Все, что вы хотели знать о празднике вознесения господня

Содержание:

Заговоры

В Вознесение хороший результат дает заговор на здоровье. На рассвете или на закате идут к густым зарослям калины, терна, бузины, черемухи или жимолости около водоема. После того как услышат пение соловья, говорят такие слова: «Вот здесь соловушка живет и семья его, о Вознесении поет, Господа прославляет, душу и тело исцеляют». Затем возвращаются домой, не оборачиваясь.

Чтобы по осени получить богатый урожай, скорлупу освященных пасхальных яиц закапывают в саду или на огороде. При этом произносят следующий заговор: «Иисус Христос, благослови мой участок, мою землю. Защити ее от нападок чертей и злых людей, отведи от нее напасть вредоносную, сглаз и порчу».

Если нужно улучшить финансовое положение, перед сном читают такой заговор: «Сын Божий, спаси и помоги, о просьбе моей Богу расскажи. Он тебя услышит и обо мне подумает, даст благословение!». После этого меняют пастельное белье на чистое. Укладываясь в постель, читают «Отче наш». Утром после пробуждения умываются и идут в церковь. Там ставят свечку за свое здравие и хотя бы недолго присутствуют на службе. Это очень сильный обряд, поэтому к нему прибегают только в крайних случаях (например, когда нет возможности отдать долги или нет денег на еду).

Те, кто ощущает нелюбовь и неприязнь к себе окружающих, в этот день выполняют магические действия для улучшения взаимоотношений. Для этого на самостоятельно приготовленный хлебец в виде лесенки читают такой заговор: «Иисус Христос, Сын Божий, сделай так, чтобы окружающие меня люди относились ко мне так, как я этого заслуживаю. Помоги улучшить наши взаимоотношения. Избавь меня от врагов, которые скрываются под видом доброжелателей». Чтобы добиться более тесного контакта с высшими силами, это делают на улице. В процессе смотрят на небо. Заговоренные хлебцы раздают соседям, коллегам по работе.

Чтобы сбылась мечта, воском (капая его со свечи) на бумаге пишут слово успех и кладут ее за домашний иконостас. После этого перед ним ежедневно молятся. Чем искреннее звучат молитвы, тем быстрее осуществляется желаемое.

Начиная с Пасхи и заканчивая Вознесением включительно, врата ада и рая остаются открытыми. Все эти дни души праведников находятся на земле, а души грешников не испытывают страшные муки

Поэтому в светлый праздник важно не только просить, но и помогать. В этот день христиане занимаются благотворительностью, делают пожертвования

Размер подаяний может быть любым. Главное здесь – добровольное желание и чистые намерения.

Мне нравится1Не нравится

Видеоролик «Вознесение Господне»

Традиции празднования Вознесения Господня

В традициях празднования Вознесения Господня намешано много различных церковных, языческих и народных правил.

В день Вознесения Христа принято заниматься благотворительностью и помогать ближним, потому что в этот день Христос, облачившись бродягой, путешествовал и наблюдал, как к нему относятся люди.

Что нельзя делать в праздник Вознесения Господня

— в праздник Вознесения Господня нельзя произносить фразу «Христос Воскрес», поскольку в этот день из храмов выносят Плащаницу;

— в этот день нельзя делать уборку по дому и любую тяжелую работу;

— в этот день нельзя думать о плохом;

— в этот день запрещается плевать и бросать мусор на улице, так как «можно попасть в Христа, который приходит в дома под видом нищих».

Что можно и нужно делать в праздник Вознесения Господня

— этот день лучше провести в домашнем семейном кругу и в молитве;

— в день Вознесения рекомендуется соблюдать в душе мир и спокойствие и не ссориться с друзьями и близкими;

— в этот день советуют вспомнить умерших родственников, врсстановить с ними духовную связь;

— можно ходить в гости к родным и знакомым, в старину это называлось «ходить на перепутье»;

— накануне Вознесения Господня принято печь особые блины «Христу на дорожку», еще их называют «Божья окутка», «Онучки», «Христовы лапотки».

Приметы в день праздника Вознесения Господня

— если на Вознесение Господне хорошая погода, то она такой будет и до дня Святого Михаила (21 ноября).

— если в день Вознесения идет дождь, жди болезни и неурожай.

Гадания в день праздника Вознесения Господня

— в этот день девушки вплетают в косы несколько веточек березы, и если веточки не завянут за десять дней до Троицы, то в этом году будет свадьба;

— на рассвете собирают травы, так как  этот день они считаются особо целебными и сохраняют свои лечебные свойства до наступления Ивана Купала (7 июля).

Фильмы о жизненном пути Иисуса Христа

— Фильм «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965)

— Фильм «Иисус из Назарета» (1977)

— Фильм «Иисус» (1979)

— Фильм «Страсти Христовы» (2004)

— Фильм «Сын Божий» (2014)

— Фильм «Убийство Иисуса» (2015)

— Фильм «Восставший» («Воскресение Христа») (2016)

Что можно и нельзя делать

С праздником Вознесения связано много народных поверий и примет. На протяжении многих столетий людям доводилось не раз убеждаться в правдивости древних предсказаний.

Что делать с мусором

В праздничный четверг нельзя сорить и выметать сор из избы. Убраться в доме можно в среду или после праздника. На Вознесение лучше с утра сходить в церковь. Запрещено в этот день плевать на землю и обижать нищих. Ведь существует поверье, что в праздничный четверг сам Спаситель может облечься в одежду бедного странника.

Можно ли ходить на кладбище

В праздник необходимо сходить на кладбище, проведать умерших родственников, поухаживать за их могилами. На само Вознесение в церкви нет специального богослужения об усопших. Вспомнить родных можно во время домашней молитвы.

Работа на огороде

В праздник работать на огороде нельзя. Зато можно печь выпечку и пироги с поперечными тонкими перекладинами на поверхности в виде лесенки — символа, по которому Христос взобрался на небеса. Этот хлеб можно принести в церковь и освятить.

Шитье

Шить на праздничный четверг не разрешается. С утра лучше сходить в церковь, раскаяться в прегрешениях и помолиться. После обеда можно проведать умерших родственников на кладбище.

Мытье головы

В этот день с неба льется целебная вода. Ведь на Вознесение сам Спаситель смотрит с небес на землю и благословляет людей. Если в праздничный четверг идет дождь, можно собрать воду в таз и помыть ею голову. Такая процедура убережет от головной боли и сделает волосы шелковистыми.

Замужество

На Вознесение в церквях не совершают обрядов бракосочетания. Ведь, согласно церковным правилам, во время большого праздника свадьбы запрещены. Влюбленные смогут пожениться после Вознесения, ведь до первого летнего Поста у них есть еще две недели.

Операция

На Вознесение лучше не делать хирургическую операцию. Ведь этот день, хоть и праздничный, но в то же время трагический. В четверг Христос вошел в небесное царство, распрощавшись навеки с земной жизнью.

Важнейшие черты праздничного богослужения

Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Продолжается он десять дней, имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу 7 седмицы по Пасхе.

Вся служба в день праздника совершается по Цветной Триоди с особенностями Господского двунадесятого праздника.

На великой вечерне кафизмы нет (т.е. «Блажен муж» не поется). На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».

На утрене: полиелей праздника; величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение»; степенны — первый антифон 4 гласа.

Некоторые особенности в богослужении праздника Вознесения Господня связаны с тем, что этот праздник имеет тесную связь с праздниками Воскресения Господа Иисуса Христа и Сошествия Святого Духа. Главные особенности богослужения праздника следующие:

После Евангелия на утрене поется: «Воскресение Христово видевше» (единожды).

Катавасией канона Вознесения Господня служат ирмосы канона на праздник Сошествия Святого Духа («Божественным покровен»).

Прочие же особенности богослужения Вознесения Господня такие же, как и других двунадесятых праздников.

Канонов два: первый — святого Иоанна Дамаскина — «Спасителю Богу»; второй канон — святого Иосифа Песнописца. «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы Вознесения. Первый припев (поет диакон): «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». Хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем». Затем — остальные припевы и тропарь. В конце 9 песни поется катавасия: «Радуйся, Царице, матеродевственная славо».

Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия — ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу».

На Литургии: антифоны праздника; входный (он же и причастный) стих: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». После входа: тропарь и кондак. Задостойник (до отдания) — ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию» с припевом. Вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь Вознесения Господня. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш».

Если на день Вознесения Господня придется храмовый праздник или день памяти великого святого, то служба совершается так, как указано в Типиконе (8 мая) — святому апостолу Иоанну Богослову и Вознесению (см. Храмовая глава 51).

В день праздника великая вечерня. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори».

В попразднство до отдания Вознесения Господня на Литургии после малого входа поется «Приидите, поклонимся» с праздничным припевом в конце: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: Аллилуиа».

Во все дни от Вознесения Господня до дня Пятидесятницы в начале часов и других служб «Царю Небесный» не читается, но службы начинаются с Трисвятого. В конце Литургии от Вознесения Господня до Пятидесятницы вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь праздника или дня («Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш» — до Троицкой субботы, «Глубиною мудрости» — в Троицкую субботу).

История и суть праздника

Вознесение Господне – это один из двунадесятых христианских праздников. После того, как Христос был распят, Он не умер, как обычный человек. Пасха – Воскресение Христово на третий день после смерти. Господь попрал смерть смертью, как бы странно это не звучало.

Со дня Пасхи до Вознесения, Спаситель находился на земле, рядом со своими учениками. Причем, в буквальном смысле слова, ибо Иисус Христос был с ними физически. Об этом свидетельствует притча о Господе и Фоме Неверующем, усомнившимся в воскресении Божественного Учителя. Узнав, что ученик сомневается, Спаситель предложил тому прикоснуться к собственным ранам.
Спустя 40 дней после Пасхи, Господь вознесся на Небеса, в Царство Своего Отца Небесного. По сути, праздник Вознесения – это разлука с Богом и, одновременно, радость для православных христиан.

Чему же радовались апостолы – ученики Христовы, когда Тот вознесся? И чему радуемся мы – православные христиане? Все дело в том, что Спаситель приходил на землю не просто так. Его целью было перемирие между Богом и родом человеческим. Если обратиться к Ветхому Завету, то станет понятным, что происходило с людьми после грехопадения Адама и Евы. Рай был закрыт для людей, даже праведники, после своей смерти, шли в ад. И Бог не мог смотреть на это спокойно, послав Своего Сына на землю. Задача Господа – возвестить миру Божественную Истину, призвать людей к покаянию, наставить их на верный путь. И, в конечном итоге, примирить с Богом, открыть для рода человеческого Райские Чертоги.

Иисус Христос, приняв смерть на земле, спас человеческий род. И, выполнив Свою миссию, вознесся на Небо, чтобы подготовить его к принятию всех своих истинных последователей. Каждый человек, исполняя Божественные заповеди, следуя учению Спасителя, может достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном, рядом с Господом.

Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24: 50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9–11; см. также краткое изложение в Мк. 16: 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см.: Ин. 16: 7).

Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см.: Лк. 24: 49; Деян. 1: 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (см.: Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (см.: Лк. 24: 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (см.: Деян. 2: 1–4).

В перечисленных свидетельствах легко обнаружить различия, которые, как покажет дальнейшее изложение, найдут свой отклик в богословии праздника, истории его установления, а также в литургическом формуляре.

В Деян. 1: 3 период явлений воскресшего Христа и, следовательно, время с Воскресения до Вознесения определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными в земной жизни Господа, имеющими такую же протяженность событиями: от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (см.: Лк 2: 22–38), и после крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (см.: Мф. 4: 1–2; Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения в продолжение многих дней (см.: Деян. 2: 32–36; 3: 15–16; 4: 10; 5: 30–32; 10: 40–43; 13: 31; 1 Кор. 15: 5–8).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк. 24: 26; Деян. 5: 31; Еф. 4: 8–10; Флп. 2: 6–11; Откр. 3: 21; 12: 5; о прославлении после Воскресения – в 1 Пет. 1: 21; о седении одесную Бога – в Рим. 8: 34; Еф. 1: 20; 2: 5–6; Кол. 3: 1.

Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета – либо прямые, либо аллюзивные. Так, Сам Спаситель еще прежде крестных страданий, толкуя псалом 109, говорит о Своем седении одесную Бога (см.: Мк. 12: 35–37; 14: 62). В Откр. 3: 21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (см.: Евр. 4: 14; 6: 20; 7: 26 и проч.).

Предсказания о пришествии, или возвращении с небес, Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение, или восхождение на небеса (см.: Мф. 16: 27; 24: 30; 26: 64; Мк. 8: 38; 13: 26; Лк. 21: 27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (ср.: Ин 3: 13; 13: 1–3: 16: 5, 28 и Ин. 3: 17, 31; 6: 38; 8: 23; 13: 3; 16: 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф. 4: 8–10 и 1 Пет. 3: 18–22 (ср.: Пс. 67: 19 и 138: 8).

Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно.

Вознесение Христа. П. Сведомский. Фреска Владимирского собора в Киеве

История возникновения праздника

По поводу эортологической истории нужно, прежде всего, отметить одно специфическое обстоятельство: до конца IV века празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, наступающий после Пасхи, а не как отдельный праздничный день.

Этот факт непротиворечиво доказывают, например, записи паломников, побывавших в Святой Земле. Так, Этерия сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон – в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и начинается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. Она также указывает и на совершение праздничной службы в Вифлееме на сороковой день после Пасхи. Хотя в данном случае речь идет, по-видимому, не о Вознесении Господнем, а об иерусалимском празднике Вифлеемских младенцев, приходившемся на 18 мая. Если это предположение верно, паломничество Этерии следует относить к 383 году, когда названное празднование совпало с сороковым днем по Пасхе.

Впрочем, вышеуказанные свидетельство и его датировка находятся в полном согласии с мнением большинства исследователей о том, что размежевание Вознесения и Троицы произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе, который состоялся в 381 году.

Упоминания об отдельном праздновании сорокового дня после Пасхи встречаются у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста. Прямо говорят об этом и апостольские постановления.

Существует предположение о том, что как Вознесение Господне надо понимать «четыредесятницу» из 5-го правила I Вселенского Собора, который, как известно, созывался в 325 году. Однако такая ранняя датировка не подтверждается позитивными аргументами.

Как бы то ни было, но источники V века однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник – на сороковой день после Пасхи, что должно было подчеркнуть благодатную роль Святого Духа в домостроительстве спасения.

Понятно, что Вознесение было отнесено с тематической точки зрения в Господские, с календарной – в переходящие, а с уставной – в великие, двунадесятые праздники.

Как уже упоминалось, с V столетия традиция празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно. Блаженный Августин, например, называет «четыредесятницу Вознесения» праздником «древнейшим и повсеместным».

Вознесение. М. Нестеров. 1897 г. Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови), СПб

Что нельзя делать в день Вознесения Господне, а что можно

Народ считал, что после наступления Вознесения Господня, отмечаемого в конце мая-начале июня, погода стабилизируется. Весенняя прохлада поутру отходит, наступает настоящее лето, сады отцветают. Эта примета справедлива. В этот день принято водить хороводы и устраивать гуляния в честь будущего урожая (традиция распространена повсеместно).

День Вознесения Господня всегда приходится на четверг. Согласно православным канонам в четвертый день недели пост не соблюдается, можно употреблять любую пищу, отсутствуют жесткие ограничения, люди могут заниматься привычными делами. Несмотря на это, главное – посетить службу и найти время для прочтения молитвы.

Не рекомендуется

Не советуют в этот день выбрасывать мусор. Запрещается плевать на землю, чтобы не осквернять ее. Если есть такая необходимость, надо использовать платок.

Есть и другие запреты и правила:

  1. Не рекомендуется работать. Это правило распространяется на труд, который можно отложить (выполнить работу заранее или позднее). Не советуют заниматься делами в доме и огороде.
  2. Забивать скотину и ловить рыбу.
  3. Запрещено сквернословить, вступать и провоцировать конфликты. День нужно провести в хорошем настроении.
  4. Посещать могилы умерших предков. Это не запрет, а рекомендация. Церковь рекомендует делать это в Троицкую субботу или в календарный промежуток дней между ней и Вознесением.

В православный праздник нужно найти время для обращения к Господу. На Вознесенье открываются небеса, потому можно попросить об исполнении заветных желаний. Главное провести его с теплотой в душе и светлыми мыслями, без тоски и уныния, в семейном кругу.

Статьи на Православие.Ru

Вознесение Христово – это что такое и где об этом сказано? Как понимать слова «седяща одесную Отца»? Где Христос сейчас? Какое отношение Вознесение Христово имеет ко мне? А я так смогу?

Мы привыкаем к нашему учителю, к человеку, и к обстоятельствам, которые нас окружают – все в нашей жизни связано с этим. И, когда мы расстаемся, нам, конечно, тяжело, нелегко бывает. (MP3 файл. Продолжительность 5:01 мин. Размер 4.7 Mb)

4 / 17 мая 2018 г. Четверг 6-й седмицы по Пасхе. Вознесение Господне. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:10:10 мин. Размер 64.3 Mb)

3 / 16 мая 2018 г. Среда 6-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:29:30 мин. Размер 102.7 Mb)

Победное восхождение Господа на небеса оказалось бы невозможным без Креста, сошествия во ад и победы над дьяволом, грехом и смертью.

Вознесение Господне указывает нам наш собственный путь. Ведь отныне отечеством нашим уже будет не земля, но Небо.

Господь подает нам истинное утешение – Благодать Святого Духа. Лишь бы мы сами не удалялись от Небесного Иерусалима, от этой Божественной Благодати, и не ходили во тьме.

8 / 21 мая 2015 г. Четверг 6-й седмицы по Пасхе. Вознесение Господне. День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:15:23 мин. Размер 54.3 Mb)

7 / 20 мая 2015 г. Среда 6-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:42:08 мин. Размер 116.8 Mb)

Мог ли Спаситель не покидать земли? Чем была бы тогда проповедь Истины? Почему необходимо было изменить образ Его единения с учениками?

Сегодня завершился акт примирения между человеком и Богом. Сегодня человек обожился, сегодня тело Адамово одесную Бога воссело.

Божественная благодать Святого Духа, обещанная нашим Спасителем, все время присутствует с нами, она не отходит от нас, только если мы не теряем эту радость и надежду, которой были исполнены апостолы. (MP3 файл. Продолжительность 6:12 мин. Размер 4.5 Mb)

16 / 29 мая 2014 г. Четверг 6-й седмицы по Пасхе. Вознесение Господне. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:10:33 мин. Размер 50.9 Mb)

15 / 28 мая 2014 г. Среда 6-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:24:26 мин. Размер 104 Mb)

Почему праздник Вознесения Господня так важен для нашей веры и надежды? И почему необходимо ходатайство за нас Спасителя?

Вознесение выпрямляет наши согбенные спины. Оно заставляет смотреть вверх. Причем – с радостью. Христос жив и обещал быть с нами до скончания века!

Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов

Более поздний грузинский перевод содержит сходные сведения: накануне Вознесения Господня на вечерне пели тропарь «На горе святей» и прокимен Пс. 46: 6. Литургия имела те же особенности, что и в армянском варианте Лекционария.

Согласно древнейшей редакции Иадгари, праздник содержал несколько циклов стихир на «Господи, воззвах», тропарь 2-го гласа, канон плагального 4-го гласа «Возведший нас от врат смертных» (со 2-й песнью), стихиры на хвалитех, уже указанные чтения на литургии. Кроме того, указаны тропари на умовение рук и на перенесение даров.

Сравним одно из замечаний А.А. Дмитриевского о праздновании Вознесения на рубеже XIX–XX столетий на горе Елеон: «Церковное торжество в собственном смысле начинается на Елеоне с 9 часов вечера по восточному счислению, за два часа до заката солнца, но богомольцы стекаются сюда с полудня, после обеда, с целью помолиться у “стопочки”, как трогательно называют святое место Вознесения Господня наши паломники, облобызать ее и поставить к ней свою трудовую свечу».

Празднование Вознесения Господня в соборном богослужении Константинополя IX–XII веков осуществлялось по Типикону Великой Церкви. На вечерне накануне праздника отменялись изменяемые рядовые антифоны и читались паремии из книг Исход и пророка Захарии. В заключение пелся тропарь 4-го гласа «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш» со стихами Пс. 46. После вечерни и чтения из Апостола совершался паннихис.

На утрене опускались рядовые антифоны. К Пс. 50 припевали тот же тропарь, что и на вечерне.

На литургии полагались три праздничных антифона из Пс. 41, 45, 46 и назначались следующие чтения: прокимен из Пс. 107; Деян. 1: 1–12, аллилуарий из Пс. 46; Лк. 24: 36–53, причастен Пс. 46: 6.

Примечательно, что песнопение праздника относится здесь только к самому дню Вознесения. Но уже Синайский канонарь IX–X столетий предписывает петь тропарь вплоть до субботы Пятидесятницы. Данное указание, безусловно, свидетельствует о том, что с течением времени празднование Вознесения Господня оформилось в циклическую структуру.

По данным Студийского и Иерусалимского уставов, Вознесение Господне празднуется по чину двунадесятого праздника. Его обширный цикл включает в себя десять дней: один день предпразднства – в среду 6-й седмицы по Пасхе, собственно праздник – разумеется, в четверг, и восемь дней попразднства с отданием в пятницу 7-й седмицы по Пасхе. При этом чтения вечерни и литургии, а также праздничный тропарь установлены в соответствии с Типиконом Великой Церкви.

Каноны праздника написаны св. Иоанном Дамаскиным и св. Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат св. Роману Сладкопевцу.

Последнее явление Иисуса. К. Лебедев

Невидимый и видимый мир

«Если, — Господь говорит, — Я не пострадаю, то не придет Утешитель – Дух Святый», который руководит человеческой жизнью. Образ Живоначальной Троицы, – Он всецело связан с жизнью человека. Потому что Творец, Отец Небесный, сотворил видимый и невидимый мир.

Невидимый мир – это Ангельский мир, мир святости, милосердия Божьего. И видимый мир – это природа, моря, океаны, леса, поля, пустыни… И человек входит в этот мир видимый, как царь. Не как Творец, а как царь. Потому что Творец Небесный все сотворил для человека. Как жених вводит в чертог свою супругу, так и Господь вводит в этот прекрасный мир, Свое прекрасное творение человека – и дает возможность наслаждаться. Человек не устоял в этой благодати, святости и общении с Богом.

Он склонился на сторону греха, дьявола, который ласкал его ухо своими лестными словами. И человек отпадает от Бога.

Но и тогда Господь не оставляет человека, – приходя в мир, принимает плоть, страдает, искупает человека своими страданиями, жизнью и воскресает из мертвых, и возносится на небо, садясь одесную Отца. Дает нам возможность и понимание, что в Царстве Небесном каждый труженик на земле удостаивается вечных благ на небе.

Тогда посылается в мир Дух Святый, Который ведет человека по жизни и дает возможность человеку сделаться наследником Божьим. И когда Господь вознесся на небо, в облаке Божественной славы, тогда явились Ангелы и сказали: «Муже и братья, что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, Который сегодня вознесся, Он придет во славе судить живых и мертвых». И возносясь на небо, еще раз Христос исполняет все, что обещал, – посадить нас одесную, если мы этого заслужим, стать одесную Бога-Отца. А Он Сам воссядет в Божественной славе, и идет приготовить место любящим Его.

Мне кажется, что Господу уже не было чего готовить – рай был приготовлен от начала мира, и там были жители Адам и Ева. Но они не смогли там жить после грехопадения, они создали ад для человеков. И мы, в лице Адама и Евы, получаем первородный грех, и все нисходят в преисподнюю земли до тех пор, пока Христос не воскресит мертвых и не разрушит узы ада, создаст возможность человеку вознестись на небо.

Поэтому рай изначально был приготовлен для человека, а ад – жилище бесов, но человек грешный приготовил ад сам себе. Поэтому мы должны всегда помнить, что у нас есть возможность быть наследниками Царства Небесного – и мы к этому призваны, но в то же время, если мы не слышим Слова Божьего, то становимся наследниками греха, вечных мук и страданий.

В том, что Христос придет вторично, об этом Он неоднократно говорил, приводил притчи, истории, и Апокалипсис нам об этом свидетельствует. Поэтому, дорогие братья и сестры, воспрянем духом, сбросим с себя иго греха и будем всегда радоваться той великой радостью, которую Господь даровал нам и просил, чтобы мы всегда были готовы, как «мудрые девы» дать ответ в тот час, когда Господь призовет нас к вечной жизни и для Царства Небесного.

Вознесение Господне — что это за праздник

В Евангелии есть много упоминаний, что после чудесного воскрешения Иисус продолжал находиться в мире живых вместе со своими апостолами еще 40 дней. Учитель рассказывал ученикам о православной вере, проповедовал Божьи заповеди, говорил о небесном царствии. Христос сказал мирянам, что нужно поведать всему миру о христианстве, и на этом его земная миссия завершилась.

На 40 дней после воскрешения Христос взошел на вершину Елеонской горы, находящейся в священном Иерусалиме, вместе со своими учениками. Последователи увидели своего Учителя, парящего в воздухе, а затем его тело вознеслось к небесам. Апостолы возрадовались этому событию: их души ликовали. Спаситель наконец-то обрел спокойствие и отправился в рай.

Вознесение Господне наполнено духовным смыслом: верующие воспринимают его как воссоединение Сына Божьего со своим Родителем. Праздник означает постоянное незримое присутствие Иисуса на земле. Многие христиане говорят, что замечают это, а сам Спаситель продолжает помогать своим последователям: защищает их от невзгод, награждает за благие дела, наставляет на нужный путь.

Торжество длится 10 дней, а не один, как считают некоторые. Именно столько его отмечает православная церковь. После того как Иисус вознесся на небеса, на 10-е сутки на землю спустился Святой Дух. Господь послал его, чтобы наделить апостолов невиданной мощью, которая понадобилась им для дальнейшего проповедования христианства. Это событие впоследствии православные назвали Пятидесятницей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector