Убийство монахов в оптиной пустыни: неизвестные воспоминания об отце василии (рослякове)

Избранность

Ценно то, что есть материал и есть воспоминания, книги, которые хоть немного рассказывают об их жизни. Они помогают понять откуда у них эта решимость.

Некоторые говорят, что их убийство было просто «бытовухой» — шел человек, ему что-то в голову взбрело и… Но нет. Если мы когда-то вернёмся к этой теме, можем вообще об этих истоках рассказать — что двигало убийцей. Не на ровном месте все это было, и как сказал отец Василий: «Мученика делает не только факт мученической кончины, мучеником человека делает произволение и святая жизнь».

Говорят, что монашество — это длящееся во времени мученичество за Христа. На каком моменте оно оборвется не известно. Может ты так и закончится простой и спокойной смертью после инсульта или от ангины, как у отца-наместника. Но все равно это будет мученичество, потому что, как говорил старец Христофор, «монастырь — это не место отдыха, а место подвига».

Когда осознанно пошли на место этого Подвига, тогда они и сделали шаг к этой смерти за Христа. Они были готовы. Решимость была уже в тот момент, когда они переступили порог монастыря.

Б.К. Это самая важная мысль первой части нашей программы. Мы сформулировали то, что люди не совсем понимают. Это именно разговор о решимости, с которой они пришли в монастырь ко Христу.

Первая часть нашего разговора в программе «Ориентация» подошла к концу. Во второй части мы поговорим о миссионерском значении, которое имеет это удивительное по своему трагизму и величию событие, произошедшее 25 лет назад в Оптиной Пустыни.

А.М. До скорой встречи!

Монашеская жизнь предполагает наличие духовного наставника

Многим запомнилось утверждение архимандрита Гавриила (Бунге) о том, что закрытие монастырей в нашей стране не означало конца монашества, так как даже в годы официального атеизма сохранялась традиция старчества, благодаря которой сохранилось и монашество. Кто-то из церковных исследователей говорит, что и в России ХVIII века монашество, которое практически сходило тогда на нет, возродилось благодаря преподобному Паисию (Величковскому), от которого берет свое начало и Оптинское старчество. Можно ли говорить о том, что, пока есть наставничество, будет живо и монашество, и наоборот?

Монашеская жизнь предполагает наличие духовного наставника. Пусть он будет не таким великим и не таким святым, или не таким опытным, как Оптинские старцы, но, тем не менее, именно духовное руководство, сам факт того, что человек вверяет свою волю духовнику, является основой духовного делания. Об этом кто-то из древних отцов, кажется, преподобный авва Пимен, говорил так: «Наша воля – это медная стена между человеком и Богом». И действительно – Господь ко всем обращается, для всех хочет спасения: Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20). Но люди зачастую почему-то не так уж и охотно отверзают двери своего сердца Христу. Наверное, потому что голос собственной воли заглушает Божественный призыв. Человек порой просто не слышит его. Или, может быть, слышит, но не воспринимает.

Казалось бы, что нам нужно? Просто прийти и взять то, что предлагает Господь: Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33: 9). Но почему-то после грехопадения, после того, как человек потерял непосредственный контакт с Богом, не так много находится желающих сделать это. Когда же мы начинаем отсекать свою волю и следовать духовным советам наставника, мы разрушаем «медную стену» между собой и Богом и приобретаем возможность слышать Его голос, воспринимать Его призыв.

Помните ветхозаветную историю пророка Самуила? Святая праведная Анна была бесплодной и попросила первосвященника Илия помолиться о ней. Когда по его молитве у Анны родился сын, она отдала его на служение Богу (см.: 1 Цар. 1:28). Отрок Самуил жил в доме первосвященника и несколько раз ночью слышал голос, который звал его: «Самуил, Самуил». Он тогда подбегал к первосвященнику, думая, что тот зовет его. Но старец понял, что это Господь зовет Самуила, и сказал, что ему следует делать: Ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И Самуил поступил по совету своего старца (см.: 1 Цар. 3:1–9). Эта история о том, что неопытный человек не понимает, Божественный ли голос обращается к нему, не знает, как на него отвечать, может быть, даже не слышит его. Опытный же умеет различать явления духовного мира, наделен даром рассуждения и может наставить послушного на правильный путь.

Прп. Амвросий Оптинский

Известен случай, когда один монах, духовником которого был преподобный Амвросий Оптинский, сказал старцу: «Батюшка, знаете, я не вижу в вас никаких особенных духовных дарований, вижу только, что у вас есть дар рассуждения». На что старец ответил: «Ну, хорошо, хоть что-то есть», – и так отпустил его. Прошло время, и этот монах прочел в патерике историю о том, как собрались опытные старцы и стали рассуждать, какая из добродетелей является наиболее значимой для духовной жизни. Один говорил о молитве, другой о посте, третий о воздержании. Посоветовавшись, они пришли к выводу, что самая главная добродетель – это добродетель духовного рассуждения. И монах понял: тό, в чем он обвинял старца, на самом деле и было той самой высокой духовной вершиной, которой только может достичь человек. Ведь только очень опытный подвижник может различать источник каждого внутреннего движения мысли или чувства – от Бога ли оно или нет. Именно таким даром рассуждения он может ограждать своего ученика от падения в прелесть, и вообще от злых и даже погибельных намерений, поступков, решений.

Последний свидетель

Б.К. Мы находимся сегодня в этой импровизированной студии, и я хотел бы вам представить архимандирита Мельхиседека, настоятеля подворья Оптиной Пустыни в Москве.

Сразу скажу важную вещь — 25 лет назад, я как тогда еще молодой журналист, оказался в Оптиной вместе главным каналом нашей страны — мы снимали с Алексеем Денисовым программу цикла «Русский мир». Мы приехали тогда снимать Пасху в не так давно открытый, но уже ставший известный монастырь. И вот мы попадаем на это ужасное событие.

И может быть последняя фраза перед тем как мы начнем беседу. Когда мы разговаривали спустя, может быть, несколько месяцев, а может быть и год с покойным ныне наместником отцом Венедиктом, он говорил о том, что каждое третье или четвёртое письмо, которое получал монастырь, начиналось со слов: «Видели передачу, узнали о случившемся по телевидению»…

В моей жизни это событие тоже сыграло свою роль. Мы об этом потом еще, возможно, поговорим.

Когда мы с Вами, отец Мельхиседек, встречаемся, я всегда вспоминаю то интервью, которое мы с Вами сделали тогда – 25 лет назад. Может быть, и зрители его помнят. Это когда Вы стоите, а сзади могилу забрасывают землей.

И вот прошло 25 лет. С одной стороны, как один миг. Наверное, мы еще поговорим о том, как это было. Но первый вопрос: лично для Вас эта четверть века со дня событий, свидетелем которых мы с вами были, что значит? Какой след это оставило в Вашей душе?

А.М. 25 лет назад произошло это событие. 18 апреля я с братией был на Панихиде, которая была посвящена убиенным братьям. И видел Свидетельство в виде нескончаемого потока людей, которые приехали в Оптину Пустынь. Причем едут они не только к могилам оптинских старцев, не только к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, не только к исторической обители, не только на Исповедь, Причастие, или Соборование, а еще и в часовню Воскресения. Один из наших братьев тогда сказал – это Кувуклия, часовня Воскресения. Часовня победы жизни над смертью.

Новости:

19 марта 2018

На Патриаршем подворье Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве состоялось заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества

/Церковные новости

24 января 2018

В Оптиной пустыни совершены отпевание и погребение новопреставленного наместника обители архимандрита Венедикта (Пенькова)

/Новости ставропигиальных монастырей

22 января 2018

На Московском подворье Оптиной пустыни простились с новопреставленным наместником монастыря архимандритом Венедиктом (Пеньковым)

/Новости ставропигиальных монастырей

20 июля 2017

Патриарх Кирилл отслужил всенощное бдение в Оптиной пустыни накануне престольного праздника обители

/Новости ставропигиальных монастырей

12 июля 2017

На Московском подворье Оптиной пустыни состоялся престольный праздник

/Новости ставропигиальных монастырей

22 марта 2017

На Московском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря состоялось очередное заседание Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества

/Церковные новости

19 марта 2018

На Патриаршем подворье Серафимо-Дивеевского монастыря в Москве состоялось заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества

/Церковные новости

24 января 2018

В Оптиной пустыни совершены отпевание и погребение новопреставленного наместника обители архимандрита Венедикта (Пенькова)

/Новости ставропигиальных монастырей

22 января 2018

На Московском подворье Оптиной пустыни простились с новопреставленным наместником монастыря архимандритом Венедиктом (Пеньковым)

/Новости ставропигиальных монастырей

20 июля 2017

Патриарх Кирилл отслужил всенощное бдение в Оптиной пустыни накануне престольного праздника обители

/Новости ставропигиальных монастырей

12 июля 2017

На Московском подворье Оптиной пустыни состоялся престольный праздник

/Новости ставропигиальных монастырей

22 марта 2017

На Московском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря состоялось очередное заседание Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества

/Церковные новости

Инок Ферапонт (Пушкарев): «Хочется, чтобы эта Пасха была вечной…»

В миру — Владимир Леонидович. Родился в Новосибирской области. Володя по характеру всегда больше любил уединение, чтение книг, рисование на лоне природы. Довольно рано его начали терзать мысли о поиске истины и смысла жизни, что отличало его от всех своих сверстников, предпочитавших тяжелым раздумьям шумные веселые гулянки. Хотя он и участвовал в местном ансамбле, любил играть на гитаре, но довольно быстро понял фальшивость прелести сценической славы. Владимир всегда отличался от остальных и не боялся этого. Казалось, что ему даже нравилось быть «чужим».

Он закончил ПТУ, работал в лесхозе, потом — шофером. Отслужив в армии, вернулся и продолжал работать по специальности, водил старенький автобус. Однако через год решил вернуться в армию на сверхсрочную службу. Известно, что за эти годы он освоил восточные боевые искусства, впоследствии Владимир продолжал ими заниматься, но окончательно бросил, когда тренер стал требовать соединения боевых приемов с медитацией — для будущего мученика это было неприемлемо. К вере он пришел благодаря одной женщине, которая после аварии пережила клиническую смерть. Она рассказала Владимиру о своем мистическом духовном опыте и посоветовала ему духовную литературу. Стоит отметить, что ее рассказ произвел на него огромное значение.

После армии Владимир окончил лесотехнический техникум и, уехав в Хабаровский край, стал работать егерем. Он всегда любил природу и тишину уединения. В течение трех лет он жил в таежной глуши неподалеку от озера Байкал. К тому времени он был уже верующим человеком, осознанно шел к Богу, вознося подвижнические молитвы в одиночестве. Позже он признается своему приятелю, через какие муки ему тогда пришлось пройти: бесы в ночной тиши смущали и страшили подвижника, а видя его твердость, представали перед ним в разных образах, требуя поклонения, и даже били…

В 1987 году Владимир принял решение отправиться в Ростов-на-Дону. Там он стал посещать Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Сначала помогал при храме, а затем устроился там работать дворником. Вскоре Владимир посетил старца Кирилла (Павлова), и он посоветовал ему оставить мир и уйти в монастырь. В Оптину пустынь Владимир пришел ночью, в июне 1990 года. Причем, он шел пешком от Калуги, преодолев расстояние в 75 километров! Через год его постригли в иноки с именем Ферапонт. В обители он исполнял послушание в трапезной, вырезал кресты из дерева, делал полки, плел четки, был хорошим звонарем.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, г. Ростов-на-Дону

Инока Ферапонта называли Ангелом молчания сами насельники обители. Он был абсолютно неприметен, жил сокровенно, в молчании — первое время монахи удивлялись, почему инок Ферапонт ни слова не говорит, но затем привыкли к этому. Свыклись с его безмолвием настолько, что и про самого инока забыли. Настолько он был тихим и незаметным, что многие из насельников даже и не знали, что в обители есть такой инок по имени Ферапонт. Он был настоящим аскетом, молчальником, непрестанно творил Иисусову молитву, словом — жил, едва касаясь земли.

А вот другое воспоминание — паломницы Ольги, приведенное в этой же книге. Она находилась на втором этаже, когда под окнами остановился грузовик. В кузове сидел инок Ферапонт. Когда заморосил мелкий дождь со снежной крупой, все ушли в укрытие. Остался один инок Ферапонт. Глядя на него из окна, она удивлялась, почему он сидит в такой неестественной позе — на коленях, упав лицом вниз. Через полчаса картина была та же. То же самое было и через два часа, а инока, мерно перебирающего четки, уже припорошило снегом. Потом Ольга поняла, что ей «Господь даровал увидеть ту неразвлекаемую монашескую молитву, которую не в силах прервать ни дождь, ни снег», — пишет Нина Павлова.

В 1993 году веред той самой Пасхой инок Ферапонт раздал все свои вещи. Подарил даже инструменты, которыми вырезал кресты. Он сказал одному брату:

18 апреля 1993 года – красная Пасха

Жаждущий громкой славы Аверин для убийства выбрал день Пасхи. 18 апреля он еще по темноте пришел в монастырский двор, узнал у паломниц время Литургии, на которую все монахи собирались в храме.

Аверин дождался, когда иноки Ферапонт и Трофим взошли на звонницу и поднялся следом. У него был заготовлен и наточен длинный нож с вырезанным числом 666. Первым от рук убийцы пал Ферапонт. Затем Аверин нанес удар Трофиму, но, уже умирая, монах успел ударить в колокол. Вместо пасхального звона над монастырем прозвучал набат.

Мимо звонницы проходил иеромонах Василий и встретился лицом к лицу с убийцей. Они коротко переговорили, Аверин ударил Василия в спину, нанеся смертельную рану, от которой спустя час иеромонах скончался в больнице.

Убийца по поленнице взобрался на стену монастыря, спрыгнул вниз и подался в леса. Женщины-паломницы, находящиеся рядом со звонницей и убитыми монахами, ничего не увидели. В утренней темноте понять, что случилось, было невозможно. Не дождавшись колокольного звона, они поднялись на колокольню и обнаружили истекающих кровью монахов.

Для всех, знавших погибших монахов в мирской жизни, остается неясным, как маленький тщедушный Аверин смог справиться с тремя мужчинами – рослыми, сильными, неробкого десятка. Святые отцы могли бы постоять за себя и против человека с оружием, но этого не случилось.

Монахи приняли смерть без сопротивления, будто готовые к ней, получившие некий тайный знак о необходимости жертвы. Все строго соблюдали пост, были постоянно погружены в себя, творили нескончаемую молитву. Монахи не осквернили обитель дракой, не махали кулаками, не отнимали оружие у убийцы.

Аверин все рассчитал верно – в сумерках его приняли за своего, не ждали подлости, погруженные в молитву монахи не думали о защите своей жизни.

Справка: книга Нины Павловой «Пасха красная» написана по благословению Православной церкви и рассказывает о трагедии в Оптиной пустыни, унесшей жизни трех монахов.

Наследие

Еще большое дело сделала книга «Пасха Красная» Нины Павловой. Эта книга не без недостатков, но…

Б.К. Она сделала свое дело.

А.М. Конечно, она собрала воедино разрозненные воспоминания, факты, появилась структура.  А потом уже и в Оптиной Пустыни были изданы книги о братьях

 Чрезвычайно важно, что это есть – конкретная фактура о том, как пришли к вере, как подвизались, остались их слова, стихи отца Василия, воспоминания об отце Ферапонте и иноке Трофиме.  Благодаря этому люди имеют возможность вникать в их жизнь, чего не имели о святых, которые после себя ничего не оставили, а таких очень много

Б.К. Кстати, новомученики и исповедники Церкви Русской, ведь тоже много о себе не оставили. Следственные дела мало что дают в духовном плане.

А.М. Конечно.  А тут собрали. Во что нам нужно вникать, читая «Пасху красную» или «Небесное воинство», чтобы понять откуда это избранничество? Почему именно они? Что такого было особенного в них?

А общее было – это Произволение. Это решимость, о которой Серафим Саровский как-то сказал о том, почему сейчас нет таких святых? Потому что «Христос вчера, днесь и сегодня – тот же», но у нас не хватает решимости. А у братьев она была.

Оптина пустынь: святыни монастыря

Монастырь Оптина пустынь разделен на 2 части. Первая, куда есть доступ паломникам: храмы, гостевые домики, трапезные и источники. Вторая часть – это Предтеченский скит, сюда вход разрешен только монахам. Именно скит прославил монастырь, здесь жили оптинские старцы, это сердце Оптиной пустыни. Миряне сюда не допускаются. Около 17 человек братии проживают сейчас в скиту – месте подвига и молитвенной жизни. Условия жизни здесь более суровые. Скит расположен за монастырской рощей, вокруг него запрещено рубить лес, чтобы скрыть от посторонних глаз. Жизнь в монастыре и скиту существенно отличается. Особенность скитского устава заключается в ночных службах. Службы проходят вечером и ночью, а в монастыре – вечером и утром. Здесь спят мало, а трудятся и молятся много.

Между Казанской церковью и Введенским собором расположен некрополь, здесь находятся могилы оптинских старцев. На данный момент могилы пусты: мощи Оптинских старцев перенесены в раки, но тем не менее сюда и по сей день устремляются паломники. В советские годы на могилах старцев была танцплощадка, а в кельях монастыря располагался дом отдыха, потом совхоз, потом ПТУ. Места захоронения старцев нашли с огромным трудом.

Пасха-93

Убийству иеромонаха и иноков в Оптиной пустыни, вспоминали верующие очевидцы, предшествовали знамения, а сами монахи как будто предчувствовали приближавшуюся смерть. Летом 1992 года инок Трофим якобы обратился к одной из паломниц: «Лена, чего киснешь? Жить осталось так мало, может быть, год. Унывать уже некогда. Радуйся!». И с этими словами, утверждала паломница, вручил ей букет полевых цветов. Местный житель Николай Жигаев рассказывал, что и в разговоре с ним Татарников предсказывал свою скорую гибель. «Сердцем чую. Но полгода еще проживу», — приводил слова монаха Жигаев.

Уже после убийства в монастыре заговорили, что Великим постом к иноку Трофиму в переплетную мастерскую приходил незнакомый мужчина, заявлявший, что «монахов надо убивать». На предложение успокоиться и пообедать в стенах обители неизвестный не отреагировал и пообещал, что скоро церковников начнут «резать». «Ты наш, наш!» — якобы повторял гость, ухватив на прощанье инока за руку.

В Оптиной вспоминали, что сразу несколько послушников внезапно поранились в алтаре накануне Пасхи, а под вечер Страстной субботы над монастырем стояло странное марево — «воздух будто дрожал, контуры предметов двоились, а сердечники хватались за сердце». Необычные атмосферны явления на Пасху местные жители, как говорят, видели и раньше — перед аварией на Чернобыльской АЭС.

Пасхальная литургия 18 апреля 1993 года закончилась около пяти утра. Монастырские автобусы увезли из Оптиной пустыни жителей окрестных деревень, с ними уехали и милиционеры, охранявшие участников богослужения. Обитатели монастыря и паломники отправились в трапезную. Отец Василий, которому предстояло провести еще две службы, лишь немного посидел за столом и, поздравив всех с Христовым Воскресением, поднялся к себе в келью.

Инок Трофим (Татарников) с родственниками

К шести часам утра монастырский двор опустел. Последним уходил в скит игумен Александр, встретивший по дороге инока Трофима. «Благословите, иду звонить», — попросил Трофим и, получив благословение, отправился в сторону звонницы.

С крыльца храма Трофим увидел инока Ферапонта. Они вместе встали к колоколам, когда Ферапонт вдруг упал на деревянный настил, пронзенный насквозь длинным ножом. Затем удар в спину настиг инока Трофима, но перед смертью он сумел подтянуться на веревках к колоколам и ударить в набат. Затем тело молодого человека обмякло, и звон резко оборвался. Иеромонах Василий направлялся в это время исповедовать паломников в скит, но, услышав звук набата, повернул к колоколам и пошел навстречу убийце.

«Это случилось на Пасху в 6.15 утра. Мы разговлялись за чаем в иконописной мастерской, когда благовест колоколов вдруг оборвался и раздался тревожный звон. “Какой странный звук, — сказал Андрей, разливая чай. — Скорее набат”. А я еще подумала с досадой: “Вечно Андрей со своими шуточками — ну, какой же набат? Пасха ведь!”», — рассказывала потом иконописец Тамара Мушкетова.

Первой к упавшему отцу Василию подбежала двенадцатилетняя Наташа Попова. За два года до этого девочку из Киева привезли в Оптину пустынь родители. Иеромонах лежал на дорожке возле ворот скита. Четки при падении отлетели в сторону. «Почему он упал, я не поняла. Вдруг увидела, что батюшка весь в крови, а лицо искажено страданием. Я наклонилась к нему: “Батюшка, что с вами?”. Он смотрел мимо меня — в небо. Вдруг выражение боли исчезло, а лицо стало таким просветленным, будто он увидел ангелов, сходящих с небес», — рассказывала потом Попова.

В седьмом часу утра, когда в скиту началась литургия, в храм ворвался молодой послушник Алексей, кричавший: «Братиков убили! Братиков!». Умирающего иеромонаха перенесли в храм, положив возле раки с мощами преподобного Амвросия. Бледный священнослужитель уже не мог говорить и, судя по движениям губ, сосредоточенно молился. «Он молился до последнего вздоха, и молилась в слезах вся Оптина. Шла уже агония, когда приехала “скорая”. Как же все жалели потом, что не дали отцу Василию умереть в родном монастыре!» — пишет в своей книге Нина Павлова. Священник скончался по дороге в больницу.

Местные жители отмечали, что после убийства монахов в Оптину пустынь как будто вернулась зима — задул холодный ветер, пошел дождь, а потом снег. Люди собрались у залитой кровью звонницы, плакали и молились за убитых монахов.

Расследование убийства. Арест Аверина

Тела монахов обнаружили спустя час. По тревоге были подняты все подразделения местной милиции.

Обнаруженный на месте преступления нож был отправлен на экспертизу, которая установила, что отпечатки пальцев на рукоятке принадлежали жителю соседнего села Аверину. Тем временем убийца лесами ушёл в Тульскую область , где в одном из кооперативов совершил кражу , затем решил вернуться домой, где и был задержан .

Аверин подробно рассказал обо всех убийствах. Судебно-психиатрическая экспертиза признала его невменяемым, поставив диагноз — шизофрения . После этого Аверина отправили в спецлечебницу закрытого типа. Дальнейшая его судьба точно неизвестна, возможно, он до сих пор находится в психиатрической больнице .

Скит Храмы Паломникам План монастыря и скита Расписание богослужений Проживание Проповеди Молитвослов Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации Аудиогалерея Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

все поучения →

Бог слушает послушных

Почему нам так важно знать и хранить опыт старцев?

Потому что, кто сам себе советчик, тот сам себе враг. Отец Иоанн (Крестьянкин) мне говорил: «Читайте книги Оптинских старцев: в них вы найдете ответы на все ваши духовные вопросы»

Ведь для нас важно иметь мнение святых отцов и в той или иной ситуации его применять, а не от своего ума действовать. Остались труды старцев, их письма, свидетельства об их жизни – сейчас уже многое издано, а спасение, как известно, во многом совете.

Как вы видите феномен старчества?

На могильном памятнике многих людей можно было бы написать следующие слова: они жили и не знали, для чего жили. Оптинские старцы знали, для чего живут. Они знали, может быть, немногое, но они знали почти все о главном, и это знание о главном – это духовная гениальность. Что такое старчество? – Это духовная гениальность. А что такое гениальность? – Это 90% труда и 10% осенения свыше. Это все не на пустом месте возникло. Бог слушает послушных. Каждый из старцев в свое время был учеником. Лучше называться учеником ученика, чем собирать бесполезные плоды своеволия. И за это ученичество, за искреннее послушание Господь дал им дары, которыми они сами потом делились: дар врачевания, дар видения духовной жизни… (Замечу: а самое страшное – это имитация такого дара. Когда люди, этого дара не имеющие, поступали так, как будто они имели этот дар, – руководили человеком, не видя Божией воли о нем.)

Старец Амвросий, бывало, медлил с ответом на заданный ему вопрос: «А я пока не слышу». То есть каждый из Оптинских старцев искал слышания воли Божией. Каждый из них был послушным. А Бог слушает послушных.

У старца Амвросия учителем был преподобный Лев?

Старец Лев, который звал его химерой, пустоцветом, но это уже была особенность старца Льва. Он бесконечно любил его и укорял его для духовной пользы, зная, что тот может это вынести.

«Для монаха укоризна и нравоучение – все равно что для ржавого железа щеточки», – говорил старец Амвросий. Из-за любви старец Лев так поступал. «И ржавчину с меня снимал усердно», – вспоминал старец Амвросий.

А какой из Оптинских старцев вам ближе всего?

Наверное, Лев, Макарий, Амвросий, Варсонофий. Но по характеру все-таки, наверное, Варсонофий и Лев.

Миссионерские итоги

Б.К. Я наблюдал как нехотя распространяется все что произошло тогда – никто не верил в это. И когда ты говоришь: — Я там был, и я видел отца Василия, и с ним вместе учился, у нас с ним была одна для меня крестная, а для него фактически духовная мать, которая привела его во многом к Церкви – благочестивая женщина Тамара, дай Бог ей здоровья.

Как он ушел в монастырь, как он закончил институт – мы же оба были спортсмены, об этом мало кто знает.

Один известный спортсмен Владимир Сальников сказал такую мысль: «В спорте человек проживает жизнь, он ее моделирует». Мы с ним уже умерли, когда я пошел на журфак, а он — в монахи. Тогда мы уже как спортсмены умерли. Это совершенно другое отношение к жизни – если спортсмен профессиональный.

И вот я хотел бы попросить Вас сказать или вспомнить главные миссионерские итоги этого четвертьвекового пути. Это же воцерковленные люди, родственники, друзья…

Когда я приехал в 1994 году в Сербию, и вижу, что стоит брошюрка, тоненькая – это, говорят, наши заступники.

Архимандрит Мельхиседек: Интересно.

У отца Трофима в семье было пять детей, среди них было три брата и две сестры. Он один из трех братьев. Так вот со временем племянники, которые были далеки от веры, тоже пришли в храм.

Он родился в Тулунском районе Иркутской области в маленьком селе, где даже храма не было. И он говорил: – Задыхается душа без храма, в Оптину хоть по шпалам, но пойду.

А потом оказалось, что эта трагедия родных и близких привела к вере. Мало того, его родная мама стала монахиней — монахиней Марией. А родная мама отца Василия…

Б.К. Которую мы с Вами видели недавно в Оптиной…

А.М. Она стала монахиней Василиссой. Они как спорте – подхватили эстафетную палочку.

Дело служения Богу продолжается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector