Оптина пустынь
Содержание:
- Краткая история монастыря
- Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)
- ПРЕОБРАЖЕНИЕ
- Среди глухого леса
- Расписание богослужений монастыря Оптина Пустынь
- Монастырь после революции и СССР
- Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928)
- Как добраться и где остановиться на ночлег?
- Удивительные судьбы старцев
- Что обязательно нужно посетить и увидеть
- Пустынь туристическая
- Оптинские старцы
- Оптина пустынь Монастырь и история
- История монастыря
- Монашеская жизнь предполагает наличие духовного наставника
Краткая история монастыря
На современной территории Калужской области люди жили очень давно. Археологи во время раскопок нашли стоянки людей каменного века. Козельск упоминается в летописях уже в 1146 году.
Небольшой город прославился беспрецедентным отпором татаро-монголам в 1238 году. Семь недель огромное войско не могло взять Козельск. После его взятия городок был сожжен дотла и превращен в пустошь, славные воины и жители убиты.
История монастыря начинается гораздо позже. Точная дата основания монастыря неизвестна, но в 1625 году он уже существовал. Уединенное, безлюдное место среди леса выбрали для монастыря отшельники. В 17 веке здесь были только кельи монахов, да деревянная церковь. В это же время был построен Введенский собор.
Во время правления Петра I монахов почти лишили средств к существованию, отобрав мельницу, переправу через реку, запретили осуществлять ловлю рыбы. А потом монастырь решено было закрыть, правда, не действовал он только 2 года, недолго была пуста обитель.
Митрополит московский Платон
Митрополит московский Платон и Калужский епископ Филарет сыграли огромную роль в возрождении монастыря.
Важно знать: велика роль отца Авраамия, назначенного настоятелем Оптиной пустыни. Именно он ввел в обители тот уклад, который просуществовал до 20 века — времени закрытия обители
Его забота о материальном благополучии монастыря, ремонте обветшавших церковных сооружений, привлечении верующих из окрестностей за долгие годы его деятельности сделали монастырь известным не только в Калужской губернии, но и за ее пределами.
Московский митрополит Филарет
Важнейшим периодом в жизни Оптиной Пустыни стало время, когда московским митрополитом стал Филарет. Несмотря на высокий духовный сан, Филарет любил тихую, безмолвную жизнь, и поэтому покровительствовал монастырю, часто его посещал.
Обратите внимание: при Филарете в километре от монастыря был построен скит Иоанна Предтечи, который стал местом жизни всех старцев Оптиной Пустыни. О старчестве на Руси написано множество книг
Это уникальное, чисто русское явление, восходит ко временам Сергия Радонежского. Старец, как правило, священник – монах, который осуществляет духовное руководство и наставничество над людьми, приходящими в обитель. Это руководство происходит в форме бесед или советов, а также в переписке с духовными чадами
О старчестве на Руси написано множество книг. Это уникальное, чисто русское явление, восходит ко временам Сергия Радонежского. Старец, как правило, священник – монах, который осуществляет духовное руководство и наставничество над людьми, приходящими в обитель. Это руководство происходит в форме бесед или советов, а также в переписке с духовными чадами.
Старцы-отшельники
Филарет пригласил в Оптину пустынь первых старцев-отшельников. Здесь это удивительное явление получило наибольший расцвет, сделав монастырь духовным центром России.
Интересный факт: не архитектурными чудесами, не древними иконами, а великими оптинскими старцами прославился монастырь.
Почти век огромное количество паломников стремилось в Оптинский монастырь для получения советов, наставлений, духовной помощи. Среди посетителей Оптиной было много знаменитостей: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, философ В.С. Соловьев, В.А. Жуковский, С.Т. Аксаков, Ф.И. Тютчев, П.И. Чайковский, А.Л. Чижевский и многие другие.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894)
Прп. Анатолий (Зерцалов)
Скитоначальник и старец, преподобный Анатолий (старший) наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается».
С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Во время Преображения Господа Иисуса Христа пред учениками Своими, одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Следовательно, при этом и вещество, неорганическая материя и то – преобразилось. Не есть ли это образ преображения всего видимого, вещественного мира, имеющего быть при Втором Пришествии Христовом, когда этот видимый мир сгорит и будет новое небо и новая земля. ЕВАНГЕЛИЕ от Марка, Глава 9, стих 3: -20
Чтобы духовно преобразиться, нужно очистить сердце свое от страстей
Апостолы, бывшие со Христом на Фаворе, наполнились великой радости, они даже позабыли себя: «Господи, добро есть нам зде быти, – восклицает за всех ап. Петр, – аще хощешь, сотворим три сени: Тебе едину, и Моисею едину, и едину Илии» (Мф. 17, 4), вот, а про себя-то и не говорит, не просит позволения создать еще сень или кущу для трех апостолов. Таково блаженство от созерцания славы Господней, блаженство, ни с чем не сравнимое. Но, может быть, кто-нибудь захотел бы в этой жизни быть все время на Фаворе! Невозможно это. Один Святой сказал: «Сначала побудь на Голгофе, а потом уже взойдешь на Фавор». Св. Исаак Сирин говорит: «Сперва нужно потерпеть досаду креста, а потом уже ощутить славу креста» . Чтобы ощутить эту славу, чтобы духовно преобразиться, нужно очистить свое сердце от страстей. Св. Исаак Сирин говорит так: «Кто возбраняет устам своим клеветать, тот хранит сердце свое от страстей. А кто хранит сердце свое от страстей, тот ежечасно зрит Господа… Если любишь чистоту, при которой может быть зрим Владыка всяческих, то ни на кого не клевещи и не слушай того, кто клевещет на брата своего… Кто желает видеть Господа внутри себя, тот прилагает усилие очищать сердце свое непрестанным памятованием о Боге; и, таким образом, при светлости очей ума своего, ежечасно будет он зреть Господа…».
Теперь повсюду ненавидят христианство. Оно есть ярмо, мешающее жить вольно, свободно творить грех. Еще Гете один раз про христианство выразился так: «Только две вещи ненавижу я: клопов и христианство». Смотрите, какая насмешка, какое кощунство. Когда он умирал, то закричал: «Свету больше! Свету больше!» Страшные слова… Значит, на него уже надвигалась адская тьма. Вот так и теперь ненавидят христианство, и по смерти идут на дно адово, а здесь, в тиши спасаются, как, например, о. Феодул. Он уже не думал ни о чем мирском, потерял всякое пристрастие к миру. Это выражение я еще замечал у художников. Например, на одном вечере Майков и Полонский читали свои произведения, и у Майкова оно было чуть заметно, чуть-чуть мелькало во время его сильного воодушевления. Но вся полнота принадлежит, конечно, инокам… Да, Лице Его бе грядущее во Иерусалим… (Лк. 9, 53).
Среди глухого леса
Когда точно появились первые поселения монахов в том месте, где находится Оптина пустынь, неизвестно. Предположительно это произошло в тринадцатом — четырнадцатом веках. Историки считают, что люди, решившиеся на духовный подвиг, избрали именно эту местность из-за непроходимых хвойных лесов, произраставших в те времена в месте, где находится ныне монастырь Оптина пустынь. К тому же, верующим, стремящимся попасть в эту обитель, приходится переходить вброд или переправляться на лодке на другой берег реки Жиздры. Данное обстоятельство тоже затрудняет дорогу к монастырю для случайных путников.
Расписание богослужений монастыря Оптина Пустынь
Основное расписание:
- 5:30, Введенский храм – братская молитва у мощей преп. Амвросия, утренний молебен, полунощница;
- 6:40, Храм Казанской иконы – часы;
- 7:00, Храм Казанской иконы – ранняя Литургия;
- 9:00, Храм Казанской иконы – Панихида;
- 9:40, Введенский храм – часы;
- 10:00, Введенский храм – поздняя Литургия;
- 12:00, Храм Казанской иконы – Панихида;
- 13:00, Храм Казанской иконы – Акафист у мощей преп. Амвросия;
- 14:00, Преображенский храм – заказные молитвы святым (с водосвятием);
- 15:00, Владимирский храм – Акафист Собору Преп. Старцев Оптинских;
- 16:40, Храм Казанской иконы – часы;
- 17:00, Храм Казанской иконы – вечернее богослужение.
Расписание в воскресные дни отличается:
- 6:00, Храм Казанской иконы – часы;
- 6:30, Храм Казанской иконы – ранняя Литургия;
- 7:40, Храм Марии Египетской – часы;
- 8:00, Введенский храм – Акафист и Соборная молитва у мощей преп. Амвросия;
- 8:00, Храм Марии Египетской – средняя Литургия;
- 9:40, Храм Казанской иконы – часы;
- 10:00, Храм Казанской иконы – поздняя Литургия;
- 12:00, Преображенский храм – заказные молитвы святым (с водосвятием);
- 12:30, Храм Казанской иконы – Панихида;
- 13:00, Введенский храм – Акафист у мощей преп. Амвросия;
- 15:00, Владимирский храм – Акафист Собору Преп. Старцев Оптинских;
- 16:45, Храм Казанской иконы – часы;
- 17:00, Храм Казанской иконы – вечернее богослужение.
Важно! Также ежедневно с 6:00 (с 5:30 по воскресеньям) в Казанском храме проводятся исповеди. Во Владимирском храме проводятся молитвы перед исповедью
Монастырь после революции и СССР
После октябрьской революции духовынй центр России закрыли в 1918 году. Здесь были сельскохозяйственная артель, музей, лесопилка, кожевенный завод, где монахи и старцы работали, а также тайно продолжали религиозную деятельность. В обитель продолжали идти паломники. Череду различных организаций на территории монастыря сменил Дом отдыха. В 1939 году здесь сделали концлагерь. Он вмещал в себя более пяти тысяч поляков, которых подвергли расстрелу в Катыни.
С началом ВОВ необходим был госпиталь для раненых, место под которое выбрали именно Оптинский монастырь. Уже спустя три года после начала войны переделали госпиталь в лагерь НКВД, предназначавшийся для пленных советских офицеров, вернувшихся из Германии на родину. В 1949 году лагерь сменила военная часть.
1987 год — год возвращения Оптиной Пустыни Русской Православной церкви. Самая первая литургия была отслужена в июне 1988 года в надвратной башне. Предстояли долгие годы работы по восстановлению святой обители.
Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928)
Прп. Нектарий Оптинский
Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, преподобный Нектарий неустанно окормлял верующих.
Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.
Как добраться и где остановиться на ночлег?
Чтобы добраться до монастыря, необходимо знать адрес и ехать в сторону Калуги по Киевскому шоссе, ориентируясь на город Козельск (ближайший к пустыни). Переехав реку Жиздра, направляйтесь налево в сторону монастыря. Если едете на общественном транспорте, то лучше выбрать автобусный маршрут. На автовокзале «Теплый стан» садитесь на автобус до Козельска или Сосенского. Второй заезжает в монастырь.
Дорога не близкая и займет около трех часов от Москвы. Поэтому придется заночевать в Оптине. Там существует гостиница для паломников при монастыре, где предлагают проживание в восьмиместных номерах. Служители приготовят ужин. Стоимость проживания около 1000 рублей. Каждый может договориться остаться на ночлег за работу и помощь пустыне.
https://youtube.com/watch?v=8ByQPWNnfrg
Удивительные судьбы старцев
Собор Оптинских святых
В монастырь попадают люди совершенно разного достатка, положения, рода занятий и жизненного опыта. И это не мешает им встретить Бога и достигнуть святости. Так было и с преподобными отцами Оптиной. Старец Варсонофий делал блестящую военную карьеру и принял постриг в чине полковника. Преподобные Моисей и Антоний вышли из купеческого сословия. Схиигумен Антоний до иночества успел побывать в плену у французов в 1812 году.
Святые Лев, Анатолий и Нектарий Оптинские начинали трудовую деятельность приказчиками у купцов. Будущий старец Лев однажды в дороге подвергся нападению волка и, получив кусаную рану, задушил зверя голыми руками. В иночестве же этот богатырь всех и каждого принимал с особой любовью и лаской и был столь смирен, что из многих страждущих изгнал бесов. Святой Иосиф до пострига содержал трактир, а преподобный Иларион работал портным.
Преподобный Макарий происходил из дворян и служил аудитором счетной палаты Курска. Преподобный Амвросий Оптинский закончил семинарию и до монашества был домашним учителем. К Богу его обратила болезнь, он и до конца жизни страдал от многих недугов. При этом сам преподобный совершал обильные исцеления болящих. Похожая судьба и у преподобного Антония (Зерцалова). Сын священника и чиновник, он также обратился к Богу после тяжкой болезни.
Что обязательно нужно посетить и увидеть
Мощи о. Амвросия и о. Нектария
К сожалению, из-за трагической истории монастыря старых построек на его территории почти не осталось. Все пришлось восстанавливать заново, практически из руин. И все же здесь есть очень много важных святынь, посмотреть на которые будет полезно и интересно даже неверующему человеку.
Монахи обители сделали очень много для возвращения духовности этому святому месту. Это чувствует любой человек, независимо от веры, оказавшийся здесь.
Итак, что же стоит посетить:
Приехав в обитель, надо обязательно побывать на службе в главном Введенском соборе. Особенно торжественны службы во время церковных праздников, а также в Дни памяти великих оптинских старцев. В храме можно поклониться мощам о. Амвросия и о. Нектария, помолиться, просто постоять или поставить свечку у чудотворной иконы Казанской Божьей матери, которая находится справа от алтаря;
Имейте в виду: территория скита закрыта для посетителей, но пройти дорогой, по которой старцы ходили на молитву, значит какой-то степени проникнуть в их мир.
Владимирская церковь
- За Введенским собором расположена Владимирская церковь с маленьким синего цвета со звездами куполом. Здесь находятся мощи шести великих старцев Оптиной;
- Святые монастырские источники славятся многочисленными исцелениями и чудесами. Три источника Оптиной не исключение:
- Один из них, самый знаменитый, расположен на территории обители, в честь Пафнутия Боровского Чудотворца;
- Источник в честь о. Амвросия находится недалеко от скита;
- Третий источник в честь Сергия Радонежского — сероводородный. Он был недавно вновь открыт монахами. Здесь есть купальня, погружение в воды которой дает необыкновенный прилив сил.
Из любого источника стоит не только попить святой воды, но и взять её домой. Святая вода будет стоять долго. Её нужно пить по утрам, прочитав особую молитву перед принятием святой воды, или в случае болезни членов семьи. Но всё нужно делать с верой. А сколько людей обрело веру, благодаря посещению Оптиной пустыни, наверное, и не сосчитать…
Пустынь туристическая
Фото: Оптина пустынь Монастырь.
Равно как многие другие пространства паломничества на Руси, Оптина пустынь где находится поблизости город Козельск и некоторые деревушки, дает и хлеб, и возможность экономического процветания для близлежащих территорий. К примеру, земля в соседней деревне стоит не дешевле чем земля в самых элитных поселках Подмосковья, хотя ничем помимо пустыни эта территория не примечательна. Жители имеют возможность практически на протяжении всего года размещать паломников.
Поток людей сюда движется на протяжении всего года и практически не прекращается, на территории обители всегда много людей. Причем приезжают сюда люди самые разные от простых хиппи, которые хотят увидеть некое подобие йогов только российского пошиба, до простых людей, которые хотят прикоснуться поближе к глубине православной веры.
Оптинские старцы
Старцы представляют нам живую летопись монастыря. В 1996 году преподобные старцы пустыни причислены к лику местных святых. Самым известным для современников считается святой Амвросий, руководивший пустынью более 30 лет.
Сохранилось сотни писаний о чудесах проповедничества и исцеления Иеросхимонахом. Несший в мир любовь к Богу, почитание, уважение и необходимость неуклонной молитвы, он расширил и облагородил монастырь. Дар старчества он унаследовал у Леонида и Макария. В его правление в обители появился Шамординский женский приход. А его писания и письма распространяли христианскую мудрость по земле русской.
Смирение в людях воспитывал старец Макарий. Он начал издание книг местных старцев и перепечатку русских монахов.
Моисей записал свое имя как главный благотворитель обители. В его время пустынь стала домом не только для паломников, но и всех странников. Он активно восстанавливал старые храмы и строил новые соборы. Его брат игумен Антоний руководил работой скита на протяжении 14 лет. Он обучал юных монахов и старцев благочестию, сподвижничеству и милосердию.
Отец Макарий запомнился современникам своим стремлением обратить к вере заблудших душ. Он читал проповеди, разговаривал с каждым прихожанином и старался найти для них путь к Богу.
Отец Евфимий подарил пустыне замечательных учеников и проповедовал путь к Богу через послушание и круглосуточную молитву в уединении.
Даром утешения Бог наделил отца Анатолия. В писании говорится, что так как молился он не мог никто, сила его обращений к Богу в разы превышала все нынешние.
Святые Иссакий, Иосиф и Варсонофий руководили обителью в тяжелое время раскола и отказа от религии (1810-1913 годы).
Анатолий утешал прихожан и тех, кто стал жителями лесопилки в Советское время. В эти годы к монастырю не переставали приходить паломники и старцы
Нектарий говорил о важности смирения, даровавшего исцеление и чудотворение всем просящим. Больше всего гонений от безбожников пришлось на участь Никона и Исаакия II
Символом Оптиной пустыни сегодня является старец Илий – один из самых загадочных представителей российского духовенства. Отец Илий славится своим Божьим даром возведения храмов. Под его руководством соборы возводятся без отрыва от текущих работ. Сподвижник прошел тяжелые годы отказа от веры, десять лет провел в Афоне и никогда не терял уверенности в Божьем промысле.
Оптина пустынь Монастырь и история
Фото: Оптина пустынь Монастырь
Касательно того когда появились первые поселения существуют разные версии. Точнее, трудно точно сказать, когда именно тут появились первые подвижники, ведь согласно преданию под завершение 14 века сюда пришел разбойник по имени Опт, который раскаялся и постригся в монахи, став Макарием. При этом письменные свидетельства об общине относятся к 15 веку и также есть версия об основании общины князем Владимиром Храбрым.
Под завершение 17 века начинается строительство первой каменной церкви, а спустя небольшое количество времени Петр Первый сначала облагает пустынь тяжелым налогом и далее община упраздняется для того чтобы стать частью Белевского монастыря. Тем не менее, Екатерина Первая практически сразу восстановила статус пустыни. Потребовалось около ста лет для того чтобы из небольшого поселения территория превратилась в процветающий духовный центр, которым стала в двадцатых годах 19 века.
Хотя практически всегда на территории было относительно малое количество монашествующих (часто буквально от двух до десяти человек) был настоятель Оптиной пустыни – старец, обладающий святыми дарами и наставляющий других. По сути, именно с развития института старчества и настоятельства в пустыни и возможно вести отсчет современной истории этой обители.
Первым старцем считается , который родился в 1768 году, а самым крайним на данный период – , который почил в 1938 году. Всего на данный период старцев 14, но сама традиция старчества не угасла, существуют также так называемые оптинские новомученики, но эти старцы до сих пор не канонизированы (процесс весьма длительный и требующий соблюдения множества формальностей) хотя и имеется множество зафиксированных свидетельств чудотворения. Вообще отличительной особенностью всех оптинских старцев и является какое-либо чудодейственное умение (так называемые дары святого духа) кто-то обладал прозорливостью, другие умели исцелять.
Конечно, все эти чудеса имеют большое воздействие на верующих и являются внешним проявлением подвижнического подвига, но не всегда следует акцентировать внимание именно на этой стороне. Ведь ценность также заключается и в самой строгой вере и сохранению чистоты помыслов
На протяжении веков монахи Оптиной пустыни молятся за всю страну и весь род людской, поэтому приезжающие туда паломники сразу ощущают присутствие благодати, об этом говорили и многие известные люди.
История монастыря
Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.
Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.
Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.
В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.
В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена
Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет
Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.
Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.
В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.
Монашеская жизнь предполагает наличие духовного наставника
Многим запомнилось утверждение архимандрита Гавриила (Бунге) о том, что закрытие монастырей в нашей стране не означало конца монашества, так как даже в годы официального атеизма сохранялась традиция старчества, благодаря которой сохранилось и монашество. Кто-то из церковных исследователей говорит, что и в России ХVIII века монашество, которое практически сходило тогда на нет, возродилось благодаря преподобному Паисию (Величковскому), от которого берет свое начало и Оптинское старчество. Можно ли говорить о том, что, пока есть наставничество, будет живо и монашество, и наоборот?
Монашеская жизнь предполагает наличие духовного наставника. Пусть он будет не таким великим и не таким святым, или не таким опытным, как Оптинские старцы, но, тем не менее, именно духовное руководство, сам факт того, что человек вверяет свою волю духовнику, является основой духовного делания. Об этом кто-то из древних отцов, кажется, преподобный авва Пимен, говорил так: «Наша воля – это медная стена между человеком и Богом». И действительно – Господь ко всем обращается, для всех хочет спасения: Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20). Но люди зачастую почему-то не так уж и охотно отверзают двери своего сердца Христу. Наверное, потому что голос собственной воли заглушает Божественный призыв. Человек порой просто не слышит его. Или, может быть, слышит, но не воспринимает.
Казалось бы, что нам нужно? Просто прийти и взять то, что предлагает Господь: Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33: 9). Но почему-то после грехопадения, после того, как человек потерял непосредственный контакт с Богом, не так много находится желающих сделать это. Когда же мы начинаем отсекать свою волю и следовать духовным советам наставника, мы разрушаем «медную стену» между собой и Богом и приобретаем возможность слышать Его голос, воспринимать Его призыв.
Помните ветхозаветную историю пророка Самуила? Святая праведная Анна была бесплодной и попросила первосвященника Илия помолиться о ней. Когда по его молитве у Анны родился сын, она отдала его на служение Богу (см.: 1 Цар. 1:28). Отрок Самуил жил в доме первосвященника и несколько раз ночью слышал голос, который звал его: «Самуил, Самуил». Он тогда подбегал к первосвященнику, думая, что тот зовет его. Но старец понял, что это Господь зовет Самуила, и сказал, что ему следует делать: Ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И Самуил поступил по совету своего старца (см.: 1 Цар. 3:1–9). Эта история о том, что неопытный человек не понимает, Божественный ли голос обращается к нему, не знает, как на него отвечать, может быть, даже не слышит его. Опытный же умеет различать явления духовного мира, наделен даром рассуждения и может наставить послушного на правильный путь.
Прп. Амвросий Оптинский
Известен случай, когда один монах, духовником которого был преподобный Амвросий Оптинский, сказал старцу: «Батюшка, знаете, я не вижу в вас никаких особенных духовных дарований, вижу только, что у вас есть дар рассуждения». На что старец ответил: «Ну, хорошо, хоть что-то есть», – и так отпустил его. Прошло время, и этот монах прочел в патерике историю о том, как собрались опытные старцы и стали рассуждать, какая из добродетелей является наиболее значимой для духовной жизни. Один говорил о молитве, другой о посте, третий о воздержании. Посоветовавшись, они пришли к выводу, что самая главная добродетель – это добродетель духовного рассуждения. И монах понял: тό, в чем он обвинял старца, на самом деле и было той самой высокой духовной вершиной, которой только может достичь человек. Ведь только очень опытный подвижник может различать источник каждого внутреннего движения мысли или чувства – от Бога ли оно или нет. Именно таким даром рассуждения он может ограждать своего ученика от падения в прелесть, и вообще от злых и даже погибельных намерений, поступков, решений.