Оптина пустынь: история святого места

Содержание:

Экономская гостиница монастыря

Рекомендовать место

29

10

При монастыре Оптина Пустынь существует экономская служба, которая ведает вопросами быта и размещения паломников и гостей. Заселение производится ежедневно,для этого нужен паспорт, оплата небольшая. Номера в гостинице восьмиместные.

Гостиница при монастыре Оптина Пустынь предоставит ночлег с чистой постелью и ужином, но все очень скромно, как и подобает быть для быта паломников.

Возможно разместиться совсем бесплатно за работы и помощь в монастыре. также монастырь имеет домики , в которых есть по пять комнат, куда также размещают паломников и гостей, кто хочет немного более дорогой сервис. Оплата за комнату в сутки около 1000 рублей. Для размещения на ночлег в монастыре нужно связаться с экономской службой монастыря.

Тёмные аллеи… помидорные

Оптина Пустынь крупнейший монастырь в России, где одной только братии – сто шестьдесят человек. И это – не считая простых иноков и послушников.

Оптина. Общий вид монастыря

Летом монастырь ежедневно кормит шестьсот человек паломников, а в выходные — до тысячи. И еще есть трудники и подсобные рабочие. Так что обеспечение привычной монастырской жизни – это огромный труд. А сама территория монастыря – многие ли об этом знают? – тянется ещё далеко налево от привычного пейзажа с башенками – по огородам.

секреты монастырского хозяйства

секреты монастырского хозяйства

Мы вышли туда – и немного растерялись. На высоких грядах тесно, словно букеты в ведре, торчали баклажаны («Они дойдут ещё, время есть»), посвечивали боками последние арбузы («маленькие, но очень вкусные»).

В теплице с помидорами («Ну, как же вы с утра-то не приехали? Сейчас мы красные все собрали – некрасиво») коллега случайно зашел не в тот ряд – и потерялся. Ещё бы – ведь высота здешних теплиц – около пяти метров, а кусты, рассаду которых начинают готовить с февраля, а высаживают в апреле, – в два человеческих роста.

секреты монастырского хозяйства

Печки, специальные укрытия, тёплые гряды и популярный ныне капельный полив, воду для которого ветряк накачивает из прудов, а греет в специальной цистерне солнце – все это здесь на вооружении есть. 

секреты монастырского хозяйства

История монастыря

Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена

Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет

Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов.

Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места.

В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников.

Как целуются рыбы

Река Жиздра, на берегу которой стоит монастырь, отличается коварным нравом. Летом – омуты, весной – высокие разливы. Когда-то паромная переправа была возле самых нижних ворот монастыря, и река регулярно подтапливала монастырские огороды. В наше время, чтобы защитить эти территории, пришлось строить дамбу. Так была отвоёвана земля под подсобное хозяйство, да слегка изменились очертания прудов, которые, если верить старым литографиям, были у монастыря и в начале XX столетия.

На берегу пруда стена камышей, узенький мосток, на котором мы едва умещаемся втроём, дальше блестит вода.

– А теперь я вам вот что покажу, – говорит провожающий нас инок. – Держите кусок хлеба и опустите руку в воду.

Дальше началось такое, что и не знаю – было бы лучше, если б предупредили, или нет.

К поверхности моментально поднялись десятки маленьких рыбок и начали ощутимо прихватывать губами намокающий кусок и мои пальцы. Когда в эту толпу малявок вклинилась из глубины тёмная спина длиной в полторы ладони, я опасливо выпустила хлеб и вцепилась руками в доски мостка.

– Да не бойтесь, у них же зубов нет!

С трёх зарыбленных небольших прудов монастырь получает за лето две с половиной тонны карпа, карася и толстолобика. Теоретически при нынешней технологии можно довести до трёх тонн. Если технологию сменить, возможно было бы выращивать больше, но рыба будет жирная и не такая вкусная.

Ответственный за прудовое хозяйство с энтузиазмом показывает систему фонтанных аэраторов. Со стороны кажется, что фонтан на пруду – причуда сумасшедшего ландшафтного дизайнера, а это просто технология: выбрасываясь вверх, вода насыщается кислородом. Зимой тот же аэратор способен пробить лед в полынье

Это важно – на зиму пруды до конца не спускают – в них остаётся часть молодняка

секреты монастырского хозяйства

Потом мы долго рассматриваем разные разности – то прежний аэратор, который, наоборот, закачивал воздух на глубину, но уж больно много жрал электричества, то какую-то хитрую современную машину, которая позволяет чистить пруды, не спуская воду.

Но вообще-то нужды монастыря – это тонн тридцать, так что рыбу докупают со стороны.

Путеводитель по монастырю.

Подъезжая к монастырю личный и общественный транспорт оставляем на бесплатной охраняемой автостоянке.

Выходим с автостоянки и идем к монастырю.

Еще с древних времен свято соблюдается заповедь и повеление Божие о том, что­бы человек приходил в дом Божий в благоприличном виде, в одежде, не вызывающей соблазна. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф, 18,7) — строго предупреждает нас Господь. Поэтому должно знать, что всякий человек, входящий в монастырь и прикасающийся к святыне в одежде неприличной и не прикрывающей должным образом наготы его тела, за соблазн окружающих навлекает на себя Божие осуждение.

Запрещается вход на территорию монастыря женщинам без платка, в брюках, в короткой юбке, в юбке с большим разрезом, в прозрачном платье, в платье без рукавов, с глубоким декольте; а также мужчинам в шортах, майке. Кто забыл соответствующую одежду, должен попросить на вахте во временное пользование. На вахте можно позвонить в монастырь по местному телефону.

Идем к монастырю. Маршрутное такси из Козельска останавливается здесь.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Кто желает остановиться в гостинице, идет к зданию желтого цвета справа от монастыря.

Святые врата обители.

Справа от святых врат монастыря находится паломническая трапезная (2 –х этажное здание белого цвета).

Вдоль монастырской стены проходит дорога в скит.

Паломническая трапезная.

При входе в монастырь располагаются информационные стенды, где Вы можете найти нужную информацию.

Экскурсионная служба располагается при входе в монастырь в Святых вратах на центральной вахте.

Виды монастыря.

При входе в монастырь располагается иконная и церковная лавка.

Иконная лавка внутри.

Церковная лавка.

Церковная лавка внутри.

Первым при входе в монастырь располагается Казанский храм.

В подвальном помещении храма находится монастырская книжная лавка.

Книжная лавка внутри.

Казанский храм. Внутренний вид.

В храме находятся мощи Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия.

Напротив Казанского находится Преображенский храм. Ежедневно в 14.00 в храме совершается водосвятный молебен. Здесь можно набрать святой воды.

Преображенский храм внутри.

Введенский собор – главный храм обители.

Здесь находятся мощи святых Амвросия и Нектария Оптинских.

Ежедневно в соборе совершается полунощница (начало в 5.30) и ранняя литургия (начало часов в 6.30).

Рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского.

Ежедневно в 10.00 и 13.00 у мощей преп. Амвросия совершается молебен с акафистом.

Владимирский храм.

Здесь находятся мощи святых Оптинских старцев Льва, Макария, Анатолия (Зерцалова), Иллариона, Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова).

Ежедневно с 6.00 до 12.00 в храме совершается таинство исповеди. Ежедневно в 15.00 служится молебен с акафистом Оптинским старцам.

Владимирский храм внутри.

Мощи преп. Льва и Макария Оптинских.

Рядом с Владимирским храмом располагается Воскресенская часовня, в которой находятся могилы убиенных на пасху 1993 г. иеромонаха Василия, инока Ферапонта и Трофима.

Каждую субботу в 13.00 в часовне совершается лития.

Любой православный священник может отслужить в часовне панихиду или литию по убиенным братиям, в часовне для этого имеется все необходимое.

Рядом с часовней находится братский некрополь.

Вход на братскую территорию паломникам запрещен, поэтому если вы хотите встретиться с кем- либо из братии монастыря, можете обратиться к дежурному на средней вахте, которая находится перед Введенским собором.

Ежедневно в обители совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало хода из Введенского храма после окончания ужина.

Крестный ход совершается против часовой стрелки снаружи, вокруг монастырской ограды.

По воскресным и праздничным дням (когда накануне совершалось всенощное бдение) после окончания поздней литургии совершается чин «О Панагии».

В воскресные и праздничные дни:

5:30 Ранняя Божественная Литургия (начало часов) Казанский храм
7:00 1-ая Средняя Божественная Литургия (начало часов) Владимирский храм
8:00 Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия Введенский храм
8:00 2-ая Средняя Божественная Литургия (начало часов) Преображенский храм
9:00 Поздняя Божественная Литургия (начало часов) Введенский храм
10.00 Молебен с акафистом Калужской иконе Божией Матери Казанский храм
11:00 Заказные молебны святым Преображенский храм
12:00 Панихида Казанский храм
13:00 Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия Введенский храм
14:30 Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских Владимирский храм
17:00 Вечернее богослужение (9-й час в 16:45) Казанский храм

Исповедь в воскресные и праздничные дни: 5:30 — 11:30 в Казанском Храме,а также накануне (в субботу), во время вечернего богослужения после Полиелея (в 16:30 в Казанском храме читаются молитвы перед исповедью).

В летний период, при большом стечении народа воскресные и праздничные бдения могут совершаться одновременно в двух храмах — Казанском и Введенском.

Св. таинство Елеосвящения (соборование) совершается в посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский (начиная со второй седмицы) по пятницам в 14:00 во Владимирском храме.

Св. таинство Крещения совершается в храме прп. Иллариона Великого: для взрослых в воскресные дни в 13:30, для младенцев в субботу в 13:30. Готовящиеся ко святому Крещению, а также восприемники, должны пройти огласительную беседу, которая проводится по пятницам в 18:00 в том же храме.

Ежедневно, после вечерней трапезы, совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало крестного хода от храма Марии Египетской.

По субботам в 13:00 совершается лития в часовне убиенных иером. Василия, ин. Трофима, ин. Ферапонта на братском некрополе монастыря.

По субботам в 14:30 во Владимирском храме совершается соборный акафист Пресвятой Богородице.

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь

Помидор цветокоррекции не подлежит

Есть в монастыре и своё небольшое стадо, и лошади. Но навоз из конюшни и коровника расходуется в основном на теплицы. В огородную землю больше попадает солома да ил из прудов.

Огороды у монастыря обширные – вместе с теплицами занимают около двадцати гектаров. Морковная ботва тянется вдаль, а окончание свекольной полосы – и вовсе пропадает из глаз.

Увидев монастырскую свёклу, наш фотограф – городской человек – застывает в изумлении. Я этот сорт давно знаю и люблю – за компактность на дачной грядке.

А вот над очередным помидорным кустом («Вообще-то мы в открытом грунте давно не сажаем – болеют. А тут чего-то решили») мы в изумлении застываем оба. Плоды на нём по цвету больше напоминают то ли шоколад, то ли чуть недозревший баклажан. Наконец, фотограф отмирает и клятвенно обещает цветокоррекцию к снимку не применять.

Всё, что вырастает на овощных грядках, монастырь съедает сам. Из огородных даров бывают излишки разве что капусты и картошки.

Кстати, многократно описанные паломниками 90-х оптинские картофельные страдания, когда трудники просто не успевали убирать с поля клубни, вывороченные картофелекопалкой из борозд, давно остались в прошлом.

Теперь у обители есть аж два картофелеуборочных комбайна – польский (за случавшиеся поломки сосланный теперь в резерв) да немецкий. Так что уборка, к которой приступят на неделе, полностью автоматизирована. Правда, остаётся ещё сложная сортировка – на неё нанимают рабочих.

На своих восьмистах гектарах пашни – что-то в собственности, что-то – в аренде, – монастырь сеет пшеницу, гречиху, ячмень, горох, овёс и медоносы для пасеки. Мелют зерно на собственной мельнице, и даже мука разных сортов здесь производится. А вот имеющиеся бункеры для хранения зерна монастырю давно маловаты.

секреты монастырского хозяйства

Так что приедете в Оптину – имейте в виду: и хлеб, и пироги, и каша, и просфоры – всё это здесь своё, выращенное.

Свой виноград тоже есть, правда, его совсем немного и кагор из него, понятно, не делают.

Яблони и груши попадались нам буквально на всяком свободном месте. А после того, как я ехидно подумала, что при таком уходе выросла бы, наверное, и пальма, тут же наткнулась на пальму у входа в братскую трапезную. На декоративную, в кадке.

Инок Трофим (Татарников). 39 лет

Леонид Иванович Татарников родом из Иркутской области. В юности он окончил железнодорожное училище, несколько лет был машинистом. Затем сменил сферу деятельности – ходил в море на рыболовецком судне. Увлекался фотографией, народными танцами.

Леонид был личностью с множеством интересов, часто менял профессии – поработал сапожником, скотником. Затем судьба привела его на Алтай. Здесь он пришел к вере, решил совершить паломничество в Оптину пустынь. В 1991 году принят в братию и наречен Трофимом.

Став иноком, и обретя свое призвание в монашеской жизни, Трофим говорил, что благодарен Господу за науку и возможность применить свой богатый опыт на пользу людям и святой церкви.

Монах славился твердостью духа, в страстную седмицу отказывался от пищи, продолжая исполнять свои работы. Трудился скотником, заведовал расселением паломников, был кузнецом и пахарем. Трофим, выполняя множество обязанностей, иногда получал епитимии от наставников за огрехи в работе. Инок всегда принимал их покорно, понимал, что согрешил и заслужил наказание от Господа.

Родным Трофим писал, что только учится быть монахом, призывал отказаться от стяжательства, прощать друг друга и молиться за него.

Наместник Свято-Введенской Оптиной Пустыни архимандрит Венедикт: Слово «продавать» – не монастырское

«У нас есть ещё полевое хозяйство, надо ехать пятнадцать километров в полевой стан, там около восьмисот гектаров земли. Мы только сейчас собрали урожай.

Но, конечно, это расходы: надо зарплату, надо горючее, ремонт, запчасти. Стоимость одного только комбайна громадная, и он лишь года через два-три оправдает себя. Но мы землю-то не оставляем: мы за ней ухаживаем, удобряем, и удобряют наши коровки при помощи лошадок, которые навоз развозят. Пять лошадок фактически заменяют три грузовых машины и трактор. Наши лошадки – громадные тяжеловозы. Как они нам помогают! Работают сейчас шесть, еще две малышки растут, и еще одна должна быть скоро привезена, её ещё дрессировать надо.

По милости Божией, в прошлом году, когда с картошкой был везде неурожай, а у нас с площади, где обычно собирали совсем мало, вышло четыреста тонн картошки. И мы жертвуем – ветеранам, инвалидам. Они кровь проливали – как можно их оставить? В школы, в больницы отсылаем. В Лавру – в семинарию и академию: наши там учатся, нужно чем-то компенсировать.

Конечно, без штатных рабочих, одной братией, не обойдешься, приходится брать на работу, оплачивать. У нас есть трое или четверо из числа братии, которые могут работать на комбайне, но мы собираемся еще послать на обучение.

Миряне приходят на работу, но в корпусе братии никого мирян нет, сюда не то, что мирян, даже того, кто хочет в монастырь, не поселят. Его в корпус могут поселить только тогда, когда разрешат носить подрясник, а это не скоро; а в простой одежде его не поселят, у них отдельные места, гостиница.

Выращивать, чтобы продавать? Даже само слово «продавать» какое-то не монастырское. Для нас, монахов, достаточно хоть себя содержать и кому-то помочь. А остальное время – на Закон Божий, а то получится один труд, одно крыло.

Продуктов хватает только на содержание самой братии. Допустим, огурцов мы собрали, делаем засолку. Как мы будем их куда-то продавать? У нас не получается, это непосильно.

Да, наш монастырь большой, хотя очень много сложностей; такие проблемы, которые и не знаешь, как разрешать. Например, проблема с пассажирским транспортом: сюда обыкновенного, рейсового автобуса из Козельска, чтобы по часам ходил, по расписанию, нет. И нам приходится содержать автобазу.

Мы должны иметь автобусы, чтобы за рабочими поехать в Сосенский, привезти их в Козельск, в другие места. И паломников тоже возим, потому что городская маршрутка не справляется. А на одно горючее в месяц уходит миллион, не считая ремонта. Скажите, как покрыть такие расходы? Летом людей приезжает много, но вот сейчас осень, людской поток спадает, а за одно электричество приходится в месяц платить пятьсот тридцать тысяч. А еще ведь за газ.

Монастырское хозяйство – это типичный колхоз или совхоз, коллективное хозяйство, и оно себя очень хорошо оправдывает. И мы видим, что люди, которые здесь трудятся, становятся благоразумными.

Безбожие, которое было раньше в колхозах и совхозах, – поганая вещь. А если бы этим не травили людей, то жили бы, вели бы себя прилично, одевались бы прилично.

А то в Москву придешь и не знаешь, выйти ли из машины. Подбегают к тебе: «Благословите!» – то ли он в плавках, то ли в трусах, и крестик висит. Спрашиваешь: «а почему ты в таком виде?» – «А что, нельзя?» – вот и весь ответ. Как будто не знают, совесть не говорит. И как с этим бороться? А за это ведь гнев Божий.

Но трудиться всё-таки в таком виде нельзя. Нужно надеть спецовку, привести себя в порядок, – и человек другой становится, и жизнь другая.

Как доехать?

От автобусной станции и метро «Теплый стан» систематически курсирует автобус. Вам потребуется воспользоваться маршрутом «Москва – Козельск». Если выбираете метро, то практично совершать выход из первого вагона. Затем вам потребуется немного пройтись по подземному переходу до самого конца, повернув налево. Потом ваш путь будет идти до конца вверх. Минуя бензоколонку, вы обнаружите автомобильную станцию. Отсюда ваше путешествие будет длиться 4-5 часов. Добравшись, потребуется пройти 4-5 км пешим ходом. Также все путешествие можно осуществить на личном автомобиле или воспользовавшись туристической поездкой. Если путь будет реализовываться на собственном транспорте, то движение предстоит по Киевскому шоссе. Ехать следует до Калуги, через мост, на Козельск. Ориентироваться несложно по указателям. Километраж поездки – 270. Точный адрес – Калужская обл., Козельский район, Козельск (Оптина).

История монастыря Оптина Пустынь

  1. История монастыря, также как и история старчества Оптиной Пустыни, началась в 1821 году с преп. Антония и Моисея, которые приехали строить монастырь своими руками. За время настоятельничества преп. Моисея были построены многие храмы и братские кельи.
  2. В течение 100 лет не прекращалась традиция старчества монастыря. От наставника к ученику передавались сокровенные знания. Монастырь достраивался и процветал.
  3. С приходом советской власти начались гонения на православную церковь, а вместе с тем и на Оптину Пустынь.
  4. Последние Оптинские старцы в 1930-х гг. умерли в ссылке, не предавая свою веру.
  5. И только в конце 1980-х гг. началось медленное восстановление монастыря. Многие храмы достраиваются и реставрируются уже в наше время.

Значение Оптиной Пустыни

Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем того духовного возрождения, которое возникло в конце 18-го века в России.

Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они — эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена это творили пророки, так и ткеперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.

Старчество в Оптиной Пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величеквского, молдавского старца, возродителя духовного делания в монашестве, выходца из Полтавской губернии. Из Рославльских лесов в Оптину переселились его последователи во главе с иеросхимонахом Львом. Старец Лев, могучий и властный, открывает ряд старцев. Его учение и сотаинник о. Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые обрабатывают и перекладывают на литературный язык переводы, сделанные старцем о. Паисием с греческого языка писаний величайших аскетов древности, таких как Исаак Сирии, Макарий Великий, Иоанн Лествичник. Под влиянием о. Макария русский философ И.В. Киреевский закладывает основание философии «цельности духа», которая должна была лечь в основу русской самобытной культуры.

При старце о. Амвросии — ученике о. Льва и о. Макария — Оптина достигает расцвета. Слава о Старце гремит по всей России. К нему устремляются во всех концов ее. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы.

Во время расцвета России и Оптиной Пустыни тысячи и тысячи людей находили у него поддержку и наставление. Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов); ученик старца Амвросия — Иосиф; старец Варсонофий, в миру полковник генерального штаба, — по благодатной одаренности подобны своим учителям. Последние старцы: Феодосий — мудрец, Анатолий — утешитель (Потапов) и дивный Нектарий продолжают ту же традицию.

Последний из них — старец Нектарий, во дни огненного испытания Родины утоляет духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании.

Монастырь Оптина пустынь

Рекомендовать место

70

16

Монастырь Оптина Пустынь впечатляет своими размерами, архитектурой и духовной атмосферой. Он находится в Калужской области, недалеко от города Козельска. Его основал в конце XIV века раскаявшийся разбойник Опта (Макарий).

В плане монастырь имеет форму квадрата. В его центре находится главный храм – Введенский собор, а вокруг него крестообразно расположены церкви: Марии Египетской, Казанской и Владимирской икон Божьей Матери. За рощей монастыря располагается скит, в котором живут монахи.

Главный собор – Введенский – имеет три придела: Введения во Храм Пресвятой Богородицы, преподобного Амвросия старца Оптинского и святителя Николая Чудотворца. Здесь находятся мощи преподобных старцев Амвросия и Нектария Оптинских, а также икона Казанской иконы Божией Матери. В других храмах монастыря находятся мощи других оптинских старцев (Моисея, Антония, Льва, Макария, Илариона и других).

На территории монастыря располагается монастырское кладбище и часовня на месте погребения убитых иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Оптинских.

Оптина пустынь

Рекомендовать место

53

7

Оптина Пустынь — без сомнения одно из самых святых православных мест в России. Светоч жертвенности и благочестия на русской земле. Отрезанное от мира рекой и величественным сосновым бором, Пустынь живет своей святой жизнью уже седьмой век. Когда-то разбойник Опта, принявший решение жить праведной жизнью, собрал под своим началом таких же людей, стремящихся жить тихой жизнью отшельников. По имени разбойника родилось село Оптина, а потом с годами и веками и монастырь Оптина Пустынь.

В Оптину Пустынь к глубоким старцам-монахам всегда стремились люди со всей России найти утешение в жизни, люди, запутавшиеся, не понимающие своего истинного жизненного предназначения, и просто те, кто хотел почувствовать соприкосновение с духовным и святым. Пустынь связана с именами Достоевского, Л.Н.Толстого и других выдающихся личностей. После революции в 1918 году монастырь был закрыт и долгое время стоял без святого освящения. Лишь в 1987 году его вернули Православной церкви.

Экскурсии в Оптину Пустынь проводятся ежедневно с 9.00 до 17.00, экскурсия идет 1-1.5 часа.

Оптина пустынь: святыни монастыря

Монастырь Оптина пустынь разделен на 2 части. Первая, куда есть доступ паломникам: храмы, гостевые домики, трапезные и источники. Вторая часть – это Предтеченский скит, сюда вход разрешен только монахам. Именно скит прославил монастырь, здесь жили оптинские старцы, это сердце Оптиной пустыни. Миряне сюда не допускаются. Около 17 человек братии проживают сейчас в скиту – месте подвига и молитвенной жизни. Условия жизни здесь более суровые. Скит расположен за монастырской рощей, вокруг него запрещено рубить лес, чтобы скрыть от посторонних глаз. Жизнь в монастыре и скиту существенно отличается. Особенность скитского устава заключается в ночных службах. Службы проходят вечером и ночью, а в монастыре – вечером и утром. Здесь спят мало, а трудятся и молятся много.

Между Казанской церковью и Введенским собором расположен некрополь, здесь находятся могилы оптинских старцев. На данный момент могилы пусты: мощи Оптинских старцев перенесены в раки, но тем не менее сюда и по сей день устремляются паломники. В советские годы на могилах старцев была танцплощадка, а в кельях монастыря располагался дом отдыха, потом совхоз, потом ПТУ. Места захоронения старцев нашли с огромным трудом.

Оптинские старцы

Оптинское старчество основал

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841)

Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был

Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860)

Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет».

Еще одним учеником старца Льва был

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862)

Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865)

Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

У старца Макария был преемник

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873)

Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках.

Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891)

Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

Был известным молитвенником и подвижником, также окормлял Шамординскую женскую обитель. Его знали, как человека обладающего уникальным даром утешителя во всякой скорби.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810–1894)

Управляя обителью, он обладал удивительной добротой и смирением, а двери его келии всегда были открыты для страждущих. Убранство его келии отличалось простотой и аскетичностью.

Среди множества старцев Оптиной пустыни один застал всю тяжесть поругания святого места. И вынужден был стать свидетелем богоборчества. Этим старцем стал

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865–1938)

Четыре раза он находился за свою веру в тюремном заключении по ложным обвинениям и был расстрелян 8 января 1938 года. Его святые мощи не обретены и захоронены в братской могиле. Его кончина увенчана страданиями за Господа нашего Иисуса Христа.

Архитектурные достопримечательности монастыря

  • Свято-Введенский собор – главный храм монастыря «Оптина Пустынь», построенный в 1750-1771 гг. Имеет 3 красивых престола.
  • Казанский храм – это самый большой храм в монастыре, восстановленный и освященный в 1996 г. Также имеет 3 престола;
  • Владимирский храм – восстановлен и освящен в 1998 год после полного разрушения;
  • Храм Преображения Господня – новый красивый храм, построенный в 2007 году;
  • Храм в честь преп. Илариона Великого, находящийся в одном здании с трапезной и гостиницей, построенный в 1874 году;
  • Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Иоанна, построенный в 1825 году, находится на территории скита;
  • Храм иконы Богоматери «Спорительница хлебов», построенный в 2000 г. Находится на подсобной монастырской территории;
  • Передвижной храм, названный в честь иконы Богоматери «Живописный источник», предназначается для проведения сезонных полевых работ. Построен в 2006 г.;
  • Храм преп. Марии Египетской (ныне находится на реставрации);
  • Храм в честь свт. Льва Катанского и преп. Иоана Рыльского – в этом здании сегодня находится паломническая гостиница и ведутся работы по восстановлению полуподвального храма арх. Михаила;
  • Храм Всех Святых также восстанавливается в наше время. Находится за оградой монастыря на монастырском кладбище;
  • Часовня убиенных братиев, построенная в 2008 году, также находится на кладбище монастыря.

Общие сведения

Дата основания монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни – 15 век. Однако существует придание, что объект появился благодаря разбойнику, который раскаивался в своих деяниях. Его звали Оптия. Человек имел до 18 тысячелетия достаточно нелегкое материальное положение. В 1773 году здесь вели свою деятельность всего два монаха. Это были глубокие старики. Но вскоре ситуация кардинально изменилась. В 1821 г здесь был возведен скит. В нем поселились люди – «пустынники», продолжительный период времени проживающие в отречении. Духовную жизнь возглавил старец. В последующим сюда со всех краев приезжали верующие. Место превратилось в духовный центр России. Благодаря поступлениям взносов прихожан, территория стала шире. Появилась мельница, каменные строения и многое другое. Пространство существенно преобразилось.

Действующие храмы

Введенский собор – это важнейшее достояние обители. Строительство проводилось в середине 16-го столетия. Освещение проводилось в честь Пресвятой Богородицы. Предусмотрено три предела – Пресвятой Богородицы, Амвросия старца Оптинского, Святителя Николая Чудотворца. Основной святыней выступают мощи старцев Оптинских, Казанская икона Божией Матери. Службы здесь проводятся каждый день.

храм в честь Казанской иконы Божией МатериЦерковь в честь Владимирской иконы Божией Матери
Храм
прп. Илариона Великого
Обитель во имя Иоанна Предтечи и Крестителя Господня

Восстанавливающиеся храмы

Многие объекты не сохранились до наших дней в отличном состоянии. В настоящий период они подвергаются реставрационным работам. К ним относятся возведения во имя прп. Марии Египетской, свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского, Всех Святых. Кроме того, реализуется строительство нового храма в память Преображения Господня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector