Давидова пустынь монастырь в подмосковье
Содержание:
- Знаменская церковь
- Как доехать на общественном транспорте
- История монастыря
- Сначала собирать богатства, затем их раздавать
- История монастыря Вознесенская Давидова пустынь, Новый Быт, МО
- Мощи и святыни
- Никольская церковь
- Обитель сегодня
- Святыни и мощи монастыря
- Архитектор и внешняя отделка монастыря
- Немного истории
- Информация для паломников и туристов
- Правила посещения монастыря
- Святой источник
- Давидов Источник и Вознесенская Давидова Пустынь.
- Святыни
Знаменская церковь
В этом храме до Октябрьской революции находился гроб с мощами Моисея Угрина. Его привез в монастырь митрополит Московский — Платон. К сожалению, до наших дней он не сохранился. Главной достопримечательностью церкви является древняя икона Пресвятой Богородицы. С ней в пустынь пришел преподобный Давид, здесь же он нашел свое упокоение.
Кроме чудотворной иконы здесь хранится множество святынь. Слева от алтаря находится резная рака с мощами Давида. Как утверждают обитатели пустыни, после кончины преподобного он стал приходить во снах к людям, исцелять их.
Слева от входа хранится головка младенца из Вифлиема (один из 14 тысяч, убитых по Указу царя Ирода), частицы мощей Сергия Радонежского.
Как доехать на общественном транспорте
Общественным транспортом из Москвы до пустыни можно доехать:
На автобусе | На электричке |
|
От Курского вокзала следовать до ст. «Чехов», затем на автобусе № 36 или 36К. |
Кроме автобуса и электрички можно воспользоваться услугами такси. Поездка обойдется примерно в 1000 руб. Или подобрать попутную машину по сходной цене на сайте «БлаБлаКар».
История монастыря
Давидову пустынь основал в 1515 г. преподобный Давид Серпуховской, который управлял монастырем 14 лет. Почтенный старец поселился на этой земле вместе с 4 иноками. Они построили кельи, посадили липовую аллею, возвели храм Вознесения Господня и Спасский собор с 2 приделами. Строения были деревянные и до нашего времени не сохранились.
Монастырь начали выкладывать в камне при правлении Ивана Грозного. Царь питал симпатию к Давидовой пустыни и не жалел средств. Он даровал обители несколько угодий и вотчин. Но строительство не завершили. При Алексее Михайловиче Вознесенский собор разобрали и построили заново. Архитектура перестроенного храма сохранилась до наших дней.
Монастырь за эти годы качало туда-сюда. Рассвет сменялся крахом и наоборот. В Смутное время он подвергся грабежу и был разорен. Атаковавшие литовцы подожгли обитель. Пожар нанес значительный ущерб, сгорели документы.
Царь Михаил Федорович предоставил льготу на перестройку храма, и началось восстановление, которое заняло 6 лет. Но в 1764 г. он вновь подвергся лишению – указом Екатерины II были отняты земли. Не единожды он приписывался к другим общинам и снова переводился на обособленное положение с содержанием за счет собственных средств.
Новый период рассвета пришелся на конец XVIII века
Митрополит Московский Платон обратил внимание на ветхость монастыря. Епархиальное начальство приняло решение о его возобновлении
Починили кровлю, ризницу, построили дополнительные соборы, ввели порядок общежития, вследствие чего увеличилась братия обители. Дела монастыря пошли в гору, он одарял Епархию щедрыми пожертвованиями.
После Октябрьской революции храм снова разграбили и надругались над святынями – сожгли иконы, сорвали кресты. В 1929 г. Давидову пустынь закрыли, а братию частично репрессировали. Те, кто не был репрессирован, покинули монастырь. Власти обустроили в обители гаражи, складские помещения и ночной клуб.
Здесь собирались атеисты, устраивались дискотеки. Купола, колокола и монастырское кладбище уничтожили, на колокольню водрузили Красное знамя, а в жилище монахов сделали студенческое общежитие, полы которого выложили могильными плитами.
Давидова пустынь монастырь в советский период
Но уничтожить религиозные корни не получилось. В 90-х гг. ХХ века верующие вновь стали приходить к монастырю на молитвы, собирали пожертвования на его восстановление. Был назначен настоятель, налажено монашеское житие и проведена литургия, первая за полвека. Затишье длилось недолго. Монастырь вновь ограбили, а отца Германа нашли убитым в собственной келье.
Однако прихожане не сдались, сбор пожертвований возобновился, семья Истоминых преподнесла обители звонницу, через 2 года прихожане подарили Давидовой пустыни колокол, весом в 1 т. Внешне монастырь был приведен в порядок только к 2003 г., после чего сюда переместили мощи создателя – преподобного Давида.
Сначала собирать богатства, затем их раздавать
Приближаясь к пятилетию своего настоятельства, что Вы можете сказать о пройденном за этот период пути? Вы ведь не были монастырским монахом, и, наверное, сложно пришлось на первых порах?
Да, я не был монастырским монахом: до этого более семи лет нес послушание эконома Московского епархиального управления. Две важные вещи помогли мне быстро освоиться на новом месте и полюбить его всей душой. Во-первых, братия Давидовой пустыни встретила меня тепло и радушно. Во-вторых, определенную роль сыграла моя привычка к послушанию, вошедшая в кровь и плоть с детских лет. Нас в семье было восемь детей. Не буду рассказывать, как относились к поповским детям в школе. О понимании, тем более поддержке одноклассников и учителей, говорить не приходится. Но, несмотря на это, я вместе со своими братьями и сестрами помогал отцу, прислуживая в храме. Когда его, протоиерея Геннадия Куксова, настоятеля сельского храма в Липецкой области, не стало (он отошел ко Господу на 51-м году жизни), мы продолжали оставаться дружной боголюбивой семьей благодаря нашей маме матушке Евгении, которая воспитывала нас с неослабной верой в Господа. Еще одна дата обязывает меня более пристально всмотреться в пройденный путь. В нынешнем году мне исполняется 40 лет. Часто вспоминаю, как митрополит Псковский и Порховский Евсевий (тогда – архиепископ Псковский и Великолукский), у которого я после окончания средней школы нес послушания иподиакона, а также другие умудренные возрастом и жизненным опытом архипастыри говорили, что до 40 лет нужно собирать, после 40 – раздавать. Понятное дело, имелось в виду не материальное богатство. Вот и пытаюсь сейчас проанализировать, что я успел за это время собрать и что смогу раздавать людям, чем смогу с ними делиться. В отношении моего игуменства: пять лет – срок небольшой. Только теперь начинаю более глубоко понимать и видеть ту или иную ситуацию, намечать эффективные или безболезненные пути ее развития. Безусловно, каждый день Господь будет открывать что-то новое, но какой-то фундамент монашеской жизни за это время появился. И в основе его – крепнущее с каждым годом чувство ответственности за братию и ее духовное преуспеяние.
Батюшка, чувство ответственности за вверенные Вам души крепнет, а как самому игумену спасаться?
Начну с того, что не каждый насельник обители имеет возможность совершать богослужения. А когда ты совершаешь Литургию, Господь по-особенному дает тебе благодать Святого Духа, сердце твое отзывается, ум озаряется. Второй момент: игумен – он ведь не игумен стен, он игумен того братства, которое имеет общие желания, общее стремление, то есть стремление к Богу. Если братия идет по пути спасения, она неминуемо будет «тянуть» за собой игумена. В каждом монастыре есть совместная братская молитва. У нас она начинается в 06.30 утра. Мое настоятельское место в Знаменской церкви (в XV веке иеромонах Давид пришел в эти необжитые места с иконой Божией Матери «Знамение) находится напротив раки с мощами преподобного и образа Божией Матери «Знамение». Когда стоишь и мысленно обращаешься к авве, основателю святой обители, то видишь, как через молитву братии он, имея дерзновение ходатайствовать перед Богом, посылает те или иные милости, что придает нам силы. Так и спасаемся все вместе.
И последний вопрос, отче. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в апреле в стенах Давидовой пустыни пройдет научно-практическая конференция, посвященная 1000-летию присутствия русских на Афоне, и монастырь серьезно к ней готовится. А Вам довелось побывать на Святой Горе Афон? Есть в этом плане личный опыт, какие-то особо запомнившиеся впечатления?
История монастыря Вознесенская Давидова пустынь, Новый Быт, МО
Обитель была основана в 1515 году на высоком побережье Лопасни, на землях, которые в те времена принадлежали князю В. С. Стародубскому. Основатель ее – преподобный Давид Серпуховский, который был учеником преподобного Пафнутия Боровского. Он поселился в этих местах, будучи уже старцем, а с ним были 4 инока – 2 послушника и 2 монаха. При Серпуховском чудотворце – такую регалию тоже имел Давид Серпуховский — была икона Знамения Богоматери.
Игумен Вознесенский сразу установил здесь кельи, им были построены первые храмы во имя Вознесения Иисуса Христа, выполненные из дерева. У них был придел во имя Успения Пресвятой Богородицы и чудотворца Николая. Возле обители игуменом Вознесенским (так тоже называли преподобного Давида) была насажена липовая роща. Примечательно то, что все деревья сажались вверх корнями. Так Давид хотел показать, насколько велика сила Бога, и все деревья из этой рощи принимались землей и взрастали.
Почитаемым преподобный Давид стал после своей смерти. В 1602 году в синодике он назывался преподобным, тогда как по документам 1657 года его называют еще и чудотворцем.
Вознесенская Давидова пустынь существует уже немногим более 500 лет, и за это время ей пришлось пережить не только рассветы, но и времена смуты и невзгод. Сегодня с Божьей помощью, а также с помощью неравнодушных людей обитель продолжает восстанавливаться, строиться, активно развиваться. В ней в настоящее время хранится много святынь.
На сегодняшний день в монастыре пребывает 12 насельников. В настоятелях здесь сегодня игумен Сергий (фамилия Куксов). Каждый день в пустыни совершают литургию.
До революционного периода в Знаменском храме находился гроб прп. Моисея Угрина. Его сюда привез Митрополит Платон Левшин. Он не сохранился до сегодня, но воздать молитву можно частицам его мощей. Помимо них, здесь сохранено как минимум 200 частиц мощей Божиих Угодников, в том числе Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, св. Иоанна Предтечи, вмц. Пантелеймона, вмц. Варвары, ап. Андрея Первозванного, мц. Татианы, Киево-Печерских святых, а также многих других Божиих угодников в лице великих святителей, учителей.
Неподалеку от обители располагается ее подворье, а именно в деревне Талеж, находящейся в Чеховском районе Московской области. Именно в этих местах находится известный источник Давида, из которого течет родниковая вода с особенным вкусом и свойствами. К источнику преподобный Давид ходил пешком из обители.
Освящается родниковая вода молитвами Давида Серпуховского, а на территории родника действует храм в честь преподобного Давида. Здесь же на территории есть купальни для мужчин и для женщин. Всякий побывавший в этих местах отмечает, что здесь можно наполниться духовной силой, которая передается через воды источника при омовении.
Вознесенскую Давидову пустынь можно посещать. Если посетителями планируется фото- либо видеосъемка на территории обители, ее необходимо согласовать. Для этого нужно подать прошение об этом минимум за 3 дня до своего посещения монастыря.
Мощи и святыни
Вознесенская Давидова пустынь представляет собой настоящую кладезь из разного рода православных святынь. Самой значимой, пожалуй, является кусочек металла, к которому прикрепляется частичка того самого гвоздя из Голгофского креста. Именно он использовался во время казни Иисуса Христа.
Помимо прочего, здесь можно обнаружить более чем две сотни мощей, обретенных не только в России, но и за ее пределами. Для тех, кто верит в целительную силу такой формы православных святынь, Вознесенская Давидова пустынь станет мощным источником в деле укрепления веры.
Все святыни доступны для прихожан и паломников. Самые первые мощи, которые остались от тела древнего еврейского пророка Елисея, имели такую божественную силу, что могли оживлять мертвых. Свидетельства этому отражены еще в Ветхом Завете, поэтому монастырь крепко держится за традиции прошлого, которые несут в себе христианское учение.
Никольская церковь
Ее история началась в первой половине XVIII века, когда было решено освятить новую церковь, вплотную примыкающую к Вознесенскому собору.
Однако уже в начале XIX века ее пришлось разобрать и перестроить вновь: было решено слегка «отодвинуться» от «соседа» и заодно построить кухню и братскую трапезную. После там же была сооружена духовная печь.
В конце XIX века начался пожар: в нем сгорели панихидный столик и икона Владимирской Богоматери, обгорел пол, а иконостас сильно закоптился. Все разрушения устранили, и в 10-х годах ХХ века церковь освятили вновь.
В Советском Союзе ее отдали под местный клуб: в нем устраивали дискотеки и антирелигиозные собрания. Купола были уничтожены – их восстановили только в конце ХХ века. Повторное освящение произошло в 2004 году.
Это интересно: в церкви можно поклониться мощам святого Николая Чудотворца, в честь которого она и названа, мощам евангелистов Матфея, Марка и Луки и других святых.
Никольская церковь, выполненная в стиле классицизма, окрашена в светлый персиковый цвет и украшена белоснежной лепниной, гирляндами, масками и мозаикой с изображениями серафимов. Само здание прямоугольное, сверху – полукруглая «крыша» (фронтон), барабан и один золоченый купол. На востоке к церкви прилегает полукруглая апсида, равная ширине основного здания.
Обитель сегодня
При подъезде к поселку Новый Быт, за одним из поворотов, перед вами откроется великолепный вид. С этого места прекрасно просматривается Свято-Вознесенская Давидова пустынь – весь архитектурный ансамбль и его жилые корпуса.
Спустя 63 года запустения обитель ожила. Православной общине, организованной в поселке Новый Быт, был передан Собор Всемилостивого Спаса.
Монастырь Давидова пустынь восстанавливался непросто. Настоятель обители столкнулся с массой проблем, но от своей цели не отступил. В 1995 году отец Герман был зверски убит. По официальной версии, преступление было совершено ради наживы – был ограблен монастырский сейф.
Великолепное восстановление монастыря омрачают различные слухи, которые окутывают этот процесс. Священнослужителей обвиняют в том, что они принимали крупные пожертвования на восстановление обители от людей с сомнительной репутацией. Это Геннадий Недосека и Антон Малевский. Сегодня на кладбище монастыря можно видеть их могилы, которые отличаются от других захоронений своей роскошью. Малевский – бывший российский «алюминиевый король» и лидер преступной группировки Измайлово, Недосека — работник администрации города Чехова, с весьма сомнительной репутацией. Несмотря ни на что, благодаря помощи и этих, не самых праведных, людей Давидова пустынь восстановлена.
Святыни и мощи монастыря
В Давидовой пустыни хранится огромное количество святынь. По некоторым данным их больше 200 шт.
Самые известные из них в Знаменской церкви:
- рака с останками преподобного Давида;
- останки младенцев Вифлеема;
- икона Знамения Богородицы;
- частица Распятия Иисуса Христа.
В Спасском соборе:
- часть головы Александра Невского;
- часть Ризы Богородицы и Иисуса Христа.
В Никольской церкви:
- мощи Николая Чудотворца;
- икона и частица останков Матроны Московской;
- частица мощей евангелистов.
В Вознесенском соборе:
мощи Максима Грека.
Для обитателей монастыря главными святынями являются останки Давида Серпуховского и икона Знамения Богородицы, которую он принес с собой.
Архитектор и внешняя отделка монастыря
Первым руководителем проекта, состоящего из 2 церквей, кельи и трапезной, был сам Давид, с благословения Иосифа Волоцкого. Имена дальнейших создателей архитектурного комплекса, к сожалению, не сохранились. Утрата документов при пожаре, неоднократное присоединение к другим монастырям, грабежи и разрушения лишили множества сведений о нем, которые невозможно воспроизвести.
Вознесенский собор – наиболее древний из храмов — построен в XVI веке из белого камня. Выглядит довольно сдержанно. Стены и фундамент двухъярусного пятиглавого строения сохранились со времен Ивана Грозного. Его верхняя часть опирается на 2 столба, которые удерживают 4 арки центральной части перекрытия.
Конструкция сложная, специалисты относят ее к XVI веку. Четверик опоясан декоративными кокошниками, под которыми расположились миниатюрные изразцовые фризы. Стены нижней части храма украшены наличниками килевидной формы.
Плотно прилегающая к Вознесенскому собору с запада Знаменская церковь, выкрашена в интенсивный оранжевый цвет. Она является духовным сердцем ансамбля, потому что в ней хранятся останки Давида Серпуховского.
Прямоугольный четверик с 2 прямыми скатами увенчан черным куполом. Стены с пилястрами украшены филенками, на окнах килевидные наличники, а фасад декорирован белым кокошником.
С севера от Вознесенского собора расположилась Никольская церковь, построенная в духе классицизма. Она тоже примыкает к храму почти вплотную, соединяясь с ним небольшим проходом. Здание имеет прямоугольную форму с полукруглым фронтоном. Венчает его барабан с черным куполом и главкой на нем, маскирующий диагональный свод из 4 лотков, не характерный для той эпохи.
Церковь окрашена в сочный персиковый цвет, декорирована лепными фризами, изображающими растительность, мозаичными панно и гирляндами. На одной из стен изображен шестикрылый серафим. В холодное время года здесь проходили службы.
Следом за Никольской церковью раскинулся нарядный пятиглавый Спасский собор. Розовое здание прямоугольной формы увенчано массивным барабаном с черным куполом и изобилует декоративными элементами.
С западной стороны к нему примыкает трапезная, а восточная сторона украшена аспидным выступом. Южная и северная часть храма декорирована ризалитами с 4 небольшими куполами. Барабан и само здание церкви имеют длинные продолговатые окна. Стены отделаны в псевдорусском стиле. Использована орнаментальная кирпичная кладка, кокошники и килевидные арки.
Ансамбль продолжает белоснежная Успенская церковь, исполненная в стиле барокко. Прямоугольное основание с полуциркулярными окнами, обрамленными прямоугольными же наличниками, продолжает восьмигранник, венчаемый покатой крышей и одноглавым черным куполом.
Окна восьмигранника заключены в фигурные наличники. С западной стороны к церкви примыкает трапезная, с востока – граненый аспидный выступ. По углам храм украшен пилястрами и колоннами. По дате постройки – это второе сооружение, после Вознесенского собора, и относится к середине XVIII века.
Позади основных церквей устроился Храм Всех Святых, последний из комплекса. Он построен в конце XIX века. Его внешний вид значительно выделяется на фоне остальных зданий ансамбля.
Вытянутое одноглавое строение, выкрашено в желтый цвет, купольный барабан расписан золотом. Окна обрамляют фигурные наличники. Под крышей его опоясывают декоративные элементы белого цвета. По центру стену разделяют белоснежные пилястры, завершенные абсидой.
Над главными воротами возвышается 70 м. колокольня приятного персикового цвета, с четырьмя ярусами разной формы. Четверик, являющийся въездными воротами, продолжает восьмигранник, на который взгромоздился цилиндрический третий ярус с колоколами. Последний ярус со всех 4 сторон занимают циферблатные часы. Венчает сооружение золотой купол с крестом. Фасад декорирован филенками и кокошниками.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.
Немного истории
Как утверждают историки, преподобный Давид принадлежал к княжескому роду Вяземских. Настоящее его имя — Даниил. В двадцатилетнем возрасте он решил уйти в Пафнутиево-Боровской монастырь, где и прожил более двадцати лет.
В 1515 году Давид основал обитель, ныне известную как Вознесенская Давидова пустынь.
Во времена царствования Ивана Грозного началось возведение большого каменного храма Вознесения Господня. Но ему не суждено было быть достроенным. Этому есть объективные причины. Вначале монастырь и его территория подверглась нападению литовцев и черкесов, которые сожгли и уничтожили многие ценности, разрушили уже существовавшие постройки и разграбили все припасы. По повелению патриарха Иоакима храм был полностью разобран. Иоаким распорядился на его месте возводить новый храм. Каменная церковь выросла над гробом Давида. Прежде на этом месте находилась деревянная часовня. Ее размеры были не слишком велики.
В самом конце XVII века на территории монастыря построили еще одну часовенку, рядом с Арбатскими воротами. Просуществовала она немногим более века. Затем на ее месте раскинулось монастырское подворье.
Свято-Вознесенская Давидова пустынь до середины XVIII века принадлежала разным монастырям. Основная причина такого положения – низкие доходы. Пустынь владела несколькими небогатыми вотчинами, приносившими очень мало денег. Средств совсем не хватало — даже на то, чтобы содержать храмы и монашескую братию. В 1765 году к пустыни была присоединена часовня, находящаяся у Москворецких ворот. Прежде она принадлежала прекратившей свое существование Морчуговской пустыни. В этой часовне имелась икона Всемилостивого Спаса.
В это же время Давидова пустынь получила еще одну часовню, которая находилась у Калужской заставы. В конце XVIII века в обители построили жилье для значительно увеличившейся братии. К началу XX века там проживало около ста монахов. Среди них был и Алексий, который в свое время предсказал окончание Севастопольской войны.
Информация для паломников и туристов
Давидова пустынь открыта в будни с 7:30, в выходные – с 6:00, закрывается после окончания вечернего богослужения. Церковная лавка открыта с 9:00 до 18:00 каждый день: тут можно приобрести свечи, иконы, литературу, аудио- и видеоматериалы о монастыре, а также заказать поминовения. Телефон лавки: 8 (495) 996-0745, 8 (49672) 41652.
Как добраться
Добраться до Давидовой пустыни можно по-разному. Из Чехова можно добраться своим ходом: для этого потребуется сесть на автобус на автовокзале и доехать до остановки «Новый Быт». Потребуются следующие маршруты:
- №36: ходит каждый час до остановки «НАТИ» в селе Новый Быт;
- №36К: ходит каждые 4 часа до остановки «Красные Орлы» одноименной деревни;
Важно: на остановке «Красные Орлы» находится Георгиевская часовня. От Ступино с автовокзала следует автобус №46
Он ходит каждые 5 часов
От Ступино с автовокзала следует автобус №46. Он ходит каждые 5 часов.
От Москвы можно доехать 3 способами:
- На электричке от Курского вокзала до Чехова (одноименная станция) и далее на указанных выше автобусах;
- От автовокзала на метро «Южная» на автобусе №428 – он следует до Чехова каждые 5 часов;
- На автомобиле необходимо будет проехать по Симферопольскому шоссе (М-2) или трассе «Москва-Дон» (М-4) до трассы А-108. С нее повернуть на Молодежную улицу – на ней есть указатель на Давидову пустынь.
Где остановиться
Остановиться можно в Чехове: возле автовокзала располагается несколько гостиниц:
- First»: в этой гостинице всего одно место, но она находится в нескольких минутах ходьбы от станции и автовокзала. Есть прачечная, неподалеку расположились несколько магазинов и кафе, рядом расположен музей Чехову. Стоимость ночи – около 2,5 тысяч рублей.
Адрес: улица Чехова, дом 4А, кв.34.;
- Хостел «Чехов»: в нем есть все, что нужно постояльцу – интернет, парковка, бассейн, баня, платный трансфер от и до аэропорта Домодедово. К услугам гостей несколько отдельных номеров и общих, регистрация круглосуточная. Стоимость начинается от 550 рублей за сутки.
Адрес: Весенняя улица, дом 26А;
- Гостиница «Олимпийская»: бизнес-отель имеет 3 звезды и подходит для проживания людей с ограниченными возможностями (на креслах-каталках). К услугам постояльцев интернет, химчистка, прачечная, тренажерный зал, парковка. Стоимость номера начинается от 3 тысяч рублей.
Адрес: Советская площадь, строение 2; телефон: +7 (4967) 26-90-48, -50.
Также в Чехове можно остановиться в гостиницах «Чехов Престиж», «Родник», «Русское поле», но, как показывают отзывы, они находятся намного дальше от вокзала. «Усадьба Пешкова» в одноименной деревне представляет собой дом отдыха, в котором можно остановиться надолго.
Экскурсии
Все экскурсионные программы проводятся по предварительному согласованию и заказу. Сделать это можно по телефонам 8-909-685-81-44 и 8-926-886-36-35, заказами занимается Елена Геннадьевна. Прогулки проводятся с 11 до 15 часов, фото и видеосъемка возможны только при согласовании с настоятелем.Минимальная стоимость экскурсии – 500 рублей, минимальная группа – 6 человек. Если группа более 10 человек, стоимость билета на взрослого составляет 50 рублей, на ребенка или пенсионера — 30 рублей. Если у группы есть свой экскурсовод, не являющийся представителем Давидовой пустыни, стоимость билета будет составлять 30 рублей.
Это интересно: указанные цены являются не точными – это пожертвования, которые могут быть изменены по желанию паломников, однако уменьшать их нежелательно.
Возможна организация трапезы, ее стоимость будет составлять 250 рублей на человека (200 рублей на ребенка младше 10 лет). Необходимо будет подтвердить трапезу за день до приезда, иначе заказ аннулируется
Расписание богослужений
Во все дни, кроме воскресенья, расписание выглядит следующим образом:
- 8:00 – Божественная литургия;
- 17:00 – Вечернее богослужение.
В воскресенье расписание меняется:
- 6:30 – ранняя Божественная литургия;
- 9:00 – поздняя Божественная литургия;
- 17:00 – Вечернее богослужение.
Главные праздники Давидовой пустыни связаны с обретением мощей святых. Главным праздником считаются памятные даты, связанные с преподобным Давидом, основателем монастыря – 2 и 31 октября, 23 мая (обретение мощей). Другие памятные даты связаны со святыми праздниками (Рождеством, Вознесением, Пасхой и т.д.), днями святых и возложением мощей.
Возьмите на заметку: у одного святого может быть несколько памятных дат: например, «отмечают» даты обретения Креста и Гвоздей, Воздвижения и изнесения Креста.
Давидова Пустынь расположена в 23 км от Серпухова и в 60 км от Москвы. Это величественный комплекс православных храмов и монастырей, в которых содержатся мощи более 200 святынь.
Подробнее о монастыре смотрите следующее видео:
Правила посещения монастыря
Не следует опаздывать и отвлекать присутствующих. Посещать монастырь необходимо в скромной одежде, с длинными рукавами, без неподобающих рисунков и надписей. Женщина обязательно должна надевать длинную юбку или платье и иметь при себе платок.
Мужчинам головной убор в церкви положено снимать, разрешено приходить в джинсах. Шорты, майки, топы, футболки запрещены. Не стоит осквернять святое место. Соблюдение этих правил контролируют охранники. Одетых неподобающим образом посетителей в монастырь не пропустят.
На территории обители запрещается курить, сквернословить, мусорить, использовать мобильную связь. Телефоны рекомендуется заранее отключить. Нельзя снимать видео и фотографировать без благословения, а также заходить в хозяйственные помещения.
Святой источник
Неподалеку от святого монастыря, в небольшом селе Талеж, находится его подворье. Это место прославил уникальный источник. Давидова пустынь, по словам верующих, является поистине уникальным местом. Упомянутый родник освящен во имя преподобного Давида. На протяжении сотен лет он утолял жажду паломников. Со всех уголков земли Русской сюда шли православные, дабы испить живительной влаги. Она освящалась молитвами Давида, ходившего на этот источник пешком из пустыни. На подворье стоит храм преподобного, имеются купальни. Все, кто побывал в этом месте, уходят отсюда умиротворенными, с частицей Божьей благодати в душе.
Давидов Источник и Вознесенская Давидова Пустынь.
Так уж получилось, что в майские праздники я никуда не смогла вырваться из страны. Тогда я начала думать, куда можно съездить недалеко от Москвы, поскольку небольшой стаж вождения еще не позволяет мне предпринимать дальные вылазки. Сразу же подумала о Святом Давидове Источнике, что находится недалеко от села Мелехово Чеховского района. Там я была до этого уже 2 раза, но конечно же не самостоятельно, однако дорогу нашла на удивление быстро. Всего 30-40 минут, 50 км. по симферопольскому шоссе, и я на месте.
Источник расположен в селе Талеж. Он был освящен во имя преподобного Давида — основателя монастыря Вознесенская Давидова Пустынь. Сам монастырь находится в селе Новый быт, но о нем чуть позже. Так вот, на территории, где бьет родник, превращаясь в настоящий полноводный ручей были построены храм Преподобного Давида, 2 купальни (мужская и женская) и звонница. О процедуре окунания (омовения) в источник следует сказать отдельно. Прянито заходить в воду полностью обнаженным и окунаться с головой три раза. Делать это надо очень быстро, т.к. температура воды не поднимается выше 10 градусов (в этот мой приезд она была +3) и длительное нахождение в воде может привести к неблагоприятным последствиям. Кстати, я сама окуналась однажды, ощущение после этого было как от принятия длительной расслабляющей ванны, чувствуешь себя чистой и разгоряченной. По поверью после окунания могут пройти многие болезни, поскольку источник все же считается святым. По мне так, стоит это сделать хотя бы ради интереса. Не пожалеете — это точно. А еще, конечно, там можно забрать воду с собой, что и делают люди, приезжающие сюда аж из Москвы. Вода кстати очень вкусная, сладковатая.
Само село Талеж может гордиться своим почтенным возрастом и интереснейшей многовековой историей. Современные археологические находки связаны в первую очередь с хорошо сохранившимся славянским городищем, которое позволяет утверждать, что на этих, богатых для различных промыслов землях, проживали пришедшие с севера племена вятичей. Когда в начале XIV века Иван Калита собирался в Золотую Орду, он перед походом составил Духовную грамоту и роздал свои владения сыновьям. Сын Андрей, согласно документам 1328 года, получил Лопасню, Талеж и Спас-Темню. Эту дату и принято считать как одну из первых в упоминании о Талеже. В 1796 году на средства графа Владимира Григорьевича Орлова в Талеже был построен храм Рождества Богородицы, который до недавнего времени находился в плачевном состоянии. Но сейчас его восстанавливают. Даже сейчас можно сказать, что храм очень красив.
Мужской монастырь Вознесенская Давидова Пустынь, в чьем ведении находится источник, расположен в 85 км от Москвы и в 24 км. от Серпухова, недалеко от города Чехова. Он расположен в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку. Именно эта река отделяет монастырь от святого источника в Талеже. Поэтому, чтобы попасть на машине из одного пункта в другой необходимо будет сделать достаточно большой крюк километров в двадцать. Если честно, первый раз мне пришлось поплутать, прежде чем я добралась до монастыря. Однако я не жалею, т.к. по пути я видела не менее замечательные храмы в селе Крюково. Причем оба (один на кладбище, другой в самом селе), достаточно примечательны. Если честно, в эту свою поездку я убедилась, что недалеко от столицы, в самых неприметных местах, можно отыскать жемчужины.
Основана Давидова Пустынь 31 мая 1515 г. преподобным Давидом на земле, принадлежавшей тогда князь Василию Стародубскому, куму Василия III. Об истории возникновения монастыря и жития св. Давида можно прочитать здесь https://davidova-pustin.ru/index.php?an=foundation. По преданию, преподобный Давид выкапывал липы в лесу и, принося их в монастырь, сажал вверх корнями, дабы показать темному местному населению силу молитв к Богу и Пречистой Его Матери. И по молитвам преподобного Давида деревья произрастали. Липовая роща до сих пор рядом с монастырем.
Святыни
- Копия Гвоздя Распятия Господня с частицей подлинного Гвоздя
- Ковчег со святыми мощами святого великомученика Евстафия Плакиды
- Ковчег с частицей Хитона Господня
- Ковчег с частицей ризы Пресвятой Богородицы
- Ковчег с мощами преподбного Ферапонта Лужецкого, Можайского чудотворца
- Ковчег с мощами преподобного Давида Солунского
- Ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев
- Ковчег с мощами преподобного Германа Аляскинского
- Ковчег с мощами преподобного Моисея Угрина
- Ковчег с мощами преподобного Никиты Столпника Переславского
- Ковчег с мощами свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
- Ковчег с мощами свт. Исаии, епископа Ростовского
- Ковчег с мощами преподобного Давида, игумена Вознесенского, чудотворца