Игорь росляков

Пасха-93

Убийству иеромонаха и иноков в Оптиной пустыни, вспоминали верующие очевидцы, предшествовали знамения, а сами монахи как будто предчувствовали приближавшуюся смерть. Летом 1992 года инок Трофим якобы обратился к одной из паломниц: «Лена, чего киснешь? Жить осталось так мало, может быть, год. Унывать уже некогда. Радуйся!». И с этими словами, утверждала паломница, вручил ей букет полевых цветов. Местный житель Николай Жигаев рассказывал, что и в разговоре с ним Татарников предсказывал свою скорую гибель. «Сердцем чую. Но полгода еще проживу», — приводил слова монаха Жигаев.

Уже после убийства в монастыре заговорили, что Великим постом к иноку Трофиму в переплетную мастерскую приходил незнакомый мужчина, заявлявший, что «монахов надо убивать». На предложение успокоиться и пообедать в стенах обители неизвестный не отреагировал и пообещал, что скоро церковников начнут «резать». «Ты наш, наш!» — якобы повторял гость, ухватив на прощанье инока за руку.

В Оптиной вспоминали, что сразу несколько послушников внезапно поранились в алтаре накануне Пасхи, а под вечер Страстной субботы над монастырем стояло странное марево — «воздух будто дрожал, контуры предметов двоились, а сердечники хватались за сердце». Необычные атмосферны явления на Пасху местные жители, как говорят, видели и раньше — перед аварией на Чернобыльской АЭС.

Пасхальная литургия 18 апреля 1993 года закончилась около пяти утра. Монастырские автобусы увезли из Оптиной пустыни жителей окрестных деревень, с ними уехали и милиционеры, охранявшие участников богослужения. Обитатели монастыря и паломники отправились в трапезную. Отец Василий, которому предстояло провести еще две службы, лишь немного посидел за столом и, поздравив всех с Христовым Воскресением, поднялся к себе в келью.

Инок Трофим (Татарников) с родственниками

К шести часам утра монастырский двор опустел. Последним уходил в скит игумен Александр, встретивший по дороге инока Трофима. «Благословите, иду звонить», — попросил Трофим и, получив благословение, отправился в сторону звонницы.

С крыльца храма Трофим увидел инока Ферапонта. Они вместе встали к колоколам, когда Ферапонт вдруг упал на деревянный настил, пронзенный насквозь длинным ножом. Затем удар в спину настиг инока Трофима, но перед смертью он сумел подтянуться на веревках к колоколам и ударить в набат. Затем тело молодого человека обмякло, и звон резко оборвался. Иеромонах Василий направлялся в это время исповедовать паломников в скит, но, услышав звук набата, повернул к колоколам и пошел навстречу убийце.

«Это случилось на Пасху в 6.15 утра. Мы разговлялись за чаем в иконописной мастерской, когда благовест колоколов вдруг оборвался и раздался тревожный звон. “Какой странный звук, — сказал Андрей, разливая чай. — Скорее набат”. А я еще подумала с досадой: “Вечно Андрей со своими шуточками — ну, какой же набат? Пасха ведь!”», — рассказывала потом иконописец Тамара Мушкетова.

Первой к упавшему отцу Василию подбежала двенадцатилетняя Наташа Попова. За два года до этого девочку из Киева привезли в Оптину пустынь родители. Иеромонах лежал на дорожке возле ворот скита. Четки при падении отлетели в сторону. «Почему он упал, я не поняла. Вдруг увидела, что батюшка весь в крови, а лицо искажено страданием. Я наклонилась к нему: “Батюшка, что с вами?”. Он смотрел мимо меня — в небо. Вдруг выражение боли исчезло, а лицо стало таким просветленным, будто он увидел ангелов, сходящих с небес», — рассказывала потом Попова.

В седьмом часу утра, когда в скиту началась литургия, в храм ворвался молодой послушник Алексей, кричавший: «Братиков убили! Братиков!». Умирающего иеромонаха перенесли в храм, положив возле раки с мощами преподобного Амвросия. Бледный священнослужитель уже не мог говорить и, судя по движениям губ, сосредоточенно молился. «Он молился до последнего вздоха, и молилась в слезах вся Оптина. Шла уже агония, когда приехала “скорая”. Как же все жалели потом, что не дали отцу Василию умереть в родном монастыре!» — пишет в своей книге Нина Павлова. Священник скончался по дороге в больницу.

Местные жители отмечали, что после убийства монахов в Оптину пустынь как будто вернулась зима — задул холодный ветер, пошел дождь, а потом снег. Люди собрались у залитой кровью звонницы, плакали и молились за убитых монахов.

«Я шифруюсь»

Один из разговоров – судя по всему, с однокурсником, который в соцсетях значится как Ростик Позитив. Видимо, Росляков пользовался успехом у девушек, так как знакомый просит у него разрешения скинуть ссылку девушкам. Парень же очень переживает, что его «раскрыли» (реплики Рослякова выделены курсивом). (Орфография и пунктуация здесь и далее сохранены без изменений).

– Слушай. Помнишь ту жируху на физре? На 2-м курсе, по-моему. Угарали с нее. – С села? – Ага. – Да. – Короче. У нее подруга чутка повыше ее. Тоже с села. <…> Ты ей понравился. В общем Люда ходит на фитнес. Та чувиха тоже. <…> Люда просит, чтобы я кинул твою ссылку. Ей. – Нет. – Все. Базару ноль. Я ж и написал спросить. – Кто меня тебе слил? – Мне Ярик твою страницу кинул. Я попросил сам. Я тебя никому не кидал. И Люде сказал, что тебя в вк нет. – Я шифруюсь. А меня все равно находят.

«У меня низкая эмпатия»

За несколько дней до теракта Росляков общался с девушкой. Судя по всему, они ходили на несколько свиданий. Накануне стрельбы он назначил ей свидание, но пришла ли она на него, неизвестно.

— У меня очень нетипичные взгляды. Не думаю, что ты их поймешь. Они всегда были барьером в личных отношениях с другими людьми. У меня, собственно, друзей даже нет. Я в нигилиста деградировал. Полное безразличие и презрение к окружающему миру. — Почему так? — Не знаю. Так сложилось к тому же, у меня эмпатия низкая.— Ну ты же написал мне, познакомился со мной. Значит, не ко всему безразличен. — У меня очень скверный характер, к тому же я очень занудный.— Я, получается, полная противоположность тебя. — Любой человек — полная противоположность мне.— Проблема в том, что даже когда мне грустно, я все равно буду себя вести так, как будто все хорошо. И это угнетает. — Ну, я тоже так делаю. Ненавижу, когда кто-то жалуется, как ему плохо жить. Особенно если это особь мужского пола. Еще я ненавижу праздники.— Почему ты это говоришь мне? — Я, собственно, вообще не понимаю, зачем отписал тебе.– У тебя есть интересы? — Я огнестрел люблю.— Стрелять? — Ну типа того

Но я не просто люблю, у меня лицензия и пушка в сейфе.— Надеюсь, в людей ты не стреляешь? — Нет, в людей я не стреляю.— А в животных? — Да, иногда в животных, а иногда в людей прям из окна.— Почему ты мне написал? — Потому что ты мне показалось интересной.— Может, ты не замечал, но я на тебя тоже еще с 3 сентября обратила внимание. Дружить ты хочешь или что..

если я тебе не интересна, ты можешь не общаться со мной. — В том то и дело, что я замечаю. Но ты не поймешь меня именно по этой причине, что я могу общаться с тобой только в ВК, а не лично.— То есть в реальной жизни ты не хочешь со мной поговорить? — Хочу, но… Понимаешь, я праздники не праздную, людные компании презираю, это только цветы моего «я».— Я к праздникам отношусь пофигистически, то есть могу праздновать, а могу и нет. Свой день рождения я не отмечала уже лет пять. — Ты не против погулять?— Не против. — Когда тебе удобно? — В воскресенье, скорее всего.

Судя по переписке, Росляков с девушкой встретился. Они погуляли и продолжили переписку и, судя по всему, имели одну или несколько встреч.

15 октября — за два дня до теракта.

— Привет. Свободна ли ты сегодня? — Сегодня не смогу. Надо практические делать. — Хорошо, завтра, может? — Еще не знаю. Я завтра напишу.

16 октября — за день до теракта.

— Прости, сегодня тоже никак не получится встретиться. Я только в четверг смогу, 17 октября. — Слушай, завтра встречаемся в колледже, но не в коридоре, а возле твоего корпуса (5), окей? — Ну это мне минут 5 надо, чтобы дойти туда. — Постарайся как можно быстрее. — Хорошо.

Неизвестно, встречались ли они.

В чем помогает молитва Оптинским новомученикам?

Канонизация убитых монахов еще не состоялась. Но уже зафиксировано документально немало чудес, явленных по молитвам к новомученикам. В молитвах просят:

  • об укреплении веры, помощи в духовном развитии;
  • об обретении правильного пути, разрешении сложных проблем;
  • о даровании мужества, стойкости перед тяжелыми испытаниями;
  • о здоровье для себя и близких.

Просить можно о помощи в любых житейских проблемах, добрых делах. Принявшие мученическую смерть монахи были людьми добрыми, отзывчивыми, прошедшими непростой жизненный путь. Молитвы новомученикам Оптиной пустыни от сердца и с надеждой оказываются действенными, помогают разрешить многие проблемы.

Монахи Оптиной пустыни приняли смерть в день Пасхи. Монашеский путь их был кратким, оборвался мученической кончиной. Все трое разными путями пришли к православию, обрели веру в стране, прошедшей тяжелые годы гонений на церковь. Оптинские монахи еще не канонизированы, но почитаемы всеми верующими, которые уверены, что братья молят Господа за всех нас и помогают в трудную минуту.

« Я в 6-м, помню, на уроке пил»

Активнее всего Росляков общался со своей одноклассницей Полиной. Видимо, девушка его взгляды отчасти разделяла.

Больше всего сообщений сохранилось в переписке Рослякова с одноклассницей Полиной. С ней он ведет философские разговоры о жизни, сообщает, что недоволен собой и окружением. Девушка разделяет его взгляды, хоть и не столь радикальна.

28.06.2017

— А что ты делаешь целыми днями? — Думаю. Все 24 часа. Эх, помню школьные времена. Мы у моего друга тогда дома бухали. Курили. Выпили водку родителей. Воровали продукты из общежития.

27.08.2018, за полтора месяца до стрельбы в колледже.

— Как жизнь? — Нормально. Куда поступила?— На издателя. А у тебя какие планы? — Умереть.— Ну, как и раньше. — Да, тупо отдохну.— Мне лень учиться. Привыкла на диване лежать. — Я тоже.— Минимум двигаться. — Я все лето за стулом просидел. — У меня тоже полтора месяца коту под хвост. — У меня со всей жизнью так, лол.

<…>

— Жестко. Я не могу без дела. Но в моем понимании активность — это что-то за компом делать. Из сериалов «Друзья» смотрел, бежал из школы и сразу включал. «Остров проклятых» смотрела?— Смотрела, слишком мрачный. — Я люблю мрачные.— Смотрела «Из ада», про маньяка. Про Джека-Потрошителя. — Я читал про него в книге про психопатические расстройства личности. Про него теорий много. Он шлюх потрошил. Такое всегда вызывает интерес.— Как копы на него вышли? — Он письмо им прислал. С кусочками почки шлюхи и текстом. Он вроде и подписывался там Джек.— Ужас. — Люблю такое. В смысле истории. А не шлюх потрошить.

<…>

— Ты про отношения? Она вроде была ко мне неравнодушна. Но гуляли один раз. А ты в школе выпивала? — В 11-м классе. — Я в 6-м, помню, на уроке пил. Пиво в тару из-под сока наливал. Пиво у бати спер. Мы часто пили. Металл еще сдавали — воровали с хоздвора. Приятель научил. Помню, мужик с гаража вышел, дверь не закрыл, а Никита у него сумку болтов украл. В детстве много аморального дерьма было.

<…> — Мы все к ней неровно дышали. Поэтому и били ее. Сейчас только рвотный рефлекс вызывает. У тебя как дела в отношениях? — Никаких. Здесь одни гопники. — У меня так же. — В шараге нет никого? — Девушек сложно найти. Запросы у всех выше крыши. Я вообще ни с кем никогда не встречался.

Расследование убийства. Арест Аверина

Милиция приехала в обитель после известия о смерти монахов. Отец Василий скончался в больнице. Братия горько сожалела, что попытки спасти раненого успехом не увенчались, Василия напрасно вывезли, не дав спокойно отойти в монастыре, который иеромонах горячо любил.

До проведения экспертиз милиция подозревала в убийстве монахов, так как Аверин умело замаскировался под обитателей Оптиной пустыни. Несколько человек из братии были арестованы. Пресса ядовито писала о перепившихся православных, зарезавших монахов.

Аверин некоторое время скрывался в Тульской области, где успел совершить кражу. Затем убийца вернулся в родное село. Аверин бросил нож в монастыре, его разоблачили по отпечаткам пальцев на орудии убийства.

Арестованный Аверин не стал запираться, он даже гордился содеянным, подробно рассказал об убийстве монахов. Второпях проведенная экспертиза признала его невменяемым и направила в лечебницу. Аверину выставили диагноз – шизофрения, дело закрыли.

Православные и братия, любившие убитых монахов, уверены, что следствие проведено скверно. Свидетели, на слова которых милиция не обратила особого внимания, утверждают, что у Аверина были сообщники или вдохновители. Находясь в монастыре, они наблюдали за действиями убийцы, их многие видели и могли опознать.

По словам односельчан Аверина, незадолго до Пасхи он внезапно разбогател – пил сам и угощал знакомых, хотя обычно денег не имел. Готовясь к убийству Аверин демонстративно точил нож, охотно показывал его знакомым и обещал «подрезать» монахов.

Следствие никаких связей Аверина выявить не пыталось, преступника обозначили невменяемым одиночкой. Судьба Аверина неизвестна, о смерти или выходе из психиатрической больницы не сообщалось.

«Сатана 666»

«Так, осмотр начинается. В центральном месте, рядом с деревянной скамейкой, покрытой зеленым байковым одеялом в белую клетку лежит труп… Это отец Василий? А, это инок Ферапонт», — прокурор-криминалист Лариса Гриценко проводит осмотр места преступления, пока ее коллега фиксирует происходящие на видеокамеру.

Сотрудники правоохранительных органов идут по двору и недалеко от места убийства находят армейскую шинель — военные пожертвовали монастырю большую партию обмундирования, такие шинели раздавали прибывшим паломникам. Убийца повесил свою на колья деревянного забора.

«В кармане обнаружен нож. Александр Васильевич, как его назвать? Нож по типу кинжала, около ручки выбиты три шестерки», — продолжает Гриценко. Еще один длинный меч с обмотанной изолентой рукоятью находят у монастырской стены. Именно этим оружием, как выяснят эксперты, монахам и были нанесены смертельные раны. На клинке меча неумело выгравирована надпись «Сатана 666».

Позже следователи установят, что убийство было тщательно спланировано: местные жители расскажут им, что перед Пасхой неизвестный мужчина приходил в монастырь и подолгу сидел на корточках у звонницы. У восточной стены обители найдут сложенную ступеньками поленницу — по этой заблаговременно сложенной лестнице нападавший скрылся с места убийства, оставив на виду шинель с документами монастырского кочегара в кармане, чтобы сбить следствие со следа.

Напасть на след убийцы удалось спустя два дня — лесничий из соседней деревни сообщил милиции, что к нему в дом вломился вооруженный обрезом двуствольного ружья мужчина, которого, впрочем, удалось успокоить с помощью спиртного. Неизвестный поел, выпил, попросил чистую одежду и через полчаса покинул жилище, не тронув никого из семьи лесника. С его слов был составлен фоторобот странного визитера.

«В это время случайно в РОВД заходила женщина, которая опознала этого человека. Назвала его фамилию, сказала, как его зовут и сказала, что они с ним живут в одной деревне», — рассказывал эксперт-криминалист Дмитрий Осипов. Так правоохранительным органом стало известно имя подозреваемого — им оказался 32-летний житель села Волконское Николай Аверин, 1961 года рождения. Позже вину Аверина подтвердила дактилоскопическая экспертиза — отпечаток его пальца сохранился на третьем слое изоленты, которой была обмотана рукоятка меча. Вскоре он был задержан в райцентре Козельск — Аверин, несколько дней скрывавшийся в лесу, приехал к своей тетке и, не понимая, что за ее домом уже наблюдают, спокойно лег спать.

Как объясняли позже в прокуратуре, убийца прошел службу в Афганистане и «приехал домой без единой царапины, но со сломленной психикой». Впервые в поле зрения милиции он попал летом 1990 года, когда вместе с приятелем попытался изнасиловать пожилую женщину. Но мужчины тогда извинились, пенсионерка простила их и отозвала заявление.

В апреле 1991 года Аверина вновь обвинили в попытке изнасилования. На этот раз он сильно избил женщину; дело против него рассматривалось в Козельском районном суде. Проведенная психиатрическая экспертиза показала, что обвиняемый страдает шизофренией, а поэтому должен быть направлен на принудительно лечение. До февраля 1992 года Аверин находился в Москве в психиатрической больнице имени Ганнушкина, после чего вернулся домой к родителям.

В окрестностях Оптиной пустыни утверждали: Аверин обещал убить монахов задолго до того, как ему удалось воплотить свой замысел. В колхозной мастерской вспоминали, как перед Пасхой убийца зашел заточить меч на станке, выставив выпивку.
— Николай, на кого зуб точишь — на будущую тещу? — пошутил кто-то из мастеров.
— Нет, монахов подрезать хочу, — якобы отвечал Аверин.

С работниками мастерской беседовал и 29-летний следователь по особо важным делам прокуратуры Калужской области Александр Мартынов, расследовавший убийство оптинских монахов. Там рассказали, что Аверин был не единственным, кто обращался к ним с подобного рода заказами: мода на «сатанинскую» символику в Калужской области будто бы возникла после телевизионного показа фильма «Омен» — триллера 1970-х годов о пришествии Антихриста.

Летчики аэродрома сельхозавиации, где перед убийством работал Аверин, вспоминали, как он демонстрировал им меч, которым позже убил монахов, заявляя: «Я еще прославлюсь на весь мир!». Аверин, отмечали они, был при этом совершенно трезв, да и вообще не пил, хотя активно приторговывал водкой.
Одновременно в монастырь шли анонимные письма с угрозами. Один из священнослужителей якобы получил две фотографии гроба и обещанием убить его «золотым шомполом в темя». А незадолго до Пасхи некий человек, вспоминали очевидцы, прокричал в храме: «Я тоже могу быть монахом, если трех монахов убить!».

Расследование убийства. Арест Аверина

Тела монахов обнаружили спустя час. По тревоге были подняты все подразделения местной милиции.

Обнаруженный на месте преступления нож был отправлен на экспертизу, которая установила, что отпечатки пальцев на рукоятке принадлежали жителю соседнего села Аверину. Тем временем убийца лесами ушёл в Тульскую область , где в одном из кооперативов совершил кражу , затем решил вернуться домой, где и был задержан .

Аверин подробно рассказал обо всех убийствах. Судебно-психиатрическая экспертиза признала его невменяемым, поставив диагноз — шизофрения . После этого Аверина отправили в спецлечебницу закрытого типа. Дальнейшая его судьба точно неизвестна, возможно, он до сих пор находится в психиатрической больнице .

Скит Храмы Паломникам План монастыря и скита Расписание богослужений Проживание Проповеди Молитвослов Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации Аудиогалерея Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

все поучения →

Инок Ферапонт (Пушкарев): «Хочется, чтобы эта Пасха была вечной…»

В миру — Владимир Леонидович. Родился в Новосибирской области. Володя по характеру всегда больше любил уединение, чтение книг, рисование на лоне природы. Довольно рано его начали терзать мысли о поиске истины и смысла жизни, что отличало его от всех своих сверстников, предпочитавших тяжелым раздумьям шумные веселые гулянки. Хотя он и участвовал в местном ансамбле, любил играть на гитаре, но довольно быстро понял фальшивость прелести сценической славы. Владимир всегда отличался от остальных и не боялся этого. Казалось, что ему даже нравилось быть «чужим».

Он закончил ПТУ, работал в лесхозе, потом — шофером. Отслужив в армии, вернулся и продолжал работать по специальности, водил старенький автобус. Однако через год решил вернуться в армию на сверхсрочную службу. Известно, что за эти годы он освоил восточные боевые искусства, впоследствии Владимир продолжал ими заниматься, но окончательно бросил, когда тренер стал требовать соединения боевых приемов с медитацией — для будущего мученика это было неприемлемо. К вере он пришел благодаря одной женщине, которая после аварии пережила клиническую смерть. Она рассказала Владимиру о своем мистическом духовном опыте и посоветовала ему духовную литературу. Стоит отметить, что ее рассказ произвел на него огромное значение.

После армии Владимир окончил лесотехнический техникум и, уехав в Хабаровский край, стал работать егерем. Он всегда любил природу и тишину уединения. В течение трех лет он жил в таежной глуши неподалеку от озера Байкал. К тому времени он был уже верующим человеком, осознанно шел к Богу, вознося подвижнические молитвы в одиночестве. Позже он признается своему приятелю, через какие муки ему тогда пришлось пройти: бесы в ночной тиши смущали и страшили подвижника, а видя его твердость, представали перед ним в разных образах, требуя поклонения, и даже били…

В 1987 году Владимир принял решение отправиться в Ростов-на-Дону. Там он стал посещать Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Сначала помогал при храме, а затем устроился там работать дворником. Вскоре Владимир посетил старца Кирилла (Павлова), и он посоветовал ему оставить мир и уйти в монастырь. В Оптину пустынь Владимир пришел ночью, в июне 1990 года. Причем, он шел пешком от Калуги, преодолев расстояние в 75 километров! Через год его постригли в иноки с именем Ферапонт. В обители он исполнял послушание в трапезной, вырезал кресты из дерева, делал полки, плел четки, был хорошим звонарем.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, г. Ростов-на-Дону

Инока Ферапонта называли Ангелом молчания сами насельники обители. Он был абсолютно неприметен, жил сокровенно, в молчании — первое время монахи удивлялись, почему инок Ферапонт ни слова не говорит, но затем привыкли к этому. Свыклись с его безмолвием настолько, что и про самого инока забыли. Настолько он был тихим и незаметным, что многие из насельников даже и не знали, что в обители есть такой инок по имени Ферапонт. Он был настоящим аскетом, молчальником, непрестанно творил Иисусову молитву, словом — жил, едва касаясь земли.

А вот другое воспоминание — паломницы Ольги, приведенное в этой же книге. Она находилась на втором этаже, когда под окнами остановился грузовик. В кузове сидел инок Ферапонт. Когда заморосил мелкий дождь со снежной крупой, все ушли в укрытие. Остался один инок Ферапонт. Глядя на него из окна, она удивлялась, почему он сидит в такой неестественной позе — на коленях, упав лицом вниз. Через полчаса картина была та же. То же самое было и через два часа, а инока, мерно перебирающего четки, уже припорошило снегом. Потом Ольга поняла, что ей «Господь даровал увидеть ту неразвлекаемую монашескую молитву, которую не в силах прервать ни дождь, ни снег», — пишет Нина Павлова.

В 1993 году веред той самой Пасхой инок Ферапонт раздал все свои вещи. Подарил даже инструменты, которыми вырезал кресты. Он сказал одному брату:

Василий, Трофим и Ферапонт

Выпускник журфака МГУ москвич Игорь Росляков приехал в Оптину пустынь в год, когда восстановление монастыря только начиналось. Священнослужители отмечали, что молодой послушник — человек старательный, молчаливый и скромный: любую работу он выполнял безотказно.

В университете Росляков учился прилежно. Старший преподаватель факультета журналистики Тамара Черменская отзывалась о нем как об очень талантливом юноше. «Студенты в те годы увлекались дзен-буддизмом, и с Запада шел поток философской литературы, замешанной на оккультизме. Я постаралась, чтобы этот яд не коснулся души Игоря, благо, что при его потребности советоваться сделать это было легко», — делилась воспоминаниями воцерковленная преподавательница. Росляков стал частым гостем в ее доме, однако, утверждает Черменская, в православие студента обратила не она — со временем Росляков якобы сам потянулся к вере.

Первой перемены в сыне заметила его мать. Неожиданно Игорь, до того кропотливо собиравший домашнюю библиотеку, вынес из дома все книги Льва Толстого: «Мама, да он же еретик!». Толстого заменили сочинения святителя Игнатия Брянчанинова, молодой человек стал ходить на церковные службы, а потом уехал в Оптину пустынь.

Лишь спустя несколько лет после того, как Росляков поселился в монастыре, случайно выяснилось, что в миру Игорь был капитаном сборной МГУ по водному поло — кто-то из паломников нашел его фотографию с кубком в газете «Известия». В Оптиной молодой послушник держался обособленно и о своей прошлой жизни не распространялся. По словам насельников монастыря, он приложил много сил для восстановления обители и вскоре стал иноком, а затем и иеромонахом, приняв имя Василий.

Полной противоположностью Рослякову был Леонид Татарников, позже нареченный иноком Трофимом. Братия и прихожане хорошо его знали — молодой человек, приехавший в Оптину в августе 1990 года из Бийска, выделялся живостью характера; он быстро сновал по монастырю и, не мешкая, брался за любую работу. В миру Татарников успел сменить несколько профессий — после службы в танковых войсках поработал в Сахалинском рыболовстве, занимался художественной фотографией, побывал фотокорреспондентом в районной газете, сапожником, пастухом и пожарным. Родственникам свой уход в монастырь он объяснил знамением: видел, как от одной из икон в храме исходит ослепительный свет, и слышал неземной голос.

Будучи человеком нетерпеливым, Татарников спешил стать монахом. В Оптиной вспоминали, что как-то раз он пришел просить, чтобы постриг совершили поскорее. «А может, тебя сразу в схиму постричь?» — спросил его иерей, к которому он обратился. «Батюшка, я согласен!» — воскликнул тогда Татарников. За это — или какую-то другую провинность — Татарникову на два месяца отказали в проживании в стенах монастыря. Молодой человек поселился в землянке неподалеку, но не пропустил ни одной службы. В обители он заведовал паломнической гостиницей, работал звонарем, переплетчиком и чинил часы.

Меньше, чем через год после приезда, Татарников добился своего и принял постриг под иноческим именем Трофим. «Трофим был духовный Илья Муромец, и так по-богатырски щедро изливал на всех свою любовь, что каждый считал его своим лучшим другом. Я — тоже. Он был каждому брат, помощник, родня», — вспоминал о Татарникове игумен Владимир.

Еще один будущий насельник Оптиной — сибиряк Владимир Пушкарев — появился в монастыре в июне 1990 года, преодолев пешком 75 километров от Калуги. Местные утверждают, что, дойдя до ворот монастыря, он не стал стучать, а встал на колени и так стоял до самого утра, терпеливо дожидаясь, пока его впустят.

Уроженец Новосибирской области, Пушкарев прослыл в монастыре человеком замкнутым — много часов он просиживал в собственной келье или столярной мастерской. Художник-резчик Сергей Лосев, работавший тогда в монастыре, говорил, что в Пушкареве «чувствовался огромный внутренний драматизм и напряженная жизнь духа, какая свойственна крупным и сложным личностям». «Что за этим стояло, не знаю. Но это был человек Достоевского», — говорил о сибиряке Лосев.

Неожиданно хорошие отношения у этого немногословного человека сложились с околомонастырскими «воробушками» — молодежь ему доверяла и охотно училась резьбе по дереву. За полтора года до гибели Пушкарев стал иноком и принял имя Ферапонт. Он стал заведовать столярной мастерской: резал кресты, готовил доски для икон, делал мебель.

Цикл «Стихи на Псалмы»

  • Я сказал: буду верен словам до конца (иеромонах Василий (Росляков))
  • Как лань припадает сухими губами (иеромонах Василий (Росляков))
  • Мы слышали сами от дедов своих (иеромонах Василий (Росляков))
  • Вы послушайте-ка люди Православные (иеромонах Василий (Росляков))
  • Содрогнулось вчера было сердце моё (иеромонах Василий (Росляков))
  • Что же мы сделали, Боже, не так (иеромонах Василий (Росляков))
  • О, Господи, доколе будешь Ты (иеромонах Василий (Росляков))
  • Пришлые, Боже, в наследье вошли (иеромонах Василий (Росляков))
  • Ты испытал меня, Боже, и знаешь (иеромонах Василий (Росляков))
  • Сколько б мир я ни пел и ни славил (иеромонах Василий (Росляков))
  • Научи меня, Боже (иеромонах Василий (Росляков))
  • О Боже, Ты выслушай вопли мои (иеромонах Василий (Росляков))
  • Спаси меня, Господи, ныне (иеромонах Василий (Росляков))

Иеромонах Василий (Росляков): «Я хотел бы умереть на Пасху, под звон колоколов»

В миру — Игорь Иванович Росляков. Он был единственным ребенком в семье. Учился хорошо, рос послушным и смышленым. С детства профессионально занимался спортом и даже участвовал в международных соревнованиях, входил в состав сборной СССР по водному поло. После школы окончил факультет журналистики МГУ.  Однако по профессии Игорь не работал, не находя в этом призвания. Однажды, находясь с командой в другой стране, он познакомился с голландской переводчицей и стал с ней переписываться. Из-за этого его не пустили на игры в Канаду, обвинив в связях с иностранными гражданами. Игорь очень сильно расстроился, и так получилось, что он рассказал о своей беде преподавательнице по истории. Она была верующая и посоветовала Игорю сходить в храм. Он ее послушал. Так для будущего мученика начался путь к Богу.

Постепенно Игорь укреплялся в вере, полюбил молитву, много читал труды святых отцов. Несмотря на спортивные занятия, он строго постился, что никак не сказывалось на результатах игр. Будущий иеромонах часто бывал в храме на богослужениях. Мирская жизнь для него утратила привлекательность и ценность. Он отправился к архимандриту Иоанну Крестьянкину, и старец посоветовал ему уйти в монастырь. Несмотря на то, что мать Игоря была категорически против, он не ослушался старца. Дождавшись отпуска, он отправился в Оптину пустынь, и там его желание принять монашество только укрепилось. Вернувшись домой, он управился со всеми последними мирскими делами и навсегда уехал в обитель. 29 апреля 1989 года, в Страстную Субботу Игоря приняли в братию. Примерно через год его постригли в иночество с именем Василий — в честь Василия Великого, а 23 августа 1990 года состоялся постриг в мантию в честь блаженного Василия Христа ради юродивого, 21 ноября в день Архистратига Михаила состоялось рукоположение во иеромонахи.

В монастыре он выполнял самую разную работу, в том числе и послушание летописца обители — в этом ему помогали полученное образование и дар слова, которым от Бога был наделен мученик. Еще будучи иеродиаконом, отец Василий произнес свою первую проповедь, и она всем запомнилась как удивительно проникновенная и глубокая. Отец Василий был замечательным проповедником. У него был дневник, куда он записывал свои стихи, размышления, духовные переживания и сочинения. Литературно одаренный отец Василий оставил нам богатое в духовном смысле наследие.

«Порою, когда стою в храме, душу охватывает ощущение присутствия Божия. Тогда уже не иконы окружают меня, но сами святые. Сошедшиеся на службу, они наполнили храм и отовсюду испытующе глядят па меня. Незачем отводить глаза от их ликов, прятаться в темном уголке церкви, — угодники Божии смотрят не на лицо мое, а только на сердце, — а куда спрятаться сердцу моему? Так и стою я в рубище беспомощности и недостоинства своего пред их всевидящими очами», — писал Игорь Росляков в дневнике примерно за год до своего пострига.

А однажды отец Василий сказал: «Я хотел бы умереть на Пасху, под звон колоколов». Эти искренние слова стали пророческими для него. Господь принял этот чистый порыв святой души.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector