В помощь читающим библию: святоотеческое толкование священного писания (собрание оптиной пустыни)

Прп. Исидор Пелусиот

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его

Спрашиваешь: почему Иоанн Креститель болий в рожденных женами, и если Иоанн — Пророк, то что в нем лишше пророка (см. Мф. 11:9), как сие говорит о нем Господь? Посему в немногом выслушай многое. Иоанн болий в рожденных женами, потому что он пророчествовал в самой матерней утробе и, сам сокрываясь во тьме, узнал пришедший Свет. А лишше пророков в нем то, что Того, о Ком он пророчествовал и Кого все патриархи и Пророки представляли себе только в снах и видениях, не сподобившись узреть собственными очами, он увидел пришедшим во плоти.

Не легкую, но требующую глубоких исследований задачу предложил ты нам, превосходнейший из трудолюбцев. Мний в царствии небеснем болий есть Иоанна Предтечи. Совершенный в законе, каким был Иоанн Предтеча, без сомнения, меньше человека крестившегося в смерть Христову. Ибо вот что значит небесное царство: быть погребенным со Христом, снисшедшим расхитить добычу смерти, совостать с Ним, дарующим державу над смертью.

Посему, так как Иоанн Предтеча, хотя и был болий всех рожденных женами, но усечен был прежде, нежели даровано небесное царство. И хотя по правде законной соделался он неукоризненным, однако же смертью своею, как писали мы, опередив усовершившихся духом жизни во Христе, не достиг до их совершенства. Поэтому всякий мний во царствии небеснем, то есть в возрождении по Христу, болий есть, как сказано, оправдавшегося законом; ничто же бо соверши закон (Евр. 7:19).

Письма. Книга I.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 3-4 Рассудилось и мне… по порядку описать тебе…, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен

Узнай твердое основание своей веры во Христа. Ведь вера должна быть твоею новою жизнью. Как же ей быть без основания? Как же быть жизни без основания?
Благовестие веры преподано в Божественном слове Евангелия. Подклони же свой ум и сердце Господним «глаголам»! И познай, что слушание и чтение Божественного слова – это только начало принятия основания веры.
А за ними должно идти усвоение веры. Оно совершается не по обычным законам усвоения человеческих истин. Благовестие веры – «не в премудрости слова» (1 Кор. 1:17) и «не в убедительных словах человеческой мудрости» (1 Кор. 2:4). Вот почему слово о вере не принимается «еллинами», так как «еллины ищут мудрости» (1 Кор. 1:22), а в проповеди о Христе нет земной мудрости, и для человеческого мудрования она была и остается «юродством» (неразумием) (1 Кор. 1:18).
Благовестие веры есть «премудрость Божия, тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2:7). Премудрость Божию открывает Бог Духом Своим, «ибо Дух всё проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:10).
И верующему, чтобы ему открылось основание веры, надо принять «Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор. 2:12). Оставаясь земным и душевным, человек «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1 Кор. 2:14). И у душевного человека остается ослепленным ум и остается покрывало на сердце, когда он читает или слышит Божественное слово (2 Кор. 3:14-15).
А вот когда души «обращаются к Господу», а «Господь есть Дух», и души, входя в единение с Господом, принимают от Духа Его, тогда покрывало снимается с сердца их (2 Кор. 3:16-17), и они начинают видеть глазами своими и слышать ушами своими (глазами и ушами души), т. е. по наитию Духа в них открываются высшие, духовные стороны, и только ими душа воспринимает от Духа премудрость Божию, тайную и сокровенную. Духовное (что от Духа) духовным востязуется (принимается). И чем больше душа ушла в Дух, тем больше ей открывается то, что от Духа, и она глубже постигает и крепче захватывается сокровенною мудростью Божией.
Итак, молись, чтобы покрывало плотяности было снято с твоей души Христом (см. 2 Кор. 3:14), а сам, по завету Апостола, «открытым лицем (души), как в зеркале (Божественного слова), взирая на славу Господню, преображайся в тот же образ (по Господу) от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18).
Вот на каком основании должна покоиться твоя вера во Христа. Не только слушание Божиего слова, не только теоретическое научение Божиему закону дадут тебе постижение христианства как «Божией премудрости», а жизнь по Богу, преображение себя «от славы в славу», принятие в себя Божиего Духа, чтобы наитием Духа постигнуть «премудрость от Духа». «Духовное духовным востязуется».

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 11-13 И бысть посем, идяше во град, нарицаемый Наин: и с Ним идяху ученицы Его мнози и народ мног. Якоже приближися ко вратом града, и се изношаху умерша, сына единородна матери своей, и та бе вдова: и народ от града мног с нею. И видев ю Господь, милосердова о ней, и рече ей: не плачи

О чуде воскрешения И. Христом сына Наинской вдовы повествуется только у одного евангелиста Луки, и это чудо поставляется ближайшим поводом к тому, что Иоанн Креститель из темницы послал своих учеников к И. Христу (18ст.Мих.).

Наин, это был небольшой город в Галилее, недалеко от Капернаума, к юго-западу. В настоящее время он составляет маленькую деревеньку. Наин значит приятный. Такое название дано было городу по причине красивого его местоположения в прекрасной Ездрелонской долине.

Ко вратом града (к городским воротам). В древние времена города большею частию были окружены, для защиты от врагов, сплошными стенами с несколькими воротами, преимущественно против больших улиц. Изношаху умерша (выносили умершего). Хоронили умерших и в стенах города, но в редких случаях и только важных лиц (1 Цар. 28:3-4; 4 Цар. 21:18); обыкновенно же хоронили за городами и селениями в пещерах, высеченных в горах. Так как Палестина – страна гористая и каменистая, то в ней было много пещер, вырытых в холмах и пригорках, или высеченных в скалах. Эти пещеры служили для разного употребления, напр., в обширные из них загоняли скотину в ненастную погоду и т. п. Большая же часть их были гробницами для умерших, отчего назывались гробами. Сына единородна матери своей (единственного сына у матери), и та бе (она была) вдова. Следовательно, этот сын был для матери и утешением, и надеждою на подпору в старости. Посему понятна ее скорбь при потере такого сына. И вот такую-то несчастную женщину милосердый Господь утешил, воскресив ее сына.

Толкование на Евангелие от Луки.

Блж. Августин

Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас

Лучший отзыв сделан о Катоне. О нем Саллюстий говорит: «Чем менее он искал славы, тем более она следовала за ним». Слава, которой они страстно желали, представляет собой суждение людей, хорошо думающих о людях. Поэтому лучше та добродетель, которая не удовлетворяется судом человеческим, а только судом своей собственной совести. Соответственно этому апостол говорит: Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей. И в другом месте: Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом (Гал. 6:4). Итак, не добродетель должна гнаться за славой, честью и властью, которых они желали для себя и которых добрые люди старались достигнуть добрыми искусствами, а напротив — они должны гнаться за добродетелью. Единственно истинная добродетель есть та, которая стремится к той цели, в которой заключается благо человека, не имеющее в сравнении с собой ничего лучшего. Поэтому и почестей, которых Катон просил, он не должен был просить, а их само общество должно было дать ему за его добродетель, без его просьбы.

О граде Божием.

Анонимный комментарий

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его

Посмотри, Он не сказал: «среди рожденных от жен» , a — из рожденных женами . Ведь одно «быть рожденным женою», и другое — «быть рожденным от жены». Кто рожден женою, конечно же, рожден в жене, и имеет начало от жены, и не существовал прежде жены. Но рожденный от жены рожден не в жене. Ведь вот, Христос родился именно от жены (Гал. 4:4); а про Иоанна сказано, что он был рожден женою. <…> Следовательно, кто рожден женою, рождается от жены; однако не всякий, кто рождается от жены, рожден женою. Поэтому Он и не сказал: «среди рожденных от жен», чтобы не смешиваться с теми. Но Писание не говорит, что Иоанн был больше других святых, но что другие святые не были больше Иоанна. Он был равен другим и не был выше. Но поскольку высота праведности столь велика, что в ней никто не может быть совершен, кроме Бога, то я думаю, что по отношению к друг другу все святые, насколько это относится к тонкости Божественного суда, попеременно друг с другом то ниже, то выше. Из этого мы понимаем: кто не имеет большего себя, тот выше всех.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас

Ибо похвала наша идет не от других, кои нас не знают, но похвала наша есть свидетельство совести нашей о том, что в святости тела и души, ничем не оскверняемой, и в правде, не причастной пороку лицеприятия, и в благодати, которую мы распространяли милосердно на всех — вот эти-то качества проявляли мы, когда обращались в мире: — не в мудрости плотяной являлись мы, то есть не с лицемерием или человеческой хитростью. Нигде к таким средствам не прибегали мы, и тем менее у вас.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Другие молитвы Оптинских старцев

Молитвы преподобного Антония Оптинского

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Молитва преподобного Макария Оптинского

При плотской брани

О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имам заступление. Аминь.

Молитва преподобного Иосифа Оптинского 

При нашествии помыслов

Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя.

Молитва преподобного Никона Оптинского исповедника 

При скорби

Слава Тебе, Боже мой, за посланную мне скорбь, достойное по делом моим ныне приемлю. Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем, и да будет на вся воля Твоя едина, благая и совершенная.

Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)

От антихриста

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Нектария Оптинского

От антихриста

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Льва Оптинского 

О некрещеных, умерших без покаяния и самоубийцах

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Свт. Григорий Палама

вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его

Кто этот сеятель? – Сам Господь, предсказавший о Себе устами Псалмопевца: «Отверзу в притчах уста Моя» (Пс.77:2). Но откуда вышел Тот, Кто присутствует везде? – Опять же Он Сам о Себе возвещает, говоря: «Изыдох от Отца и приидох в мир» (Ин.16:28). Изшел от Отца и от Отеческих недр нераздельно, и пришел в мир, сущий в мире и «чрез Котораго мир начал быть» (Ин.1:10), и снизшел с небес на землю (Ин.3:13), Наполняющий небо и землю; так что «исхождение» Единородного Сына Божиего и снизшествие Его с небес не иное что означает, как явление Его во плоти и истощание Его с неизреченной высоты Божества до пределов человеческого естества.

Итак, Он таким образом вышел «сеять Свое семя». Что это за семя? – Слово учения, словеса жизни вечной, наставления бессмертия, обещание пакибытия, Евангелие царства небесного. Это и есть Его семена. Потому что Он Сам о Себе говорит: «Словеса, яже Аз глаголю, дух суть и жизнь» (Ин.6:63); и Петр обращается к Нему: «Словеса жизни вечныя имаши» (Ин.6:68). Итак, это семя принадлежит только Ему, и только Он – Сеющий его непрестанно и, чрез это семя, являем бывает Сам Сущий Бог всех. Потому что всякий учитель и благовеститель и проповедник Благочестия и благочестивого образа жизни, сеет и сам словеса жизни, слово евангельского и небесного учения, но послужив на своем веку по воле Божией, уходит, как и до этого не был; слово же спасения, которое, уча, он сеет, это – не его, но принадлежит Богу, Который содействует ему и «дает слово во отверзении уст его» (Еф.6:19). Господь же наш Иисус Христос, Сущий истинный Бог, имеет сие семя жизни вечной, как принадлежащее Ему, и Сам Он – всегда Сеющий и посредством закона, заложенного в природу вещей, и посредством закона, данного в писанном виде Израильскому народу, и чрез вещания Пророков, и позднее – чрез Евангелие благодати. Временем же сего сеяния является вся жизнь каждого отдельного человека, и особенно это относится ко времени, наставшем после Его Первого Пришествия и простирающемся вплоть до окончания всякого времени. Время же жатвы сего семени принадлежит ожидаемому Второму Пришествию и явлению Господнему, почему и Апостол говорит, что «о надежде должен есть оряй орати» (1Кор.9:10), и «сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный» (Гал.6:8); и Псалмопевец-Пророк говорит: «Сеющии слезами» (ныне), «в радости пожнут» (тогда) (Пс.125:5).

Вышел, таким образом, Господь, чтобы сеять Свое семя. Куда сеять? – В сердца человеческие: потому что они и являются теми нивами, которые восприемлют духовные семена. Но одни из них уподобляются дороге, словно попираемые и давимые дурными мыслями и страстями и заправилами их – злейшими бесами; другие же уподобляются каменистой почве, это – те, которые вследствие малодушия и огрубения не могут вырастить до конца семена учения и, благодаря им, принести плод для вечной жизни: а некоторые уподобляются земле, на которой растут терния, как следствие погони за деньгами и богатством и временными наслаждениями и всем тем, что от этого произрастает. Итак, вследствие того, что в отношении человеческих сердец наблюдаются большие различия, «изыде, – говорится в притче, – сеяй сеяти семене своего: и егда сеяше, ово паде при пути, и попрано бысть, и птицы небесныя позабоша е (его)». – Одно из семян, – говорит Он, – упало при дороге: т.е. в сердца сущие или вне правого пути Господни (Деян.13:10), почему оно и было попрано проходящими по бездорожью лукавыми бесами, или – при их дурной дороге, почему и птицы небесные, т.е. находящиеся в воздухе злые духи, поклевали его и истребили, и таким образом эти люди как бы сравнялись с теми, которые вообще не слышали слово Божие: потому что «упавшия при пути это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк.8:12).

Омилия 52. На четвертое воскресение Евангельских чтений по Луке.

Блж. Феофилакт Болгарский

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя

Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя

С утверждением объявляет то, что нет никого, кто был бы больше Иоанна; говоря же: «женами», исключает Самого Себя, ибо Сам Христос был рожден Девой, а не женой, то есть вступившей в брак.

но меньший в Царстве Небесном больше его

Так как много похвального высказал относительно Иоанна, то чтобы не подумали, что этот больше Его, то здесь с большей ясностью говорит: «Я — меньший по сравнению с Иоанном и по возрасту, и, по вашему мнению, больше его в отношении к духовным и небесным благам, ибо здесь Я меньше его и потому, что он почитается у вас великим, но там Я — больше его».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой

т.е. сильно желал. Днем Своим называет день крестных страданий

И виде и возрадовася

Возрадовался о спасении мира. Зная заранее тайну распятия на Кресте Иисуса Христа, он сильно желал видеть день Его, тенью и прообразом для которого служил тот день, когда он принес во всесожжение сына своего Исаака. Авраам знал, что как он не пощадил возлюбленного своего сына для Бога, так и Бог не пощадит возлюбленного Своего Сына для человека; как Исаак сам нес дрова для всесожжения своего, так и Спаситель понесет древо смерти Своей; затем, когда Исаак не пострадал, то был положен овен, точно так же, хотя Спаситель пребудет бесстрастным по Божеству, но человечество Его будет убито. А если Авраам сильно желал видеть день Его, то, конечно, – как большего.

Молитва Оптинских старцев на день грядущий (на каждый день)

Оптинские старцы учили верующих, что молитвенное правило следует творить осознанно

Важно перед тем, как читать молитвы на день грядущий посоветоваться с собственным духовным наставникам. Во время чтения молитв нужно полностью отрешиться от событий внешнего мира, нужно научиться открывать душу Богу

Молитва на день грядущий располагает к духовному подвигу и вселяет уверенность.

Утренняя молитва Оптинских старцев на начало дня

Каждый добропорядочному христианин должен каждое утро читать молитвы, последовательность которых была рекомендована Оптинскими старцами. Утреннее моление духовно очищает и позволяет защититься от непредвиденных жизненных обстоятельств и поступить правильно в сложных ситуациях.

Утренняя молитва Оптинских старцев звучит следующим образом:


«Господи, Всемилосердный даруй мне душевное спокойствие для того, чтобы достойно встретить все, что преподнесет мне этот день. Верую искренне в силу Твою и принимаю волю Твою. Господи, прошу Тебя не оставлять меня в день грядущий, наставляй меня и поддерживай меня. Открой мне волю Твою и защити от дьявольских искушений. Дай мне силы принять все то, что произойдет со мной в этот день, чтобы любые известия принял я с душевным спокойствием и твердой убежденность, что на все воля Твоя Святая. Руководи мной, Господи, и направляй меня. Подскажи, как мне разумно действовать, чтобы не принести другим людям огорчения. Даруй мне силу телесную, чтобы не знал я усталости. Научи меня верить, терпеть, надеяться, прощать и любить. Аминь».

Вечерняя молитва Оптинских старцев

Обязательно следует включать вечернюю молитву Оптинских старцев в вечернее правило.

Звучит молитва так:


«Господи, Всевышний и Всеблагий! Прими благодарность раба Божьего (собственное имя) за прожитый день. Прошу прощения за мои вольные и невольные прегрешения. Я прощаю себя и душа моя любовью наполнена. Я прощаю всех близких своих. И ты, Господи прости всех нас. Господи, Всевышний и Всеблагий! Помилуй, спаси и сохрани мою душу и тело. Убери с моей головы все плохие мысли, избавь от плохих чувств и эмоций. Пусть в меня и в ближних моих в завершение этого дня вселится благодать Божья, очищающая и исцеляющая. Благослови, Господи, мой грядущий сон. Аминь».

Молитва Оптина Пустынь на день грядущий

Полный священный текст молитвы Оптинских старцев на день грядущий помогает излечить душу, дарует мудрость и способствует гармонизации внутреннего мира. Читать ее можно в любое время, но лучше это делать утром. Это позволит настроиться на хорошую, плодотворную работу. Данная молитва способствует положительному настрою, что позволит успешно осуществлять все запланированные дела.

Полный текст молитвы звучит так:


«Господи, наполни меня внутренней силой и даруй мне с душевное спокойствием принять все, что мне предначертано в грядущий день. Боже, дай мне сил полностью предаться святой Твоей воле. В любой час грядущего дня я, раб Божий (собственное имя) надеюсь на твою поддержку и наставления. Господи, чтобы не пришлось мне узнать, помоги принять мне любые известия спокойно и с уверенностью, что твое решение и Твоя воля Святы. Помоги мне умом и сердцем понять и принять Твою Святую волю. Во всех своих поступках и действиях я всецело доверяюсь Тебе. Руководи моими чувствами и мыслями, не позволь поддаться греховным соблазнам. Контролируй мое поведение, Господи, во всех непредвиденных ситуациях, не позволь мне забыть, что все случившееся ниспослано Тобой. Прошу тебя, Всевышний, научить меня разумному общению со всеми людьми, окружающими меня, подскажи как вести себя, чтобы никого не огорчать. чтобы от меня исходил только позитив и благо. Господи, даруй мне силы перенести усталость от рабочего дня. Боже, научи меня искреннему прощению и любви. Помоги мне сохранить в душе надежду и веру в лучшее, не позволь появиться в моем сердце разочарованию и неверию. Спаси меня, Всевышний, от происков врагов моих, которые стремятся мне навредить, но не наказывай заблудших, а вразуми их. Веди меня по пути жизненному, Господи и управляй мной, просветли мой разум и наполни его пониманием твоих вечных и неизменных законов, не позволь отступиться от Божьих заповедей. Господи, благодарю тебя за все, что ты даешь мне в моей жизни. Верю в то, что Твоя воля для меня, искренне любящего Тебя, будет содействовать моему благу. Прошу у тебя благословения на свои деяния, помышления и слова. Боже, удостой меня великой чести прославлять в молитвах Твое Святое имя. Аминь».

Амвросиаст

Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас

То есть слава совести, о которой говорит апостол, в ее простоте и искренности. И поскольку следующее относится к учению Божию, он добавил: не по плотской мудрости, но по благодати Божией, — чтобы показать, что они выказали свободную совесть не от мудрости человеков, но от предания евангельского. В предыдущем послании апостол осудил мудрость человеков и здесь намекает на то же в отношении утверждения веры на лицемерной мудрости человеческой (1 Кор 2:4), и проповедников последнего рода он обличает двояким образом в мудрости человеческой: во-первых, поскольку они проповедовали близко к мирскому смыслу слов, дабы ненароком не задеть слушателей; во-вторых, промысел свой так вели, что старались для стяжания по плоти. И по этой причине апостол Павел не захотел принять содержание от коринфян.

На Послания к Коринфянам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 11-16 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Возвратив здоровье сотникову рабу даже заочно, Господь совершает еще новое чудо. Чтобы кто-нибудь не сказал: что же Он сделал нового над рабом; быть может, раб и не умер бы? — для этого Господь воскрешает мертвого, которого уже выносили. Не словом только Господь совершает чудо, но и одра касается, — чтобы мы познали, что Тело Его есть Тело жизни. Поскольку Плоть Его была собственной Плотью Слова, животворящего все, поэтому и сама животворит и разрушает смерть и тление. «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить», чтобы кто-нибудь не подумал, что он воскрешен призрачно. А то, что он сел и начал говорить, было признаком истинного воскресения. Ибо тело без души не может ни сидеть, ни говорить. — Под вдовой можешь разуметь и душу, лишившуюся своего мужа, то есть Слова Божия, всеявшего добрые семена. Сын ее — ум, умерший и выносимый вне города, вышнего Иерусалима, который есть страна живых. Потом Господь, умилосердившись, касается одра. Одр ума — тело. Ибо тело есть поистине одр, гроб. Господь, коснувшись тела, воскрешает ум, делая его юным и отважным. Юноша, то есть ум этот, садится и, воскрешенный из гроба греха, начинает говорить, то есть учить других, потому что, доколе он одержим бывает грехом, он не может учить и говорить. Ибо кто ему поверит?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector