Митрополит алексий: за что его почитали ханы золотой орды
Содержание:
- Достижения
- Завещание Симеона Гордого
- Икона святителя Алексия митрополита Московского
- Основное почитаемое место
- Митрополит Петр: первый московский
- После Великой Октябрьской революции
- Два посольства
- Использованные материалы
- Политическая анафема
- Использованные материалы
- Смерть и канонизация Митрополита Алексия Московского
- Во времена Хрущева
- Источники
- После смерти князя московского Ивана II
- Алексий Московский активно участвует в объединении русских земель
- Митрополит Иона: послушание превыше всего
- Молитвы
- Литература
- Алексий Московский едет в Орду лечить от глазной болезни ханшу Тайдулу
- Архиерей[править | править код]
- Житие святого
Достижения
Митрополит Алексий прилагал много усилий для основания монастырей, назначил 21 епископа. Одна из обителей, Спаса Нерукотворного Образа, была основана по обету, который он дал, возвращаясь в 1356 году из Константинополя. Корабль попал в страшную бурю, которая грозила потопить всех плывущих на судне. Алексий молился Господу и дал обещание построить монастырь, посвященный святому того дня, когда он окажется на суше. В память исцеления Тейдулы был основан Чудов монастырь в Московском Кремле.
Были построены или восстановлены древние обители в городах:
- в Нижнем Новгороде;
- Владимире;
- Серпухове.
В 1360 году в Москве был основан женский Алексеевский монастырь, игуменьями которого были его сестры – Евпраксия и Иулиания. Алексий способствовал утверждению Византийского монастырского устава, регламентирующего жизненный порядок иноков.
Святитель оставил потомкам грамоты, поучения переводы. В Чудовом монастыре хранится его перевод Евангелия с греческого языка. В церковных текстах Алексий именуется «святителем Московским и Всея Руси чудотворцем».
Завещание Симеона Гордого
Но этими свершениями роль и место в истории святителя Алексия не исчерпываются. И здесь стоит напомнить, что Русь периода Феогноста и Алексия, и далее, была под Золотой Ордой. Что накладывалось свой отпечаток и на состояние государства, и на состояние общества. В целом же, удельные князья продолжали растаскивать страну на части, не позволяя ей организовать хоть какое-то подобие единства.
И Алексию представилась возможность сыграть в этих объединительных процессах особую, религиозно-политическую роль. Еще в 1353 году, великий князь Симеон Гордый оставил своеобразное завещание своим братьям Ивану Красному и Андрею, в котором говорилось: «слушали бы есте отца нашего владыки Алексея, тако же старых бояр, хто хотел отцю нашему добра и нам».
По сути, Алексий стал опекуном княжеского рода, а позже, стал регентом при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче, позже названном Донским. Иван Красный своим завещанием передал под начало Алексия ещё и «управление и охрану всего княжества, не доверяя никому другому в виду множества врагов».
Такое положение, когда в руках православного иерарха сосредотачивалась и светская власть не было уникальным для Восточных Церквей. Нечто подобное было в свое время в Болгарской Церкви. Но для России – это был действительно уникальный опыт.
Икона святителя Алексия митрополита Московского
Этого святого можно назвать поистине великим, ибо его роль в истории всего православия не имеет границ и уже на протяжении многих лет является ярким примером настоящей веры, честной и вечной, как сама жизнь рядом с Господом и во имя Него. История жизни этого человека интересна и чудесна. И дабы понять истинное значение его деяний и святого образа, нужно знать о его становлении как духовного лица.
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, праведник и чудотворец, был выходцем из княжества Черниговского. Всевышний уже с ранних лет открыл ему высокое предназначение. И именно тогда юнец стал всё чаще уединяться, посещать церковь, а в 15 лет осознал, что хочет стать иноком. Далее учёба и жизнь в Московском Богоявленском монастыре, где он провёл более 20 лет в строгости и смирении. Затем звание митрополичьего наместника, который занимался судебными делами Церкви. И самое яркое событие – объявление преемником митрополита.
Святитель стал своеобразным “проводником”, духовным наставником, мудрость которого смогла положить конец смутам и тревогам, что так тяготели Русскую Церковь. После этого Патриарх Каллист дал Алексию Московскому право считаться архиепископом Киева и великой России.
Так же читайте: Икона Даниила Московского, в чем помогает
Настоящий чудом, ставшим одним из ярчайших событий в православии, было путешествие во время бури на корабле, которому грозила гибель, где Святитель, молясь, дал обет построить храм святому в тот же день, когда корабль мирно пристанет к берегу. И случилось невиданное. Все люди восторженно встречали своего спасителя, а вера в его силы увеличилась и стала невообразимой.
Кроме этого, Алексий всегда тщательно заботился о своей пастве:
- наставлял епископов;
- устраивал монастыри для монахов и иноков;
- налаживал отношения с ханами.
Последнее подтверждает тот факт, что именно святой смог исцелить слепую супругу ордынского хана. И это ещё раз доказало, что сила молитвы по-настоящему велика и значима.
Он всегда был добр к другим людям, помогал им не только морально, но и физически
Так после кончины великого князя Иоанна Алексий взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия, очертив тем самым свою немаловажное значение политической и духовной жизни Русской земли
Сам Святитель дожил до глубокой и после смерти был погребён в Чудовом монастыре согласно своему завещанию. И лишь через 50 лет его мощи были обретены православной Церковью, при этом произошло данное событие чудесным образом. После него память великого митрополита и молитвенника стали чтить во всём мире.
Основное почитаемое место
Паломники и туристы, приезжающие в столицу России, считают за честь и необходимость посетить храм-часовню святителя Алексия митрополита Московского Чудотворца. Тут постоянно находятся целые толпы туристов, которые не только созерцают красоту сооружения, но и принимают участие во многих интересных событиях. Ее считают одним из образцов архитектурных и культурных достопримечательностей.
Туристические агентства включают его в список местных достопримечательностей, которые стоит обязательно посетить. Более подробно о времени работы его и месте расположения можно на сайте обители.
Стоит помнить о том, что посещение святого места должно проходить по определенным правилам. Старайтесь придерживаться спокойствия и тишины, чтобы не мешать другим посетителя. Порой шум и вспышки фототехники способны отвлечь от молитвы, а ведь может именно в этот момент человек нуждается в помощи святого.
Храни Вас Господи!
Вам будет интересно посмотреть еще видео рассказ о святом митрополите:
https://youtube.com/watch?v=BB-1QWJTH5s
Иконы
Митрополит Петр: первый московский
О жизни святителя мы знаем, по большей части, из «Сказания о смерти митрополита Петра», житийной повести, составленной сразу после смерти святого ростовским епископом Прохором. Повесть была написана по инициативе великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, старший брат которого Юрий Данилович «переманил» митрополита из Владимира (где располагалась после 1299 г. митрополичья кафедра) в Москву. И этот переезд сыграл на руку Московскому княжеству в его затяжном споре с княжеством Тверским.
Иван Данилович и его город в житии поданы в самом лучшем свете: «Тако бо бог прослави землю Суздальскую и град, зовомый Москву, и благоверного князя Ивана». А вот жизнеописание митрополита поражает отсутствием героической, подвижнической фактуры. С 12 лет в монастыре, основатель собственной обители, замечательный иконописец, с 1309 г. — всероссийский митрополит. Он учит паству, воспитывает священников и монахов. Сохранившиеся его послания — не полет богословской мысли, они наполнены житейской конкретикой — как венчаться, как креститься, как поститься — и нравоучительными афоризмами: «кто церковь божию или слугу церковного приобидить, а того бог приобидить. А который иерей святую литургию священствовал, тогда царя честней…».
Митрополит «ходит в Орду» и даже поминает ордынских властителей за богослужением. Он примиряет князей, «непримиримых» наказывает отлучением от Церкви, но в споре Москвы и Твери выбирает Москву. В общем, рутина хорошей епископской жизни. Только в финале жития, описывающем последние дни митрополита. По настоянию святителя Иван Калита заложил Успенский собор Кремля, святой собственноручно сделал в нем гроб. Первые чудеса у его могилы — исцеление «мужа с прикорченными руками», выздоровление глухого и слепого — послужили основанием для канонизации святого на Владимирском соборе 1327 г.
Можно было бы сказать, что и написание жития и канонизация преследовали политические цели. Это так, но агиографическая скупость указывает на то, что житие правдиво, что оно рассказывает о настоящей святости, которую и описать-то сложно, ведь она познается не столько через дела, сколько через личную встречу. А значит не святой был прославлен, потому что этого захотела Москва, а святой своим прославлением оказал великую услугу будущей столице.
После Великой Октябрьской революции
Приход к власти большевиков многими считается началом краха Русской православной церкви. И если посмотреть на факты, то это мнение только подтверждается. При этом также считается, что РПЦ всемирно поддерживала императора Николая II. Однако, этот факт также весьма сомнителен.
Ведь после отречения монарха Священный синод помогал временному правительству.
Причина —в указе Петра Великого о создании Священного Синода. В указе говорилось, что церковь не может влиять на светскую власть, у нее отбирали часть земель, но главное — она полностью подчинялась монарху.
Епископ Ямбургский Алексий
Поэтому, когда совершилась Февральская революция церковные мужи восприняли это как выгодную возможность и тут же объявили указ Петра недействительным. Однако, такая свобода церкви продолжалась недолго.
Уже в октябре 1917 года Россию потрясла новая революция, навсегда изменившая облик нашей страны. К власти пришла партия большевиков. Новая доктрина управления страной нравилась не всей аристократии и части церковной верхушки.
Начиная с 1920 года начался так называемый «Красный террор». Этот период истории воспринимается негативно по отношению к большевикам. Однако, стоит учесть, что это была вынужденная мера.
Активно набирало силу промонархическое «белое» движение, состоялась интервенция со стороны государств Антанты.
В эти годы народ разделился на несколько лагерей и церковь как часть народа тоже разделилась.
Поэтому, гонения на священников можно логично объяснить простой борьбой с противостоящим коммунистам враждебными силам. Лояльные «красным» служители церкви почти не пострадали.
Успенский собор в Москве: Именно тут покоится Алексий I
Вот в такое непростое время жил и работал Алексий I. Он постоянно пропадал в кабинетах Чрезвычайного комитета. Первый раз удалось отделаться условным сроком, второй — ссылкой. При этом карьерный путь будущего патриарха оказался тернист и непредсказуем.
В частности, в 1941 году он работал архиепископом в Ленинграде. Провел в городе Петра всю блокаду. Организовывал благотворительные мероприятия, выбивал дополнительные пайки своей пастве и оказывал всякой содействие властям.
1941
Алексий I работает археипископом в Ленинграде, где и проведет всю блокаду
В 1943 году Алексия вместе с митрополитом Сергием и Николаем оказались приглашены на встречу со Сталиным в Генштабе, расположенным в Москве.
Результатом встречи стала резолюция о разрешении открытия новых духовных училищ и предложение о выборе патриарха.
В том же 1943 году осенью избрали нового патриарха — Сергия.
Патриарх Алексий I в поздние годы своей жизни
Два посольства
Первое – от Феогноста с прошением о рукоположении Алексия, во второй делегации был сам Алексий. Стоит отметить, что даже через год «проверки» Алексия и его назначения на митрополичью кафедру, патриарх Филофей выдал следующую резолюцию: «Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о нем (Алексие) и ради добродетельной и богоугодной жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из (клириков) сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские».
Так, в 1354 году Алексий стал главой русской митрополии
Осторожность греков вполне понятна, они ещё со времен Андрея Боголюбского наблюдали активные попытки русских сделать свою церковь максимально автономной и независимой от Константинополя. И поставление на митрополичью кафедру русского было одним из таких шагов
По сути, как отмечает историк Карташев, Русская Церковь превращалась в Церковь сугубо национальную, а для Констанинополя такой процесс был сигналом того, что греки постепенно утрачивают своё религиозное, а, следовательно, политическое влияние на Русь. Стоит подчеркнуть, что Церковь в то время была и религиозным, и политическим институтом, и инструментом Византийской империи.
Использованные материалы
-
Митрофан (Шкурин), иером., «АЛЕКСИЙ (Коноплёв),» Православная энциклопедия, т. 1, 666-667:
-
Страница сайта Русское Православие:
-
Определения Священного Синода, библиография ЖМП:
- Конспект по материалам выставки дома-музея им. владыки Алексия (Коноплёва) при храмовом комплексе села Завидова (коллекция прот. Валерия Ильина).
Дата по статье Православной энциклопедии. Другая версия — 7 сентября.
Фильм о Поместном соборе 1988 года (кадр начала 41 минуты),
Согласно фильму-видеолетописи Тверской митрополии, прот. Андрея Андронова, Памяти митрополита Алексия, 2015.
«Благодарю Бога за то, что Он дал познать Себя…» (из воспоминаний протоиерея Валерия Ильина), ч. 2, портал Православие.Ru, 29 июня 2007, , раздел «Митрополит Алексий»; фильм-видеолетопись Тверской митрополии, прот. Андрея Андронова, Памяти митрополита Алексия, 2015.
«Благодарю Бога за то, что Он дал познать Себя…» Часть 2 —
Фильм митрополит Алексий и его время, конец 28 минуты
Политическая анафема
Потом по политически мотивам Алексий наложил анафему и на Михаила Александровича, и на другого союзника Ольгерда, стоявшего за этим вторжением — князя Смоленского Святослава Ивановича. Анафема свое действие возымела, тем более, что её в 1370 официально подтвердил и константинопольский патриарх.
После примирения сторон анафема Алексием была официально снята. Но самое главное в этой истории заключается в том, что данная церковная мера была использована Алексием именно как механизм политического давления на противников Москвы и Дмитрия Донского.
В дальнейшем Алексий применял метод анафематствования ещё несколько раз. Но как политик светский он выполнил поставленную перед ним цель: вырастил князя Дмитрия Донского, и дал ему достаточно власти, чтобы тот продолжил дело государственного строительства, и, более того, начал процесс освобождения Руси от татаро-монгольского ига.
Использованные материалы
-
Фрагмент статьи I тома «Православной энциклопедии»
По др. сведениям — Симеон.
ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123–124
ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 121
ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61
ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 87
Митрополит Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 426–428
РИБ. Т. 6. Прил. 24. Стб. 139–140
полный перечень см.: ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123
Рождественский В. Историческое описание Серпуховского Владычного общежитийного девичьего монастыря. М., 1866. С. 116; Клосс. С. 38, 40, 41
ср.: Ушакова Е. Краткий исторический очерк Алексеевского монастыря. М., 1877. С. 7–9; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 119; Баталов. С. 28, 323
ПСРЛ. Т. 25. С. 180; ср.: Т. 15. Вып. 1. Стб. 66
Кучкин В. Святитель Алексий, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 120–121
ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 120–121
ГИМ. Чуд. № 18. Л. 165 об.– 167
БАН. Собрание епископа Павла (Доброхотова). № 18. Л. 205
напр., в Ефросинове сборнике – РНБ. Кир.-Бел. 6/1083 Л. 327 об.– 336 об.; РГАДсвт. Алексий РО МГАМИД. № 453. Л. 304–309 об.
ГИМ. Увар. № 589–4 (Царск. № 361). Л. 64 об.– 69 об.
оригинал и копия грамоты воспроизведены фототипически в приложении к изд.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа / Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси; Фототип. изд. Леонтия, митрополита Московского. М., 1892
Смерть и канонизация Митрополита Алексия Московского
Святитель окончил свой земной путь в 1378 году и был погребен близ алтаря главного храма Чудова монастыря при большом стечении народа, в присутствии великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущего Донского) и его сыновей. Спустя около полувека митрополита Алексия канонизировали и обрели его мощи, которые пребывали в Чудовом монастыре вплоть до начала XX века.
После закрытия и полного уничтожения обители святым мощам грозила гибель, однако, к счастью, они пережили эпоху самых серьезных гонений на Церковь и в 1947 году были помещены в Богоявленский собор в Елохове, бывший до восстановления храма Христа Спасителя кафедральным собором Москвы.
Во времена Хрущева
Но такое положительное отношение к РПЦ продолжалось недолго.
Со смертью Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева партия взяла курс на атеистическое воспитание народа.
При этом церкви отводилась незначительная роль и власти всячески стремились ограничить ее влияние.
Одновременно с этим стартовала программа по снижению финансового обеспечения церквей и сокращению духовных заведений.
Патриарх Алексий, несмотря на все свое влияние, не мог достучаться до верховной власти. Даже разрешенные Хрущевым инициативы Алексия не выполнялись.
Мемориальная доска на Московском доме, в котором жил Патриарх Алексий
Но даже в таких трудных условиях патриарх стремился проповедовать православное учение. Негласно Алексий разрешает священникам проводить службы.
За подобные деяния пострадали несколько батюшек: на них завели уголовные дела. В режиме постоянного противостояния власти и завершилась карьера Алексия 14 феврали 1970 года.
17 апреля 1970
Алексий I умер в Переделкино от сердечной недостаточности
Источники
- ПСРЛ. Т. 2. С. 29–25; Т. 6. С. 325–330; Т. 12. C. 253, 257; Т. 13. Ч. 1. С. 31–33, 39–40, 84, 91–92,153, 239, 283; Т. 15. Вып. 1. Стб. 61, 66, 74–76, 81, 84, 87, 100, 105, 110, 111, 120, 121, 123–124, 126; Т. 20. С. 271–276; Т. 21. Ч. 2. С. 346–386; Т. 25. С. 180, 269, 277, 287, 330; Т. 29. С. 16–17; Т. 34. С. 200;
- Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом / ЧОЛДП. СПб., 1877–1878. Т. 4. № 1–2;
- Службы и акафист иже во святых отцу нашему Алексию митрополиту, всея России чудотворцу. М., 1891;
- Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа / Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси. М., 1892;
- Шляков Н. Житие св. Алексия, митрополита Московского, в пахомиевской редакции // ИОРЯС. СПб., 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 85–152;
- Настольная грамота Патриарха Филофея Алексию от 30 июня 1354 г. // РИБ. Т. 6. Прил. № 9. Стб. 41–52;
- Грамота патриарха Филофея к свт. Алексию с призывом помириться с князем // Там же. Прил. № 28;
- Грамота к вел. кн. тверскому Михаилу с призывом помириться с митр. Алексием // Там же. Прил. 29;
- Соборное определение Патриарха Нила о незаконности поставления Киприана митр. Киевским // Там же. Прил. 30;
- Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба: (Старшая ред. Жития митрополита Алексея) //Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242–257;
- Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1979. С. 216–218;
- Ярлык Алексия от Тайдулы // РФА М., 1987. Вып. 3. С. 593. № 9.
После смерти князя московского Ивана II
После смерти великого князя московского Ивана II Красного Алексий Московский взял под свою опеку его малолетнего сына Дмитрия (будущего Донского). Став фактическим правителем Руси, он постоянно решал споры удельных князей, пытаясь сплотить их между собой.
Примерно в то же время сменилась власть в Орде. Джанибека убил собственный сын, потребовавший, чтобы русские князья увеличили количество собираемой дани. И тогда митрополит Алексий Московский снова отправился в Орду, к Тайдуле. По его просьбе она взялась — и вполне успешно — уговорить сына сменить гнев на милость.
В Москве архиерея встречали с почестями, а малолетний князь Дмитрий воскликнул:
Алексий Московский активно участвует в объединении русских земель
Активно участвовал митрополит во внешнеполитической деятельности Московского княжества, заключавшейся в попытках объединения русских земель для борьбы с ордынским игом. Так, он был одним из инициаторов союза Москвы с Великим Новгородом. При нем впервые стали скрепляться митрополичьей печатью договоры и соглашения между князьями. Ставил свою печать он и на других важнейших документах — в частности, определявших внутреннюю жизнь княжества.
В качестве митрополичьей резиденции святитель выбрал подмосковное Черкизово с деревянным Ильинским храмом — ближайшим к нему селом было Измайлово. Впрочем, существовало ли последнее в то время, доподлинно не известно.
Митрополит Иона: послушание превыше всего
И снова о политике. Если митрополит Петр был первым митрополитом Киевским (=Московским), а митрополит Алексий положил начало освобождению Руси от монгольского ига, то поставление митрополита Ионы привело к независимости Русской Церкви от Константинополя. Виноват в этом сам Константинополь, запутавшийся в своей внешней политике и оставивший Киевскую кафедру без предстоятеля: поставленный в 1437 г. митрополит Исидор принял Флорентийскую унию и был низложен собором русских епископов в 1441 г. После наречения Ионы митрополитом Киевским в 1448 г. вся его деятельность была направлена на то, чтобы легализовать свой статус в пределах всех русских княжествах. Успех был половинчатым: западнорусские уделы признали своим митрополитом униата Григория Болгарина, однако северо-восточные княжества, включая традиционно враждебную Москве Тверь, приняли Иону. На соборе 1459 г. епископы этих княжеств не только подтвердили верность святителю, но и сформулировали нормативную базу будущего избрания Московского святителя: «…митрополит поставлен будет по избранию Святого Духа, и по святым правилом святых апостол и святых отець, и по повелению господина нашего великого князя имярек, русскаго самодръжца». Ни слова о Константинополе.
Святитель Иона выступил на стороне Василия II Темного в его борьбе с князем Димитрием Шемякой за великокняжеский престол: после тщетных попыток примирения он отлучил Димитрия Юрьевича от Церкви, а после того, как он был отравлен, запретил его поминовение. Это послужило поводом к конфликту митрополита со старцем Пафнутием Боровским, который отказался поминать Иону как митрополита. И это не просто столкновение двух ярких личностей. Святой Пафнутий полагал убийство и запрет на поминовение — нехристианской дикостью. Но он существовал вне политического контекста, не понимал, какое зло для народа, для душ русских людей гражданская война, возбудителем которой был Шемяка.
Из посланий митрополита ясно, что духовная иерархия и связанные с «функционированием» этой иерархии добродетели ценились им едва ли не превыше всего: иноки подчиняются игумену, миряне духовнику, вся паства и клир — своему митрополиту, а граждане — Великому князю. Без послушание невозможна организованная гражданская жизнь, а значит и спасение невозможно. «А те ваши дети, зовущиеся христиане, — пишет святитель вятским священникам, — а поганая дела делающе, тако же, аще ся не покают, а от своих злых прежних дел не престанут, ни Государю своему Великому Князю челом не добьют, а грабежов церковных всех не отдадут, а полону христианских душ бесхитростно не отпустят всех: и наше смирение, и с всем нашим священством, имеем их неблагословенных и от Божия Церкви, от православного христианства, отлученных временно же и будуще…»
Молитвы
Тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, на обретение мощей, глас 2
Я́ко сокро́вище пребога́тое, многоле́тно в земли́ сокрове́нное,/ честны́я мо́щи твоя́ обрето́шася чудоточа́щия,/ всеблаже́нне о́тче святи́телю Алекси́е:/ от ни́хже врачевство́ прие́млюще, обогаща́емся/ и Христа́ славосло́вим, глаго́люще:// сла́ва прославля́ющему святы́я Своя́.
Кондак святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, на обретение мощей, глас 8
Я́ко со́лнце незаходи́мое, от гро́ба возсия́ нам/ от мног лет сокрове́ны честны́я твоя́ мо́щи нетле́нны,/ святи́телю Алекси́е,/ тобо́ю благода́ть прие́млем:/ всю бо страну́ сию́ и вся ны чудесы́ и добро́тою обогаща́еши,/ де́йством благода́ти, да пое́м ти:// ра́дуйся, о́тче, свети́ло Руси.
Молитва святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси
О, свяще́ннейший о́тче, святи́телю Христо́в Алекси́е, па́стырю и учи́телю наш, не отри́ни нас (имена), с ве́рою притека́ющих к твоему́ заступле́нию, но ско́ро потщи́ся помоли́тися Царю́ ца́рствующих и Го́споду госпо́дствующих, да изба́вит ста́до Свое́ от волко́в, гу́бящих е́, и вся́ку страну́ христиа́нскую огради́ и сохрани́ святы́ми твои́ми моли́твами от мирска́го мяте́жа и тру́са, наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да же и губи́тельства, пото́па, и меча́, и огня́, и напра́сныя сме́рти, и я́коже исцеле́нием от слепоты́ цари́цы ага́рянския спасл еси́ оте́чество твое́, та́ко поми́луй и нас, умо́м, сло́вом и де́лом во тьме грехо́вней су́щих, и изба́ви нас гне́ва Бо́жия и ве́чныя ка́зни, я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию, Свои́м же милосе́рдием и благода́тию, Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст нам пожи́ти в ве́це сем и на Стра́шнем суди́ще Свое́м сподо́бит десна́го стоя́ния со все́ми святы́ми. Ами́нь.
Литература
- . Святый Алексий, митр. Киевский и всея России // ПрТСО. 1848. Ч. 6. С. 89–128;
- Каменский А. Святитель Алексий // Странник. 1894. Авг. С. 421–444; Сент. С. 1–25; Окт. С. 197–211; Нояб. С. 405–421; Дек. С. 601–618;
- Муретов М. Д. Церковно-практическое и научно-богословское значение славянского перевода Нового Завета в труде святителя Алексия, митрополита Киево-Московского и Всероссийского // БВ. 1897. Нояб. С. 177–199; Дек. С. 375–414;
- Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. К., 1913. С. 318–466;
- Лихачев Н. П. Два митрополита // Сб. ст. в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913. С. 1–8;
- Орешников А. Перстень св. Алексея митрополита // SK. 1928. Т. 2. С. 171–186;
- Карташев. Очерки. Т. 1. С. 307–323;
- Семенченко Г. В. духовная грамота митрополита Алексея: (К изучению истории раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси) // Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981;
- Флоря Б. Н. Борьба московских князей за смоленские и черниговские земли во 2-й пол. XIV в. // Проблемы исторической географии в России. М., 1982. Вып. 1;
- Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 242–256;
- Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митр. всея Руси // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 25–34;
- он же. Житие Алексея митрополита // Там же. С. 243–245;
- Мейендорф И. Ф., прот. Византия и Московская Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей XIV в. П., 1990;
- Пентковский А.М. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV в. // Символ. 1993. № 29. С. 217–238;
- Петров Д. А. Утраченные памятники архитектуры XVI в. в новгородских монастырях // Новгородские древности. М., 1993. (Архив архитектуры; Вып. 4). С. 186–192;
- Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. М., 1996;
- Шевченко И. И. Некоторые замечания о политике Константинопольского Патриархата по отношению к Восточной Европе в XIV в. // Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6;
- Макарий. История РЦ. Кн. 3; Клосс Б. М. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 38–48;
- Кучкин В.А. Первая договорная грамота Дмитрия Донского с Владимиром Серпуховским // Звенигород за шесть столетий. М., 1998;
- Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998. С. 199–217;
- Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 191–195;
- Петров Д.А. Проблемы исторической топографии Новгорода. М., 1999. С. 57;
- Афанасьева Т. И. Литургия преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции XII–XV вв.: (Лингвотекстол. анализ): АКД. СПб., 2000. С. 10, 18–19.
Алексий Московский едет в Орду лечить от глазной болезни ханшу Тайдулу
К 1357 году слухи о выдающихся достоинствах русского митрополита достигли Орды, и его пригласила, надеясь на излечение, страдавшая от глазной болезни ханша Тайдула. По молитвам святителя правительница получила исцеление и освободила Церковь от ордынских поборов. В благодарность за это святителю пожаловали землю в Московском Кремле, где располагался постоялый двор для ордынских послов. Здесь Алексий основал Чудов монастырь.
В Москве к тому времени митрополит Алексий пользовался огромным влиянием и фактически был соправителем государства. Именно по его почину в 60-е годы XIV века началось строительство белокаменного Кремля, бывшего до той поры деревянным. Помимо Спасо-Андроникова, святитель благословил основание знаменитых Чудова и Симонова монастырей в Москве, а также Введенского Владычного монастыря в Серпухове, способствовал введению практики общежительных обителей, которые в эту эпоху в разных точках страны основывали ученики преподобного Сергия Радонежского.
Архиерей[править | править код]
28 марта г. состоялось Высочайшее повеление о бытии архимандриту Алексию епископом Тихвинским, 2-м викарием Новгородской епархии.
В наречении и хиротонии 28 апреля 1913 г.принимал участие Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV.
После Октябрьской революции, в январе г. вместе с митрополитом Арсением был арестован Новгородской ЧК, однако вскоре оба архиерея были освобождены. В ноябре 1920 г. предстал перед судом по обвинению в самовольном освидетельствовании мощей святых накануне их вскрытия органами власти и был приговорён к условному сроку заключения.
С 21 февраля г. — епископ Ямбургский, первый викарий Петроградской епархии. В мае 1922 г., после ареста митрополита Вениамина, вступил в управление епархией. Под сильным давлением власти снял отлучение с одного из лидеров обновленчества протоиерея Александра Введенского (решение об отлучении принял митрополит Вениамин), однако отказался подчиниться обновленческому ВЦУ. Ввиду ультиматума последнего либо признать его власть, либо покинуть Петроград, 24 июня 1922 г. сложил с себя обязанности временно управляющего епархией.
В октябре 1922 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности, осуждён» и в конце того же года сослан на три года в город Каркаралинск (ныне вКарагандинской области), где имел возможность служить в городском храме; состоял в переписке с Патриархом Тихоном и митрополитом Сергием (Страгородским). С последним весьма идейно сблизился.
В марте ему было позволено вернуться в Ленинград. В сентября Митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже — Хутынского (епархиальный архиерей митрополит Арсений находился в ссылке в Средней Азии и не мог управлять епархией). С года — член Временного Патриаршего Синода, созданного Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским). Полностью поддерживал церковно-политический курс последнего.
С 19 мая г. — митрополит Старорусский. В августе 1933 г. назначен митрополитом Новгородским (после официального перевода владыки Арсения на Ташкентскую кафедру).
5 октября г., по уходе на покой митрополита Серафима (Чичагова), — митрополит Ленинградский с сохранением управления Новгородской епархией.
Во время войны, в период блокады Ленинграда (1941-1943 гг.) оставался в городе, совершал литургии и молебны, проповедовал, ободрял и утешал верующих. В будние дни, часто без диакона, сам причащал и читал поминания. Постоянно обращался с патриотическими посланиями к своей пастве.
4 сентября г. был вмести с митрополитами Сергием и Николаем (Ярушевичем) на встрече со И.В. Сталиным в Кремле. 8 сентября 1943 г. участвовал в соборе епископов, избравшем на Патриарший Престол митрополита Сергия. Был постоянным членом образованного при Патриархе Сергии Священного Синода.
http://sovdoc.rusarchives.ru/sections/personality/cards/47840/images Письмо митрополитов Сергия и др.
http://sovdoc.rusarchives.ru/sections/personality/cards/47840/images Письмо митрополитов Сергия и др.
Житие святого
Его жизнь не просто пересказать в нескольких словах, так как она была наполнена различными событиями. За весь свой земной путь он был удостоен чести соприкасаться с влиятельными представителями христианства, отыгравшие в ней значительную роль.
Относительно даты рождения, то нет точных сведений. Известно, что случилось это в конце 13 века в Москве в семье боярина Бяконта. Еще в раннем возрасте Господь послал ему известие про истинное его предназначение. В 15 лет он определился с решением идти в монахи.
С тех пор житие святителя Алексия Московского было связано с Московским Богоявленским монастырем. Тут он провел около 20 лет, мирно следуя всем православным канонам и традициям иноческих подвигов. Начальниками данной обители были достаточно известные люди, которые не раз доказывали свою преданность Господу.
В сан митрополита его возвели в качестве исключения за его духовные достоинства и добродетельную жизнь. Это был период смуты, но он не оставлял свою паству, постоянно о ней заботился. Для того, чтобы хоть как-то унять народ, он не раз обращался за помощью к высшим духовным наставникам.
Был случай, когда он возвращался по морю, то буря чуть не разрушила его корабль и не потопила всех. В тот момент он дал обет о том, что построит храм в случае благоприятного исхода ситуации. Буря утихла и корабль пристал к берегу. Длительное время он проводил работу и по обустройству новых мест пребывания монахов:
- Чудов в Московском Кремле;
- монастырь Спаса Нерукотворенного Образа на Яузе;
- Константино-Елинская обитель во Владимире;
- Нижне-Новгородская Благовещенская.
Прожил он 78 лет и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. День памяти святителя Алексия Митрополита Московского выпадает на несколько дат. Вот они:
- 25 февраля;
- 2 июня;
- 6 июля;
- 12 августа;
- 9 сентября;
- 23 сентября;
- 18 октября.
Многие верующие идут именно в эти дни к святому для того, чтобы попросить о самых заветных желаниях. Есть мнение, что молитвенные обращения в эти дни имеют особую силу.