Святой преподобный алексий человек божий

Личность Сергия Радонежского

Возрождением монашеской жизни после монгольского нашествия Русь обязана Сергию Радонежскому, основавшему Троице-Сергиеву лавру и оставившему множество учеников, которые впоследствии заложили основы новых монастырей и воспитали новых подвижников, причисленных к лику преподобных. Что значит эта, поистине легендарная личность для русского православия и всего русского государства?

Это преподобный Сергий и его сподвижники положили начало возрождению духовности русского народа. Во время тяжелых испытаний, выпавших на долю земли Русской, ему удалось сплотить народ воедино и дать толчок формированию того самого “русского духа”, который остается с нашим народом и доселе.

Немалым был и его вклад в формирование российской государственности, которая в том виде, в котором мы ее знаем, начинается именно со времен святого Сергия.

Русскому народу он показал, каким должен быть идеал человеческой жизни, став примером для многих поколений. Его влияние на православную жизнь России ощущается даже сейчас, через семь веков после его смерти.

Первые преподобные

Первыми преподобными в христианской церкви, прославленными именно за монашеский

подвиг, стали египетские и палестинские монахи-отшельники:

  • Павел Фивейский, проживший в пустыне 91 год († 341 год);
  • Пахомий Великий, которого принято считать основателем общежительного монашества († около 348 года);
  • Антоний Великий, которого принято считать основателем пустыннического монашества († 356 год);
  • Иларион Великий, которого принято считать основателем палестинского монашества († 371 или 372 год).

Впоследствии монашество начало распространяться и в другие страны, и в Египте, Палестине и других странах прославилось великое множество преподобных. Среди них можно упомянуть

  • Ефрема Сирина, создателя знаменитой молитвы («Господи и Владыко живота моего…»), чаще всего читаемой Великим постом († около 373—379 гг.);
  • Симеона Столпника, сирийского основателя новой формы аскезы — столпничества († 459 год);
  • Марию Египетскую, беспримерное житие которой читается в православных храмах на утрени в четверг пятой седмицы Великого поста;
  • Савву Освященного, основателя Лавры Саввы Освященного († 532 год));
  • Иоанна Лествичника, игумена Синайского, создателя «Лествицы» — знаменитого руководства по устроению духовной жизни для монашествующих, и не только для них;
  • и великое множество других.

Благодаря трудам этих и тысяч других подвижников благочестия монашество распространилось по всему христианскому миру.

Литература

  • Карпов А. Православные святые и чудотворцы. Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя. — Москва: Вече, 2005.
  • Останина С. П. Святые и чудотворцы. Краткий биографический словарь. — Рипол Классик. — ISBN 5-7905-2366-8.
  • Православный церковный календарь. 2013. — Москва: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.
  • Преподобный // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
Лики святости в православии
Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый

Другие вопросы

Очень коротко отвечу на другие вопросы связанные с православием.

Что означает слово Аминь в православии?

Это слово означает «истинно так». Поэтому им, к примеру, заканчиваются все четыре Евангелия. И произнося в конце  «Аминь», мы  подтверждаем, что все в них написанное – истинно; утверждая таким образом чрез сие слово нашу веру.

Что значит Ника на православном кресте

   Слово «Ника» здесь означает «Победитель», и относится оно ко Христу. Который, приняв крестную смерть, крестом победил диавола, искупив нас грешных из его власти, точнее, от власти греха. 

Что означает полумесяц в основании православного креста на куполе церкви?

Как известно, полумесяц – это один из основных символов магометанской религии. Согласно одному из  преданий, когда Магомет бежал из Мекки (где его учение не приняли) в Медину, где его встретили с распростертыми объятиями, с чего, собственно, и начался взлет магометанства, то это путешествие по пустыне из-за жары проходило ночью, под светом сего полумесяца. С тех пор он и почитается у мусульман как некая святыня и символ их религии.

Почему же этот их символ оказался на вершине куполов некоторых православных храмов? 

Существует ошибочное мнение, якобы это символ победы христианства над мусульманством. На самом деле эта нижняя часть креста, напоминающая месяц, никакого отношения к Магомету не имеет. Называется она цата и появилась задолго до возникновения ислама.

Интересный фактКогда первые христиане были гонимы, они жили скрытно, путешествуя из города в город останавливались только у своих, тоже тайно верующих во Христа. Чтобы путешествующие знали, у кого остановиться, у ворот домов выставляли якорь. Это была тайный знак, что здесь их встретят как самых дорогих гостей. Якорь — остановка. Храм — тоже желанное пристанище. Так якорь стал символом и кораблем нашего спасения, на котором мы должны приплыть к Небесному спасительному берегу. Крест — это и есть тот якорь, которым мы держимся за небеса.

А еще цата – это символ императорской власти. И крест, как символ Церкви, возвышается над символом высшей земной власти. А это означает, что светская  власть иерархически ниже власти духовной.

Значение слова

Преподобный — это одна из категорий, еще их называют “ликами”, на которые принято разделять святых в зависимости от деяний во время их земной жизни. Так что означает слово «преподобный»? Так называли святых монахов, которые своей жизнью и трудами старались угодить богу, стать ему подобными, и преуспели в этом, поэтому только монахи, возвеличенные церковью, могли носить это звание.

Важно отметить, что преподобные — такое уникальное явление, аналогов которому в христианстве больше нет. Безусловно, в каждом чине святых можно найти множество примеров богоподобия, но преподобные святые отличались от остальных особым, беззаветным стремлением служить господу, отличающимся крайней степенью самоотречения

Встав на стезю подвижничества, они отказывались от всех земных благ и полностью посвящали себя служению Всевышнему.

Традиция почитания преподобных

Если посмотреть на церковный календарь, вы с трудом отыщете в нем хотя бы один день, в который не вспоминали бы о преподобном святом. Часто бывает, что в один день чествуют несколько имен. Именно поэтому рассказывать о почитании преподобных довольно сложно. Сделаем это на примере самых известных преподобных — Серафима Саровского и Сергия Радонежского.

По данным статистики и сайта «Храмы России», на 22 октября 2017 года Серафиму Саровскому посвящены 303 храма по всей России, Сергию Радонежскому — 793.

Стоит заметить, что эта информация не может считаться абсолютно точной, т. к. статистика учитывает несохранившиеся и строящиеся храмы, церкви, которые могут быть в ведении старообрядцев, а также часовни и домовые храмы. Например, такие как храм Серафима Саровского, находящийся на территории НИИ педиатрии и детской хирургии в Москве. Храм расположен в одном из корпусов института и не имеет собственного здания.

Православные тексты

Святого Виталия прославляют традиционными краткими гимнами. В православной церкви преподобный не известен широко, поэтому в его честь не составили неседальное песнопение.

Тропарь

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Вита́лие, дух твой.

Кондак

Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся,/ и непреста́нные моли́твы/ я́ко копие́ вручи́в кре́пко,/ пробо́л еси́ бесо́вская ополче́ния./ Вита́лие, о́тче наш,// моли́ непреста́нно о всех нас.

Уничтожение монастыря большевиками

Революция 1917 года выжгла все, что составляло культурную и духовную основу государства, не пощадили большевики и Оптину обитель. Новая власть относилась враждебно к православию, видя в нем угрозу новому государственному строю.

Поэтому Оптина пустынь постепенно забылась, что позволило большевикам без какой-либо угрозы для своей политической репутации закрыть монастырь. Это произошло в 1923 году. В его зданиях была устроена лесопилка, а скит отдан под дом отдыха. Многие старцы подверглись гонениям, юродствовали.

Возрождение монастыря произошло в 1987 году, когда государство вернуло Русской православной церкви все, что осталось на тот момент от обители. Началось восстановление монастыря, и уже в 1988 году в его надвратной церкви и Введенском соборе прошли богослужения.

В том же году Поместным Собором РПЦ был прославлен Амвросий Оптинский, первый из четырнадцати старцев. В 1996-м остальные тринадцать старцев были причислены к лику местночтимых святых, а в 2000 году они были прославлены для общецерковного почитания.

Сейчас монастырь ведет просветительскую работу, у него есть свое издательство, появился сайт, где можно узнать его историю, получить совет. И каждый день, как встарь, врата обители открыты для многочисленных групп паломников.

Значение и почитание преподобного в православии

Святого Виталия Александрийского почитают в православной, греческой и католической церкви. По легенде, после кончины преподобного блудницы рассказали о его жизни и последнем подвиге. Патриарх Александрийский Иоанн распорядился предать тело Виталия земле с почестями.

По православным минейным книгам, память преподобного монаха приходится на дату 22 апреля.

Подвиг Виталия Александрийского — пример христианского смирения. Каждый день он встречал насмешки и укоры, но продолжал тихо молиться и заботиться о блудницах. Не раскрывая истинных помыслов заранее, старец помог многим женщинам очиститься от греха. Подвиг старца Виталия показывает верующим, как отстоять благое дело без тщеславия.

Как жители Александрии взяли за правило после кончины старца никого не осуждать, так и каждый верующий должен закрыть сердце и разум для предрассудков. Не следует делать выводы, не зная истинных причин поступков и мыслей человека.

Святой Виталий напоминает христианам, что легко замечать чужую греховность и не видеть бревна в собственном глазу. Патриарх Иоанн Милостивый знал эту истину. По его примеру следует поступать и простым христианам — не верить наветам. Если ближний согрешил — не осуждать его и укрыть от кривотолков.

Православные тексты

Святого Виталия прославляют традиционными краткими гимнами. В православной церкви преподобный не известен широко, поэтому в его честь не составили неседальное песнопение.

Тропарь

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́,/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Вита́лие, дух твой.

Кондак

Чистото́ю душе́вною боже́ственно вооружи́вся,/ и непреста́нные моли́твы/ я́ко копие́ вручи́в кре́пко,/ пробо́л еси́ бесо́вская ополче́ния./ Вита́лие, о́тче наш,// моли́ непреста́нно о всех нас.

Значение слова преподобный

К числу таких людей относятся Кэннон Доминик Уолкер; преподобный Дэвид Гастелл; преподаватели физического колледжа; преподобный Джим Майнорс; преподобный Джеральд Шоу, капеллан больницы в Бродмуре; доктор Дункан Стюарт; моя секретарша Пегги Флетчер и моя жена Джорджина, которая с бесконечным терпением ободряла меня, не позволяя упасть духом.

Преподобный Антоний согласился с их выбором, благословив преподобного Феодосия на игуменство.После того как преподобный Феодосий стал игуменом, тщательно исполняя свое служение, братия Печерской обители умножилась до ста человек, желавших жить под духовным руководством преподобных Антония и Феодосия.

И преподобный Феодосий и братия свидетельствовали, что вся их деятельность по устройству обители совершалась благодаря молитве преподобного Антония.Служение преподобного АнтонияНесмотря на свою любовь к уединению, преподобный Антоний усердно служил и братии, и богомольцам, приходившим в Печерскую обитель.

Преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, святые Оптинские старцы и другие великие подвижники, близкие к нам во времени, представляются современниками преподобного Антония Великого.

Постепенно преподобный совсем отказался от встреч с людьми, и только птицы и дикие звери посещали его: из своих рук кормил он хлебом медведя.За высокое подвижническое житие диавол решил изгнать преподобного Серафима из пустыни, стал устрашать его видениями, но преподобный ограждал себя молитвой и силой крестного знамения расстраивал диавольские козни.

Сам преподобный Антоний по смирению и склонности к отшельнической жизни не желал принимать священный сан.Тогда же пришел к преподобному Антонию и его будущий ближайший сподвижник – преподобный Феодосий, которому в то время было около двадцати трех лет.

Это святые благоверные князья Александр Невский, Даниил Московский и Дмитрий Донской, святители Петр, Феогност и Алексий – митрополиты Московские, игумен Всероссийский преподобный Сергий Радонежский, первые устроители Московского Спасо-Андроникова монастыря преподобные Андроник и Савва, основоположник Московской школы иконописи преподобный Андрей Рублев.

За ней ухаживали преподобный отец Пуаньярдини и преподобный отец Аконити , молодые монахи ныне уже несуществующего ордена; она примирила их между собой, одарив своей благосклонностью меня; но в то же время я подвергался опасности быть отлученным от церкви и отравленным.

Серафим Саровский

Еще один святой, о котором нельзя не сказать в рамках темы, это преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор Исидорович Мошнин (Машнин). Он является ярчайшим представителем русского православия Синодального периода, продлившегося с 1700 по 1917 год.

Родившийся в набожной и благочестивой семье, Прохор с детства был окружен чудесами божьими: он остался невредим, упав с колокольни храма, и исцелился от тяжелой болезни после того, как его матери явилась Богородица.

К семнадцати годам отрок окончательно принял решение оставить мирскую жизнь и, после принятия пострига и возведения в сан иеромонаха, избрал для себя подвиг пустынножительства. Он поселился у реки Саровки в собственноручно срубленной келье, где многие годы молился и держал обеты.

За свой духовный подвиг Серафим был наделен даром прозорливости и чудотворства. С этого момента для него заканчивается период затворничества. Он начинает принимать всех, кто нуждается в его помощи, помогает советом, исцеляет, пророчествует и творит чудеса.

Своими назиданиями, основанными на Священном Писании и учениях святых, он обратил в истинную веру многих заблудших и всех приходящих к нему призывал хранить веру в бога.

Умер он в 1833 году перед иконой Богоматери “Умиление”, которой молился всю жизнь. Со смертью Серафима творимые им чудеса не закончились, и люди продолжали приходить на его могилу за помощью, заботливо собирая все свидетельства его заступничества. В 1903 году, по ходатайству Николая II, Серафим Саровский был причислен к лику святых.

Его смирение, понимание божественной сущности всех испытаний, духовный подвиг и любовь к людям сделали преподобного Серафима величайшим подвижником России, чье имя почитается до сих пор, а люди и сегодня приходят к его мощам за помощью и защитой.

Уничтожение монастыря большевиками

Революция 1917 года выжгла все, что составляло культурную и духовную основу государства, не пощадили большевики и Оптину обитель. Новая власть относилась враждебно к православию, видя в нем угрозу новому государственному строю.

Поэтому Оптина пустынь постепенно забылась, что позволило большевикам без какой-либо угрозы для своей политической репутации закрыть монастырь. Это произошло в 1923 году. В его зданиях была устроена лесопилка, а скит отдан под дом отдыха. Многие старцы подверглись гонениям, юродствовали.

Возрождение монастыря произошло в 1987 году, когда государство вернуло Русской православной церкви все, что осталось на тот момент от обители. Началось восстановление монастыря, и уже в 1988 году в его надвратной церкви и Введенском соборе прошли богослужения.

В том же году Поместным Собором РПЦ был прославлен Амвросий Оптинский, первый из четырнадцати старцев. В 1996-м остальные тринадцать старцев были причислены к лику местночтимых святых, а в 2000 году они были прославлены для общецерковного почитания.

Сейчас монастырь ведет просветительскую работу, у него есть свое издательство, появился сайт, где можно узнать его историю, получить совет. И каждый день, как встарь, врата обители открыты для многочисленных групп паломников.

Святые Отцы — кто это такие

Святые в Православии – это угодившие Богу люди, почитаемые Церковью за праведность, добродетельность и исповедание веры. Отцы Церкви, или Святые Отцы, – более узкая категория Божьих праведников. Так с конца 4 века называют святых, внесших значительный вклад в православное богословие. 

Богословие и философию Отцов Церкви называют патристикой («pater» в переводе с латыни означает «отец»). Это системное изложение учений Отцов.

Раздел же богословской науки, который занимается жизнеописанием и списком трудов Отцов именуется патрологией.

Преподобный Иоанн Дамаскин, один из Отцов Церкви (православная икона)

Серафим Саровский

Еще один святой, о котором нельзя не сказать в рамках темы, это преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор Исидорович Мошнин (Машнин). Он является ярчайшим представителем русского православия Синодального периода, продлившегося с 1700 по 1917 год.

Родившийся в набожной и благочестивой семье, Прохор с детства был окружен чудесами божьими: он остался невредим, упав с колокольни храма, и исцелился от тяжелой болезни после того, как его матери явилась Богородица.

К семнадцати годам отрок окончательно принял решение оставить мирскую жизнь и, после принятия пострига и возведения в сан иеромонаха, избрал для себя подвиг пустынножительства. Он поселился у реки Саровки в собственноручно срубленной келье, где многие годы молился и держал обеты.

За свой духовный подвиг Серафим был наделен даром прозорливости и чудотворства. С этого момента для него заканчивается период затворничества. Он начинает принимать всех, кто нуждается в его помощи, помогает советом, исцеляет, пророчествует и творит чудеса.

Своими назиданиями, основанными на Священном Писании и учениях святых, он обратил в истинную веру многих заблудших и всех приходящих к нему призывал хранить веру в бога.

Умер он в 1833 году перед иконой Богоматери “Умиление”, которой молился всю жизнь. Со смертью Серафима творимые им чудеса не закончились, и люди продолжали приходить на его могилу за помощью, заботливо собирая все свидетельства его заступничества. В 1903 году, по ходатайству Николая II, Серафим Саровский был причислен к лику святых.

Его смирение, понимание божественной сущности всех испытаний, духовный подвиг и любовь к людям сделали преподобного Серафима величайшим подвижником России, чье имя почитается до сих пор, а люди и сегодня приходят к его мощам за помощью и защитой.

Свободное “плавание”

Когда дядя юноши разорился, тот понял, что теперь должен сам обеспечивать себя. К тому же в Ирландии начинается гражданская война, и Свифт отправляется в Англию. Именно здесь он понял, что вызывает в нём наибольший интерес. Благодаря стараниям матери юного Свифта приняли секретарём к Уильяму Темплу, известному дипломату.

Тот предоставил в распоряжение молодого человека свою библиотеку. Кроме того, в доме Темпла нередко собирались представители богемы того времени. Постепенно Джонатан увлёкся литературой, а вскоре и сам совершил “пробу пера”. Постепенно эссе и первые стихотворения Свифта сделали его “своим” среди литераторов того времени.

Окончив магистратуру в Оксфорде, Свифт отправляется на родину. Поразительно, но в Ирландии он открывает в себе новые способности. Основой его деятельности стали два направления — литература и религия. Что интересно, Свифт крайне редко “смешивал” их, благодаря чему оставался весьма неординарным священником. Изначально став духовником в церкви небольшой деревушки, Свифт сумел подняться до уровня декана столичного собора, носившего имя Святого Патрика.

О кончине преподобного Сергия

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и выбрал на игуменство опытного в духовной жизни монаха Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз собрал весь монастырь и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братья. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

8 октября (по новому стилю) 1392 Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены нетленными его мощи. Церковь отмечает память преподобного Сергия в день кончины 8 октября, а также 18 июля, в день обретения его мощей.

Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых. Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Наверняка, Сергий сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы.

Примечания

  1. [interpretive.ru/dictionary/445/word/prepodobnyi Преподобный] В.Живов. Святость. Краткий словарь агиографических терминов
  2. 1234 [www.zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhij/Chast_1_O_vere_i_zhizni_hristianskoj/Prepodobnye/ Преподобные ] сайт «Закон Божий»
  3. Слово «преподобный», согласно словарю Даля, означает, во-первых, «весьма подобный, схожий» (Даль, 1880—1882). Такие значения, как «святой, праведный, угодник» или же «монах» и вообще тот, «кому усвоен почёт преподобия», развились, видимо, из первого значения и обозначают сходство со Христом того человека, к кому применяется наименование преподобного.
  4. [days.pravoslavie.ru/Life/life221.htm Преподобный Павел Фивейский ] на сайте Православие.Ru
  5. [days.pravoslavie.ru/Life/life1070.htm Преподобный Пахомий Великий] на сайте Православие.Ru
  6. [days.pravoslavie.ru/Life/life6434.htm Преподобный Антоний Великий] на сайте Православие.Ru
  7. [days.pravoslavie.ru/Life/life4561.htm Преподобный Иларион Великий] на сайте Православие.Ru
  8. [days.pravoslavie.ru/Life/life6584.htm Преподобный Ефрем Сирин] на сайте Православие.Ru
  9. [days.pravoslavie.ru/Life/life6843.htm Преподобный Симеон Столпник] на сайте Православие.Ru
  10. [days.pravoslavie.ru/Life/life754.htm Преподобная Мария Египетская] на сайте Православие.Ru
  11. [days.pravoslavie.ru/Life/life6816.htm Преподобный Савва Освященный] на сайте Православие.Ru
  12. [days.pravoslavie.ru/Life/life736.htm Преподобный Иоанн Лествичник] на сайте Православие.Ru
  13. [pilgrims.in.ua/ru/top-svyatyni/st-zverinets.html История Зверинецких Пещер]
  14. Никон Рождественский, архиепископ , «Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского» (полный вариант названия — «Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца»), Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», Москва, 2003 г., стр. 405—422.
  15. Никон Рождественский, архиепископ, «Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского» (полный вариант названия — «Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца»), Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», Москва, 2003 г., стр. 416—417.
  16. [temples.ru/card.php?ID=11788 Церковь Серафима Саровского при московском НИИ педиатрии и детской хирургии, учетная карточка] Сайт [temples.ru/index.php Храмы России]

Зачем нам труды Отцов, если есть Библия?

Необходимо понимать, что Божественное Откровение передаётся христианам двумя путями. Первый – это Священное Писание, то есть совокупность канонических текстов Ветхого и Нового Заветов. Второй – Священное Предание (полученное от Бога и преемственно передаваемое учение Церкви), включающее творения Святых Отцов. Православные христиане верят словам Христа:

И это наставление происходит не только через апостолов, но и через Святых Отцов и Вселенские Соборы.

Более того, Предание первично (то есть возникло раньше) по отношению к Писанию. Это очевидно из библейского текста. Например, мы знаем, что Бог общался с ветхозаветными патриархами и те учились Истине, а также устно передавали её потомкам ещё до существования Библии. Таким образом, можно сделать вывод, что Священное Писание – это зафиксированная часть Священного Предания. И друг без друга они не существуют. Следовать Преданию христиан призывали апостолы:

Священник Георгий Максимов указывает, что

Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает, что опыт Святых Отцов помогает нам в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector