Алексий (симанский)

использованная литература

  1. Коларц (1966), Религия в Советском Союзе , пресс-Мартина, НьюЙорк. Страницы 42-43.
  2. Коларц (1966), Религия в Советском Союзе , пресс-Мартина, НьюЙорк. Стр.55.
  3. Альберто Джованнетти , Pio XII parla alla Chiesa della Silenzio , Editrice Ancona, 1959. p. 115
  4. AAS 1946, Orientales omnes Ecclesias , стр. 57
  5. Андрей и Митрохин (1999), стр.486.
  6. Кристофер Эндрю и Василий Митрохин (1999), Меч и Щит: Архив Митрохина и Тайная история КГБ , Основные книги . Стр. 486.
  7. Коларц (1966), Религия в Советском Союзе , пресс-Мартина, НьюЙорк. Стр.65.
  8. Андрей и Митрохин (1999), страницы 486-487.
  9. Андрей и Митрохин (1999), стр.487.
  10. Александр Солженицын и др . (1981), Из-под завалов , Regnery Books. Стр.175.

Монашество и просветительская деятельность

1902, 2 февраля Пострижен в монахи епископом Арсением. Все произошло в Троицко-Сергиевой Лавре
1902, 17 марта Принял рукоположение до иеродиакона
1903, 21 декабря Повышен до иеромонаха
1904 – 1906 Занимает должность инспектора Псковской духовной семинарии. При этом преподает там же Священное Писание
1906 Повышен до ранга архимандрита, поставлен во главу Тульской духовной семинарии
1911, 6 октября Занимает пост ректора Новгородской духовной семинарии. По совместительству становится настоятелем Антониева монастыря. Его покровитель Арсений получил повышение и проявил инициативу в продвижении Алексия
1913, 28 марта После доклада Священного синода императору Николаю II, Алексий получает должность епископа Тихвинском и вторым Викарием Новгородской епархии. Наречение состоялось 28 апреля этого же года
1913, 27 апреля Избран председателем НЕУС — Новгородского епархиального учебного совета

сочинения

  •   Алексий (Симанский), Патриарх Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи: В 4-х т. — М.: Моск. патриархия, 1948-1964.
  •  Письма Патриарха Алексия своему духовнику. — М.: Псково-Печ. Усп. монастырь: Моск. Срет. монастырь, 2000.
  •  Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете Министров СССР, 1945-1970 гг.: в 2 т. — М.: РОССПЭН, 2010.
  • Алексий (Симанский), Патриарх. Речь перед панихидой по И. В. Сталине, сказанная в Патриаршем соборе в день его похорон 9 марта 1953 года // Журнал Московской Патриархии. — 1953. — № 4. — С. 3-4.

источники

  •  Тузова, З. (1956): Знаменательная встреча. Starring Рымарев Д. Ряшенцев К. Дикторы: Хмара Л. Авторы текстов: Фартучный В. Операторы: Крылов А. ЦСДФ (РЦСДФ), Московская Патриархия. СССР, 1:06:12.
  •  Степанова Р. (1982): Вопросы и ответы… Starring Операторы: Колобродов А., Авторы сценария: Лившин А. ЦСДФ (РЦСДФ), Гостелерадио СССР, 0:29:22.
  •  Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I // Богословские труды

     Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. — М.: Сретенский монастырь, 2015.

    . — 1998. — Вып. 34. — С. 13-185.

  •  Комаров К. М. К 120-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I // Богословские труды. — 1998. — № 34. — С. 11-12.
  •  Одинцов М. И., Буевский А. С. Алексий I // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. 1. — С. 676-698. — 752 с. — 40 000 экз экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  •  Одинцов, Михаил Иванович. Патриарх Победы. Жизнь и церковное служение патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). — М.: РОССПЭН, 2015.
  •  Никитин, Валентин Арсентьевич. Патриарх Алексий I. Служитель Церкви и Отечества. — М.: Эксмо, Изд-во Московской Патриархии, 2013.
  •  Патриарх Алексий I (Симанский) / сост. О. Л. Рожнева. — М.: Сретенский монастырь, 2016. — 171 с. — (На страже веры). — 7 000 экз. — ISBN 978-5-7533-1278-5.
  •  Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий. — М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1966.

Сноски

После Великой Октябрьской революции

Приход к власти большевиков многими считается началом краха Русской православной церкви. И если посмотреть на факты, то это мнение только подтверждается. При этом также считается, что РПЦ всемирно поддерживала императора Николая II. Однако, этот факт также весьма сомнителен.

Ведь после отречения монарха Священный синод помогал временному правительству.

Причина —в указе Петра Великого о создании Священного Синода. В указе говорилось, что церковь не может влиять на светскую власть, у нее отбирали часть земель, но главное — она полностью подчинялась монарху.

Епископ Ямбургский Алексий

Поэтому, когда совершилась Февральская революция церковные мужи восприняли это как выгодную возможность и тут же объявили указ Петра недействительным. Однако, такая свобода церкви продолжалась недолго.

Уже в октябре 1917 года Россию потрясла новая революция, навсегда изменившая облик нашей страны. К власти пришла партия большевиков. Новая доктрина управления страной нравилась не всей аристократии и части церковной верхушки.

Начиная с 1920 года начался так называемый «Красный террор». Этот период истории воспринимается негативно по отношению к большевикам. Однако, стоит учесть, что это была вынужденная мера.

Активно набирало силу промонархическое «белое» движение, состоялась интервенция со стороны государств Антанты.

В эти годы народ разделился на несколько лагерей и церковь как часть народа тоже разделилась.

Поэтому, гонения на священников можно логично объяснить простой борьбой с противостоящим коммунистам враждебными силам. Лояльные «красным» служители церкви почти не пострадали.

Успенский собор в Москве: Именно тут покоится Алексий I

Вот в такое непростое время жил и работал Алексий I. Он постоянно пропадал в кабинетах Чрезвычайного комитета. Первый раз удалось отделаться условным сроком, второй — ссылкой. При этом карьерный путь будущего патриарха оказался тернист и непредсказуем.

В частности, в 1941 году он работал архиепископом в Ленинграде. Провел в городе Петра всю блокаду. Организовывал благотворительные мероприятия, выбивал дополнительные пайки своей пастве и оказывал всякой содействие властям.

1941
Алексий I работает археипископом в Ленинграде, где и проведет всю блокаду

В 1943 году Алексия вместе с митрополитом Сергием и Николаем оказались приглашены на встречу со Сталиным в Генштабе, расположенным в Москве.

Результатом встречи стала резолюция о разрешении открытия новых духовных училищ и предложение о выборе патриарха.

В том же 1943 году осенью избрали нового патриарха — Сергия.

Патриарх Алексий I в поздние годы своей жизни

Архиерей[править | править код]

28 марта г. состоялось Высочайшее повеление о бытии архимандриту Алексию епископом Тихвинским, 2-м викарием Новгородской епархии.

В наречении и хиротонии 28 апреля 1913 г.принимал участие Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV.

После Октябрьской революции, в январе г. вместе с митрополитом Арсением был арестован Новгородской ЧК, однако вскоре оба архиерея были освобождены. В ноябре 1920 г. предстал перед судом по обвинению в самовольном освидетельствовании мощей святых накануне их вскрытия органами власти и был приговорён к условному сроку заключения.

С 21 февраля г. — епископ Ямбургский, первый викарий Петроградской епархии. В мае 1922 г., после ареста митрополита Вениамина, вступил в управление епархией. Под сильным давлением власти снял отлучение с одного из лидеров обновленчества протоиерея Александра Введенского (решение об отлучении принял митрополит Вениамин), однако отказался подчиниться обновленческому ВЦУ. Ввиду ультиматума последнего либо признать его власть, либо покинуть Петроград, 24 июня 1922 г. сложил с себя обязанности временно управляющего епархией.

В октябре 1922 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности, осуждён» и в конце того же года сослан на три года в город Каркаралинск (ныне вКарагандинской области), где имел возможность служить в городском храме; состоял в переписке с Патриархом Тихоном и митрополитом Сергием (Страгородским). С последним весьма идейно сблизился.

В марте ему было позволено вернуться в Ленинград. В сентября Митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже — Хутынского (епархиальный архиерей митрополит Арсений находился в ссылке в Средней Азии и не мог управлять епархией). С года — член Временного Патриаршего Синода, созданного Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). Полностью поддерживал церковно-политический курс последнего.

С 19 мая г. — митрополит Старорусский. В августе 1933 г. назначен митрополитом Новгородским (после официального перевода владыки Арсения на Ташкентскую кафедру).

5 октября г., по уходе на покой митрополита Серафима (Чичагова), — митрополит Ленинградский с сохранением управления Новгородской епархией.

Во время войны, в период блокады Ленинграда (1941-1943 гг.) оставался в городе, совершал литургии и молебны, проповедовал, ободрял и утешал верующих. В будние дни, часто без диакона, сам причащал и читал поминания. Постоянно обращался с патриотическими посланиями к своей пастве.

4 сентября г. был вмести с митрополитами Сергием и Николаем (Ярушевичем) на встрече со И.В. Сталиным в Кремле. 8 сентября 1943 г. участвовал в соборе епископов, избравшем на Патриарший Престол митрополита Сергия. Был постоянным членом образованного при Патриархе Сергии Священного Синода.

http://sovdoc.rusarchives.ru/sections/personality/cards/47840/images Письмо митрополитов Сергия и др.

http://sovdoc.rusarchives.ru/sections/personality/cards/47840/images Письмо митрополитов Сергия и др.

образование

С до года обучался в Лазаревском институте восточных языков. В году был переведён в Московский лицей Цесаревича Николая («Катковский»).

Окончив лицей в году, поступил на юридический факультет Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил ученую степень кандидата прав за своё сочинение «Комбатанты и некомбатанты во время войны».

В году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в году со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»).

В — годах — инспектор Псковской духовной семинарии, одновременно преподавал Священное Писание Нового завета. Ректор Тульской духовной семинарии (16 сентября — 6 октября ).

С 6 октября года — ректор Новгородской духовной семинарии.

Указом Святейшего синода от 27 мая 1913 года был утверждён в должности председателя Новгородского Епархиального Училищного Совета.

Монашество и преподавательская деятельность

9 февраля года пострижен в монашество, 17 марта того же года рукоположен во иеродиакона, 21 декабря года — во иеромонаха.

В — — инспектор Псковской духовной семинарии, одновременно преподавал Священное писание Нового завета (в этот период владыка Арсений был псковским архиереем). В году стал архимандритом и ректором Тульской духовной семинарии.

С 6 октября года — ректор Новгородской духовной семинарии и, одновременно, настоятель монастыря св. Антония Римлянина (владыка Арсений к тому времени стал архиепископом Новгородским и перевод архимандрита Алексия был осуществлён по его инициативе).

Образование и военная служба[править | править код]

Начальное образование получил дома. С до гг. обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.

В 1891 г. был переведён в аристократическое учебное заведение — Катковский лицей (с г. Императорский лицей памяти Цесаревича Николая), который окончил в г.

В 1896 г. поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил учёную степень кандидата прав за своё сочинение Комбатанты и некомбатанты во время войны.

В — гг. находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.

В 1900 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в г. со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий); инспектором Академии был архимандрит Евдоким (Мещерский).

Во времена Хрущева

Но такое положительное отношение к РПЦ продолжалось недолго.

Со смертью Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева партия взяла курс на атеистическое воспитание народа.

При этом церкви отводилась незначительная роль и власти всячески стремились ограничить ее влияние.

Одновременно с этим стартовала программа по снижению финансового обеспечения церквей и сокращению духовных заведений.

Патриарх Алексий, несмотря на все свое влияние, не мог достучаться до верховной власти. Даже разрешенные Хрущевым инициативы Алексия не выполнялись.

Мемориальная доска на Московском доме, в котором жил Патриарх Алексий

Но даже в таких трудных условиях патриарх стремился проповедовать православное учение. Негласно Алексий разрешает священникам проводить службы.

За подобные деяния пострадали несколько батюшек: на них завели уголовные дела. В режиме постоянного противостояния власти и завершилась карьера Алексия 14 феврали 1970 года.

17 апреля 1970
Алексий I умер в Переделкино от сердечной недостаточности

иерархия

9 февраля года в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество епископом Арсением; 17 марта того же года рукоположен во иеродиакона, 21 декабря 1903 года — во иеромонаха. В году архимандрит.

28 марта 1913 года был высочайше (императором Николаем II) утвержден доклад святейшего синода о бытии архимандриту Алексию епископом Тихвинским, 2-м викарием Новгородской епархии. Наречение 27 апреля во Входиерусалимском соборе в Новгородском кремле и хиротонию 28 апреля 1913 года в Софийском соборе возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV (находился в России с визитом) в сослужении Арсения (Стадницкого) и других; присутствовал обер-прокурор В. К. Саблер.

Согласно Высочайшему повелению от 11 декабря 1916 года, с 8 января 1917 года стал именоваться первым викарием.

21 февраля 1921 года св. патриархом Тихоном был назначен епископом Ямбургским, первым викарием Петроградской епархии. 29 мая 1922 года, после ареста митрополита Вениамина (Казанского), вступил в управление епархией.

В октябре 1922 года был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осужден и в конце того же года сослан на три года в город Каркаралинск (ныне в Карагандинской области), где имел возможность служить в городском храме.

В марте 1926 года ему было позволено вернуться в Ленинград. В сентябре 1926 года Митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже — Хутынского. Служил обычно в деревянном Троице-Петровском соборе на Петроградской стороне (снесен в 1936 году).

С 19 мая 1932 года — митрополит Старорусский. В августе 1933 года назначен митрополитом Новгородским.

5 октября 1933 года — областной митрополит Ленинградский. 29 октября прибыл в Ленинград; поселился в игуменских покоях Новодевичьего монастыря у Московской заставы; в 1937 год выселен оттуда и проживал на колокольне Князь-Владимирского собора; с 1940 года — на хорах Николо-Морского собора, ставшего кафедральным, и где он с того времени обычно служил.

Во время войны, в период блокады Ленинграда оставался в городе.

10 декабря 1943 года, еще до освобождения Новгорода от оккупации, получил титул «митрополита Ленинградского и Новгородского».

2 февраля 1945 года митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси.

Патриарх

2 февраля года Алексий I был избран Патриархом Московским и всея Руси на первом Поместном соборе РПЦ после . В году Алексий I принял одно из самых неоднозначных решений в истории русского православия: Украинская греко-католическая церковь (так называемая «униатская») была присоединена к Русской православной церкви, что было одобрено правительством страны и лично Сталиным.

В патриаршество Алексия I окончательно исчезло обновленчество, были нормализованы отношения с Грузинской православной церковью, развивались контакты с Восточными Патриархатами и православными церквями Восточной Европы. В июле года в Москве торжественно отмечалось 500-летие автокефалии Русской православной церкви. В связи с этими торжествами состоялось Совещание глав и представителей одиннадцати (из тринадцати) поместных православных церквей, которое негативно отнеслось к экуменическому движению.

С года началась политика нового закрытия церквей, инициируемая Хрущёвым; некоторые религиозные деятели в этот период подвергались преследованиям и арестовывались. Патриарх пытался по мере сил противостоять этому, что резко ухудшило его здоровье в столь пожилом возрасте. В феврале года на заседании Конференции советской общественности за разоружение он в своем выступлении говорил об исторических заслугах Православной Церкви и о том, что она сегодня несправедливо «испытывает нападки и порицания». Власть восприняла выступление Патриарха как «антисоветское».

В году не смог противостоять требованию Совета по делам религий ограничить роль настоятелей в приходах и расширения функций старост, как правило, связанных с властью. Эти положения были узаконены на Архиерейском соборе 1961 и вызвали протесты ряда церковных деятелей, в том числе архиепископа Ермогена (Голубева). Деятельность последнего была признана «неполезной» для церкви Св. Синодом в году.

В последние годы жизни Патриарха значительное влияние на церковную жизнь оказывал его личный секретарь Даниил Андреевич Остапов, потомок крепостных, принадлежавших дворянам Симанским.

17 апреля года Патриарх скончался в Переделкине от инфаркта миокарда. Алексий I похоронен в Троице-Сергиевой Лавре.

Патриарх Алексий I был руководителем Русской православной церкви более 25 лет, дольше всех в истории.

Призвание

Вся атмосфера семьи Ридигеров была пропитана религией, ребенок впитывал ее с младых ногтей. Он очень любил и знал церковные службы, даже разыгрывал их в своих играх. Его духовник активно поддерживал влечение мальчика к православной вере. В 1941 году будущий Святейший Патриарх Алексий 2 становится алтарником, помогая диакону – своему отцу. Затем он в течение нескольких лет служит в разных храмах Таллина. Судьба Алексия, по сути, была предрешена с самого рождения, он с 5 лет существовал только в лоне церкви.

В 1947 году будущий Святейший Патриарх Алексий 2 поступает в Ленинградскую духовную семинарию, его принимают сразу в третий класс благодаря высокой образованности и подготовленности. В 1949 году он поступает в Ленинградскую духовную академию. В этот период возрожденные образовательные религиозные заведения пребывают на подъеме, это позволяет получить Алексию высококлассное образование. Он был очень хорошим студентом, все преподаватели отмечали его вдумчивость и серьезность. У него не было душевных смятений и исканий, он был абсолютно уверен в своей вере и своем предназначении.

Архиерей

28 апреля хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии.

После Октябрьской революции в январе года вместе с митрополитом Арсением был арестован Новгородской ЧК, однако вскоре оба архиерея были освобождены. В ноябре года предстал перед судом по обвинению в самовольном освидетельствовании мощей святых накануне их вскрытия органами власти и был приговорён к условному сроку заключения.

С 21 февраля года — епископ Ямбургский, первый викарий Петроградской епархии. В мае 1922 года, после ареста митрополита Вениамина вступил в управление епархией. Под сильным давлением власти снял отлучение с лидера «обновленчества» протоиерея Александра Введенского (решение об отлучении принял митрополит Вениамин), однако отказался подчиниться «обновленческому» руководству и в июле года сложил с себя обязанности временно управляющего епархией.

В октябре 1922 года был арестован и в конце того же года сослан на три года в город Каркаралинск Карагандинской области, где постоянно служил в городском храме. В году ему было позволено вернуться в Ленинград. С сентября 1926 — управляющий Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже — Хутынского (епархиальный архиерей митрополит Арсений находился в ссылке в Средней Азии и не мог управлять епархией). С года — член Временного Патриаршего Синода, созданного Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). Полностью поддерживал церковно-политический курс последнего.

С 19 мая года — митрополит Старорусский. В августе 1933 года назначен митрополитом Новгородским (после официального перевода владыки Арсения на Ташкентскую кафедру).

5 октября года будущий Патриарх стал митрополитом Ленинградским. В период блокады Ленинграда оставался в городе, проводил литургии и молебны, проповедовал, ободрял и утешал верующих. В будние дни, часто без диакона, сам причащал и читал поминания. Постоянно обращался с патриотическими посланиями к своей пастве.

4 сентября года в составе делегации РПЦ он встречался со Сталиным в Кремле. После этой встречи отношения Русской православной церкви и Советским государством значительно улучшились. 8 сентября 1943 года участвовал в Архиерейском соборе, предложил в качестве кандидатуры на патриарший пост митрополита Сергия. Был постоянным членом образованного при Патриархе Сергии Священного Синода. С года, после кончины Патриарха Сергия, был Местоблюстителем Патриаршего престола.

Литература

  • Никитин В.А. Святейший Патриарх Алексий II. Жизнь и деяния во славу Божию. М.: Астрель: Русь-Олимп, 2009 год
  • ЖМП. 1961, № 9, с. 4; № 10, с. 11.
  • -«-, 1962, № 2, с. 23.
  • -«-, 1964, № 5, с. 14, № 8, с. 1
  • -«-, 1965, № 1, с. 5; № 4, с. 5; № 6, с. 2.
  • -«-, 1966, № 2, с. 34; № 5, с. 4; № 10, с. 17, 18.
  • -«-, 1967, № 4, с. 3; № 5, с. 37; № 7, с. 26, 39-40; № 9, с. 1, 7; № 10, с. 3; № 12, 3, 21.
  • -«-, 1968, № 2, с. 15, № 3, с. 3, 14; № 7, с. 23; № 9, с. 12; № 11, с. 32; № 12, с. 17, 37.
  • -«-, 1969, № 4, с. 6; № 8, с. 1; № 9, с. 5; № 11, с. 22.
  • -«-, 1970, № 1, с. 18; № 2, с. 43; № 3, с. 26; № 6, с. 11-32; № 7, с. 11; № 10, с. 16, 55-59; № 11, с. 4,5; № 12, с. 30.
  • -«-, 1971, № 2, с. 16; № 3, с. 16; № 4, с. 3; № 6, с. 1; № 7, с. 1; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 10, с. 28; № 11, с. 2, 13, 15; № 12, с. 40.
  • -«-, 1972, № 1, с. 23; № 3, с. 3, 45; № 5, с. 17; № 7, с. 33; № 9, с. 24, 30, 33; № 10, с. 2; № 12, с. 7, 12, 17, 24.
  • -«-, 1973, № 1, с. 35, 65; № 3, с. 25; № 5, с. 5; № 11, с. 9.
  • -«-, 1974, № 1, с. 27; № 2, с. 11, 40; № 5, с. 4, № 9, с. 9; № 11, с. 9, 23.
  • -«-, 1975, № 1, с. 30, 34; № 2, с. 3; № 3, с. 20; № 6, с. 13; № 10, с. 22; № 12, с. 9.
  • -«-, 1976, № 1, с. 16; № 2, с. 12; № 3, с. 12, 20; № 9, с. 5; № 12, с. 10.
  • -«-, 1977, № 2, с. 23, 67; № 3, с. 7; № 4, с. 22; № 5, с. 4; № 10, с. 9; № 11, с. 3; № 12, с. 3.
  • -«-, 1978, № 1, с. 28, 34, 36; № 2, с. 7; № 6, с. 23; № 7, с. 62; № 10, с. 7; № 11, с. 4; № 12, с. 10, 22.
  • -«-, 1979, № 1, с. 9; № 3, с. 21,22; № 5, с. 7, 11, 12; № 6, с. 2, 45; № 8, с. 38, 53; № 9, с. 8, 24, 50; № 10, с. 24, 25, 26; № 11, с. 14; № 12, с. 3, 6, 57.
  • -«-, 1980, № 1, с. 8, 45; № 3, с. 4; № 5, с. 7, 17; № 8, с. 24-25; № 9, с. 9-10, 12, 34, 42; № 10, с. 2-3, 21-22; № 11, с. 8, 12, 56; № 12, с. 8, 28, 58.
  • -«-, 1981, № 1, с. 59-60; № 2, с. 4, 8, 13; № 3, с. 3; № 4, с. 55; № 5, с. 6, 15, 33; № 7, с. 63; № 8, с. 36; № 9 , с. 6, 48; № 11, с. 62; № 12, с. 3, 6.
  • -«-, 1982, № 1, с. 9, 59, 61; № 2, с. 5, 7, 55; № 3, с. 3, 17; № 5, с. 6, 59; № 7, с. 10, 33, 51, 59; № 8, с. 11, 45, 46, 53; № 9, с. 3; № 10, с. 35; № 12, с. 4, 7, 39, 109,124,129.
  • -«-, 1983, № 1, с. 9, 11, 68; № 2, с. 5, 44, 47; № 3, с. 26; № 4, с. 9, 45, 58; № 5, с. 7, 24, 27, 68; № 7, с. 14, 57-58; № 8, с. 5, 31; № 9, с. 5, 17, 21; № 10, с. 17, 22; № 11, с. 18, 21; № 12, с. 8-11.
  • -«-, 1984, № 2, с. 4; № 3, с. 49; № 4, с. 5, 14, 53; № 5, с. 7-8, 11, 54; № 6, с. 3, 6; № 7, с. 49, 52; № 8, с. 6, 19, 61, 63; № 9, с. 6, 8, 62; № 10, с. 4, 10, 13, 17, 42; № 11, с. 5, 51; № 12, с. 3.
  • -«-, 1985, № 1, с. 46, 58; № 2, с. 8; № 3, с. 60; № 4, с. 5-6, 20; № 5, с. 6, 24, 58; № 6, с. 65; № 8, с. 2, 7, 64; № 9, с. 9, 91; № 10, с. 9, 12-13, 52; № 11, с. 28, 85; № 12, с. 41, 43, 10.
  • -«-, 1986, № 1, с. 23; № 11, с. 2-3, 8-9.
  • -«-, 1988, № 10, с. 7.
  • -«-, 1989, № 6, с. 5.

церковные должности

С 1927 года по 1935 год — член Временного Патриаршего Священного Синода, созданного митр. Сергием (Страгородским).

4 сентября 1943 года был вместе с митрополитами Сергием (Страгородским) и Николаем (Ярушевичем) на встрече со Сталиным в Кремле.

8 сентября 1943 года участвовал в соборе епископов, избравшем на Патриарший Престол митрополита Сергия. Был постоянным членом образованного при Патриархе Сергии Священного Синода.

С открытия на Пасху 1946 года Троице-Сергиевой лавры — ее священноархимандрит.

В 1945-1947 годах возглавлял Издательский отдел Русской Православной Церкви.

Награды

Церковные

  • орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени 11/V-1963 г.
  • орден св. равноап. кн. Владимира 1-й степени 27/V-1968 г.
  • орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени 21/II-1979 г.
  • орден св. равноап. Кирилла и Мефодия 1-й степени Чехословацкой Православной Церкви 20/Х-1962 г.
  • ордена Болгарской Православной Церкви св. Иоанна Рыльского 1-й степени (май 1968) и св. царя Бориса-Крестителя (1998)
  • орден апостола Марка Александрийской Православной Церкви 1969 г.
  • право ношения двух панагий (18 июня 1971).
  • орден Животворящего Креста 1 и 2 степени Иерусалимской Православной Церкви 1968, 1984 г.
  • орден св. вмч. Георгия Победоносца 1-й и 2-й ст. Грузинской Православной Церкви 1968, 1972 г.
  • орден ап. Петра и Павла 2-й степени Антиохийской Православной Церкви 1/IХ-1981 г.
  • ордена митрополий Антиохийского Патриарха
  • медаль 1500-летия Иерусалимского Патриархата 1965 г.
  • золотая медаль 1-й ст. св. великомуч. Димитрия Солунского (Греция) 25/IХ-1980 г.
  • золотая медаль 1-й ст. св. вмч. Екатерины Митрополия Катерини (Греция) 4/V-1982 г.
  • именная панагия (9 сентября 1986, к 25-летию архиерейской хиротонии)
  • именная панагия (4 июля 1988 г. за активное участие в подготовке и проведения празднования 1000-летия Крещения Руси).

Светские

  • Государственный орден СССР «Дружбы народов» 22/11-1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира 23/VII-1969 г.
  • медаль Советского фонда мира и почетной грамотой 13/ХII-1971 г.
  • памятная настольная именная медаль Советского фонда мира 1969 г.
  • медаль Всемирного совета мира, в связи с 25-летием движения сторонников мира 1976 г.
  • медаль Советского комитета защиты мира, в связи с 25-летием образования комитета 1974 г.
  • почетная грамота Советского комитета защиты мира 11.1979 г.
  • почетная грамота Советского фонда мира и памятной медалью 11.1979 г.
  • памятная медаль Всемирного Совета Мира, в связи с 30-летием движения сторонников мира 1981 г.
  • почетный знак Правления Советского фонда мира за активное участие в деятельности фонда 15/ХII-1982 г.
  • грамота общества советско-индийской дружбы (ЖМП. 1986, № 5, 7).

Епископ Алексий – будущий Патриарх Московский

Несмотря на «хрущевскую оттепель», 1960-е годы, когда начал свое архиерейское служение владыка Алексий, были трудны для Церкви. Если в 1930-х священников расстреливали вместе со всеми как врагов народа, то во времена Великой Отечественной войны их начали массово возвращать из лагерей, открывая храмы. Хрущев открыл новые гонения: в первую очередь, организовав информационную волну даже не безбожия, а стереотипной клеветы на Церковь в средствах массовой информации. Поднялись революционные лозунги, осуждавшие «мракобесие», на людей давили психологически, позоря на работе, например, за посещение пасхального богослужения. Закрывались семинарии под предлогом некачественного образования и церкви, которые просто «необходимо» было использовать под склады, заводы и зернохранилища.

Став Патриархом, Алексий Второй часто говорил, в том числе в печати, но без подробностей, об этих временах, что лишь Богу осталось известным, как непросто приходилось священникам и архиереям переживать время гонений. Однако интересы Православной Церкви» отстаивались, Она не умирала при помощи таких ревностных служителей Господа, как владыка Алексий.

Так, став епископом, Преосвященнейший Алексий начал активно работать в сфере международных и межцерковных взаимоотношений. Он трудился во многих комитетах, входил в состав делегаций. Его Преосвященство (это обращение к епископу) был активным сторонником совместного труда Церквей различных христианских конфессий, подчеркивая, что в совершенном мире люди забывают в принципе о Христе, и что все христиане должны искать точки соприкосновения в служении и общении друг с другом, действуя сообща.

Спустя короткий промежуток активного и деятельного архипастыря заметили в руководстве Московского Патриархата, начав выдвигать на еще более ответственные посты. В 1964 году, в 35 лет, он становится архиепископом, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей, а затем, по сути, первым заместителем Святейшего Патриарха Московского. Он получает сан митрополита (то есть более высокий, нежели епископский) Таллинского, а затем был в сане митрополита Ленинградского и Новгородского переведен в Санкт-Петербург (Ленинград), в то время, как и сейчас, являвшийся средоточием церковной науки и молитвенной жизни. Трудами владыки Алексия совершились многие события, память о которых хранят благодарные петербуржцы: возвращение братии в Валаамский монастырь – духовную колыбель самого владыки Алексия, возрождение Иоанновского женского монастыря, основанного святым праведным Иоанном Кронштадским на реке Карповке, и обретение мощей самого святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1989 году Его Высокопреосвященство даже стал народным депутатом СССР, что было крайне необычно, и, по сути, политическим деятелем.

Несмотря на активное служение, владыка Алексий подготовил и защитил докторскую диссертацию на степень кандидата богословия.

В 1990 году скончался Святейший Патриарх Пимен, а 10 июня того же года на его место был выбран Патриархом Московским и Всея Руси Алексий II.

патологическая речь

Жанры: модернистская проповедь.

Патриарх Алексий (Симанский) снимает вопрос о совместимости или несовместимости Христианства и коммунизма:

штампы

духовные ценности
взаимопонимание

Книга («Русская Православная Церковь», 1958) «послужит великому делу сближения народов в духе мира и взаимопонимания».

ответственность
Иосиф Сталин

Верховный Вождь • Верховный Вождь русского народа • Мудрый Вождь • Гениальный Вождь • Великий Вождь • Великий и мудрый Вождь • Великий Глава нашего государства • Мудрый строитель нашего блага • Великий строитель народного счастья.

приемы патологической речи

прямая ложь

О храме Покрова Божией Матери в МДА, обновленном в 1913 году и в 1919 разрушенном большевиками:

О поддержке советской внешней политики:

инверсия

Упразднилась сила великая, нравственная, общественная; сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он (Сталин. — Ред.) руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет.

прописная вместо строчной

Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало.

Образование и военная служба

В году окончил Императорский лицей памяти цесаревича Николая. В году окончил Московский императорский университет, получив специальность юриста (тема кандидатской работы «Комбатанты и некомбатанты во время войны»). В — годах находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.

В году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в году со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector