Псалом 1.1: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых

Содержание

О чем же повествуется в этом священном тексте? Кстати, он довольно короткий — всего лишь 6 строк. Уже в первом предложении автор делает противопоставление. Он указывает на разницу между христианином и остальными людьми, которые придерживаются греха. Они называются «собранием развратных» — здесь имеется в виду не плотской грех, а любое отступление от заповедей Божиих.

В целом автором рассматривается участь тех, кто любит Бога и грешников, которые не желают придерживаться заповедей. Тем, кто слушает Господа обещается «блаженство» — в толковании указывается на то, что имеется в виду не только внешнее земное благополучие. Главным для христиан является загробная участь, которая будет радостной, счастливой для тех, кто придерживался Закона Божия.

Псалом – что это такое, простыми словами

Буквально «псалом» в переводе с древнегреческого языка имеет определенное значение – «перебирать пальцами». Такое понятие соответствует пению под щипковый инструмент (псалтерий). У него есть и другое объяснение. Так называется жанр и форма христианской лирической поэзии (молитвословного характера). Псалом соответствует еврейскому слову, у которого есть более узкое значение – «создавать музыку во имя Бога».

Псалмы составляют Псалтырь (книгу Ветхого Завета). Она делится на кафизмы, которые, в свою очередь, содержат псалмы (разное количество). Еще одна особенность заключается в разделении этих текстов на стихи. Псалмы содержат одно и то же или 2 разных высказывания, причем отмечается постепенное усиление выразительности молитвенного текста.

Псалмы воспеваются в церкви. Сегодня это своеобразный фундамент православного богослужения. Ранее стихи распевались всей общиной. Позднее для этой цели во храме появились певчие – это название церковного хора или небольшого ансамбля.

Изначально читались все псалмы. В дальнейшем некоторые из них стали исполняться чаще – те, что сопровождались чрезвычайно изысканными и сложными мелодиями. Затем они перешли в разряд самостоятельно воспеваемых текстов.

Отдельные тексты со временем перестали часто произноситься: пс. 11, 13 и др. Непрерывное чтение всей книги Псалтырь практикуется в монастырях. Для этого задействуется множество служителей, т. к. необходимо прочесть большое количество песен, не останавливаясь. Называется молитвенное правило «Неусыпаемая Псалтырь».

Толкование псалма

Главной идеей текста является мысль, что праведник — блажен. Под словом «блажен» подразумевается слово счастлив, т.е. человек, который исполняет заповеди Божьи и ходит Его путями — счастливый. Имеет в виду не только земное благополучие, но и духовное состояние спокойствия и счастья. Под словом «муж» имеет в виду просто человек, а нечестивый тут — человек, который не имеет ничего общего с Господом и заповедями.

Более подробный разбор стихов даст лучшее представление о тексте:

  1. Первый стих описывает действия праведного человека: он никоим образом не сообщается с грешниками и неправедными. «Не ходит, …не стоит, …не сидит» — три вида уклонения от зла, несмотря на внутреннюю тягу к злому, человек всячески уклоняется от него и малейшего соблазна.
  2. Второй стих говорит о том, что праведник, вместо пребывания с неправедными, целый день погружен в мысли о вышнем. Праведник характеризуется с положительной стороны, каждое свое действие он соотносит с Божьей волей и Его законом. Воля тут — это влечение к «закону Господа», т.е. к Божественному.
  3. Третий стих описывает состояние праведного человека — последствие исполнения Божьего закона — это рост и благополучие человека как в духовной, так и материальной сфере. Для лучшего понимания идеи автор сравнивает такого человека с деревом у водоема.
  4. Стихи 4-6 сравнивают два типа людей, соблюдающих и не соблюдающих Закон. Автор дает характеристику грешникам — они как пыль, не могут устоять на месте, не имеют веса. Тут же идет речь о суде над такими, но до конца неясно, какой именно суд — небесный или суд при жизни.

Важно! Первая песнь является отличным текстом для размышления. Тут описывается истинно верующий человек, не религиозный, целью которого — неукоснительное соблюдение буквы закона, но желание и жажда Божьего слова.

Псалмопевец Давид обещает верному последователю успех в каждом начинании, ведь его покровителем становится Господь

Кафизма 1

Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле! Ибо величие Твое превознеслось выше небес. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы погубить врага и мстителя. Как я посмотрю на небеса, дела перстов Твоих, на луну и звезды, которые Ты основал, – То что такое человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что посещаешь его? Ты умалил его малым чем пред Ангелами, славою и честью Ты увенчал его, И поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его: Овец и волов всех, а также и скот полевой, Птиц небесных и рыб морских, проходящих стези морские. Господи, Господь наш! Как чудно имя Твое по всей земле!

Слава:

По 1-й кафизме, Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш.

И тропари сия, глас 1:

В беззакониих зачався аз, блудный, не дерзаю взирати на высоту Небесную, но, дерзая на человеколюбие Твое, зову: Боже, очисти мя, грешнаго, и спаси мя. Аще праведник едва спасается, аз где явлюся, грешный? Тяготы и зноя дневнаго не понесох, но с наемники единонадесятаго часа сопричти мя, Боже, и спаси мя.

Слава: Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших на Небо и пред Тобою.

И ныне: Упование христиан, Пресвятая Дево, егоже родила еси Бога паче ума же и слова, непрестанно моли с горними силами дати оставление грехов, нам всем и исправление жития, верою и любовию присно Тя чтущим.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Владыко Вседержителю, Непостижиме, начало света и преумная Сило, Иже Ипостаснаго Слова Отец и Единосильнаго Твоего Духа Испуститель: милосердныя ради милости и неизреченныя благости не презревый человеческаго естества, тмою греха содержимаго, но Божественными светы священных Твоих учений, законом и пророки светивый мiру, последи же нам того Единороднаго Твоего Сына благоволивый плотию возсияти и ко осиянию нас Твоего просвещения наставити: да будут уши Твои внемлюще гласу моления нашего, и даруй нам, Боже, во бденном и трезвенном сердце, всю настоящаго жития нощь преити, ожидающым пришествия Сына Твоего и Бога нашего, Судии всех, да не возлежаще и спяще, но бодрствующе и воздвижени в делание заповедей Твоих обрящемся и в радость Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизглаголанную. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Правила чтения псалма 1

Несмотря на то, что при богослужениях молитву поют или читают на старославянском языке, православный может прочитать псалом 1 на русском.

Сила псалма 1, или в каких случаях его советуют читать:

  • Если не получается справиться с искушениями.
  • Если вера во Всевышнего ослабевает.
  • Если Вы столкнулись с депрессией, и Вас захватило уныние.

Помимо этого, первый псалом может читаться при сельскохозяйственных работах.

Есть интересная история о двух монахах, из которых один учил другого читать псалмы. Когда они выучили первый псалом, второй ученик ушел и отказался учиться далее. Через много лет они встретились. «Читаешь ли ты псалмы дальше?» – спросил первый у второго. «Нет!» – отвечал тот. –«Почему?».  – «Потому, что я еще не научился на практике исполнять то, что понял из первого», – ответил бывший ученик.

Если бы мы с Вами ничего больше не читали и не учили, но хорошо усвоили смысл первого начинательного псалма, мы все-таки бы знали много полезного и важного для жизни. Но мы будем учиться и дальше читать!

Толкование Псалма 1

Псалом 1 является удачным введением в Псалтирь, поскольку в нем в общих чертах говорится о двух путях, которые открыты перед человеком и человечеством: о пути правды и праведности и о пути зла и нечестия

Он может быть отнесен к «псалмам мудрости», потому что подчеркивает наличие лишь этих двух путей; прием сравнения, обещание благословений, мысль об особой важности для практической жизни Богом данного закона — все это характерные черты «псалмов мудрости». Главная мысль Псалма 1 возникает в Псалтири вновь и вновь

Речь в нем идет о благословенном человеке, ведущем непорочную жизнь и процветающем — в согласии со словом Господним, и о нечестивых, которых ждет погибель.

А. Блажен муж… (1:1-3)

Пс. 1:1. Характеристика «мужа», воспеваемого в этом псалме, развивается по нарастающей, от глагола к глаголу: «не ходит… не стоит… не сидит» туда и там, где собираются «развратители» (по-еврейски буквально «насмешники», т. е. те, у кого праведный образ жизни вызывает лишь насмешки). Благодаря этому он оказывается защищенным как от случайного воздействия с их стороны, так и от соблазна вступить с ними в сговор против праведных (ибо он держится в стороне от собрания развратителей). Такой муж блажен (т. е. счастлив), потому что угоден Богу и наслаждается духовным миром и радостью в общении с Ним.

Пс. 1:2. Тут воля понимается как «влечение». Благочестивого человека влечет слово Божие («закон Господа», или Моисеев закон, здесь надо понимать расширительно, в значении всего Божественного откровения). Он упорно размышляет о нем, стараясь проникнуть в его глубины и удержать его в памяти, согласовывает с ним свою повседневную жизнь.

Пс. 1:3. В сравнении с деревом, «посаженным при потоках вод», может быть усмотрена такая «подробность»: оно приносит плод свой во время свое. «Плод» применительно к праведнику — очевидно, его успехи в делах, процветание. Так вот: не всегда все это приходит сразу, но в то время, которое предусмотрено Богом. В целом же образ плодоносящего дерева, лист которого не вянет, символизирует жизнь под постоянным Божиим покровительством.

Б. О нечестивых (1:4)

Пс. 1:4. Совсем иная судьба ожидает нечестивых, Здесь подразумеваются все те, кто не связаны с Богом заповедями завета и живут не по ним, но, руководствуясь лишь страстями своими и заблуждениями. Псалмопевец сравнивает их с мякиной (правильнее «мякина», а не прах), которую при обмолоте хлеба уносит ветром. Этот образ соответствует «пути нечестивых», который «погибнет» (толкование на 1:6).

В. О суде (1:5-6)

Пс. 1:5-6. Основа жизни праведных — Божии заповеди, а потому нечестивые не могут быть «объединены» с ними (и в этом смысле — «устоять» в их собрании) Не живущие по Божиим заповедям, соответственно, не могут быть оправданы на Божием суде. Здесь, таким образом, речь об отделении Богом одних от других.

Знает Господь путь праведных, т. е. Ему известно об их образе жизни и поведении (о, так сказать, «направлении их деятельности»); Ему их путь угоден. А в «пути» нечестивых — залог их гибели. В стихах нет указания, имеется ли в виду погибель в вечности или наказание в земной жизни, но смысл псалма от этого не меняется: лишь праведные угодны Богу.

Богословская трактовка

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

В очень емкой форме автору удалось показать все качества, которыми должен обладать истинно верующий человек. Это не приверженец религиозных обрядов, а тот, кто днем и ночью думает лишь о том, как угодить Господу. Слово Божие для него является корнем, который поддерживает и питает, словно сильное дерево.

Совершенно другую метафору подбирает автор для неразумных детей Божиих — они больше напоминают легкую невесомую пыль. Даже простой ветерок способен унести их прочь, что говорить о праведном суде Божием.

  • Псалом 37 — текст на русском;
  • Псалом 40 — толкование;
  • Текст Псалома 33 —

Правила чтения

Псалом 1 входит в первую кафизму и читается на утренней службе, т.е. в субботу вечером в храме. Дома можно читать данный текст на русском языке или в современном переводе:

Когда лучше всего читать песнь? На самом деле, псалмы настолько душевные и наполненные понятные и привычными человеческими переживаниями, что особого повода для чтения их искать не надо.

Первый псалом можно читать, когда:

  • сердце наполнено унынием;
  • вера пошатнулась в испытаниях и нуждается в поддержке;
  • перед началом сельскохозяйственных работ;
  • когда наступает период искушений.

Важно! В такие моменты, псалом перестает быть священным текстом и становиться молитвой человека, поэтому надо максимально сосредоточить свое внимание на словах и переживать их, а не просто заученно читать.

Псалтирь. Псалом 1

блажен муж

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:32

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:02

    ?
    Блажен муж…

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:04

    Блажен муж (византийские и знаменные распевы). Хор обители.
    1. Блажен муж

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:14

    Блажен муж
    Псалом 1

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    10:33

    «Блажен муж, бояйся Господа»
    Бортнянский Концерт №28

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:41

    Блажен муж
    Братия Афонского монастыря

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    07:46

    Блажен муж
    иже не иде на совет нечестивых

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:04

    Блажен муж
    Раннее русское многоголосие

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:35

    Блажен муж
    А.Архангельский

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:06

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:54

    Блажен муж-иже не иде на совет нечестивых
    31.12.2015-Почаев

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:25

    Блажен муж
    П.Чесноков

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:16

    Блажен муж
    Ведель

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    36:59

    Блажен муж иже не иде на совет нечестивых….Паремии
    18.05.2016. Почаев

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:33

    Блажен муж (византийские и знаменные распевы). Хор обители
    5.Херувимская песнь (Грузинская)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:30

    Блажен Муж
    Хор братії Почаевської Лаври

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:12

    Блажен муж, Рахманинов
    Приднестровский гос. хор под упр. Т. Твердохлеб

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    39:10

    блажен муж иже не иде на совет нечестивых…
    Без названия

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:55

    Блажен муж
    (византийские и знаменные распевы) — 4

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:12

    Блажен муж
    (византийские и знаменные распевы) — 3

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:21

    Блажен муж
    (византийские и знаменные распевы) — 1

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:23

    Блажен муж
    (византийские и знаменные распевы) — 5

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:31

    Блажен муж
    (византийские и знаменные распевы) — 2

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:58

    Блажен муж (византийские и знаменные распевы). Хор обители
    7. Достойно есть (Царя Феодора)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:34

    Блажен муж
    Track 02

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:00

    «блажен муж»
    А.Архангельский

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:36

    Блажен муж
    П.Чеснокова

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:24

    Блажен муж…
    …иже не иде на совет нечестивых.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:29

    Блажен муж 16.5.15
    ТВЖМ хор Странники

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:34

    «Блажен муж»
    хор Почаевской Лавры

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:16

    Блажен муж — 1987.
    Сандлеру 75 лет. Актовый зал.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:49

    Блажен муж
    сопрано

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:34

    Блажен муж
    Сопрано 1

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:48

    Блажен муж
    Хор храма священномученика Климентаг.Москва

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:13

    Блажен муж, строчное пение XVII век
    Древнерусский Распев А. Гринденко

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:53

    Блажен муж
    Демественный роспев

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:32

    Блажен муж
    Соло басов

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:42

    Блажен муж
    Ипполитова-Иванова

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:48

    Блажен муж
    альт

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    07:46

    Блажен муж
    гл. 5

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:42

    Блажен муж
    бас

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:45

    Блажен муж
    обичного напіву

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:59

    Блажен муж
    Партесный распев

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:29

    Блажен муж
    Иеромонах Василий

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:29

    Блажен муж 16.5.15
    ТВЖМ хор Странникъ

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:19

    Блажен муж (византийские и знаменные распевы). Хор обители
    AudioTrack 03

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:12

    Блажен муж (византийские и знаменные распевы). Хор обители
    9. Девятая песнь пасхального псалома

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:32

    Блажен муж
    Архангельский

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:54

    Блажен муж
    тенор

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:01

    Хор сестер Пюхтицкого Свято-Успенского монастыря/02 Блажен муж
    02 Блажен муж…

  • 1

Правила чтения

Сам Давид говорил, что «Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языке моем». Это значит, что читаемый тест помогает приблизиться к Отцу Небесному. По канонам православия нет строгих правил, которые регламентируют порядок чтения Псалмов. Их можно читать (в молитвослове или даже по фото, сделанном самостоятельно с монитора, Библии) или слушать. Для домашнего или келийного песнопения существует Псалтырь с разделением на кафизмы. В такой версии книги есть молитвы, тропари. Они читаются после каждой кафизмы.

Рекомендации при чтении дома:

  • следует по возможности ежедневно прочитывать псалмы (когда есть нужда в этом или просто возникает желание души);
  • нельзя читать Псалтырь, начиная с дня Великого Четверга Страстной Седмицы до Фоминой недели;
  • при келийном (домашнем чтении) рекомендуется разделять кафизмы на Славы;
  • перед и после кафизмы произносятся молитвенные тексты;
  • есть рекомендации по прочтению разных псалмов в различные дни;
  • лучше стараться читать Псалмы по утрам, что позволяет настроиться на день грядущий, укрепить свой дух, чтобы не поддаваться искушению, козням диавола;
  • учитывая, что церковная неделя начинается с воскресенья, именно в этот день рекомендуется начинать чтение Псалмов;
  • эта Книга Священная, а потому следует проявлять уважение, показывать свое почитание, а значит, рекомендуется стоя произносить стихи и песнопения, тот же кто сидит, не будет осужден, если болен, в остальных случаях не следует произносить молебен в такой позе;
  • начинать чтение лучше с отрешения от мирских проблем, забот, человек должен ощутить благость;
  • перед тем как приступать к чтению Псалтыря, нужно произнести молитвенное правило (читают молитвы ко Господу, Иисусу Христу, Святой Троице, Святому Духу).

Рубрика вопрос-ответ

Есть возможность изучить более простой текст Псалом Давида 1, скачать его можно на русском языке. Смысл при этом будет понятен. При необходимости изучается толкование стихов. Если вопросы остались, их задают священнослужителям, а также онлайн на православном ресурсе.

Для чего читают Псалом 1?

Мнение эксперта

Отец Иннокентий

«Это важная песнь для православия. Она раскрывает 3 основы: счастье, смысл человеческой жизни, то, что ожидает всех. Песнь начинается со слова «Блажен», что помогает постичь истинное счастье – это единение с Богом, пребывание в нем, возможность объединять жизнь человеческую, не утрачивая любви ко Всевышнему, как первостепенной цели любого человека».

Что такое кафизма и когда ее читают?

Мнение эксперта

Отец Иннокентий

«Псалтырь делится на несколько кафизм (насчитывается 20). Так называется стихословие. Интересно, что при чтении этой части Книги можно произносить священные слова сидя. В каждой кафизме количество псалмов отличается. Существует порядок их прочтения. Причем перед началом каждой или по окончании прочтения произносится молитва».

Новый завет и Псалтирь что это?

Мнение эксперта

Отец Иннокентий

«Псалтырь – отдельная книга, которая входит в состав Ветхого Завета, несмотря на это, псалмы читаются при проведении современных Богослужений. Новый Завет появился позднее – в эпоху Иисуса Христа. Однако эта книга более глубоко раскрывает смысл псалмов. Толкует их с учетом того, что завещал Иисус Христос».

Удержи язык свой от зла – какой псалом нужно читать?

Мнение эксперта

Отец Иннокентий

«Это строка из стиха Псалма 33. Начинается он с восславления Господа. Тот же, кто услышит слова эти, возвеселится вместе с читающим священный текст. Если почитать Отца Небесного, то всякое зло обойдет стороной. Те, кто прославляют Господа, не испытывают нужды. Удерживайте язык свой от зла, а уста – от сквернословия, делайте добро, следуйте за Ним. А те, кто зло творит, исчезнут с лица земли, померкнет память о них. Если праведник несет в себе скорби, Господь избавит от них, а ненавидящий его, погибнет».

Кто такой Царь Давид, который написал Псалтирь? При каких нуждах нужно читать его?

Мнение эксперта

Отец Иннокентий

«Давид стал правителем и пророком не сразу, но Господь уготовил ему такой путь издавна. Царствовал он над Иудеей, Израилем. Давид является автором Псалтыря, но создал он не все песни, а большую часть. Тогда он пишет стихи, которые будут помогать молиться христианам. Причем не только в древности, но и поныне. Читают Псалтырь по любым поводам: во скорби, счастье, благодарности, вместо ежедневного молитвенного правила и по Великим праздникам».

История написания. Значение Богослова «Псалом Давидов 1»

Несмотря на название «Псалом Давидов 1», историки и теологи не дают окончательного ответа, кто является автором. Считается, Давид к его написанию не имеет отношения. Все тексты, автором которых он является, подписаны им. Псалом 1 же остался без подписи. К нему есть приписки, упоминающие Давида, отсюда и название. Учитывая, что сложно даже определить временной промежуток, когда могли написать песнь, никто не может назвать хотя бы приблизительно, кто является автором.

Существует также другая теория. Считается, что Псалом 1, 2 – едины, а значит, все же автором мог быть Давид. Предполагают, что тогда этот текст создавался, когда велись войны с сирийцами и аммонитянами.

Слушать псалом 1

Псалтырь – универсальная вещь. Его могут петь и читать в радости, в горести и по случаю каких-то торжеств, и по случаю смерти или рождения кого-нибудь. Псалтырь читается по любому случаю: и за здравие, и за упокой.

Почему-то у многих сложилось впечатление, что Псалтырь – это что-то заупокойное. Ничего подобного. Это самая читаемая книга Библии. Его очень широко используют на Богослужении (чуть ли не половина – это Псалтирь).

На литургию, ежедневные антифоны читают просто псалмы. Огромное количество песнопения взято из псалмов. Сейчас мы предлагаем Вам послушать, как звучит псалом 1:

Особенно красиво звучит 1 кафизма в исполнении Валаамского монастыря.

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых…»

Из книги «Сокровищница Давида»

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс. 1:1-2).

Псалтырь, так же как знаменитая Нагорная проповедь, начинается благословением. Слово «блажен» на иврите очень выразительное. В оригинале оно стоит во множественном числе, и до сих пор не ясно, является ли оно прилагательным или существительным. Таким образом, мы видим, что на человека, оправданного Богом, снисходит много благословений, и он наслаждается совершенным и вечным блаженством. Это слово можно было бы перевести как «о, блаженства!» Мы вполне можем считать эту фразу торжествующим восклицанием благословенного праведника. Пусть подобное благословение снизойдёт и на нас!

Мы видим, что благочестивый муж описан здесь как через отрицание (ст. 1), так и через утверждение (ст.2). Он тот, кто «не ходит на совет нечестивых». Он предпочёл более мудрого Советчика и ходит в законе Господа Бога своего. Для него пути благочестия – пути мира и наслаждения. Стопы его направляются Словом Божьим, а не лукавством и коварными замыслами безбожников. Когда поведение человека круто меняется и он перестаёт поступать безбожно – это вернейший знак действенного присутствия благодати в его сердце. Далее заметьте, что благочестивый муж «не стоит на пути грешных». Он предпочитает более изысканное общество. Сам будучи грешником, он, тем не менее, был очищен кровию Христа, оживотворён Святым Духом и обновлён сердцем. Находясь по великой милости Божьей в собрании праведных, он не допускал и мысли о присоединении к воинству нечестивых. Также сказано: «…не сидит в собрании развратителей». Он не находит никакой отрады в глумлении безбожников. Пусть другие смеются над грехом, вечностью, адом, раем и извечным Богом – человек Божий усвоил более совершенную философию, чем философия безбожников, и ощущает присутствие Божье слишком явственно, чтобы сносить богохульство нечестивцев. Собрание развратителей может состоять из знатных людей, которые, однако, заседают у самых врат ада. Лучше убежать с этого собрания прочь, потому что оно вскоре всё равно опустеет, а все принимавшие в нём участие – погибнут

Обратите внимание на развитие мысли в первом стихе:

который не ходит на совет нечестивых

и не стоит на пути грешных

и не сидит в собрании развратителей

Когда люди живут в грехе, они катятся по наклонной плоскости. Вначале они лишь ходят на совет нечестивых, забывающих Бога. Здесь зло совершается ими скорее разово, чем по привычке, но затем, привыкнув ко злу, они встают на путь грешных, сознательно нарушающих заповеди Божьи. Если их не остановить, они сделают следующий шаг и сами станут лжеучителями и обольстителями душ и будут сидеть в собрании развратителей. Теперь они злодеи с учёной степенью – истинные доктора адских наук и почитаемые специалисты в области сатанинского обольщения. Что же касается праведника, то человек, которому принадлежат все благословения Божьи, не может сообщаться с подобными нечестивцами. Он не оскверняется прикосновением к этим прокажённым, он удаляется от зла как от запачканной одежды. Он выходит из среды нечестивых, выходит со Христом за стан, неся Его поругание. О, если бы и мы, по благодати Божьей, были удалены от грешников!

Суть псалма

Рассматриваемый текст относится к авторству великого псалмопевца Давида, который в своих воззваниях к Господу выражает глубокий опыт веры и устремленность души к Небесам. С одной стороны, псалом 108 для самого Давида имел вполне актуальное значение: как говорят многие толкователи его творчества, речь идет в основном о проклятиях для идумеянина Доика, бывшего пастухом царских стад Саула, который в свою очередь всячески притеснял Давида.

С другой стороны, он является пророческим, так как говорит о временах грядущих, приходе Христа, Его искушениях сатаной и предательстве людей.

Для того чтобы ввести читателя хотя бы в минимальное понимание сути, рассмотрим построфно псалом 108 Отмщение врагам и кратко разберем значение каждой его фразы.

  • 1 – Автор просит принять его хвалу Господу.
  • 2, 3 – Под устами грешника понимается речь самого дьявола, а устами льстивого называются слова Иуды, если толкование рассматривается в пророческом смысле.
  • 4, 5 – Указание на фактическое отсутствие у врагов причин чинить различный вред, подобно и дьявол не имел причин роптать на Господа, но впал в зависть и гордость, в связи с чем стал ложью этого мира.
  • 6, 7 – Искушения Христа клеветником, то есть дьяволом, также речь может идти об Иуде и его предательстве, которое дано самым большим клеветником, то есть Иудой. Во второй части говорится о молитвах и взыванию к Господу на Суде. Даже Иуда станет потом молиться от страха, но его молитва будет грехом, так как не будет соответствовать истине, а станет только последствием страха. Помимо этого тут рассматривается и возможность греховной молитвы как таковой. Речь может идти и о язычниках и об иудейской молитве, не признающей Христа, и молитвах, которые омрачаются земными помыслами.
  • 8–16 – Тут перечисляются различные проклятья, которые и принесут возмездие тому, кто «не подумал он оказать милость и преследовал человека бедного, и нищего».
  • 17–19 – Обречение супостатов на проклятье и отвращение от них благодати.
  • 20 – Тут опять сочетается и исторический контекст, и общий для всех верующих. С одной стороны, речь идет о самом Давиде, которому приходилось слушать множество лжи относительно самого себя от различных клеветников. С другой стороны, – обо всех гонениях и лжи, которым подвергаются угодные Господу. Собственно, сам Христос был всячески осуждаем фарисеями и другими людьми, народ предпочел Ему разбойника, на Него многие роптали. Сам Христос в одной из заповедей блаженства говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня … так гнали и пророков, бывших прежде вас». Поэтому всякого, кто посягает на преданного Господу, ожидает суровая расплата.
  • 21, 22 – Упование только на Господа и призывание Его милости, смирение перед Его волей.
  • 23–27 – Просящий говорит о бренности своего тела, которое подвергает подвижничеству, и при этом уповает только на помощь Господа, ибо более не существует вариантов для упования. Помимо этого тут указывается на гонения самого Давида, которого «гонят как саранчу», то есть которому приходилось много скитаться.
  • 27–31 – Разграничение между людским мнением и благословением Господа, которое признается более ценным и подлинно истинным. Описывается конечный исход, который принесет собой устыжение людей, которые клеветали на праведника и снисхождение благодати на него.

Практически каждый, кто читал эти строфы, понимает многогранность и многослойность данного произведения. Множество эмоций и надежд заключено в нем, содержание включает в себя и конкретное описание нужды отдельного человека, и пророчество, и общий контекст трудностей, которые могут испытывать верующие.

В этом мире, где по попустительству Господа действует сатана, можно ли надеяться на справедливость? Подобное является просто невообразимым, так как земной мир является пространством для воспитания и развития души, которая выбирает, куда ей двигаться. Праведник выбирает путь к Небесам, ведь только там свобода от всего земного и возможность не соприкасаться с происками дьявола. Испытания, которые предстоят верующему на протяжении его земного пути, могут быть весьма трудными. Поэтому всегда следует сохранять веру и надежду, уповать на божественную справедливость. Вот для чего читают эти строфы, для того чтобы хранить веру, сохранять стойкость и иметь уверенность в поддержке Господа.

Толкование псалма 1

Основная идея текста в том, что праведник блаженный. С этих слов и начинается толкование псалма 1.

Стих 1: Праведный человек не поддается искушениям. Он всячески уклоняется от зла и врагов. Вся внутренняя сила направлена на борьбу с соблазнами.

Стих 2: Праведный человек всеми мыслями направлен к Господу, а не к общению с нечестивыми. Каждое свое слово и действо он соотносит с законами Божьими.

Стих 3: Вера в Господа может возвысить человека: и духовно, и физически, и материально.

Стихи 4-6: Противостояние праведников и грешников. Ведь любой из нас когда-нибудь встретиться с Всевышним на Божьем суде.

Заключение

Псалтырь содержит 150 песен (дополнительно присутствует 151-ая), произносятся они во время различных служб. Тесты можно читать и дома. Для этого обращаются к Библии (Ветхому Завету). Отдельно стихи можно скачать на бесплатных православных ресурсах. В этом случае появляется возможность сразу найти нужный псалом. Особенности прочтения молебнов:

  1. Так называется пение под щипковый инструмент. Появилась такая форма богословия во времена Царя Давида, он является автором большинства текстов.
  2. Псалом 1 содержит основы христианства: истинное счастье – устремление к Господу и единение с ним, готовность принять будущее (Страшный Суд и Царствие Божие для праведников). Также в псалме противопоставляется истинно верующий и нечестивый, последний из них обретет забвение в летах, будет развеен по ветру, яко прах. Праведник же получает защиту, помощь. Господь является покровителем его.
  3. До сих пор неизвестно, кто является автором первого псалма. По одной версии, текст не был написан Давидом, а по другой – Царь и пророк все же создал стихи псалма 1 в период войн.

Отправьте эту молитву близким

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector