Тихон шевкунов

Беды российские — от развала деревни до пьянства

Несколько раз отца Тихона пытались вывести на разговоры о политике и, в частности, вновь избранном президенте России Владимире Путине. Отец Тихон упорно уходил в сторону и настаивал на том, что его выбор обусловлен холодным расчетом: и промышленность у нас восстанавливается, и экспортерами хлеба мы впервые с советских времен стали. А что до продолжающегося развала деревни, то народ, по горькому замечанию священника, там работать не хочет — рвется в города. Вот и приходится брать на работу в теплицы вместо русских — китайцев.

Зато на вопрос о работе церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы гость ответил гораздо более воодушевленно и с примерами из жизни.

Помните, были наши ролики социального плана по телевидению? Ужасающие, страшные, в Москве прошли всего два месяца. Но вот в провинции они идут во многих городах с огромным успехом. Их показывают в кинотеатрах перед фильмом.

Один высокий чиновник очень скептически относился к этим роликам. И вот по местному телевидению запустили ролики: алкоголь ест мозг, клетки мозга разлагаются и удаляются естественным путем из человека. Чиновник взялся за это дело с крайней неохотой.

Через три-четыре дня я его встречаю, и он мне говорит: «Батюшка! Я полностью ваш сторонник! Эти ролики крайне нужны! Как скажете, так и будем делать!» Я спрашиваю: «Что за муха вас укусила? Что такое произошло?»

Он рассказывает: «Пошли эти ролики по телевизору. В тот же день я прихожу домой, а мой пятилетний сынишка подбегает ко мне, рыдая, обнимает меня за ногу и говорит: «Папа, не пей! Все мозги выписаешь!» И я понял, что это великая сила искусства! Вы моему сыну такую прививку от пьянства сделали!»

Как отметил отец Тихон, за три года работы Совета употребление алкоголя по стране сократилось на 15%.

«Всё хи-хи, ха-ха и гладит кота»

Личность Патриарха Тихона не укладывается в рамки традиционного житийного стиля. В образе святителя нет гладкости и сусальности, присущих многим дореволюционным архиереям. Патриарх был выходцем из духовного сословия – то есть был священником далеко не в первом и не во втором поколении, — однако многие из сохранившихся свидетельств о нем резко контрастируют с рассказами о «кастовом» духовенстве старой России. Выражение архимандрита Тихона (Шевкунова), использованное применительно к подвижникам веры нашего века, — «несвятой святой», — вполне можно было бы отнести и к святителю Тихону.

По словам современника, с детства Тихон был «богобоязненным без лукавства и святошества». Его однокурсник, впоследствии протопресвитер Константин Изразцов, миссионер в Южной Америке, вспоминал о нем:

Подчас Тихон легче находил общий язык со светскими людьми, нежели с монашеством. Выпущенный в 2007 году издательством ПСТГУ двухтомник «Современники о Патриархе Тихоне» содержит много свидетельств того, как Святейший легко устанавливал контакт даже с теми людьми, кто плохо знал церковный этикет и побаивался иерархии. Так, И. И. Василевский рассказывает о духовном концерте, на котором должна была выступать светская актриса — О. Л. Книппер-Чехова.

Ольга Леонардовна очень волновалось, так как выступать нужно было в храме, а в числе присутствующих был сам Патриарх. Устроитель концерта разыскал Святейшего перед началом и, рассказав о том, как нервничает актриса, просил его разрешения представить ее. Патриарх согласился, и когда актриса подошла к Святейшему, он «благословив, сказал ей тут же, без предисловий: „Ну вот, говорят, вы что-то пугаетесь нас. Не пугайтесь. Мы не очень-то уж страшные. Успокойтесь, все пройдет хорошо“, — и он с разговорами увлек ее в зал, где предложил ей место рядом с собою, так что она, сидя рядом с Патриархом и беседуя с ним, прослушала все первое отделение концерта».

Есть свидетельства о том, что Патриарх Тихон был страстным «кошатником».

Патриарх Тихон служит молебен у Никольских ворот, Москва, 1918 год. Фото: oldmos.ru

Святейший, в свою очередь, сам подшучивал над лукавством монашеской братии. Сергей Волков оставил любопытную зарисовку о том, как он ходил к Патриарху хлопотать об устройстве академического храма:

История возникновения монашества

Православное христианское монашество, это некая своеобразная община, которая образуется у человека с того самого момента, когда он по собственной воле решает отказаться от всех возможных благ и начинает новую жизнь согласно церковному уставу и канону. Следовательно, такой человек должен на протяжении всей своей жизни соблюдать обет целомудрия, скромности и показывать собственное полное послушание.

Из исторических сведений известно, что самым первым монархом в православной христианской вере являлся Святой Антоний. Он проживал в 356 году в Древнем Египте. Исторические сведения утверждают, что Антоний являлся далеко не бедствующим человеком, однако ради монашества он распродал имеющееся имущество, а скопленные таким образом, деньги раздал нуждающимся людям. Со временем он осел вблизи собственного жилья, которое он ранее продал, и начал жить отшельнической жизнью, таким образом, практически всю свою жизнь он провел в одиночестве. Всё свое время он посвящал молитвам и молебнам, направленным к Всевышнему, а также занимался чтением священного писания. Он стал ярким примером для иных отшельников, которые видя его неустанные молитвы, также поселились вблизи его, отстроив собственные кельи и так же само, как и Антоний Великий начали возносить различные молитвы к Всевышнему. Именно с отшельнической жизни Антония была создана община монахов. Спустя некоторое время подобные общины стали возникать в различных частях света, в том числе в северном и среднем Египте.

Биография

Родился будущий монах в семье советской интеллигенции, в 1958 году. Его мать была медиком, уважаемым советскими гражданином и семья не была верующей и воцерковленной. Рос Георгий Шевкунов (так в миру звали будущего монаха) вполне обычным советским ребенком, не выказывая в детстве каких-либо особых духовных дарований или стремлений.


Митрополит Тихон Шевкунов

Когда пришло время выбора профессии, творческий юноша поступает в знаменитый ВГИК, на факультет сценографии. Именно студенческий возраст стал переломным для духовного состояния молодого человека. Он стал бунтовать против серых советских устоев, искать нечто большее, задумываться о смысле и цели человеческой жизни.

Окончание ВУЗа ознаменовалось еще одним важнейшим событием в жизни Георгия — он принимает Святое Крещение. Сразу после этого молодой человек уезжает послушником в Псково-Печерский мужской монастырь, где ему Промыслом Божиим посчастливилось стать духовным чадом известного старца Иоанна Крестьянкина.

Конечно же, знакомство и духовное окормление у отца Иоанна сыграло важнейшую роль в становлении веры Георгия Шевкунова. Человеку, который вырос среди советской интеллигенции, получил престижное мирское образование, да еще и в сфере культуры, нужно было очень многое преодолеть в себе, чтобы встать на путь следования за Господом.

Интересно! Имея необходимые навыки литературной работы, послушника берут трудится в издательский совет Московского патриархата. Тут очень пригодилось его умение писать тексты и работать со словом.

Тут же будущий монах знакомится с митрополитом Питиримом (Нечаевым), который поразил молодого человека своей самоотверженной работой на благо Церкви. И вот, пройдя некоторый путь простого послушничества и потрудившись для Церкви, в 1991 году Георгий Шевкунов сподобился пострижения в монахи.


Хиротония архимандрита Тихона во епископа Егорьевского

Это знаменательное событие произошло в Донском монастыре города Москвы, который только-только был восстановлен. Георгий Шевкунов был пострижен под именем Тихон, в честь святого патриарха Тихона. В скором времени правящим патриархом был рукоположен в более высшие монашеские чины — иеродиакона, а затем и иеромонаха. Остался служить в том же монастыре.

Известность в православных кругах приобрел в 1993 году, когда в Донском монастыре были обретены святые нетленные мощи патриарха Тихона. Через 2 года после этого события он был назначен главой подворья Псково-Печерского монастыря в Москве.

Поскольку в первые годы после развала Союза активно восстанавливались храмы и монастыри, внутри Церкви остро стоял вопрос кадровой иерархии. И отца Тихона в 1995 году назначают наместником Сретенского монастыря, где вскоре патриархом Алексием II он будет возведен в сан архимандрита.

На базе монастыря появляется Сретенское духовное училище, которое уже в 2002 году получает статус духовной академии. Отец Тихон трудится тут на должности ректора. Будучи уже известной персоной, отец Тихон знакомится и с главой государства Владимиром Владимировичем Путиным.


Митрополит Тихон с Владимиром Путиным и патриархом Кириллом

Архимандрит сопровождает президента в его поездке в Псково-Печерский монастырь, а позже — и во время визита в США. Недоброжелатели окутали эти поездку большим количеством сплетен и слухов, отца Тихона стали называть агентом президента. Тем не менее, архимандрит продолжал свои труды на благо Церкви.

В 2004 году будущий епископ оканчивает Сретенскую духовную семинарию экстерном, официально получив документ о духовном образовании.

Активно участвует в движении по воссоединению единства Русской Православной Церкви Московского патриархата и Православной Церкви Запада. Именно его трудами мы сегодня имеем единство со многими нашими братьями по вере, живущими за рубежом.

Важно! В 2012 году в главном храме Сретенского монастыря, на величественной архиерейской службе, патриарх Кирилл торжественно возглашает отца Тихона игуменом монастыря и вручает ему специальный игуменский посох. Отец Тихон активно занимается многими вопросами внутренней церковной жизни

Так, он становится секретарем совета по культуре при Патриархе, а также входит в состав высшего церковного совета РПЦ

Отец Тихон активно занимается многими вопросами внутренней церковной жизни. Так, он становится секретарем совета по культуре при Патриархе, а также входит в состав высшего церковного совета РПЦ.

Св. Тихон, патриарх Московский, и обновленческое движение

Одна из инициатив новой власти против религии состояла в инициировании так называемого обновленческого раскола. Делалось это для того, чтобы подорвать церковное единство и разбить верующих на противоборствующие фракции. Это позволяло в последующем минимизировать авторитет духовенства в народе, а следовательно, и свести к минимуму влияние религиозной (нередко политически окрашенной в антисоветские тона) проповеди.

Обновленцы подняли на знамена идеи реформации российской церкви, давно уже витавшие в воздухе русского православия. Однако вместе с реформами чисто религиозными, обрядовыми и доктринальными обновленцы всячески приветствовали перемены политические. Они категорически растождествляли свое религиозное сознание с монархической идеей, подчеркивая свою лояльность к советскому режиму, и даже признавали легитимным в какой-то мере террор против других, необновленческих, ветвей отечественного православия. В обновленческое движение влилось множество представителей духовенства и ряд архиереев, отказавшихся признавать над собой власть патриарха Тихона.

В отличие от патриаршей церкви и других расколов обновленцы пользовались поддержкой официальной власти и различными привилегиями. В их распоряжение были отданы многие храмы и другое церковное недвижимое и движимое имущество. Кроме того, репрессивная машина большевиков чаще всего обходила сторонников этого движения стороной, поэтому оно быстро стало массовым в народе и единственно законным с точки зрения светского законодательства.

Тихон, патриарх Московский, в свою очередь, отказался признать его легитимность со стороны церковных канонов. Внутрицерковный конфликт достиг апогея, когда обновленцы на своем соборе лишили Тихона патриаршества. Разумеется, он этого решения не принял и силу его не признал. Однако с того времени ему предстояло бороться не только с хищническим поведением безбожной власти, но и с раскольниками-единоверцами. Последнее обстоятельство сильно отягощало его положение, поскольку формальные обвинения в его адрес были связаны не с религией, а с политикой: святитель Тихон, патриарх Московский, оказался вдруг символом контрреволюции и царизма.

2.«Самое главное в приходской жизни, – самоотверженный священник-духовник»

Вопрос: Организация костяка приходской жизни. Как устроять приходскую жизнь?

Честно признаться, мы приходскую жизнь никак специально не устраивали. Все складывалось само собой – по жизненной и духовной необходимости.

Самое главное в приходской жизни, как я её представляю, – искренне верующий во Христа, самоотверженно заботящийся о спасении своей паствы священник-духовник. Вот тогда будет и костяк, будет и община.

Есть духовник, он молится с паствой, причащается с нею от единой Чаши Христовой, отвечает на духовные запросы своих прихожан, ведет их ко Христу. И есть прихожане, которые доверяют своему священнику как поставленному Церковью Божией пастырю. Всё, – больше ничего не надо.

Молодежное служение, тюремное, благотворительность, и так далее, должны быть естественной частью этого главного дела, но, конечно же, не все разнообразие приходской деятельности обязательно надо механически привносить на приход, особенно если он численно невелик.

Я, например, боюсь ходить в тюрьму. Никогда в жизни не поеду, если не поведут. Мне там страшно. А есть у нас в монастыре иеромонах Лука, он просто спит и видит, как бы только в тюрьму попасть. Пожалуйста, – мы его туда регулярно отправляем, и он с большим удовольствием и, надо сказать, с пользой для заключенных проводит там время. Но если бы мне велели: «Отец Тихон, займись-ка тюремным служением!», – я бы сказал: «А можно я чем-нибудь другим займусь?» Принудительно вряд ли что получится. Но с другой стороны, если священник будет оправдывать свое равнодушие и безделье тем, что он ни к чему не способен и ничего не может, то это тяжкий грех перед Богом. Будь искренен, от всей души желай послужить Церкви, и Господь пошлет тебе дело в Своем Доме.

У нас в монастыре теперь, слава Богу, много священников, в этом смысле нам проще. Кто-то занимается с молодежью, и видно, что у него талант к этому, у него получается. Кто-то благотворительностью. Но начали мы когда-то, лет семнадцать назад, беседы с молодежью не от того, что разнарядку нам сверху спустили, а просто это стало нужно, как-то само собой потребовалось.

О праведниках недавних дней

Отца Тихона спросили о двух архиереях — митрополите Питириме (Нечаеве) и митрополите Антонии (Сурожском).

Митрополит Питирим был совершенно уникальный человек. Я его встретил в первый раз еще до того, как поехал впервые в Псково-Печерский монастырь. Мне зачем-то нужно было в Новодевичий монастырь. Там служил священник — историк по образованию… И вдруг я увидел, как подъехала машина — не то «Победа», не то «Волга», и оттуда вышел поразительной красоты человек. Монах в рясе, с огненным взором — он молниеносно взлетел по лестнице. Мне он запомнился на всю жизнь.

Он был человеком красивым и внешне, и внутренне. Бесконечное благородство. Удивительная человеческая красота — порода, что называется. Одной только священнической династии у него было четыреста лет. Трое святых в роду (в том числе Питирим Тамбовский).

Дочь Эйзенхауэра в своих мемуарах написала: «Самый красивый мужчина, которого я встречала — это архиепископ Питирим».

Это была действительно совокупность совершенств. Настоящий монах. Настоящий деятель. Человек, который брал на себя тяжелейший груз стояния за Церковь в богоборческом государстве. Когда в этих архиереев кидают камнями, мне становится страшно больно не за них — потому что они святы — а за тех людей, которые позволяют себе это делать, страшно за людей, которых они соблазняют, ибо они, действительно, не ведают, что творят.

Вообще тема жизни Святой Церкви в богоборческом государстве — еще неисследованная тема, которую Русская Церковь, как некое приношение, может со временем обобщить и передать всему христианскому миру. Это же уникальный, потрясающий опыт! Если сейчас получится, если Господь благословит, я обязательно сделаю телевизионный художественный фильм, восьми или десятисерийный, о жизни Церкви в этот период. Скорее всего, там будет два героя: архиепископ Лука и Сталин. Два непересекающихся мира.

Так вот, митрополит Питирим — это непонятый, во многом оболганный человек, перенесший необычайные нравственные и духовные страдания, потому что в конце жизни с ним поступали несправедливо, причем иногда и церковный люд.

Это один из самых прекрасных людей, с которыми я встречался.

Было у меня такое счастье — знал я и митрополита Антония. Однажды даже взял его (безотказный был человек) в библиотеке Издательского отдела, посадил в зале, и пять часов допрашивал его — задавал ему самые разные вопросы.

Записал все это на видео и… потерял видеокассету.

Зато, помните, у него было потрясающее (везде напечатано) слово, каким должен быть духовник — что нужно взращивать, а не строить по себе? Вот это я тоже записал. И нашел! Живьем, хоть и плохонько, на любительскую камеру. Я эту запись скоро выставлю у нас на сайте, и все смогут посмотреть живого митрополита Антония, как он горячо, легко и радостно говорит.

Удивительный человек. Очень его люблю.

Времени на общение не хватило. Все-таки зал пришлось освобождать — отец Тихон даже был вынужден автографы раздавать уже внизу.

Темный московский вечер мерцает улыбками расходящихся читателей «Несвятых святых». 

Отец Тихон и читатели (Фото)

Михаил Моисеев

Мест не было. Более тысячи человек ловили каждое слово архимандрита Тихона…

Сапоги от рабочих

Пожалуй, самые пронзительные воспоминания о Патриархе Тихоне составлены теми его современниками, кто не был посвящен в тонкости церковно-государственных отношений тех лет и просто видел в Святейшем гонимого пастыря Церкви Христовой.

Анастасия Цветаева в своих воспоминаниях («О чудесах и чудесном») уже в 1990 году вспоминала, как они с сыном ходили к Донскому монастырю — поддержать заключенного Патриарха Тихона.

Врач Бакунина рассказывает, что, когда Патриарх был в больнице на Остоженке, верующие люди со всей Москвы выражали ему свою поддержку:

По словам врача, по смерти Тихона сотрудники ГПУ изъяли из его палаты многочисленные подарки от верующих:

Как вспоминает Бакунина, в день похорон Патриарха Тихона, несмотря на опасность преследований, люди нескончаемым потоком шли проститься со Святейшим, причем среди них были представители всех сословий:

В то же время, по словам Бакуниной, в советской печати была представлена совершенно обратная картина: «В газетах о смерти Патриарха была напечатана маленькая заметка петитом среди остальной хроники. Было сказано, что похороны Патриарха привлекли мало публики, причем бросилось в глаза „полное отсутствие среди этой публики рабочих и крестьян“».

Радостный мир веры

Отец Тихон приходит без опоздания, зал поет «Царю Небесный», и начинается очень простой, доверительный и непафосный разговор о книге, о жизни и о вере.

Низкий поклон и благодарность за любовь к той живой православной жизни России, очень часто неведомой миру, о которой я пытался передать в этой книге.

Этот мир наполнен радостью и счастьем, которые испытал каждый из нас. И еще большие радость и счастье, к которым зовет нас Господь и которые предвкушает душа. Это совершенно не отменяет покаяния. «Держи ум свой во аде и не отчаивайся», — говорил преподобный Силуан Афонский.

Моей задачей было рассказать об этом удивительном мире, показать людей, населяющих этот мир.

Ко мне часто приходят расстроенные мамы и говорят: «Мой ребенок перестал ходить в храм». К сожалению, это беда и болезнь многих подростков, если не большинства. Но они все равно вернутся к этому миру. Как бы порой начетчески не приучали к Церкви, какими бы всего лишь обрядами не ограничивали подростки свои взгляды на Церковь, а все равно эта благодать, радость и счастье хоть немного, хоть иногда нам покажется смешно — просфоркой, переданной батюшкой, каким-то церковно-славянским словом, которое ребенок воспринял смешно, совершенно по-другому, а оно вдруг так засело в глубь его сердца, и он через это абсолютно непонятное и, может быть, комичное — вернется ко Христу.

Как выражался протопоп Аввакум: «Господь Бог — старый чудотворец». Мы даже не представляем, как Он может привести к вере.

Я сам, как и все мы, человек слабый. Хотя отец Иоанн (Крестьянкин) сказал как-то: «В наше время сильные христиане спасаются в миру, а слабые — в монастыре».

Как слабый человек, я часто нуждаюсь в утешении, в том числе, и в борьбе с помыслами сомнения, маловерия, уныния… Я эту книгу написал в том числе и для самого себя, чтобы перечитывать и говорить себе: «Слушай, дружок, а ты помнишь, какие были события, какие события Господь посылал тебе в твоей жизни? И ты еще смеешь что-то хрюкать?!»

Средства от книги пойдут на строительство храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке — еще одна церковь Сретенского монастыря, которую, как сказал архимандрит Тихон, наместник Сретенской обители, планируют достроить и освятить в 2017 году. Храм, по словам отца Тихона, будет радостным, хотя и посвящен Русской Голгофе. «Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил о своем ГУЛАГе как о самом счастливом времени», — вспомнил он.

Революционные годы. Патриаршество

Когда в 1917 году открылся Всероссийский Поместный Собор, на нём был затронут давно наболевший вопрос, требовавший скорейшего разрешения: вопрос о восстановлении патриаршества на Руси.

Должно сказать, что в то время эта идея поддерживалась не только духовенством, но и народом. Помимо внутренних церковных причин, к скорейшему разрешению данного вопроса подталкивала общественная и политическая ситуация, сложившаяся в России. Февральская революция, низвержение монархии, надвигавшийся хаос и прочие обстоятельства привели к острой необходимости, чтобы у Русской Церкви появился единый ответственный руководитель, способный, при помощи Божьей, сплотить своей властью, любовью и мудрой апхипастырской деятельностью духовенство, монашествующих и мирян.

И этой ответственной миссии удостоился митрополит Тихон. Сначала, результате четырех туров голосования, было избрано несколько кандидатов, а окончательный выбор определил жребий. Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября, в Кремлевском Успенском соборе.

Несмотря на всё более и более осложнявшуюся обстановку, усиливавшиеся гонения на священнослужителей Патриарх Тихон, как мог, исполнял долг перед Богом, Церковью и собственной совестью. Он открыто служил в храмах Москвы и других городов, возглавлял крестные ходы, осуждал кровавые беспорядки, обличал богоборчество, укреплял веру в людях.

Кроме того, в 1918 году он произнёс анафему на врагов Господа Иисуса Христа (под которыми многие понимали большевиков) и осудил убийство Николая II.

Когда большевики решили одолеть Церковь изнутри, раздробив её на куски, он всеми силами препятствовал осуществлению «обновленческого раскола». Всё это, конечно же, не могло не настраивать против него атеистическую власть.

К 1921 году в результате гражданской войны, засухи в восточных регионах страны в государстве катастрофически не хватало продовольствия, наступил страшный голод. И вот, подобрав удобный момент, под предлогом помощи голодающим власти решили разорить Православные храмы.

В это время Патриарх Тихон обратился за помощью к главам христианских Церквей, находящихся за рубежом, основал Комитет помощи голодающим, благословил сдавать ценности, не имевшие богослужебного значения. Вместе с тем он решительно воспротивился посягательствам на христианские святыни.

Но власти и не думали ослаблять наброшенную было на Церковь удавку. Желая добиться большего успеха на пропагандистском направлении, её обвиняли в алчности, в нежелании помочь страждущим. Прокатилась очередная волна арестов священнослужителей. Вскоре Патриарх был взят под стражу и несколько месяцев, с мая 1922 года по июнь 1923 года, пребывал в заточении. Затем, не найдя очевидных благообразных причин для публичной расправы, богоборцы были вынуждены выпустить святителя на свободу.

Возможно, на это решение повлияло предварительное согласие святителя Тихона на некоторую нормализацию отношений церковного руководства с государственной властью, некоторую отстраненность от «политической борьбы», о чём впоследствии он заявил всенародно. Кроме того, власть оказалась под протестным нажимом английского правительства и вообще западной общественности. Разумеется, Патриарх шёл на уступки под колоссальным давлением и настолько, насколько требовали условия выживания Церкви в тех обстоятельствах, насколько допускала пастырская совесть.

Дальнейшее время святитель Тихон оставался под пристальным надзором. Кроме того, на него было организовано покушение, в результате которого погиб его келейник, Яков Полозов. Сам Патриарх остался жив. Это покушение было завуалировано под разбойное нападение (всего же насчитывают три покушения).

Пребывая в Донском монастыре, Патриарх, несмотря на агрессивное давление извне, совершал богослужения, принимал множество тянувшихся к нему за поддержкой и утешением людей.

25 марта 1925 года, в Праздник Благовещения, шестидесятилетний Патриарх Тихон, предал свой дух Богу. К этому времени Православная Церковь едва оправилась от всех тех напастей, что ей пришлось пережить, и была очень слаба. Но сокрушить дух борьбы за своё право существовать было уже невозможно.

Прощание со святителем длилось несколько дней и сопровождалось толпами людей. Чин погребения происходил при участии десятков архиереев и священников.

После похорон святителя Тихона власти опубликовали от его имени завещание, где содержался ряд угодных им тезисов. Насколько оно и действительно принадлежало авторству Патриарха, сказать трудно. Во всяком случае многие ставили это завещание под сомнение.

О молитве за обидящих на актуальном примере

После вступительного слова отец Тихон начал отвечать на записки, но за два часа, кажется, всех так и не смог охватить. Народу меньше не становилось. Люди сидели на полу и стояли во всех проходах.

Конечно, зрителей интересовали многие актуальные проблемы. Первый же вопрос касался нашумевшего скандала с «панк-молебном». Отец Тихон доброжелательно и с дружеской иронией пожурил протодиакона Андрея Кураева, а о самих «героинях» сказал просто:

Мы должны их простить, если они покаются. На «Простите!» — что мы должны ответить? «Господь простит, и мы прощаем». Но мы никакого раскаяния не видим.

Нам, Церкви, в лицо плюнули. Но Церковь будет ждать и молиться, чтобы их сердце из страшного и окамененного стало действительно женственным, сердцем матери и женщины, а если они крещены — христианки.

О православном воспитании детей

На вопрос о том, как воспитывать детей в вере, как ходить в храм, чтобы ребенку было не тяжело и не скучно, отец Тихон ответил: «Творчески!»

Я монах, мне сложно об этом говорить. Для ребенка это радость и приключение. Мы видим это среди наших прихожан — мальчишек и девчонок. Надо им все объяснить на их детском языке. Надо объяснить и про Иисуса Христа.

У меня есть одна знакомая семья. Жена, к сожалению, скончалась, супруг жив. Своим внукам они с детства читали по-славянски: дети и начали читать по Псалтыри. Они сами творческие люди, художники, и очень живо детям смогли объяснить. У одной из их дочек (худенькая такая!) десять детей. И все — глубоко верующие.

Помню, был еще послушником, мы стояли на Двенадцати Евангелиях — дети были тут же. Они мало понимают, но очень сопереживают. Огромный труд — воспитание детей! Им рассказали, как это будет, но на правильном детском языке!

И вот возвращаемся домой и пьем чай. А дети читают по-славянски Пролог про Страсти Иисуса Христа. Старшая читает, а средняя, которая уже знает, сидит и все время уточняет: «Еще не воскрес? Как воскреснет, ты мне рукой махни!» А среди ночи вскочила в слезах: «Иисуса Христа жалко!»

Это и называется христианское воспитание. Я не знаю, как это делается, но я вижу плоды.

А когда им рассказывают про слоников и жирафиков, которые входят в ковчег, когда они учатся в наших несчастных воскресных школах (в седьмой раз) — все мы понимаем Тома Сойера, которого это только отвращало.

«Он же антисоветчик!»

Архиерейский собор 9—11 октября 1989 года, проходивший в московском Даниловом монастыре, был приурочен к празднованию 400-летия установления патриаршества в Русской Церкви. Именно на этом соборе было принято решение о канонизации Патриарха Иова — первого русского патриарха, избранного в 1589 году, и Патриарха Тихона — первого предстоятеля Церкви после восстановления патриаршества Поместным собором 1917 /18 годов.

Для большинства верующих людей Советского Союза канонизация Патриарха Тихона была актом смелым и чрезвычайно прогрессивным. Если личность Патриарха Иова для большинства советских граждан была на тот момент малоизвестным «преданьем старины глубокой», то фигура Патриарха Тихона была, в общем-то, широко известной. И канонизация его была шагом, как сейчас говорят, «неполиткорректным».

Журнал «Красная деревня», 1923 год, публикация о Патриархе Тихоне

По мнению Сергея Беляева, тогда, в конце 1980-х годов, для верующих людей канонизация Патриарха Тихона, безусловно, давала надежду на возвращение России к ее историческим корням:

В то же время для многих православных людей, в особенности для тех, кто знал подробности большевистских гонений на Церковь, праздник этот был с оттенком грусти. Канонизация Патриарха Тихона, как и вообще канонизация новомучеников, началась в Русской Православной Церкви слишком поздно. Несмотря на то, что сведения о пострадавших за веру при советской власти начал собирать еще Поместный собор 1917/18 годов, — ведь первые кровавые расправы над верующими начались сразу после Октябрьской революции, с убийства в Киеве священномученика Владимира Богоявленского, вплоть до конца советского периода ни один из новомучеников не был «вслух» прославлен Церковью.

Почти 60 лет, с момента воссоздания Московской Патриархии в 1944 году, церковная иерархия публично отвергала само существование гонений за веру в СССР. В этом смысле канонизация Патриарха Тихона была запоздалым, но честным шагом на пути к исторической правде.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Биография епископа Тихона Шевкунова богата на различные события

В 2000-х года Тихон Шевкунов участвовал в работе различных церковных органов созданных для восстановления канонического единства РПЦЗ и Московского патриархата. Работал секретарём Патриаршего совета по культуре, членом высшего церковного совета Русской православной церкви, руководителем комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом. В 2004 году экстерном закончил Сретенскую духовную семинарию.

29 февраля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в соборном храме Сретенского монастыря города Москвы поставил отца Тихона во игумена Сретенского монастыря с вручением игуменского посоха.

С рабочими в возрождающемся Сретенском монастыре. Отец Тихон Шевкунов лично участвовал в возрождении Сретенского Московского монастыря

Биография Тихона Шевкунова насыщена событиями и очень интересна. 22 октября 2015 года Священный собор избрал его викарием Московской епархии с присвоением титула «Егорьевский».

Через год в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина состоялось наречие архимандрита Тихона во епископа Егорьевского. Наречение произвёл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Хиротония же во епископы состоялась 24 октября 2015 года.

17 мая 2018
Тихон Шевкунов стал митрополитом

В октябре 2015 года патриарх Кирилл распорядился назначить управляющим Западным викарством города Москвы. Ещё через год епископ назначен Патриархом настоятелем храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста.

14 марта 2018 года Священный синод своим решением назначил епископа Тихона Шевкунова правящим архиереем Псковской епархии, а также главой Псковской митрополии, при этом должность председателя Патриаршего совета по культуре за ним сохранилась.

Епископ Тихон (Шевкунов) возведен в сан митрополита. 2018 год. Епископа Тихона Шевкунова в сан митрополита возвел Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

В праздник Вознесения Господня 17 мая 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в храме Христа Спасителя в праздник Вознесения Господня возвёл Тихона Шевкунова в сан митрополита. Возведение в сан произошло в связи с назначением его главой Псковской митрополии.

В связи с этим назначением архиерей покинул посты наместника Сретенского монастыря города Москвы и ректора Сретенской духовной семинарии. 21 мая 2018 года он прибыл во Псков. Здесь его встретил лично глава города Иван Цецерский. 14 июля 2018 года решением Священного синода назначен «священноархимандритом и игуменом» Псково-Печерского монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector