Rest in peace: происхождение и история

Содержание:

Как правильно пожелать Царствия Небесного

Итак, самостоятельно душа после смерти уже ничего не может изменить. Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. Для этого нужно молиться, просить Бога о прощении её грехов.

После смерти происходит лишь частный, предварительный суд над душой. Он показывает, насколько в душе человека укоренились страсти и насколько он был близок к Богу при жизни. Частный суд определяет душу в то “место”, которое наиболее соответствует её состоянию. Рай — это загробная жизнь с Богом. Ад — это отсутствие Бога. Быть рядом с Богом непокаявшемуся грешнику было б ещё более невыносимо, чем в аду. Какого-то промежуточного, нейтрального состояния души в Православии не существует. В отличие от католицизма, в котором есть понятие чистилища.

Однако, как в раю есть разные степени близости к Богу, так и в аду души мучаются по-разному. Окончательный Страшный Суд произойдет в конце времён после Второго пришествия Христа. Молитвенная забота живых людей может не только облегчить предварительную участь души. Она способна и послужить её оправданию на грядущем страшном Суде. Поэтому на вопрос, как правильно пожелать душе Царствия Небесного, ответ — путём церковного и домашнего поминовения.

Душа после смерти

Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного. Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.

Один из образов Царства Небесного (мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»)

Свобода выбора между Богом и дьяволом у человека есть лишь в земной жизни. После смерти душа уже не может покаяться и измениться. Поэтому главной целью земной жизни в христианстве является спасение души. То есть покаяние, очищение от греха и стяжание Божественной благодати. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть великим таинством, рождением человека «из земной, временной жизни в вечность» («Слово о смерти»). Святых в христианстве поминают именно в день их кончины. Для них смерть была великим и торжественным событием, долгожданным соединением с Богом. К этому должен стремиться и каждый из нас.

Царствие небесное

По христианскому вероучению тело есть вместилище души, храм, который следует содержать в надлежащем порядке. В том числе и после смерти. Воскрешение один из главных догматов церкви. А после Воскрешения душа вновь воссоединится с телом, где бы то ни находилось, и в каком бы состоянии ни пребывало.

Отсюда бережное, благоговейное отношение в церковных обрядах к телу усопшего. Отсюда различные погребальные обряды. Но душа бессмертна.

Фраза «Пусть земля ему будет пухом» досталась нам в наследство от язычества. Но если многие языческие обряды вполне успешно ассимилировались церковью, то эта фраза противоречит вере, не несёт в себе никакой пользы усопшему и употреблять её нельзя. Вместо неё следует пожелать усопшему Царствия небесного.

Что сказать во время поминок?

Поминальная речь также включает в себя добрые слова памяти, упоминание значимых поступков, положительных душевных качеств умершего, выражение скорби и сожаления о том, что его больше нет. Произносить такие слова можно на могиле, за столом на поминальной трапезе. Если людей собралось много, то произносят речь поочередно все, кто пожелает почтить память покойного – члены семьи, близкие, друзья, коллеги по работе, сокурсники, одноклассники и другие присутствующие.

Много говорить или кратко – не принципиально, ведь никакими фразами умершего человека уже не вернешь. Но слова эти должны быть произнесены с душой, искренне, чтобы они оставили след в сознании всех, кто собрался вместе по столь печальному поводу.

Как можно произнести речь на похоронах или поминках (примеры) приведены ниже.

Как молиться о покойном

В Православии в первые дни после смерти над телом усопшего читается Псалтирь (или Евангелие, если умерший был священником). На третий день покойника поминают отпеванием и предают земле. Чтение Псалтири продолжается и после похорон до 40-го дня. Церковная служба по усопшему называется панихидой. Она совершается в день похорон, на третий, девятый, сороковой день смерти. Также панихиду служат в годовщины смерти или рождения почившего. Родные умершего человека могут заказать его сорокадневное поминание на Божественной Литургии, которое называется сорокоуст. Во время каждой литургии поминовение усопших совершается на проскомидии. Молиться об упокоении души можно и дома. Необходимые для этого молитвы есть в каждом молитвослове. 

Днями особого поминовения усопших в Православной Церкви являются:

  • суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота),
  • субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста,
  • Радоница,
  • 9 мая (день поминовения убиенных воинов),
  • Троицкая и Димитриевская субботы,
  • в России усопших принято поминать также в День Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября),
  • и в Покровскую субботу.

Как правильно пожелать Царствия Небесного

Итак, самостоятельно душа после смерти уже ничего не может изменить. Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. Для этого нужно молиться, просить Бога о прощении её грехов.

После смерти происходит лишь частный, предварительный суд над душой. Он показывает, насколько в душе человека укоренились страсти и насколько он был близок к Богу при жизни. Частный суд определяет душу в то “место”, которое наиболее соответствует её состоянию. Рай — это загробная жизнь с Богом. Ад — это отсутствие Бога. Быть рядом с Богом непокаявшемуся грешнику было б ещё более невыносимо, чем в аду. Какого-то промежуточного, нейтрального состояния души в Православии не существует. В отличие от католицизма, в котором есть понятие чистилища.

Однако, как в раю есть разные степени близости к Богу, так и в аду души мучаются по-разному. Окончательный Страшный Суд произойдет в конце времён после Второго пришествия Христа. Молитвенная забота живых людей может не только облегчить предварительную участь души. Она способна и послужить её оправданию на грядущем страшном Суде. Поэтому на вопрос, как правильно пожелать душе Царствия Небесного, ответ — путём церковного и домашнего поминовения.

Принятое поминание по православным канонам

Согласно православным основам, следует желать не телу, а душе вечного покоя, милости Божьей, прощения ее грехов. Правильным считается использование нескольких фраз:

  • «Царствия тебе Небесного»: значит, что произносящий эту фразу верит в вечную жизнь души, обретение покоя на небесах;
  • «Вечная память»: фраза часто произносится атеистами, агностиками и людьми, далекими от церкви, даже если они веруют в Бога, а также истинными христианами, она универсальная, изначально не несет в себе религиозного подтекста, но может применяться при выражении соболезнования верующими, т. к. ничем не нарушает православных канонов;
  • «Вечный покой», альтернативный вариант «Покойся с миром»: это короткие выражения могут произноситься верующими, т. к. они знают, что душа не умирает, продолжает существование в иной форме, при этом высказывается пожелание обрести мир.

Как тактично предложить помощь

Если есть возможность оказать материальную помощь, то это нужно сделать лично, вряд ли у вас будут просить деньги, хотя похороны — это всегда большие траты. О желании соучастия в период подготовки, проведение или после траурной церемонии, то нужно предложить свои услуги. Человек будет знать, что есть к кому обратиться.

Фразы, которыми можно выразить своё желание поддержать скорбящего человека:

«Разрешите оказать вам материальную помощь».

  • «Я буду рядом и окажу посильную помощь вам и вашей семье».
  • «Вы можете рассчитывать на мою поддержку в эти дни. Я помогу в решении любых (или определенных) вопросов».
  • «Не стесняйтесь, рассчитывайте на моё участие».
  • «Я очень хочу помочь, рассчитывайте на меня».

Предлагать помощь нужно искренне. Чтобы человек почувствовал ваше участие, оно ему может действительно понадобиться, то при сказанных словах возьмите его руку (руки) в свои ладони и слегка сожмите. Скорбящий обязательно почувствует искреннюю силу ваших слов.

Лопухин А.П.

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

“То, о чем говорится в законе, называется малейшим; то, что намерен был сказать Христос, есть величайшее” (Август.). В речи Христа (греч.) ряд аористов в сослагат. накл. “нарушит”, “научит”, “сотворит и научит” (λύση, διδάξη, ποίηση καΐ διδάξη), и два раза “наречется” (κληθτήσεται) — будущее изъявит. наклонения. Отсюда заключают, что “нарушить” и проч. и “наречется” не указывают на действия одновременные, современные или сопровождающие одни другие. Не тотчас и не одновременно наречется, когда нарушит, но в будущем, в Царстве Небесном, Слово “малейших” (заповедей) находится в соответствии с “малейшим” (наречется); но кто сотворит, т.е. исполнит, одну из “малейших” заповедей и научит этому других, тот “великим” наречется и проч. Здесь, однако, подразумевается не механическое исполнение заповедей, от великих до малейших, закона, но — осмысленное, внутреннее, духовное. Пояснением этой мысли служат следующий и дальнейшие стихи.

«Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание

Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.

Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.

Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:

Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.

Прп. Симеон Новый Богослов

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Меньшими или малейшими назвал Господь заповеди не потому, чтоб они в самом деле были таковы, но потому, что мы почитаем их такими. Попразднословить, например, или пожелать елика суть брата нашего, или посмотреть страстно, или презреть и осудить кого, – все это и подобное сему почитаем мы за ничто, имеем малейшим и последнейшим, почему нерадим, и относимся к тому безразлично, не остерегаемся того и никакого о том понятия не имеем; потому что забыли, какой строгий суд произносит Господь о таких делах, говоря: всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф.12:36); еще: не пожелай, елика суть ближняго твоего (Втор.5:21); еще: иже воззрит… ко еже вожделети… уже любодействова (Мф.5:28); и еще: иже речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу; а иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней (Мф.5:22). – И Апостол, желая показать, что диавол действует в тех, кои делают такие дела, говорит: жало смерти грех (1Кор.15:56). Ибо если грех есть не что иное как преступление заповеди Божией, а – не пожелай, не лги, не празднословь и не осуждай брата своего, есть заповедь Божия, то явно, что всякий, творящий такие дела, уязвляется жалом смерти, то есть грехом; сквозь же эту язвину и ужаление греха, тотчас, как червь, входит диавол и живет там внутри.

Слова (Слово 80-е).

“Царство” или “Царствие” небесное – как правильно?

Несмотря на то, что грамматические правила русского языка преподаются в школе, многие люди все же делают ошибки. Однако человек, как известно, учится всю свою жизнь, и нет ничего зазорного в том, чтобы время от времени освежать свои знания русского языка. Когда речь заходит об особых словах – неологизмах или наоборот, архаизмах, далеко не каждый знает их правильное написание и произношение. Сегодня мы разберем религиозное выражение, корни и смысл которого уходят далеко в древние священные тексты и которое имеет два варианта написания и используется в разных контекстах. Как же правильно говорить и писать эту фразу?

Мир праху

«Мир праху его» или «Мир с ним» – фраза, которая уместна при прощании с покойником-иудеем. На иврите она звучит как «алав-а-шалом» и, как следует из книги Мишлей царя Шломо, произносится всякий раз для прославления праведников и праведной жизни как таковой. Дело в том, что одно из имен Всевышнего – Шалом, и означает оно буквально «совершенство» или «мир». Поэтому говоря «Мир праху твоему» в адрес праведного человека, подразумевают, что он достиг такой ступени духовного совершенства, на которой после кончины будет покоиться рядом с «миром», со Всевышним. Слышащие «алав-а-шалом» должны последовать примеру упомянутого праведника-иудея и идти по жизни праведным путем.

Почему же фраза «Мир праху твоему» нередко встречается в качестве эпитафии на могильных плитах не только иудеев? Использовать ее на надгробиях и при прощании с православными допустимо, если помнить о библейском эпизоде создания Господом человека «из праха земного». В этой фразе, с одной стороны, заключена мысль о родстве человека со всем Сущим, что было создано Богом (землей, тварями и пр.). С другой – подчеркивается физическая природа человека, который «разрушим» и смертен. По словам Иоанна Златоуста, эта фраза «и создал Господь Бог человека из праха земного» помогает помнить о смирении и неизбежности физической смерти, которая противопоставляется бессмертию души.

Соболезнование и пожелания как важный элемент траурного этикета

После смерти человека все, кто встречает его родственников, проявляет учтивость, искренне желает покойному легкого пути при переходе к иной жизни

Такие слова являются важной частью траурного этикета

Иногда простой кивок головой, объятия или молчаливая поддержка – всё, что необходимо родственникам при потере любимого человека. Но такой способ соболезнования более приемлем для близких людей (кровное родство не имеет значения при этом). Знакомые, коллеги, дальние родственники чаще всего выражают соболезнования в словесной форме. При этом используют шаблонные фразы, включая распространенную: «Пусть земля тебе будет пухом», обращаясь к усопшему. Простое приветствие в данном случае будет выглядеть неуместным, нетактичным.

Соболезнование — это форма выражения сочувствия по поводу смерти

История эпитафии RIP от древних времен до наших дней

Пожелания об обретении мира и покоя умершему на том свете стали появляться на надгробиях древних христиан еще с V века, но изначально для этого использовалось выражение Dormit in pace – « спит в мире». Эти слова означали, что человек скончался в мире с Церковью, и что его душа едина во Христе с сонмом всех живых и мертвых людей, когда-либо живших на земле.

Вышеупомянутое выражение Requiescat in pace впервые было обнаружено на старых христианских могилах VIII века и к XVIII стало распространенной эпитафией на католических, лютеранских и англиканских надгробиях.

Аналогичные слова также можно найти на древних еврейских захоронениях (самые старые из них датируются еще I веком до нашей эры) в некрополе Бейт-Шеарима на севере Израиля. На русский язык начерченный над могилами текст можно грубо перевести как «Приди, найди покой и обрети мир» — это пожелание обращено к неизвестному праведному человеку, который погиб, потому что больше не мог вынести окружающее его зло. Эти слова до сих пор используются на некоторых традиционных еврейских церемониях.

Сегодня обрести мир в смерти покойнику желают не только христиане западных конфессий, но и нерелигиозные люди самых разнообразных культур и языков. В русском языке принято говорить «покойся с миром», но если вы хотите проявить уважение к умершему иностранцу и произнести эти слова на его языке, вы можете воспользоваться следующими эквивалентами:

  • Украинский: «Спочивай з миром»;

  • Польский: «Spoczywaj w Pokoju»;

  • Немецкий: «Ruhe in Frieden» («RIF»);

  • Французский: «Repose En Paix» («REP»);

  • Итальянский: «Riposi in pace»;

  • Испанский: «Descanse En Paz».

26 Февраля 2020

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Что такое эпитафия

Некролог

Надписи на венках

Какое правило

“Царство небесное” – это фразеологизм, корни которого уходят в Библию. “Царствие небесное” – форма этого выражения, которая использовалась в старорусском языке. Услышать ее можно и сейчас. Словари определяют слово “царствие” как церковно-книжную, устаревшую лексему. Современным аналогом устаревшего слова “царствие” является “царство”. Отсюда и современное словосочетание, где первое слово имеет окончание “о”.

Значение

Это семитское словосочетание, синоним понятия “Царство Божье”. В нем слово “небеса” заменяют имя Бога. Данное выражение упоминается в Евангелии от Матфея тридцать два раза. В остальных библейских новозаветных книгах слово “небесное” заменяется словами “Божье” и “Христово”. Вероятно, последние варианты были направлены на языческие народы. Потому что значение семитского слова “небеса” они не могли расшифровать, оно было им не понятно, выражение изменили с миссионерской целью.

“Царство небесное” – это христианское богословское понятие. Оно означает второе пришествие Иисуса на землю и тот порядок, который на ней установится после этого.

В православной традиции эта фраза часто используется при упоминании умершего человека. Согласно христианству, существует рай и ад, и эта фраза означает пожелание усопшему человеку оказаться в раю.

Довольно распространенным является выражение, по отношению к умершему – “земля пухом”. Христианские священники отмечают, что эта фраза берет корни с языческих времен и она не имеет никакого отношения к христианской религии.

Синонимы

Синонимы этого выражения, если иметь в виду его богословское значение: “Царство Божье”, “Царство Христово”, “Царство спасенья”. Если употреблять его по отношению к умершему человеку, как синоним можно использовать выражение “вечная память”.

Принятое поминание по православным канонам

Согласно православным основам, следует желать не телу, а душе вечного покоя, милости Божьей, прощения ее грехов. Правильным считается использование нескольких фраз:

  • «Царствия тебе Небесного»: значит, что произносящий эту фразу верит в вечную жизнь души, обретение покоя на небесах;
  • «Вечная память»: фраза часто произносится атеистами, агностиками и людьми, далекими от церкви, даже если они веруют в Бога, а также истинными христианами, она универсальная, изначально не несет в себе религиозного подтекста, но может применяться при выражении соболезнования верующими, т. к. ничем не нарушает православных канонов;
  • «Вечный покой», альтернативный вариант «Покойся с миром»: это короткие выражения могут произноситься верующими, т. к. они знают, что душа не умирает, продолжает существование в иной форме, при этом высказывается пожелание обрести мир.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном

Под малыми заповедями разумеет те, которые Он Сам намерен был дать, но не заповеди Закона. Малыми Он называет их в силу Своего смирения, чтобы и тебя научить быть скромным в учении. «Малейшим наречется в Царстве Небесном» вместо: в воскресении окажется последним и будет брошен в геенну. Ибо он не войдет в Царство Небесное: нет; но под царством разумей воскресение.

а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном

Сначала стоит «сотворить», а потом — «научить», ибо как я буду руководить другим на пути, по которому я сам не ходил? С другой стороны, если я делаю, но не учу, то я не буду иметь такой награды, но, может быть, понесу наказание, если не учу по зависти или лености.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Молитвенный отклик прихожан на кончину нашего отца Николая

Подробности
Создано 16.12.2019 10:56
Просмотров: 4385

«Упокой Господи новопреставленного протоиерея Николая!»

«Как же жалко, Господи, мы всё равно надеялись. Сегодня утром за него молился как за живого. Думаю, все придут».

«Вечная память!»

«Царствие Небесное отцу  Николаю!»

«Господи, помилуй!!!!!!!»

«Царствие Небесное. Обязательно буду».

«Царствия Небесного… Светлая память».

«Покой, Господи, душу отца Николая… Это большая потеря для всех нас….»

«Царство Небесное нашему любимому батюшке отцу Николаю».

«Упокой Господи душу усопшего раба Твоего».

«Царство Небесное о. Николаю. Он крестил моих детей».

«Вечная память!! Помолимся!»

«Упокой, Господи, Душу новопреставльшагося р. Б. Николая. Постараюсь подойти».

«Царствие ему Небесное!»

«Упокой Господи его душеньку».

«Царствие Небесное!»

«Господи! Упокой Душу усопшего, Раба Божиего Отца Николая. Плачу. Царствие Небесное отцу Николаю. Светлая память. Много сейчас людей еще в утренних молитвах просили, молились о его здравии».

«Какая утрата! Царствие Небесное о. Николаю!»

«Упокой Господи! Царство Небесное и вечный покой!»

«Покой, Господи, душу нашего о.Николая!!! Если получится по здоровью – обязательно приеду в четверг».

«О, Боже!! Царствие Небесное отцу Николаю».

«Господи, упокой душу раба Твоего Божьего Николая  и даруй ему Царствие Небесное».

«Упокой, Господи, р.Б. прот. Николая в Своих селениях».

«Царство Небесное и вечная память о.Николаю!»

«Упокой, Господи, душу раба Твоего, Господи!»

«Царствие Небесное. Плачу».

«Упокой, Господи, душу новопреставленного батюшки Николая!»

«Вечная память о. Николаю и Царствие Небесное!!!! Мои соболезнования родственникам!»

«Господи, упокой душу р. Б. новопреставленного Николая. Прости ему все согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное!»

«Упокой, Господи, светлую душу дорогого нашего отца Николая, а его родным и близким дай сил!»

«Даже увидеть его мельком — была радость. Со святыми упокой»

«Со святыми упокой, Господи, нашего любимого о. Николая!»

«Да, отец Николай был особенным, удивительным батюшкой!!! Добрым, отзывчивым, скромным и всепрощающим! Упокой его Господь!!!»

«Упокой, Господи, чудесного нашего батюшку отца Николая идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная!»

 «Со святыми упокой! Очень родной, близкий человек ушел».

«Светлый , искренний , всепрощающий и очень любящий и любимый. Всегда. Упокой, Господи, душу Отца Николая»

«Батюшка, которого любили все без исключения. Светлая память! Царствие небесное!»

Из С.-Пб. от хорошо знавшей о. Николая дочери нашей покойной прихожанки:

«Упокой Господи светлую добрейшую душу новопр. о. Николая! Скорблю со всеми любящими его».

Наши прихожане в поездке в Боровском монастыре:

«Упокой Господи… Сейчас у отца Власия в монастыре, попросим молитв».

«Мы как раз оказались с духовной дочерью о.Николая в очереди к Схиархимандриту Власию, Батюшка помолился».

  • < Назад
  • Вперёд >

Как молиться о покойном

В Православии в первые дни после смерти над телом усопшего читается Псалтирь (или Евангелие, если умерший был священником). На третий день покойника поминают отпеванием и предают земле. Чтение Псалтири продолжается и после похорон до 40-го дня. Церковная служба по усопшему называется панихидой. Она совершается в день похорон, на третий, девятый, сороковой день смерти. Также панихиду служат в годовщины смерти или рождения почившего. Родные умершего человека могут заказать его сорокадневное поминание на Божественной Литургии, которое называется сорокоуст. Во время каждой литургии поминовение усопших совершается на проскомидии. Молиться об упокоении души можно и дома. Необходимые для этого молитвы есть в каждом молитвослове.

Днями особого поминовения усопших в Православной Церкви являются:

  • суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота),
  • субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста,
  • Радоница,
  • 9 мая (день поминовения убиенных воинов),
  • Троицкая и Димитриевская субботы,
  • в России усопших принято поминать также в День Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября),
  • и в Покровскую субботу.

Почему нельзя говорить «земля пухом»

Траурная церемония и скорбь движет людьми сделать что-то приятное для родственников и усопшего. Но не всегда это правильно получается, особенно когда звучат неправильные слова. Понять смысл фразы «пусть земля будет пухом», которая говорится на похоронах вслед усопшему, помогут филологи, изучающие древнеримскую жизнь. Оставшиеся надгробия с тех времен часто пестрят надписями «Sit tibi terra levis», которые в переводе означают «пусть земля тебе будет пухом».

ЧИТАЙТЕ ТОЖЕ: Финансовый гороскоп для всех знаков зодиака с 21 по 27 декабря 2020 года поможет решить проблемы с деньгами

Углубившись дальше в литературу Древнего Рима, у одного из писателей есть полное озвучивание фразы:

В те времена существовало язычество, поэтому и фраза является не простым пожеланием. Предполагается, что она служила проклятием врагу, чтобы от него не осталось и следа после смерти. Но категорично утверждать уже никто не берется, потому что нет точных записей, подтверждающих эту гипотезу. Возможно, это была надежда у язычников на то, что усопший сможет подняться в какое-то время, а для этого не должно быть твердого и тяжелого слоя земли сверху.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Какими напитками поминают покойного на похоронах

Примеры

1. Когда дверь отворилась и показался гроб из темного дерева, а затем и желтое, страшное лицо покойника, проходящие мимо женщины испуганно воскликнули “Царство ему небесное”.

2. Священник поздоровался с безутешными родственниками, прошел в комнату, где был усопший, тихо произнес: “Царствие небесное” и начал отпевание.

3. Согласно канонам христианства – Царство небесное наступит после второго пришествия Иисуса Христа. Но в нигде в текстах Библии не указано и не дается намека на время, когда это произойдет.

Как неправильно

Человеку, который относит себя к христианской религии неправильно будет говорить “земля пухом”, так как это выражение восходит к язычеству и несет в себе атеистический смысл.

История выражения

Фото: Nicola-arzamas.ru

Первосвященники и высшие чины израильского народа были шокированы словами Христа.

Народ был не только удивлен, но и разгневан. Как так может получиться? Может и им нужно отдать предпочтение греховным делам, чтобы оказаться в Царствие Божьем?

Объяснение приводится в тексте Евангелия. Обратимся к описанию события, когда Иоанн Креститель крестит народ, чтобы избавить их от грехов земных и приблизить к Богу.

На крещение пришли и мытари. Оно задали вопрос: «Что же нам делать?» Но Иоанн Креститель отвечал, что свой выбор они уже сделали, то есть пришли на крещение, а значит, каются и заслуживают прощения, в то время как законники отказались от действа. В этом и кроется смысл слов, сказанных Иисусом Христом.

Как правильно приносить соболезнования

Что подсказывает сердце

На интуитивном уровне люди понимают, что в таких ситуациях поддержка необходима. Страдающий человек всегда ищет участия и со стороны окружения. Но не все могут подобрать соответствующие фразы и выражения, для многих это трудно.

Если появляется внутреннее ощущение, что слова в конкретной ситуации излишни или вы можете сбиться, говоря их, лучше подойти и обнять человека. Чаще всего это самый лучший способ соболезнования. Молчаливое объятие сокращает дистанцию и помогает осознать, что его утрату понимают и он не одинок в своём горе.


Что можно сказать близким умершего?

В то же время тактильный контакт не всегда уместен

Поэтому важно иметь представление о том, что говорят в такие дни. Не нужно произносить длинную речь

Слова скорби должны быть ёмкими по содержанию, но короткими.

В какой форме уместно выразить соболезнование

  1. Быстрая форма связи не подходит (СМС, Viber), когда требуется передать глубину чувств — это не лучший способ. Выразить свою поддержку лучше всего лично, при встрече или во время телефонного разговора. Говорить необходимо от души и своими словами.
  2. Если есть поэтический талант, то сочините стихотворение. Однако в день кончины человека его чтение будет неуместным. Такой вариант подходит для поминок на девятый день или на первую годовщину смерти. Стихотворение не обязательно зачитывать. Его лучше написать на бумаге и положить рядом с фотографией усопшего.
  3. Как вариант, можно отправить некролог в газету. Траурная заметка может быть индивидуальной и коллективной. Однако это не отменяет личного общения.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector