Что означает фраза «по вере вашей да будет вам»?

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 8-10 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы − Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять

«Ибо благодатью», – говорит (апостол), – «вы спасены». Чтобы величие благодеяний не надмило тебя, смотри, как он тебя смиряет, говоря: «благодатью вы спасены». Но чтобы не уничтожить и твоего участия, он прибавляет и то, что требуется от нас («через веру»). Потом снова как бы уничтожает это наше свободное участие, когда говорит: «И сие не от вас». И вера, говорит он, не от нас; если бы (Христос) не пришел, если бы Он не призвал нас, как бы мы могли уверовать? «Как веровать в Того», – сказано, – «о Ком не слыхали?» (Рим. 10:14)? Таким образом, и вера – не наше достояние: «Божий», – говорит, «дар не от дел» (ст. 9). Вера, говорит (апостол), недостаточна для спасения; но чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует её от нас. Сказал, что вера спасает, но (не сама собою, а) через Бога; Бог хочет, и вера спасает. Скажи мне: как спасет тебя вера без дел? Она сама – дар Божий, «Чтобы никто не хвалился» (ст. 9), а всякий напротив сделается благодарным к благодати. Итак, спросишь ты, (апостол) сам запретил снискивать оправдание делами? Вовсе нет! Он говорит только, что дела никого не оправдают, и говорит это для того, чтобы показать благодать и человеколюбие Божье. Имеющих за собою дела (Бог) не отвергает от Себя, но тех, которые погибли бы и с делами, Он спасает благодатью, так что после этого решительно никто не имеет права хвалиться.

Затем, чтобы, услышав, что «не от дел», но верой совершается (наше спасение), ты не остался беспечен, посмотри, что далее говорит (апостол): «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (ст. 10). Заметь, что сам он проповедует: он намекает здесь на воссоздание. Действительно, (наше спасение есть) второе творение: (через искупление) мы точно из небытия приведены к бытию. В том состоянии, в каком мы были прежде, т. е. в состоянии ветхого человека, мы были мертвы; теперь же сделались тем, чем прежде не были. Значит, это дело есть действительно творение, и притом творение, гораздо превосходнейшее первого. Тем творением мы призваны к жизни, этим же сделаны способными к жизни доброй. «На добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять», – то есть, от нас требуется добродетель постоянная, продолжающаяся до последнего часа жизни. Если бы мы, предприняв путешествие в царскую столицу и совершив большую его часть, вдруг потом разленились и остановились, не окончив пути, то такое путешествие не принесло бы нам никакой пользы. Точно также «надежда призвания» не может доставить нам, участвующим в этом уповании, какой-либо пользы, если мы не станем ходить достойно Призвавшего. Мы, призванные на дела благая, должны и пребыть в них, доколь не совершим всех их. Не для того, без сомнения, мы призваны, чтобы совершить одно какое-либо доброе дело, но чтобы (совершить) все. Подобно тому, как у нас есть пять чувств и всеми ими мы должны пользоваться надлежащим образом, так точно должны совершать и все добродетели. Если кто целомудрен, но не милостив, или милостив, но лихоимец, или хоть и не берет чужого, но не раздает и своего, – для такого все напрасно. Одна какая-нибудь добродетель не даст нам права с дерзновением предстать престолу Христову; для этого нужны многие, разнообразным и разнородные добродетели, или вернее, все добродетели. Послушай, что Христос сказал ученикам своим: «Итак идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19); и в другом месте: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19), т. е. в воскресении. Значит, такой не войдет в царство, – потому что Он обыкновенно время воскресения называет царством. «Итак, кто нарушит», – говорит, – «одну из заповедей, тот малейшим наречется». Следовательно, нам нужно соблюдать все (заповеди).

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Чудесное возвращение долга

Во время служения отца в Сокольниках многие годы на священников накладывали такие налоги, что заплатить они не имели возможности (об этом уже упоминалось в рассказе о явлении маме отца ее и деда). Был и такой случай. Надо было заплатить налог за квартал в 13000 рублей (в то время это были огромные деньги). У папы было накоплено 3 тысячи, но где взять еще 10? Эти десять тысяч дали папины знакомые — православные люди, прилично в те времена зарабатывавшие, но имевшие семью, и, конечно, не бесконечно богатые. Папа, несомненно, очень переживал, что отдать эти деньги им будет невозможно.

Будучи до своего служения священником опытным бухгалтером, он имел дома несколько облигаций трехпроцентного займа (на всякий случай), которые никогда не выигрывали. Но вскоре после выплаты налога в 13 тысяч одна из облигаций неожиданно выиграла, и не сколько-нибудь, а 10 тысяч, — именно ту сумму, которую дали ему знакомые. Разве это не чудо, не великая милость? Это просто свыше отдан был долг добрым людям, а им в таком случае и отказаться нельзя — здесь все ясно.

Свт. Феофан Затворник

в премудрости ходите ко внешним, время искупующе

Гражданская жизнь тогда была языческая. Выходя из церкви или дома, христианин неизбежно вступал в сношения с неверными, которых Апостол называет внешними, — такими, кои вне общества верных. Эту встречу и имеет в мысли святой Павел, определяя общественные отношения тогдашних христиан

В других Посланиях он полнее входит в этот предмет, а здесь только на один показанный пункт обращает внимание.

Ко внешним,— то есть «к не уверовавшим еще» (блаженный Феодорит). «Ибо таковые вне суть, то есть не свои нам, не одного с нами двора; хотя в том же с нами мире живут, однако ж вне суть, как сущие далеко и от Церкви, и от Царствия Божия» (блаженный Феофилакт). И в том смысле можно почитать их внешними, что, как ни мудры бывают сущие вне общения со Христом Господом, жизнь их существенно есть внешняя; тогда как жизнь к Господу прилепившихся вся существенно есть внутренняя, в сердце созидающаяся и растущая, она образует потаенного в сердце человека.

Премудрость хождения к таковым есть благоразумное с ними сообращение, когда, по порядкам общественной и гражданской жизни, необходимо бывает входить с ними в сношения. «Премудростию называет здесь Апостол благоразумие и заповедует благоразумно держать себя в отношении к внешним» (блаженный Феофилакт).

В чем должно состоять такое благоразумие, указывается словами: время искупующе. Искупать время — значит действовать благоразумно, соображаясь с обстоятельствами и требованиями времени. Прямее можно это выразить так: действуй всяк так, чтоб, с одной стороны, образом своего действования не раздражить против себя язычников, а чрез себя и против всего общества христианского; а с другой — не пропустить случая привлечь к вере показывающих предрасположение к ней, могущих уверовать. «Не давайте им, говорит Апостол, никакого повода ко вреду (себе и Церкви), но употребляйте все меры к их спасению» (блаженный Феодорит).

Святой Златоуст говорит: «то, что Христос говорил ученикам, внушает теперь и апостол Павел. Что же говорит Христос? Се Аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели, яко голубие (ср.: Мф. 10, 16); то есть бывайте осторожны, не подавая им никакого повода уловить вас

Для того и прибавлено: ко внешним, — дабы мы знали, что по отношению к своим членам нам не столько нужно осторожности, как по отношению к чужим; ибо между братьями бывает больше снисходительности и любви. Но и здесь нужна осторожность, а тем более она нужна между чужими, потому что жить между неприятелями и врагами не то, что между друзьями

Время, говорит, искупующе. Это он сказал не того желая, чтоб они были переменчивы и лицемерны; ибо эти качества свойственны не мудрости, а безумию. Но что«? Вы не давайте, говорит, уловлять себя в таких делах, которые вы можете исполнять без вреда для себя. Это он говорит и в Послании к Римлянам: воздадите всем должная: емуже урок, урок: емуже дань, дань: емуже честь, честь (ср.: Рим 13, 7) Пусть только из-за проповеди будет у вас борьба с ними: ни от какой другой причины она не должна происходить; ибо если у нас будет с ними вражда и из-за чего-нибудь еще другого, — например если не станем платить податей, если не будем воздавать приличных почестей, если не будем смиренны, то и нам не будет награды, и они сами (то есть враги наши) сделаются хуже, и их обвинения против нас будут иметь вид справедливых. Не видишь ли ты, как был уступчив сам Павел, когда это нисколько не вредило проповеди? Послушай его слов, сказанных Агриппе: непщую себе блаженна быти, яко пред тобою отвещати днесь имам, паче же ведца тя суща сведый всех иудейских обычаев и взысканий (Деян. 26, 2-3). Но если бы он считал необходимым говорить начальнику оскорбительные слова, то испортил бы все дело. Послушай также, с какою умеренностию отвечают иудеям те, которые были с блаженным Петром: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. 5, 29). Хотя люди, решившиеся положить свою душу, могли бы говорить и посмелее; но как они решились жертвовать жизнию не по тщеславию, то и говорили скромно, сохраняя всю силу дерзновения только для проповеди».

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

Явление преподобного Серафима детям

Этот рассказ уже о временах маминого отрочества. Примерно в 20–21 году Владимир Николаевич и Анна Александровна снимали квартиру в Сарпове, у своих знакомых. Поселиться было больше негде, хотя место считалось “нечистым”, у дедушки спрашивали — как вы туда попали. Но родители были людьми православными и смелыми и прожили там до 25 года. Беда была в том, что жившая на другой половине мать их хозяина занималась чернокнижием, шила игрушки (и очень выразительные) с “лишними конечностями” — из преисподней, и, как говорили крестьяне, “вылетала в трубу”.

Этого они не видели, но хорошо знали, что в доме у нее и особенно на чердаке бывать было страшно. А уж если на их половину приходил священник — отец Николай, то Маргарите Александровне совсем было плохо; она выбегала на улицу и ела снег, чтобы “прохладиться”.

Вот в таком доме они жили несколько лет.

В храм в Покровское, где служил отец Николай, родители ходили с детьми пешком — это километра 4, а в Пешношский монастырь — километров 12 — уже надо с ночевкой ехать, и детей брали туда редко.

Однажды под праздник Владимир Николаевич с женой уехали в монастырь, и все четверо детей остались дома. Мама (Ирина), старшая — лет 14, Елена — 12 лет, Арсений — лет 7–8 (он уже иногда прислуживал в храме в Покровском) и младшая Злата — двух лет, на руках у Ирины.

На половине Маргариты Александровны никого не было, это было известно.

Во время вечерни (было уже темно) на той половине началось что-то страшное и непонятное — как будто бегали козы. Стучали копыта. Детям стало страшно, все поняли, что дело “нечисто”. Арсений решил “пугнуть” нечисть, разжег кадило и стал махать им под дверью соседей. И тут стало еще страшнее: звуки на той половине еще усилились, беготня там стала невообразимая, казалось, что все “это” вот-вот появится тут. Дети сгрудились вместе. Мама и Елена чувствовали и видели что-то страшное, и даже младенец Злата явно что-то видела, поворачиваясь туда, и ее трудно было отвернуть. Наверное, мама скомандовала — молитесь преподобному Серафиму (возможно, что это и происходило под праздник Преподобного), а может быть, нет. Было так страшно, что все дети замерли в ожидании чего-то ужасного. Но вдруг все прекратилось — и шабаш на той стороне дома, и страх, сковывавший сердца — в окне ясно виден был стоящий преподобный Серафим, — скорый на помощь призывающим его!

Вся нечисть улетучилась как дым, а сердца детей заполнила радость и благодарность святому за скорое услышание и спасение.

Я чаще всего пишу во множественном числе — “наши, нам”, потому что мы с сестрой (Натальей Константиновной Смирновой) очень дружны и едины духом и мыслями, и поэтому писать от “себя” не хочу.

Николай Андреевич въяве являлся маме уже через много лет еще раз, но об этом — позже.

“Мама будет жить!”

Наш дед, Владимир Николаевич Максимов, родился в 1882 году, был архитектором-художником и, как и его отец — Николай Андреевич, глубоко верующим православным христианином. Женился он на Анне Александровне Смирновой, внучатой племяннице Д. И. Менделеева, тоже художнице. Бабушка происходила из многодетной интеллигентной семьи, и многие из ее братьев были первооткрывателями в авиации, кораблестроении, биологии. Но, к великому огорчению Владимира Николаевича, семья жены была далека от веры, и он старался хотя бы своих детей воспитать в Православии и, конечно, молился о жене.

В период гражданской войны Анна Александровна тяжело заболела тифом, и врачи не давали надежды на ее выздоровление. Она была уже при смерти, а в это время старшей Ирине было 13 лет, младшей Злате — 1 год.

Всю страшную ночь борьбы врачей за жизнь жены Владимир Николаевич провел в дерзновенной молитве, прося Господа сохранить ей жизнь, не для себя или детей, но чтобы она обрела веру и ушла из жизни православным человеком. Под утро он разбудил маму нашу Ирину и сказал: “Иленька, мама будет жить, мне было отвечено”.

Действительно, бабушка прожила еще сорок лет и скончалась глубоко верующим человеком. И мы, внуки, на слух постигали славянский язык, слушая ее чтение вечерних и утренних молитв и жития святых.

Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

27Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. 

Сегодня Церковь предлагает нам евангельское чтение от Матфея — повествование об исцелении двух слепых и немого. Мы можем только поражаться, насколько велико милосердие Бога к людям, насколько чудесен этот неиссякаемый источник исцеления, который Господь подает каждому человеку. Вопрос в том: как мы можем принимать участие в этом чуде исцеления, хватит ли нашей веры и нашей молитвы?

Слепые следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, сыне Давидов». Обещание пророка Давида, что от него произойдет Мессия, было всегда живо в израильском народе. И вот эти два слепца идут и проповедуют в Капернауме о том, что Мессия уже здесь на земле. Можно только удивляться, как Промыслом Божиим, эти люди, лишённые телесного зрения, духовными очами уже прозрели великие дела Божии. Но также удивительно, что они просят Бога о милости. И именно такой же молитве нам нужно учиться у этих слепых. Мы должны просить Бога о милости, прежде всего. Возможно, Господь не исцелит нас в данный момент от болезни и не избавит от какой-либо нужды, но если мы будем пребывать в Божией милости, будем доверять Ему, то обязательно однажды получим от Бога великое утешение, будем знать, что не одиноки в своей беде.

Также вызывает удивление и то, что оба эти слепца молятся друг о друге. Они не говорят каждый за себя — «помилуй меня», но говорят — «помилуй нас». Если бы мы знали, что значит общая молитва, преодоление эгоизма и забота друг о друге в постигшей беде!

Назидательно в этом тексте и то, как Господь реагирует на их просьбу. Христос продолжал идти, как бы ни слыша их, не обращая внимания на эти крики. Господь тем самым просто желает испытать, насколько искренне и сильно их желание, насколько реально осознание ими своей беды. Это должно научить каждого верующего усердию в молитве. Молитва — это труд, а не «волшебная палочка», исполняющая любые желания по одному лишь слову.

Еще одна важная подробность: Господь не реагирует на их слова и поэтому они должны последовать за ним в дом. Святые отцы видят в этом особенное значение: для каждого из нас рано или поздно неминуема встреча со Христом. Мы принимаем участие в богослужении, молимся на Божественной Литургии вместе со всеми и каждому рано или поздно неизбежно предстоит лично встретиться со Христом. Будь то в пустом храме, в доме, при посещении болезни или беды. Господь обязательно откликнется на наше следование за ним. И это всегда будет тайна, Господь нам точно также скажет: «Смотри, только никому не рассказывай — это твоя личная тайна, которую ты должен сберечь в своем сердце».

Это евангельское повествование напоминает нам о том, что наша молитва обязательно должна быть совмещена с глубокой верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам».

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Христос мог бы исцелить всех слепых, немых и глухих на земле одним лишь словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда имеет право выбора между добром и злом. Если мы выбираем добро, то живем со Христом, если выбираем зло — отвергаем Бога. То же самое происходит и с немым человеком, о котором повествуется в сегодняшнем Евангелии. Он как бы становится бессловесным существом.

Мы видим с экранов телевидения, и из средств массовой информации: как интенсивно идет пропаганда «скотского» образа жизни. Святые слова перемешиваются с грязными — происходит обессмысливание слова. Люди не стыдятся публично произносить любые постыдные вещи.

Лопухин А.П.

Ст. 12-19 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши

О бедствиях, которые перед наступлением этого времени постигнут учеников Христа, евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком (Мк.13:9–13).

Прежде же всего того (стих 12), т. е. эти бедствия постигнут вас еще до разрушения Иерусалима.

Будет же это вам для свидетельства (стих 13), т. е. вы этим сможете проявить свою верность Мне.

Уста (стих 15), т. е. способность говорить красноречиво и убедительно. Это получили апостолы в ниспослании им Святого Духа (см. Деян.6:10).

Но и волос с головы вашей не пропадет (стих 18). По обычному толкованию (см., например, Толковое Евангелие еп. Михаила), здесь речь идет о том, что Бог будет охранять учеников, оберегать их жизнь, необходимую для евангельской проповеди. Но такому объяснению не соответствует выражение 16-го стиха: некоторых из вас умертвят. Вероятнее то мнение, что здесь речь идет о сохранении учеников в духовном отношении: «ничто из вышесказанного не послужит к ущербу вам в деле вашего спасения». К этому толкованию подходит и смысл 19-го стиха, где речь идет, несомненно, о том, что через терпение в страданиях ученики Христовы сохранят себя для вечной истинной жизни (Мк. 13:13). Наконец, можно бы понимать это место и так, что если апостолы и будут терпеть несчастия, мучения, то только там, где на это будет соизволение Божие (ср. Мф. 10:30).

Толковая Библия.

предыдущий стихследующий стих

Точное значение фразы

Фото: Flickr.com

Господь раздаёт духовные дары по вере человека. Чем больше он верит, тем больше получает, пусть и не сразу. И, даже если у него нет особого богатства, материальных возможностей, он доволен. А, если деньги идут в руки, то умеет ими распорядиться.

Те же, у кого недостаточно веры, рассчитывают только на себя, в такой ситуации они становятся подобно кораблю, который качается на волнах, полностью зависит от погоды и воли волн. При благоприятной погоде ему комфортно. У него есть вера в себя, но, если начинается буря, он впадает в отчаяние, если не верит и не принимает Бога.

Вера в Христа даёт защиту, ощущение нужности и любви, невидимой поддержки, которая знакома только по-настоящему верующим людям. Если же человек верит в кого угодно, только не в Бога, его жизненное положение ненадёжно в мире. Здоровье может пошатнуться, материальные блага остаться в прошлом, отвернуться друзья и близкие и он может остаться практически один. Но Господь говорит о том, что по вере вашей будет вам. И за веру люди могут получать не только святость, но и многие блага, как материальные, так и духовные.

Послание к Римлянам святого апостола Павла

Глава 14.

1Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

3Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

4Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои’т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

5Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.

6Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

7Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни.

9Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

10А ты что’ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что’ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

11Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.

12Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.

13Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

14Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.

15Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.

16Да не хулится ваше доброе.

17Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

18Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

19Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

20Ради пищи не разрушай де’ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

21Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.

22Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что’ избирает.

23А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.

24Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

« Предыдущая глава

Следующая глава »

Евангельское событие

Фото: Flickr.com Господь не раз касался вопросов веры в различных проповедях. Библейские события, связанные с ними, касаются веры. Даже рассуждая о последних временах, Иисус говорил: «Встречу ли я веру на земле». Таким образом вере придаётся большое значение, ведь во времена Христа она буквально творила чудеса.

Различные святые отцы толковали фразу «По вере вашей да будет вам» одинаково. Изучением стиха занимались Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, Евфимий Зигабен. Известно, что после фразы Христа о вере слепые прозрели. Они стали видеть, хотя раньше не могли увидеть света от рождения. Однако событие имеет не только прямой, но и иносказательный смысл. Как часто люди мечтают прозреть, чувствовать скрытые события. Однако духовное прозрение свойственно не всем – только тот, кто действительно верит, способен обрести прозорливость, если так будет угодно Богу, но это требует особого труда, служения и святости. Однако Господь не оставляет тех, кто верит и даёт им подсказки, как поступить и что сделать, чтобы принять правильное решение.

Господь исцелением слепорождённых показал, что вера раскрывает не только физические, но и духовные очи человека. Пока он живёт только своими страстями и помыслами, он многое не видит, даже несмотря на так называемую бытовую интуицию, животное чутьё. Матрона Московская была слепой от рождения, но зато многое видела своими духовными очами благодаря сильной и непоколебимой вере. И до тех пор, пока вера в нас действительно мала, мы становимся подобны слепцам, не видящим ничего от рождения.

По вере вашей да будет вам

«По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29). Эти известные библейские слова отражают саму суть обетования веры. Мы можем получить от Бога ровно столько, сколько просим; найти все те ответы, какие ищем; и отворить все те двери, в какие с глубокой непобедимой верой стучимся.

Вспомните историю исхода в Библии, когда второе поколение израильтян входили в Ханаан вместе с Халевым и Иисусом Навиным. На границе ханаанских земель стоял неприступный Иерихон, окруженный высокими внушающими страх стенами. Божья воля была в том, чтобы израильский народ смог укрепиться верой и объединиться вместе для решения этой непростой задачи. И Бог был готов во всем помочь Своему народу. Он попросил их обойти стены семь раз. Этот совместный обход был условием торжества веры, на которое Бог не преминул откликнуться. Крепость веры взяла верх крепость стен, и обетование Бога исполнилось, когда израильтяне откликнулись на Его призыв с верой.

А как начинался исход? В Ветхом Завете мы читаем о том, как Моисей сказал народу: «не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне; ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки». Так, во время всего пути скитаний израильтян по пустыне вместе с Моисеем мы можем видеть множество ярких примеров того, как все Божьи обетования непременно сбывались, покуда народ Израиля сохранял веру в Сущего Бога и доверие Моисею, который для избранного народа стоял на положении Самого Бога. Весь исход израильтян от начала до конца свидетельствует о непреложной истинности этого простого принципа веры – стоит только людям во всем довериться Богу и Его Слово, так все преграды на пути начинают рушиться буквально на глазах. По вере израильтяне получили все необходимое для спасения:

  • столп огненный и облачный, указывающий путь,
  • чудо разделения чермного моря и избавления от преследователей,
  • манну с перепелами в пищу,
  • две скрижали со Словом,
  • медного змия и победу в схватке с Амаликом,
  • и многое, многое другое.

Перечисляя яркие библейские истории, свидетельствующие об обетовании веры, хочется вспомнить один эпизод из жизни пророка Елисея. Однажды к известному пророку пришла простая женщина, столкнувшаяся с очень сложным жизненным испытанием. Ее муж умер, а обоих сыновей вот-вот должны были забрать в рабство за долги. Никаких денег и никакого личного имущества, чтобы продать и расплатиться с долгами, у женщины не было. В доме ее оказался лишь один небольшой сосуд с елеем. Зная, что Бог всегда готов помочь Своим страждущим детям, Елисей посоветовал женщине совершить поступок веры – нечто, совершенно нелогичное и неразумное с точки зрения здравого смысла. Он посоветовал ей собрать пустых сосудов, запереться с ними у себя дома вместе с сыновьями и переливать елей из одного маленького сосуда во множество больших пустых сосудов, отставляя в сторону полные. Так они с верой и сделали. Масла в их маленьком сосуде хватило ровно на столько больших пустых сосудов, сколько они с верой собрали по соседям. Женщина продала масло, расплатилась по долгам, а на что осталось продолжали жить вместе со своими сыновьями.

О чем эта история? Если бы женщина имела больше веры, она могла бы приготовить вдвое больше пустых сосудов, и Бог до краев наполнил бы ей и их. Бог всегда готов дать нам ровно столько, насколько велика наша вера в Него. В нашей жизни также живая вера поистине способна творить чудеса, как это было в жизни этой женщины или в жизни всех тех людей, к которым Иисус обращал свои простые слова «вера твоя спасла тебя» и «по вере вашей да будет вам».

Свт. Иоанн Златоуст

Тогда отвещав Иисус рече ей: о, жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши. И изцеле дщи ея от того часа

См. Толкование на и

«О, женщина, – говорит Он, – велика вера твоя». «Ты вдруг стал хвалить, прославлять жену? Уже не отгоняешь, не отвергаешь ее?» – «Успокойся; для этого Я и медлил. Ведь если бы Я сначала отпустил ее, то ты не узнал бы ее веры; если бы она сразу получила, то тотчас и ушла бы, и никто не видел бы ее сокровища. Для того Я и медлил даянием, чтобы всем показать ее веру». «О, женщина!» Бог говорит ей: «О, женщина!»

Христос произнес одно слово, и это слово не умолкает, но громким голосом возвещает ее веру, взывая: «О, женщина! Велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему». Не сказал: «Пусть исцелится дочь твоя», но: «Будет тебе по желанию твоему», – «Ты исцели ее; ты будь врачом; тебе вверяю врачевство; поди, приложи его, будет тебе по желанию твоему. Воля твоя пусть исцелит ее». Так хананеянка исцелила (дочь) волею своею, и Сын ли Божий не исцеляет Сам Собой? «Будет тебе по желанию твоему». Жена не повелевала и не запрещала бесу, но только захотела, и хотение жены исцелило больную и изгнало бесов. Где те, которые дерзают говорить, что Сын совершал чудеса молитвой? «Будет тебе по желанию твоему». Посмотри и на величие слов Его, в них Он подражает Отцу Своему. Когда Бог творил небо, то сказал: «Да будет небо, да будет солнце, и было солнце; да будет земля, и была земля»; повелением Он произвел бытие (Быт.1). Так и Христос говорит: «Будет тебе по желанию твоему». Сродство выражений доказывает общность природы их. «И исцелилась дочь ее». Когда? «В тот час»; не в то время, когда мать ее пришла домой, но еще прежде, нежели пришла. Она пришла найти ее беснующейся – и нашла здоровой, исцеленной ее желанием.

Беседа о жене хананейской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector