девичий монастырь сделался штатным третьеклассным.

В 1777 году деревянная Богоявленская церковь была заменена каменной.

В 1811 году на месте деревянных храмов построена каменная Церковь Богоявления Господня, освящена в 1813 году. В 1878 году поновлёна и освящена как Никольский храм.

До закрытия монастыря в советское время на его территории действовали различные мастерские: живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и другие. Были также открыты больница с аптекой, детский сиротский приют, богадельня, школа. В монастыре проживало более 200 насельниц.

После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье, а церковные здания заброшены.

Монастырь возобновлен в 1994 году.

В 2001 году монастырю возвращена Никольская церковь.

Храмы монастыря

В настоящее время в монастыре два действующих храма:

в честь Богоявления и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» строящийся храм в честь святителя Николая Чудотворца.

Святыни монастыря

  • чтимая икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих»,
  • чтимая икона «Достойно есть»,
  • иконы святого Николая Чудотворца,
  • иконы блаженной Матроны Московской и святой мученицы Татианы с частицами мощей,
  • ковчег с частицами мощей Оптинских старцев и других святых.

История монастыря

Точная дата основания монастыря неизвестна, однако считается, что основан он ещё при Иване Грозном в 1580 году. Изначально был построен деревянный Никольский храм, при котором позднее основана женская обитель.

Дважды за свою историю, в 1650 и 1726 годах, монастырь выгорал дотла.

В 1738 году в монастыре была построена новая холодная каменная церковь Святителя Николая Чудотворца.

В 1764 году после церковной реформы правительства Николаевский девичий монастырь сделался штатным третьеклассным.

В 1777 году деревянная Богоявленская церковь была заменена каменной.

В 1811 году на месте деревянных храмов построена каменная Церковь Богоявления Господня, освящена в 1813 году. В 1878 году поновлёна и освящена как Никольский храм.

До закрытия монастыря в советское время на его территории действовали различные мастерские: живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и другие. Были также открыты больница с аптекой, детский сиротский приют, богадельня, школа. В монастыре проживало более 200 насельниц.

После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье, а церковные здания заброшены.

Монастырь возобновлен в 1994 году.

В 2001 году монастырю возвращена Никольская церковь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector