Что такое прозорливость?

Из жития Апостола Иоанна Богослова.

Прибывши на остров Патмос, они отдали игемону послание. Мирон же, тесть игемонов, взял Иоанна и Прохора в свой дом. У Мирона был старший сын, по имени Аполлонид, имевший в себе прорицающего беса, который предсказывал будущее; и все считали Аполлонида за пророка. В то время, как Иоанн входил в дом Миронов, Аполлонид тотчас пропал без вести; он убежал в другой город, боясь, чтобы прорицающий бес не был изгнан из него Иоанном. Когда в дому Мироновом поднялся вопль об Аполлониде, пришло от него уведомление, извещающее, что его изгнал из дому своим чародейством Иоанн, и что он не может возвратиться до тех пор, пока Иоанн не будет погублен.

Прочитав письмо, Мирон пошел к зятю своему игемону возвестить о случившемся; игемон же, схватив Иоанна, хотел отдать его на съедение зверям. Но Иоанн умолял игемона, чтобы он потерпел немного и позволил ему послать ученика своего к Аполлониду, обещаясь возвратить его в дом. Игемон не препятствовал послать ученика, но самого Иоанна, связав двумя веригами, посадил в темницу. И пошел Прохор к Аполлониду с Иоанновым посланием, в котором написано было так: «Я, Иоанн, апостол Иисуса Христа, Сына Божия, прорицающему духу, живущему в Аполлониде, повелеваю именем Отца, и Сына, и Св. Духа: выйди из создания Божьего и никогда не входи в него, но будь один вне этого острова в местах безводных, а не среди людей».

Когда Прохор пришел к Аполлониду с таким посланием, бес тотчас вышел из него. Аполлониду вернулся разум, и, как бы воспрянув от сна, пошел он с Прохором обратно в свой город. Но не тотчас вошел он в дом, а сперва устремился в темницу к Иоанну и, припадая к ногам его, воздал ему благодарение за то, что он освободил его от нечистого духа. Узнавши о возвращении Аполлонида, родители, братья и сестры его, все собрались и радовались, а Иоанн был освобожден от уз. Аполлонид поведал о себе следующее: «Уже много лет прошло с тех пор, как я спал на одре своем глубоким сном. Некоторый человек, став по левую сторону одра, потряс меня и разбудил, — и я увидал, что он чернее обожженного и гнилого пня; глаза у него горели, как свечи, и вострепетал я от страха. Он же сказал мне: «открой уста свои»; я открыл, и вошел он в уста мои и наполнил мое чрево; с этого часа сделалось мне известным доброе и злое, а также и все, случающееся в доме. Когда же апостол Христов вошел в наш дом, тогда сказал мне сидящий во мне: «беги отсюда, Аполлонид, чтобы тебе не умереть в страданиях, ибо человек этот — чародей и хочет тебя умертвить». И я тотчас бежал в другой город. Когда же я хотел возвратиться, он не позволял мне, говоря: «если Иоанн не умрет, ты не можешь жить в своем доме». А когда Прохор пришел в тот город, в котором был я, и я увидал его, — нечистый дух тотчас вышел из меня тем же способом, которым он сперва вошел в мое чрево, и почувствовал я облегчение от великой тягости, ум мой пришел в здоровое состояние, и стало мне хорошо».

Услышавши это, все припали к ногам Иоанна. Он же, отверзши уста, поучал их вере в Господа нашего Иисуса Христа. И уверовал Мирон с женой и детьми своими, все они крестились, и была в доме Мироновом радость великая. А после и жена игемонова, Хризиппида, дочь Миронова, приняла со своим сыном и всеми рабами своими святое крещение; за ней крестился и муж ее, Лаврентий, игемон того острова, сложив при этом с себя власть свою, чтобы свободнее служить Богу. И оставался Иоанн с Прохором в дому Мироновом три года, проповедуя слово Божие. Здесь сотворил он силою Иисуса Христа много знамений и чудес: исцелил больных и бесов прогнал, храм Аполлонов со всеми его идолами разрушил одним словом своим, и многих, обратив к вере во Христа, крестил.

Письма преподобного Макария Оптинского.

…Еще что опаснее: ты впадала в прелесть от мнимой своей молитвы и правил, на которые ты только и надежду полагаешь; но обольщаешься до такой степени, что уже провидеть стала, когда я к тебе пишу. А между тем страхование, боязнь и привидения показывают тебе гнилые плоды твоего делания. Я тебя много раз предостерегал, чтобы не думала, что ты молишься хорошо, но считала бы себя последнею из всех: ибо Бог приемлет только молитвы смиренных и сердца сокрушенна и смиренна не уничижит; а у тебя и не бывало оного, а, напротив, надменная молитва: «молюсь в церкви после утрени и стою возле крыльца своего и читаю молитвы на небо». Что это, как не явная прелесть вражия, и возмездие оной — страшное явление и потом страх, и всего боишься и вздрагиваешь. Оставь такие свои высокоумные молитвы, смирись пред Богом и пред людьми, имей страх Божий, то не убоишься от страха вражия. Уединение твое вот какие плоды тебе принесло! а ты полагаешь, что хорошо проходишь жизнь свою уединенно, и обольщаешь себя, — долго ли врагу поругаться тобою? Ты дала ему веру и стяжала дар прозорливства; думаешь, теперь не будет сего; но он и другим образом может тебя обольстить. Моли Господа со смирением, да не попустит тебе пасть в такую прелесть.

…Что толку из того, что ты сидишь одна и дверь на крючке заперта? Ты молишься и думаешь, что тем уже спасешься; желаешь мантии, и будто только одного этого недостает. А что с тобою стало случаться? Уже предведение, сонные видения и явные явления, кои ты все принимала за благо; и обольстилась своею святынею до того, что и явно стал враг являться. Какие это плоды? Плоды гордости; а ты все принимала за благо, да и теперь думаешь, что за подвиги твои враг на тебя восстает, а того не понимаешь, что за гордость наказуешься от Бога

Что значит прозорливый

Господь заботится о каждом из своих детей. Но услышать Его слова могут только люди, достигшие больших успехов в духовном развитии. В земной жизни они достигли единения с Господом, который даровал им часть своей благодати. Эта божественная искра позволяет старцам найти нужные слова для каждого посетителя, нуждающегося в благословении или совете.

Прозорливость – способность видения будущих событий, присущая христианским подвижникам

Мудрость христианских старцев основывается не только на божественной благодати, но и на богатом духовном опыте. Святые праведники предупреждали обратившихся к ним людей об опасностях греховных мыслей и неправедного образа жизни. Их слова укрепляли веру человека и указывали возможный путь к спасению.

Происхождение слова

Впервые слово «прозорливость» упоминается в источниках XI-XII вв. Его первоосновой является глагол «зъръти», означающий видеть. При помощи приставки «про» было образовано слово «прозъръти» — «предвидеть». Его формой стало существительное «прозоръ» — «прозорливость».

Значение понятия

В толковых словарях даются следующие объяснения понятия «прозорливый человек»:

  • умеющий предвидеть, проницательный (С. И . Ожегов);
  • умеющий предугадывать (Д. Н. Ушаков);
  • догадливый, проницательный, зоркий (Н. А. Абрамов).

Христианская традиция утверждает, что прозорливость — дар Господа избранным угодникам, проявившим смирение и усердие на пути единения с Ним. Всевидящий Создатель делится со святыми старцами знаниями, чтобы направить людей по пути спасения

Упоминание в Библии

В Священном Писании слово «прозорливец» употребляется в отношении пророков. В Ветхом Завете Господь передавал свою волю через Авраама, Исаака и Иакова (Израиля). Чистое сердце и душа, открытая для Бога, позволяла им слышать Божий Голос, и озвучивать Волю Его народу.

Дар прозорливости в христианстве называется пророческим даром

В Евангелии раскрываются чёткие качества прозорливых людей и критерии истинного божественного откровения. В 1 Послании Коринфянам апостол Павел говорит, что слова прозорливых людей должны дарить утешение и покой нуждающимся людям.

Важно! Они направляют христиан на путь Христовых заповедей. Истинный пророк — смиренный слуга Господа, стремящийся к единению с Ним

Следование его словам — единственный путь к Спасению.

В послании Римлянам Павел отмечал, что пророк должен провозглашать людям божественное откровение, не утаивая Слов Господа, так как они призваны укрепить Веру и Дух. Святой апостол также отмечал, что прозорливому человеку не требуется впадать в состояние транса, чтобы транслировать Его откровение. Христианские старцы находятся в здравом рассудке, давая советы и отвечая на вопросы посетителей.

Что значит прозорливый

Господь заботится о каждом из своих детей. Но услышать Его слова могут только люди, достигшие больших успехов в духовном развитии. В земной жизни они достигли единения с Господом, который даровал им часть своей благодати. Эта божественная искра позволяет старцам найти нужные слова для каждого посетителя, нуждающегося в благословении или совете.

Прозорливость – способность видения будущих событий, присущая христианским подвижникам

Мудрость христианских старцев основывается не только на божественной благодати, но и на богатом духовном опыте. Святые праведники предупреждали обратившихся к ним людей об опасностях греховных мыслей и неправедного образа жизни. Их слова укрепляли веру человека и указывали возможный путь к спасению.

Происхождение слова

Впервые слово «прозорливость» упоминается в источниках XI-XII вв. Его первоосновой является глагол «зъръти», означающий видеть. При помощи приставки «про» было образовано слово «прозъръти» — «предвидеть». Его формой стало существительное «прозоръ» — «прозорливость».

Значение понятия

В толковых словарях даются следующие объяснения понятия «прозорливый человек»:

  • умеющий предвидеть, проницательный (С. И . Ожегов),
  • умеющий предугадывать (Д. Н. Ушаков),
  • догадливый, проницательный, зоркий (Н. А. Абрамов).

Христианская традиция утверждает, что прозорливость — дар Господа избранным угодникам, проявившим смирение и усердие на пути единения с Ним. Всевидящий Создатель делится со святыми старцами знаниями, чтобы направить людей по пути спасения

Упоминание в Библии

В Священном Писании слово «прозорливец» употребляется в отношении пророков. В Ветхом Завете Господь передавал свою волю через Авраама, Исаака и Иакова (Израиля). Чистое сердце и душа, открытая для Бога, позволяла им слышать Божий Голос, и озвучивать Волю Его народу.

Дар прозорливости в христианстве называется пророческим даром

В Евангелии раскрываются чёткие качества прозорливых людей и критерии истинного божественного откровения. В 1 Послании Коринфянам апостол Павел говорит, что слова прозорливых людей должны дарить утешение и покой нуждающимся людям.

Важно! Они направляют христиан на путь Христовых заповедей. Истинный пророк — смиренный слуга Господа, стремящийся к единению с Ним

Следование его словам — единственный путь к Спасению.

В послании Римлянам Павел отмечал, что пророк должен провозглашать людям божественное откровение, не утаивая Слов Господа, так как они призваны укрепить Веру и Дух. Святой апостол также отмечал, что прозорливому человеку не требуется впадать в состояние транса, чтобы транслировать Его откровение. Христианские старцы находятся в здравом рассудке, давая советы и отвечая на вопросы посетителей.

Подбор синонимов

Иногда речевые единицы встречаются в тексте по несколько раз. Таким образом текст кажется перегруженным, воспринимать его крайне сложно. Чтобы немного его разбавить, рекомендуется воспользоваться синонимом. «Прозорливость» обладает несколькими словами со схожим словарным значением. Вот некоторые варианты.

Дальновидность. Дальновидность помогла мне избежать ошибок.
Догадливость. Благодаря природной догадливости этот мужчина никогда не окажется без куска хлеба.
Проницательность. Благодаря проницательности моей мамы я не оказался в плохой компании.
Сообразительность. Иногда сообразительность ценится больше ума.

Теперь понятно, что значит существительное «прозорливость». Это способность предвидеть будущее. Ударение в слове должно падать на гласную «и». По необходимости можно пользоваться синонимами.

Источник

Пророчества старцев о России

Святитель Феофан Затворник

«Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам всё в толк не берётся. Завязли в грязи западной по уши, и всё хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем… Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня».

Святитель Феофан Полтавский, 1930 г.

«Господь предызбрал будущего царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Произойдёт то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мёртвых, и весь мир удивится. Православие в ней восторжествует. Самим Богом будет поставлен сильный Царь на Престоле».

Схииеромонах Аристоклий Афонский, 1917 г.

«Начался суд Божий над живыми, и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснётся. Началось с России, а потом дальше… А Россия будет спасена. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость свою над Россией».

Преподобный Серафим Саровский, 1825-1832 гг.

«Перед концом времён Россия сольётся в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог изрёк устами святых: «Царство Всероссийское, пред которым в трепете все народы будут».

Преподобный Серафим Вырицкий, начало XX в.

«Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Но спасение миру — от России».

Старец Ефрем Филофейский. «Моя жизнь со старцем Иосифом».

Старец Иосиф Исихаст

В те времена, когда Старец Иосиф жил близ Драмы, ему сказали:

— Здесь в Драме есть одна монахиня, которая пророчествует и решает все проблемы.

— Пойду-ка я на нее погляжу, — сказал Старец.

Эта монахиня якобы общалась с Пресвятой Богородицей, будто бы предсказывавшей ей даже то, какие люди ее посетят. К ней ходило много народу. Старец пришел к ней и спросил:

— Как получила ты эту благодать?

— Это от Бога, от Святого Духа.

— И ты видишь мысли?

— Да.

— Я сейчас задумаю одну мысль в своем сердце, и если ты ее угадаешь, то все в порядке, а если нет — тогда рот на замок.

Старец задумал в уме своем ругательство на диавола, ибо понял, что ей все открывал диавол.

Старец Ефрем Филофейский

— Ну, скажи мне мою мысль.

Та, онемев, не смогла ничего сказать.

— Говори!

Та не могла.

—  Если ты покаешься и прекратишь пророчествовать от диавола, я тебя перекрещу и все пройдет.

Та кивнула, что согласна. Старец перекрестил монахиню, уста ее разрешились, и Старец сказал:

— Ты прельстилась от гордости и возношения. Внимай своим грехам и прежнего больше не делай.

Святитель Афанасий Великий. «Житие Антония Великого».

30) «Посему, должно бояться только Бога, а демонов презирать и нимало не страшиться их. Даже чем больше страхов производят они, тем усильные будем подвизаться против них. Ибо сильное на них орудие — правая жизнь и вера в Бога. Боятся они подвижнического поста, бдения, молитв, кротости, безмолвия, несребролюбия, нетщеславия, смиренномудрия, нищелюбия, милостынь, безгневия, преимущественно же благочестивой веры во Христа. Посему-то и употребляют все меры, чтобы не было кому попирать их. Знают они, какую благодать против них дал верующим Спаситель, Который сказал: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк. 10, 19).

Те, на кого уже махнули рукой

Людей он любил безоглядной искренней любовью Христовой, а грех ненавидел. Он всегда искал в первую очередь духовную причину болезни:

«Для чего Бог попускает человеку болезни? Чтобы его спасти! Через немощи и болезни тела лечится внутренний духовный человек, его душа. Через болезни человек смиряется, приходит к покаянию и осознанию своих грехов, становится податливым для благодати Божией. Он уже не мнит себя невесть кем, а плачет и просит у Бога исцеления: “Господи, только исцели, только помилуй! Больше не буду грешить, буду послушным, только не оставь, исцели!” Врачебный диагноз — это одно, а духовный диагноз — другое. Бывают болезни наследственные по генетике, а бывают приобретенные по грехам. Если человек осознает свое гибельное духовное состояние, исправляет свою жизнь, кается, исповедуется, причащается Христовых Тайн, то Господь исцеляет. Как сказано в псалмах Давидовых: “Поболех, отчаяхся, помолихся, Бога призвах”. И Бог послал царю Давиду исцеление». 

К нему приносили смертельно больных, неизлечимых, брошенных, на кого все давно махнули рукой. И отец Власий с любовью их принимал, отмаливал, буквально вытаскивал с того света. Человек знал, что должен был умереть, но вот он жив и здоров — и все благодаря Богу и батюшкиной молитве.

Сколько можно было встретить в монастыре счастливых семейных пар с маленькими детьми, которым когда-то врачи поставили страшный диагноз «бездетность». Многие опробовали все мыслимые и немыслимые средства, ездили в дорогие клиники за границу, лечились у самых известных врачей, а когда ничего не помогало, шли к отцу Власию. И порой уже через год приезжали к нему с младенцем на руках. Некоторым из новорожденных счастливые родители давали имя Власий. Один такой мальчик Власий, теперь уже юноша, который по всем медицинским законам никогда не должен был появиться на свет, из моего родного Екатеринбурга каждое лето приезжал в Боровский монастырь и помогал в алтаре, мы с ним даже дружили.

Большое значение для всех нас имеет наше окружение, с кем мы общаемся и дружим.

Отец Власий знал и близко общался со многими людьми высокой духовной жизни, некоторые из которых прославлены в лике святых, получая от них духовные наставления и бесценный опыт живой веры служения Христу.

Избрав монашество, он неоднократно ездил в Одессу к святителю Луке Войно-Ясенецкому, спрашивал духовные советы, брал у него благословение. В монастыре Флора и Лавра в Закарпатье, где они жили со своим прозорливым духовником отцом Иларионом (Рыбарем), келейником которого он был 11 лет, подвизался преподобный Кукша Одесский, которого, как вспоминал батюшка, он много расспрашивал о духовной жизни. 

Также отец Власий близко общался с преподобным Севастианом Карагандинским, слушал его духовные наставления. Когда в шестидесятых годах прошлого столетия он ездил в Грузию, то познакомился с преподобным Гавриилом Ургебадзе. Как батюшка вспоминал, встреча произвела на него сильное впечатление, они потом были в молитвенном общении, переписывались. Его духовными друзьями, с которыми отец Власий долгие годы состоял в духовной переписке и молитвенном общении, были схиигумен Савва (Остапенко) духовник Псково-Печерского монастыря, и схиархимандрит Зосима (Сокур), основатель Свято-Успенской Николо-Васильевской обители.

К отцу Власию обращались первые лица российского государства. Например, министр финансов РФ приезжал на своем мотоцикле BMW. Без помпы, без охраны, в шлеме, в очках, в кожаной куртке. Его проводили к батюшке, они общались. Светлана Медведева у батюшки не раз бывала. Главы крупных компаний, известные политики, знаменитые певцы обращались к нему за советом. В девяностых к отцу Власию приезжал Александр Исаевич Солженицын. Они много разговаривали.

Духовник Пафнутьева монастыря и Патриарх Алексий Второй

Помню, на вечерней в храме Рождества Пресвятой Богородицы стою в алтаре, заходят четверо представительных монахов с посохами и панагиями на груди. Увидели батюшку, посохи побросали, как дети отца Власия облепили, радуются, обнимают, целуют: «Власие, Власие!» Он их тоже обнимает, целует, у всех слезы радости на глазах. Как оказалось, это были отцы-настоятели с Афона, батюшкины друзья.

«Откуда он знает про моих родных? Я же в первый раз приехала!»

Все разговоры о его прозорливости отец Власий решительно отметал, а свои знания болезней у приходивших списывал на иридодиагностику, умение определять состояние здоровья по радужной оболочке глаз, которой якобы выучился, когда недолго учился в институте. Но как говорится, шила в мешке не утаишь. Отцы, которые с батюшкой близко общались, считали само собой разумеющимся, что отец Власий часто прямо в глаза называл человеку какие-то грехи и конкретные обстоятельства, о которых никто, кроме Бога, не знал. Не раз я был этому свидетелем.

Помню, подбегает к батюшке какая-то женщина, что-то начинает быстро ему говорить. Он смотрит на нее, а потом громко так: «Ну-ка, Галина, хватит тараторить, совсем меня оглушила! Ты зачем дома всех переполошила, — начинает говорить про каких-то ее домочадцев, — а сама уехала! Так нельзя! Ты домой позвони, родных успокой, с мыслями соберись, а потом придешь ко мне! Понятно?» И быстро дальше пошел. Женщина что-то ему вслед объясняет, что это все какие-то люди виноваты, а она наоборот, хотела как лучше. Потом вдруг прерывается на полуслове и вскрикивает: «Откуда он знает, как меня зовут и про моих родных? Я же сюда первый раз из Питера приехала!» А батюшки уже след простыл.

Когда возвращался из Боровского монастыря, настоятель меня первым делом спрашивал: «Ну что, сильно батюшка обличал?» Если какой-то опытный хирург или врач-кардиолог может точно сказать человеку о его болезни и назначить правильное лечение, так чему удивляться, что человек опытный в духовной жизни может точно определять и лечить духовные болезни?

Как-то раз идем по двору с другом, который со мной несколько раз за компанию в Боровский монастырь ездил, навстречу отец Власий. Мы подошли благословиться.

Перед тем, как моего друга благословить, он его по лбу ладошкой хлопнул и говорит: «Когда курить бросишь? Бросай, давай!» 

Присутствующие при разговоре тетушки поддакивают: «Нехорошо такому красивому парню курить!» Мы отошли, друг на меня с кулаками: «Ты зачем отцу Власию рассказал, что я анашу курю?» Оказалось, он сигареты вообще никогда не курил, а анашой баловался.

Вечером, когда отец Власий заканчивал прием и выходил из кельи, собирался народ и вставал под благословение. Некоторые в это время успевали задать какие-то важные для себя вопросы и получить от батюшки ответ. Как-то раз иду, смотрю, он выходит из кельи, народ бросается благословляться, окружив его плотной стеной. Какая-то импозантная дама, протискиваясь сзади, картинно заламывает руки и трагическим голосом вопрошает: «Как жить, батюшка?» Он оборачивается и на ходу бросает: «С одним!» Дама краснеет как маков цвет, батюшка быстро уходит. Народ долго еще смеялся…

Пожилой уважаемый протоиерей, праправнук нашего великого полководца Михаила Илларионовича Кутузова, отец Владимир Кутузов рассказал мне случай из своей жизни. Когда его только рукоположили, он, молодой диакон, служил у отца Власия в храме. Заметив в храме молодого здорового парня, к тому стали приходить советские чиновники и вымогать за него взятку. Мол, вместо того, чтобы в комсомол вступать и в армию пойти, он тут у вас тунеядствует и бабкам мозги пудрит. От греха подальше от них откупились. Через какое-то время они снова пришли за деньгами. Видя, что это никогда не закончится, отец Власий благословил дьякона устроиться на коровник в родной деревне, а по выходным приезжать в храм и служить. Так тот и сделал. 

Встреча с американскими паломниками

Однажды местный цыган устроил шутку — подкрался к загону с сиреной и так напугал коров, что те разломали загон и убежали в лес. Владимир бегал, кричал, но коровы так перепугались, что перестали слушаться и все разбежались. Не зная, что делать, он в слезах поехал к отцу Власию. Тот выслушал и заверил, что все будет хорошо, и отправил обратно на коровник.

Наступил вечер. Понурый дьякон идет к разбитому загону и вдруг видит, что из леса навстречу идет коровье стадо. Он побежал открывать ворота. Все 250 коров вернулись. Дьякон запустил последних, и вдруг видит, что сзади за коровами шли… несколько огромных волков. Волки дождались, когда последние коровы вошли в загон, а потом как ни в чем не бывало развернулись и ушли в лес. Такая вот история.

Что такое прозорливость

Явлению прозорливости уделяется пристальное внимание и в христианской догматике, и в научном познании

В религии

Христианское понимание прозорливости основывается на обретении пожизненной Божественной благодати через духовный опыт и праведную жизнь. Старцы, посвятившие всю свою жизнь служению Господу, получают возможность видеть мысли, чувства и поступки людей. Постоянно пребывая в своих угодниках Бог даёт им возможность вести к спасению большие массы народа.

Прозорливость — дар, отражающий высшую степень единения человека с Богом

Святые провидцы часто тяготятся своим даром. Им видны все самые тёмные уголки души посетителя, даже те, о которых не догадывается пришедший за помощью человек. Созерцание человеческой греховности приносит страдания носителям божественного дара, стремящихся к свету Царства Небесного.

Одним из видов духовной прозорливости является дар рассуждения. Он присущ людям, долгое время ведущим аскетический образ жизни. На основе духовного опыта старцы-аскеты способны определить источник духовного или физического явления, с которым столкнулся посетитель.

Своеобразной формой прозорливости является интеллектуальное духовное видение, основанное на опытном познании учения отцов Церкви. Человек, долгое время изучавший труды святых богословов, способен передавать свой опыт познания нуждающимся людям. Он направляет их по тому пути, который прошёл самостоятельно.

В психологии

В психологической практике выделяется два явления близких по характеру прозорливости.

Серендипность — инстинктивная прозорливость, заключающаяся в случайном открытии какого-либо явления или предмета в процессе поиска чего-либо другого. Термин ввёл в научный оборот в середине XVIII столетия писатель Хорас Уолпол, прочитав старинную венецианскую сказку о трёх братьях-принцах из Серендипа. Серендипность — способность делать глубокие выводы из случайных наблюдений
Её действие происходило в далекой восточной стране, у правителя которой было три сына. Они изучили все известные науки, но не могли использовать их в жизни. Тогда отец отправил их искать по миру множество несуществующих вещей. В ходе этих поисков братья сделали множество других интересных открытий, опираясь при этом на рассуждения, логику и проницательность

Серендипность заключается в умении не только видеть новое событие или явление, но и понимать его значение.

Инсайт — термин, обозначающий особое психологическое состояние человека, при котором он находит неожиданное решение важной проблемы. Особо ярко оно проявляется в критических ситуациях, когда человек испытывает сильное эмоциональное напряжение

Дословно это слово переводится с английского языка как «прямое знание». Другим его значением может быть » озарение, прозрение«. Человек в состоянии инсайта видит картину окружающей действительности в целом, находя решение проблемы на основе имеющегося опыта.

Психологи объясняют феномен «христианской прозорливости» с точки зрения проявления инсайта в сочетании с серендипностью.

Примечания

  1. [slovari.yandex.ru/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%A3%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/ Толковый словарь русского языка Ушакова](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1867 дней))
  2. [www.slovopedia.com/25/207/1651565.html Этимологический словарь Крылова]
  3. [vocabulary.ru/dictionary/487/word/%C8%CD%D1%D2%C8%CD%CA%D2%C8%C2%CD%C0%DF+%CF%D0%CE%C7%CE%D0%CB%C8%C2%CE%D1%D2%DC+%28%D1%C5%D0%C5%CD%C4%C8%CF%CD%CE%D1%D2%DC%29/ Психологическая энциклопедия].

«Жил-был Влас…»

Как-то раз пришли к нему люди, говорят, вот мы за вас, батюшка, молимся! Он спрашивает: «А как вы меня поминаете?» Люди отвечают: «Как великого заступника и молитвенника за нас!» А отец Власий им в ответ: «Неправильно вы меня поминаете! Надо так: “Жил-был Влас, обормот и лоботряс! Только ему и хочется, что пузо набить, да полежать-поворочаться!”»

Но за этим напускным легким шуточным поведением, подкупающим своей открытостью, скрывался опытный аскет и молитвенник, который как огненный столб стоял перед Богом и неотступно молил Его о милости к вверенному ему народу.

Это ему принадлежат слова, что монашеская келья — это гроб, где монах должен умереть для мира и воскреснуть для жизни вечной.

Что «как утренняя роса на цветы, покаянная молитва сходит на сердце и тогда оно оживает для Неба».

Про свои старые четки он говорил:

«Это мой духовный меч. Они у меня одни, с Афона, когда-то они очень красивыми были, а теперь поблекли, затерлись. На них мои слезы, прошения и молитвы. Четки — это мерило моей духовной жизни. Когда настанет мой час уйти к Богу, я прошу, чтобы эти четки положили со мной в гроб».

Людям, которые чаще всего (и я в их числе) приходили к нему за помощью и батюшкиной молитвой в каких-то своих земных делах, он помогал, а потом тихо говорил:

«Ко мне очень многие приходят с вопросами, как что купить, квартиру продать, работу хорошую найти, устроиться в жизни, выгодную сделку заключить, дочку успешно выдать замуж. Большинство с такими вопросами идет. Но бывает, приходит человек и говорит: “Батюшка, все у меня есть, но одного только мне не хватает, нет у меня веры! Вера моя слаба, не знаю, как мне спастись?” С таким вопросом приходит очень мало людей. А ведь это для человека главный в жизни вопрос».

Отцу Власию часто дарили дорогие подарки, от которых потом он виртуозно избавлялся. 

Подарит ему какой-нибудь важный посетитель дорогие часы или картину, а буквально через час эти подарки батюшка вручал какой-нибудь многодетной семье или одинокой матери на учебу сына.

Помню, когда в монастырь приезжал Глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) с американскими священниками и паломниками, они привезли батюшке в подарок большое дорогое рукописное Евангелие в коробке из телячьей кожи. Тот его полистал, порадовался, а в конце встречи отдал кому-то из братии, чтобы тот отнес его в монастырскую библиотеку. «Зачем оно мне, такое большое? Я его и до кельи-то не донесу!» И смеется как ребенок.

Когда в Пафнутьев Боровский монастырь приезжал духовный сын отца Власия — Представитель Русской Православной Церкви в Германии архиепископ Клинский Лонгин, мы с ним общались, и он сказал мне про отца Власия: «Моими духовниками были митрополит Никодим (Ротов), митрополит Антоний (Сурожский), в жизни мне довелось близко общаться со многими людьми высокой духовной жизни. Исходя из опыта этого общения я скажу про отца Власия — он из таких. Он может наставить, вразумить и обратить человека к Богу. Я благодарен Господу, что Он подарил мне такого духовника, как отец Власий».

Отец Власий со своим духовным сыном архиепископом Лонгином

В каждом человеке отец Власий видел неповторимый образ Божий. Он видел душу человека во всей ее неприкаянности, но никогда никого не судил. Отец Власий говорил:

«Суды человеческие и суды Божьи отстоят как небо от земли! Мы часто видим человека, как он грешит, но не видим и не имеем понятия, как он кается. Но Бог смотрит на нас не так, как люди. Он смотрит на сердце человека и каждому желает только одного — спасения! Поэтому мой вам совет — не судите, и не судимы будете!»

Примечания

  1. [slovari.yandex.ru/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%A3%D1%88%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/ Толковый словарь русского языка Ушакова](недоступная ссылка с 14-06-2016 (1868 дней))
  2. [www.slovopedia.com/25/207/1651565.html Этимологический словарь Крылова]
  3. [vocabulary.ru/dictionary/487/word/%C8%CD%D1%D2%C8%CD%CA%D2%C8%C2%CD%C0%DF+%CF%D0%CE%C7%CE%D0%CB%C8%C2%CE%D1%D2%DC+%28%D1%C5%D0%C5%CD%C4%C8%CF%CD%CE%D1%D2%DC%29/ Психологическая энциклопедия].
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector