Юридический факультет «утверждаю» декан юридического факультета и. м. шаманов «10»
Содержание:
- Этот день в истории Владимира: 3 января
- Явление Богородицы Максиму во сне и святой дар от Девы Марии
- Где находились кафедра и резиденция митрополита в разные периоды?
- Как Москва стала церковной столицей России. В картинках
- По каким причинам митрополит Максим решил покинуть Киев?
- Гроб святителя Петра в Успенском соборе и канонизация митрополита
- Борьба за митрополита
- Деяния митрополита Максима
Этот день в истории Владимира: 3 января
3 января 1327 года (21 декабря 1326 года по старому стилю) – скончался митрополит Петр, перенесший митрополичью резиденцию из Владимира в Москву. Поэтому сегодня церковь отмечает день памяти святителя Петра, митрополита Московского.
Вообще-то, Петр получил от константинопольского патриарха сан митрополита Киевского и всея Руси. Но к тому моменту его предшественник киевский митрополит Максим уже перенес свою резиденцию из беспокойного Киева в стольный град Владимир.
Новый митрополит Петр, около года побыв в Киеве, тоже отправился жить во Владимир в 1309 году. То есть стал фактически митрополитом Владимирским и всея Руси. Здесь он вскоре прославился умением налаживать контакты с Ордой. Как раз в то время монголо-татары во главе с ханом Узбеком из язычества перешли в ислам. И митрополит Петр в 1313 году из Владимира съездил в Орду, был там с почтением принят и успешно подтвердил неприкосновенность и льготы православного духовенства.
Тем временем борьба за ханский ярлык на великое княжение Владимирское разгорелась между Тверью и Москвой. Петр поддержал московского князя Ивана Калиту. И «по его просьбе» в 1325 году перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву.
Московские князья с тех пор получили мощный идеологический ресурс для своих властных амбиций, а Владимир лишился такого важного столичного признака, как резиденция митрополита. Митрополит Петр успел еще убедить князя Ивана Калиту построить в Москве Успенский собор (как во Владимире!), и вскоре умер
Уже через 13 лет он был канонизирован как святитель Петр, митрополит Московский
Митрополит Петр успел еще убедить князя Ивана Калиту построить в Москве Успенский собор (как во Владимире!), и вскоре умер. Уже через 13 лет он был канонизирован как святитель Петр, митрополит Московский.
3 января 1915 года композитор Сергей Танеев дописал партитуру своей «лебединой песни», последнего своего крупного произведения – кантаты «По прочтении псалма» (cоч. 36).
Над кантатой на стихи Алексея Хомякова, которая стала художественной интерпретацией 49-го Псалма Давида, Сергей Танеев работал с 1912 по 1914 год. Произведение он посвятил своей матери, Варваре Павловне, от которой в детстве слышал стихи Хомякова.
В марте 1915 года состоялась премьера кантаты – дважды в Москве и дважды в Петербурге, с небывалым успехом. А в июне того же года Танеев скончался.
18 апреля 2013 года кантату Сергея Танеева «По прочтении псалма» на сцене Большого зала Московской консерватории представили Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, солисты и Московский камерный хор под руководством Владимира Минина.
Кантата регулярно издается на дисках в разном исполнении, на ее основе защищают диссертации
«По прочтении псалма» музыковеды называют последним великим произведением русской музыкальной классики, завещанием выдающегося композитора-философа.
Знаменитый музыкальный критик Борис Асафьев написал о кантате великого Танеева: «…За каждым изгибом музыкальной мысли – творческая воля и одухотворенное чувство композитора». А от себя к этим восторгам ценителей всякий раз хочется добавить – композитора, родившегося во Владимире.
Явление Богородицы Максиму во сне и святой дар от Девы Марии
Согласно житию митрополита Максима, во Владимире ему приснился вещий сон о Богородице, похвалившей главу РПЦ за переезд в Ее град. Божья Матерь выразила особое покровительство митрополиту, одарив его омофором (платом, изображающимся на иконописных образах Девы Марии). Когда Максим проснулся, то увидел, что его руки держат тот самый омофор от Богородицы.
По велению владимирского князя Андрея Александровича омофор стали хранить в специально изготовленном для него золотом ковчеге. Святыню перенесли в Успенский собор, где она находилась до 1411 года, пока Талыч со своим отрядом не разграбил церковь. Существует предание, что соборному ключарю Патрикею удалось спрятать святыню в тайник, о котором монголо-татары не знали.
Где находились кафедра и резиденция митрополита в разные периоды?
1. Кафедра и резиденция митрополита меняли свое местонахождение с течением времени. Вкратце историю этих перемещений можно описать так:
До конца XIII в.
Киев
выполняет сразу 2 роли – и кафедры, и резиденции.
КонецXIIIв. Митрополит Максим в 1299 г. переносит кафедру (!)
да и по сути резиденцию воВладимир из-за ослабления роли Киева как общерусской столицы (общие тенденции раздробленности, монгольские разорения). С этого момента митрополиты носят титулВладимирских .
Преемник Максима, митрополит Пётр очень любил бывать в Москве из-за весьма тёплых отношений с тогдашним князем Юрием Даниловичем (годы правления 1303-1325 гг.), старшим братом Ивана Калиты.
1320-е гг.
В 1326 г. митрополит Пётр скончался и был похоронен в Москве
. Вскоре он был причислен к лику святых, что заметно подняло авторитет княжества.
К тому же, Иван Калита (1325-1340 гг.) подавив Тверское восстание 1327 г. сумел добиться от хана Золотой Орды Узбека ярлыка на великое княжение и права сбора дани со всей территории Руси.
Благодаря этому новый митрополит, Феогност, в 1328 г. переносит резиденцию (!)
митрополитов вМоскву . При этомкафедра остаётся во Владимире .
XVв. И лишь в XV в. кафедра также переносится в Москву и митрополиты, а затем и патриархи начинают именоваться Московскими.
2
Важно знать, в чём заключается разница между кафедрой и резиденцией митрополита
Кафедра
– это место, дающее сану митрополита название, «приставку», «титул» (т.е. не просто митрополит и всё, а н., митрополит Киевский). Там же митрополит постоянно проводит церковные обряды, службы (литургии). В связи с этим, например, можно встретить словосочетание —кафедральный собор – т.е. тот конкретный храм, где ведут службы те или иные высшие иерархи церкви (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи).
Резиденция
– это место постоянного проживания в данном случае, митрополита, которое может и не совпадать с тем населённым пунктом, где находится кафедра.
3
Важно понимать, чем отличаются друг от друга титулы митрополита и патриарха
Митрополит
– глава Русской церкви с конца X в. и до 1589 г.
- До 1448 г. назначался Константинопольским патриархатом (Византией).
- В 1448-1589 гг. избирался самостоятельно высшим русским духовенством.
- После 1589 г. – высший сан (должность) в церковной иерархии после патриарха.
- Из числа митрополитов в 1589-1700 гг., 1917-25 гг. и 1943 г. – по наст. время избирались и избираются патриархи.
Патриарх
– глава полностьюнезависимой (автокефальной) церкви, самостоятельной в своих внутренних и внешних делах.
В восточнохристианской церкви существует несколько патриархатов помимо Московского – Вселенский, Константинопольский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский и т.д.
___
Подпишитесь и следите за выходом новых публикаций в моем сообществе Вконтакте «История ЕГЭ и кот Степан» vk.com/historystepa .
Как Москва стала церковной столицей России. В картинках
Со времен Крещения Руси до конца XIII века резиденция глав Русской Церкви находилась почти все время в Киеве. Однако после нашествия Батыя в 1240 году великий город надолго запустел. Митрополит Максим избрал новой резиденцией Владимир-на-Клязьме. К сожалению, и этот прежде богатый столичный центр сильно пострадал от ордынцев. В начале XIV века митрополит Петр, после некоторых колебаний, вновь перенес резиденцию — на сей раз в Москву. Память святителя Петра празднуется 6 сентября.
Митрополит Петр находился в добрых отношениях с московским князем Иваном Калитой. Святитель скончался в 1325 году и был погребен в строящемся Успенском соборе Московского кремля. Место захоронения он избрал себе сам. Это событие стало символическим переносом митрополичьей резиденции из Владимира в Москву.
В детские годы московского князя Дмитрия Донского митрополит Алексий возглавлял боярское правительство, и его голос был решающим в державных делах.
В середине XV века Московская митрополия обрела «автокефалию», то есть независимость от Константинопольского патриарха. Митрополит Исидор, сторонник унии с католичеством, вынужден был бежать из Москвы. На его место собор русских архиереев избрал митрополитом Иону.
В судьбе Московской митрополии нередко случалось так, что властный государь оказывал на нее давление, пытаясь ограничить духовную независимость Церкви. Но гораздо хуже бывало, когда правитель, по слабости своей, не мог контролировать самовластную аристократию. Она вмешивалась в дела Церкви с жестокостью и корыстью. Так, в детские годы Ивана IV знать свергала одних митрополитов и ставила других, не считаясь с величием их духовного сана.
В середине XVI века митрополит Макарий, большой духовный писатель, провел нашу Церковь через большие просветительские труды. Появился общерусский пантеон святых, сборник правовых и нравственных установлений «Стоглав», велось масштабное церковное летописание.
Московские митрополиты сопротивлялись кровавому эксперименту «опричнины». Митрополит Афанасий отказался от своего высокого сана, сославшись на слабое здоровье, а митрополит Филипп обличил неправедность царя прилюдно и открыто. Его не испугали угрозы Ивана IV, муки заточения и казнь родственников. Позднее его задушил в Тверском Отроче монастыре опричник Малюта Скуратов. Русская Церковь прославила Филиппа в лике святых.
В 1589 году, по соглашению между московским правительском царя Федора Ивановича, Московской митрополией и патриархом Константинопольским Иеремией II в Москве было учреждено патриаршество. Иеремия поставил первым патриархом Московским Иова. Позднее другие греческие патриархи утвердили это решение.
Рисунки Елены Поповской.
По каким причинам митрополит Максим решил покинуть Киев?
В те времена Русь находилась в состоянии междоусобиц, в которых участвовали и монгольские захватчики. Они контролировали политику русских князей, поэтому митрополиту приходилось посещать разные регионы и примирять княжества.
В золотоордынской ставке уважали православную церковь, которая не платила хану дань. В тот период по всей Руси активно строились монастыри.
По политическим причинам Максим решил перенести митрополичью кафедру из Киева в другой город. В работах историка Соловьева говорится, что таким решительным шагом Максим дал понять, что Юг перестал главенствовать на Руси, а северные княжества упрочили свою политическую роль, отобранную ими у Киева. Правда, в одной из летописей сказано, что основной причиной переезда Максима стало разорение города монгольским войском под командованием хана Тохты.
Гроб святителя Петра в Успенском соборе и канонизация митрополита
Освящение Успенского собора произошло в августе 1327 года после смерти Петра, который покинул этот мир восьмью месяцами ранее. В храме для него соорудили каменный гроб, сделанный по просьбе митрополита еще при жизни святителя.
Русские люди глубоко почитали Петра, при котором Московское княжество возвысилось. В 1339 году святитель Феогност канонизировал своего предшественника. Русские князья приходили к гробу святого, чтобы поцеловать крест и присягнуть на верность московским князьям. Именем Петра утверждались государственные договоры. В то время у новгородцев было право избрания своего владыки. Когда же Новгород присоединился к Московскому княжеству, то его архиепископы утверждались на служение возле гроба святого Петра. Здесь же происходило избрание московских первосвятителей.
Борьба за митрополита
Перенос митрополичьей кафедры из Владимира сопровождался ожесточенной борьбой между Москвой и Тверью. Князья этих земель наперебой стремились угодить татарскому хану, стараясь склонить всесильных монголов на свою сторону. Между тем монах одного из тверских монастырей написал в Константинополь жалобу на митрополита Петра. Были высказаны факты симонии (раздачи церковных должностей) и пренебрежения церковными обязанностями.
Для владыки всея Руси возникла реальная угроза низложения. Но такое мероприятие не было бы возможным без одобрения многочисленного русского духовенства, а в дела церковные татарские ханы и их посредники предпочитали не вмешиваться. Для них важнее были подати и дани, регулярно приносимые русскими князьями. А духовную сторону жизни ханы предпочитали не обсуждать и на политику церкви влияния не оказывали.
Восхождение Петра на престол митрополита не обошлось без влияния московских князей. Обретя духовную власть над православными, Петр не забыл оказанных услуг и всецело поддерживал московских правителей. Он подолгу жил в Москве, там же и умер, и был похоронен. Многочисленные подношения и ходатайства московских князей сделали свое дело – покойный митрополит Петр был канонизирован под именем первого московского и всея Руси чудотворца. Перенос митрополичьей кафедры из Владимира на Клязьме в Москву стал уже наполовину решенным вопросом.
Деяния митрополита Максима
Именно митрополиту Максиму принадлежит создание действующей сегодня системы православных постов. Он стал основателем Рождественского, Успенского и Петрова постов, а также разъяснил, как правильно соблюдать постные дни по средам и пятницам.
Митрополит активно пропагандировал венчанные браки, о которых во времена татаро-монгольских нашествий русские люди начали забывать.
При Максиме шла борьба за Владимир между Михаилом Ярославичем Тверским и Юрием Даниловичем Московским. Митрополитом была поддержана кандидатура князя из Твери, который в итоге и получил Владимир.
Максима не стало в конце 1305 года. Местом его упокоения был выбран Успенский собор во Владимире. Надгробная стена оформлена Максимовой иконой Богородицы, написанной в тот год, когда у митрополита случилось пророческое видение.
Впоследствии Русская православная церковь канонизировала Максима. Дни его памяти отмечают 23 июня и 6 декабря.
Переехав во Владимир, митрополит завершил процесс, начатый в 12-м столетии Андреем Боголюбским. Государственным и православным центром Руси стал северо-восток.
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ