Александр свирский

Литература

  • Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. — СПб., 1901
  • Никодим, архимандрит Настоятель Александро-Свирского монастыря архимандрит Агафангел. — Петрозаводск, 1910
  • Иеродиак. Анфим, И. Д. Соловьёва. Александров Свирский в честь Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 608-610. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Сойкин П. П. Александро-Свирский монастырь в Олонецком уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 153-154. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Свирский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Галкин А. К. Александро-Свирский монастырь как резиденция викарных епископов и центр духовного образования // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 34. 2006. С. 11-15.

Основатель монастыря

Мальчик Амос был рожден в благочестивой крестьянской семье  г. Родители  Стефан и Васса жили в селе Мандера на реке Ояти в приладожских лесах. Родители не хотели расставаться с поздним вымоленным сыном, но Амос еще с детства склонялся к монашеской жизни и ушел из дома на Валаам, как только родители задумали его женить.

Перейдя реку Свирь, он остановился отдохнуть на лесном озере посреди векового соснового бора, и так пело сердце, так молилось, глядя на девственную красоту вокруг. Запомнил путник эту стоянку. Прожив послушником в монастыре семь лет, в 1474 г. он принял постриг с именем Александр. Родители тоже приняли монашество вслед за сыном.

После их кончины, Александр по благословению настоятеля, сначала устроил себе хижину в скале на одном из островов недалече и прожил там без запасов, питаясь только плодами северного леса, семь лет. Живя там, он стал известен святой жизнью, но бегая славы, ушел подальше – на то памятное место посреди дремучего бора на берегу озера. Поселившись в глуши, он много лет не видел людей, питался кореньями, грибами, да ягодами, много молился. 

Начало Свирской обители

В 1493 г. тайное убежище монаха стало известно — на избушку набрели охотники. Узнав об отшельнической жизни  молитвенника, один из них — Андрей Завалишин, навсегда стал его духовным чадом, а позже и сам прославился святой жизнью. К монаху Александру стали приходить и другие желающие спасения, и селились рядом.

Монахи жили отдельно друг от друга, сообща только работали и молились. Больше всех молился и работал монах Александр.  За чистоту и святость жизни, наряду с праотцем Авраамом,  он удостоился стать тайнозрителем Святой Троицы.  

Александр Свирский прп., явление Св.Троицы, 17в.

Однажды все вокруг хижины отшельника вдруг исполнилось Божественным  Светом и предстали  Три светоподобных Ангела, повелевшие монаху построить церковь и основать обитель. Когда святой инок с трепетом спросил, кому наречь церковь, получил ответ: 

Когда храм был построен, не сам Александр, а монахи настояли, чтобы он, как первый среди них, получил священнический сан и стал игуменом. Став игуменом, прп. Александр никого не укорял строгим словом, но наставлял всех в притчах, никогда не оставлял физических трудов, подавая пример смирения и трудолюбия.  

Юный Амос сбежал в монастырь, где его нашли родители и тоже стали монахами

Амос считал, что ему для познания духовного нужны более суровые условия. Выход он нашёл, пообщавшись с монахами, прибывшими с острова Валаам по своим делам.

Эта встреча перевернула жизнь юноши. Он пожелал уйти с иноками, но те отказались брать с собой ребёнка без дозволения родителей. Для того требовалось хотя бы благословение настоятеля.

Однако пожилой инок обратился к Амосу и сказал, что тот должен торопиться стать монахом, пока дьявол не завладел его сердцем. Так юноша решил во что бы то ни стало поселиться в монастыре.

Понимая, что добиться одобрения родителей сложно, Амос тайно сбежал. Ему пришлось проделать расстояние, значительное даже по современным меркам. И это без транспорта и чётких представлений о маршруте. Но предание говорит, что путь указал Ангел, прикинувшийся спутником.

Валаамский монастырь – туда стремился юный Амос

Так 19-летний Амос оказался на острове Валаам и в 1474 году принял постриг с именем Александр. Семь лет он вёл трудную монастырскую жизнь, но не утратил решимость продолжать.

1474
год, когда Амос в Валаамском монастыре принял постриг с именем Александр

В монастыре Александр встретился с родителями. По стечению обстоятельств ли, или по Божьей воле те разговорились с путешественниками, которые рассказали о судьбе юного Амоса. Мать и отец явились на Валаам, где тоже приняли монашеский постриг. С этого момента их звали Варвара и Сергий. Так семья воссоединилась.

Когда же родители умерли, Александр пожелал жить отшельником на острове в шести километрах от монастыря. Игумен благословил его, и тот удалился с Валаама.

Иконография

Интересный факт Главная особенность икон святого Александра Свирского – это почти фотографическая точность черт лица. Трудно писать иконы святого, жившего много столетий назад, но случай с преподобным Александром особенный. Православная Церковь хранит святыню – нетленные мощи древнего подвижника. Необъяснимый наукой феномен — тело святого Боговидца избавлено от естественного разложения. Оно сохранило не только посмертное положение конечностей, сохранные внутренние органы, эластичность кожных покровов, но и особенности внешности, узнаваемые черты.

Святой Александр был причислен к лику святых уже через 14 лет после смерти, канонизация состоялась на Соборе в 1547г. В победном храме – храме Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, построенном по случаю покорения Казанского ханства Иоанном Грозным в 1555-1561г.г., один из 9 первоначальных приделов был посвящен преподобному Свирскому чудотворцу – уже как чтимому святому. Следовательно, как и положено по чину, ему уже был написан образ, а возможно, и не один.

Первая икона святого была написана не позднее 14 лет после его кончины, т.е в 1547г. Иконописцы писали образ нового русского святого по личным воспоминаниям, его, безусловно, помнили и лично знали многие, ведь преподобный Александр прожил долгую жизнь — 85 лет и 40 из них был наставником монахов.

Преподобный Александр СвирскийСередина XVI в.127 × 88 смЦентральный музей древнерусской культуры и искусстваим. Андрея Рублева, Москва, Россия

Позже, переписывая иконы святого, мастера старались сохранить точность черт, как на первых образах. Критерий точности изображения святого – нетленные мощи, сохранившие облик старца.

Икона, переданная Патриархом Кириллом в Свирский монастырь в 2016г. – это икона, писанная по заказу святителя Макария митрополита Московского (1482-1563г.г.), который до возведения в 1542 г. на митрополичью кафедру в Москве, был архиепископом Новгородским и, безусловно, лично знал игумена значимого монастыря в Приладожье. Кроме того, из летописей известно, что митрополит и сам «бе бо иконному писанию навычен» и, возможно, икона вообще писана его рукой, тем более, что долгое время висела в его покоях в Кремле.

После кончины Макария икона, обложенная серебряным окладом, была передана в Александро-Свирский монастырь и пребывала там до 1811 года, когда по случаю ремонта монастыря, была вывезена на время в Москву, а оттуда пропала во время наполеоновского нашествия в 1812г.

Икона была найдена в 2010 году, и выкуплена у коллекционеров благотворителем В.Н. Жимировым. К этому времени драгоценного оклада на иконе уже не было. Вновь отчеканен оклад Александром Анискиным, современным мастером, использовавшим для этого описание древнего убранства иконы. Преподобный Александр изображен на иконе в рост, с воздетыми в молитве руками. Патриарх Кирилл передал икону братии Александро-Свирского монастыря.

На иконах святого изображают и в рост, и по пояс, с благословляющей рукой (обычно с двумя перстами) и со свитком, на котором записано его благословение. Традиционны житийные иконы святого, где вокруг изображения самого преподобного размещены клейма (картины) со сценами из его жития.

Наиболее известна житийная древняя икона святого Александра, которая находится в Успенском соборе Кремля (список есть в Свирском монастыре). На этой иконе необычайное число клейм – 129. В середине поясной образ святого в монашеском облачении.

Александр Свирский, с житием и чудесамиШкола или худ. центр: МоскваСередина XVI в.Вера и власть 2007: 1547–1555 гг.Комашко, Саенкова 2007: Середина XVI в.Иконы Успенского собора 2016: 1547–1555 гг.Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.187 × 156 смУспенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

Мощи преподобного

После кончины, тело святого было похоронено на территории его монастыря. А его мощи, после многолетнего наблюдения стали мироточить, то есть выделять много благовонного драгоценного масла, что доказывает о его святости.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона священномученика Василия Анкирского и Кесарийского пресвитера

Многие прихожане собственными глазами могли наблюдать это действие, при этом весь храм наполнялся приятным ароматом. Количество выделения масла зависит от многих факторов: наличие верующих людей рядом или зевак, которые пришли просто посмотреть на это чудо, проведение Богослужений и многое другое.

Мироточение настолько обильное, что не заметить его невозможно, зафиксированы случаи, когда на стойкий, пьянящий запах в храм слетались пчелы. Больше всего выделяется масло на ступнях и открытой части руки. За 483 года, его тело и одежда остались не тленны.

Верующие люди из многих стран, наслышанные о чудотворной силе святого задаются одним очень важным вопросом: где находятся мощи Александра Свирского. После долгих переездов с одного места в другое, ныне мощи нашли покой на территории созданного своими руками монастыря. Многие прихожане могут помолиться и попросить исцеления души от страданий и болезней.

Основание монастыря. Игуменство

Со временем к святому стали подтягиваться люди, искавшие безмолвия, но главное – спасения души. Постепенно людей становилось всё больше. Братия вместе трудились, сообща возделывали землю, чтобы питаться плодами своего труда. Поначалу отшельники жили раздельно, но впоследствии, по внушению свыше, определились строить монастырь.

Явление Пресвятой Троицы

Однажды святой удостоился явления Пресвятой Троицы, в чём-то подобного тому явлению, которого сподобился Авраам. Тогда же он услышал владычное повеление о воздвижении храма Святой Троицы. Потом представший пред ним ангел небесный указал место, где следует построить этот храм.

Принятие священного сана

Приблизительно в 1508 году преподобный Александр Свирский принял священство и должность игумена. Поначалу, несмотря на уговоры со стороны братии, он, по смирению, уклонялся. Но затем в дело вмешался Новгородский епископ Серапион. Возглавив обитель, преподобный не утратил монашеской скромности, носил ветхие одежды, продолжал выполнять самые трудные и даже черные работы. Рассказывают, что незнакомые лично с отцом Александром при встрече не могли даже предположить, что перед ними – известный игумен.

Предание о встрече с рыбаком

Существует предание, что однажды святого встретил рыбак, направлявшийся в обитель к игумену. Рыбак не знал отца Александра в лицо и преподобный стал говорить о себе, что игумен – блудник и пьяница, на что рыбак ему возразил. Тогда же он рассказал преподобному и о цели визита. Оказалось, что однажды, поймав большого осетра, он продал его без согласования с судьёй и с тех пор терпит от него притеснения. Святой посоветовал рыбаку забросить сеть, поймать такого же осетра и отнести судье. Рыбак ответил, что и рад бы, да это невозможно, но всё же закинул свой невод и, к немалому удивлению, вытащил осетра…

Преподобный Александр Свирский обустраивает обитель

Вслед за деревянною церковью братия построили мельницу, воздвигли каменный храм, на том самом месте, на которое указал Божий ангел (каменщиков для строительства прислал великий князь; он же пожертвовал на строительство внушительную сумму).

Постепенно обитель приобретала всё большую и большую известность. Количество приходящих росло. Одно время братия роптали на своего игумена, мол, зачем он так сильно расширяет обитель. Между тем многие нуждались в утешении, советах и благословении. И преподобный старался никого не оставлять без надлежащего внимания.

Многие жертвовали на нужды монастыря, каждый из них вносил свою лепту. Однако не всякое пожертвование было угодно игумену. Однажды он отверг подношение некоего поселянина Григория, сказав ему, что рука его смердит, ведь он бил свою мать. Обескураженный таким вразумлением, Григорий спросил, что ему делать и получил наставление.

Последние годы жизни

В последний период земной жизни святого Александра Свирского был воздвигнут ещё один каменный храм, во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого преподобный был утешен видением Божьей Матери с Младенцем в окружении ангельских воинств. Пав перед Нею как раб пред Небесной Царицей, он услышал обетование, что над этой обителью не оскудеет Её благотворный покров, и что обитель будет приумножаться спасающимися. Свидетелем чуда был и его ученик, Афанасий, лежавший при этом как мертвый.

Милостью Божьей преподобный дожил до глубокой старости. Незадолго до смерти он выбрал в кандидаты на игуменство четырех благочестивых монахов, с тем, чтобы святитель Макарий назначил из них наиболее достойного. В завещании братиям он указал, что казны не осталось, всё пошло на строительство храмов и содержание монастыря. Вместе с тем он молился о них Богородице и Богу.

30 августа 1533 года святой оставил земную храмину и отошел ко Господу. Его тело было погребено возле обители.

Нетленные мощи преподобного ныне хранятся в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре.

Житие преподобного Александра Свирского

Рисунок 1. Явление Троицы

Великий праведник и чудотворец земли русской родился в 1448 году. Некоторым людям с самых ранних лет их жизни Господь даёт стремление к церковному и монашескому служению. Свирский принадлежал к их числу. Он с детства мечтал уйти в монастырь. Когда Александр достиг девятнадцатилетнего возраста, то исполнил своё намерение.

Он втайне от родителей покинул дом и направился в ближайшую обитель. Когда юноша подошёл к реке Свирь, то услышал голос. В этом откровении ему было предсказано, что он станет основателем монастыря. Так и случилось. Александр Свирский через несколько лет построил на том месте обитель.

Сначала Свирский стал послушником Валаамского мужского монастыря. Через семь лет святой Александр Свирский был пострижен в монахи и уехал на один из близлежащих островов. Там он провёл около семи лет. Все это время подвижник жил в пещере.

Данный остров впоследствии получил имя Святой. Там до нынешнего времени сохранилась пещерная келья преподобного, которая теперь входит в Александро-Свирский скит монастыря на Валааме.  Паломники имеют возможность его посещать.

Здесь можно увидеть могилу, которую вырыл святой, поскольку хотел быть погребённым именно в этом месте.

Через несколько лет монашеского служения настоятель благословил его на ещё один подвиг. Теперь он отправился туда, где ему когда-то было видение. Неподалёку от Свири, в окрестностях города Олонца он основал монашескую обитель. Большой мужской монастырь, построенный потом на этом месте, освятили в честь его основателя.

Свирский говорил с Ним о монашеской жизни и о строительстве церквей. Праведник спросил у Всевышнего, где лучше построить храм. И Господь указал ему место вблизи его скита.

Батюшка Александр наставлял молодых иноков, учил их борьбе с грехами и сердечной молитве.

Один из его духовных воспитанников, которого звали Иродион, написал после смерти преподобного его житие.

Святой приобрёл большую любовь народа, после того, как в день его памяти произошла важная победа русского войска над казанским в эпоху правления царя Иоанна Грозного.

Как молиться Александру Свирскому

Как и многих святых, преподобного Александра просят о помощи в тех сферах жизни, где он подвизался, которые связаны с его судьбой.

  • К святым всегда обращаются в тяжелых болезнях – молитесь и преподобному Александру, самому исцеленному Ангелом, о здравии и исцелении любой болезни или травмы, ведь известно о множество случаев его чудесной помощи в болезни.

Преподобному молятся об укреплении веры, любви к Богу, возрастании в добродетелях.

Простой в жизни преподобный особенно поможет в ситуации обиды, несправедливости, при затронутой гордости – молитесь ему о смирении и мире.

Известно, что родители святого молились о том, чтобы родить ребенка, поэтому можно просить его об избавлении от бесплодия, здоровье. ребенка и выборе им верного жизненного пути.

Известно, что святой помогает обрести наследника: к нему часто обращались и получали просимое люди, мечтавшие родить именно сына.

Святому молятся те, кто собирается принять монашеский постриг, уйти из родительского дома в монастырь – о верном выборе, вразумлении, спокойном уходе без скандалов с родителями.

Молятся ему и сами родители будущих монахов – о мире душевном, принятии выбора ребенком, помощи ему.

Молитесь искренне, с верой в просимое. Думайте о том, можете ли вы быть виновны в сложившейся ситуации, если вам тяжело. Кайтесь в своих грехах.

Молитесь дома или в храме перед иконой святого – она достаточно редка, если вы живете не на Северо-Западе России, но ее можно приобрести в больших церковных лавках.

Зажгите при желании свечу перед молитвой, приложитесь к иконе (перекрестившись дважды, поцелуйте руку святого, перекреститесь вновь и поклонитесь). Желаем вам благословения преподобного и вдохновения его примером на молитву!

Молитву Александру Свирскому во всех нуждах можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О, святой начальник обители Свирской, ангел земной и человек небесный, преподобный, носящий Дух Божий в себе отец наш Александр, угодник известный Пресвятой и Единосущной Троицы, многие милости насельникам твоей обители и всем, кто с верой и любовью приходит и обращается к тебе, являющий!Попроси для нас все, нужное для жизни земной, особенно же необходимое для жизни вечной и спасения! Помоги твоим предстательством, угодник Божий, правителям нашей Российской страны и архипастырям святой Православной Церкви Христовой, да хранит Господь всех нас в мире. Будь всем нам, святой чудотворец, во всех скорбях и горе помощник скорый, особенно же во время смертное будь нам заступник добросердечный, чтобы не были мы на мытарствах преданы власти поднебесной злобного князя мира сего, но удостоились беспрепятственного входа в Небесное Царство Божие. Отец и молитвенник наш всегдашний! Не обмани надежды нашей, не отвернись от смиренной нашей молитвы, но всегда о нас ходатайствуй перед Престолом Троицы Живоначальной, чтобы сподобились мы вместе с тобой и со всеми святыми, хотя и недостойны этого, в райских селениях прославлять и возвеличивать милосердие и благодать Господа во Пресвятой Троице – Отца, Сына и Духа Святого. Аминь.

Молитвами святого Александра Свирского да хранит вас Господь!

Архитектурный комплекс монастыря

Александро-Свирский монастырь сложился как объединение двух святых мест, расположенных на расстоянии 200 м друг от друга.

Две части комплекса

Первая – пустынька и место уединенных молитв преподобного Александра – Преображенская часть, названная в честь главного храма. Здесь Александру явилась Святая Троица.

Над входом в Преображенскую часть монастыря висят иконы с изображением преподобного Александра Свирского, где запечатлено явление Святому старцу Святой Троицы и Богородицы.

Вторая часть комплекса – Троицкая, по наименованию главного собора, – место братских келейных корпусов и общей монастырской жизни.

В Преображенской части находятся:

  • одноименный собор с приделом преподобного Александра Свирского;
  • церковь Захарии и Елисаветы;
  • часовня Живоначальной Троицы;
  • Преображенская колокольня;
  • восточный настоятельский корпус со Святыми вратами;
  • надвратная церковь Николая Чудотворца;
  • южный братский келейный корпус;
  • иконная лавка;
  • надкладезная часовня.

В Троицкой части находятся:

  • Троицкий собор;
  • Троицкая звонница;
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
  • церковь преподобного Иоанна Дамаскина;
  • архиерейские кельи;
  • западные братские кельи;
  • больничный корпус;
  • братское кладбище.

Обе части составляют единый архитектурный комплекс памятников XVI-XIX веков и одновременно действующим мужским монастырем, который ежегодно посещают тысячи паломников и туристов.

Храмы обители

Ранние постройки храмов Александро-Свирского монастыря не сохранились. На территории монастыря – 5 действующих храмов, неоднократно перестроенных.

Солидный храм с двумя приделами и 5 куполами на высоких барабанах – Преображенский собор построен на месте первой церкви, стоящей рядом с кельей преподобного Александра. Умирая, он завещал бросить свое мертвое тело в болото, но братия не посмела исполнить волю преподобного, и старца похоронили рядом с Преображенским собором.

Внутреннее убранство собора Преображения Господня строгое. Главная святыня собора – рака с нетленными мощами преподобного Александра Свирского. Нетленные мощи Святого, которому являлась Богородица, обретены 17 апреля 1641 года при постройке нового каменного Преображенского собора.

В начале XVIII века к собору пристроили придел в честь преподобного Александра Свирского. С 1644 года здесь почивают мощи Святого.

Церковь пророка Захарии и праведной Елисаветы построена в 1668 году. Она составляет единый комплекс с Преображенским собором, связанный с ним галереей. В церкви хранится святыня – мироточивая копия Туринской плащаницы.

Троицкий собор построен при жизни святого Александра в 1508 году на месте, указанном преподобному Ангелом. Заново построен мастером из Костромы П.И. Потемкиным по собственному проекту в 1698 году.

Большой, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами по одной стороне. Апсиды – пониженные выступы здания, примкнувшие к основному строению. Три другие стороны опоясаны галереей на подклети.

Высокое крыльцо – с шатровой крышей и крестом. По фасадам – закругленные окна неодинаковых размеров. Величественный, основательный, без излишеств собор венчает один купол.

Собор расписан в начале XVIII века. Изнутри купол расписан образом Господа Вседержителя, благословляющего не открытой рукой, а сжатой десницей – знак того, что Господь держит здешние земли и монастырь в своей руке.

На стенах – библейские сюжеты и евангельские притчи. На восточной стороне стен изображены райские кущи, на западной зияет геенна огненная. Среди грешников аду – исторические персонажи петровской Руси. Царь Петр I – среди праведников в виде библейского Иакова, пасущего стадо овец.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена при жизни Святого в 1533 году. Строительство благословила, указав место, сама Богородица, явив себя преподобному. Церковь, построенная в Новгородском стиле, – самое древнее строение монастыря.
Строили на пожертвования великого князя Василия III. Кирпич для строительства делали монахи.

Украшение обители – звонница, расположенная между Покровской церковью и Троицким собором, увенчана куполами-луковками с крестом. Белоснежное здание – символ чистоты и святости.

Церковь преподобного Иоанна Дамаскина, однокупольное невысокое здание, построенное в 1716 году, разрушено и восстановлено в 1896 году на пожертвования мирян, называют больничной церковью: здесь располагались больничные палаты. В церкви молился Петр I.

В архирейском корпусе над воротами – церковь Николая Чудотворца, построенная в стиле классицизма.

Краткое жизнеописание святого

Чудотворец Александр Свирский был рождён 15 июня 1448 года и был назван Амосом — в честь ветхозаветного пророка. Родителями его были глубоко верующие крестьяне из села Мандера в Новгородских краях. Их звали Стефан и Васса. Много лет пара не могла иметь детей, и только после молитвенного обращения к Богу с просьбой о помощи, уже в почтенном возрасте обрела наследника.

Еще в раннем детстве будущий пророк отличался особенной одухотворенностью, набожностью и добротой. Родители старались дать ему хорошее по тем временам образование, определив в школу для изучения грамоты. В юношеском возрасте они постарались устроить и личную жизнь Амоса, видя в нем продолжение рода. Но сердце и душа святого еще с детских лет полностью принадлежали Господу.

Изображение видения Святой Троицы

Достигнув совершеннолетия, Амос тайно ушёл из дома и вместе с проходящими мимо села монахами, отправился на Валаам. По прошествии семи лет тяжелого труда он принял постриг и взял новое имя – Александр. На тот момент будущему чудотворцу исполнилось 26 лет. Именно тогда родители узнали о местонахождении сына и явились на встречу с ним. После долгого общения Александр сумел утешить и ободрить их, донести до них Слово Божье. После встречи с сыном, Стефан и Васса приняли постриг в северном монастыре и стали Сергием и Варварой.

Пророк же провёл еще 7 лет на Валааме, построив келью в расщелине скалы. В наше время там можно увидеть красивый скит во имя преподобного Александра Свирского с величавой белокаменной церковью.

По возвращении в родные края святой построил келью и стал вести уединенный аскетический образ жизни. Он принес с собой не только веру в Господа, но и многие новые знания. Огромную помощь преподобный оказывал в лечении людей, поднимая на ноги, казалось бы, неизлечимых больных. В келью стали всё чаще наведываться монахи и со временем вокруг прибежища Александра выросла обитель. В 1508 году святой принял в ней священство и сан игумена, назвав обитель Церковью Преображения Господня.

Её часто посещали члены царской семьи, и даже Иван Грозный навещал монаха и просил у него совета. Вскоре после этого, была построена Церковь Живоначальной Троицы. Незадолго до смерти Александр Свирский завершил возведение Покровского храма, на которое его благословила сама Богородица. Умер старец в возрасте восьмидесяти шести лет в 1533 году, а через 14 лет его причислили к лику святых и нарекли преподобным.

Затворничество и явление Святой Троицы

Обо всем этом Александр Свирский рассказал боярину Андрею Завалишину, который набрел на жилище отшельника во время охоты. Боярин не раз видел свет на месте, где совершал свой молитвенный подвиг преподобный Александр. Александр просил боярина никому не рассказывать о нем. Завалишин стал навещать отшельника и впоследствии принял постриг с именем Адриан. Постепенно к Александру Свирскому стали приходить люди, которые искали уединения. Они стали учениками преподобного.

После двадцати пяти лет затворничества во время ночной молитвы Александр Свирский удостоился явления Пресвятой Троицы. Во время видения ему было велено воздвигнуть храм во имя Троицы. Считается, что ранее Святая Троица являлась только Ветхозаветному праведнику Аврааму. Впоследствии Ангел указал Александру место для постройки храма. В том же году Александр Свирский построил деревянную церковь Живоначальной Троицы. В 1526 году ее перестроили в каменную.

Около 1508-го года преподобный Александр Свирский принял священнический чин и стал игуменом Троицкого (впоследствии Александро-Свирского) монастыря. Став игуменом, преподобный продолжал вести скромную монашескую жизнь. Он выполнял самую черную работу в монастыре.

В конце жизни преподобный решил построить Покровский храм в честь Пресвятой Богородицы. Во время строительства Александру Свирскому явилась Богоматерь с Богомладенцем в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала, что обитель будет всегда находиться под Ее благотворным Покровом и показала преподобному множество будущих подвижников его обители. Ученик Александра Свирского Афанасий присутствовал при чудесном явлении Богородицы.

30 августа 1533 года на 85-ом году жизни преподобный отошел ко Господу. Перед кончиной он сам выбрал четырех достойных кандидатом на игуменство, предоставив право выбора святителю Макарию. Тело преподобного Александра Свирского погребли возле обители.

17 апреля 1641 года при перестройке Преображенского храма открыли могилу преподобного, и людям явились нетленные мощи Святого. Люди прикладывались к мощам, после чего получали помощь и исцеление. С началом гонений на Церковь Святые мощи увезли из монастыря. После того, как монастыри возвратили Церкви, мощи преподобного Александра обнаружили в Петербургской Военно-Медицинской академии. С 1998 года нетленные мощи вернули в Александро-Свирский монастырь. Дни памяти преподобного совершаются дважды в год:

12 сентября — в день кончины Александра Свирского;

17 апреля — в день первого обретения мощей Святого.

Детство и отрочество будущего святого

В Приладожском селе Мандеры жила довольно немолодая семейная пара, Стефан и Василиса. Они вырастили двух сыновей и просили Бога о младшеньком ребенке, утехе не старость. В одной из молитвы они оба услышали голос, говоривший, что молитвы услышаны, Творец дарует доброму супружеству дитя, которое прославит Церковь Христову.

Ещё статьи о преподобном Александре:

  • Мощи святого преподобного Александра Свирского
  • Александро-Свирский монастырь в Санкт-Петербурге

В июне, 15 числа, 1448 года Василиса родила сына, которого назвали именем одного из старозаветных пророков Амосом, ибо мальчик появился в день почитания Амоса. Удивительно, середина XV века, далеко заброшенное село, начало христианской эры в Руси, а селяне знают о Ветхом Завете и его героях. Если учесть, что тогда простые люди были в основном неграмотные, тогда можно сделать вывод, что родители будущего святого России были воцерковленные верующие, черпающие знания в проповедях на богослужениях.

На заметку! Родившись в глубоко верующей семье, Амос отличался от своих сверстников послушностью и кротостью, не был любителем шумных игр, веселья. Отрок с равнодушием относился к одежде и еде, с малых лет находил удовольствия в постах и молитвах, чем порой пугал мать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector