Верхотурский свято–николаевский монастырь
Содержание:
- Как добраться до Верхотурья?
- Окрестности Верхотурья
- Описание
- Подземные ходы Верхотурья
- Паломнику
- Преображенская и Симеоно-Аннинская надвратная церкви
- Основание
- Свято-Никольский мужской монастырь
- Немного истории
- История
- Симеоновское подворье в Меркушино
- Продолжение истории
- Гражданская застройка
- Предыстория
- Трудные времена и возрождение монастыря
- Вид одежды
Как добраться до Верхотурья?
Проще всего – на автомобиле. Нужно ехать по Серовскому тракту, затем свернуть направо – на Верхотурье. На повороте стоит заметная стела. Расстояние от Екатеринбурга – 300 километров. Автомобиль можно оставить на стоянке перед кремлем или около Николаевского монастыря.
Сложнее добраться до Верхотурья на общественном транспорте. Автобусы сюда ходят лишь два раза в день с Северного автовокзала Екатеринбурга (маршрут № 601).
Можно доехать на поезде направлением на Приобье. Нужная станция так и называется – «Верхотурье». Кстати, здание железнодорожного вокзала, построенное в 1903 году в стиле модерн, отличается красотой и тоже является памятником архитектуры. Вокзал расположен не в самом городе, а в поселке Привокзальный, расположенном в 7 километрах от Верхотурья.
GPS-координаты Верхотурья: N 58º 51.622´; E 60º 48.531´ (кремль).
Посетив эти места, интересно посмотреть старые фотографии Верхотурья, сравнив каким оно было.
Павел Распопов
Окрестности Верхотурья
Во время поездки можно посетить и достопримечательности в окрестностях этого города. В 8 километрах западнее в поселке Актай на одноименной реке действует монастырский скит Николаевского монастыря. Здесь бьет так называемый Живоносный источник, вода которого считается целебной. Оборудована купальня. Интересно, что Больше-Актайский скит в 1909 году посещал и известный фотограф С.М. Прокудин-Горский. Здесь он сфотографировал монаха Николаевского монастыря – старца Макария, которого называл своим наставником Григорий Распутин.
В селе Костылево действует Свято-Косминская пустынь. Монахи производят варенье из сосновых шишек и сушат иван-чай.
Едут туристы и в село Меркушино, расположенное в 50 километрах от Верхотурья. Именно здесь жил Симеон Верхотурский, прославившийся после смерти, когда его гроб под действием грунтовых вод «выплыл» на поверхность. Сейчас за водой из Меркушинского источника приезжают многие паломники. В Меркушино построен храм Михаила Архангела, а на въезде в село – храм во имя Всех святых, близ которого стоит большой поклонный крест.
Проехав еще дальше, можно попасть к Кордюковскому водопаду на речке Рогозинке. Неподалеку от него расположен Богородицкий источник.
Описание
В 1925 г. в урочище Карпутлаш был построен корпус с домовым храмом Успения Пресвятой Богородицы. В 1927 г. началась постройка 2-го корпуса – с зимним храмом св. прор. Иоанна Предтечи. В 1936 г. состоялось освящение Успенского храма, который перед этим расширили и удлинили. В 1945-1946 гг. в обители воздвигли каменную часовню для богослужений при большом стечении прихожан и паломников. В 1970-х гг. почти все постройки монастыря снесли и на их месте возвели туберкулезный диспансер.
От прежней обители сохранились только часовня и старенький дом. 12 июля 1991 г. в часовне была совершена 1-я Литургия. В 1994-1998 гг. в монастыре сооружен новый храм свт. Николая Мирликийского. К 2004 г. в одном из корпусов устроен домовой храм Воздвижения Честного Креста Господня. В 2005 г. в обители заложен храм прп. Алексия Карпаторусского.
Подземные ходы Верхотурья
В Верхотурье есть свои подземные тайны. В 1980-е – начале 1990-х годов в Верхотурье работало несколько экспедиций Уральской архитектурно-художественной академии. Искали подземные ходы.
В книге В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий» приводятся результаты исследований и свидетельства очевидцев. В качестве примера один из них — от Ивана Михайловича Добрынина. Всеволод Слукин так описывал слова старожилы:
Схема подземных ходов на территории Верхотурского кремля (из книги В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий»)
Подземные ходы расходились от Свято-Троицкого собора верхотурского кремля. С помощью приборов исследователи обнаружили аномалию между собором и воеводским домом, а также от собора к зданию канцелярии. Также возможные пустоты были выявлены от Свято-Троицкого собора в сторону Воскресенской церкви и гостиного двора. Выявлена аномалия и в направлении «торговой стороны», но по показателям было ясно, что этот ход в полузасыпанном состоянии.
Был выявлен и возможный ход от кремля к речке Свияге. О провале, который вел в загадочный тоннель, укрепленный лиственничными плахами, сообщал исследователям и местный житель. Возможно, один из ходов вел в некогда густой Калачинский лес.
Один из ходов показал краеведу Слукину верхотурец Владимир Копылов. Вертикальный лаз уходил вниз во внутристенном ходе кремля, но ход был завален мусором.
По свидетельствам очевидцев, были подземные ходы и под территорией Николаевского монастыря (помимо того, что вел в кремль). Над старинными ходами часто случались провалы, хотя обычно натыкались на остатки старой дренажной системы. Данные геофизиков подтвердили наличие пустот на территории монастыря.
Схема подземных ходов под Николаевским монастырем(из книги В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий»)
По легендам по подземным ходам и вовсе можно было дойти от Николаевского мужского монастыря до кремля и далее – до Покровского женского монастыря. Однако последнее маловероятно. Хотя, по всей видимости, свои подземные ходы существовали и в женском монастыре. Свидетельств о подземельях на территории старого монастыря немного, не было обнаружено заметных аномалий и геофизическими методами. Зато точно существовали подземные ходы между постройками на новой территории монастыря. На них неоднократно натыкались строители, местные жители и сотрудники размещавшихся тут в советское время организаций. Подтвердили наличие подземных ходов и геофизики с помощью приборных исследований.
Схема подземных ходов под Покровским монастырем(из книги В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий»)
Паломнику
Монастырь открыт для посещения паломниками с 6:00 до 19:00. В это время можно посетить храм, помолиться, приложиться к святыням, приобрести иконы, книги и сувенирную продукцию, заказать требы. Богослужения являются неотъемлемой частью монастырской жизни, совершаются ежедневно согласно расписанию.
Паломникам, желающим пожить, помолиться и потрудиться на благо обители продолжительное время, предоставляется бесплатное проживание в паломнической гостинице при монастыре. Монастырь предоставляет трехразовое питание в паломнической трапезной по установленному расписанию. Остающимся в обители на несколько дней необходимо иметь при себе паспорт. Желательно две смены одежды: для посещения храма и несения послушания.
По монастырской традиции мужчины и женщины размещаются отдельно, за исключением семейных пар с детьми. Священникам (при наличии священнического удостоверения или письма из епархии) и насельницам монастырей проживание предоставляется безвозмездно. Не поселяются паломники без документов, в нетрезвом виде, психически больные, люди без определенного места жительства. Препятствием к поселению является наличие серьезных заболеваний и инвалидности, в связи с отсутствием необходимых условий.
Телефон: 8 (343) 892-22-07
Сайт монастыря
Преображенская и Симеоно-Аннинская надвратная церкви
Симеоно-Аннинская надвратная церковь открывает проход на территорию монастыря. Находится она на центральной оси расположения главного храма, т. е. точно по линии соединения севера и юга. Проход открывается на площадь, которую формируют внутренние храмы монастыря и Настоятельский корпус.
Спасо-Преображенская церковь монастыря создана в начале 19-го века. В связи с недостатком финансирования, строительство затянулось дольше, чем на 10 лет. В 1837 году оно было закончено, а храм – посвящен. За клиросами находятся захоронения владыки Неофита справа и архимандрита Гавриила слева, почивших в 1880 году.
Основание
В нач. 1919 г. в Изу прибыл иеромонах Амфилохий (Кеминь), который во время войны также оказался в заключении. Начав пастырское служение у земляков, о. Амфилохий почувствовал острую нужду в помощниках. Он посетил Яблочинскую обитель и привез оттуда иеромонаха Матфея (Вакарова), священников Георгия Плиску и Михаила Мачку. Поправив здоровье в больнице Киево-Печерской Лавры, в мае вернулся в Закарпатье и о. Алексий. Названные подвижники решили создать в Изе монастырь. В сентябре Закарпатье вошло в состав Чехословакии, признавшей права православных. 1-е насельники обители проживали в церковном доме при сельском храме. В 1920-1921 гг. в монастыре совершилось 3 выдающихся события: избрание о. Алексия настоятелем, посвящение его в игумена и 1-й Собор православных жителей Закарпатья. Через некоторое время о. Алексий удостоился сана архимандрита. В 1925 г. о. Алексию поручили руководство Духовной Консисторией – органом ведения дел православных приходов и монастырей края. В силу нового назначения о. Алексия, настоятелем обители избрали о. Матфея, который затем принял сан игумена. В том же году монастырь перенесли в урочище Карпутлаш близ Изы, а о. Матфей был возведен в сан архимандрита.
Свято-Никольский мужской монастырь
Верхотурье славится Свято-Никольским мужским монастырём – крупнейшим православным монастырём на Среднем Урале.
Образование монастыря
Основание первого православного монастыря в Зауралье связано с именем инока Ионы Пошехонца, который отправил царю Борису Годунову челобитную с просьбой устроить в новом городе монашескую обитель.
Из Москвы последовало разрешение, но средств не хватало. В 1604 году поставили небольшой деревянный храм, освящённый во имя святителя Николая Мирликийского, и несколько келий.
Обитель росла вместе с городом. Материалы и деньги для благоустройства монастыря Иона брал у воеводы Плещеева, только отдавать долг было нечем. Неизвестно, пожаловался ли воевода царю на незадачливого Иону, но Годунов приказал долги простить и впредь обители помогать.
Расцвет обители
Монастырь, ограждённый от нужд и притеснений, превратился в православный центр Урала. Известность обитель получила в 1704 году, когда сюда 12 сентября из деревни Меркушино перенесли мощи праведного святого Симеона Верхотурского, небесного покровителя уральской земли. В 1864 году изготовили серебряную раку.
Царская семья передала во владение иконы и книги для проведения богослужений, необходимую утварь. Императрица Александра Фёдоровна посылала монастырю подарки: вышитые лично царицей облачения, покров и сень над мощами Симеона Верхотурского.
В месте слияния двух притоков реки Туры, на возвышенности, вырос храмовый комплекс, окружённый живописными каменными стенами с угловыми башнями, охватившими площадь в 11 га. Одну из башен использовали для водоснабжения: в ней устроили бак на 600 вёдер.
На территории возвели каменные храмы:
- Храм святителя Николая Чудотворца;
- Преображенский собор;
- Симеоно-Анненскую надвратную церковь.
Святые мощи Симеона Верхотурского привлекали 100 тысяч паломников в год. Оказался здесь и Григорий Распутин, который излечился по молитвам от мучившей его бессонницы.
Для хранения мощей святого Симеона по приказу сибирского губернатора Матвея Гагарина построили каменный храм Николая Чудотворца. В Преображенском соборе, выстроенном в строгом архитектурном облике, совершается постоянное служение.
Встречает паломников Симеоно-Аннинская надвратная церковь с мозаичными иконами над вратами, ажурным каменным убранством и звоном с трёхъярусной колокольни.
На территории монастыря – братские корпуса, каменная гостиница и училищное здание, книжно-иконная лавка и общежитие двуклассной школы. К 1917 году в монастыре обитали 118 человек: в том числе – 32 монаха и 18 послушников.
Крестовоздвиженский храм
Главное украшение монастыря – величественный Крестовоздвиженский собор, открытый в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых. На храм, построенный по проекту пермского архитектора А. Б. Турчевича, затратили 300 000 рублей.
Названный «сибирским Иерусалимом» храм – третья по объёму церковь России – возведён на холме и вмещает 4000 человек. Громадный Крестовоздвиженский собор, поражающий величием, удивительным образом не давит, а создаёт ощущение легкости.
Массивная постройка кажется воздушной, благодаря многочисленным оконным проёмам, узорчатым фронтонам и карнизам устремлённого вверх сооружения.
Внутри храма – три фаянсовых иконостаса. Главные святыни – мощи святого праведного чудотворца Симеона Верхотурского и икона Феофана Затворника с частицами мощей.
Дом для почётных гостей
В июле 1914 года в монастыре побывала старшая сестра императрицы Елизавета Фёдоровна. Посетить верхотурскую обитель собирался и Николай II c семьёй.
Под руководством Григория Распутина для них построили Дом для почётных гостей. Деревянный дом в стиле зодчества XVII века возвели на берегу пруда Калачик в окружении кедровых и лиственных лесов.
Построенный без гвоздей и скоб, с тремя высокими резными крыльцами, окружённый верандой с резными балясинами, дом напоминает древнерусский терем. Русские печи украшены изразцами.
Немного истории
Этот уральский город возведен на речке Туре, что протекает в Свердловской области. Немногим ранее город относился к Пермской губернии.
История возникновения Верхотурья берет начало с 1597 года, когда Ермак завоевывал Сибирь и Урал. Тут первоначально была крепость народности макси. Затем ее преобразовали в острог. Потом Верхотурье сделали таможней. Все товары, на которые богата Сибирь, проходили через этот населенный пункт.
Расцвету города поспособствовали два государственных указа:
Указом государство Российское монополизировало торговлю пушниной. Все сделки с русским купечеством, макси и местными жителями совершались здесь, на гостином дворе.
Указом учредили ямскую службу, пути которой пересекали Верхотурье. Для города это было очень выгодно – сооружения прочих путей сообщения поблизости, в этой же местности, запретили.
В середине 17 века город интенсивно развивался, строился. Росло население, наполнялись жилые кварталы, возводились храмы и монастыри. Торговля процветала.
В 1753 году торговля постепенно стихает из-за отмены пошлин. А к середине 19 века Верхотурье перестает быть торговым центром. Теперь эта местность делается центром духовным: растет число монастырей и храмов.
История
- Основан в 1621 году первым епископом Сибирским Киприаном — первый женский монастырь за Уралом. Поначалу был построен деревянным, а затем из-за частых пожаров постепенно в XVIII веке отстроен в камне.
- Иждивением Максима Походяшина построены церкви Покрова Богородицы (1744—1753 гг.) и Рождества Иоанна Предтечи (1768 г.).
- Упразднен в 1782 г.
- Возобновлён в 1896 г. В связи с тем, что храмы ранее принадлежавшие обители к тому времени были приходскими, в 1898—1902 гг. построена Ново-Покровская церковь.
- В июле 1914 г. во время паломнической поездки в монастыре останавливалась великая княгиня Елизавета Фёдоровна.
- Закрыт в 1926 г.
- Возвращен Русской православной церкви в 1991 г.
- Весной 2012 г. завершен проект реставрации церкви Рождества Иоанна Предтечи
В монастыре находятся мощи сибирского юродивого Космы Верхотурского. В 2006 году для них были изготовлены новая рака и сень над ней.
Симеоновское подворье в Меркушино
Древнее село прославил своим житием почитаемый в православной церкви Святой Симеон Верхотурский. Никому не известный праведник жил здесь в XVII веке, шил шубы, ловил рыбу и был похоронен. В 1692 году произошло чудесное обретение нетленных останков, позже перенесенных в Верхотурье.
А в 2002 году обнаружены останки канонизированного святого мученика Константина Меркушинского (Богоявленского). Его нетленные мощи стали православной святыней и покоятся в новом, освященном во имя священномученика храме. В гробнице праведника забил цельбоносный святой источник, исцеляющий многие недуги по молитвам верующих.
Продолжение истории
При монастыре неоднократно проводились пастырско-богословские курсы (в 1928 г. их окончил изянский уроженец Иван Кундря – будущий прп. Иов Угольский); некоторые из иноков обители стали основателями новых монастырей; находясь в штате братии, изянские иеромонахи одновременно являлись настоятелями приходов, духовниками женских обителей; из монастыря в Изе по Закарпатью распространялась необходимая церковная литература, обитель изготовляла облачения для православного духовенства края.
2 декабря 1947 г. в Закарпатье почил, приняв незадолго до кончины схиму, прп. Алексий. Тело старца доставили в Изу и 5 декабря погребли в монастыре; в 1953 г. преставился и архимандрит Матфей, которого похоронили рядом с могилой о. Алексия. В 1958-1959 гг. в обители подвизался прп. Иов Угольский (Кундря, †1985), в 1959 г. ее закрыли, с 1990 г. шло возрождение монастыря. 12 марта 1999 г. состоялось обретение мощей прп. Алексия. 8 июля 2001 г. Свящ. Синод УПЦ постановил причислить прп. Алексия, исповедника Карпаторусского, к местночтимым святым и праздновать его память 2 декабря. Чин прославления прп. Алексия совершен в обители 21 октября 2001 г. Синодальным решением от 21 декабря 2001 г. установлен и 2-й день памяти прп. Алексия – 21 октября.
Гражданская застройка
В городе в силу его истории много старинных деревянных и каменных зданий конца 19-начала 20 веков
Многие здания жилых домов получили статус архитектурных памятников.
Обращают на себя внимание:. бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения
бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения.
Сохранилось много интересных объектов жилой застройки как деревянные с резными наличниками, так и каменные. Особый интерес представляет каменный мост 19 столетия над речкой Дернейка, тоже памятник архитектуры.
Предыстория
Село Иза документально известно с 1387 г. В то время Закарпатье, будучи населено славянами и исповедуя Православие, принадлежало Венгрии, в которой господствовала католическая вера. В сер. XVII в. началось вытеснение в Закарпатье православной веры путем насаждения унии. На этом фоне оплотом Православия долго оставалась юго-восточная часть края – историческая область Мараморош, куда входит и Иза. В Изе имел последнее место жительства и в 1710 г. почил православный священник Михаил Андрела-Оросвиговский, вошедший в историю Закарпатья благодаря своим полемическим письменам против католичества. В 1-й пол. XVIII в. весь край стал униатским, но бывшие православные общины сохранили греческий богослужебный обряд. С 1859 г. и до своей кончины, настоятелем униатского прихода в Изе был священник Иоанн Раковский (1815†1885) – высоконравственный и заботливый пастырь, известный просветитель. Он ревностно оберегал греческий обряд как выражение подлинной христианской традиции. Однако вне православного вероучения греческий обряд не давал униатам Закарпатья ощутить ту духовную полноту, какую они замечали у исповедующих Православие соседей – сербов, болгар, молдаван, украинцев и россиян. В кон. XIX в. началось возвращение многих жителей края к праотеческой вере.
В 1901-1903 гг. оставила унию и часть жителей Изы. Венгерские власти сочли развернувшееся движение изменой в пользу Российской империи и стали преследовать православных Закарпатья, проведя против них в 1903-1904 гг. судебный процесс в мараморошском городе Сигете, ныне входящем в состав Румынии. Обвиняемых приговорили к тюремному заключению и штрафам. Но движение продолжало расти. В 1905 г. его активным участником стал 28-летний Александр Кабалюк, уроженец закарпатского села Ясиня (ныне поселок городского типа). Он ходил по всему краю и проповедовал Православие, молился с оставившими унию земляками в тайных молитвенных домах. В 1908 г. соратники делегировали Александра на Святую Гору Афон с просьбой о присылке православных святынь для духовного укрепления отошедших от унии закарпатцев. 8 июля 1908 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре Афона над Александром был совершен чин присоединения к Православию, с вручением иконы Божией Матери «Акафистная» в благословение православному движению Закарпатья. В 1910 г. Александр стал насельником православного Яблочинского монастыря на Холмщине, тогда принадлежавшей Российской империи, а ныне являющейся частью Польши. Подвижник желал принять монашество и священство, чтобы затем вернуться на родину и нести труд духовного окормления православных земляков. 25 марта, 11 июля и 15 августа 1910 г. были совершены, соответственно, монашеский постриг Александра с именем Алексий, возведение нового инока в сан иеродиакона и иеромонаха.
В 1911 г. о. Алексий прибыл в Закарпатье уже как пастырь. Он совершал в молитвенных домах православных богослужения, исповеди, крещения, венчания. В том же году подвижник отправил на учебу в Яблочинскую обитель земляков Василия Вакарова, Василия Кеминя, Георгия Плиску, Михаила Мачку. Двое первых станут позднее архимандритами Матфеем и Амфилохием, а двое последних – протоиереями. Постоянные преследования со стороны венгерских властей вынудили о. Алексия выехать в 1912 г. в Российскую империю. Там подвижнику посоветовали отправиться на время в Русскую духовную миссию в Северной Америке. За океаном о. Алексий посетил эмигрантов из Закарпатья. В 1913 г. начался 2-й Мараморош-Сигетский процесс против православных.
Узнав о нем, о. Алексий поспешил в Сигет и добровольно предстал перед судом во главе своей паствы, готовый разделить ее участь. Невзирая на достойную адвокатскую защиту и протесты мировой общественности, судьи в 1914 г. вновь вынесли приговор о тюрьме и штрафах. В том же году разразилась I-я мировая война, в которой, помимо ряда других государств, столкнулись Австро-Венгерская и Российская империи. Обе они распались в конце войны. Отбывая заключение в разных тюрьмах Венгрии, о. Алексий в июле 1918 г. тяжело заболел. В сопровождении солдата его отправили на лечение в Ужгород. По пути о. Алексий совершил побег и пристал к отпущенным из плена российским солдатам. В ноябре того же года окончилась война.
Трудные времена и возрождение монастыря
В 1924 году в монастырь пришли красноармейцы, рядовых монахов отправили рыть окопы, а иеромонахов расстреляли. В Преображенском соборе устроили спортзал. Монастырь превратили в колонию для несовершеннолетних.
Святые мощи поместили в краеведческий музей, но туда приходили верующие и молились. Возмущённые большевики приказали спрятать мощи в музейный запасник.
В 90-е годы XX века монастырь начал возрождаться. С 1994 года возобновилась традиция паломничества, и в монастыре открыли воскресную школу и музей. Основал музей игумен Тихон.
В коллекциях музея – старинные документы и книги, фотографии и иконы, предметы быта.
Вид одежды
Фото: одежда для посещения церкви
Вообще для посещения Верхотурья особенные одеяние не требуются. Стоит лишь помнить, что если отправитесь в монастыри или церквушки, одежда нужна соответствующая: мужчины надевают только брюки (шорты не подойдут), женщинам и девушкам надобно быть в длинных юбках и в платочках на голове. Если по каким-то причинам такую одежду вы с собой не взяли, у входа в монастыри ее дают на время посещения. Обувь лучше выбрать без каблуков – доведется много походить пешком и стоять на ногах. Девушкам не рекомендуется использование губной помады и любой другой косметики, т.к. с макияжем на лице к раке Симеона Верхотурского и иконам прикасаться запрещено.
Фото: одежда для посещения церкви